Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИКА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ОПЫТ РАЗРАБОТКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воропай Николай Иванович, Клер Александр Матвеевич, Кононов Юрий Дмитриевич, Санеев Борис Григорьевич, Сендеров Сергей Михайлович

Анализируются условия разработки стратегий развития энергетики. Формулируется иерархия задач стратегического планирования развития топливно-энергетического комплекса и систем энергетики. Представлена краткая характеристика инструментальных средств для формирования стратегий развития энергетики. Рассмотрен опыт Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН по разработке стратегических программ развития энергетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воропай Николай Иванович, Клер Александр Матвеевич, Кононов Юрий Дмитриевич, Санеев Борис Григорьевич, Сендеров Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASIS OF ENERGY STRATEGIC PLANNING

The conditions of energy strategic planning are analysed. The hierarchy of energy strategic planning problems for fuel and energy complex and energy systems is formed. The brief characteristics of instrumental tools for energy strategic planning are suggested. The experience of Melentiev Energy Systems Institute on energy strategic planning is considered.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ»

УДК 620.9 «21» (470+571)

Н.И. Воропай, А.М. Клер, Ю.Д. Кононов, Б.Г. Санеев, С.М. Сендеров, В.А. Стенников1

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ2

Аннотация. Анализируются условия разработки стратегий развития энергетики. Формулируется иерархия задач стратегического планирования развития топливно-энергетического комплекса и систем энергетики. Представлена краткая характеристика инструментальных средств для формирования стратегий развития энергетики. Рассмотрен опыт Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН по разработке стратегических программ развития энергетики.

Ключевые слова: энергетика, стратегическое планирование, методические основы, инструментальные средства, опыт разработки.

Введение

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России и составляющие его системы энергетики играют ключевую роль в экономике страны и ее регионов, жизнедеятельности населения. Энергетика обеспечивает около четверти ВВП и около половины налоговых поступлений и таможенных платежей, более двух третей валютных доходов от экспорта, около трети общего объема инвестиций в национальную экономику. ТЭК России, как совокупность взаимосвязанных инфраструктурных энергетических отраслей, является базой для устойчивого роста экономики и качества жизни людей, содействия укреплению внешнеэкономических позиций страны. Стратегическое планирование развития энергетики как на уровне государственных стратегий и программ, определяющих государственную политику в развитии ТЭК и его отраслей на федеральном и региональном уровнях, так и при разработке стратегических планов развития энергетических компаний, является важным инструментом определения долгосрочных приоритетов в исключительно важной сфере экономики страны и ее регионов [1, 2 и др.].

В статье приведена характеристика условий разработки стратегий развития энергетики России с учетом существующих реалий. Рас-

сматривается иерархия задач стратегического планирования ТЭК страны и регионов, составляющих его систем энергетики и энергетических компаний. Дается информация об инструментальных средствах разработки стратегий и программ развития энергетики, а также опыт Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН (ИСЭМ СО РАН) по разработке различных стратегических документов в области энергетики.

Характеристика условий разработки стратегических направлений развития энергетики

Основными из таких условий являются следующие [2, 3 и др.].

Существенно возросли требования к энергетике как клиенто-ориентированному инфраструктурному комплексу энергетических отраслей. Новая парадигма энергоснабжения направлена на обеспечение качественного соответствия потребительских услуг в области энергоснабжения возросшим и трансформирующимся требованиям потребителей (уровень комфорта, технологические инновации в производственной сфере и в быту, повышение разнообразия и мощности энергоприемников, радикальное изменение их свойств и др.). Эта новая

1 Николай Иванович Воропай - научный руководитель ИСЭМ СО РАН, чл.-корр. РАН, д.т.н., e-mail: voropai@isem.irk.ru; Александр Матвеевич Клер - заведующий отделом ИСЭМ СО РАН, д.т.н., e-mail: kler@isem.irk.ru;

Юрий Дмитриевич Кононов - заведующий отделом ИСЭМ СО РАН, д.т.н., e-mail: kononov@isem.irk.ru; Борис Григорьевич Санеев - заместитель директора ИСЭМ СО РАН, д.т.н., e-mail: saneev@isem.irk.ru; Сергей Михайлович Сендеров - заместитель директора ИСЭМ СО РАН, д.т.н., e-mail: ssm@isem.irk.ru; Валерий Алексеевич Стенников - врио директора ИСЭМ СО РАН, чл.-корр. РАН, д.т.н., e-mail: sva@isem.irk.ru

2 Работа выполнена в рамках проектов III.17.4.1 (рег. № АААА-А17-117030310432-9), III.17.5.1 (рег. № АААА-А17 -117030310451-0), III.17.6.1 (рег. № АААА-А17-117030310445-9) программ фундаментальных исследований СО РАН.

