Научная статья на тему 'Методические особенности подготовки спортсменок 10–11 лет по чир-спорту'

Методические особенности подготовки спортсменок 10–11 лет по чир-спорту Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чир спорт / технические элементы / критерий исполнения / эле-менты акробатики и их оценка

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тхазеплова Галина Назыровна

В статье дана характеристика компонентов физической подготовки юных спортсменок, влияющих на технику и результат выполнения спортивной программы в чир спорте. Полученные результаты исследования расширили пред-ставление о влиянии акробатики и хореографии на исполнение элементов спортс-менками 10–11 лет. Педагогическое исследование позволило разработать и обос-новать критерии оценки технических элементов, доказать эффективность при-менения соревновательных композиций экспериментального комплекса упражне-ний хореографической и акробатической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тхазеплова Галина Назыровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические особенности подготовки спортсменок 10–11 лет по чир-спорту»

рассматривается как наиболее совершенная форма управления. В целом материалы этого раздела, могут рассматриваться как технология управления учебно-тренировочным процессом в футболе. Основанием для такого заключения является соподчинён-ность содержания разделов работы, и их практическое осмысление, основным положениям теории управления в процессе подготовки спортсменов, сформулированным в работах В.Н. Платонова.

Ссылки на источники

1. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов. М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2006. - 272 с.

2. Искусство подготовки высококлассных футболистов. Научно-метод. пособие / Под ред. проф. Н.М. Люкшинова. - 2-е изд. исправ. доп. - М.: Советский спорт, 2008. -432 с.

3. Новокщенов И.Н. Основы специальной физической подготовки футболистов различной игровой специализации - Волгоград: ВГАФК, 2003.- 240с.

4. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов. - М. : Советский спорт, 2005. - 820 с.

5. Тхазеплов А.М. Управление подготовкой футболистов на основе модельных характеристик тренировочной и соревновательной деятельности: Учебно-методическое пособие. - Нальчик: Каб-Балк. Ун-т, 2005. 58 с.

6. Тюленьков С.Ю. Теоретико-методические подходы к системе управления подготовкой футболистов высокой квалификации. М.: Физкультура и спорт, 2007. - 349 с.

7. Цубан Ю.В. Моделирование игровых упражнений в системе подготовки футболистов на этапе спортивного совершенствования. М.: Теория и практика футбола, 2003. - 112 с.

8. Шамардин А.А. Комплексная функциональная подготовка юных футболистов Монография / А.А. Шамардин. - Саратов: Научная книга, 2008. - 239 с.

DOI: 10.24412^-37273-2024-1-166-173 Тхазеплова Галина Назыровна,

кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик [email protected]

Методические особенности подготовки спортсменок 10-11 лет по чир-спорту

Аннотация. В статье дана характеристика компонентов физической подготовки юных спортсменок, влияющих на технику и результат выполнения спортивной программы в чир спорте. Полученные результаты исследования расширили представление о влиянии акробатики и хореографии на исполнение элементов спортсменками 10-11 лет. Педагогическое исследование позволило разработать и обосновать критерии оценки технических элементов, доказать эффективность применения соревновательных композиций экспериментального комплекса упражнений хореографической и акробатической подготовки.

Ключевые слова: чир спорт, технические элементы, критерий исполнения, элементы акробатики и их оценка.

Польза физической активности для всех возрастов хорошо известна и документирована. Тем не менее, в большинстве развитых стран все чаще преобладает малоподвижный образ жизни. Хотя дети более активны, чем взрослые, данные свидетельствуют о том, что существует значительная доля молодых людей, у которых уровень

активности ниже, чем у взрослых. Более того, эпидемия детского ожирения, охватившая развитые страны в последнее десятилетие сделала пропаганду физической активности среди детей популярной. Чир спорт можно считать спортом для всех, независимо от физических особенностей занимающегося. В нем найдется место для спортсмена с любым телосложением и уровнем физической подготовленности. В чир спорте нет строго регламентированных внешних критериев отбора на занятия данным видом спорта. Он многогранен и развивает у спортсменов отличную выносливость, координацию, силу, ловкость и гибкость.

