Научная статья на тему 'Методические основы управления экономикой профессиональных спортивных клубов и лиг'

Методические основы управления экономикой профессиональных спортивных клубов и лиг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
380
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ КЛУБ / ЛИГА / МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СПОРТИВНИЙ КЛУБ / ЛіГА / МЕТОД УПРАВЛіННЯ / ПОПИТ / ПРОПОЗИЦіЯ / ФіНАНСУВАННЯ / ЗАКОНОДАВСТВО / SPORTING CLUB / LEAGUE / METHOD OF MANAGEMENT / DEMAND / SUGGESTION / FINANCING / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Навка П. И.

В статье кратко рассматриваются методологические и организационные аспекты управления экономикой профессиональных клубов и лиг, представлены рекомендации по устранению проблем в экономике спорта для государственного аппарата, коммерческих структур, общественности в условиях коммерциализации спорта и адаптации к рыночной экономике. Автор предлагает акцентировать внимание на экономическом аспекте по сути социального вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical government bases by the economy of professional sporting clubs and leagues

The methodological and organizational aspects of management economy of professional clubs and leagues are briefly examined in the article, presented recommendation on the removal of problems in the economy of sport for a state, business corporations, to public in the conditions of commercialization of sport and adaptation to the market economy. An author suggests to accent attention on an economic aspect in fact social question.

Текст научной работы на тему «Методические основы управления экономикой профессиональных спортивных клубов и лиг»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ И ЛИГ

Навка П.И.

Институт экономики промышленности НАНУ, г. Донецк

Аннотация: В статье кратко рассматриваются методологические и организационные аспекты управления экономикойпрофессиональных клубов и лиг, представлены рекомендации по устранению проблем в экономике спорта для государственногоаппарата, коммерческих структур, общественности в условиях коммерциализации спорта и адаптации к рыночной экономике. Автор предлагает акцентировать внимание на экономическом аспекте по сути социального вопроса.

Ключевые слова: спортивный клуб, лига, метод управления, спрос, предложение финансирование, законодательство.

Анотація. Навка П.І. Методичні основи управління економікою професійних спортивних клубів та ліг. У

статті коротко розглядається методологічні та організаційні аспекти управління економікою професійних клубів і ліг, представлені рекомендації з усунення проблем в економіці спорту для державного апарату, комерційних структур, громадськості в умовах комерціалізації спорту та адаптації до ринкової економіки Автор пропонує акцентувати увагу на економічному аспекті по суті соціального питання.

Ключові слова: спортивний клуб, ліга, метод управління, попит, пропозиція, фінансування, законодавство Annotation. Navka P.I. Methodical government bases by the economy of professional sporting clubs and leagues . The methodological and organizational aspects of management economy of professional clubs and leagues are briefly examined in the article, presented recommendation on the removal of problems in the economy of sport for a state, business corporations, to public in the conditions of commercialization of sport and adaptation to the market economy. An author suggests to accent attention on an economic aspect in fact social question.

Keywords: sporting club, league, method of management, demand, suggestion, financing, legislation.

Введение.

Спорт всегда являлся основой формирования здоровой личности. Особенно его значение актуализируется в настоящее время, что связано с повышением интенсивности воздействия отрицательных факторов в процессе жизнедеятельности человека В условиях переживаемого Украиной переходногопериода связанного с изменениями формы хозяйствования влияние негативных факторов на здоровье человека еще более усиливается. Поэтому спорт и его организации имеют большое значение для восстановления и сохранения национального генофонда и формирования труда всего потенциала госу дарства

Еще одним направлением актуализирующим значение спорта в современной жизни, является направление повышения имиджа государства в мировом сообществе за счет продвижения спортивных брендов известных национальных спортивных клубов

Очередной экономическойпроблемой физической культурыи спорта в современных условиях является дефицит бюджетных средств, недостаток которых приводит к деградации всего спортивного комплекса страны, а также делает невыполнимыми различные спортивные программы.

Экономикой спорта как одним из современных направлений научной мысли занимались следующие отечественные и зарубежные исследователи: Гуськов С. [1], Золотов М. [4], Иванов А., Иванченко Ю., Кочергина Т. [6], Кузин В. [4], Кузьмак Б. [2], Мартякова Е., Мичуда Ю. [3], Пилоян Р.[5], Плетнев А., Степанова О. [7], Тарновская К.

Работа выполнена по плану НИР Института экономики промышленности НАНУ.

Формулирование целей работы.

Целью данной работы является исследование возможности применения экономических методов управления к экономике украинского спорта, спортивных клубов и лиг.

