Научная статья на тему 'Методические основы развития материального обеспечения войск (сил) за пределами Российской Федерации'

Методические основы развития материального обеспечения войск (сил) за пределами Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА / ГРУППИРОВКА ВОЙСК / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ / ФАКТОР / METHODOLOGICAL FOUNDATIONS / MATERIAL SUPPORT / ASSORTMENT POLICY / GROUPING / EFFICIENCY / UNIT / FACTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стулов С. В., Мокроусов А. С.

Цель исследования. Основная цель данного научного исследования заключается в том, чтобы разработать методические основы материального обеспечения группировки войск (сил) на территории иностранного государства в условиях военного конфликта.Материалы и методы. Использованы: системный подход к обоснованию и разработке методических основ, обеспечивающих повышение эффективности материального обеспечения войск (сил) за пределами Российской Федерации; методы экономического анализа, аналитические, статистические, логические, лингвистические и графические методы; применены общенаучные и специфические методы обоснования концепции: абстрагирование и конкретизация, историко-логический, а также приемы графического и математического моделирования, факторного, анализа.Результаты. Разработана Методика развития материального обеспечения группировки войск (сил), действующей на территории иностранного государства в условиях военного конфликта. Систематизированы факторы влияния на процесс формирования и управления ассортиментом торгово-бытового обеспечения группировки войск (сил), действующей за пределами Российской Федерации. Предложены экзогенные и эндогенные факторы формирования параметров торгово-бытовой (сбытовой и сервисной) сети подразделений, обеспечивающих группировку войск (сил) на территории иностранного государства. Определена ассортиментная политику подразделений материального обеспечения контингента войск (сил), действующую на территории иностранного государства, как систематизированная совокупность целей, задач и основных направлений формирования торгово-бытового ассортимента, планируемых руководством данной группировки и Штабом материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.Заключение. Деятельность по организации материального обеспечения требует учета принципов и концептуальных основ, определяющих ее устойчивость и эффективность. Начальный этап становления и развития системы материального обеспечения военнослужащих за пределами Российской Федерации, динамизм внешних факторов окружения обеспечивающих подразделений и высокая степень коммерческого риска (для всех субъектов процесса товародвижения), требуют постоянного отслеживания или динамичных адекватных решений в сфере оперативного управления реализацией стратегии развития материального обеспечения в части формирования ассортиментной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стулов С. В., Мокроусов А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical bases of development of material support of troops (forces) outside the Russian Federation

Purpose of the study. The main purpose of this research is to develop a methodological basis for material support of groups of troops (forces) on the territory of a foreign state in a military conflict.Materials and methods. The following methods are used: a systematic approach to the study and development of methodological foundations to improve the efficiency of material support of troops (forces) outside the Russian Federation; methods of economic analysis, analytical, statistical, logical, linguistic and graphical methods; applied general scientific and specific methods of substantiation of the concept: abstraction and concretization, historical and logical, as well as methods of graphic and mathematical modeling, factor analysis.Results. The technique of development of material support of group of troops (forces) operating in the territory of the foreign state in the conditions of the military conflict is developed. Factors of influence on the process of formation and management of the assortment of commercial and household support for a group of troops (forces) operating outside the Russian Federation are systematized. Exogenous and endogenous factors of formation of parameters of trade and household (sales and service) network of the divisions providing grouping of troops (forces) in the territory of the foreign state are offered. The assortment policy of divisions of material support of the contingent of troops (forces) operating in the territory of the foreign state as the systematized set of the purposes, tasks and the main directions of formation of the trade and household range planned by the management of this group and staff of logistics of Armed Forces of the Russian Federation is defined.Conclusion. Material support activities require consideration of the principles and conceptual frameworks that determine their sustainability and effectiveness. The initial stage of formation and development of system of material support of the military personnel outside the Russian Federation, dynamism of external factors of the environment of providing divisions and high degree of commercial risk (for all subjects of process of commodity circulation), demand continuous tracking or dynamic adequate decisions in the sphere of operational management of implementation of strategy of development of material support regarding formation of assortment policy.

Текст научной работы на тему «Методические основы развития материального обеспечения войск (сил) за пределами Российской Федерации»

W 623 6587 С.В. Стулов, А.С. Мокроусов

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2500-3925-2019-6-19-28

Вольский военный институт материального обеспечения, Вольск, Россия

Методические основы развития материального обеспечения войск (сил) за пределами Российской Федерации

Цель исследования. Основная цель данного научного исследования заключается в том, чтобы разработать методические основы материального обеспечения группировки войск (сил) на территории иностранного государства в условиях военного конфликта. Материалы и методы. Использованы: системный подход к обоснованию и разработке методических основ, обеспечивающих повышение эффективности материального обеспечения войск (сил) за пределами Российской Федерации; методы экономического анализа, аналитические, статистические, логические, лингвистические и графические методы; применены общенаучные и специфические методы обоснования концепции: абстрагирование и конкретизация, историко-логический, а также приемы графического и математического моделирования, факторного, анализа. Результаты. Разработана Методика развития материального обеспечения группировки войск (сил), действующей на территории иностранного государства в условиях военного конфликта. Систематизированы факторы влияния на процесс формирования и управления ассортиментом торгово-бытового обеспечения группировки войск (сил), действующей за пределами Российской Федерации. Предложены экзогенные и эндогенные факторы формирования параметров торгово-бытовой (сбытовой и сервисной) сети подразделений, обеспечивающих группировку войск (сил) на территории иностранного государства. Опреде-

