Научная статья на тему 'Методические основы трансфера технологий в строительной отрасли'

Методические основы трансфера технологий в строительной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
764
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИИ / ВЕРТИКАЛЬНАЯ И ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ДИФФУЗИЯ ИННОВАЦИИ / ТРАНСФЕР ИННОВАЦИЙ / КОММЕРЧЕСКИЕ И НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ ТРАНСФЕРА ИННОВАЦИЙ / NOVELTY / LIFE CYCLE OF INNOVATIONS / VERTICAL AND HORIZONTAL DIFFUSION OF INNOVATION / TRANSFER OF INNOVATIONS / COMMERCIAL AND NON-COMMERCIAL ITEMS OF TRANSFER OF INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукманова Инесса Галеевна

Рассмотрена проблема выхода на рынок результатов инноваций и иных разработок и их распространения, что является целью инновационной деятельности организаций. Предложено исследовать процессы распространения инноваций по их жизненному циклу, включающему восемь временных этапов. Разработана двухвекторная модель диффузии инноваций в строительной отрасли, определены основные субъекты рыночных отношений при коммерциализации интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASES FOR TECHNOLOGY TRANSFER IN THE CONSTRUCTION INDUSTRY

The author considers the problem of the market entry and distribution of innovation deliverables and other research results, which is the main goal of innovative activities of corporate entities. The author suggests researching the processes of distribution of innovations in the course of their life cycle that has eight stages. The two-vector model of diffusion of innovations in the construction industry has been developed; the principal market players engaged in the process of commercialization of items of intellectual property have been identified.

Текст научной работы на тему «Методические основы трансфера технологий в строительной отрасли»

УДК 338:69

И.Г. Лукманова

ФГБОУ ВПО «МГСУ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Рассмотрена проблема выхода на рынок результатов инноваций и иных разработок и их распространения, что является целью инновационной деятельности организаций. Предложено исследовать процессы распространения инноваций по их жизненному циклу, включающему восемь временных этапов. Разработана двухвекторная модель диффузии инноваций в строительной отрасли, определены основные субъекты рыночных отношений при коммерциализации интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: инновация, жизненный цикл инновации, вертикальная и горизонтальная диффузия инновации, трансфер инноваций, коммерческие и некоммерческие объекты трансфера инноваций.

Целью инновационной деятельности организаций может быть не только выход на рынок с новыми, инновационными продуктами и услугами, усовершенствование уже освоенной продукции, повышение эффективности применяемых технологий, но и получение эффективности применяемых технологий, а также получение прибыли от продажи самих инноваций.

Распространение инноваций путем продаж и возмездного предоставления права на их использование приносит многим организациям доходы, соразмерные с доходами от продажи инновационных продуктов и услуг, производимых на основе этих инноваций. Более того, нередко по коммерческим, финансовым, экономическим или другим причинам самой организации нецелесообразно применять некоторые из разработанных ее сотрудниками технологических новшеств, отдельные результаты их инновационной деятельности. Однако весьма эффективной для организации в таких случаях может оказаться продажа этих результатов творческого труда другим фирмам.

Согласно экспертным оценкам, в настоящее время в мире среднегодовые темпы роста торговли лицензиями в 3-4 раза выше темпов развития товарных рынков, что в целом позволяет ускорить темпы научно-технического развития.

Эффективное использование инноваций, их трансформация в конкретные коммерческие результаты — одно из условий экономического роста. Инновационный бизнес предполагает непрерывные изменения в технологии производства и продуктах иможет, с одной стороны, обеспечивать стратегические конкурентные преимущества предприятиям, для которых инновации не являются основным видом деятельности, а с другой стороны, выступать таким видом бизнеса, в результате которого появляются научно-технические достижения, используемые в дальнейшем как основа инноваций в различных отраслях экономики.

Поэтому инновацию (нововведение) целесообразнее рассматривать с трех сторон: как некоторый законченный общий процесс получения, освоения, приспособления к новшеству (адаптации к нему), трансформации и выгодного использования новшества;

часть процесса, ограниченного рамками организации потребителя, который осуществляет свои операции трансформации и выгодного использования новшества;

ряд результатов процесса получения и использования новации: как новшество и как внедренное новшество.

© Лукманова И.Г, 2012

193

вестник

3/2012

Для лучшего понимания сути инновационного процесса, связанного с распространением инноваций, рассмотрим более подробно жизненный цикл инноваций, который можно условно поделить на четыре части:

1) зарождение инновационной идеи и инновационного проекта;

2) создание новшества;

3) распространение новшества;

4) потребление новшества.

Практика управления показывает, что невозможно на предприятиях осуществлять технологические инновации без организационно-управленческих.

Технологические инновации воздействуют на внедрение и использование новых технологий, товаров и услуг, а организационно-управленческие направлены на повышение влияния предприятия на окружающую среду, а также создание возможностей для расширения рынка и получения суммарного синергетического эффекта. Оба типа инноваций взаимосвязаны и не существуют одна без другой. Например, внедрение новых энергосберегающих технологий ускорения твердения бетона требует поиска соответствующих рыночных партнеров — производителей добавок, для обучения персонала, разработчиков и новой организационно-технологической документации по подготовке производства.

