Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 8. С. 215-218. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 8. P. 215-218.
Научная статья УДК 372.3/.4
https://doi.org/10.24158/spp.2021.8.32
Методические особенности экономического просвещения младших школьников
в условиях реализации ФГОС НОО
Елена Владимировна Дистенфельд
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, heldist@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7760-2574
Аннотация. В статье рассматриваются особенности построения курса по экономическому просвещению младших школьников в аспекте реализации социального направления как компонента внеурочной деятельности. Данный курс ориентирован главным образом на формирование самостоятельной осознанной гражданской позиции обучающихся начальной школы. Охарактеризованы организационные условия и предложены варианты разработок методических приемов с использованием дидактического материала для учеников 2-х и 3-х классов из тематического плана. Сделан вывод о том, что при сочетании различных форм обучения и использования комплекса дидактических средств предлагаемый внеурочный курс по экономическому просвещению младших школьников будет способствовать формированию у них собственной значимой позиции, выраженной в бережном отношении к личной и общественной собственности, уважительном отношении к представителям разных профессий, а также в осознании потребности приносить пользу себе и окружающим.
Ключевые слова: экономическое просвещение, младшие школьники, внеурочный курс, формы и методы обучения
Для цитирования: Дистенфельд Е.В. Методические особенности экономического просвещения младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 8. С. 215-218. https://doi.org/10.24158/spp.2021.8.32.
Original article
Methodological specifics of economic education for primary schoolchild in the context of the implementation of the Federal State Educational Standards (FSES)
of Primary General Education
Elena V. Distenfeld
Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia heldist@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7760-2574
Abstract. The paper examines the features of building a course on economic education of primary schoolchildren in the aspect of the implementation of the social direction as a component of extracurricular activities. The economic education of primary schoolchildren is focused mainly on the formation of an independent conscious civic position of students. Organizational conditions are characterized and options for the development of methodological techniques using didactic material for students of 2nd and 3rd grades from the thematic plan are proposed. It is concluded that by combining different forms of learning and using a complex of didactic tools, the proposed extracurricular course on economic education of primary schoolchildren will contribute to the formation of their own significant position, expressed in a careful attitude to personal and public property, respectful attitude towards representatives of different professions, as well as in the awareness of the need to benefit themselves and others.
Keywords: economic education, primary schoolchildren, extracurricular activities, forms and methods of education
For citation: Distenfeld E.V. Methodological specifics of economic education for primary schoolchild in the context of the implementation of the Federal State Educational Standards (FSES) of Primary General Education // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 8. P. 215-218. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.8.32.
В процессе развития современного общества экономика является одной из ведущих фундаментальных основ, влияющих на организацию общественных отношений. Экономические механизмы взаимодействия формируют предпосылки развития человечества, определяют его стремление к процветанию и преодолению возникающих на этом пути коллизий.
Динамичный темп внедрения различных инновационных технологий во всех областях деятельности подразумевает масштабные преобразования в мировой экономической системе, разработку и внедрение различных глобальных проектов, способствующих улучшению качества жизни и предполагающих подготовку высокопрофессиональных специалистов, способных принимать конструктивные решения в различных нестандартных ситуациях.
Таким образом, в современных социокультурных условиях образование как целенаправленный многокомпонентный процесс должно быть главным образом ориентировано на раннюю про-филизацию, непрерывное самосовершенствование и успешную самореализацию обучающихся.
В свою очередь экономическое просвещение в процессе обучения может стать одним из средств, позволяющих освоить различные механизмы и правила взаимодействия в создании и потреблении благ, необходимых для жизни людей, и, как следствие, способствовать развитию активной субъектной позиции.
Понятие «просвещение» рассматривается как процесс формирования личности, который происходит в непосредственной взаимосвязи нравственного и интеллектуального развития и осуществляется с целью совершенствования коммуникаций между участниками образовательного процесса в соответствии с потребностями и интересами человека и общества [1].
Учитывая вышесказанное, можно предположить, что просвещение необходимо начинать с раннего возраста, так как осуществление такой образовательной деятельности обладает большими возможностями для общества в плане совершенствования личностных качеств человека.
Таким образом, младший школьный возраст как этап становления ценностных ориентаций и наибольшей выраженности потребности в самоутверждении является благоприятным периодом для развития у ребенка представлений об экономических понятиях и их назначении в жизни человека.
На данном этапе федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования включает как урочную - основную форму организации учебного процесса, предполагающую освоение различных учебных действий, так и внеурочную, способствующую освоению новых видов деятельности и расширению образовательного пространства [2].