лена ассортиментная политику подразделений материального обеспечения контингента войск (сил), действующую на территории иностранного государства, как систематизированная совокупность целей, задач и основных направлений формирования торгово-бытового ассортимента, планируемых руководством данной группировки и Штабом материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации. Заключение. Деятельность по организации материального обеспечения требует учета принципов и концептуальных основ, определяющих ее устойчивость и эффективность. Начальный этап становления и развития системы материального обеспечения военнослужащих за пределами Российской Федерации, динамизм внешних факторов окружения обеспечивающих подразделений и высокая степень коммерческого риска (для всех субъектов процесса товародвижения), требуют постоянного отслеживания или динамичных адекватных решений в сфере оперативного управления реализацией стратегии развития материального обеспечения в части формирования ассортиментной политики.

Ключевые слова: методические основы, материальное обеспечение, ассортиментная политика, группировка войск, эффективность, подразделение, фактор

Sergey V. Stulov, Alexey S. Mokrousov

Volsky military Institute of material support, Volsk, Russia

Methodical bases of development of material support of troops (forces) outside the Russian Federation

Purpose of the study. The main purpose of this research is to develop a methodological basis for material support ofgroups of troops (forces) on the territory of a foreign state in a military conflict. Materials and methods. The following methods are used: a systematic approach to the study and development of methodological foundations to improve the efficiency of material support of troops (forces) outside the Russian Federation; methods of economic analysis, analytical, statistical, logical, linguistic and graphical methods; applied general scientific and specific methods of substantiation of the concept: abstraction and concretization, historical and logical, as well as methods of graphic and mathematical modeling, factor analysis.

Results. The technique of development of material support of group of troops (forces) operating in the territory of the foreign state in the conditions of the military conflict is developed. Factors of influence on the process offormation and management of the assortment of commercial and household support for a group of troops (forces) operating outside the Russian Federation are systematized. Exogenous and endogenous factors offormation ofparameters of trade and household (sales and service) network of the divisions providing

grouping of troops (forces) in the territory of the foreign state are offered. The assortment policy of divisions of material support of the contingent of troops (forces) operating in the territory of the foreign state as the systematized set of the purposes, tasks and the main directions of formation of the trade and household range planned by the management of this group and staff of logistics of Armed Forces of the Russian Federation is defined.

Conclusion. Material support activities require consideration of the principles and conceptual frameworks that determine their sustainability and effectiveness. The initial stage of formation and development of system of material support of the military personnel outside the Russian Federation, dynamism of external factors of the environment of providing divisions and high degree of commercial risk (for all subjects of process of commodity circulation), demand continuous tracking or dynamic adequate decisions in the sphere of operational management of implementation of strategy of development of material support regarding formation of assortment policy.

Keywords: methodological foundations, material support, assortment policy, grouping, efficiency, unit, factor

Введение

Существующие российские военные базы служат гарантом обеспечения безопасности Российской Федерации, независимости принимающих государств и являются сдерживающим фактором недопущения агрессии извне, используются в интересах предупреждения о ракетном нападении или в целях обеспечения деятельности тех или иных видов ВС РФ, проведения испытаний вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ). Однако к настоящему времени научно-методический аппарат, позволяющий обосновать практические рекомендации по обеспечению высокого уровня материального обеспечения военнослужащих за пределами Российской Федерации не соответствует современным условиям. Отсюда возникло противоречие, связанное необходимостью повышения эффективности материального обеспечения войск (сил) за пределами Российской Федерации в интересах обороны государства и отсутствием соответствующего методического обеспечения. Таким образом, актуальность обусловлена необходимостью проведения научного исследования по выработке путей повышения качества материального обеспечения военнослужащих, находящихся за пределами Российской Федерации. В настоящее время существует значительное число исследований, посвящённых проблеме использования имеющихся ресурсов для повышения эффективности системы материального обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) в целом. Этому вопросу посвящены работы таких специалистов, как Д.В. Булгаков [1], А.Н. Воронков [2], В.Б. Коновалов [3], М.Н. Козин [4, 5], А.Х. Курба-нов [6,7], В.А. Плотников [8], В.А. Хайтбаев [9], А.В. Бычков [10], С.Ф. Викулов [11],

В.В. Ревин [12]. Однако в этих исследованиях преимущественно изучаются вопросы организации процессов материального обеспечения в интересах удовлетворения потребностей ВС РФ, тогда как особенности материального обеспечения за пределами нашего государства рассматриваются фрагментарно или вовсе не входят в сферу научных интересов авторов.

