Научная статья на тему 'Методические основы управления аэрологическим риском на угольных шахтах'

Методические основы управления аэрологическим риском на угольных шахтах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ВЕНТИЛЯЦИЯ / АВТОДОРОЖНЫЙ ТОННЕЛЬ / ПОЖАР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сологуб О. В.

Приведен анализ факторов, оказывающих влияние на аварийную вентиляцию автодорожного тоннеля. Даны характеристики основных схем проветривания транспортных тоннелей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические основы управления аэрологическим риском на угольных шахтах»

УДК 622.86 С.В. Баловцев

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АЭРОЛОГИЧЕСКИМ РИСКОМ НА УГОЛЬНЫХ ШАХТАХ

Приведено описание системы управления аэрологическим риском на угольных шахтах. Рассмотрены основные блоки алгоритма управления риском и даны рекомендации по количественной оценке технического и организационного риска. Ключевые слова: угольные шахты, аэрологический риск, экономическая эффективность.

Для обеспечения возможности стабильной отработки угля и минимизации неблагоприятного влияния на успешное функционирование горного предприятия, вызванного случайными событиями и воздействием опасных факторов, управление аэрологическим риском [1] должно быть основано на системном подходе к принятию процедур и практических мероприятий по предупреждению или уменьшению опасностей, приводящих к отказам шахтных вентиляционных систем (ШВС). Под термином «аэрологический риск» следует понимать меру опасности, характеризующая возможность возникновения аварии вследствие отклонения параметров шахтной атмосферы от их нормативных значений.

Система управления риском на опасных производственных объектах включает в себя: сбор информации о состоянии элементов исследуемой системы, определение опасностей и выявление причинно-следственных связей между возможными нежелательными событиями, выбор наиболее приемлемых методов анализа риска (статистические, модельные, экспертно-социологические методы), качественный анализ риска и условий его возникновения, количественный анализ вероятности возникновения и влияния последствий риска, оценка вероятности наступления аварийной ситуации, оценка воздействий аварии на людей, имущество, окружающую среду, принятие решений о целесообразности проведения мероприятий по снижению риска. Управление риском представляет собой динамический процесс, который является сложной и многоуровневой

Планирование и организация работ

X

Информационная база к—

, г

Идентификация опасностей

Г еологические --------1

Организационные

I

г

Т ехнологические I

Технические I------------

Анализ аэрологического риска ■ . 1 -------------------1

Технический риск ---------1

Организационный риск

Оценка риска

X

I Материальный ущерб ----------□----------

Корректировка

решений

Принятие решений

і ^ ,

Т

Прогнозирование последствий

-И Реализация решений

__ т ______________________

Мониторинг результатов

, У ,

Объект управления \— , і * '

| Субъекты управления [—

Алгоритм управления аэрологическим риском

процедурой. Исходя из вышеперечисленного, приведем структуру управления аэрологическим риском на угольных шахтах и рассмотрим основные блоки алгоритма (рисунок).

На этапе планирования и организации работ подбирается группа исполнителей для проведения анализа и оценки риска, выявляются управленческие решения, которые должны быть приняты.

В блоке «Информационная база» осуществляется оперативное поступление количественной информации, выраженной в виде численных значений тех или иных показателей для оценки параметров математических моделей, и качественной, отражающей вербальное описание и/или оценочные суждения о данном объекте или процессе. На данном этапе осуществляется определение и общий анализ всей возможной совокупности рисков, не принимая во внимание наличие ресурсов на проведение мер и действий по их снижению или максимально возможной компенсации.

В блоке «Идентификация опасностей» выявляются источники опасностей, приводящих к отказу ШВС, условия возникновения опасностей, элементы, технические устройства, технологические блоки или процессы, требующие наиболее детального анализа; осуществляются предварительные оценки последствий возможных аварий

В блоке «Анализ аэрологического риска» проводится комплексное исследование геологических, организационных, технологических и технических факторов. Исходя из результатов исследования и информационной базы, осуществляется выбор методов проведения анализа риска.

Основываясь на кратких характеристиках количественных показателей риска, которые в настоящее время применяются на практике в горной отрасли и которые рекомендованы Методическими указаниями по проведению анализа риска опасных производственных объектов (РД 03-418-01), выделим наиболее приемлемые и доступные показатели аэрологического риска: вероятность разрушений вентиляционных сооружений, горных выработок, вероятность отказа вентиляторов местного проветривания, материальный ущерб. Составными частями системы управления аэрологическим риском горного производства являются оценка технического риска, показатели которого определяются соответствующими методами теории надежности, и оценка организационного риска.

Для оценки технического риска наиболее приемлемыми являются методы деревьев отказов и событий [2]. Логические схемы отражают функциональные взаимосвязи элементов ШВС. Стоит отметить, что на качество функционирования ШВС влияет человеческий фактор. С целью исключения субъективной составляющей необходимо оценить организационный риск. Методы нечетких множеств [3, 4] являются перспективными при оценке и прогнози-

ровании качества функционирования системы управления аэрологической безопасностью на угольных шахтах.

В блоке «Принятие решений» составляется перечень организационных, технических и технологических решений, описываются преимущества и недостатки каждого из решений.

В блоке «Прогнозирование последствий» оценивается экономическая эффективность предлагаемых решений. В результате прогноза производится контроль ситуации, чтобы своевременно выявить тревожные симптомы возможных реализаций рисков, корректировка по принятию решений с целью снижения воздействия опасных факторов на успешное функционирование ШВС.

------------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ушаков В.К., Баловцев С.В. Информационно-организационное обеспечение процедуры анализа аэрологического риска горного производства. Горный информационно-аналитический бюллетень // Тематическое приложение: Безопасность. - М.: МГГУ, 2005.

2. Ушаков В.К., Баловцев С.В. Методы оценки аэрологического риска на угольных шахтах. Горный информационно-аналитический бюллетень // Тематическое приложение. - М.: МГГУ, 2006.

3. Поспелов Д.А. Нечеткие множества в моделях управления и искусственного интеллекта. - М.: Наука, 1986.

4. Ушаков В.К., Баловцев С.В. Нечеткие алгоритмы экспертной системы повышения аэрологической безопасности горного производства. Горный информационно-аналитический бюллетень // Тематическое приложение: Аэрология. -М.: МГТУ, 2008. ВШЭ

Balovtsev S. V.

METHODICAL BASICS OF AEROLOGIC RISK MANAGEMENT ON COAL MINES

It is given the description of aerologic risks on coal mines control system. Mainframes of risk management algorithm are considered and recommendations about quantitative estimation of technical and organizational risk are resulted.

Key words: aerologic risk, economic efficiency, coal mines

— Коротко об авторе -----------------------------------------------------

Баловцев С.В. - старший преподаватель кафедры «Аэрология и охрана труда»,

Московский государственный горный университет,

Moscow State Mining University, Russia, ud@msmu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.