МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070
сомневаться, что и в будущем оно будет занимать достойное место в нашей многонациональной культуре. Список использованной литературы:
1. Жанибеков О. Культура казахского ремесла. Алматы, «Онер», 1982.
2.Глинская Е.Г. Азбука вышивания. Издательство «Мехнат», Ташкент, 1994.
3.Ключевская Э.В. Основы изображения искусства и орнамента. М., 1968.
4.Эбдигапбарова У.М. Казахские национальные орнаменты (Учебное пособие). - Алматы. Онер, 1999 г..
© Кудасова Г.Ж., 2017
УДК 372.851
Лебедева Е.В.
К.п.н., доцент Ломакин Д.Е К.ф.-м.н, доцент Мельник Т.Е.
Магистрант кафедры АММЭ Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева
г.Орёл, Российская Федерация
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ-ЭКОНОМИСТОВ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКЕ НА ОСНОВЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Аннотация
В работе говорится о целесообразности использования прогнозирования при обучении бакалавров-экономистов теории вероятностей и математической статистике. Использование внутренних резервов прогностического характера вероятностного закона больших чисел о статистической устойчивости эмпирических характеристик дает возможность для конструирования содержания и последовательности изучения материала с учетом специфики профессиональной подготовки, направленной на выявление экономических тенденций. Поскольку функции прогнозирования напрямую связаны с основными этапами практического применения математики.
Ключевые слова
Бакалавры-экономисты, прогнозирование, теория вероятностей, математическая статистика.
В обучении бакалавров экономических направлений подготовки теории вероятностей и математической статистики обнаруживается много трудностей. В частности, не разрешено противоречие между традиционной системой обучения математики, которая не может обеспечить достаточный уровень подготовленности будущих бакалавров-экономистов и необходимости применения вероятностно-статистических методов прогнозирования при изучении специальных дисциплин.
С другой стороны, многие базовые вероятностные понятия имеют прогностическую сущность, в силу закона больших чисел, определяют внутренние потребности самой теории вероятностей и математической статистики в привлечении идей прогнозирования к процессу обучения. Это характеризует механизмы мотивации, которые связанны с заинтересованностью студентов-бакалавров в овладении умениями осуществлять объективную и вариативную оценку будущего при анализе экономических процессов.
Несмотря на наличие ряда исследований по методике преподавания теории вероятностей и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
математической статистики, в том числе авторских работ в русле развития идеи использования элементов прогнозирования, в настоящее время, в условиях многоуровневой системы образования и компетентностного подхода, остаются нерешенными многие проблемы формирования у бакалавров-экономистов общекультурных, профессиональных и специальных компетенций.
Компетентностная парадигма высшего образования, ориентированная на достижение образовательных целей, поставленных обществом и сформулированных в ФГОС ВО, выводит на первый план формирование общекультурных, профессиональных и специальных компетенций, которые в процессе обучения наполняются конкретным предметным содержанием. Поэтому неизбежно изменяется содержание математической подготовки бакалавров в сторону придания обучению прикладного характера.
Серьезной помехой этому при математической подготовке бакалавров-экономистов служит продолжающийся отрыв от тематики управления устойчивым развитием экономических объектов и процессов, которое невозможно без объективной и вариативной оценки будущего. В изучении теории вероятностей и математической статистики «не используются внутренние резервы прогностического характера вероятностного закона больших чисел о статистической устойчивости эмпирических характеристик» [1, с.1].
В связи с отсутствием научно-педагогических разработок по использованию возможностей организации овладения бакалаврами вероятностно-статистических методов с привлечением элементов экономического прогнозирования, в теории и методике обучения математике образовался заметный пробел.
Нами было выявлено, что в ходе изучения раздела «Случайные величины и способы их описания» и связанных с ними законов распределения появляется возможность «рассматривать прикладные задачи более высокого уровня математической сложности, усиливать значение интерпретации полученного результата, выбора оптимального экономического решения»[2, с.145].
Изучение способов оценки параметров в условиях прогнозирования придает новый импульс дальнейшему развитию статистических представлений. Наиболее благоприятные возможности для этого создаются в ходе решения задач, где студенты-бакалавры сталкиваются с необходимостью интервального статистического оценивания параметров генеральной совокупности. Рассматривая точность и надежность интервального оценивания, они занимаются построением доверительных интервалов в форме статистических прогнозов.
При изучении темы «Проверка статистических гипотез при построении прогнозов», у студентов возникает возможность рассматривать задачи, в ходе решения которых они могут выдвинуть гипотезы в форме статистических прогнозов и осуществить их проверку.
«При таком подходе происходит не только закрепление вероятностных знаний в процессе математического моделирования, но и знаний, необходимых для их профессиональной деятельности, в частности связанных с процессом прогнозирования»[2, с.154].
Изучение и закрепление изученных вероятностно-статистических «понятий и методов путем математического моделирования экономических ситуаций прогностического характера способствует лучшему их усвоению, формированию профессионально значимых умений выявления экономических тенденций и готовности применять математические знания при изучении специальных дисциплин» [2, с.154].
Список использованной литературы:
1. Лебедева Е.В. Методика обучения студентов экономического профиля теории вероятностей на основе прогнозирования: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Орловский государственный университет. Орел, 2009. - 17с.
2. Лебедева Е.В. Методика обучения студентов экономического профиля теории вероятностей на основе прогнозирования [Текст]: дис. ... кан. пед. наук. / Е.В. Лебедева - Орел, 2009.- 190с.
© Лебедева Е.В. , Ломакин Д.Е. , Мельник Т.Е., 2017