Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЦА / ИННОВАЦИИ / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / СФЕРА ГОСТЕПРИИМСТВА / ИНТЕНСИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / HOTEL / INNOVATION / HOTEL BUSINESS / INNOVATIVE ACTIVITY / HOSPITALITY / INTENSITY OF INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова А.Н., Джанджугазова Е.А.

В работе рассматриваются теоретические и практические аспекты деятельности предприятий гостиничного бизнеса, связанные с инновационной активностью. В контексте проводимого исследования автор обосновывает необходимость инновационных процессов в гостиничном бизнесе и предлагает использование определенного методического инструментария для оценки уровня инновационной активности. Адаптация предложенной методики позволит проводить сравнение инновационной активности как отдельных организаций сферы гостеприимства, так и национальных отраслей на основе критерия сопоставимости. В статье в качества основного критерия оценки уровня развития инновационной деятельности предприятий гостиничного бизнеса рассматривается инновационная активность. Исходя из сказанного, всесторонне раскрывается сущность категории инновационная активность на основе обобщения различных научных позиций. Квалиметрическим выражением уровня инновационной активности предприятия гостиничного бизнеса является коэффициент инновационной активности. Исследованная автором динамика коэффициента инновационной активности за восемь лет позволила выявить основные тенденции и закономерности его разви -тия. В ближайшей перспективе расширение информационной базы для проведения расчетов позволит оценить всю глубину негативного влияния последствий Соvid-19 на коммерческую эффективность организаций гостиничного бизнеса в целом и уровень их инновационной активности в частности. В материалах пуб -ликации автором выполняется оценка корреляции инновационной активности и коммерческой эффективности функционирования предприятий гостиничного бизнеса. Результаты эконометрического моделирования позволяют утверждать о существовании тесной взаимосвязи между данными критериями, и подчеркивают факт того, что рост коммерческой эффективности функционирования предприятия гостиничного бизнеса способствует повышению уровня его инновационной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES AND PRACTICAL ASPECTS OF DIAGNOSING THE LEVEL OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE HOTEL BUSINESS

The paper examines the theoretical and practical aspects of the formation of an effective management system for the innovative activity of hospitality businesses. In the context of the research, the author substantiates the relevance of managing the intensity of innovation processes in the hotel business. The author proposes the use of certain methodological tools for assessing the level of innovative activity. The adaptation of the proposed methodology will make it possible to compare the innovative activity of both individual organizations in the hospitality sector, as well as national industries based on the criterion of comparability. In the article, innovation activity is considered as the main criterion for assessing the level of development of innovative activity of hotel businesses. Based on the foregoing, the essence of the category of innovative activity is comprehensively disclosed on the basis of generalization of various scientific positions. The coefficient of innovative activity is a qualimetric expression of the level of innovation activity of a hotel business enterprise. The dynamics of the coefficient of innovative activity investigated by the author over eight years made it possible to identify the main trends and patterns of its development. In the short term, the expansion of the information base for carrying out calculations will make it possible to assess the full depth of the negative impact of the consequences of COVID-19 on the commercial efficiency of the hotel business in general and the level of their innovative activity in particular. In the materials of the publication, the author assesses the correlation between innovation activity and the commercial efficiency of the functioning of hospitality businesses. The results of econometric modeling make it possible to assert the existence of a close relationship between these criteria, that is, an increase in the commercial efficiency of the functioning of a hotel business enterprise contributes to an increase in the level of their innovative activity.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА»

УДК 338.48

DOI: 10.18413/2409-1634-2020-6-3-0-4

Иванова А.Н., Джан-джугазова Е.А.

Методические подходы и практические аспекты диагностики уровня инновационной активности предприятий гостиничного бизнеса_

