Научная статья на тему 'Методические особенности учебно-тренировочных занятий по фехтованию в условиях транспортного вуза'

Методические особенности учебно-тренировочных занятий по фехтованию в условиях транспортного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / вуз / физическое воспитание / учебно-тренировочные занятия / спортивное фехтование / фехтование на шпагах / соревновательная деятельность студентов. / students / university / physical education / educational and training sessions / sports fencing / sword fencing / competitive activity of students.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щадилова Ирина Сергеевна, Войнова Екатерина Владимировна

Представлены результаты проведенных исследований соревновательной деятельности студентов, занимающихся спортивным фехтованием на шпагах и рапирах. Дана сравнительная характеристика общего объема применяемых средств единоборства в фехтовании на шпагах. Предложены методические рекомендации для проведения учебно-тренировочных занятий по спортивному фехтованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щадилова Ирина Сергеевна, Войнова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FEATURES OF TRAINING SESSIONS IN FENCING IN A TRANSPORT UNIVERSITY

The article presents the results of the research carried out on the competitive activity of students involved in sports fencing on epees and foils. A comparative characteristic of the total volume of the used means of single combat in fencing on epee is given. Methodical recommendations for conducting educational and training sessions in sports fencing are proposed.

Текст научной работы на тему «Методические особенности учебно-тренировочных занятий по фехтованию в условиях транспортного вуза»

УДК 796.86:796.011.3

DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10913

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФЕХТОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА

И.С. Щадилова, Е.В. Войнова

Представлены результаты проведенных исследований соревновательной деятельности студентов, занимающихся спортивным фехтованием на шпагах и рапирах. Дана сравнительная характеристика общего объема применяемых средств единоборства в фехтовании на шпагах. Предложены методические рекомендации для проведения учебно-тренировочных занятий по спортивному фехтованию.

Ключевые слова: студенты, вуз, физическое воспитание, учебно-тренировочные занятия, спортивное фехтование, фехтование на шпагах, соревновательная деятельность студентов.

Щадилова Ирина Сергеевна, канд. пед. наук, доц., ishchad@mail.ru, Россия, Москва, Российский университет транспорта (МИИТ),

Войнова Екатерина Владимировна, старший преподаватель, ishchad@mail. т, Россия, Москва, Российский университет транспорта (МИИТ)

Современный подход к организации учебного процесса в вузе по физическому воспитанию направлен прежде всего на мотивационные установки обучающихся, привлечение к участию в спортивно-массовой работе университета, формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни и здо-ровьесберегающим технологиям. Моти-вационный аспект вовлечения в физкуль-турно-спортивную практику базируется на поддержании устойчивого интереса к физической активности, материальной базе вуза, а также готовности педагогических кадров, их квалификации, компетенциях, владении современными методиками обучения [1, 3]. Обучающиеся в техническом вузе, которые ранее занимались спортом или хотели бы освоить новый вид спорта, как правило, с удовольствием приходят на занятия и совершенствуют свои навыки. Студенты-спортсмены совмещают учебу с подготовкой и выступлением на соревнованиях. Обучающийся выбирает свой вид спорта, основываясь на имеющихся навыках двигательной активности, имея

METHODOLOGICAL FEATURES OF TRAINING SESSIONS IN FENCING IN A TRANSPORT UNIVERSITY

I.S. Schadilova, candidate of pedagogical sciences, associate professor, ishchad@ mail.ru, Russia, Moscow, Russian University of Transport (MIIT),

E.V. Voinova, senior lecturer, ishchad@ mail.ru, Russia, Moscow, Russian University of Transport (MIIT)

The article presents the results of the research carried out on the competitive activity of students involved in sports fencing on epees and foils. A comparative characteristic of the total volume of the used means of single combat in fencing on epee is given. Methodical recommendations for conducting educational and training sessions in sports fencing are proposed.

Key words: students, university, physical education, educational and training sessions, sports fencing, sword fencing, competitive activity of students.

желание достичь максимального результата, выступая на соревнованиях различного ранга.

