Научная статья на тему 'Методические особенности организации занятий по баскетболу в рамках дисциплины прикладная физическая культура в вузе'

Методические особенности организации занятий по баскетболу в рамках дисциплины прикладная физическая культура в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛ / BASKETBALL / ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / APPLIED PHYSICAL CULTURE / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щекотихин Михаил Петрович, Фролов Дмитрий Александрович

Баскетбол является одним из самых эффективных средств физического воспитания студентов. Рациональное использование на занятиях традиционных принципов обучения и спортивной тренировки и индивидуальный подход позволит воспитать здорового и физически подготовленного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щекотихин Михаил Петрович, Фролов Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL FEATURES OF TRAINING ON BASKETBALL WITHIN THE DISCIPLINE OF APPLIED PHYSICAL CULTURE IN THE UNIVERSITY

Basketball is one of the most effective means of physical education students. Rational use in the classroom traditional teaching and sports training and individual approach will allow to raise a healthy and physically trained specialist.

Текст научной работы на тему «Методические особенности организации занятий по баскетболу в рамках дисциплины прикладная физическая культура в вузе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО БАСКЕТБОЛУ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВУЗе

METHODICAL FEATURES OF TRAINING ON BASKETBALL WITHIN THE DISCIPLINE OF APPLIED PHYSICAL CULTURE IN THE UNIVERSITY

Щекотихин Михаил Петрович

заведующий кафедрой прикладной физической культуры, к.п.н., доцент. Орловский государственный университет

имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Schekotikhin Mikhail Petrovich head of the Department of applied physical culture candidate of pedagogic Sciences, associate Professor Orel state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Фролов Дмитрий Александрович

ассистент кафедры прикладной физической культуры.

Орловский государственный университет

имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Frolov Dmitry Alexandrovich assistant, chair of applied physical culture Orel state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Баскетбол является одним из самых эффективных средств физического воспитания студентов. Рациональное использование на занятиях традиционных принципов обучения и спортивной тренировки и индивидуальный подход позволит воспитать здорового и физически подготовленного специалиста.

Abstract. Basketball is one of the most effective means of physical education students. Rational use in the classroom traditional teaching and sports training and individual approach will allow to raise a healthy and physically trained specialist.

Ключевые слова: Баскетбол, прикладная физическая культура, обучение, воспитание, принципы.

Keywords: Basketball, applied physical culture, training, education, principles.

Зимой 1891 года студенты колледжа Молодежной Христианской Ассоциации из Спрингфилда, штат Массачусетс, просто изнывали от тоски на занятиях физического воспитания, вынужденные выполнять бесконечные гимнастические упражнения, считавшиеся в то время едва ли не единственным средством приобщения молодежи к спорту. В однообразие и монотонность таких

занятий необходимо было внести свежую струю, которая способна была бы удовлетворить двигательные потребности молодых людей.

Выход из положения нашел преподаватель колледжа по имени Джеймс Нейсмит. В декабре того же года, разделив восемнадцать студентов на две команды, предложил им игру, смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников. Первая игра была сыграна футбольным мячом, а вместо колец он привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала.

За свою более чем вековую историю баскетбол завоевал огромную популярность во всем мире. Присущие ему высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей привлекают к игре всевозрастающий интерес миллионов молодых людей.

Баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски).

Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех двигательных качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. Практически все функциональные системы организма, механизмы энергообеспечения включаются в работу. Игровая деятельность воспитывает у занимающихся важные психические качества: целеустремленность, настойчивость, решительность, смелость, уверенность в себе, чувство коллективизма, а так же быстроту реакции, быстроту мышления, чувство силы, времени, пространственную ориентировку.

Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся дает право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания молодёжи.

В Орловском Государственном Университете имени И.С. Тургенева баскетбол является неотъемлемой частью рабочей программы дисциплины прикладная физическая культура. В первом семестре данному разделу отводится половина объема нагрузки, около 28 часов. Баскетбол начинается с конца октября до середины декабря.

Для большинства студентов занятия этим видом спорта, его техника мало знакомы и поэтому даже самые простые упражнения вызывают достаточно высокое физическое и психическое напряжение. В связи с достаточно разнообразными индивидуальными особенностями, уровнем подготовленности студентов преподавателю необходимо строго соблюдать педагогические принципы обучения и принципы спортивной тренировки.