парадигма принципиально отличается от ранее действовавших целевых установок, которые в большой мере были ориентированы на удовлетворение баланса спроса и предложения.

Кардинально изменилась роль государства в управлении развитием энергетики по сравнению с периодом плановой экономики. Вместо повсеместного жесткого планирования с государственным финансированием, функция государства сейчас заключается в выработке и проведении общей энергетической политики, которая направлена: на обеспечение энергетической безопасности; поддержку приоритетных направлений научно-технического прогресса, энергосбережения, экспортной политики, структурных изменений в энергетике, ценовой политики, приоритетного развития отдельных регионов; решение социальных, региональных и экологических проблем, связанных с энергетикой. Неотъемлемой составляющей такой общей энергетической политики являются экономические, правовые и институциональные механизмы, стимулирующие ее реализацию.

Увеличилось число лиц, принимающих решения и имеющих несовпадающие, часто противоречивые, интересы. Большую роль стали играть региональные органы управления и многочисленный класс собственников, которые владеют энергетическими объектами и оказывают влияние на их функционирование и развитие. В связи с этим возникли проблемы, определяемые необходимостью формирования сбалансированных энергетических рынков, конкуренцией производителей, взаимоотношениями потребителей и производителей и др.

Изменился набор критериев оценки эффективности принимаемых решений. В рыночных условиях, наряду с критериями народнохозяйственной эффективности, большую роль играют критерии коммерческой эффективности и рисков разрабатываемых мероприятий, а также ряд других новых критериев. При этом состав критериев для различных групп субъектов отношений (энергетические компании, потребители, органы власти и др.) различен и часто противоречив.

Существенно увеличилась неопределенность будущих условий развития энергетики, связанная с неопределенностью рыночной конъ-

юнктуры, особенно в части прогноза развития экономики и связанного с этим прогноза спроса и цен на энергоресурсы. Нередкими являются ситуации, когда стратегические документы по развитию энергетики приходится разрабатывать при фактическом отсутствии достоверных прогнозов развития экономики и социальной сферы страны и регионов.

Произошли существенные изменения в финансовой политике и ценообразовании в энергетике. Это касается не только текущей деятельности хозяйствующих субъектов в различных отраслях энергетики, но и инвестиционной, и инновационной деятельности для развития объектов (освоение новых технологий, строительство новых энергетических объектов). Указанные изменения обусловлены перестройкой всей системы накопления и расходования финансовых средств, переходом на самофинансирование и усиление экономической ответственности инвесторов за принимаемые решения. Вместе с тем целенаправленное участие государства как в прямом финансировании освоения крупных инновационных проектов, так и через щадящую налоговую политику может сыграть важную регулирующую роль в реализации наиболее приоритетных направлений развития энергетики страны и регионов.

Среди проблем, связанных с изменением финансовых отношений в России, особого внимания требует изучение механизмов ценообразования в энергетике и влияния изменения цен на развитие энергетики и экономики страны и отдельных ее регионов. Усиление влияния ценового фактора на функционирование и развитие энергетики в рыночной экономике при необоснованной ценовой политике может привести либо к нарушению баланса спроса и предложения на рынке энергоресурсов, либо к снижению инвестиционной активности.

Существенно изменилось положение российской энергетики на мировых энергетических рынках. Возросшая интеграция энергетики России в мировые энергетические рынки привела к увеличению зависимости функционирования и развития российского ТЭК и его энергетических отраслей от положения, складывающегося на этих рынках. Соответственно, существенно увеличилось влияние внешнеэкономических,

внешнеэнергетических и внешнеполитических угроз энергетической безопасности России.

Рассмотренные условия стратегического планирования энергетики и ее составляющих принципиальным образом определяют специфику содержания задач, решаемых при разработке соответствующих стратегических программ и планов развития энергетики и энергетических компаний.