Чир спорт можно считать спортом для всех, независимо от физических особенностей занимающегося. В нем найдется место для спортсмена с любым телосложением и уровнем физической подготовленности. Здесь нет строго регламентированных внешних критериев отбора на занятия данным видом спорта. Он многогранен и развивает у спортсменов все физические качества. В течение многолетних тренировок спортсмены должны максимально развить координационные способности, ловкость, быстроту, пассивную гибкость, на основе развития психофизических качеств овладеть пластичностью, музыкальностью, приобрести опыт и специальные знания, улучшить моральные и волевые качества. Чир спорт включает и хореографию, которая привносит в движения эстетику и музыкальность.

По регламенту, время выступления обычно составляет не более 2,5-3 мин (в индивидуальных и парных видах - меньше). Размеры площадки - 12*12 м. Выступление проходит под подобранное самими участниками музыкальное сопровождение (в записи). Судьи оценивают сложность программы, технику и артистизм исполнения. За использование запрещенных технических элементов, несоблюдение правил страховки, превышение времени выступления и прочие нарушения команде начисляются штрафные баллы - вплоть до дисквалификации. Победители определяются по общему количеству набранных очков.

Чир спорт - относится к сложно-координационным видам спорта, для двигательной деятельности которых характерны чрезвычайно высокие требования к технике движений и качеству ловкости. Сложно-координационные виды спорта предъявляют повышенные требования к опорно-двигательному аппарату, к амплитуде движений в суставах, к механической прочности костей и суставов, к амортизирующей функции стопы и изгибов позвоночника. В процессе роста и развития школьника по мере увеличения массы и объема сердца изменяются пропорции его отделов и положение грудной клетки, дифференцируется гистологическое строение сердечной мышцы и сосудов, нервная регуляция кровообращение улучшается. К 10 годам масса сердца в 6 раз больше, чем при рождении. В возрасте 7-10 лет завершается расслоение состава сердечной мышцы, эндокарда и нервной ткани, и сердце по своим структурным особенностям напоминает сердце взрослого человека.

Число ударов сердца с возрастом замедляется: в возрасте 7-8 лет оно составляет в среднем 80-92 в минуту, в 9-10 лет - 76-86, в 11 лет - 72-80 в минуту. Хотя сердце детей раннего школьного возраста способно быстро приспосабливаться к физической нагрузке и в состоянии покоя быстро возвращается к исходному уровню, его деятельность зачастую неустойчива. Поэтому могут возникать различные нарушения сердечного ритма и резкие изменения артериального давления. У детей 8-11 лет при физической нагрузке артериальное давление повышается несколько меньше, чем у взрослых, что объясняется медленным развитием сердечной мышцы, малыми размерами сердца и незначительной шириной сосудистого пространства относительно размеров сердца.

Цель исследования - разработать методику подготовки спортсменов 10-11 лет в чир спорте на основе применения разработанного комплекса упражнений.

Предполагалось, что методика подготовки окажется более эффективной и результативной, если:

1. Использовать в основной части тренировок многофункциональные и многозадачные упражнения, которые будут одновременно развивать несколько физических качеств с учетом хореографической подготовки.

2. Выделить изучение и совершенствование сложных акробатических элементов в отдельную тренировку, увеличив количество занятий в неделю.

Методы исследования:

- поиск и анализ научно-исследовательской литературы;

- педагогическое наблюдение (анализ соревновательного и тренировочного опыта);

- педагогическое наблюдение;

- педагогический эксперимент;

- метод экспертных оценок;

- метод математической статистики.

Педагогические исследования были организованы на базе спортивного клуба «Нирвана».

Были взяты две команды клуба в качестве экспериментальной и контрольной групп по 20 человек, преимущественно 2013 г.р.