С точки зрения результативности инновационного процесса наиболее существенной является стадия распространения, так называемый трансфер технологий. На этой стадии инновационного процесса происходит реализация полезных эффектов нововведения, определяющая своевременную окупаемость затрат на нововведение, эффективность инновационного процесса в целом.

Трансфер технологий (ТТ) — это процесс переноса технологий от передающей к принимающей стороне, например, от разработчика к пользователю, от продавца к покупателю, от одного подразделения к другому и т.д.

На предприятиях строительной отрасли, ввиду ее специфики, процесс трансфера инновационных технологий может быть представлен в виде двухвекторной модели. Диффузия инноваций происходит по двум направлениям: по горизонтали и по вертикали (рис.1). По вертикальному вектору у осуществляется распространение инноваций в организациях, производящих однотипную продукцию. По горизонтальному вектору х происходит возникновение и развитие инноваций в интегрированных структурах в соответствии с технологической последовательностью процессов строительной отрасли.

у(0

ъ

я

ч

ПрМп ПИОп ОЛ СМО^

ПрМ,

I

Производство

деталей, материалов и конструкций

I

ПИО,

л

ОЛ

т

Период

ПрМ3 ПИО3 ОЛ3 смо3

I

СМО,

т

ПрМ: пио1 ОЛ С мо:

Горизонтальная диффузия

Проектно-изыскательные организации

Логистические организации

Производство строительно-монтажных работ

Рис. 1. Модель диффузии инноваций в строительной отрасли

{

{

Несомненно, вертикальная диффузия может иметь большую интенсивность в виду более короткого временного периода возникновения и применения инноваций t, а также получения эффекта в рамках отдельного строительного предприятия, производящего однородную продукцию. При вертикальном методе продвижения инноваций весь инновационный цикл сосредоточен в одной организации с передачей результатов, достигнутых на отдельных стадиях инновационной деятельности от одного подразделения к другому. Однако область использования этого метода для предприятий-разработчиков инноваций весьма ограничена, так как серьезные инновационные проекты требуют серьезных инвестиций, что не под силу многим предприятиям строительной отрасли. В этом случае предприятие может либо разрабатывать и выпускать узкий спектр специфической продукции, либо покупать инновационные технологии у других разработчиков или посредников.

Горизонтальный временный период распространения инноваций t более длительный, так как охватывает весь жизненный цикл строительной продукции, включая производство материалов и изделий, проектно-изыскательские работы, логистику и строительно-монтажный период.

Горизонтальный метод является хотя и более длительным, но более эффективным, так как крупные интегрированные структуры, применяя методы партнерства, кооперации, а также распределение ответственности, и координации всей деятельности при реализации инновационных проектов получают эффект, усиленный влиянием синергии.

Однако, как показывает анализ, крупные компании также прибегают к приобретению инновационных технологий у фирм-разработчиков, так как конечной целью трансфера технологий является производство конкурентоспособной строительной продукции на новом уровне качества и снижением издержек.

В зависимости от того преследуют или нет субъекты трансфера цель получения прибыли, он делится на некоммерческий и коммерческий.

Некоммерческий трансфер технологий чаще всего реализуется в области научных исследований фундаментального характера, сопровождается небольшими расходами, может поддерживаться как на государственном уровне, так и на основе личных или корпоративных контактов.

Наиболее распространенные формы некоммерческого трансфера технологий можно отнести именно к передаче и распространению новых знаний (табл. 1).

Табл. 1. Объект и формы некоммерческого трансфера технологий

Объект трансфера: Технические и технологические знания и опыт

Формы трансфера

Научно-техническая информация: научно-техническая и учебная литература, справочники, обзоры, стандарты, описания патентов, каталоги проспектов и т.п.

Интернет:

публикации, открытые базы данных, информационные сайты, каталоги и поисковые сервера, форумы и т.д.

Встречи:

конференции, сессии, симпозиумы, выставки, круглые столы и т.д.

Обучение и стажировки ученых и специалистов на безвозмездной основе или на условиях паритетного финансирования

Ключевое значение для изучения механизмов трансфера технологий имеет понимание взаимосвязи и разграничение отличий двух важных понятий инновационного процесса — «коммерциализации» и «трансфера технологий». «Коммерциализация» как понятие относится к характеристике условий передачи объектов трансфера и ис-

ВЕСТНИК 3/2012

пользуется в случае, когда трансфер технологий осуществляется на возмездной основе. Основные объекты коммерческого ТТ представлены в табл. 2.