Величина нагрузки на занятиях баскетболом зависит от координационной сложности упражнения, психологической напряженности (контроль преподавателя, ответственность, смотрят друзья), двигательной плотности, двигательной активности.

На начальных этапах обучения необходимо постараться убрать на занятиях психическое напряжение и минимизировать двигательную нагрузку,

это позволит занимающимся концентрировать внимание на конкретном двигательном действии. Постепенно уровень овладения техникой упражнения возрастает и возникает потребность повысить нагрузку за счет повышения двигательной активности и создания психической напряженности.

Объем и интенсивность с учетом координационной сложности движений, психической напряженности и условий внешней среды характеризуют тренировочную нагрузку. Предлагается оценивать интенсивность по пульсу за 10 секунд: до 20 ударов - низкая; 21-24 удара - средняя; 25-30 ударов -высокая; более 30 ударов - максимальная.

В настоящее время в методике обучения используется система блочного планирования. Блок - это комплекс упражнений с определенной направленностью, который применяется в течении определенного тренером времени (как в одной тренировке, так и в микроцикле, макроцикле). Упражнения в блоке подбираются по принципу "от простого - к сложному" - сначала закреплять навыки, а затем их совершенствовать. В одной тренировке прорабатывается несколько блоков: блок школы баскетбола, блок индивидуальной работы, и т.д. Продолжительности блоков могут быть различными и зависят от того, на каком техническом уровне находятся игроки (школа) и какие задачи ставятся на ближайшее время (основная тема).

В программу школы баскетбола включается:

- техника перемещений: бег, прыжки, остановки, повороты, перемещения в защитной стойке, постановка спины, финты корпусом и ногами, различные имитационные упражнения, упражнения на координацию;

-техника владения мячом: дриблинг, передачи, броски;

-сочетание 2-х или более указанных выше приемов.

Определившись с нагрузкой и тематикой блоков, приступаем к подбору упражнений. Значение рациональных сочетаний упражнений в тренировке переоценить невозможно. Основой успеха работы тренера-преподавателя является убеждение занимающихся в необходимости выполнения упражнения.

Успех упражнения зависит от его правильного начала, медленного развития и постепенного повышения скорости до тех пор, пока отрабатываемые навыки не будут прочно закреплены. В каждом упражнении должна быть направленность, а исходя из направленности, четко расставлены и проконтролированы акценты.

"Необходимо скрупулезно соблюдать законы процесса обучения. Технический прием нужно разъяснить и показать: правильно показанный прием должен быть проимитирован игроками, а их выполнение подвергнуто конструктивному разбору и критике, а затем исправлено. После многократно повторить прием, следуя его правильной модели, до тех пор, пока не установится правильный навык, а реакция не станет автоматической. Тренер должен иметь терпение, заставить своих учеников понять, что они делают неверно, а что верно. Простого знания технических приемов еще недостаточно. Игроки должны выполнять их правильно. Но даже и этого еще недостаточно. Они должны выполнять эти приемы быстро" Д. Вуден.

Ни при каких обстоятельствах нельзя разрешать занимающимся выполнять упражнения спустя рукава, избегать их или заниматься болтовней. Немаловажной деталью в применении упражнений является использование

специальной терминологии. Это относится как к упражнениям в целом, так и к действиям на площадке. У каждого тренера есть любимые упражнения с определенной направленностью. Но суть не столько в самом построении упражнения, сколько в правильных акцентах, дозировке и в контроле качества выполнения действий игроками.

Каждое упражнение может быть полезным, но может быть и вредным. Полезное упражнение направлено на дальнейшее развитие или закрепление технического (технических), тактического (тактических), физического (физических) навыков или способностей и органично вписывается по тематике и нагрузке в тренировку. При этом тщательно контролируется техника выполнения технического приема и правильно расставлены акценты. Строго учитывается физическая, техническая, и тактическая готовность спортсменов для выполнения данного упражнения.

Вредное упражнение:

1. Упражнение не направлено на дальнейшее закрепление или развитие навыков спортсмена. Не усложняется по технике, тактическому применению, скорости выполнения технического или тактического действия, по практическому применению в условиях близких к игровым, по сложности и нагрузке. Игрок стоит на месте.

