дня, умение контролировать, анализировать и оценивать себя, умение осуществлять коррекцию своей жизнедеятельности, стремление к самообразованию и самовоспитанию [4].
Проводя замеры на разных этапах формирования субъектности, можно проследить успешность эксперимента.
Таким образом, представленная выше модель способствует развитию субъектных качеств студента.
Библиографический список
1. Борытко Н.Ы. Пространство воспитания:
образ бытия: Монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2000. — 172 с.
2. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в моделировании // Моделирование воспитательных систем: теория - практике / под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. - М.: Изд-во РОУ, 1995.
- 144 с.
3. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. - Москва-Воронеж, 1996.
- 320 с.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. -М., 2004.-384 с.
О. С. ЩЕРБИНИНА
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К СОЦИАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
В современной общественной ситуации необходимым является воспитание субъектных качеств личности, одним из которых является ее готовность к социальному самоопределению. Наше исследование посвящено изучению проблемы формирования готовности подростков к социальному самоопределению и методики организации педагогического влияния на этот процесс.
Одна из задач, которая стоит перед субъектами и институтами социализации общества заключается в том, чтобы поставить человека перед проблемой самоопределения, стимулировать поиск собственного жизненного пути. Исследования A.A. Реана показывают, что решение задач самоопределения начинается в подростковом возрасте, который можно назвать «отправным периодом» самоопределения.
В Я-концепцию подростка самоопределение входит как единая смысловая система обобщенных представлений о мире и самом себе, формирующая внутренние субъектные позиции. В этот период задается личностно значимая ориентация на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, то есть социальное самоопределение. Однако в ходе данного процесса мо1ут возникать различного рода осложнения, предупредить которые возможно с помощью формирования готовности подростка к социальному самоопределению.
Одним из выражений готовности к социальному самоопределению является наличие активной жизненной позиции и субъектных качеств
личности. Но субъектом человеческой деятельности можно стать только при условии осуществления этой деятельности сначала под руководством наставников, а затем самостоятельно. «Растущий человек становится личностью в той мере, в которой у него формируются социальные качества, определяющие его как общественное существо» [Фельдштейн Д.И., 1994].
Говоря о проблеме формирования готовности к социальному самоопределению, необходимо отметить возможность решения данных задач в ходе социально-педагогической деятельности и охарактеризовать особенности этой деятельности. Помощь педагога в формировании готовности подростка к социальному самоопределению может осуществляться в ходе педагогического влияния на этот процесс, которое мы определяем как комплекс действий воспитателя, стимулирующих осознание ребенком своего социального выбора и формирование у него рефлексивной позиции, на основе которой он оценивает свое поведение.
Сила влияния на личность зависит от многих факторов. Наибольший эффект наблюдает-
ся в тех случаях, когда определенная группа является референтной (или эталонной) для данной личности. Так называют группу, с которой личность отождествляет себя в наибольшей степени. Социальные ценности и нормы референтной группы выступают для индивида в качестве эталонов деятельности, хотя сам он порой может даже и не входить в состав данной группы [4, 317].
Важность референтных групп как своеобразного «оплота» установок личности прямо или косвенно признается всеми, кто хочет радикально изменить эти установки [4, 319]. Изучая педагогическое влияние на формирование готовности подростка к социальному самоопределению, мы обратили внимание на условие рефе-рентности взрослого, организующего это влияние и предположили, что референтность взрослого, осуществляющего педагогическое влияние на формирование готовности подростков к социальному самоопределению, является условием, определяющим эффективность этого процесса.
Указанные особенности были учтены нами при создании модели педагогического виляния воспитателя на формирование готовности подростка к социальному самоопределению, центральным компонентом которой является стимулирование референтным взрослым положительной мотивации к совершению социального выбора.
Исходя из этого, можно сказать, что влияние на когнитивную и практичсски-действенную сферы готовности подростка к социальному самоопределению осуществляется опосредованно через воздействие на мотивационную сферу. Мотивация к совершению социальною выбора обусловливает потребность человека получить необходимые сведения о дилеммной ситуации,
о системе социальных отношений, в которых происходит выбор, о содержании социальных ролей и т. д. Мотив к совершению социального выбора является необходимой преамбулой к реальному совершению этою выбора, то есть обусловливает практически-действенный компонент готовности к социальному самоопределению.
Осуществление педагогического влияния воспитателя на формирование готовности подростка к социальному самоопределению через воздействие на мотивационную сферу его личности происходит с помощью реализации ряда
этапов:
- организации эмоционального принятия взрослого;
- стимулирования осмысления ситуации социального выбора;
- ознакомления с возможными альтернативами в ситуации социального выбора;
помощи в совершении адекватного выбора;
- стимулирования рефлексии.
Выделенные этапы характеризуют деятельность педагога в процессе формирования готовности подростков к социальному самоопределению. Субъект-субъект ные отношения предполагают двусторонний процесс. Параллельно с работой воспитателя, происходит деятельность подростка, который реагирует на воспитательные воздействия. Особенности этой стороны процесса формирования готовности подростка к социальному самоопределению отражены в предложенной модели в виде этапов деятельности подростка в процессе педагогического влияния на формирование готовности подростка к социальному самоопределению. Каждый этан деятельности воспитателя стимулирует определенные действия со стороны подростка:
- На этапе организации эмоционального принятия взрослого у детей формируется определенное отношение к воспитателю, осуществляющему эти воздействия, стимулирующее или тормозящее дальнейшую совместную деятельность.