Организация материального обеспечения личного состава контингента войск (сил) на территории иностранного государства является сложной и многофакторной задачей, которая многократно усложняется фактором военного конфликта. В данном случае строго утилитарные функции материального обеспечения дополняются рядом направлений деятельности, направленных на повышение комфорта пребывания контингента военнослужащих в условиях длительного пребывания на значительном удалении от дома. Создание комфортных условий для жизни военнослужащих на территории иностранного государства требует учета целого ряда факторов, определяющих параметры материального обеспечения. В данном случае организация данного вида обеспечения будет существенно отличаться от тех процессов и процедур, которые применяются на территории РФ. Особое значение приобретает ассортиментная политика торговых подразделений, их ценовая политика и логистические особенности организации поставок. Следует также обратить внимание и на то, что номенклатура предоставляемых бытовых услуг, а также отдельные качественные характеристики их оказания требуют пересмотра по сравнению с аналогичными параметрами работы обеспечивающих подразделений на территории РФ.

Основная часть

Товарный ассортимент подразделений материального обеспечения является номенклатурой товаров, которые подлежат реализации через сеть торговых хозяйственных единиц и/или через сеть стационарных пунктов организации питания военнослужащих. Товарный ассортимент представлен широкой номенклатурой продукции (готовой и/или высокой степени готовности), которая подразделяется на продовольственную и непродовольственную группы. Данные группы в свою очередь подразделяются на ассортиментные группы, которые комплектуются товарами, объединенными определенным перечнем признаков (направление полезного использования, способ употребления (и/или конечного приготовления), сырьевой состав и т. д.).

Отметим, что важной характеристикой товарного ассортимента, значение которой многократно усиливается при работе за пределами РФ, является синергизм. Сформированные на основе предварительно установленных принципов, целей и задач ассортимент товаров и услуг обладает большей потребительской ценностью по сравнению с арифметической суммой потребительских ценностей его отдельных составляющих. Таким образом, товарно-бытовой ассортимент, предоставляемый обеспечивающими подразделениями, становится самостоятельным продуктом, направленным на удовлетворение комплекса потребностей группировки войск (сил), осуществляющей свою деятельность на значительном удалении от территории РФ в условиях военного конфликта.

В условиях организации повседневной деятельности подразделений материального обеспечения на территории Российской Федерации товарно-бытовой ассортимент опре-

деляется спросом военнослужащих, их потребительскими предпочтениями (значительным образом изученными в течение длительного срока работы подразделений тор-гово-бытового обеспечения), уровнем материально-технического обеспечения (объективными возможностями) подразделений, уровнем доступности объектов гражданской инфраструктуры и т. д. В ситуации организации деятельности подразделений торгово-быто-вого обеспечения за пределами Российской Федерации (в т. ч. в условиях военного конфликта) такого рода эмпирическая база данных, на основе которой было бы возможно сформировать оптимальный товарно-бытовой ассортимент, отсутствует. Таким образом, вопрос формирования ассортимента материального обеспечения группировки войск (сил) на территории иностранного государства в условиях военного конфликта становится актуальным.

Решение данного вопроса прежде всего основывается на анализе потребностей военнослужащих, их отдельных групп (половозрастных, профессиональных и т. д.) и категорий. Именно ассортиментная политика становится отправной точкой работы торгово-быто-вых обеспечивающих подразделений в ходе организации их деятельности на территории иностранного государства. Ассортиментная политика определяет состав группы поставщиков (основных, резервных, потенциальных), каналы логистического обеспечения поставок и их распределения по отдельным единицам группировки войск (сил).

Основной сложностью формирования ассортимента материального обеспечения за пределами Российской Федерации в условиях военного конфликта является ограниченность возможностей его оперативно -го изменения, а также логисти-

ческие сложности пополнения запасов. Некорректно сформированный ассортимент может быть использован длительное время, создавая значительный дискомфорт для личного состава контингента войск (сил). Такого рода дискомфорт будет провоцировать самостоятельную активность военнослужащих в направлении поиска возможностей удовлетворения своих потребностей. Самостоятельный поиск вариантов удовлетворения потребностей военнослужащими с использованием сети местных торговых и сервисных организаций (без соответствующей подготовки и проверки возможностей использования данных организаций) может стать источником возникновения кризисных ситуаций, связанных как с преднамеренной деструктивной (диверсионной) деятельностью противника, так и с возможными кросс-культурными конфликтами, которые могут возникнуть с местным населением.

Формирование ассортимента является процессом подбора групп, видов и разновидностей товаров. Ассортимент формируется на всех уровнях товарообращения от производства до розничной продажи. На каждом из данных уровней ассортимент товаров является разным. В данном случае следует в большей степени ориентироваться на комплекс потребностей военнослужащих, который в значительной степени определяет необходимый перечень товарных номенклатур, предполагаемых к поставке и формированию товарных запасов длительного хранения (резервирования).