Иерархия задач разработки стратегий развития энергетики

Необходимо различать содержание задач стратегического планирования энергетики как государственной проблемы и стратегических планов развития энергетических компаний. В первом случае при разработке энергетических стратегий и программ развития страны и ее регионов формулируются государственные приоритеты в структуре и размещении энергетических объектов, использовании инновационных энергетических технологий и технологических платформ для будущей энергетики (например, технологической платформы интеллектуальной энергетики), а также, что является принципиальным, разрабатываются экономические, правовые и институциональные механизмы стимулирования указанных приоритетов. Во втором случае при разработке стратегических планов и инвестиционных программ развития энергетических компаний выполняются прогнозы развития компаний при использовании, в том числе, упомянутых стимулирующих механизмов со стороны государства. В обоих случаях, как правило, различны как состав задач, так и их содержание, цели и критерии их решения.

При разработке государственных стратегий и программ развития энергетики, в соответствии со сложившейся системой стратегического планирования в Российской Федерации [4], могут рассматриваться иерархические группы задач, касающиеся, например:

• исследования развития мировой энергетики - обоснования развития ТЭК России;

• исследования сценариев развития экономики страны с учетом конъюнктуры на

мировых энергетических рынках - обоснования развития ТЭК страны;

• обоснования развития: ТЭК страны -ТЭК федеральных округов - ТЭК регионов;

• обоснования развития ТЭК страны и регионов - оценка стратегических угроз и обоснования направлений обеспечения энергетической безопасности страны и регионов;

• обоснования развития ТЭК - обоснования развития энергетических отраслей;

• разработки схем и программ развития систем энергетики: страна - федеральные округа - регионы РФ;

• изолированных территорий: формирования балансов мощности и энергии - обоснования развития систем энергоснабжения.

При разработке стратегических планов развития и крупных инвестиционных программ энергетических компаний иерархические группы задач могут быть, например, следующими:

• при обосновании инновационных и инвестиционных программ развития ЕНЭС России: прогноз развития ЕЭС России и изолированных энергосистем как базы для инновационного развития ЕНЭС -исследование особенностей функционирования ЕЭС России и изолированных энергосистем при использовании инновационных технологий и устройств;

• при формировании инвестиционной программы развития ПАО «Газпром»: прогноз спроса на газ и обоснование перспектив освоения новых бассейнов добычи газа - исследование необходимости реконструкции и развития газотранспортной сети.

Перечисленные иерархические группы задач подчеркивают сложность решения соответствующих проблем стратегического планирования развития энергетики и необходимость использования для решения этих проблем развитых инструментальных средств в составе сложных программных комплексов, поддерживающих их базы данных. При этом в зависимости от рассматриваемой перспективы должны меняться

состав используемых моделей и степень их агрегирования [10].

Инструментальные средства для разработки стратегий развития энергетики

Приведем краткие характеристики используемых в ИСЭМ СО РАН основных программно-информационных комплексов для разработки стратегических программ и планов развития энергетики [2, 5-9 и др.].

Модельно-компьютерный комплекс для исследования долгосрочных стратегий развития ТЭК во взаимосвязи с экономикой. Этот комплекс включает четыре следующих основных блока:

- система моделей МЭСТЭК, описывающая межотраслевые и макроэкономические связи ТЭК и предназначенная для оценки потребностей страны в энергоносителях и определения влияния на динамику макроэкономических показателей изменения цен в ТЭК;

- система моделей для прогнозирования спроса на энергоносители по регионам;

- динамическая оптимизационная модель ТЭК страны, прогнозирующая требуемое развитие энергетики;

- система моделей, описывающая формирование цен на региональных энергетических рынках, а также динамику требуемых и располагаемых инвестиционных ресурсов.

При решении разных прогнозных задач используются различные сочетания моделей представленных блоков.

Динамическая территориально-производственная модель ТЭК России. Территориальный аспект модели представляет энергетику страны в разрезе девяти регионов: семь федеральных округов, из них два - Уральский и Сибирский - описаны двумя регионами, соответственно - Урал и Тюменьская область, Западная и Восточная Сибирь. Производственный аспект моделируется группами существующих и перспективных энергетических объектов в каждом федеральном округе.