В задачи исследования входит:

- рассмотрение экономических методов и механизмов используемых для регулирования социальных процессов и возможности их использования в спорте;

- рассмотрение мотивационных и стимулирующихмеханизмов используемых в спорте;

- исследование вопросов финансирования профессиональных спортивных клубов и лиг.

Результаты исследо вания.

Сразу стоит уточнить понятие «методические основы управления». То есть следует понимать, что мы говорим о группе методов управления, основанных на сознательном использовании объективных экономических законов и категорий для воздействия на материальный аспект спорта. К ним относятся: метод экономического стимулирования, основанный на использовании принципов и способов оценки и стимулирования эффективности труда спортсменов, системы его оплаты, материального поощрения, и др.; самоокупаемости, означающий, что определенный клуб и спорт в целом должен покрыть свои расходы доходами, работать рентабельно; ценообразования, включающий разработку и установление цен, которые должны выступать одновременно измерителями эффективности затрат и результатов экономической деятельности в спорте, спроса и предложения (ценообразование должно находиться во взаимосвязи с научно обоснованной налоговой системой); метод финансирования, предполагающий организацию коммерческих отношений.

Каждый из перечисленных выше экономических методов управления спортивными клубами и лигами является самостоятельным направлением, однако, все они связаны между собой. Отсюда, назревает вывод, что управление спортивными клубами представляет собой синтез всех вышеперечисленных методов

Для того чтобы в нашей стране профессия «спортсмен» всегда была привлекательна и спортсмены эффективно выполняли функциональные обязанности их необходимо должным образом стимулировать и мотивировать. Стимулирование - процесс использования различных стимулов для мотивирования людей. В свою очередь мотивирование следует понимать как процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем активизации в нем определенных мотивов. В профессиональных спортивных клубах мощными мотивирующими стимулами для спортсменов, тренеров и членов коллектива являются: выигрыш команды на соревнованиях (достижения) - большинство спортсменов хочет получить удовлетворение от своего значительного вклада. Спортсмены редко бывают довольны тем, что спортивный процесс происходит механически, по заданному алгоритму; принадлежность к клубу с мировым именем, социальные пакеты, поездки за рубежу слава (признание) - естественное желание спортсменов, признания их труда Благодарность и почет стимулирует людей достигать большего. Материальное вознаграждение; ответственность - некоторое количество спортсменов, рады взять на себя ответственность и почувствовать свой авторитет. Их не нужно принуждать к работе (капитаны команд).

Для каждого руководителя клуба очень важно знать, что стимулирует его подопечных Эти стимулы неодинаковы, каждый участник спортивного процесса выделяет для себя приоритетный, а со временем они могут меняться. Основным же фактором, который фиксирует внимание участников на достижении поставленных целей, в ракурсе экономического аспекта является материальная заинтересованность -поощрение преуспевших и отсутствие такового для тех, кто не выполнил поставленных задач.

Экономика профессиональных спортивных клубов и лиг напрямую зависит от метода самоокупаемости Если доходы клуба не покрывают его расходов включая все прочие равные условия, клуб «умирает»). Либо, если клуб принадлежит частному лицу или группе лиц, то он становится собственностью другого частного лица, что в свою очередь приводит к внутренней трансформации и влечет за собой негативные последствия.

Для обеспечения самоокупаемости необходимо четко определять доходы расходы и сопоставлять их. Практически все профессиональные клубы имеют следующие основные источники доходов: продажа билетов на свои матчи; доходы от сдачи в аренду дворцов спорта или стадионов; продажа игроков; доходы от коммерчески лицензионной, рекламной и издательской деятельности; продажа прав на теле-радио трансляцию игр медиа компаниям и др.

Следует рассмотреть также расходы профессиональных клубов К их числу относятся: расходы на покупку игроков; заработная плата сотрудникам (игрокам, тренерам, обслуживающему персоналу); расходы на поощрение и компенсационные выплаты за достигнутые результаты; административные и транспортные расходы, расходы на транспорт; текущие расходы (размещение, питание игроков во время выездных игр); приобретение оборудованияи инвентаря; строительство спортивных сооружений и их содержание; страховка игроков; расходы на рекламу.

Сопоставляя все вышеперечисленные доходы с расходами можно прийти к единому финансовому результату, который может быть в форме прибыли или убытка. Для того, что бы финансовый результат был положительным каждый клуб так или иначе сталкивается с методом ценообразования, так как именно цена спортивных услуг отображает уровень затрат клуба на ее производство, и состояние конкурентной среды, и уровень дохода который заложен в эту цену.

