Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ БУХАРСКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ БУХАРСКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Inter education & global study
Область наук
Ключевые слова
Ключевые слова: Музыка / фольклёр / песня / метод / образование / культура / народ. / Musiqa / xalq og'zaki ijodi / qo'shiq / usul / ta'lim / madaniyat / xalq.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нуруллаев Ф. Г.

Одним из сокровищ культурного наследия является национальная музыка, гармонирующая с традициями и обычаями народа, а также с образцами национальной культуры, передаваемыми из поколения в поколение. С этой точки зрения бухарская национальная музыка является важным фактором развития национального музыкального образования и играет важную роль во внедрении новой образовательной системы и обеспечении эффективности образовательного процесса с уважением к истории и культуре других народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIQA TA’LIMIDA BUXORO FOLKLOR QO‘SHIQLARINI O‘QITISHNING USLUBIYOTI

Madaniy meros xazinalaridan biri xalqning an’ana va urfodatlari, avloddan-avlodga o‘tib kelayotgan milliy madaniyat namunalari bilan hamohang bo‘lgan milliy musiqadir. Shu nuqtai nazardan qaraganda, Buxoro milliy musiqasi milliy musiqa ta’limini rivojlantirishning muhim omili bo‘lib, yangi ta’lim tizimini joriy etish va boshqa xalqlarning tarixi va madaniyatini hurmat qilgan holda o‘quv jarayoni samaradorligini ta’minlashda muhim o‘rin tutadi.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ БУХАРСКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Нуруллаев Ф.Г. - доцент Бухарского государственного педагогического института

Аннотация. Одним из сокровищ культурного наследия является национальная музыка, гармонирующая с традициями и обычаями народа, а также с образцами национальной культуры, передаваемыми из поколения в поколение. С этой точки зрения бухарская национальная музыка является важным фактором развития национального музыкального образования и играет важную роль во внедрении новой образовательной системы и обеспечении эффективности образовательного процесса с уважением к истории и культуре других народов.

Ключевые слова: Музыка, фольклёр, песня, метод, образование, культура, народ.

MUSIQA TA'LIMIDA BUXORO FOLKLOR QO'SHIQLARINI O'QITISHNING USLUBIYOTI Nurullayev F.G. - Buxoro davlat pedagogika instituti dotsenti

Annotatsiya. Madaniy meros xazinalaridan biri xalqning an'ana va urf-odatlari, avloddan-avlodga o'tib kelayotgan milliy madaniyat namunalari bilan hamohang bo'lgan milliy musiqadir. Shu nuqtai nazardan qaraganda, Buxoro milliy musiqasi milliy musiqa ta'limini rivojlantirishning muhim omili bo'lib, yangi ta'lim tizimini joriy etish va boshqa xalqlarning tarixi va madaniyatini hurmat qilgan holda o'quv jarayoni samaradorligini ta'minlashda muhim o'rin tutadi.

Kalit so'zlar: Musiqa, xalq og'zaki ijodi, qo'shiq, usul, ta'lim, madaniyat,

xalq.

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY (2023, №3) ISSN 2992-9024 \

METHODOLOGICAL FEATURES OF TEACHING BUKHARA FOLK

SONGS IN MUSIC EDUCATION Nurullayev F.G. - associate professor Bukhara state pedagogical institute

Abstract. One of the treasures of cultural heritage is national music, which is in harmony with the traditions and customs of the people, as well as with samples of national culture passed on from generation to generation. From this point of view, Bukhara national music is an important factor in the development of national music education and plays an important role in the introduction of a new educational system and ensuring the effectiveness of the educational process with respect for the history and culture of other peoples.

Key words: music, folklore, song, method, education, culture, people

Концепция образования до 2030 года, принятая международными организациями и развитыми странами, признает образование, в частности, музыкальное образование, как главную движущую силу развития и важную деятельность, ведущую к устойчивому развитию, и делает упор на его дальнейшее развитие и совершенствование на основе современных и передовых педагогических технологий. «Необходимо совершенствовать методику обучения, постепенно применять принципы индивидуализации в образовательном процессе, формировать у школьника с раннего возраста здоровую, сильную и эффективную мотивацию к учебе» 1

Одним из сокровищ культурного наследия является национальная музыка, гармонирующая с традициями и обычаями народа, а также с образцами национальной культуры, передаваемыми из поколения в поколение. С этой точки зрения национальная музыка является важным фактором развития национального музыкального образования и играет важную роль во внедрении новой образовательной системы и обеспечении эффективности образовательного процесса с уважением к истории и культуре других народов.

Совершенствование музыкального образования в развитых странах мира на основе передовых инновационных педагогических технологий. уделяется особое внимание на формирование у учащихся навыков, основанных, на национальную культуру, сомосознание народа, национальную психологию, сокровищницу традиционной национальной культуры, являющийся основой развития образования и воспитания при помощи передовых методов музыкалное образования.