Модель включает, помимо представленного территориально-технологического блока, еще че-

тыре. В блоке энергосбережения рассматриваются рациональные уровни энергосбережения по отдельным выделенным энергоемким потребителям или их группам. В экологическом блоке модели рассчитываются суммарные и удельные выбросы парниковых газов в каждом регионе и экономически обоснованные масштабы использования технологий по их снижению при учете ограничений на выбросы. Блок внешней торговли описывает условия возможного экспорта энергоресурсов из региона. В финансово-экономическом блоке модели по конкретным регионам приводятся замыкающие (предельные) цены по каждому энергоносителю, требуемые капитальные вложения на поддержание и развитие энергетических объектов по отраслям ТЭК.

Разработанная динамическая модель ТЭК может использоваться для обоснования развития энергетики России и федеральных округов, мониторинга реализации Энергетической стратегии России, оптимизации топливоснабжения тепловых электростанций при прогнозировании развития электроэнергетики и тепловых источников при прогнозировании развития теплового хозяйства страны, а также для решения других задач, требующих представления о перспективах развития ТЭК.

Двухуровневая система моделей для исследования энергетической безопасности России и ее регионов. Верхний уровень представлен двумя основными моделями: оценка текущего состояния ТЭК в нормальных и критических ситуациях; оптимизация уточненной территориально-производственной структуры ТЭК с позиций требований энергетической безопасности на основе принятых стратегий развития энергетики. Отличительной особенностью этих моделей является включение в целевую функцию условных штрафов за недопоставку энергоресурсов потребителям в критических ситуациях при моделировании угроз энергетической безопасности. Оптимизация балансов топливно-энергетических ресурсов выполняется с детализацией территориальной структуры ТЭК по регионам.

Нижний уровень рассматриваемой системы моделей представляют имитационные потоковые модели энергетических систем - нефте-и нефтепродуктоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, имеющие межрегиональную

(федеральную) транспортную инфраструктуру. Использование этих моделей позволяет уточнить влияние технологических ограничений, взаиморезервирования регионов и других технологических факторов на возможности надежного энергоснабжения потребителей.

С использованием методологии индикативного анализа энергетической безопасности разработан программно-вычислительный комплекс (ПВК) «Корректива», который на основе методов комбинаторного моделирования формирует дерево возможных вариантов развития ТЭК. Далее, путем наложения ограничений в виде пороговых значений важнейших индикаторов энергетической безопасности, отсекаются решения, не удовлетворяющие ее требованиям [11].

Программно-вычислительные комплексы «СОЮЗ» и «ОРИРЭС» для оптимизации структуры генерирующих мощностей и пропускных способностей межсистемных связей ЭЭС. Математическая модель развития ЭЭС в ПВК «СОЮЗ» представляет собой сеть, узлами которой являются энергетические районы (объединенные и/или региональные ЭЭС, их части -в зависимости от территориального уровня исследуемой ЭЭС и детальности ее представления), а межузловые связи отображают совокупность конкретных ЛЭП. Электростанции энергоузлов описываются множеством групп однотипных агрегатов, имеющих близкие технико-экономические показатели. Модель имеет блочную структуру и включает блоки балансов мощности и электроэнергии по зонам характерных суточных графиков нагрузки, перетоков по межузловым связям, а также блоки, описывающие функционирование и развитие разных типов генерирующего оборудования: пиковые КЭС и КЭС (и АЭС) с однозонной энергетической характеристикой, ТЭЦ, ГЭС, ГАЭС.

Помимо решения основной задачи - оптимизации структуры генерирующих мощностей и пропускных способностей межсистемных связей ЭЭС, ПВК «СОЮЗ» развивался для решения других электроэнергетических проблем, а именно [7]:

- анализа вариантов развития ЭЭС в дефицитных и критических ситуациях и обоснования «подстроечных» мероприятий для обеспечения баланса спроса и пред-

ложения при электроснабжении потребителей;

- комплексной задачи оптимизации структуры ЭЭС и потребителей электроэнергии с целью оценки эффективности мероприятий по электросбережению и потребителей-регуляторов.

ПВК «СОЮЗ» является основным средством разработки стратегических планов и программ развития электроэнергетики. При необходимости его результаты дополняются оптимизацией развития основной электрической сети ЭЭС с использованием соответствующего программно-информационного комплекса, а также другими инструментальными разработками.