Табл. 2. Объекты коммерческого трансфера технологий

Объекты Характеристика объектов

Объекты промышленной собственности Патенты на изобретения, свидетельства на промышленные образцы и полезные модели, за исключением товарных знаков, знаков обслуживания и коммерческих наименований, если они не являются частью сделок по передаче технологии

Ноу-хау и технический опыт Ноу-хау и технический опыт в виде технико-экономический обоснований, моделей, образцов, инструкций, чертежей, спецификаций, технологической оснастки и инструмента, услуг консультантов и подготовки кадров

Технические и технологические знания Технические и технологические знания

Особенностями коммерческого ТТ являются:

высокая степень монополизации, поддерживаемая принятой системой охраны прав промышленной собственности, и вследствие этого слабость позиции покупателя;

высокая норма прибыли.

Важным элементом понимания процесса трансфера технологий является классификация этого процесса по способу осуществления: прямой и непрямой трансфер технологий.

Важно отметить, что под «прямым трансфером технологий»понимается процесс передачи технологии от владельца непосредственно предприятию — производителю конечной продукции. В данном случае, непосредственно в процессе передачи технологии (патентовании, заключении лицензированного соглашении и т.д.) могут принимать участие не только сами изобретатели, но и специалисты соответствующего подразделения исследовательского учреждения.

В случае «непрямого» трансфера технологийодним из ключевых участников процесса становится сторонняя организация — посредник между держателем технологии и промышленным предприятием.

В этом случае механизмом трансфера технологии является заключение договора о посреднических услугах по трансферу технологии со специализированной компанией (рис. 2).

Непрямой трансфер

Рис.2. Виды трансфера технологий

Как уже говорилось ранее, большое значение для эффективного использования механизма трансфера технологии имеет понятие «коммерциализация» интеллектуальной собственности.

Основными субъектами рыночных отношений при коммерциализации интеллектуальной собственности являются:

органы государственного управления и контроля;

предприятие, непосредственно осуществляющее создание и использование новых технологий;

авторы (создатели) результатов интеллектуальной деятельности (объектов авторского права, объектов промышленной собственности, «ноу-хау»);

инвесторы, участвующие путем финансирования в производственном цикле создания и использования интеллектуальной собственности и организации промышленного выпуска новой продукции;

производители — «конкуренты», выпускающие конкурентную продукцию (услуги) на основе собственных разработок или других аналогичных объектов интеллектуальной собственности;

производители, осуществляющие несанкционированное использование объектов интеллектуальной деятельности предприятия и выпускающие поддельную продукцию.

Местом, где происходит практическое столкновение интересов отдельных субъектов инновационной деятельности и осуществления контроля за объектами рыночных отношений, является потребительский рынок продукции (услуг).

Именно на рынке наиболее ярко и обостренно проявляются проблемы, возникающие во взаимоотношениях субъектов рынка при коммерциализации интеллектуальной собственности, различия и сходства их интересов.

Библиографический список

1. Балобанов И.Г. Инновационный менеджмент. СПб. : Питер, 2000.

2. Яковец Ю.В. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование. М.: РАГС, 2000.

3. Янковский К.П. Введение в инновационное предпринимательство. СПб. : Питер, 2004. Поступила в редакцию в феврале 2012 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Об авторе: Лукманова Инесса Галеевна — доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и управления в строительстве, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет», 126347 Россия, Москва, Ярославское шоссе, 26, +7(495)287-49-19, доб. 3088, lukmanova@mgsu.ru.

Для цитирования: Лукманова И.Г. Методические основы трансфера технологийв строительной отрасли // Вестник МГСУ. 2012. № 3. С. 193—198.

I.G. Lukmanova

METHODOLOGICAL BASES FOR TECHNOLOGY TRANSFER IN THE CONSTRUCTION

INDUSTRY

The author considers the problem of the market entry and distribution of innovation deliverables and other research results, which is the main goal of innovative activities of corporate entities. The author suggests researching the processes of distribution of innovations in the course of their life cycle that has eight stages. The two-vector model of diffusion of innovations in the construction industry has been developed; the principal market players engaged in the process of commercialization of items of intellectual property have been identified.

Key words: novelty, life cycle of innovations, vertical and horizontal diffusion of innovation, transfer of innovations, commercial and non-commercial items of transfer of innovations.

References

1. Balobanov I.G. Innovacionnyy menedzhment [Innovative Management]. St. Petersburg, Piter,

2000.

BECTHMK 3/2012

2. Yakovec Yu.V. Innovatsii: teoriya, mehanizm, gosudarstvennoe regulirovanie [Innovations: Theory, Mechanism, State Regulation]. Moscow, RAGS, 2000.

3. Yankovskiy K.P. Vvedenie v innovatsionnoe predprinimatel'stvo [Introduction into Innovative Entrepreneurship]. St. Petersburg, Piter, 2004.

About the author: Lukmanova Inessa Galeevna — Doctor of Economics, Professor, Head of Department of Economy and Management in the Construction Industry, Moscow State University of Civil Engineering (MSUCE), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russia; lukmanova@mgsu. ru; 8 (495) 287-49-19, ext. 3088.

For citation: Lukmanova I.G. Metodicheskie osnovy transfera tehnologiy v stroitel'noy otras-li [Methodological Bases for Technology Transfer in the Construction Industry]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering], 2012, no. 3, pp. 193—198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.