1 Указ Президента Республики Узбекистан от 29 апреля 2019 года № ПФ-5712 «Об утверждении Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года». - Источник: https://lex.uz/docs/4312785

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY (2023, №3) ISSN 2992-9024 \

Важные задачи в концепции развития системы народного образования до 2030 года в рамках реформ в системе образования Узбекистана, такие как «Совершенствование методики обучения, постепенное внедрение принципов индивидуализации в учебный процесс, формирование здоровой, сильной и эффективной мотивации учащихся младших классов» отмечен, как важнейшая задача Народного образования. Это требует, прежде всего, коренной реформы общего среднего образования, в том числе музыкального образования, развития музыкальной грамотности учащихся на основе международных образовательных стандартов, с оказанием особого внимания качеству и эффективности музыкального образования.

Сила влияния своеобразного неповторимого соединения слова и мелодии в бухарских фольклорных песнях имеет бесконечную воспитательную возможность. Выражаемый ими советы и навыки быстро воспринимается личностью. Эта ситуация зависит от психологических особенностей личности. Понимание мелодии, понимание содержания музыкальных произведений, воспитание эстетических ощущений личности, развивает навыки ответственного подхода к общественной жизни. Бухарский фольклор в качестве средства обучения учащихся играет важную профессиональную роль в моральном воспитание и музыкальном образовании учащихся. Для эффективного развития этого процесса необходимым является наличие определённых принципов.

Для эффективного осуществления этого процесса требуется ряд факторов. В частности, желательно, чтобы учителя музыки имели глубокое понимание сути бухарской народной песни, а также при помощи исполнения фольклорной песни дать ученикам методическое руководство по их методам исполнения.

Одна из проблем, которую необходимо изучить в методике, - это глубокое изучение содержания традиций, эффективное использование их потенциала в процессе обучения, в том числе воспитания учащихся.

Указ УП-4947 Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан», Президента Республики Узбекистан от 25 января 2018 года «О мерах по коренному совершенствованию системы общего среднего, среднего специального и профессионального образования» Постановление Кабинета Министров № 187 от 5 апреля 2018 года «Об утверждении государственных образовательных стандартов общего среднего и среднего специального, профессионального образования», Постановление Кабинета Министров от 5 апреля 2018 года №2 187 «Об утверждении новых принципов управления в системе народного образования» Постановление № ПП-3931 от 21 октября 2019 года, Постановление № УП-3850 «О мерах по кардинальному повышению престижа и статуса узбекского языка как государственного» и другие нормативные акты в этой сфере служат,

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY (2023, №3) ISSN 2992-9024 \

ускоренному выполнению поставленных задач. Данное научное исследование в определенной степени служит решению данных проблем.

В музыкальном образовании через преподавание бухарских народных песен есть определенные задачи по обучению учащихся, в которых встречаются различные трудности. Их появление самоочевидно. Анализ истории музыкального и эстетического воспитания в стране показывает, что, хотя сбор, запись и издание бухарских народных песен были начаты, в результате отсутствия национального подхода к музыкальному образованию эти богатства были исключены из системы образования. В основном направлении развивалось исполнение вокальных, хоровых, оперных, балетных, эстрадных, симфонических оркестров, созданных под влиянием европейской музыки. Естественно, научные исследования по музыке и эстетическому воспитанию и в основном это было в этом направлении. Следует отметить, что исследования вышеперечисленных видов искусства ведутся в области искусствоведения. Узбекская народная музыка, ее жанровые особенности, структура мелодии, приемы исполнения, имеют некоторые пути развития. Последовательное изучение вида имеет большое значение. Следует отметить, что исследования по истории, теории и особенностям узбекского классического музыкального наследия, народных песен проведены такими учёными как: Р.С.Абдуллаев, С.Бегматов, Т.Визго, О.Ибрагимов, Ф.М.Кароматов, И.Р.Раджабов, Т.В.Гофурбеков, Ж.Кобульниезов. Исследовательскими работами занимались такие зарубежные ученые, как О.А.Апраксина, Л.Х.Аргажникова, Л.С.Величко, В.И.Муцмаксер, Г.М.Ципин, Г.В.Яковлева, исследовали различные компоненты проблемы подготовки специалистов музыкального образования. Психологические аспекты художественного и эстетического воспитания изучали исследователи Б.Г.Ананьева, М.Ф. Беляева, С.Л. Рубинштейн, Г.Ш.Шукина и др. Иследования Д.Камоловой, Р.Турсунова, М.Косимовой, Б.Ш.Азимова, А.Муминова, М.Юльчиева занимают большое место в улучшении научных исследований в сфере изучения богатого наследия фольклора в узбекской национальной музики.