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,

Москва, Россия

e-mail: 4466555@mail.ru, lena-itig@mail.ru

Аннотация

В работе рассматриваются теоретические и практические аспекты деятельности предприятий гостиничного бизнеса, связанные с инновационной активностью. В контексте проводимого исследования автор обосновывает необходимость инновационных процессов в гостиничном бизнесе и предлагает использование определенного методического инструментария для оценки уровня инновационной активности. Адаптация предложенной методики позволит проводить сравнение инновационной активности как отдельных организаций сферы гостеприимства, так и национальных отраслей на основе критерия сопоставимости. В статье в качества основного критерия оценки уровня развития инновационной деятельности предприятий гостиничного бизнеса рассматривается инновационная активность. Исходя из сказанного, всесторонне раскрывается сущность категории инновационная активность на основе обобщения различных научных позиций. Квалиметрическим выражением уровня инновационной активности предприятия гостиничного бизнеса является коэффициент инновационной активности. Исследованная автором динамика коэффициента инновационной активности за восемь лет позволила выявить основные тенденции и закономерности его разви -тия. В ближайшей перспективе расширение информационной базы для проведения расчетов позволит оценить всю глубину негативного влияния последствий Сovid-19 на коммерческую эффективность организаций гостиничного бизнеса в целом и уровень их инновационной активности в частности. В материалах пуб -ликации автором выполняется оценка корреляции инновационной активности и коммерческой эффективности функционирования предприятий гостиничного бизнеса. Результаты эконометрического моделирования позволяют утверждать о существовании тесной взаимосвязи между данными критериями, и подчеркивают факт того, что рост коммерческой эффективности функционирования предприятия гостиничного бизнеса способствует повышению уровня его инновационной активности.

Ключевые слова: гостиница, инновации, гостиничный бизнес, инновационная активность, сфера гостеприимства, интенсивность инновационной деятельности.

Информация для цитирования: Иванова АН., Джанджугазова Е.А. Методические подходы и практические аспекты диагностики уровня инновационной активности предприятий гостиничного бизнеса // Научный результат. Экономические исследования. 2020. Т. 6. № 3. С. 27-37. БОТ: 10.18413/2409-1634-2020-6-3-0-4

Anna N. Ivanova, Yelena A. Dzhandzhugazova

Methodological approaches and practical aspects of diagnosing the level of innovative activity in the hotel business

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia e-mail: 4466555@mail.ru, lena-itig@mail.ru

Abstract

The paper examines the theoretical and practical aspects of the formation of an effective management system for the innovative activity of hospitality businesses. In the context of the research, the author substantiates the relevance of managing the intensity of innovation processes in the hotel business. The author proposes the use of certain methodological tools for assessing the level of innovative activity. The adaptation of the proposed methodology will make it possible to compare the innovative activity of both individual organizations in the hospitality sector, as well as national industries based on the criterion of comparability. In the article, innovation activity is considered as the main criterion for assessing the level of development of innovative activity of hotel businesses. Based on the foregoing, the essence of the category of innovative activity is comprehensively disclosed on the basis of generalization of various scientific positions. The coefficient of innovative activity is a qualimetric expression of the level of innovation activity of a hotel business enterprise. The dynamics of the coefficient of innovative activity investigated by the author over eight years made it possible to identify the main trends and patterns of its development. In the short term, the expansion of the information base for carrying out calculations will make it possible to assess the full depth of the negative impact of the consequences of COVID-19 on the commercial efficiency of the hotel business in general and the level of their innovative activity in particular. In the materials of the publication, the author assesses the correlation between innovation activity and the commercial efficiency of the functioning of hospitality businesses. The results of econometric modeling make it possible to assert the existence of a close relationship between these criteria, that is, an increase in the commercial efficiency of the functioning of a hotel business enterprise contributes to an increase in the level of their innovative activity.

Key words: hotel; innovation; hotel business; innovative activity; hospitality; intensity of innovation

Information for citation: A.N. Ivanova, Y.A. Dzhandzhugazova "Methodological approaches and practical aspects of diagnosing the level of innovative activity in the hotel business"// Research Result. Economic Research, 6(3), 27-37, DOI: 10.18413/2409-1634-2020-6-3-0-4

Введение получения по итогам коммерческой выгоды.

Организация деятельности предприя- Достижение коммерческого успеха в данной

тий сферы гостеприимства направлена в отрасли ведения бизнеса представляется

первую очередь на предоставление каче- возможным только за счет максимального

ственных услуг их потребителям с целью удовлетворения потребностей потенциаль-

ных клиентов на высоком качественном уровне. При этом необходимо отметить, что запросы пользователей гостиничных услуг постоянно растут, что требует от менеджмента гостиничных предприятий регулярного внедрения тех или иных инновационных сервисов и технологий. Кроме того, высокий уровень конкуренции на рынке гостиничных услуг также обязывает организации подобной сферы деятельности использовать все новые и новые инновационные разработки. Очевидно, что внедрение инновационных технологий требует наличия определенной устойчивой финансовой базы, так как этот процесс связан с существенными инвестиционными вложениями. В этой связи, определенную поддержку в области роста инновационной активности предприятий гостиничного бизнеса должно оказать правительство страны за счет использования разного рода инструментов стимулирования интенсивности инновационных процессов. Общее повышение инновационной активности станет залогом роста конкурентоспособности отечественных гостиничных предприятий на мировом рынке услуг в сфере гостеприимства. При исследовании уровня инновационной активности необходимо дать оценку факторам, оказывающим на него влияние. Выделение основных факторов развития инновационной активности предприятий гостиничного бизнеса позволит сформировать действенные рычаги роста данного показателя в среднесрочной перспективе.

