Научная статья на тему 'Методические подходы информационного обеспечения разработки стратегии управления предприятием'

Методические подходы информационного обеспечения разработки стратегии управления предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / STRATEGY / THE INFORMATION / A CONTROL SYSTEM / THE ENTERPRISES / A COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кошеев А. Дж, Альборов Ас А.

Статья посвящена проблемам разработки стратегии управления. В работе предложены методические подходы информационного обеспечения разработки стратегии управления предприятием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological approaches information management strategy of enterprise management

Article is devoted problems of working out of strategy of management. In work methodical approaches of a supply with information of working out of strategy of operation of business are offered.

Текст научной работы на тему «Методические подходы информационного обеспечения разработки стратегии управления предприятием»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

КОШЕЕВ А.ДЖ.,

соискатель,

Кабардино-Балкарский научный центр РАН, Институт информатики и проблем регио-нального управления,

е-mail: aj_kosheev@list.ru;

АЛЬБОРОВ АС.А.,

соискатель,

Кабардино-Балкарский научный центр РАН, Институт информатики и проблем регио-нального управления,

е-mail: alborov_a@rambler.ru

Статья посвящена проблемам разработки стратегии управления. В работе предложены методические подходы информационного обеспечения разработки стратегии управления предприятием.

Ключевые слова: стратегия; информация; система управления; предприятия; конкуренция.

Article is devoted problems of working out of strategy of management. In work methodical approaches of a supply with information of working out of strategy of operation of business are offered.

Keywords: strategy; the information; a control system; the enterprises; a competition.

Коды классификатора JEL: L11, L22.

Разработка стратегии представляет собой процесс движения стратегической информации, а слои принятия решения — узлы ее переработки. 75% руководителей пищевых предприятий считают слабое информационное обеспечение главным препятствием для разработки стратегии [4].

Нами предлагается методика формирования системы информационного обеспечения для разработки стратегии предприятия пищевой промышленности, представленная на рис. 1. Работа данной методики рассмотрена на примере конкретного пищевого предприятия (ООО «Карагачский молокозавод»).

Первый шаг построения системы связан с определением объема и содержания стратегический информации, обусловливающих вид, размер и сложность структуры системы информационного обеспечения разработки стратегии [1].

В процессе разработки стратегии используется: внутренняя информация о текущем состоянии и закономерностях развития элементов предприятия как системы, внешняя информация о параметрах внешней среды предприятия, способных повлиять на его функционирование.

Информация не может быть полной в силу сложности объектов исследования. В связи с этим возникает два альтернативных методологических подхода к формированию системы информационного обеспечения [3]:

S первый подход заключается в том, чтобы проводить разработку стратегии, на основе включения в расчеты всех показателей взаимодействия между элементами объекта и среды;

S второй подход предполагает использование только существенных параметров (в первую очередь, данных о состоянии микросреды), определяющих рыночные позиции предприятия.

Первый способ предполагает усложнение механизма расчета. В силу сложности внешней среды и самого предприятия он никогда не будет полным. Второй способ несет в себе неопределенность результата. Практическая целесообразность последнего подхода возрастает, если удается оценить величину неопределенности (т.е. риск принятия неверного стратегического решения), используя специальный математический аппарат, например методы теории игр или теории нечетких множеств.

Главным критерием, который позволяет включить показатель в набор существенных параметров, является наличие очевидной зависимости между значением данного фактора и успешностью достижения поставленной стратегической цели (не важно, является такая связь количественно измеряемой или будет определяться качественно). Таким образом, из перечня показателей, рекомендованных нами для разработки стратегии пищевого предприятия, специалистами ООО «Карагачский молокозавод» был выбран ряд параметров SWOT-анализа внешней и внутренней среды. Более сложной

© А.Дж. Кошеев, Ас.А. Альборов, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

является задача определения источников и каналов получения информации. Внутренними источниками информации для ООО «Карагачский молокозавод» могут служить: бухгалтерские, финансовые, статистические и иные отчеты, беседы с сотрудниками и руководителями, сообщения персонала, обзоры жалоб, протоколы различных заседаний, деловая переписка. Внутренние документы имеются в наличии.

I ШАГ - Содержание информации для разработки стратегии КРИТЕРИИ: Объем, содержание, качество и источники информации 1.1 Определение основных показателей

1 .2 Определение источников информации

1.3 Определение каналов получения информации

II ШАГ - Методическое обеспечение КРИТЕРИИ:Способы проведения операций работы с информацией ♦

2.1 Определение методов сбора информации.

1

2.2 Определение методов обработки информации.

1

2.3 Определение методов хранения и выдачи информации.

III ШАГ - Технологическое обеспечение КРИТЕРИИ: Возможности автоматизации технологических операций работы с информацией ♦

3.1 Определение средств сбора информации.

3.3 Определение средств обработки информации.