В последние годы ученными республики Узбекистан были выполнены диссертации, близкие к данной теме наших исследований. В частности, Ф.Г.Нуруллаева «Научно-методологические особенности преподавания бухарских фольклорных песен в музыкальном образовании (на примере 5-7 классов)», Д. А. Джамоловой «Повышение эффективности музыкального воспитания учащихся с помощью восточных музыкальных традиций».

Примером тому являются исследования Б.М.Кароматовой «Использование музыкально-педагогического наследия мыслителей Ближнего Востока в образовательном процессе», Г.М.Нажмидинова «Формирование профессионального интереса у студентов музыкально-

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY (2023, №3) ISSN 2992-9024 \

педагогических факультетов высших учебных заведений Республики Узбекистан». Также «Восточный ренессанс - это педагогическая мысль» С.Нишановой «Воспитание гармонично развитых людей в развитии», Исследование М.Б.Косимовой «Эстетическое воспитание молодежи через музыку и фольклор» фокусируется на образовательном значении музыки и литературы. Тот факт, что в этих исследованиях не затрагивается проблема эстетического воспитания учащихся посредством народных песен, остается актуальной проблемой в нашей статьи.

Также надо обратить внимание на сбор и издание образцов музыкального фольклора. Такая работа проделана в исследованиях Б.Матёкубова, С.Рузимбоева, И.Р.Юнусова, где они своих в своих научных исследованиях обратили внимание на образцы хорезмского фольклора и его генезис, работа Б.Х.Мадримова «Педагогические основы эстетического воспитания музыкантов через музыкальный фольклор Хорезма».

Следует отметить, что предмет, который мы хотим изучать, еще не был специально упомянут в предмете педагогики. Выбранная тема - новое направление в области эстетического воспитания. Проблема связана с системой высшего педагогического образования; тот факт, что он не изучен, повышает его актуальность.

Литературы

1. Nurullaev F.G. The role of folklore in the raising of children. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol. 8 No. 12, 2020 Part IIHSSN 2056-5852.

2. Нуруллаев Ф.Г., Композиционный и исполнительский процесс в музыке // «SCIENTIFIC PROGRESS» Scientific Journal ISSN: 2181-1601, 2021.- pp. 576-581.

3. Нуруллаев Ф.Г. Импровизаторское творчество в ХХ веке по сфере музыке// «SCIENTIFIC PROGRESS» Scientific Journal ISSN: 2181-1601, 2021.- pp. 582-587.

4. Нуруллаев Ф.Г. Обряды и обычьи связанные с рождением и воспитанием ребенка. Музыкальное искусство и образование: традиции и инновации: сборник материалов международное научное конференции. Бухара, 2019. 317- 320 стр.

5. Нуруллаев Ф.Г., Нуруллаева Н.К. Музыкально-историческое наследие центральной Азии (психологический настрой армии Темура). Психология XXI столетия, 18-20 марта 2020 года С. 115-118.

6. Нуруллаев Ф.Г., Нуруллаева Н.К. Роль фольклорных песен в воспитании учащихся. Научно- методический журнал «Проблемы педагогики» №3(48). Москва 2020. С.15-17.

7. Нуруллаев Ф.Г., Нуруллаева Н.К. Формирование эстетического воспитания детей на примере Бухарских фольклорных песен. «MODERN SCIENTIFIC CHALLENGES AND TRENDS» collection of scientific works of the international scientific conference Issue 4(260 Warsaw, Poland 2020. P. 139

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY (2023, №3) ISSN 2992-9024

8. Nurullayev F.G., Madrimov B.K., Rajabov T.I. Teaching Bukhara Children Folk Songs in Music Lessons as an Actual Problem. International Journal of Psychosocial Renabilitation, Vol.24, Issue 04, 2020 P. 6049.

9. Нуруллаев Ф.Г. Особенности и условия развития творческих музыкальных способностей детей. Вестник интергративной психологии. Журнал для психологов, г. Ярославль, Выпуск №17, 2018. - С. 125-128.

10. NurullaevaN.G., NurullaevaN.K., Nurullaev B.G. Role and significance of folkler music in the upbringing of children of preschool age. Academicia An International Multidisciplinary Research Journal. Vol.10, Issue 10, October 2020.

11. Нуруллаев Ф.Г., Случайный выбор качественных характеристик материала по музыки или порядок его изложения в процессе создания музыки или исполнения опуса//«SCIENTIFIC PROGRESS» Scientific Journal. ISSN: 2181-1601, 2021,- pp. 588-593.

12.Нуруллаев Ф.Г., Нуруллаева H.K. Роль фольклорных песен в воспитании учащихся// Научно - методический журнал «Проблемы

шгогики». №3 (48). - Москва 2020,- С. 15-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.