Основной особенностью реализации данного документа является его деятельностный характер, цель которого - развивать умение учиться, способствовать самосовершенствованию обучающихся путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [3].
Одним из приоритетных аспектов внеурочной деятельности является социальное направление, ориентированное главным образом на воспитание сознательного гражданина с прочными убеждениями. В свою очередь в процессе экономического просвещения младших школьников происходит овладение ими различными видами деятельности, которые развивают такие важные личностные качества как честность, трудолюбие, ответственность и потребность приносить пользу себе и окружающим [4].
Курс экономического просвещения «Большая экономика для маленького человека», ориентированный на обучающихся вторых и третьих классов, реализовывается через различные формы, такие как экскурсии, беседы, проекты, встречи с представителями разных профессий, решение кейсов, игры, диспуты и т. д. Содержание занятий было сформировано с учетом пожеланий младших школьников и их родителей, состав обучающихся оставался стабильным в течение двух последовательных лет.
Основным методом диагностики эффективности проведения занятий по внеурочной деятельности является наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием младших школьников в повседневной жизни, в различных видах игровой деятельности, в организованных педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам, при анализе письменных работ, в ходе выступлений на конференциях, презентаций различных вариантов продуктов про-ектно-исследовательской деятельности.
Программа рассматриваемого курса состоит из двух разделов: «Экономика повсюду» и «Домашняя экономика», которые изучаются в течение двух последовательных лет (2-3 класс) с периодичностью занятий один раз в неделю.
Учебный материал ориентирован на:
- формирование представления у обучающихся об экономических понятиях, их смысле и назначении в жизни человека;
- развитие умения совершать выбор способов применения экономических знаний в повседневной жизни;
- осознание личностной и общественной значимости в процессе осуществления различных видов экономической деятельности [5].
В процессе занятий в качестве дидактического материала использовались комплексы упражнений на осуществление выбора, презентации Power Point, видеофрагменты, анкеты, раздаточный материал, различные виды игр, в том числе с использованием образовательных он-лайн-платформ и т. д.
Например, на занятии по теме «Наши потребности и возможности» каждый обучающийся заполнял индивидуальный лист потребностей, далее ребята их классифицировали по различ-
ным видам, а затем выявляли зависимость между безграничными нуждами и ограниченными возможностями. В процессе осуществления рефлексии делали вывод о том, что удовлетворение личных требований, безусловно, очень значимо для создания комфортной среды каждого человека, но существенное значение имеет также тот факт, что неразумное, безграничное потребление ведет к разрушительным последствиям для развития всего человечества. Далее младшие школьники вновь (критично и детально) изучали листы своих потребностей и часто исключали из списков те, значимость которых оказывалась невелика, отмечая, что без них вполне можно обойтись, и наоборот, добавляли в перечень то, что в последнее время приобрело для учащихся важность. Все этапы работы: от ознакомления с видами потребностей и возможностей до рефлексии - были организованы в форме беседы.
Также в процессе осуществления внеурочной деятельности, направленной на экономическое просвещение младших школьников, проводились экскурсии на производство, что работает на перспективу профессионального самоопределения юных граждан. Младшие школьники с большим интересом узнавали о многообразии профессий, знакомились с новыми видами трудовой деятельности, задумывались о том, какие личностные качества необходимы для освоения разных специальностей. В процессе участия в экскурсиях к обучающимся постепенно приходило понимание того, что любая деятельность сопряжена с выполнением определенных обязанностей и проявлением дисциплинированности. Соответственно происходило и осмысление того факта, что обучение - это тоже труд, который требует ответственного отношения и является безусловно значимым этапом подготовки к освоению той профессии, которую ребенок выберет в будущем.
После экскурсий обучающимся в качестве рефлексии предлагалось выполнить рисунки или письменные творческие эссе на тему «Все профессии важны».
На одном из занятий по теме «Трудовая деятельность человека» ребята представляли свои проекты, в которых рассказывали о том, где работают их родители. У каждого обучающегося была возможность оформить страничку с фотографиями с места работы мамы или папы и составить рассказ о значимости их профессий. Младшие школьники с большим интересом выполняли данное задание, самостоятельно продумывали и реализовывали свои творческие проекты, брали интервью у родителей о том, чем их привлекает выбранная профессия, и какую пользу они приносят окружающим, выполняя свои должностные обязанности. Такие задания с раннего возраста помогают мотивировать детей к ответственному и сознательному выбору будущей профессии, способствуют формированию чувства гордости за своих родителей.