Отличительной особенностью процесса формирования ассортимента торгово-быто-вого обеспечения за пределами РФ в условиях военного конфликта является то, что в отличие от гражданских предприятий, действующих на территории нашей страны, в

данном случае получение прибыли (как и ее максимизация) не является целевым показателем, который следовало бы определить в качестве целевого ориентира деятельности обеспечивающих подразделений. Уровень прибыли следовало бы определить как одно из исходных условий моделирования изучаемого процесса. Причем, на наш взгляд, уровень прибыли следовало бы определить как минимальное значение, стремящееся к нулю. Основным же целевым ориентиром следовало бы определить уровень удовлетворения потребностей контингента группировки войск (сил), а также достигнутый уровень комфорта обеспечения.

В процессе формирования торгового ассортимента осуществляется деятельность по составлению набора товаров, которые позволяют удовлетворить реальные и прогнозируемые потребности, а также достичь цели, которые определены руководством группировки войск (сил) и руководством подразделений торгово-быто-вого обеспечения. Основными направлениями в области формирования товарно-бытового ассортимента являются стратегии перспективного расширения (с учетом дальнейших вариантов развития событий в ходе военного присутствия на территории иностранного государства), стабилизации (в ситуации достижения оптимума всех параметров тор-гово-бытового обеспечения в конкретных условиях), обновления (в ситуации длительного пребывания группировки войск (сил), совершенствования (в случае необходимости адаптации к изменившимся условиям или изменения первоначального варианта в ходе его апробации в реальных условиях), уменьшения (может быть связано с уменьшением контингента и/или улучшением доступа контингента военнослужащих к местным

объектам торгово-сервисной инфраструктуры) и гармонизации (связано с существенным влиянием климатических, природно-ресурсных, национально-культурных и др. факторов).

Главная цель работы над формированием ассортимента — наиболее полно и качественно удовлетворить потребительский спрос контингента военнослужащих, что является важнейшим элементом военно-экономического механизма организации торгово-бытового обеспечения. Высокий уровень удовлетворения потребностей контингента обеспечивает комфорт длительного пребывания на территории иностранного государства в условиях военного конфликта. В данном случае следует обеспечить максимальный уровень приближения бытовых условий пребывания к условиям несения службы на территории Российской Федерации.

Таким образом, в рамках проблематики организации материального обеспечения контингента войск (сил) на территории иностранного государства концентрируется комплекс военно-экономических вопросов, связанных с решением проблем производства, товародвижения, реализации товаров и услуг в рамках процедур торгово-бытового обеспечения.

Формирование крупнооптового ассортимента торгово-бы-тового обеспечения — это проблема конкретных товаров в зависимости от стадии их жизненного цикла (включая проблему цен и широты номенклатур), определение соотношения между товарами первой необходимости и потребительскими предпочтениями отдельных групп военнослужащих продовольственными и непродовольственными товарами, а также вопросы распределения централизованных поставок между отдельными частями и соединениями всего контингента войск (сил).

В свою очередь, формирование розничного ассортимента торгово-бытового обеспечения территориально-распределен-ной сети частей и подразделений проводится в полном соответствии с выбранной специализацией, наличным торгово-технологическим оборудованием, физико-химическими свойствами товаров, правилами хранения и реализации отдельных товаров. Учитывая логистические особенности централизованного снабжения группировки войск (сил) на территории иностранного государства (в т. ч. и на значительном удалении от территории Российской Федерации), формирование ассортимента товаров и услуг сети торгово-бытового обеспечения представляет собой построение оптимальной ассортиментной структуры на основе спроса

потребителей целевого сегмента (наиболее многочисленной половозрастной группы контингента военнослужащих одной категории вещевого и продовольственного обеспечения), ресурсных возможностей торгово-бытовых подразделений, а также возможностей взаимодействия с местными поставщиками (в т. ч. и с поставщиками на территории сопредельных дружественных государств) и гражданскими организациями торговли и сервиса.

На рис. 1 представлена методика формирования оптово-розничного ассортимента товаров и услуг подразделений материального обеспечения контингента войск (сил) на территории иностранного государства в условиях военного конфликта. Формирование торгового ассортимента бази-

Рис. 1. Методика развития материального обеспечения группировки войск (сил), действующей на территории иностранного государства в условиях военного конфликта

Рис. 2. Факторы влияния на процесс формирования и управления ассортиментом торгово-бытового обеспечения

руется на основе результатов маркетинговых исследований, а именно, изучения:

— уровня предполагаемых затрат, которые могут осуществить различные категории военнослужащих;

— основных (базовых) потребностей всех категорий военнослужащих, а также развития потребностей более высокого уровня в процессе пребывания в командировке;

— возможностей и особенностей предложения гражданских организаций на рынке торговли и сервиса страны пребывания;

— ресурсного, инфраструктурного и кадрового потенциала сети подразделений.

Следует также учитывать особенности длительного пребывания контингента войск (сил) на территории иностранного государства. Это может быть обусловлено различными обстоятельствами, каждое из которых оказывает характерное влияние на потребности торгово-бытового обеспечения группировки. Затянувшийся военный конфликт, предполагающий участие российского военного контингента, требует расширения и обновления ассортимента торгово-бытового обеспечения, что предполагает тщательный анализ жизненно -го цикла всех товаров и услуг, реализуемых через сеть. Недавно начавшееся присутствие контингента на иностранной территории требует наличия значительного запаса основных товаров, что поясняется неустоявшейся логистикой и значительными рисками в сфере поставок. Длительное пребывание контингента на территории союзных государств требует значительной работы с местными поставщиками и организациями сервисного обеспечения.