Целью выполнения данной работы является разработка методических подходов и выявление практических аспектов диагностики инновационной активности предприятий гостиничного бизнеса. Достижение поставленной цели требует решения следующего перечня задач:

- обосновать актуальность повышения и раскрыть категорийную сущность инновационной активности в деятельности предприятия гостиничного бизнеса;

- провести оценку интенсивности развития инновационных процессов при функ-

ционировании отечественных гостиничных предприятий на основе анализа динамики коэффициента инновационной активности;

- выявить аспекты корреляции инновационной активности и коммерческой эффективности функционирования предприятий гостиничного бизнеса.

Достижение указанной в работе цели и решение поставленных задач будет происходить при использовании верифицированного научно-методического аппарата. При написании работы был использован ряд методов исследования. В качестве основного метода исследования в работе применялся метод обобщения и интерпретации статистических данных на основе проведенных аналитических расчетов. В процессе применения данного метода исследования были обобщены статистические материалы о состоянии инновационного развития предприятий гостиничного бизнеса в России. Кроме того, при выполнении работы были использованы методы выборочного наблюдения, сравнения, экономического анализа, статистического прогнозирования.

Основная часть

Существующие условия функционирования мирового рынка туристических и рекреационных услуг, обусловленные негативным влиянием Сovid-19, не способствуют развитию данной отрасли в краткосрочной перспективе. В то же время определенные надежды на восстановление мировой экономики, развитие международного делового оборота и туризма присутствуют. Смягчение ограничений, связанных с объявлением пандемии, безусловно, должно стать ключевым стимулом для роста пасса-жирооборота, за счет расширения возможностей туристического бизнеса и повышения предпринимательской активности в целом. В условиях новой «постпандемийной» реальности между предприятиями гостиничного бизнеса развернется активная конкурентная борьба за своих клиентов. Очевидно, что на первых порах восстановления туристической сферы и делового оборота

величина предложения будет существенно превышать уровень спроса. С учетом сказанного, ключевым инструментом, обеспечивающим достижение конкурентного успеха в гостиничном бизнесе, должны стать инновации. Использование инноваций гостиничными предприятиями должно обеспечить необходимый рост качества и комплексности предоставления гостиничных услуг. Внедрение инноваций является существенным фундаментом для повышения привлекательности той или иной организации гостиничного бизнеса для потенциальных клиентов.

Одной из наиболее актуальных характеристик, отражающих уровень внедрения инноваций в деятельность предприятий гостиничного бизнеса, является инновационная активность. Понятие «инновационная активность» имеет многогранный характер и раскрывается отдельными авторами с разных точек зрения. Ряд авторов, к числу которых можно отнести [Бурменко Т.Д., 2015], [Гареев Р.Р., Штыхно Д.А., 2019], [Джан-джугазова Е.А., Иванова А.Н., 2019], [Гончарова А.А., 2019], [Кощеев С.В., 2012], [Dzhandzhugazova E.A., Zhubreva T.V., Ivanova A.N., Savinkina L.A., 2019] рассматривают сущность инновационной активности организаций гостиничного бизнеса через призму количества используемых инновационных технологий в процессе предоставления гостиничных услуг. При этом для оценки уровня инновационной активности часто используется стоимостной показатель, отражающий сумму расходов гостиничных предприятий, потраченных на внедрение инноваций. Важным достоинством данного подхода является высокий уровень сопоставимости его результатов, так как он основывается на использовании объективного денежного измерителя.