Для исследований по обоснованию формирования и развития межгосударственных электроэнергетических объединений разработан ПВК «ОРИРЭС» на базе аналогичного ПВК «СОЮЗ» описания объекта исследований, но с учетом целого ряда специфических факторов, характерных для межгосударственных объединений. Важной особенностью ПВК «ОРИРЭС» является формализация и решение двойственной задачи оптимизации, что позволяет, в частности, распределить интегральные системные эффекты совместно работающих национальных ЭЭС между участниками электроэнергетического объединения [7].

Комплекс инструментальных средств для оптимизации развития теплового хозяйства и теплоснабжающих систем реализует иерархическую схему решения комплекса взаимосвязанных задач [12] на уровне:

- страны в рамках ТЭК решаются стратегические вопросы развития отрасли и инновационной технической политики в тепловом хозяйстве России, разрабатываются экономические и правовые механизмы реализации соответствующих решений;

- на уровне субъектов РФ на базе стратегий развития их систем топливо- и энергоснабжения с учетом результатов федерального уровня определяется эффективная инвестиционная политика и механизмы реализации конкретных решений в регионе для объектов производства (ТЭЦ,

котельные, распределенная генерация) и транспорта тепловой энергии;

- населенного пункта с учетом результатов регионального рассмотрения проблем исследуются конкретные схемы теплоснабжения при конкретном размещении источников тепла, учете режимов их работы, трассировки тепловой сети с учетом местных условий.

При необходимости по результатам рассмотрения проблем развития теплового хозяйства и систем теплоснабжения конкретных населенных пунктов может осуществляться возврат на уровень региона для корректировки общерегиональных решений и далее на уровень страны.

Построение общей схемы многоуровневой взаимоувязки задач развития теплового хозяйства реализовано на базе развитой диалоговой вычислительной системы (ДВС), включающей совокупность ПВК, которые содержат предметно ориентированные пакеты прикладных программ или программные модули (тепло, структура, анализ, надежность и др.). В зависимости от уровня рассмотрения проблем реализованная ДВС дает возможность формировать последовательность решения необходимых задач обоснования решений по развитию теплового хозяйства и систем теплоснабжения страны, регионов и конкретных населенных пунктов

[13, 14].

Программно-вычислительный комплекс для исследования развития локальных (изолированных) систем электро- и теплоснабжения. Локальные системы энергоснабжения (ЛСЭС) характерны для районов Крайнего Севера и Дальнего Востока РФ. В отличие от централизованных систем при моделировании ЛСЭС необходимо учитывать ряд их особенностей [8]: дискретность состава генерирующего и электросетевого оборудования, повышенные требования к надежности энергоснабжения потребителей, необходимость совместного выбора теплоэнергетического и электрогенерирующего оборудования, необходимость рассмотрения электрических режимов системы и ряд других. В то же время ЛСЭС обычно имеют значительно меньшее число элементов, чем централизованные системы энергоснабжения, что значительно упрощает оптимизацию их развития.

Разработанный для обоснования развития ЛСЭС программно-вычислительный комплекс позволяет автоматически строить математическую модель ЛСЭС по ее технологической схеме и моделям элементов этой схемы, а также формулировать и решать смешанные задачи нелинейного математического программирования [8]. Задаваемая расчетная схема системы может быть избыточной и включать элементы, которые в процессе оптимизации «вырождаются». Выделяются две группы представительных режимов ЛСЭС: нормальные и послеаварийные. Главное требование к нормальным представительным режимам состоит в том, чтобы их совокупность обеспечивала достаточно точное определение суммарных расходов топлива, производства и отпуска электроэнергии и тепла за расчетный период. Как правило, расчеты представительных послеаварийных режимов проводятся при максимальных тепловых и электрических нагрузках потребителей. Эти режимы для электрогенерирующего оборудования должны удовлетворять требованию (п - 2), по теплоге-нерирующему оборудованию и ЛЭП - требованию (п - 1).

Суммарные топливные издержки ЛСЭС определяются как издержки всех электростанций во всех нормальных режимах. Во всех после-аварийных режимах проверяется работоспособность системы. Задача состоит в выборе таких целых чисел элементов оборудования системы, при которых принятый критерий экономической эффективности достигает экстремального значения и обеспечивает работоспособность ЛСЭС во всех нормальных и послеаварийных режимах.

Опыт Института систем энергетики по разработке стратегических программ развития энергетики

Отметим здесь лишь основные стратегические документы, подготовленные с участием института.