Стимулируя осознание ситуации социального выбора, воспитатель стремится к тому, чтобы у подростка появилось осознание цели социального выбора.
- Проводя ознакомление с возможными альтернативами социального выбора, воспитатель дает определенный объем информации о социальной ситуации, в которой находится, или в которую «погружается» подросток. На этом этапе важно появление у подростка осознанного восприятия получаемой информации с учетом индивидуальных возможностей, потребностей, норм и ценностей, то есть аначиз альтернатив социального выбора.
- Следствием осмысления вариантов социального выбора является совершение и реализация социального выбора подросткам. На этом этапе возможно возникновение необходимости в помощи со стороны воспитателя в принятии
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинстика, № 4, 2008
127
решения.
- Завершением цикла социального выбора является стимулирование рефлексии со стороны воспитателя, целью которой является осознание причин и последствий социального выбора, совершенного подростком.
Особенность данной модели заключается в том, что она циклична. Завершив алгоритм выполнения социального выбора, человек подходит к осмыслению вновь возникшей ситуации социального выбора. Новый виток обеспечивается теми знаниями и умениями, которые были сформированы на первых этапах.
Выполнение каждого этапа осуществлялось набором средств педагогического влияния на формирование готовности подростка к социальному самоопределению. Ведущим средством выступила методика формирования готовности к социальному самоопределению, представляющая собой работу по созданию ситуаций социального выбора, соответствующая в своей логике выделенным этапам модели педагогического влияния воспитателя на формирование готовности подростка к социальному самоопределению.
Целью этапа организации эмоционального принятия взрослого является установление эмоциональной близости между воспитателем и подростками. Реализация данной цели обеспечивается выполнением следующих задач:
- узнавание личностных особенностей субъектами педагогического взаимодействия;
знакомство воспитателя с особенностями деятельности подростков;
включение воспитателя в совместную деятельность с данной группой подростков;
- формирование у подростков готовности взаимодействовать с воспитателем;
- взаимное эмоциональное принятие субъектами педагогического взаимодействия.
Так как в качестве определяющего условия успешности педагогического влияния на формирование готовности подростка к социальному самоопределению мы называем реферсптность воспитателя, оказывающего это влияние, то данный этап, направленный на формирование положительного эмоционального отношения взаимодействующих сторон и значимости мнения взрослого для подростка, является ключевым для успешной реализации нашей методики. Положи-тельно-направленное отношение к взрослому формируется с помощью одного из ряда меха-
низмов: эмоционально-ценностной идентификацией, эмоционального заражения, эмоционального присоединения через интериоризацию.
Эмоционально-ценностная идентификация человека с определенной ситуацией или людьми основана на отождествлении некоторых качеств, присущих его личности с качествами актуализированными этой ситуацией или этими людьми, она выражается в формуле: «я такой же
- мне это нравится, я хочу в этом участвовать».
Эмоциональное заражение - основано на ярком эмоциональном переживании, вызывающем не всегда осознанную потребность в присоединении, она выражается в формуле: «мне это нравится, я хочу также».
Эмоциональное присоединение через интериоризацию — это осознанное присвоение, принятие человеком ситуации, оно выражается в формуле: «это оправдано, необходимо, поэтому, я согласен, это принять, за основу своих действий» [2].
При реализации представленной модели формирования готовности подростка к социальному самоопределению наиболее частотно эмоциональное принятие происходило с помощью механизмов эмоционального заражения и эмоционально-ценностной идентификации, так как осознание, принятие человеком ситуации и понимание необходимости целенаправленного взаимодействия приходит позднее.
Эмоциональное принятие воспитателя обеспечивает успешность всех последующих этапов процесса педагогического влияния на формирование готовности подростка к социальному самоопределению.
Нельзя сказать, что формирование референ-тности воспитателя по отношению к подросткам происходит только в течение начального периода работы. Достижение этой цели является, с одной стороны, сверхзадачей всего процесса, с другой стороны, условием успешности осуществления педагогического влияния воспитателя на формирование готовности подростка к социальному самоопределению,
Таким образом, формирование референтного отношения к воспитателю происходит на всех этапах данного процесса.