С приходом рыночных отношений услуги спортивных клубов и лиг приобретают свою цену в связи с тем, что многие из них являются коммерческими организациями, то есть работают для получения прибыли.

Профессиональные клубы делятся на частные и государственные Исходя из этого, они должны формировать свою политику ценообразования В частном секторе существует два варианта ценообразования К первому относится максимизация прибыли, второй вариант опирается на спрос.

В государственном секторе ценообразование обязано учитывать социальный аспект и использовать наиболее распространенные подходы к ценообразованию, такие как:

- установление цен ниже, чем в частных клубах этого уровня;

- установление таких цен, которые полностью покроют затраты.

Каждый профессиональный клуб или лига формирует свою ценовую стратегия, которая учитывает экономические законы, специфику спортивной отрасли клуба, положительный зарубежный опыт.

Вопрос финансирования профессиональных клубов и лиг на данном этапе становления рыночной экономики стоит достаточно остро. Существует множество точек зрения по поводу того, какие именно структуры занимаются финансированием спортивных клубов, однако, как показывает опыт исследования государственнаяструктура коммерческая общественная структура

Финансовое обеспечение профессиональных клубов и лиг должно основываться на рациональном объединенииэтих структур

Не смотря на то, что спорт все больше приобретает коммерческий характер, государство обязано финансировать спортивные клубы хотя бы частично за счет бюджетных средств. В настоящее время мы имеет узкое представление об этом вопросе в связи с недостатком информации от государственныхорганов власти. На наш взгляд отсутствие объективной информации про источники и, главное, размеры финансирования объясняется отсутствием такого финансирования, однако если оно существует, то должно быть «прозрачным».

Так же государство может поспособствовать развитию профессиональных клубов и лиг с помощью предоставления инвестиционных, налоговых, таможенных и других льгот.

Эффективным рычагом финансирования и управления со стороны государства может быть финансирование спортивных организаций за счет игорного бизнеса, лотерей, производителей алкогольных и табачных изделий. Однако для этого, в первую очередь, следует создать более актуальную и эффективную законодательную базу, адекватную нынешним экономическим условиям и в первую очередь пересмотреть Закон «про фізичну культуруі спорт», который не пересматривается 13 лет.

К коммерческим источникам финансирования профессионального спорта также относится спонсорство. В Украине переход к рыночной экономике довольно болезненно сказался на деятельности спортивных клубов Ранее они финансировались из бюджетов государственныхорганов. В новых условиях работы многие из них являются частной собственностью, занимаются самостоятельной коммерческой деятельностью и постоянно находятся в поисках средств для выживания.

Спонсорство - добровольная материальная, финансовая, организационная и другая поддержка физическими и юридическими лицами, предоставляющими помощь с целью популяризации непосредственно своего имени (наименования), своего знака для товаров и услуг. Другими словами, спонсорство, прежде всего, экономическое понятие, требующее финансовой либо иной материальной отдачи. Большое количество клубов не имеет спонсоров именно потому, что до сих пор не знает, как работать со спонсорами и как правильно извлечь пользу от сотрудничества с ними. Ответить, почему это происходит очень просто, так как многие спортивные руководители путают спонсорство с благотворительной деятельностью и просто ждут, что кто-то оплатит их счета. Спасает одно, что существуют компании, которые хотят и умеют быть спонсорами, приносят прибыль себе и клубу

Для того, что бы правильно организовать работу со спонсорами, в первую очередь, следует ответить на вопрос, какую выгоду спонсоры могут извлечь непосредственно для себя. Так, например, успешные бизнесмены могут заниматься спонсорством, чтобы их считали заботливыми членами общества, общественными деятелями, меценатами.

Другие же фирмы видят выгоду в том, что бы разрекламировать свою продукцию Спонсорство для этих фирм - расширение обычной рекламы и маркетинговой деятельности компании. Здесь может быть несколько вариантов: реклама на информационных счетах, на форме спортсменов, реклама средствами массовой информации как официального спонсора или информационного.

Спонсоры, нацеленные на прямой маркетинг, свой расчет строят на том, что люди, которые увидят их товары, выставленные на соревновании, купят продукцию их фирмы.

То есть каждая компания претендует на какое-либо право, и оно может быть не одно, а что называется пакетом прав. То есть клубам следует принимать во внимание тот факт, что может оказать влияние на решение компании по оказанию спонсорства и создавать такие пакеты, которые бы его заинтересовали.