Исследование проводилось на базе спортивного клуба Российского университета транспорта - СК РУТ (МИИТ), который практикует не только традиционно популярные в студенческой среде виды спорта, но и редко встречающиеся, например, фехтование. Были использованы следующие методы исследования: педагогическое наблюдение, изучение видеоматериалов для анализа объемов технико-тактических действий, их результативности и сектора завершения всех действий, применяемых в фехтовании.

Результаты и обсуждение. Специфика тренировок по спортивному фехтованию в условиях вуза требует особого подхода. Преподавателю необходимо учитывать возраст занимающихся, их физический потенциал, работоспособность, психофизические качества, наличие отклонений от нормы в состоянии здоровья, согласованность тренировочных занятий с учебным расписанием. В СК РУТ (МИИТ) тренируют спортсменов, фехтующих на рапирах и шпагах. Рабочая программа учебных занятий по физической культуре предполагает, что в осенне-зимнем семестре студенты всех курсов проходят обучение на рапирах, в весенне-летнем -осваивают особенности фехтования на шпагах. Такая система обучения функционирует в РУТ (МИИТ) более десяти лет, что обусловлено, в основном, соображениями снижения травматизма на занятиях и пожеланиями студентов иметь разнообразие упражнений, осваиваемых на тренировках. Экипировка фехтовальщика на рапирах обходится вузу дороже шпажной экипировки, так как требует наличия, помимо оружия, электрошнура, нагрудника, набочника, защитного протектора, перчаток и особенной маски, а также электрокуртки, что влечет дополнительные финансовые траты. В то же время обучение фехтованию только на шпаге влечет дополнительные требования по ремонту экипировки, что также является статьей расходов [2, 4].

Профилактика травматизма является приоритетной задачей, поэтому начальное обучение на первом курсе и повторение пройденного материала на последующих курсах протекает на традиционном учебном виде оружия - рапире, она легче шпаги, имеет эластичный клинок. Главное, правила ведения поединков на рапирах исключают опасные сближения неопытных противников, а ограниченная поражаемая поверхность снижает риск получения болезненных уколов в пальцы и кисть руки, в стопу и маску [5, 6]. Преподавателю требуется обратить внимание на то, чтобы не дать возможности ученикам фехтовать на обоих видах оружия одинаково, смешивать правила ведения поединков обоих видов оружия, ведь большое количество разнообразных боевых действий мешает студентам успешно усваивать терминологию, правила соревнований, необходимые двигательные навыки, понимать и осваивать технику и тактику каждого вида оружия. Для этого нужно выявить оптимальный состав

боевых действий на двух видах оружия. Эти педагогические трудности привели к необходимости анализа соревновательной деятельности подопечных, оптимизации подачи учебного материала, дифференцирования состава боевых действий на двух видах оружия, необходимости определить количественное соотношение применяемых технических элементов в соревновательной деятельности у студентов, ведущих поединки на шпагах:

- сектор завершения (внутрь, кнаружи);

- применение различных атакующих действий;

- применение различных защитно-ответных действий [7, 8].

За два года наблюдений студенты РУТ (МИИТ) приняли участие в более чем ста боях среди студентов, предусмотренных спортивным календарем, с фиксацией поединков на шпагах, такие как: кубок ректора

2018 и 2019 гг., открытый кубок строительного института РУТ (МИИТ)

2019 г. и другие соревнования, организованные для студентов спортивным клубом РУТ (МИИТ). Для выявления особенностей фехтования на шпагах студентов технических вузов их соревновательная деятельность сравнивалась с фехтованием спортсменов-разрядников, тренирующихся в сборной РУТ (МИИТ), имеющих 1-й разряд и КМС. Бои спортсменов фиксировались на первенствах вузов г. Москвы, первенствах Москвы 2018 и 2019 гг. и соревнованиях «Открытые дорожки», проводимых в этот временной период.

Сравнительная характеристика объема применяемых средств единоборства представлена в табл. 1. В процессе математической обработки рассчитывалось процентное соотношение используемых фехтовальных действий, достоверность различий по t-критерию Стьюдента.