В качестве экспертов были приглашены тренеры-преподаватели по чир спорту и чирлидингу Кабардино-Балкарской республики, президент Федерации чир спорта по КБР и судья второй категории по чир спорту и ФСХР. Они оценивали уровень исполнения технических элементов, технику работы рук, уровень сложности упражнений по разработанной нами системе оценивания (таблицы 1, 2).

В период педагогического эксперимента спортсменки занимались по разработанной нами методике: тренировочный процесс включал упражнения и комбинации, подготавливающие к выполнению пируэтов, прыжков и упражнений акробатической подготовки для дисциплин перфоманса по «чир спорту». Отработка и углубленное изучение акробатических упражнений выносились в отдельную тренировку с использованием соответствующего инвентаря.

Таблица 1

Сравнительная характеристика средних значений экспертных оценок

до проведения эксперимента

Критерии Среднее значение в Разница

экспериментальной группе контрольной группе

1 критерий -уровень исполнения технических элементов 1,4 0,6 0,8

2 критерий -техника работы рук и 0,4 0,7

3 критерий -уровень сложности 1,6 0,7 0,9

р>0,005

Таблица 2

Сравнительная характеристика средних значений экспертных оценок

после проведения эксперимента

Среднее значение в

Критерии Разница

экспериментальной контрольной группе

группе

1 критерий 3,6 1,7 1,9

уровень исполнения

технических

элементов

2 критерий - 2,5 1,4 1Д

техника работы рук

3 критерий - 2,8 1,3 1,5

уровень сложности

р<0.005

График занятий состоял из четырех тренировок в неделю по два часа, одна тренировка из которых была - акробатика. Каждая тренировка в зависимости от цели и этапа тренировочного процесса состояла из трех частей: разминки, основной части и заключительной части. Разминка длилась 25-30 минут, основная часть 70-75 минут, заключительная - 20 минут.

Экспериментальная методика заключалась в использовании на занятиях комбинаций и упражнений, направленных на совершенствование техники выполнения пируэтов и хореографической выразительности, прыжков и элементов акробатики, а также общей физической подготовки.

Процесс подготовки организма к тренировке состоял из: бега по кругу под музыку ритмического характера 3 минуты, затем полный круг шагом, выполняя глубокие вдохи и выдохи - восстановление дыхания, далее круг - наклоны ладонями до пола с ровными ногами при каждом шаге; берпи по кругу - выпрыгивания вверх из положения упор присев, затем после прыжка уход в планку - 20 повторений; ход «уточкой» с вытянутыми руками в потолок и ровной спиной - одна минута.

Далее выстраивание по рядам и разминочный танцевальный комплекс в стиле джаз на месте под ритмичную музыку с разминкой шеи, плеч, наклонами в стороны, наклонами торса с ровной спиной вперед - здесь работа руками, вытягивание их в стороны; «релиз» и «контракшн» - изгиб и затем округление поясничного отдела; разогрев стоп и разработка подъема - руки зафиксированы в первой джазовой позиции, ноги собраны вместе в шестую позицию - изолировано работают сначала пальцы стоп, вытягивая их наверх, затем вытягивание на высокое релеве (полупальцы), сгибая колени и давя на подъемы - 20 повторений. Разогрев спины волнами, сидя на коленах, затем лежа ни спине - задержка положения «рыбка», поднятие «корзинки», раскачивание в «лодочке» - удержание стойки на груди - 3 подхода по 10 секунд; «мост» с давлением вперед на плечи 10 раз, вытягивание ног и удержание положения, «мост» на локтях; «перекаты» через «мост» на грудь - 5 раз; растягивание задней поверхности ног сидя, касаясь руками вытянутых стоп, - «складочка» 60 секунд; растяжка на поперечный, правый и левый продольные шпагаты.