В публикациях другой группы авторов можно встретить иное определение инновационной активности. Обобщение материалов рассмотренных научных трудов [Гареев, Р.Р., 2014], [Гареев Р.Р., Штыхно Д.А., 2019], [Гончарова А.А., 2019], [Кощеев С.В.,

2012] позволяет сделать вывод о том, что инновационная активность представляет собой комплексную характеристику интенсивности использования инновационных технологий, разработок, управленческих подходов, сервисов обслуживания в деятельности предприятия гостиничного бизнеса. Ключевой дефиницией представленного определения является категория интенсивности, то есть интенсивность в данном случае является основной характеристикой уровня инновационной активности. Чем выше интенсивность использования инновационных технологий и разработок в деятельности предприятий гостиничного бизнеса, тем больше уровень его инновационной активности.

В научной среде можно также встретить подходы, которые отождествляют инновационную активность организаций индустрии гостеприимства с уровнем восприимчивости к инновационным разработкам и технологиям. В данном контексте инновационная активность проявляется через скорость трансформации инновационных разработок в мировой и национальной экономической системе в инновационные технологии, используемые в деятельности предприятий гостиничного бизнеса, то есть как быстро организации данного типа способны освоить использование инновационных технологий в процессе предоставления гостиничных услуг [Агаева Н.Ю., 2017], [Гареев Р.Р., Штыхно Д.А., 2019], [Джанджугазова Е.А., Иванова А.Н., 2019], [Dzhandzhugazova E.A., Zhubreva T.V., Ivanova A.N., Savinkina L.A., 2019], [Dzhandzhugazova E.A., Ivanova

A.N., 2019].

Особенности оценки категории инновационной активности с позиции квалимет-рического подхода рассматривает в своей научной статье В.А. Варенников [Вареников

B.А., 2017]. Сущность квалиметрического подхода в оценке инновационной активности заключается в разработке обоснованных количественных критериев и показателей, позволяющих сформировать адекватную характеристику развития данного явления

на основе числовых параметров с учетом обеспечения необходимого уровня сопоставимости. В рамках сказанного, можно выделить несколько основных направлений количественной оценки уровня инновационной активности организации гостиничного бизнеса:

- объем привлеченных инвестиций для внедрения инновационных продуктов и технологий;

- стоимостная оценка величины собственного инновационного потенциала с учетом материальной компоненты и величины человеческого капитала в рамках ком-петентностного подхода;

- сумма расходов предприятия гостиничной индустрии, потраченных на разработку и внедрение инноваций в процессе предоставления гостиничных услуг;

- темпы прироста внедрения инновационных разработок при организации и ведении гостиничного бизнеса.

Помимо всего вышесказанного, необходимо отметить, что категория инновационная активность может быть рассмотрена с позиции стратегического и тактического подходов [Петропавловская А.В., 2020]. В стратегическом аспекте инновационная активность определяет собой долгосрочные аспекты развития гостиничного предприятия, которые могут быть охарактеризованы следующим компонентами:

- качество инновационной стратегии гостиничного предприятия относительного ее коррелируемости с общей стратегией ведения коммерческой деятельности;

- степень мобилизации инновационного потенциала при существующем объеме материальных, финансовых и человеческих ресурсов;

- обоснованность проведения инновационных изменений, глубина вовлеченности персонала в процессы внедрения инноваций при имеющемся уровне корпоративной культуры.

Тактические аспекты управления инновационной активностью гостиничного

предприятия включают в себя следующие два основных компонента:

- скорость реакции организации гостиничного бизнеса на изменения среды ведения коммерческой деятельности, которая обусловлена необходимостью внедрения инноваций для роста прибыльности;

- восприимчивость к существующим инновационным технологиям и разработкам, которые могут быть использованы ею в процессе предоставления гостиничных услуг.

В целом обобщение рассмотренного материала позволяет сформировать авторскую позицию о том, что в научной среде нет единого и детерминированного мнения о сущности и методологии количественной оценки уровня инновационной активности организации гостиничного бизнеса. В контексте проводимого исследования в качестве основного квалиметрического показателя, позволяющего провести оценку уровня инновационной активности гостиничного предприятия будет использован коэффициент инновационной активности. Определение величины данного коэффициента происходит на основе соотношения показателя, характеризующего сумму расходов на разработку и внедрение инноваций в деятельности предприятий гостиничного бизнеса, и показателя объема платных услуг гостиничных организаций. Важным достоинством коэффициента инновационной активности является его относительно высокий сопоставимый характер, что позволяет с одной стороны выявлять динамику и тенденции внедрения инноваций в сфере предоставления гостиничных услуг, а с другой стороны проводить достоверные межорганизационные и межгосударственные сравнения с учетом данного критерия.

