экономической системой, задающей вектор инновационного развития, формирование стратегии развития регионов должно опираться на использование имеющегося территориального потенциала в природной, отраслевой, производственной, научной, социальной среде и на новые требования обеспечения экономического роста в институциональной среде за счет создания прорывных инноваций в национальной экономике, развития человеческого капитала и механизмов поддержки внедрения инноваций [16].
Исходя из вышерассмотренного, можно дать следующее определение развитию инновационных процессов в регионе, как направленное изменение состояния научной, научно-исследовательской и научно -технической деятельности посредством эффективной интеграции с промышленной и образовательной сферами, способствующего созданию пространственной целостности науки, технологий, инноваций, образования, обеспечивающего кооперацию и межотраслевое взаимодействие между ними, и приводящее к реализуемости полученных результатов в виде создания прорывных технологий, достижения лидирующих позиций на рынке наукоемкой продукции, активизации инновационного предпринимательства институциональных структур, концентрации человеческого капитала. Поступательное развитие инновационных процессов в регионе вызовет изменение конфигураций научно-технологического развития на мезоуровне, сделав его содержанием академическое лидерство, технологическое превосходство, трансфер перспективных разработок в экономику региона, опережающую подготовку и удержание высококвалифицированных кадров.
Источники:
1. Шумпетер Й. Теория экономического развития / пер. с нем. B.C. Автономова, М.С. Любского, А.Ю. Чепуренко. М.: Прогресс, 1982. - 456 с.
2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь / М.: Книжный мир, 2003. - 625 с.
3. Популярный экономический словарь / под ред. А.Д. Некипелова. М.: Большая экономическая энциклопедия, 2001. - С. 63-95.
4. Инновационный менеджмент: справочное пособие / под ред. Н.И. Завлина,А.К. Казанцева, Л.Э. Мендели. М.: ЦИСН, 1998. - 238 с.
5. Уткин Э.А. Инновационный менеджмент / Э.А. Уткин, Г.И. Морозова. - М.: 1996. - С. 28.
6. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2001. - 304 с.
7. Соколов Д.В. Предпосылки анализа и формирования инновационной политики / Д.В. Соколов, А.Б. Титов, М.М. Шабанова. -СПб.: ГУЭФ, 1997. - С. 32
8. Ендовицкий Д.А., Коменденко И.Д. Организация анализа и контроля инновационной деятельности хозяйствующего субъекта / под ред. Л.Г. Гиляровской. М.: Финансы и статистика, 2004. - С. 8.
9. Лапин Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведений / Социальные факторы нововведений в организационных системах: труды семинара. - М.: ВНИИИСИ, 1980. - С. 6-7.
10. Титова М.Н. Мониторинг реформирования и методология рейтинговых оценок промышленных предприятий / СПб.: СПГУТД, 2002. - 400 с.
11. Водачек Л. Стратегия управления инновациями на предприятии : Сокр. пер. со словац. / Л. Водачек, О. Водачкова; [Авт. предисл. В. С. Рапопорт]. - М. : Экономика, 1989. - 166 с.
12. Селентьева, Т. Н. Развитие инструментария экспертных методов для анализа внутрикластерной инновационной кооперации / Т. Н. Селентьева, А. А. Зайцев, Д. Г. Родионов // Бизнес. Образование. Право. - 2020. - № 4(53). - С. 86-93.
13. Родионов, Д. Г. Особенности применения инновационных технологий продвижения продукции в условиях импортозамещения / Д. Г. Родионов, И. А. Еремина, Ю. А. Александрович // Естественно-гуманитарные исследования. - 2023. - N° 6(50). - С. 400-406.
14. Родионов, Д. Г. Перспективы развития малого инновационного предпринимательства в условиях пространственного распределения ресурсов / Д. Г. Родионов, И. А. Еремина, В. В. Валласк // Естественно-гуманитарные исследования. - 2023. - № 6(50). - С. 407-414.
15. Ло, Т. Х. В. Стимулирование инноваций как фактор устойчивого развития экономики: опыт Вьетнама / Т. Х. В. Ло, Д. Г. Родионов, Т. К. Ч. Нгуен // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2021. - Т. 17, № 4(397). - С. 719-738.
16. Родионов, Д. Г. Формирование интегрированной системы управления в контексте развития инновационного менеджмента / Д. Г. Родионов, С. М. Данияли, Т. В. Мокеева // Вестник университета. - 2020. - № 5. - С. 24-31.