В качестве одного из условий эффективности педагогического влияния на процесс формирования готовнос ти к социальному самоопределению является включение подростков в ситуа-
ции социальною выбора. Реализация данного условия была основана на концепции социальных проб М.И. Рожкова, в соответствии с которой для социального становления большое значение имеет социальная практика, то есть реальное включение ребенка в различные сферы социальных отношений. От включения личности в социальную деятельность зависит как социалъно-пси-холошческий комфорт личности, так и в конечном итоге комфорт и благополучие всею общества. Включение в социальную деятельность является процессом, в ходе которого происходит:
- индивидуальная проблематизация личности по отношению к выбору вида деятельности;
- индивидуальное самоопределение личности по возможным видам деятельности и личности о приемлемым вариантам участия в ней;
- включение в социальную деятельность под руководством педагога на основе: осознание учащимися цели деятельности и сопоставления личностных целей; приобретения опыта деятельности; эмоциональной привлекательности деятельности;
- рефлексия процесса деятельности и собственного участия в ней с последующей коррекцией процесса в выбранном направлении;
достижение собственно состояния включенности личности в социальную деятельность
ш-
В основе включения учащихся в социальную деятельность лежат так называемые социальные пробы. Социальная проба - это совокупность последовательных действий, связанных с выполнением специально организованной социа;1ьной деятельности в экономической, политической и духовной сферах, на основе выбора способа поведения в этой деятельности и являющаяся средством соотнесения самопознания и анализа своих возможностей в спектре реализуемых социальных функций.
Социальная проба предполагает самооценку учащимися своих возможностей на основе последовательного выбора способа социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей. Социальные пробы охватывают все сферы индивидуальности человека и большинство его социальных связей. В процессе развития этих сфер у молодых людей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в соци-
альную среду [3].
Для реализации данного этапа на основе изложенной теории, нами была разработана система ситуаций социального выбора, включение в которые способствовало снятию страха перед наличием альтернативы, формированию умения принимать самостоятельное решение, развитию самостоятельности в совершении социального выбора.
Погружение ребят в ситуацию социального выбора начинается стимулировани&м осмысления ситуации социального выбора. Целью данного этапа является осознание и постановка цели социального выбора, которая реализуется через решение следующих задач:
- осознание объективных условий ситуации;
- выявление наличия альтернативы;
- осмысление цели социального выбора в данной ситуации.
На этом этапе происходит первое знакомство с условиями ситуации и от того, как она будет воспринята, зависит постановка и осознание цели социального выбора.
После знакомства с условиями ситуации социального выбора, происходит ознакомление с возможными альтернативами в ситуации социального выбора. Цель данного этапа: определение содержания возможных вариантов решения ситуации социального выбора. Реализации данной цели способствует решение ряда задач:
- определение вариантов решения ситуации;
- осознание содержание возможных вариантов решения ситуации;
- соотнесение вариантов с объективными условиями ситуации.
Благодаря осознанию имеющейся совокупности альтернатив, у подростка непроизвольно происходит их переработка и сопоставление с имеющейся системой ценностных ориентаций и норм, что стимулирует выбор одного из вариантов решения.
На этом этане возможна необходимость помощи в совершении адекватного выбора со стороны воспитателя.
Цель данного этапа: обеспечить совершение социальною выбора подростком. Этому способствует реализация системы задач:
- осознание собственных ценностей относительно предлагаемой ситуации;
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2008
129
- соотнесение подростком вариантов решения ситуации с личной системой норм и ценностей;
определение варианта, максимально соответствующего субъективным и объективным особенностям ситуации социального выбора;
- реальные действия по совершению выбора одной из имеющихся альтернатив.
При решении перечисленных задач возмож-
I го возникновение трудностей, в преодолении которых должен помочь воспитатель. Эти трудности могут быть связаны с осознанием личностных особенностей и соотнесением с ними вариантов выбора. Препятствием может стать страх перед наличием альтернатив и необходимостью совершить осознанное решение, которое предполагает ответственность за отказ от других альтернатив и за его реализацию. Педагогу необходимо ненавязчиво помочь ребенку в решении возникших трудностей и способствовать совершению выбора подростком.
Заключительным этапом в цикле работы воспитателя по формированию готовности подростка к социальному выбору является стимулирование рефлексии. Его целью является осознание причин и последствий принятого решения. На этом этапе предполагается решение ряда частных задач:
- стимулирование подростка к мысленному обдумыванию всех проведенных мыслительных операций и действий;
- стимулирование оценивания этих этапов и высказывания или проявления этой оценки;
- стимулирование выявления причин успехов и неудач в проведенной работе.
Выделение этот этапа в качестве заключительного достаточно условно, так как включение элементов рефлексии необходимо на всех этапах рассматриваемого нами процесса. На данном этапе в ходе осознания и анализа принятого решения или совершенного действия, происходит необходимая коррекция мотивационного, когнитивного и практически-действенного компонентов готовности к социальному самоопределению подростков, определяются перспективы дальнейшей деятельности по формированию готовности к социальному самоопределению.
Реализация обозначенных этапов педагогического влияния на формирование готовности подростков к социальному самоопределению и достижение обозначенных задач на каждом этапе позволило получить в ходе нашей онытно-эк-спериментальной работы положительные результаты, позволяющие говорить о возможности успешного применения данной методики с целью формирования готовности подростков к социальному самоопределению.
Библиографический список
1. Арсеньев A.C. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна «Человек и мир» // Вопросы философии. - 1993. -№5.
2. Бердяев КА. Смысл творчества. - М., 1989.- 176 с,
3. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие/Ка-линингр. ун-т. - Калининград, 2000. - 572 с.
4. Психология: Учебник / под ред. A.A. К-рылова. - М., 1999. - 584 с.