Методика для расчета коэффициента

инновационной активности организаций

гостиничного бизнеса России представлена

в качестве следующего соотношения: _ /и

Киа = гШ

где Киа - величина коэффициента инновационной активности предприятий гостиничного бизнеса России;

1и - сумма расходов на разработку и внедрение инноваций в деятельности предприятий гостиничного бизнеса России;

Ур - объем платных услуг предприятий гостиничного бизнеса России.

В таблице 1 отразим элементы информационной базы для проведения диагностики уровня инновационной активности предприятий гостиничного бизнеса в Российской Федерации [Аналитический интернет-сайт BusinesStat; Официальный сайт Федерального агентства по туризму РФ].

Таблица 1

Элементы информационной базы для проведения диагностики уровня инновационной активности предприятий гостиничного бизнеса в Российской Федерации

Table 1

Elements of the information base for diagnostics of the level of innovative activity of hotel businesses in the Russian Federation

Показатель 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год Темп роста (базисный), %

Объем платных услуг предприятий гостиничного бизнеса России, млрд. ру& 141 162,4 175,7 189 213,3 219,9 257,5 289,30 105,17

Темп прироста цепной, % - 15,18 8,19 7,57 12,86 3,09 17,10 12,35 -

Сумма расходов на разработку и внедрение инноваций в деятельности предприятий гостиничного бизнеса Рос ии, млн. ру& 7994,7 9289,3 9013,4 8977,5 11368,9 13369,9 17432,8 20974,25 162,35

Темп прироста цепной, % - 16,19 -2,97 -0,40 26,64 17,60 30,39 20,32 -

Количество ночевок, тыс. 173614 172630 184018 212195 216838 253023 278984 297313 71,25

Темп прироста цепной, % - -0,57 6,60 15,31 2,19 16,69 10,26 6,57 -

В качестве практической апробации предложенной методики рассмотрим динамику коэффициента инновационной активности гостиничных предприятия Россий-

ской Федерации за период 2012-2019 годов. Результаты выполненных расчетов представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика коэффициента инновационной активности гостиничных предприятия Российской Федерации за период 2012-2019 годов Fig. 1. Dynamics of the innovation activity coefficient of hotel businesses of the Russian Federation for the period 2012-2019

Имеющаяся информационная статистическая база позволяет выполнить аналитические расчеты за период до 2019 года. Таким образом, представленные автором расчеты в данном временном интервале не формируют представление о влиянии Сovid-19 на изменение уровня инновационной активности гостиничных предприятий. В ближайшей перспективе расширение информационной базы для проведения расчетов позволит оценить всю глубину негативного влияния последствий Сovid-19 на коммерческую эффективность организаций гостиничного бизнеса в целом и уровень их инновационной активности в частности.

Выполненные расчеты позволяют сделать вывод о существующей тенденции ро-

ста коэффициента инновационной активности гостиничных предприятий Российской Федерации. В целом за рассматриваемый период коэффициент инновационной активности отечественных организаций гостиничного бизнеса увеличился на 1,58 п.п. Основным фактором формирования выявленной тенденции является рост объемов расходов предприятий сферы гостеприимства на внедрение инновационных технологий и сервисов, а также на их разработку. В течение исследуемых восьми лет динамика коэффициента инновационной активности носила вариативный характер. Максимальный прирост данного показателя был зафиксирован в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 0,75 п.п. В 2014 и 2015 годах под

воздействием негативного влияния геополитического фактора и внешнеэкономических санкций величина прироста коэффициента инновационной активности вообще имела отрицательное значение. В этот период предприятия гостиничного бизнеса в РФ существенно снизили свои инвестиции в инновационные технологии и разработки. В частности, в 2014 году по сравнению с 2013 годом значение коэффициента инновационной активности гостиничных предприятий России сократилось на 0,59 п.п. За период 2018-2019 годов величина коэффициента инновационной активности подросла на 0,48 п.п. Влияние пандемии и резкое уменьшение туристического потока на инновационную активность гостиничных предприятий можно будет оценить немного позже.

В текущих конъюнктурных условиях менеджмент предприятий гостиничного

бизнеса должен постоянно расширять свою инновационную деятельностью с целью роста привлекательности для потенциальных клиентов и повышения устойчивости на конкурентном рынке. Использование инновационных технологий в системе гостиничного бизнеса служит средством не только повышения качества сервисного обслуживания клиентов, но и источником роста имиджа организации и формирования ее положительного образа среди целевой аудитории потребителей.