Таблица 1

Объем применяемых средств единоборства, %

Технические элементы Студенты Спортсмены Р

Атака прямо 43 33 <0,05

Атака с батманом 35 21 <0,05

Атака с захватом 9 32 <0,05

Атака с финтами 2 6 <0,05

Комбинированная атака 5 23 <0,05

Контратака прямо 10 9 >0,05

Контратака с оппозицией 5 18 >0,05

Защитно-ответные действия 21 12 <0,01

Атака с завершением во внутренний сектор 56 45 <0,05

Атака с завершением в наружный сектор 20 50 <0,05

Ремизы 2 25 <0,05

Результаты исследования объема применяемых технических действий показали, что студенты атакуют чаще прямо и с батманом, завершая атаки, в основном, во внутренний сектор (56 % вовнутрь, 20 %

кнаружи) по сравнению со спортсменами, которые распределяют сектора завершения более равномерно - 45 % вовнутрь, 50 % кнаружи. Объем атак, применяемых студентами с завершением вовнутрь и кнаружи, необходимо сбалансировать. Атаки с захватами студенты применяют в малом объеме -9 %, для фехтования на шпагах это низкий показатель, так как шпажисты предпочитают действовать на оружие именно захватами (32 %), с помощью этого приема надежно контролируется оружие противника сильной частью клинка спортсмена. Атаки финтами применяют и студенты, и спортсмены в малом объеме - 2 и 6 % соответственно. При данном виде атаки фехтовальщику приходится опускать клинок, что повышает риск получения контратаки. Комбинированные атаки студенты используют в малом объеме - 5 %, спортсмены применяют такой вид в объеме 23 %. Студенты чаще применяют защиты с ответами (21 %), чем контратаки (15 %), в то время как спортсмены применяют контратаки в объеме 27 %, а защиты с ответами - 18 %. Объем применения студентами контратак, особенно с оппозицией, необходимо увеличить. Подобное требование применимо и к объему использования студентами ремизов -2 %, тогда как у спортсменов данный показатель составляет 25 %.

В табл. 2 отражена результативность применяемых средств единоборства студентами и спортсменами-разрядниками.

Таблица 2

Результативность применяемых средств единоборства, %

Технические элементы Студенты Спортсмены Р

Атака прямо 61 61 <0,05

Атака с батманом 50 66 <0,05

Атака с захватом 40 68 <0,05

Атака с финтами 20 71 <0,05

Комбинированная атака 18 50 >0,05

Контратака прямо 33 62 <0,05

Контратака с оппозицией 17 73 <0,05

Защитно-ответные действия 67 69 <0,05

Атака с завершением во внутренний сектор 63 60 <0,05

Атака с завершением в наружный сектор 50 58 >0,05

Ремизы 66 80 <0,05

Анализ результативности выполняемых действий показал, что студенты и спортсмены выполняют атаку прямо с результативностью 61 %. Результативность других видов атак существенно ниже (атаки с батманами - 50 %, атаки с захватами - 40 %, атаки финтами - 20 %, комбинированные атаки - 18 %). Показатель результативности применения атак у спортсменов не имеет такого разброса, все виды атак достаточно результативны, причем атаки финтами имеют самую высокую результативность - 71 %. На

основании полученных данных можно констатировать необходимость повышения у студентов показателей результативности атак финтами и комбинированных атак. Результативность нанесения уколов кнаружи и вовнутрь у студентов имеют небольшой разброс - 63 % вовнутрь, 50 % кнаружи. Результативность студентов в нанесении уколов контратакой достаточно низкая - 33 % уколом прямо и 17 % уколом с оппозицией. При сравнении с результативностью спортсменов наблюдаются существенные различия - 62 % контратак уколом прямо и 73 % уколов с оппозицией. Полученные результаты могут рассматриваться как основание для разработки рекомендации в повышении результативности нанесения уколов контратаками у студентов.

Выводы.

1. Физическая подготовка студентов вузов на базе избранного вида спорта остается актуальной, так как это дает молодому человеку возможность приобретать интересующие знания, умения и навыки в стенах учебного заведения. Педагогическое внимание должно быть направлено на поддержание здоровья студента и формирование позитивного отношения к физкультурно-спортивной практике посредством адаптации программ тренировок к возможностям каждого занимающегося избранным видом спорта.