В основной части тренировки решались поставленные задачи, а именно:

- обучение технике элементов;

- развитие физических качеств, таких как сила, гибкость, координация, скорости, выносливости.

Основная часть тренировок включала в себя сначала упражнения на координацию (восприятие пространства, ритма и собственных движений), затем отработку пируэтов и прыжков, акробатических упражнений, различных поддержек.

Упражнения основной части:

1. равновесие «пассе» (из положения выпада, затем из четвертой позиции удержание «пассе» на каждую ногу, затем удержание данной позиции на релеве);

2. пируэты с ногой в «пассе» в каждую сторону;

3. пируэты с ногой в «кудепье»;

4. повороты в «аля секонд»;

5. повороты как с джазовой позицией рук, так и в позициях фристайл;

6. «фуете»;

7. шене с заходом;

8. прыжок «стредл»;

9. прыжок «той тач»;

10. прыжки «касаясь»;

11. прыжок «тилт», затем в разножку;

12. прыжки со сменой ног в воздухе;

13. прыжки в продольный шпагат на каждую ногу, затем в разножку;

14. прыжок в «кольцо»;

15. прыжок в «пистолет»;

16. комбинации прыжков с заходом (например, шене, заход-»поджатый», заход-прыжок в «пистолет», заход-прыжок «тилт», заход-прыжок «диск»);

17. прыжок «херки» и т. д.

Повороты и прыжки выполнялись в нескольких вариациях: с джазовыми позициями рук и с руками фристайл (либо с использованием тренировочных помпонов, либо ладони зажаты в кулаки). Прыжки выполнялись с продвижением вперед - лип прыжки и чир прыжки.

В конце части давались упражнения общей физической подготовки, направленные на укрепление всего мышечного аппарата. Так как для выполнения элементов и исполнения соревновательной программы необходимо соответствующее развитие мышечной силы рук, корпуса, спины и ног, взрывной силы, использовались комбинации упражнений на укрепление этих сегментов.

Акробатическая подготовка и хореография спортсменок отличается в экспериментальной и контрольной группах.

В основной части занятия спортсменки контрольной группы выполняли подготовительные упражнения для основных акробатических поддержек и элементов, и 30 минут времени уходило на отработку самих элементов. Особое внимание уделялось растяжке и гибкости. В это же время спортсменки экспериментальной группы уделяли внимание отработке других навыков, повышению уровня физических качеств или же чистке постановки, а уже непосредственно акробатические элементы отрабатывали на отдельно выделенной тренировке.

Отдельную тренировку по акробатике проводили два тренера, которые делили команду на две группы по уровню мастерства. Те, кто уже освоил базовые элементы акробатики, такие как кувырок в группировке вперед и назад, «колесо» в обе стороны, перевороты вперед и назад, колесо в вальсетом (подскоком) на одной руке, переворот вперед с вальсетом, рондат - переходил на изучение сложной полётной акробатики поступенчато: маховые колёса или эриал (колеса без рук); переворот без рук, рондат-фляк, сальто. Вторая группа этой же команды отрабатывала элементы средней базы.

Система оценивания танцевального и акробатического исполнения включала следующие компоненты:

1. уровень исполнения технических элементов: техника исполнения поворотов (пируэтов) и прыжков (липов и чир прыжков);

2. техника работы рук: оценка правильности позиций и чистоты линий рук, фиксации и резкости, точности и скорости движений;

3. уровень сложности: оценка сложности элементов и связок, темпа и переноса веса и т. д.

Первый критерий - уровень выполнения технических элементов включал правильность и четкость исполнения пируэтов, чир-прыжков и лип-прыжков. Оценка производилась по 3-х-балльной шкале, где:

«1 » - выполнение элемента без понимания ее техники;

«2» - выполнение вращений и прыжков с неправильной техникой;

«3» - элементы выполнены правильно, с высокой скоростью и динамикой движений.