3.4 Определение средств хранения и выдачи информации

IV ШАГ - Организационное обеспечение КРИТЕРИИ: Какими лицами будет осуществляться работа с информацией ♦

4.1 Распределение обязанностей по работе с информацией

4.2 Документирование организационных полномочий

V ШАГ — Построение системы КРИТЕРИИ-сроки, ресурсы и процесс работы системы 5.1 Материально-техническое обеспечение

1

5.2 Подбор персонала и назначения

1

5.3 Инициация процесса функционирования

1

5.4 Получение предварительных результатов

1

♦ Функционирование системы

Рис. 1. Авторская модификация методики организации системы информационного обеспечения для разработки стратегии пищевого предприятия

Сбор информации из внешних источников является особенно серьезной проблемой, ввиду чего рассмотрим его более подробно. Для регионов СКФО, в том числе Кабардино-Балкарской Республики, характерна большая плотность информационного пространства, «сгущающегося» в региональном центре. Это означает, что пищевые предприятия прочих населенных пунктов, в том числе ООО «Карагачский молокозавод», не ограничены в выборе источников информации.

Внешнюю информацию можно подразделить на официально опубликованную, доступную для всех, и на так называемую синдикативную информацию. Это первичная информация, которую специальные информационно-консультационные

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗРАБОТКИ... 93

организации собирают, обрабатывают, а затем продают своим подписчикам. Важным достоинством синдикативных данных является их невысокая стоимость, так как она разделяется между подписчиками [2].

Синдикативные данные основаны на отработанной системе сбора информации, поэтому им присуще высокое качество. Недостатки синдикативных данных: во-первых, подписчики не могут влиять на сбор информации, во-вторых, поставщики синдикативных данных обычно стараются заключать контракты на длительный период, в-третьих, стандартизированные синдикативные данные доступны многим пользователям, в том числе конкурентам. Поэтому, перед тем как стать подписчиком, необходимо оценить пригодность информации. Руководство ООО «Карагачский молокозавод» признает указанные недостатки существенными, и их достаточно для отказа от синдикативной информации.

Основной источник получения первичной информации — мнение отдельных лиц или групп лиц (потребителей, контрагентов, конкурентов и др.) по рассматриваемой проблеме.

Внешними источниками вторичной информации являются сведения, доступные на официальных сайтах сети Интернет. К ним относят законы, указы, постановления государственных органов, выступления государственных, политических и общественных деятелей, данные официальной статистики, результаты научных исследований и др. Например, Госкомстат России имеет в сети Интернет серверы, содержащие необходимую в практике прогнозирования и планирования информацию.

Вторичные данные можно получить из многочисленных изданий экономического и специального характера, таких, как газеты, журналы, информационно-аналитические бюллетени. В настоящее время на ООО «Карагачский молокозавод» используются периодические издания (журналы «Пищевая промышленность», «Стандартизация и сертификация»), а также рекламные рассылки. Также можно использовать базы и банки данных (например, каталоги «Желтые страницы России» и др.), содержащие информацию о государственных бюджетах, фирмах и отраслях, странах и регионах, коммерческих предложениях, ценных бумагах.

К источникам внешней вторичной информации относятся выставки, ярмарки, совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей. По оценкам руководителей предприятия, более половины существенных сведений поступает на региональное пищевое предприятие случайным образом [5].

Качество источника информации обычно определяется показателями [3]: своевременности сбора информации из источника (Т); доступности источника информации с точки зрения его стоимости и открытости (Р); проверяемости источника информации (Р); точности получаемой из источника информации (Е); насыщенность получаемой из источника информации (Р); достоверности получаемой из источника информации (К). Это можно выразить следующей зависимостью:

QИ=Ф (о,04Т; 0,39Р; 0,05^; 0,10Г; 0,16Р; 0,245), (1)

где оИ — качество источника информации.

Удельные веса показателей определены экспертным путем. Наибольшее значение имеет доступность источника информации, а также достоверность и точность получаемой информации. В качестве наиболее доступных источников внешней информации специалистами ООО «Карагачский молокозавод» определены Интернет-ресурсы (государственные сайты и сайты предприятий), периодические издания, выставки, случайные данные.

Для определения того, насколько эксперты ООО «Карагачский молокозавод» способны выявить недостоверность информации, можно использовать биномиальное распределение, которое показывает вероятность выявления недостоверной информации при известной вероятности поступления недостоверной информации из рассматриваемого источника. Таким образом, выбирать следует такой источник информации, недостоверность информации которого можно обнаружить с наибольшей вероятностью [4].

Для описания подобной ситуации обычно используется следующая математическая модель [2]:

каждый случай получения информации из одного источника может дать нам недостоверную информацию с вероятностью р (с вероятностью q=l-p информация будет достоверной). Эта вероятность для всего количества случаев сбора информации из данного источника одинакова;

сбор как достоверной, так и недостоверной информации из источника происходит независимо друг от друга. Это значит, что при сборе информации из источника случай получения недостоверной информации не влияет на получение достоверной информации в дальнейшем. Нарушение этого условия означает сбой нормального технологического режима наполнения информационного источника.

Последовательность независимых испытаний, в которых результат каждого из испытаний может быть один из двух (например, «успех» или «неудача»), и вероятность «успеха» (или «неудачи») в каждом из испытаний одна и та же, называется схемой испытаний Бернулли [4].