2. Предложены методические рекомендации для проведения учебно-тренировочных занятий по спортивному фехтованию. Для лучшей сбалансированности боевых действий в соревновательных и учебно-тренировочных боях, работы в парах и на мишени студентам необходимо увеличить объем работы над атаками с захватами, финтами и комбинированными атаками.

Список литературы

1. Изаак С.И. Анализ кадрового потенциала физической культуры и спорта в практике государственного и муниципального управления в России // Эффективное государственное и муниципальное управление как фактор социально-экономического развития России: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. МИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ. М.: Проспект, 2014. С. 234-238.

2. Коршунова О.С., Роледер Л.Н. Элективные курсы по физическому воспитанию в вузах, перспективы и возможности // Молодой ученый. 2016. № 23. С. 558-560.

3. Мовшович А.Д. Фехтование на шпагах. Научные данные и спортивная тренировка. М.: Академический проект, 2008. 119 с.

4. Мовшович А.Д., Рыжкова Л.Г. Фехтование. Примерная программа спортивной подготовки: метод. пособие. М.: Д'Либри, 2018. 191 с.

5. Пешков Н.В. Спортивная ориентация студентов в процессе спор-тизированного физического воспитания в вузе // Теория и практика физи -ческой культуры. 2016. № 4. С. 21.

6. Тихонова Т.К. Формирование готовности студентов вуза к физическому совершенствованию: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 17 с.

7. Фехтование. XXI век. Техника. Тактика. Психология. Управление тренировкой / Д.А. Тышлер [и др.]. М.: Человек, 2014. 232 с.

8. Щадилова И.С., Войнова Е.В. Фехтование как направление элективных курсов по физической культуре // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: сб. материалов XXI Всерос. науч.-практ. конф. Иркутск: Изд-во ВСИ МВД РФ, 2019. С. 379-381.

References

1. Izaak S.I. Analiz kadrovogo potencíala fizicheskoj kul'tury i sporta v praktike gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya v Rossii [Analysis of the personnel potential of physical culture and sports in the practice of state and municipal management in Russia] // Effective state and municipal management as a factor of socio-economic development of Russia: collection of articles. articles of Intern. scientific-practical conf. MIGSU RANEPA under the President of the Russian Federation. M.: Prospect, 2014. P. 234-238.

2. Korshunova O.S., Roleder L.N. Elektivnye kursy po fizicheskomu vospitaniyu v vuzah, perspektivy i vozmozhnosti [Elective courses in physical education in universities, prospects and opportunities] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2016. No. 23. P. 558-560.

3. Movshovich A.D. Fekhtovanie na shpagah. Nauchnye dannye i sportivnaya treni-rovka [Epee fencing. Scientific evidence and athletic training]. M.: Academic project, 2008. 119 p.

4. Movshovich A.D., Ryzhkova L.G. Fekhtovanie. Primernaya programma sportiv-noj podgotovki [Fencing. Approximate sports training program]: method. allowance. M.: D'Libri, 2018. 191 p.

5. Peshkov N.V. Sportivnaya orientaciya studentov v processe sportizirovannogo fizicheskogo vospitaniya v vuze [Sports orientation of students in the process of sportized physical education at the university] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2016. No. 4. P. 21.

6. Tihonova T.K. Formirovanie gotovnosti studentov vuza k fizicheskomu sover-shenstvovaniyu [Formation of the readiness of university students for physical improvement]: author. dis. ... cand. ped. sciences. M., 2000. 17 p.

7. Fekhtovanie. XXI vek. Tekhnika. Taktika. Psihologiya. Upravlenie trenirovkoj [Fencing. XXI Century. Technics. Tactics. Psychology. Training management] / D.A. Tyshler [et al.]. M.: Chelovek, 2014. 232 p.

8. Shchadilova I.S., Vojnova E.V. Fekhtovanie kak napravlenie elektivnyh kursov po fizicheskoj kul'ture [Fencing as a direction of elective courses in physical culture] // Improvement of professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies: collection of articles. materials XXI Vseros. scientific-practical conf. Irkutsk: Publishing house of the All-Russian Military Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2019. P. 379-381.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.