Научная статья на тему 'Методические основы обучения бакалавров-экономистов теории вероятностей и математической статистике на основе прогнозирования'

Методические основы обучения бакалавров-экономистов теории вероятностей и математической статистике на основе прогнозирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВРЫ-ЭКОНОМИСТЫ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Е.В., Ломакин Д.Е., Мельник Т.Е.

В работе говорится о целесообразности использования прогнозирования при обучении бакалавровэкономистов теории вероятностей и математической статистике. Использование внутренних резервов прогностического характера вероятностного закона больших чисел о статистической устойчивости эмпирических характеристик дает возможность для конструирования содержания и последовательности изучения материала с учетом специфики профессиональной подготовки, направленной на выявление экономических тенденций. Поскольку функции прогнозирования напрямую связаны с основными этапами практического применения математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Е.В., Ломакин Д.Е., Мельник Т.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические основы обучения бакалавров-экономистов теории вероятностей и математической статистике на основе прогнозирования»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070

сомневаться, что и в будущем оно будет занимать достойное место в нашей многонациональной культуре. Список использованной литературы:

1. Жанибеков О. Культура казахского ремесла. Алматы, «Онер», 1982.

2.Глинская Е.Г. Азбука вышивания. Издательство «Мехнат», Ташкент, 1994.

3.Ключевская Э.В. Основы изображения искусства и орнамента. М., 1968.

4.Эбдигапбарова У.М. Казахские национальные орнаменты (Учебное пособие). - Алматы. Онер, 1999 г..

© Кудасова Г.Ж., 2017

УДК 372.851

Лебедева Е.В.

К.п.н., доцент Ломакин Д.Е К.ф.-м.н, доцент Мельник Т.Е.

Магистрант кафедры АММЭ Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева

г.Орёл, Российская Федерация

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ-ЭКОНОМИСТОВ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКЕ НА ОСНОВЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Аннотация

В работе говорится о целесообразности использования прогнозирования при обучении бакалавров-экономистов теории вероятностей и математической статистике. Использование внутренних резервов прогностического характера вероятностного закона больших чисел о статистической устойчивости эмпирических характеристик дает возможность для конструирования содержания и последовательности изучения материала с учетом специфики профессиональной подготовки, направленной на выявление экономических тенденций. Поскольку функции прогнозирования напрямую связаны с основными этапами практического применения математики.

Ключевые слова

Бакалавры-экономисты, прогнозирование, теория вероятностей, математическая статистика.

В обучении бакалавров экономических направлений подготовки теории вероятностей и математической статистики обнаруживается много трудностей. В частности, не разрешено противоречие между традиционной системой обучения математики, которая не может обеспечить достаточный уровень подготовленности будущих бакалавров-экономистов и необходимости применения вероятностно-статистических методов прогнозирования при изучении специальных дисциплин.

С другой стороны, многие базовые вероятностные понятия имеют прогностическую сущность, в силу закона больших чисел, определяют внутренние потребности самой теории вероятностей и математической статистики в привлечении идей прогнозирования к процессу обучения. Это характеризует механизмы мотивации, которые связанны с заинтересованностью студентов-бакалавров в овладении умениями осуществлять объективную и вариативную оценку будущего при анализе экономических процессов.

Несмотря на наличие ряда исследований по методике преподавания теории вероятностей и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

математической статистики, в том числе авторских работ в русле развития идеи использования элементов прогнозирования, в настоящее время, в условиях многоуровневой системы образования и компетентностного подхода, остаются нерешенными многие проблемы формирования у бакалавров-экономистов общекультурных, профессиональных и специальных компетенций.

Компетентностная парадигма высшего образования, ориентированная на достижение образовательных целей, поставленных обществом и сформулированных в ФГОС ВО, выводит на первый план формирование общекультурных, профессиональных и специальных компетенций, которые в процессе обучения наполняются конкретным предметным содержанием. Поэтому неизбежно изменяется содержание математической подготовки бакалавров в сторону придания обучению прикладного характера.

Серьезной помехой этому при математической подготовке бакалавров-экономистов служит продолжающийся отрыв от тематики управления устойчивым развитием экономических объектов и процессов, которое невозможно без объективной и вариативной оценки будущего. В изучении теории вероятностей и математической статистики «не используются внутренние резервы прогностического характера вероятностного закона больших чисел о статистической устойчивости эмпирических характеристик» [1, с.1].

В связи с отсутствием научно-педагогических разработок по использованию возможностей организации овладения бакалаврами вероятностно-статистических методов с привлечением элементов экономического прогнозирования, в теории и методике обучения математике образовался заметный пробел.

Нами было выявлено, что в ходе изучения раздела «Случайные величины и способы их описания» и связанных с ними законов распределения появляется возможность «рассматривать прикладные задачи более высокого уровня математической сложности, усиливать значение интерпретации полученного результата, выбора оптимального экономического решения»[2, с.145].

Изучение способов оценки параметров в условиях прогнозирования придает новый импульс дальнейшему развитию статистических представлений. Наиболее благоприятные возможности для этого создаются в ходе решения задач, где студенты-бакалавры сталкиваются с необходимостью интервального статистического оценивания параметров генеральной совокупности. Рассматривая точность и надежность интервального оценивания, они занимаются построением доверительных интервалов в форме статистических прогнозов.

При изучении темы «Проверка статистических гипотез при построении прогнозов», у студентов возникает возможность рассматривать задачи, в ходе решения которых они могут выдвинуть гипотезы в форме статистических прогнозов и осуществить их проверку.

«При таком подходе происходит не только закрепление вероятностных знаний в процессе математического моделирования, но и знаний, необходимых для их профессиональной деятельности, в частности связанных с процессом прогнозирования»[2, с.154].

Изучение и закрепление изученных вероятностно-статистических «понятий и методов путем математического моделирования экономических ситуаций прогностического характера способствует лучшему их усвоению, формированию профессионально значимых умений выявления экономических тенденций и готовности применять математические знания при изучении специальных дисциплин» [2, с.154].

Список использованной литературы:

1. Лебедева Е.В. Методика обучения студентов экономического профиля теории вероятностей на основе прогнозирования: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Орловский государственный университет. Орел, 2009. - 17с.

2. Лебедева Е.В. Методика обучения студентов экономического профиля теории вероятностей на основе прогнозирования [Текст]: дис. ... кан. пед. наук. / Е.В. Лебедева - Орел, 2009.- 190с.

© Лебедева Е.В. , Ломакин Д.Е. , Мельник Т.Е., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.