Второй критерий оценивался также по 3-х-балльной шкале, здесь были важны знания позиций рук чир-джаза и чир-фристайла, резкость в фиксации позиций рук, чистота позиций рук:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«1» - незнание позиций рук как чир-джаза, так и чир-фристайла;

«2» - достаточное хорошее исполнение позиций рук, но с отсутствием резкости и четкости в фиксации;

«3» - отличный уровень четкости, и правильности в фиксации положений рук.

Третий критерий - сложность выполнения акробатических элементов, оценивался в два этапа: изначально также по 3-х балльной шкале, затем было проведено количественное сравнение элементов у обеих команд:

«1» - выставлялась данная оценка при отсутствии высоко сложных акробатических элементов

«2» - выставлялась данная оценка, если присутствовало 3 или менее 3-х элементов акробатики, которые спортсменки выполняют с правильно и легко;

«3» - выставлялась данная оценка, если спортсменки выполняли не менее пяти элементов акробатики с хорошей точностью и легкостью, при этом синхронно и однородно.

Последняя дополнительная оценка в виде одного балла выставлялась при высокой однородности и синхронности выполнения всех элементов, прыжков и пируэтов. Если все члены команды (экспериментальной или контрольной группы) выполняла сложные элементы на высоко техническом уровне, однако исполнение данных элементов не было однородно и синхронно, оценка в один балл не выставлялась.

В соответствии с разработанной системой оценивания по 3-х балльной шкале, по трем критериям с дополнительным баллом, сумма составляла максимально 10 баллов. За каждое исполнение спортсменкам выставлялись баллы по результатам экспертной оценки.

Из таблицы 3 видно, что методика подготовки спортсменок, разработанная и состоявшая из комплекса упражнений и комбинаций, а также вынесения акробатики как отдельной тренировки в дополнительное занятие, способствовала увеличению уровня выполнения технических элементов, а именно пируэтов и прыжков.

Таблица 3

Динамика количественных показателей элементов акробатики

в течение эксперимента

Элементы Экспериментальная группа Контрольная группа

акробатики и

их количество ДО после ДО после

эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента

1 .Эриал (маховое колесо) 3 9 2 3

2.Маховое - 3 - 1

вперед

З.Рондат-фляк 1 3 - 1

4.Сальто - - - -

5.Бланш - - - -

Разработанная методика подготовки спортсменок 10-11 лет по чир спорту содействовала повышению уровня соревновательных постановок на соревнованиях: [11]

- Чемпионат и Первенство Кабардино-Балкарской республики по чир спорту 45 февраля 2023 года в городе Нальчик:

в дисциплине чир-джаз большая группа - мальчики, девочки - диплом за занятое

1 место (сумма баллов 202,5).

- Всероссийский спортивный фестиваль «Восходящие звезды» по чир спорту -3 марта 2023 года в Москве:

в дисциплине чир-джаз большая группа - мальчики, девочки - диплом за занятое

2 место (сумма баллов 188).

- Межрегиональные соревнования «Виктори Кап», 17-18 июня 2023 года в дисциплине чир-джаз большая группа - мальчики, девочки - диплом за 1 место (сумма баллов 192).

- Чемпионат и Первенство СКФО по чир спорту и ФСХР, 9-11 декабря 2023 года:

в дисциплине чир-фристайл большая группа - мальчики, девочки 1 место (сумма баллов 181,5);

в дисциплине чир-джаз большая группа - мальчики, девочки - диплом за 1 место (сумма баллов 183,5).

- Спортивный фестиваль по чир спорту «Leader CUP» 6 апреля 2024 года:

в дисциплине чир-джаз большая группа, мальчики, девочки - диплом за 2 место (сумма баллов 189);

в дисциплине дисциплине чир-фристайл большая группа, мальчики, девочки -диплом за 2 место (сумма баллов 184).

- Межрегиональные соревнования «Виктори Кап 2024» по Чир спорту:

в дисциплине чир-джаз большая группа, мальчики, девочки 4 место (сумма баллов 190);

в дисциплине чир-фристайл большая группа, мальчики, девочки 1 место (сумма баллов 169).