Вторым проблемным вопросом, касающимся вопроса спонсорства, является, вопрос о том, что в основном спонсоры концентрируют свое внимание на более актуальных видах спорта (футбол теннис, автоспорт, бокс и др.). На наш взгляд, это упущение не спонсоров, а руководства спортсменов Так как именно руководство клуба и спортсмены, занимающиеся вышеупомянутыми видами спорта, смогли завоевать публику, заинтересовать ее. А где больше публики, там и больше спонсоров

К третьей структуре финансирования спортивных клубов и лиг относятся общественные структуры Эти организации финансируются на основе благотворительности Еще одним источником финансирования может быть спортивная лотерея.

Как известно, благотворительностью является бескорыстная деятельность, которая не предусматривает получение прибыли от этой деятельности. Это свидетельствует о том, что это финансирование еще мало вероятнее, чем спонсорство. С одной стороны, потому что немногие отдадут свои средства «даром», если можно преумножить свой капитал, а с другой, в наше время существует масса категорий людей более остро нуждающихся в благотворительной помощи

Освобождение спонсоров и благотворительные организации от налогов или, по крайней мере, предоставление им льгот может быть мотивационным механизмом для расширения их деятельности на рынке благотворительности. Для повышения эффективности регулирующей деятельности налогов необходимо использовать налоговые льготы как наиболее важный в условиях рыночной экономики инструмент регулирования социально-экономического развития. В Германии и во Франции спортивные клубы стали фундаментом национального спорта, благодаря гибкой системе налогообложения Не смотря на то, что система льгот в этих странах имеет национальные особенности, она эффективна в обеих странах.

В Украине существующая налоговая система оказывается неадекватной к условиям переходной экономики. Формирование налоговой системы должно учитывать необходимость обеспечения финансовыми ресурсами осуществления государственной функции социального развития страны. Вспоминая практику Советского Союза, когда спортивная лотерея приносила миллионы на развитие спорта, актуализирует этот вопрос и в условиях Украины Неоспорим тот факт, что лотерея на Украине существует; однако официальных лицензий мы можем насчитать всего несколько, и ни одна из них не является ни спортивной, ни государственной Существующая частная структура ООО «М.С.Л.», которая отмечает свое непосредственное отношение к ранее широко известному брэнду «Молодьспортлото> не имеет к поддержки спорта никакого отношения Получается что, зарабатывая крупные суммы общество «М.С.Л.» никоем образом не финансирует

спортивное направление развития. Следуя этому примеру, давно пора урегулировать вопрос о государственной спортивной лотерее, которая в большинстве стран является исключительно сферой влияния государства, и не редко она составляет львиную долю финансирования целых областей национальных экономик.

Выводы.

1. Результаты исследования показывают, что необходимо с помощью государства, коммерческих структур, общественности выводить экономику профессиональных клубов и лиг на качественно новый уровень.

2. В связи со становлением рыночных отношений в Украине, усиливается социальная роль физической культурыи спорта и организаций в этой сфере деятельности, к которым относятся профессиональные клубы и лиги.

3. Финансирование спорта содержит в себе множество проблем. В связи с этим необходимо расширение законодательного, которое четко регламентировало бы финансирование развития физкультуры, спорта на основе развития специализированных спортивных организаций.

4. Наиболее важным в условиях рыночной экономики инструментом регулирования социальноэкономического развития, в том числе, деятельности профессиональных клубов и лиг являются налоговые льготы.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем управления экономикойпрофессиональных спортивных клубов и лиг.

Литература

1. Гуськов С.И. Менеджмент и маркетинг спортивных и физкультурнооздоровительных услуг: практические рекомендации из зарубежного опыта. - Москва, 1994. - С. 3-15.

2. Кузьмак Б.С., Осинцев А.А. Социально-экономические проблемы физической культуры и спорта. -Москва: Физкультураи спорт, 1981. - 280 с.

3. Мичуда Ю.П. Проблемы функционированияи развития сферы физической культурыи спорта в условиях переходныхсоциально-экономических систем. //IX Міжнародний науковий конгрес «Олімпійський спорт і спорт для всіх». - Київ, 2005. - с. 75.

4. Настольная книга спортивного менеджера: Справочник. // составители: Золотов М.И., Кузин В.В., Кутепов Физкультура образование и наука, 1997. - С. 518.

5. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности - Москва: Физкультураи спорт, 1984.-104с.

6. Психологічне забезпечення психічного і фізичного здоров’я / Навчальний посібник: М.С. Корольчук В.М. Крайнюк, А.Ф. Косенко, Т.І. Кочергіна - К.: Фірма «ІНКОС», 2002. - 272 с.

7. Степанова О.Н. Маркетинг в сфере физической культурыи спорта. - М.: Советский спорт, 2003. - С.4-25.

Поступила в редакцию 10.02.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.