Разработка Энергетических стратегий России и их составляющих. В этих работах ИСЭМ СО РАН участвовал по следующим направлениям, начиная с первой Энергетической стратегии России до 2010 года:

- Энергетические стратегии России как интегральные стратегические документы развития энергетики страны [1, 15]: до 2010 г. - в 1993-1994 гг., до 2020 г. -в 1998-1999 гг., до 2030 г. - в 2007-2008 гг., до 2035 г. - в 2013-2014 гг., начиная с 1998 г. разработки велись при координации Института энергетической стратегии (ИЭС);

- межрегиональные составляющие отмеченных Энергетических стратегий России, главным образом касающиеся углубленного анализа перспектив развития энергетики Восточной Сибири и Дальнего Востока страны [16, 17];

- отраслевые составляющие Энергетических стратегий России, касающиеся детального рассмотрения перспектив развития электроэнергетики (совместно с ЭНИН) и теплового хозяйства страны [1, 16, 17];

- Энергетические стратегии и программы развития энергетики регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока России, а также изолированных территорий [18-20 и др.].

Разработка стратегических документов по проблемам энергетической безопасности страны и ее регионов. Исследования в этой области велись ИСЭМ СО РАН совместно с ИЭС систематически, начиная со второй половины 1990-х годов. К началу 2000-х гг. был подготовлен первый проект Доктрины энергетической безопасности России. Продолжались исследования проблем энергетической безопасности страны и ее регионов и мероприятий по обеспечению энергетической безопасности. В 2012 г. подготовленная с учетом этих наработок ИСЭМ СО РАН и ИЭС Доктрина энергетической безопасности России была утверждена Президентом РФ [21].

Продолжаются регулярные исследования по мониторингу ситуации с энергетической безопасностью России, федеральных округов и регионов. В настоящее время ИСЭМ СО РАН участвует в корректировке Доктрины энергетической безопасности России.

Разработка стратегических программ развития отраслевых систем энергетики и энергетических компаний:

- Программа модернизации электроэнергетики России до 2030 года (совместно с ЭНИН) - в 2010-2011 гг.;

- Программа модернизации Единой национальной электрической сети России до 2030 года (совместно с ЭНИН) -в 2011-2012 гг.;

- Программа развития гидроэнергетики России до 2030 года и на период до 2050 года (совместно с ИЭС) - в 2015 г.;

- Прогноз интеграции гидроэнергетических ресурсов России в глобальные энергетические рынки (совместно с ИЭС) -в 2016 году.

Заключение

Основные принципы стратегического планирования в Российской Федерации определены Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Стратегическое планирование развития энергетики, ее отраслей и энергетических компаний играет исключительно важную роль в общем процессе стратегического планирования. Развитие энергетики происходит в сложных условиях и определяется многими, часто противоречивыми, факторами. Это предопределяет необходимость решения иерархического комплекса взаимосвязанных задач. Разработанные в ИСЭМ СО РАН методические основы стратегического планирования в энергетике и поддерживающий соответствующие исследования комплекс инструментальных средств позволяют успешно решать проблемы обоснования развития энергетики, ее отраслей и энергетических компаний, что подтверждает опыт участия института в разработке стратегических документов в энергетике различного уровня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Энергетика России: взгляд в будущее (Обосновывающие материалы к Энергетической стратегии России на период до 2030 года) / Отв. ред. В.В. Бушуев. М.: Энергия, 2010, 616 с.

2. Системные исследования в энергетике: Ретроспектива научных направлений СЭИ -ИСЭМ / Отв. ред. Н.И. Воропай. Новосибирск: Наука, 2010, 686 с.

3. Воропай Н.И., Стенников В.А. Энергетическая стратегия России: изменяющийся взгляд на развитие электроэнергетики // Энергетическая политика, 2013, вып. 2, с. 66-70.

4. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

5. Методы и модели разработки региональных энергетических программ / Отв. ред. Б.Г. Санеев. Новосибирск: Наука, 2003, 140 с.

6. Методы и модели прогнозных исследований взаимосвязей энергетики и экономики / Отв. ред. Ю.Д. Кононов. Новосибирск: Наука, 2009, 178 с.

7. Обоснование развития электроэнергетических систем: Методология, модели, методы, их использование / Отв. ред. Н.И. Воропай. Новосибирск: Наука, 2015, 448 с.