Заключение. Актуальность чир спорта в том, что он создает условия для продвижения обучающихся к физическому совершенству. Позволяет им приобретать различные двигательные умения и навыки, развивать эмоционально-волевую сферу,

формировать этические установки, создает возможности для выбора идеалов духовности и созидательного творчества. Занятия чир спортом развивают физические качества, а также смелость, решительность, целеустремленность, настойчивость, взаимоуважение, взаимовыручку, ответственность, умение работать в команде, т. е. коммуникативную, социальную и нравственную компетенции обучающихся.

Дети приобретают хорошую физическую форму, укрепляют здоровье, развивают грацию, пластику, формируют правильную осанку и походку. У подростков развивается координация движений, суставная подвижность, укрепляется опорно-двигательный аппарат. Воспитывается музыкальность и чувство ритма, чувство красоты. Происходит развитие паралингвистической системы (качество голоса, его диапазон, тональность).

В спортивно-досуговой деятельности обучающихся устанавливается гармоничная связь между обучением и здоровьем, развиваются физические качества личности, происходит снятие напряжения, накопившегося утомления. Сегодня чир спорт -это быстроразвивающийся сегмент спортивной и развлекательной индустрии.

ВЫВОДЫ

1. Педагогическое исследование позволило разработать и обосновать критерии оценки комплекса упражнений хореографической и акробатической подготовки соревновательных композиций.

2. Спортсмены 10-11 лет, занимающиеся на основе экспериментального комплекса упражнений, показали значительный рост показателей по всем критериям.

Ссылки на источники

1. Визитей Н.Н. Физическая культура личности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты [Текст] / Н.Н. Визитей. - Кишинев: Штиинца, 1989. - 147 с.

2. Макушенцева В.С. Черлидинг как физкультурно-спортивное массовое движение / В.С Макушенцева, И.В. Чернышева, Е.В. Егорычева // Научный альманах. 2016. № 5-2 (19). С. 193-196.

3. Немцева Е.В. Черлидинг вчера и сегодня / Е.В. Немцева, Н.В. Рыжкин, И.А. Коробов // Наука-2020. 2020. № 2 (38). С. 87-92.

4. Правила соревнований по черлидингу [Текст]. - М.: ООО «Федерация чер-лидинга России», 2015. - 25с.

5. Пыряева Ю.И. Отбор перспективных спортсменов для комплектования групп спортивной подготовки по чир-спорту / Ю.И. Пыряева, А.М. Данилова // Исследования молодых ученых. Материалы VI Международной научной конференции. Самара, 2020. С. 67-69.

6. Сорокина К.А. Процесс многолетней подготовки команд по черлидигу / К.А. Сорокина // Современная педагогика: теория, методика, практика. Сборник материалов X-ой международной очно-заочной научно-практической конференции. Москва, 2019. С. 78-81.

7. Черлидинг. Примерная образовательная программа дополнительного образования детей [Текст]. - М.:ООО «Буки Веди», 2012. - 94с.

8. Черлидинг. Как подготовить команду. Методическое пособие для тренеров по черлидингу [Текст]. - М.: РОО «Федерация черлидерс - группы поддержки спортивных команд, 2008.-44с.

9. Чеппел Л. «Как стать первоклассным тренером по черлидингу» [Текст] / Л. Чеппел. - М., 2014. - 364с.

10. Черлидинг. Примерная программа спортивной подготовки для детскоюно-шеских спортивных школ [Текст] / Э.Ю. Соколова.- М., 2010. - 111с.

11. Официальный сайт регистрации на соревнования с итоговыми результатами и протоколами судей: https://mgnovenie.ru/site/index

12. Официальный сайт Общероссийской физкультурно-спортивной организация «Союз чир спорта России» https://cheerleading.su/dejstvuyushchie-dokumenty

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.