Для выявления корреляционной зависимости в качестве показателя коммерческой эффективности функционирования предприятий гостиничного бизнеса будет использована динамика количества ночевок. Результаты выполненного корреляционного анализа раскрываются в таблице 2.

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа уровня инновационной активности и коммерческой /эффективности предприятий гостиничного бизнеса в Российской Федерации

Table 2

Results of the correlation analysis of the level of innovative activity and commercial efficiency

of hotel businesses in the Russian Federation

Коэффи- Коэффи-

Период Количество ночевок, млн. циент ин- нова-ционнй ак- циент ин- нова-ционной Характеристики модели Значения

тивности, факт активности, расчет

2012 год 173,61 5,67 5,15 Уравнение регрессии У=2,7872+0,0136*х

2013 год 172,63 5,72 5,13 Гх=0,0136>0, под-

2014 год 184,02 5,13 5,29 Коэффициент регрессии тверждается нали-

2015 год 212,2 4,75 5,67 чие положитель-

2016 год 216,84 5,33 5,74 ной корреляцион-

2017 год 253,02 6,08 6,23 ной связи

2018 год 278,98 6,77 6,58 Коэффициент детерминации Я2=78,41%>75%,

2019 год 297,31 7,25 6,83 высокая теснота

Итого 1788,61 46,70 46,62 связи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе информации, представленной в таблице 2 можно сделать вывод о том, что между факторным признаком (количество ночевок) и результативным признаком (коэффициент инновационной активности)

присутствует положительная связь (значение коэффициента регрессии имеет положительный характер). В результате увеличение факторного признака в виде количества ночевок будет способствовать повышению

уровня инновационной активности предприятий гостиничного бизнеса. Надежность полученной модели и качество связи между признаками подтверждаются высоким значением коэффициента детерминации.

Заключение

Выполненные в работе исследования позволяют сделать однозначный вывод о необходимости построения эффективной системы управления инновационной активностью предприятия гостиничного бизнеса. Очевидно, что негативное влияние Сovid-19 существенно снизит уровень интенсивности внедрения инновационных технологий в процесс предоставления гостиничных услуг. В тоже время ожидаемое восстановление экономики и бизнес-среды в целом, а также туристической отрасли вызовет повышение конкурентной борьбы за потенциальных клиентов. В этой связи, активная адаптация инновационных технологий и сервисов для организаций гостиничного бизнеса станет важным фактором достижения успеха в конкурентной борьбе и повышения коммерческой эффективности. «Доковидовская» динамика коэффициента инновационной активности имеет положительную тенденцию и свидетельствует о росте интенсивности инновационных процессов в сфере отечественного гостеприимства. На основе обобщения представленных в публикации методических разработок автором рекомендуется для количественной оценки уровня инновационной активности проводить диагностику динамики коэффициента инновационной активности. Сопоставимый характер коэффициента инновационной активности позволяет его многофункционально использовать для исследования интенсивности инновационных процессов в сфере гостеприимства. Предложенная автором методика может быть использована не только для оценки уровня инновационной активности гостиничных предприятий Российской Федерации, но также и для других стран, - в качестве источника проведения межнационального сравнения по данному вопросу.

Выполненные аналитические расчеты позволяют отметить ежегодный стабильный рост инвестиций в инновационные технологии и сервисы гостиничных предприятий. Основанием для данного вывода является устойчивая тенденция повышения значений коэффициента инновационной активности. Использование корреляционного анализа для выявления тесноты связи между уровнем инновационной активности и коммерческой эффективностью функционирования организаций гостиничного бизнеса свидетельствует об однозначном ее присутствии и высокой взаимозависимости исследуемых факторов. Таким образом, важным направлением повышения уровня интенсивности инновационных процессов в сфере гостеприимства является рост прибыльности организаций данной отрасли, который позволит им инвестировать все большее количество собственных финансовых ресурсов для развития инновационных технологий и сервисов.

Список литературы

1. Агаева Н.Ю., 2017 Управление инновационной активностью в индустрии гостеприимства / Н.Ю. Агаева, А.Н. Веретенников // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2017. - Т.6. - №4 (21): 17-20.