Особое место в формировании торгового ассортимента занимает проблема поиска рационального соотношения товаров и услуг, находящихся

на разных стадиях жизненного цикла и одновременно присутствующих в действующем тор-гово-бытовом ассортименте. Целью такого поиска является создание достаточно стабильных общих условий реализации товаров и компенсация затрат на построение новых логистических каналов, внедрение товаров и услуг-новинок, а также поддержки товаров, находящихся в стадии спада и ожидания возможного увеличения спроса военнослужащих. Все вышеперечисленное дает возможность систематизировать факторы влияния на процесс формирования и управления ассортиментом торгово-быто-вого обеспечения группировки войск (сил), действующей за пределами Российской Федерации (рис. 2).

Рационально построенный ассортимент товаров требует определения целесообразно-

го соотношения структурных групп. К сожалению, пока не разработаны формализованные модели, способные продуцировать корректные решения данной задачи. Могут быть предоставлены лишь общие рекомендации, построенные на основе эмпирических данных. Принято считать, что ассортимент товаров соответствует критерию рациональности, если 75...85% товаров (по объему реализации) находятся в основной и поддерживающей группах [13].

Для того чтобы получить прибыль, предприятию розничной торговли необходимо обеспечить наличие товаров, пользующихся спросом у целевой аудитории на соответствующей территории, в нужное время и за приемлемую (равновесную) цену [14].

В современных условиях функционирования подраз-

делений материального обеспечения группировок войск (сил), действующих на территории иностранных государств, существуют следующие проблемы, определяющие высокую неопределенность при формировании ассортимента реализуемых ими товаров и услуг: высокая изменчивость внешнего окружения, а также динамика военно-политической обстановки; расширение зон нестабильности, предполагающих гибридное военное участие значительной численности участников военных конфликтов; рост террористической угрозы; негативное состояние макросреды международной торговли; значительная деградация торгово-сер-висной инфраструктуры стран размещения российских кон-тингентов войск (сил). Часто характеризуемая параметрами гуманитарной катастрофы; низкая надежность логистических каналов поставки, а также расширение политики санкций и торговых ограничений; низкое качество и/или неудовлетворительные потребительские характеристики товаров местных производителей; отсутствие возможностей кредитования подразделений торгово-бытового обеспечения, фактическая работа на основе собственных оборотных средств; нестабильность валютных курсов (местных валют, а также валют дружественных сопредельных государств при организации закупок на их территории); слабая ориентация деятельности подразделений торгово-бытового обеспечения на маркетинг, которая частично определяется сложностью проведения маркетинговых исследований; слабая социальная ориентация подразделений торгово-быто-вого обеспечения. Таким образом, факторы формирования параметров торгово-бытовой (сбытовой и сервисной) сети подразделений, обеспечивающих группировку войск (сил)

на территории иностранного государства следует разделить на эндогенные и экзогенные (табл. 1).

Формирование ассортимента не может быть абстрагировано от конкретных условий функционирования подразделений торгово-бытового обеспечения. Оно должно базироваться на ранее выбранной цели и задачах, которые обусловлены объективными факторами и их динамикой. Это определяет ассортиментную политику подразделений тор-гово-бытового обеспечения.

Ассортиментную политику подразделений торгово-быто-вого обеспечения контингента войск (сил), действующую на территории иностранного государства, следует определить как систематизированную совокупность целей, задач и

основных направлений формирования торгово-бытового ассортимента, определяемых руководством данной группировки и Штабом материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации [15]. Данная политика должна базироваться на основе учета результатов предварительных эмпирических и теоретических исследований, а именно изучение потребностей личного состава группировки; особенностей спроса потребителей (эластичность, параметры функции); альтернативных предложений товаров и услуг на местном рынке гражданских торгово-сервис-ных предприятий; ресурсного потенциала подразделений торгово-бытового обеспечения; территориального размещения объектов торгово-бы-

Таблица 1

Экзогенные и эндогенные факторы формирования параметров торго-во-бытовой (сбытовой и сервисной) сети подразделений, обеспечивающих группировку войск (сил) на территории иностранного государства

Объективно существующие факторы, которые не поддаются влиянию со стороны субъектов военного управления и являются внешними (экзогенными). Определяют глубину каналов распределения товаров, логистические параметры сервиса и торговых поставок, а также торговую специализацию Субъективные (эндогенные) факторы, которые определяются спецификой нормативов торгово-бытового обеспечения, а также определенным командованием уровнем удовлетворения потребностей личного состава группировки войск (сил)

Социальные характеристики территории пребывания контингента: — культура, обычаи, религиозный состав местного населения; — уровень и качественные характеристики торгово-сервисного обеспечения местного населения Параметры сети подразделений торго-во-бытового обеспечения: — широта ассортимента товаров и услуг; — численность персонала подразделений торгово-бытового обеспечения; — характеристики объектов торговой и сервисной инфраструктуры (торговая площадь, оборудование, складские мощности)