Для контроля достоверности получаемой ООО «Карагачский молокозавод» информации из источника необходимо рассмотреть определенное количество (п) случаев получения из него информации и проверить их, регистрируя случаи недостоверности информации (.X). Если выполняются приведенные выше условия схемы испытания Бернулли, то распределение X является биномиальным распределением, и получение вероятностей значений X не составляет труда.

Обозначим исход проверки каждого случая сбора информации нулем или единицей (ноль — информация достоверна, единица — недостоверна) и запишем итоги проверки выборки в виде последовательности нулей и единиц. Событие (Х=к), или другими словами «среди п проверенных случаев получения информации из источника в /с случаях информация была недостоверна, а в остальных случаях (п-к) — достоверна» — это совокупность всех последовательностей, содержащих в любом порядке к единиц и (п-к) нулей. Вероятность того, что в результате проверки будет получена любая из таких последовательностей равна (рк (1-р)"-к), а число таких последовательностей равно Скп = п!/к!(п-к). Поэтому, согласно свойствам вероятности, вероятность события (Х=к) равна:

Р{Х - /г) = С: ■ р- - (1 - рГ-‘ = (—'*—) ■ р* ■ ,

/с! (п — к)\

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

где P(X=k) — вероятность выявления к случаев получения недостоверной информации из источника при n случаях использования источника;

С„ — последовательность случаев получения достоверной и недостоверной информации из источника; р — вероятность получения из источника недостоверной информации; п — число случаев получения информации из источника; к — число случаев получения недостоверной информации из источника.

Окончательный выбор того или иного источника информации будет зависеть от полученной величины P(X=k) — чем больше эта величина, тем больше вероятность обнаружения неверной информации.

Для численной оценки воспользуемся методикой имитационного моделирования. Построение и работа имитационной модели системных процессов связаны с использованием случайных величин. При моделировании необходимо учитывать вероятности наступления случайных событий. Для каждой вероятности назначается интервал случайных чисел, начиная от нуля. Процесс моделирования осуществляется генерацией случайных чисел. Каждое случайное число определяет наступление того или иного события. Время в модели может изменяться равномерно, либо не равномерно.

Примем вероятности получения достоверной и недостоверной информации равными: g=l/2, р= 1/2, q+p = 1/2+1/2 = 1. Назначим для q интервал случайных чисел 0-49; для р — интервал 50-99 и промоделируем процесс получения информации в MS Excel (функция СЛЧИС).

В табл. 1 рассчитаем вероятность выявления случаев получения недостоверной информации из различных источников и оценим их достоверность.

Из табл. 1 видно, что наиболее достоверной является информация, получаемая на специализированных выставках, а наименее достоверными являются случайные данные, использование которых обусловлено сложившимися в отрасли обстоятельствами. Предварительное моделирование по схеме Бернулли является основой для прогнозирования качества источника информации и сопоставления достоверности информации с затратами на ее получение.

Таблица 1

Оценка достоверности доступных источников информации

Наименование источника Вероятность выявления недостоверной информации Достоверность источника

Государственные ресурсы P(X=k)=(10!/3!*7!)*0,53*0,57= 0,117 Выше средней (0,6)

Сайты предприятий P(X=k)=(10!/4!*6!)*0,54*0,56=0,205 Достаточно высокая (0,7)

Периодические издания P(X=k)=(10!/6!*4!)*0,56*0,54=0,205 Достаточно высокая (0,7)

Выставки Р(Х=к)=(10!/5!*5!)*0,55*0,55=0,250 Достаточно высокая (0,7)

Случайные данные Р(Х=к)=(10!/8!*2!)*0,58*0,52=0,044 Низкая (0,2)

Второй шаг построения системы информационного обеспечения для ООО «Карагачский молокозавод» связан с обоснованием выбора методов сбора и обработки информации для подготовки принятия решений по разработке стратегии. В зависимости от вида источников информации (первичные или вторичные) выделяют кабинетные методы и методы полевых исследований.

Кабинетные исследования являются наиболее доступным и дешевым методом получения информации, необходимой для прогнозирования и планирования. Для небольших пищевых предприятий, например, ООО «Карагачский молокозавод», это основной метод получения информации. Для достаточно крупных предприятий кабинетные исследования могут использоваться на начальном этапе освоения процесса разработки стратегии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. СПб.: Питерком, 1996. 416 с.

2. Мескон М., Альберт М., Хеддуори Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. 702 с.

3. МильнерБ.З. Теория организаций. М.: ИНФРА-М, 1998. 336 с.

4. Мисаков В.С. Стратегическое управление развитием предприятий как основа формирования конкурентных преимуществ. Экономический вестник Ростовского государственного университета. Ростов-на-Дону: РГУ, 2009. № 2.

5. Смирнов С.И., Шарипова О.Э. Новый техногенно-психологический подход к стратегическому управлению // Менеджмент в России и за рубежом. № 5. 1998. С. 20-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.