2. Бурменко Т.Д., 2015. Методические рекомендации по оценке инновационной активности предприятий индустрии гостеприимства [Текст]/ Т.Д. Бурменко, Е.О. Похомчикова // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - Т. 25. - №6: 968-979

3. Вареников В.А., 2017 Концепция системы управления инновационной активностью организации туристско-рекреационной сферы [Текст]/ В.А. Вареников // Молодой ученый. -2017. - №15 (149): 348-351

4. Гареев, Р.Р., 2014. Инновационный менеджмент в гостиничном предприятии [Текст] / Р. Р. Гареев. // Молодой ученый. -2014. - № 19 (78): 280-284

5. Гареев Р.Р., Штыхно Д.А., 2019. Инновационные методы стимулирования спроса в индустрии гостеприимства и туризма: учебное пособие // ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», Москва, 2019: 77-83

6. Джанджугазова Е.А., 2016. Инновационная экономика как пространство для развития новых идей: краундфандинг / Е.А. Джанджугазова // Российские регионы: взгляд в будущее. - 2016. - Т.3. - №4: 28-37.

7. Джанджугазова Е.А., Иванова А.Н., 2019. Инновационные аспекты развития туристического и гостиничного бизнеса: потребительские инновации // Eurasion Center of Innovative Development 'DARA' / Global Sciense and Innovations V/ Proceedings / Febrary 10, 2019 / Gdansk University, Gdansk, Poland / 515-519.

8. Джанджугазова Е.А., 2010. Туризм и инновационное развитие: проект ФГОУВПО «РГУТИС «Живая карта России» / Е.А. Джан-джугазова // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2010. - №3: 66-72.

9. Гончарова А.А., 2019. Анализ проблем внедрения инноваций в сфере гостиничных услуг в Ульяновской области / А.А. Гончарова, В.Г. Петров // Вестник евразийской науки. - 2019. - Т.11. - №6: 19-25.

10. Кирий Е.Е., 2016. Инновационная деятельность гостиничного предприятия: проблемы и пути решения / Е.Е. Кирий, Л.В. Ковынева // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. - 2016. - Т.1: 254-257.

11. Кощеев С.В., 2012. Формирование системы управления инновационной активностью в индустрии гостеприимства на основе применения кластерных технологий [Текст]/ С.В. Кощеев // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - №7: 7-23.

12. Петропавловская А.В., 2020. Инновации в сфере гостеприимства/ А.В. Петропавловская // Инновации и инвестиции. - 2020. -№2: 15-18.

13. Dzhandzhugazova E.A., Zhubreva T.V., Ivanova A.N., Savinkina L.A., 2019. Innovative activity as a tool for the development of industries in Russia (on the example of tourism and hospitality industry) // Журнал International journal of applied exercise physiology. 2019 - Том 8. - № 2.1.2019: 610-614.

14. Dzhandzhugazova E.A., Ivanova A.N., 2019. Innovative aspects of tourism and hotel business development: consumer innovations // Eura-sion Center of Innovative Development 'DARA' / Global Sciense and Innovations V / Proceedings / Febrary 10, 2019 / Gdansk University, Gdansk, Poland /pp.515-519

15. Аналитический интернет-сайт BusinesStat. - [электронный ресурс]. - режим доступа. - URL: https://businesstat.ru. (Дата обращения 29.07.2020)

16. Аналитический интернет-сайт hotelier.pro. - [электронный ресурс]. - режим доступа. - URL: https://hotelier.pro. (Дата обращения 10.08.2020)

17. Интернет-портал proHOTEL - [Электронный ресурс] - Режим доступа. -URL: http://prohotel.ru (Дата обращения 10.08.2020)

18. Официальный сайт Агентства инноваций и развития экономических и социальных проектов - [Электронный ресурс] - Режим доступа. -URL: http://www.innoros.ru (Дата обращения 30.07.2020)

19. Официальный сайт Федерального агентства по туризму РФ. - [электронный ресурс]. - режим доступа. - URL: https://www.russiatourism.ru. (Дата обращения 14.08.2020)

Resources:

1. Agaeva N. Yu., 2017 Management of innovative activity in the hospitality industry / N. Yu. Agaeva, A. N. Veretennikov // Azimut of scientific research: Economics and management. - 2017. -T. 6. - №4 (21): 17-20.