2. Не вписывается в тематику микроцикла (нет направленности), тренировки. Нет акцентов. Не соблюдается последовательность изучения материала, даются разрозненные сведения спортсмену, которые рассеивают его внимание, что не способствует твердому закреплению навыков. Нельзя в одном упражнении работать над защитой и нападением, над освоением нового технического приема или тактического действия и работой над скоростью (скоростной выносливостью), над техникой и тактикой и так далее.

3. Нагрузка в упражнении не соответствует настоящему состоянию спортсмена или дана не во время в самой тренировке. Любое форсирование вредно. В технике это приводит к увеличению брака в выполнении технического приема и закреплению неправильных навыков. В тактике - к невозможности выполнить сложное действие, так как не закреплен навык простой. В физической подготовке - к перетренированности, которая может привести к понижению качества игры в лучшем случае. В худшем - к травмам, серьезным заболеваниям сердечно - сосудистой и нервной систем.

4. Не контролируются и не исправляются технические ошибки игроков (школа баскетбола). В тренировке, которая длится 1,5 часа количество упражнений в основном блоке должно быть от пяти до семи. В следующей тренировке можно добавить одно-два новых упражнения, исключив из тренировки одно-два упражнения предыдущего дня, если игроки усвоили материал в объеме, который планировал тренер.

Важно также на занятии рационально использовать все пространство спортивного зала и спортинвентарь. Для этого студенты делятся на малые группы, уровень подготовки которых может быть различен. Это даже лучше, так как подготовленные студенты могут помочь преподавателю в процессе обучения.

Высокая дисциплина тренера-преподавателя и занимающихся на тренировке необходима. Любое отвлечение тренера в ходе проведения

занятия недопустимо. Основной принцип работы тренера: "Прийти (присутствовать), увидеть (поставить диагноз) и победить (исправить)" должен соблюдаться во время всей тренировки. После занятия у студента должно появиться желание снова прийти в спортивный зал и продолжить начатую работу.

Литература

1. Нестеровский Д. И. Баскетбол. Теория и методика обучения / Д. И. Нестеровский. - М. : Академия. - 2008. - 336 с.

2. Гатмен Билл. Все о тренировке юного баскетболиста / Билл Гатмен, Том Финнеган. - М. : АСТ, Астрель, 2007. - 303 с.

3. Краузе, Джерри В. Баскетбол - навыки и упражнения /Джерри В. Краузе. -М. : АСТ, Астрель, 2006. - 211 с.

4. Кузин В. В. Баскетбол. Начальный этап обучения / В. В.Кузин, С. А. Полиевский. — М. : Физкультура и спорт, 1999.

5. Мальчиков А. В. Социально психологические основы управления спортивной командой / А. В. Маальчиков. — Смоленск : СГИФК, 1987.

6. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, 1991.

7. Обучение технике игры в баскетбол : метод. рекомендации для студентов ИФК / сост. Ермаков В. А. — Тула, 1992.

8. Юный баскетболист. Пособие для тренеров / Под ред. Е. Р. Яхонтова. - М. : - Физкультура и спорт, 1987. - 175 с.

References

1. Nesterovskiy D. I. Basketbol. Teoriya i metodika obucheniya [Theory and methods of teaching]. Moscow, Akademy Publ., 2008, 336 p.

2. Gatmen Bill, Finnegan Tom. Vse o trenirovke yunogo basketbolista [All about training a young basketball player]. Moscow, AST Publ., Astrel Publ., 2007, 303 p.

3. Krauze, Dzherri V. Basketbol - navyki i uprazhneniya [Basketball - Skills and Exercises]. Moscow, AST Publ., Astrel Publ., 2006, 211 p.

4. Kuzin V. V., Polievskiy S. A. Basketbol. Nachal'nyy etap obucheniya [Basketball. The initial stage of training]. Moscow, Physical Culture and Sports Publ., 1999.

5. Mal'chikov A. V. Sotsial'no psikhologicheskie osnovy upravleniya sportivnoy komandoy [Socially-psychological bases of management of a sports command]. Smolensk, SGIFK Publ., 1987.

6. Matveev L. P. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury [Theory and Methods of Physical Culture]. Moscow, Physical Culture and Sports Publ., 1991.

7. Ermakov V. A. by comp. Obuchenie tekhnike igry v basketbol [Teaching techniques for playing basketball]. Tula, 1992.

8. Ed. by Yakhontova E. R. Yunyy basketbolist. Posobie dlya trenerov [Young basketball player. A Handbook for Trainers]. Moscow, Physical Culture and Sports Publ., 1987, 175 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.