8. Клер А.М., Жарков П.В. Схемно-параметрическая оптимизация локальных систем энергоснабжения // Известия РАН. Энергетика, 2016, № 4, с. 49-61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Энергетическая безопасность России: проблемы и пути решения / Отв. ред. Н.И. Воропай и М.Б. Чельцов. Новосибирск: Наука, 2011, 198 с.

10. Кононов Ю.Д. Пути повышения обоснованности долгосрочных прогнозов развития ТЭК. Новосибирск: Наука, 2015, 145 с.

11. Методические основы выбора направлений корректировки решений по развитию энергетики государства с позиций энергетической безопасности / С.М. Сендеров, Н.И. Пяткова, В.И. Рабчук и др. // Известия РАН. Энергетика, 2006, № 3, с. 21-27.

12. Стенников В.А. Проблемы развития теплового хозяйства России и пути их решения. М.: ИНП РАН, 2008, 93 с.

13. Программный комплекс нового поколения для схемно-параметрической оптимизации многоконтурных теплоснабжающих систем / Д.В. Соколов, В.А. Стенников, Т.Б. Ощепко-ва, Е.А. Барахтенко // Теплоэнергетика, 2012, № 4, с. 72-77.

14. Принципы разработки и программная реализация информационно-вычислительной среды для компьютерного моделирования трубопроводных и гидравлических систем / А.В. Алексеев, Н.Н. Новицкий, В.В. Токарев, З.И. Шалагинова / Трубопроводные системы энергетики. Методы математического моделирования и оптимизации. Новосибирск: Наука, 2007, с. 221-229.

15. Восточный вектор Энергетической стратегии России: современное состояние, взгляд в будущее / Отв. ред. Н.И. Воропай и Б.Г. Санеев. Новосибирск: Гео, 2011, 368 с.

16. Основные положения программы развития энергетики Дальнего Востока до 2010 года. Иркутск-Хабаровск: СЭИ СО РАН -ОАО «Востокэнерго», 1994, 35 с.

17. Энергетическая стратегия Сибири (Основные положения). Регион: экономика и социология, 1998, Спец. вып., 112 с.

18. Топливно-энергетический комплекс Хабаровского края: состояние и стратегия развития / Отв. ред. В.И. Ишаев. Иркутск-Хабаровск: ИСЭМ СО РАН - ИЭИ ДВО РАН, 2005, 155 с.

19. Энергетическая стратегия Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года / Отв. ред. Г.Ф. Алексеев, Н.А. Петров и Б.Г. Санеев. Иркутск-Якутск: ИСЭМ СО РАН-ИФТПС СО РАН, 2010, 328 с.

20. Топливно-энергетический комплекс Иркутской области: современное состояние и перспективы развития / Отв. ред. Б.Г. Санеев и П.А. Воронин. М.: Энергия, 2013, 304 с.

21. О доктрине энергетической безопасности России / В.В. Бушуев, Н.И. Воропай, С.М. Сендеров, В.В. Саенко // Экономика региона, 2012, № 2, с. 40-50.

REFERENCES

1. Energy of Russia: look on the future (Basic results for Energy Strategy of Russia up to 2030) / Edit. by V.V. Bushuev. M.: Energiya, 2010, 616p.

2. System studies in energy: Retrospective of scientific research of SEI - MESI / Edit. by N.I. Voropai. Novosibirsk: Nauka, 2010, 686p.

3. Voropai N.I., Stennikov V.A. Energy Strategy of Russia: Changing look on power industry development //Energeticheskaya Politika, 2013, vyp. 2, p. 66-70.

4. Federalnyi Zakon ot 28 iyunya 2014 goda № 172-FZ «O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoi Federacii».

5. Methods and models of regional energy program work out /Edit. by B.G. Saneev, Novosibirsk: Nauka, 2003, 140 p.

6. Methods and models of prognostic study of economy and energy interrelations / Edit. by Yu.D. Kononov. Novosibirsk: Nauka, 2009, 178 p.

7. Decision making for electric power system development: Methodology, models, methods, their applications / Edit. by N.I. Voropai. Novosibirsk: Nauka, 2015, 448 p.

8. Kler A.M., Zharkov P.V. The schematic and parametric optimization of local energy systems // Izvestiya RAN. Energetica, 2016, № 4, p. 49-61.