2. Burmenko T. D., 2015. Methodological recommendations for assessing the innovative activity of enterprises in the hospitality industry [Text]/ T. D. Burmenko, E. O. Pokhomchikova // Proceedings of the Irkutsk state Academy of Economics, 2015, vol. 25, no. 6: 968-979

3. varenikov V. A., 2017 Concept of the management system of innovative activity of the organization of the tourist and recreational sphere [Text]/ V. A. Varenikov // Young scientist. - 2017. - №15 (149): 348-351

4. Gareev, R. R., 2014. Innovative management in a hotel enterprise [Text] / R. R. Gareev. // Young scientist. - 2014. - № 19 (78): 280-284

5. Gareev R. R., Shtykhno D. A., 2019. Innovative methods of stimulating demand in the hospitality and tourism industry: textbook // Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, 2019: 77-83.

6. Jangurazov E. A., 2016. Innovative economy as a space for the development of new ideas: crowdfunding / E. A. Dzhandzhugazova // Russian regions: a look into the future. - 2016. - vol. 3. -no. 4: 28-37.

7. Dzhandzhugazova E. A., Ivanova A. N., 2019. Innovative aspects of tourism and hotel business development: consumer innovations // Eurasia Center of Innovative Development 'DARA' / Global Sciense and Innovations V/ Proceedings / Febrary 10, 2019 / Gdansk University, Gdansk, Poland / 515-519.

8. Dzhandzhugazova E. A., 2010. Tourism and innovation development: the project fgouvpo "RGUTiS "Living map of Russia" / E. A. Conjugata // Modern problems of service and tourism. - 2010.

- №3: 66-72.

9. Goncharova A. A., 2019. Analysis of problems of innovation implementation in the sphere of hotel services in the Ulyanovsk region / A. A. Goncharova, V. G. Petrov // Bulletin of Eurasian science, 2019, vol. 11, no. 6: 19-25.

10. Kiriy E. E., 2016. Innovative activity of a hotel enterprise: problems and solutions / E. E. Kiriy, L. V. Kovyneva // Scientific, technical and economic cooperation of the Asia-Pacific countries in the XXI century. - 2016. - Vol. 1: 254-257.

11. Koshcheev S. V., 2012. Formation of a management system for innovation activity in the hospitality industry based on the use of cluster technologies [Text]/ S. V. Koshcheev // Modern research of social problems (electronic scientific journal). - 2012. - No. 7: 7-23.

12. Petropavlovsk A.V., 2020. Innovations in the field of hospitality/ A.V. Petropavlovsk // Innovation and investment. - 2020. - №2: 15-18.

13. Dzhandzhugazova E. A., Zhubreva T. V., Ivanova A. N., Savinkina L. A., 2019. Innovative activity as a tool for the development of Russian industries (on the example of the tourism and hospitality industry) // international Journal of applied physiology of physical exercises. 2019 - Volume 8.

- no. 2.1.2019: 610-614.

14. Dzhandzhugazova E.A., Ivanova A.N., 2019. Innovative aspects of tourism and hotel business development: consumer innovations // Eura-sion Center of Innovative Development 'DARA' / Global Sciense and Innovations V / Proceedings /

Febrary 10, 2019 / Gdansk University, Gdansk, Poland / pp.515-519

15. The analytical Internet site BusinesStat. -[electronic resource]. - access mode. - URL: https://businesstat.ru. (Accessed 29.07.2020)

16. analytical website hotelier.pro. - [electronic resource]. - access mode. - URL: https://hotelier.pro. (Accessed 10.08.2020)

17. Internet portal proHOTEL - [Electronic resource] - access mode. -URL: http://prohotel.ru (accessed 10.08.2020)

18. Official website of the Agency for innovation and development of economic and social projects - [Electronic resource] - access mode. -URL: http://www.innoros.ru (accessed 30.07.2020)

19. Official website of the Federal Agency for tourism of the Russian Federation. - [electronic resource]. - access mode. - URL: https://www.russiatourism.ru. (Accessed 14.08.2020)

Информация о конфликте интересов:

авторы не имеют конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interest to declare.

Иванова Анна Николаевна, соискатель кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта, Российский Экономический Университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва

Anna N. Ivanova Candidate of the Department of Hospitality, Tourism and Sports, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Джанджугазова Елена Александровна,

доктор экономических наук, профессор кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта Российского Экономического Университета им. Г. В. Плеханова, г. Москва

Yelena A. Dzhandzhugazova, Doctor of Economics, Professor, Department of Hospitality, Tourism and Sports, Plekhanov Russian Economic University, Moscow

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.