EDN: HAPYBK
И.В. Осиновская - к.э.н, доцент кафедры «Менеджмент в отраслях ТЭК», Тюменский индустриальный университет, ТИУ, Тюмень, Россия, [email protected],
I.V. Osinovskaya - Candidate of EconomicSciences, Associate Professor of the Department "Management in the branches of the Fuel and Energy complex", Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russia;
Е.М. Дебердиева - д.э.н., профессор, кафедры «Менеджмент в отраслях ТЭК», Тюменский индустриальный университет, ТИУ, Тюмень, Россия, [email protected],
E.M. Deberdieva - Doctor of Economics, Professor of the Department "Management in the branches of the Fuel and Energy complex", FSBEI HE Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russia.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕВЕРС-ИНЖИНИРИНГА
В НЕФТЕГАЗОВОМ СЕРВИСЕ METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF A COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF REVERSE ENGINEERING IN THE OIL AND GAS SERVICE
Аннотация. В статье рассматривается возможность использования реверс-инжиниринга как перспективного направления обеспечения темпов роста импортозамещания в нефтегазовом сервисе. Уделяется внимание организационным вопросам принятия управленческих решений в области реверсивного инжиниринга, вопросам целеполагания на разных этапах разработки решений. Акцент делается на информационное обеспечение, систему комплексного анализа объекта - эталона, подлежащего прототипированию в процессе реверс - инжиниринга. Основной целью проводимого исследования авторы ставят развитие методических основ в области комплексной и системной технико-экономической оценки реверс-инжиниринга в нефтегазовом сервисе, которая является достаточно универсальной и может быть адаптирована под любую отраслевую специфику. В качестве ключевого подхода предлагается рассмотреть многокритериальный, который позволяет обеспечить получение единого критерия, учитывающего как количественные, так и качественные показатели эффективности реверс-инжиниринга. Также авторами приводится фрагмент системы оценочных критериев, сгруппированных в такие блоки, как финансово-экономический, производственный, инновационный и ресурсный. Система оценочных показателей формируется на основе иерархического принципа, что обеспечивает ее модульность, гибкость и позволяет заложить высокие адаптивные характеристики. В дальнейшем данная
оценочная система и в целом предлагаемый методический подход к оценке реверс-инжиниринга может быть реализован на основе цифровых технологий с хорошим потенциалом на использование искусственного интеллекта.
Absrtract. The article considers the possibility of using reverse engineering as a promising direction to ensure the growth rate of import substitution in the oil and gas service. Attention is paid to organizational issues of management decision-making in the field of reverse engineering, goalsetting issues at different stages of decision development. The emphasis is on information support, a system of complex analysis of the reference object to be prototyped in the process of reverse engineering. The main purpose of the study is the development of methodological foundations in the field of integrated and systematic technical and economic assessment of reverse engineering in the oil and gas service, which is quite universal and can be adapted to any industry specifics. As a key approach, it is proposed to consider a multi-criteria approach, which allows for obtaining a single criterion that takes into account both quantitative and qualitative indicators of the effectiveness of reverse engineering. The authors also provide a fragment of a system of evaluation criteria grouped into such blocks as financial and economic, industrial, innovative and resource. The system of evaluation indicators is formed on the basis of a hierarchical principle, which ensures its modularity, flexibility and allows for high adaptive characteristics. In the future, this evaluation system and, in general, the proposed methodological approach to the evaluation of reverse engineering can be implemented on the basis of digital technologies with good potential for the use of artificial intelligence.
Ключевые слова: реверс-инжиниринг, производство, конкурентоспособность, импортозамещение, санкции.
Keywords: reverse engineering, production, competitiveness, import substitution, sanctions.
В настоящее время, когда на уровне государства обозначен стратегический целевой ориентир в сторону обеспечения технологического суверенитета страны и импортозамещения, в различных отраслях актуализируются вопросы поиска решений, позволяющих достичь заданную целевую эффективность. Приоритетность импортозамещения в нефтегазовой отрасли, и в первую очередь нефтегазовом сервисе, можно считать одной из значимых задач не только для нефтегазовых компаний, но и для государства в целом. Это обусловлено по -прежнему сохранившимся высоким вкладом нефтегазовой отрасли в обеспечение энергетической безопасности страны, а также в пополнение бюджета за счет соответствующих налоговых поступлений.