9. Energy security of Russia: Problems and ways of solving / Edit by N.I. Voropai and M.B. Cheltsov. Novosibirsk: Nauka, 2011, 198 p.

10. Kononov Yu.D. The ways of grounded enhancement of long-term forecast for fuel and energy complex development / Novosibirsk: Nauka, 2015, 145 p.

11. Methodological basis for choice of decision correction ways on state energy development from the point of view of energy security / S.M. Senderov, V.I. Rabchuk, N.I. Pyatkova e.a. //Izvestiya RAN. Energetika, 2006, № 3, p. 21-27.

12. Stennikov V.A. Development problems of Russian heat industry and ways for their solving. M.: INP RAN, 2008, 93 p.

13. New generation of program complex for scheme and parameters optimization of multicircuit heat supply systems / D.V. Sokolov, V.A. Stennikov, T.B. Oshchepkova, E.A. Barakhtenko // Teploenergetika, 2012, № 4, p. 72-77.

14. Creation principles and program realization information and calculation environment for computation modeling pipeline and hydraulic systems/ A.V. Alexeev, N.N. Novitskiy, V.V. Tokarev, Z. I. Shalaginova/Truboprovodnye sistemy energetiki. Metody matematicheskogo modelirovaniya i optimizacii. Novosibirsk: Nauka, 2007, p. 221-229.

15. Eastern vector of energy strategy of Russia: Current state and future look /Edit. by N.I. Voropai and B.G. Saneev. Novosibirsk: Geo, 2011, 368p.

16. Main thesises of energy development program for Far East to 2010. Irkutsk-Khabarovsk: SEI - Vostokenergo, 1994, 35 p.

17. Energy strategy of Siberia (Main thesises) / Region: Ekonomika i sociologiya, 1998, Special issue, 112 p.

18. Fuel and energy complex of Khabarovsk region: State of the art and development strategy / Edit. by V.I. Ishaev. Irkutsk-Khabarovsk: ISEM -ERI, 2005, 155 p.

19. Energy strategy of Sakha Republic (Yakutia) for the period to 2030 / Edit. by G.F. Alexeev, N.A. Petrov and B.G. Saneev. Irkutsk-Yakutsk: ISEM - IFTPS, 2010, 328 p.

20. Fuel and energy complex of Irkutsk Region: Current state and development perspectives / Edit. by B.G. Saneev and P.A. Voronin. M.: Energiya, 2013, 304 p.

21. About energy security doctrine of Russia / V.V. Bushuev, N.I. Voropai, S.M. Senderov, V.V. Saenko // Ekonomika regiona, 2012, № 2, p. 40-50.

Поступила в редакцию 06.04.2018 г.

N.I. Voropai, A.M. Kler, Yu.D. Kononov, B.G. Saneev, S.M. Senderov, V.A. Stennikov3

METHODOLOGICAL BASIS OF ENERGY STRATEGIC PLANNING

Abstract. The conditions of energy strategic planning are analysed. The hierarchy of energy strategic planning problems for fuel and energy complex and energy systems is formed. The brief characteristics of instrumental tools for energy strategic planning are suggested. The experience of Melentiev Energy Systems Institute on energy strategic planning is considered.

Keywords: energy, strategic planning, methodological basis, instrumental tools, experience of work out.

3 Nikolai I. Voropai - Scientific Leader of the Melentiev Energy Systems Institute, SB of the RAS, Corresponding Member of RAS, Doctor of Engineering, e-mail: voropai@isem.irk.ru;

Alexander M. Kler - Head of Department of the Melentiev Energy Systems Institute, SB of the RAS, Doctor of Engineering, e-mail: kler@isem.irk.ru;

Yuri D. Kononov - Head of Department of the Melentiev Energy Systems Institute, SB of the RAS, Doctor of Engineering, e-mail: kononov@isem.irk.ru;

Boris G. Saneev - Deputy Director of the Melentiev Energy Systems Institute, SB of the RAS, Doctor of Engineering, e-mail: saneev@isem.irk.ru;

Sergey M. Senderov - Deputy Director of the Melentiev Energy Systems Institute, SB of the RAS, Doctor of Engineering, e-mail: ssm@isem.irk.ru;

Valery A. Stennikov - Acting Director of the Melentiev Energy Systems Institute, SB of the RAS , Corresponding Member of the RAS, Doctor of Engineering, e-mail: sva@isem.irk.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.