Также в процессе подготовки проектов младшие школьники получают возможность узнать о том, что профессия - это источник средств для удовлетворения потребностей - как личных, так и семейных. Следовательно, необходимо понимать, что желания всех невозможно удовлетворить одновременно, а значит, членам семьи необходимо планировать, какие приобретения в данный момент более значимы, а какие стоит отложить на какой-то срок.
Изучение темы «Наш дом» проходило в форме решения кейсов, ориентированных на организацию семейного труда, распределение домашних обязанностей, планирование семейного бюджета, составление режима дня и т. д. Обучающимся предлагалось решить комплекты различных задач, связанных с организацией домашнего и личного пространства, ребята работали в группах, обсуждали ситуации, принимали решения, обосновывали свою точку зрения.
В качестве рефлексии каждому предлагалось продумать и представить свой режим дня, в котором бы учитывались его индивидуальные потребности, а также составить маршрутную карту «Семья - это семь я», в которой необходимо было обозначить «ключевые точки» (традиции, совместные праздники, семейные истории, темы, которые им больше всего нравится обсуждать с членами своей семьи, любимые блюда, в приготовлении которых они принимают участие, коллективное выполнение семейных обязанностей).
На заключительном этапе ребята представляли свои «Семейные карты», рассказывали о том, чем их семья уникальна. Изучение данной темы в курсе экономического просвещения позволило обучающимся еще раз задуматься о значимости семьи, понять, что каждый человек несет ответственность не только за себя, но и за окружающих, а также тот факт, что близкие люди должны оказывать друг другу помощь и поддержку в любых ситуациях, несмотря ни на какие экономические коллизии.
В ходе проведения занятий по экономическому просвещению младших школьников изучались такие понятия, как виды натурального хозяйства, многообразие товаров и услуг, обоснованность выбора, способы расходования и накопления карманных денег, взаимосвязь спроса и предложений и т. д.
На заключительном этапе обучающиеся выполняли итоговые творческие проекты «Делу -время, потехе - час» или «Мой класс - мои друзья» (темы предлагались на выбор, исходя из личных интересов и потребностей младших школьников).
Подготовка проекта по первой теме предполагала рассказ о своих увлечениях, о том, какие есть возможности для интересной и увлекательной деятельности у каждого человека, а также как найти «свободное» время для увлекательных занятий. В представлении своих работ ребята также рассказывали о семейных увлечениях, о веселых и полезных совместных с родителями занятиях и освоении новых видов деятельности вместе с близкими.
Вторая тема была предназначена для тех обучающихся, которые хотели рассказать о том, какие запоминающиеся мероприятия объединили их с одноклассниками, какие задачи они решали, как им это удавалось, а также о том, какие трудности приходилось преодолевать в процессе организации различных видов совместной деятельности.
В процессе изучения курса ребята вместе с учителем создавали в электронном варианте альбом «Большая экономика для маленького человека», в котором размещали все свои творческие работы, продукты проектной деятельности, создавали фотоотчеты после проведенных мероприятий.
Следует отметить, что при выполнении заданий, предусмотренных программой курса, обучающимся предлагалось непосредственно участвовать в различных видах экономической деятельности, ориентируясь на уже имеющийся личный опыт и приобретая новые умения и навыки действий в различных жизненных ситуациях.
Сочетание форм и методов осуществления образовательного процесса, использование различных комплексов дидактических средств и заданий позволило младшим школьникам научиться осуществлять осознанный выбор в процессе экономической деятельности, основываясь на системе моральных ценностей, норм, идеалов, потребностей.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что предлагаемый курс внеурочной деятельности по экономическому просвещению младших школьников ориентирован главным образом на укрепление собственной гражданской позиции ребенка, которая основана на уважении к людям, бережном отношении к предметам и продуктам трудовой деятельности, а также на осознании личной ответственности за свои поступки.
Список источников:
1. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. 480 с. ; Капранова В.А. История педагогики в лицах. М. ; Минск, 2015. 176 с. ; Ушинский К.Д. Воспитание человека. М., 2000. 256 с. ; Хайдеггер М. Размышления II-VI (Черные тетради 1931-1938). М., 2016. 584 с.
2. Дистенфельд Е.В. Воспитание экономической культуры современных школьников. Новосибирск, 2010. 73 с.
3. Там же.
4. Там же.
5. Там же.
Информация об авторе Е.В. Дистенфельд - старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=523762.
Information about the author E.V. Distenfeld - Senior Lecturer, Department of Psychology and Pedagogy, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=523762.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 26.07.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 13.08.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 26.08.2021.