Экономические характеристики территории пребывания контингента: — паритет покупательной способности местной валюты, ценовая политика местных поставщиков; — уровень доходов местного населения; — инфраструктура местного производства и сервиса Характеристики потребителей торговых и бытовых услуг: — численность группировки, ее распределение на обслуживаемой территории; — уровень дохода и предполагаемых затрат различных категорий личного состава; — период ротации личного состава; — наличие гражданского персонала и членов семей военнослужащих в числе объектов торгово-бытового обеспечения; — половозрастная структура лиц-объектов торгово-бытового обеспечения; — потребительские предпочтения различных сегментных групп потребителей

Природно-климатические характеристики территории пребывания контингента: температурный режим, осадки, влажность, число солнечных дней в году, водные ресурсы, рельеф местности и т.д.

тового обеспечения отдельных подразделений группировки и особенностей осуществления их деятельности.

Важным фактором, определяющим ассортиментную политику, является общая стратегия развития торгово-бытового обеспечения группировки, которая отражает пути достижения установленных целей деятельности и представляет собой модель работы подразделений на данной территории иностранного государства.

Основным источником проблемных ситуаций в сфере материального обеспечения группировки войск (сил) на территории иностранного государства являются: непродуманный подход к выбору ассортиментного профиля; статичность ассортиментных наборов товаров и услуг, а также негибкое реагирование на изменения, дополняемое значительным отставанием в принятии решений от динамики факторов внутренней внешней среды; колебание факторов макро- и микросреды в т. ч.: валютный курс, тарифы на транспортировку, инфляция в стране пребывания [16].

Влияние ассортиментной политики на рыночные позиции предприятия, а также успешное проникновение и закрепление торгового предприятия на потребительском рынке связано с поиском и полнотой освоения той или иной ниши, формированию конкретного ассортимента товаров, что соответствует параметрам этой рыночной ниши и чему отводится первостепенная роль [17].

Очевидно, что ассортиментная политика играет большую роль не только в подразделениях торгово-бытового обеспечения, но и в сфере маркетинга и экономики в целом. Она является частью единой политики формирования предложения. Ассортиментная политика, как совокупность целеориен-тированных стратегических и

тактических действий по обеспечению сбалансированного видового разнообразия товаров и услуг, а также их рационального соотношения с позиций цикличности производственно-рыночных процессов, опирается на ряд основных принципов [18].

Важнейшими из них являются принцип синергизма и принцип стратегической гибкости. Принцип синергизма состоит в обеспечении взаимного связывания и взаимного дополнения товаров или их ассортиментных групп. Такое взаимное дополнение позволяет создать целую систему ассортиментных составляющих (ассортиментную систему), обладающих способностью достижения си-нергетического эффекта, базирующихся на использовании внутренних взаимосвязей системных элементов их потребительских свойств [19].

Синергия и стратегическая гибкость проявляется в осуществлении взаимной финансово-инвестиционной поддержки различных групп товаров и услуг, а также экономии средств, при увеличении масштабов торгово-бытового обеспечения. Источниками синергизма могу быть:

— использование единой сервисной базы централизованного оказания услуг с учетом возможностей логистики предметов сервиса и/или их потребителей (производство и реализация некоторых видов готовых продуктов питания, прачечные услуги, услуги ремонта одежды и др.);

— создание комплексной системы распределения и перераспределения товаров. Высокая мобильность и оборачиваемость складских запасов с минимальными потерями хранения;

— формирование и использование единых информационных систем управления и баз данных, способных агрегировать и систематизировать необходимую информацию о состоянии и перспективах

развития спроса контингента военнослужащих. А также осуществлять поддержку принятия управленческих решений.

В то же время следует учитывать и обратный (отрицательный) эффект от использования принципа синергизма на практике. Попытка снизить потери и затраты за счет комплексного использования всех потребительских свойств ассортимента товаров и услуг повышает операционные риски возникновения дефицита и перебоев в торговом обеспечении группировки. Компенсация рисков от такого рода эффекта домино требует формирования необходимых запасов и обеспечения стратегической надежности функционирования подразделений торгово-быто-вого обеспечения.

Принцип стратегической гибкости основывается на сочетании товаров и услуг (или их ассортиментных групп) в зависимости от особенностей технологии, целевых сегментов потребления, конкурентных условий (возможностей замещения) и других факторов внешней среды. Цель такой коллаборации — уравновесить рисковые и устойчивые группы. При этом следует стремиться к достижению такого соотношения, когда внезапные рыночные колебания на одном из направлений деятельности не имеют тяжелых негативных последствий для всей ассортиментной совокупности. Такой подход снижает степень риска и обеспечивает стабильность функционирования подразделений торгово-бытового обеспечения. Учитывая высокий риск конъюнктурных колебаний, следует констатировать исключительную важность соблюдения данного принципа [20].

