Научная статья на тему 'Методические основы оптимизации совместимости наглядности учебной литературы'

Методические основы оптимизации совместимости наглядности учебной литературы Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические основы оптимизации совместимости наглядности учебной литературы»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ СОВМЕСТИМОСТИ НАГЛЯДНОСТИ

УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В статье раскрыты основные положения методики оптимизации совместимости наглядности учебной литературы, а именно: исходный принцип, критерии, параметры и соответствующий процедурный алгоритм.

Данные исследований и авторитетное мнение специалистов свидетельствуют, что до сих пор остаются открытыми вопросы, связанные с диагностикой и оптимизацией системы наглядности учебной литературы. Отсутствуют четкие критерии, не разработана сама процедура исследования совместимости иллюстративных рядов учебников. До сих пор не осуществлялся анализ совместимости наглядных форм в отдельно взятой учебной книге, а тем более всего комплекта учебной литературы. Не разработаны модели оптимизации совместимости наглядности, основанные на методах математического программирования. Не определена и не автоматизирована диагностика совместимости иллюстративных форм книги в целях оптимального их вхождения в уже действующий комплекс учебных пособий. Отсутствие в научной литературе описания вышеуказанных аспектов исследования обозначенного дидактического феномена и практическая потребность в этом обусловливают необходимость педагогического поиска.

В связи с вышеизложенным задачей данной статьи является решение всех вопросов, связанных с выяснением и определением базисных положений методической части программы для оптимизации совместимости системы наглядности комплекта учебной литературы.

Начнем с определения ее исходного принципа. С точки зрения системного подхода используем определение В.Н. Сагатовского: «под принципом понимается отношение в системе, от которого зависят все другие отношения». Для данного случая это будет означать принцип минимизации отклонений параметров от идеальных значений показателей наглядности учебной литературы. Это как раз и будет то ведущее отношение в исследуемой системе, от которого зависят все другие ее отношения.

КВ. КРОТОВЛ

Следующим базисным компонентом программы являются критерии оптимизации совместимости иллюстративных форм комплекта учебников. В энциклопедическом словаре, правда в экономическом аспекте, дается следующее определение: «критерий оптимальности — количественный или порядковый показатель, выражающий предельную меру экономического эффекта принимаемого решения для сравнительной оценки возможных решений (альтернатив) и выбора наилучшего». Из этой дефиниции для дидактики имеет значение лишь интегральное представление сущности критерия оптимальности, так как экономический эффект как раз и является таковым, и понимание его как предела количественной меры. Другими словами, это означает предел приближения какой-либо величины к заданному фиксированному значению определенной меры. Кроме выполнения условий интегралъности и предельности меры критерии оптимальности совместимости иллюстративного ряда должны удовлетворять и другим требованиям. Они, прежде всего, связаны с полнотой набора, достаточной для того, чтобы оценить системные качества наглядности, двойственную природу восприятия визуальной информации (концепция синергии осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики), и быть педагогически целесообразными.

Для системы наглядности учебной литературы с учетом данных их предварительного исследования этим пяти условиям удовлетворяют не один, а сразу три их признака, на основании которых производится оценка совместимости иллюстративных форм учебника. Перечислим критерии оптимизации совместимости наглядности.

1. Соответствие иллюстративного ряда учебника специфике профилирующей для него отрасли знания.

2. Соответствие видов наглядности возрастным особенностям учащихся.

3. Соответствие наглядно представленной информации осознаваемым и неосознаваемым закономерностям ее переработки.

28

Вестник Московского университета МВД России № 8 • 2008

Следующими базисными характеристиками программы оптимизации совместимости наглядности учебной литературы являются ее показатели. Как нами отмечалось в [1], учет системообразующих, системопорождающих и системообусловливающих факторов позволил представить всю совокупность показателей совместимости изучаемого педагогического феномена в виде двух блоков ранжированных характеристик: первого и второго уровней определенности. К первому из них отнесены параметры, описывающие состав и свойства наглядности учебной литературы. При этом значение последних заключалось в отражении именно такой сферы совместимости, которая неразрывно связана с вопросами ее обособления. Противоположная сторона исследуемого феномена — связность наглядности учебников для средней школы — описывается совокупностью показателей второй степени определенности.

Наконец, четвертым базисным компонентом методической части описываемой программы является определение соответствующего алгоритма. Эта процедура предполагает соединение воедино ранее выделенных критериев оптимизации исследуемого дидактического феномена в виде абстрактной, предельно обобщенной системно-параметрической формулы, которая применима для любого показателя иллюстративного ряда учебника.

В основу данной формулы положены эмпирические закономерности изменения совместимости, установленные при анализе наглядных форм выбранного комплекта учебной литературы. Эти тенденции носят идеальный характер, так как при аналитической разработке зависимостей между первыми двумя критериями оптимальности использовался метод линейной интерполяции. Необходимость создания системно-параметрической формулы заключается в получении идеальных, рассчитанных на ее основе параметров, которые затем могут применяться в качестве предельной меры при оптимизации совместимости наглядности конкретного учебника.

В свернутом, предельно абстрагированном виде модель анализа исследуемого педагогического феномена можно изобразить с помощью системно-параметрического описания символической формулой

Щр)и = Р(ру -[Гр^ + т- (I ~ 1)1,

где Н— общее обозначение параметра совместимости наглядности учебного текста /'-го класса,/-го профиля учебника; р — его конкретные разновидности.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

»

Скобки выражают наличие функциональной зависимости; Vpn — значение р-ro показателя для всех пособий первого класса; F{p) — шаг изменения среднего р-то показателя наглядности между двумя соседними классами; P{p)j — поправочный коэффициент j-то профиля р- го параметра. Его величина есть частное от деления среднего показателя j-то профиля учебников на общее среднее значение по всем разновидностям профиля; • — знак умножения.

Варьируя текущие параметры i,j, р, можно получить идеальные значения по каждому показателю совместимости для иллюстративного ряда любого учебника. Применение данной модели анализа рассматриваемого педагогического феномена существенно упрощается с помощью специально разработанной нами компьютерной программы «Анализ совместимости многомерных объектов наглядности», которая прошла процедуру экспертизы и регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (свидетельство о государственной регистрации № 2008611955).

Таким образом, представление совокупности иллюстративных форм учебной литературы в виде формализуемой системы обусловило главную особенность созданной методики: оптимизацию совместимости не просто иллюстраций пособий самих по себе в отдельности, а именно как системы наглядности учебной литературы. Разработанная методика обладает необходимым уровнем глубины проникновения в сущность изучаемого явления, поэтому учитывает особенности, которые фиксируют специфические аспекты восприятия учащимися зрительной информации, обусловленные действием как осознаваемых, так и неосознаваемых компонентов психики ребенка. Это предусматривает оптимизацию совместимости качественных характеристик наглядности учебной литературы. С другой стороны, она имеет и достаточную степень широты, что позволяет ей описать количественные (формальные) характеристики совместимости исследуемого дидактического феномена.

Литература

1. Клочков В.П. Методология совместимости наглядности (на примере учебников средней школы): Монография/В. П. Клочков, И.В. Кротова. — Красноярск: КГТЭИ, 2007.

2. СагатовскийВ.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. — Томск: Изд-во ТГУ, 1973.

3. Советский энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

Вестник Московского университета МВД России №8 » 2008

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.