Заключение

Учитывая все вышеприведенные особенности формирования ассортимента товаров и услуг, предоставляемых под-

разделениями материального обеспечения группировке войск (сил) на территории иностранного государства, следует сформулировать ряд обобщающих выводов. Деятельность по организации материального обеспечения требует учета принципов и концептуальных основ, определяющих

ее устойчивость и эффективность. Начальный этап становления и развития системы материального обеспечения военнослужащих за пределами Российской Федерации, динамизм внешних факторов окружения обеспечивающих подразделений и высокая степень коммерческого риска

(для всех субъектов процесса товародвижения), требуют постоянного отслеживания или динамичных адекватных решений в сфере оперативного управления реализацией стратегии развития материального обеспечения в части формирования ассортиментной политики.

Литература

1. Булгаков Д.В. Методология военно-системных исследований проблем строительства, развития, подготовки и применения системы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации. СПб.: ВА МТО, 2014.

2. Воронков А.Н. Методология взаимодействия государственного предпринимательства с субъектами рыночной экономики. СПб.: СПбГУЭФ, 2000.

3. Коновалов В.Б. Математическая модель логистизации материально-технического обеспечения спецпотребителей // Экономика и менеджмент систем управления. 2015. Т. 1. № 1 (11). С. 39-43.

4. Козин М.Н. Интегральная модель выбора поставщика государственного оборонного заказа с учётом фактора риска // Поволжский торгово-экономический журнал. 2006. № 29. С. 75-81.

5. Козин М.Н. Участие частных военных компаний в ведении вооруженной борьбы: военно-экономическое обеспечение и управление. СПб.: ВА МТО; «Р-КОПИ», 2015. 148 с.

6. Курбанов А.Х. Аутсорсинг: теория, методология, специфика применения в военной организации. СПб.: Копи-р Групп, 2011. 277 с.

7. Курбанов А.Х. Система материально-технического обеспечения военной организации государства: особенности функционирования и перспективы развития в современных экономических условиях // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. 2014. № 12. С. 15-28.

8. Плотников В.А. Интеграция военного и гражданского секторов экономики как тенденция строительства военной организации страны // Вооружение и экономика. 2010. № 2. С. 85-88.

9. Хайтбаев В.А. Коммерческая логистика. М.: КНОРУС, 2017. 318 с.

10. Бычков А.В. Анализ проблемных вопросов функционирования Центров материально-технического обеспечения военных округов (флотов) Министерства обороны Российской

Федерации // Вооружение и экономика. 2015. № 4 (33). С. 94-101.

11. Викулов С.Ф. Военно-экономический анализ. М.: Воениздат, 2001.

12. Ревин В.В. Экономический механизм интегрированной системы обеспечения национальной безопасности государства: монография. М.: Перо, 2016. 147 с.

13. Ляпин А.В. Выявление и использование социальных резервов устойчивого развития при проектировании объектов АПК // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2005. № 11-1. С. 213-215.

14. Зайнашева З.Г. Проблемы кадрового обеспечения сферы бытовых услуг // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2011. № 3 (11). С. 49-55.

15. Маскин С.В. Проблемы государственного регулирования в сфере бытовых услуг // Современные аспекты экономики. 2013. № 10 (194). С. 117-122.

16. Горбунова Н.В., Королева А.М. Регулирование экономического поведения предприятия на рынке социально-бытовых услуг в регионах Крайнего Севера // Интернет-журнал «Науковедение». 2016. Т. 8. № 3 (34). С. 38.

17. Левченко Е.А., Ловчикова Е.И. Регулирование социально-экономических и трудовых отношений в региональном АПК // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2012. № 3. С. 22-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Лайша А.В. Этническое предпринимательство в современной России и перспективы его развития // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2012. № 4. С. 59-66.

19. Кучкин, В.Г. Государственное регулирование развития социальной инфраструктуры села // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. 2009. № 1 (8). С. 36-39.

20. Емцева А.И. Основные направления совершенствования деятельности предприятий сферы услуг системы потребительской кооперации // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2006. № 3 (18). С. 133-140.

References

1. Bulgakov D.V. Metodologiya voyenno-sistem-nykh issledovaniy problem stroitel'stva, razvitiya, podgotovki i primeneniya sistemy material'no-tekh-nicheskogo obespecheniya Vooruzhennykh Sil Rossiyskoy Federatsii = The methodology of military system studies of the problems of construction, development, preparation and application of the material and technical support system of the Armed Forces of the Russian Federation. Saint Petersburg: VA MTO; 2014. (In Russ.)

2. Voronkov A.N. Metodologiya vzaimodeystvi-ya gosudarstvennogo predprinimatel'stva s sub»yek-tami rynochnoy ekonomiki = The methodology of interaction of state entrepreneurship with market economy entities. Saint Petersburg: SPbGUEF; 2000. (In Russ.)

3. Konovalov V.B A mathematical model for the logistics of material and technical support for special consumers. Ekonomika i menedzhment sistem up-ravleniya = Economics and Management Systems Management. 2015; 1; 1 (11): 39-43. (In Russ.)

4. Kozin M.N. An integrated model for selecting a supplier of state defense order taking into account a risk factor. Povolzhskiy torgovo-ekonomiches-kiy zhurnal = Volga Trade and Economic Journal. 2006; 29: 75-81. (In Russ.)

5. Kozin M.N. Uchastiye chastnykh voyenny-kh kompaniy v vedenii vooruzhennoy bor'by: voy-enno-ekonomicheskoye obespecheniye i upravleni-ye = The participation of private military companies in the conduct of armed struggle: military-economic support and management. Saint Petersburg: VA MTO; «R-COPIES»; 2015. 148 p. (In Russ.)

6. Kurbanov A.KH. Autsorsing: teoriya, metodologiya, spetsifika primeneniya v voyennoy organi-zatsii = Outsourcing: theory, methodology, specifics of application in a military organization. Saint Petersburg: Copy-Group; 2011. 277 p. (In Russ.)

7. Kurbanov A.KH. The system of material and technical support of the military organization of the state: features of functioning and development prospects in modern economic conditions. Uprav-lencheskoye konsul'tirovaniye. Aktual'nyye proble-my gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleni-ya = Management Consulting. Actual problems of state and municipal government. 2014; 12: 15-28. (In Russ.)

8. Plotnikov V.A. Integration of the military and civilian sectors of the economy as a trend in the construction of the country's military organization. Vooruzheniye i ekonomika = Armament and Economics. 2010; 2: 85-88. (In Russ.)

9. Khaytbayev V.A. Kommercheskaya logistika = Commercial logistics. Moscow: KNORUS; 2017. 318 p. (In Russ.)

10. Bychkov A.V. Analysis of the problematic issues of the functioning of the centers of material

and technical support of military districts (fleets) of the Ministry of Defense of the Russian Federation. Vooruzheniye i ekonomika = Armament and Economics. 2015; 4 (33): 94-101. (In Russ.)

11. Vikulov S.F. Voyenno-ekonomicheskiy ana-liz = Military economic analysis. Moscow: Military Publishing House; 2001. (In Russ.)

12. Revin V.V. Ekonomicheskiy mekhanizm in-tegrirovannoy sistemy obespecheniya natsional'noy bezopasnosti gosudarstva: monografiya = The economic mechanism of an integrated system of ensuring national security of the state: a monograph. Moscow: Perot; 2016. 147 p. (In Russ.)

13. Lyapin A.V. Identification and use of social reserves of sustainable development in the design of agricultural facilities. Vestnik Saratovskogo gosu-darstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universi-teta = Bulletin of the Saratov State Socioeconomic University. 2005; 11-1: 213-215. (In Russ.)

14. Zaynasheva Z.G. Problems of staffing in the sphere of domestic services. Vestnik BIST (Bashkir-skogo instituta sotsial'nykh tekhnologiy) = Bulletin of BIST (Bashkir Institute of Social Technologies). 2011; 3 (11): 49-55. (In Russ.)

15. Maskin S.V. Problems of state regulation in the field of domestic services. Sovremennyye aspek-ty ekonomiki = Modern aspects of the economy. 2013; 10 (194): 117-122. (In Russ.)

16. Gorbunova N.V., Koroleva A.M. Regulation of the economic behavior of enterprises in the market of social services in the regions of the Far North. Internet-zhurnal «Naukovedeniye» = Internet journal «Science of Science». 2016; 8; 3 (34): 38. (In Russ.)

17. Levchenko Ye.A., Lovchikova Ye.I. Regulation of socio-economic and labor relations in the regional agro-industrial complex. Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy sel'skokhozyaystvennoy akademii = Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. 2012; 3: 22-24. (In Russ.)

18. Laysha A.V. Ethnic entrepreneurship in modern Russia and the prospects for its development. Gumanitarnyye, sotsial'no-ekonomicheski-ye i obshchestvennyye nauki = Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2012; 4: 59-66. (In Russ.)

19. Kuchkin, V.G. State regulation of rural social infrastructure development. Vestnik Ul'yano-vskoy gosudarstvennoy sel'skokhozyaystvennoy akademii = Bulletin of the Ulyanovsk State Agricultural Academy. 2009; 1 (8): 36-39. (In Russ.)

20. Yemtseva A.I. The main directions of improving the activities of enterprises in the service sector of the consumer cooperation system. Vest-nik Belgorodskogo universiteta potrebitel'skoy ko-operatsii = Bulletin of the Belgorod University of Consumer Cooperation. 2006; 3 (18): 133-140. (In Russ.)

Сведения об авторах

Сергей Владимирович Стулов

к.э.н, докторант очной (штатной) докторантуры

Вольский военный институт материального

обеспечения, Вольск, Россия

Эл. почта: [email protected]

Алексей Сергеевич Мокроусов

к.т.н, доцент, докторант очной (штатной) докторантуры

Вольский военный институт материального

обеспечения, Вольск, Россия

Эл. почта: [email protected]

Information about the authors

Sergey V. Stulov

Cand. Sci. (Economics), doctoral student of full-time tenured doctoral

Volsky military Institute of material support Volsk, Russia

E-mail: [email protected] Alexey S. Mokrousov

Cand. Sci. (Engineering), associate Professor, doctoral student of full-time tenured doctoral Volsky military Institute of material support Volsk, Russia

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.