Импортозамещение в нефтегазовом сервисе можно рассматривать как процесс, ориентированный на активную разработку новых технологий, позволяющих обеспечить сервисным компаниям и, как следствие, нефтегазодобывающим стабильный уровень конкурентоспособности, как внутри страны, так и на мировом рынке. Актуальность вопросов импортозамещения признается на всех уровнях управления, что можно проследить по реализуемым федеральным программам и действующему законодательству. Объем финансирования в форме государственной поддержки нефтегазового машиностроения с 2018 г. по 2020 г. составил более 23,5 млрд. руб. [1]. Основными инструментами государственной поддержки стали субсидии, направленные на пилотные партии оборудования (узлов, агрегатов), научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в бурении, добыче и транспортировке углеводородов.
Достижение высоких результатов по импортозамещению в области нефтегазового сервиса - это системная, совместная и комплексная работа отраслевых и смежных компаний. Глобальность решаемого вопроса предопределяет необходимость принятия оперативных решений, требующих соответствующего информационного ресурса, в том числе и за счет цифровых технологий. Такая поддержка обеспечивается посредством цифрового сервиса «Биржа импортозамещения», а также посредством проводимых технологических ярмарок. По словам Д.Кравченко коммуникации и партнерские отношения, возникающие во время таких мероприятий могут служить значимыми факторами для укрепления рыночных позиций и конкурентоспособности отечественных компаний: «Мы живем во времена поиска новых технологий и решений, открытия границ как между смежными, так и кажущимися далекими областями. Демонстрация своих технологических возможностей, обмен опытом, сотрудничество и понимание общего вектора развития - вот что поможет открыть новое для компаний, для промышленности, для страны. Выставки объединяют весь цикл производства, как запущенные, так и перспективные оборудование, технологии и разработки. Участники доказывают конкурентоспособность отечественных компаний. Мы видим возможности для дальнейшего развития, роста и укрепления позиций на рынке, в том числе благодаря представленным инновационным разработкам» [3].
В последнее время наблюдается устойчивая тенденция углубления компетенций сотрудников российских нефтегазодобывающих и сервисных компаний в различных областях, позволяющая снизить технологическую зависимость от западных компаний. В первую очередь результаты появились в области IT сферы в таких бизнес-сегментах как разведка и добыча. Необходимо отметить, что хотя отраслевые компании и начали предпринимать определенные шаги в области обеспечения своей технологической независимости начиная с 2014 года, когда были введены секторальные санкции, но ощутимых результатов относительно используемых технологий и оборудования это не принесло. Так, в 2023 году «процент импортного оборудования и технологий составляет порядка 60 %, для труднодоступной добычи - до 80 %. Нефтесервис по-прежнему зависит от западного оборудования на 65-70 %» [2]. Все это обусловливает необходимость поиска возможностей ускорения темпов прироста российских технических и технологических разработок, отвечающих потребностям нефтегазодобывающей и смежных отраслей.
Однако, целесообразно отметить, что разработка новых, инновационных технологий - это не единственный путь достижения целевых установок в области импортозамещения. Одним из решений в данном направлении можно рассматривать реверс-инжиниринг, который представляет собой «процесс создания точной копии объекта по уже существующему образцу, обладающей такими же физическими характеристиками. Он полезен в случаях, когда производитель хочет импортозаместить компонент или восстановить конструкторскую документацию и процесс производства» [6]. В таблице 1 отражены преимущества применения реверс-инжиниринга в условиях импортозамещения. Реверс-инжиниринг позволяет произвести полный анализ импортируемой продукции или технологии, выявить ее слабые места или недостатки, а также определить способы улучшения или адаптации для местных условий. Часто специалисты, сталкиваясь с реверс-инжинирингом, считают, что этот
подход основан на простом копировании имеющегося аналога, например с помощью 3D-сканеров. Однако это не так, потому как правильно настроенные методы реверс-инжиниринга требуют анализа принципов работы, технологий производства и эксплуатационных характеристик аналога. Для проведения таких исследований, конечно, потребуется снятие размеров, но не просто для создания чертежей, а для воссоздания цифровой модели, позволяющей проводить виртуальные испытания, расширяя знания об аналоге. Эти знания позволят решить главную задачу реверс - инжиниринга, заключающуюся не в создании изделия, аналогичного уже представленному, а в применении полученных знаний для разработки нового, обладающего лучшими показателями.
Таблица 1 - Преимущества применения реверс-инжиниринга в условиях импортозамещения
Преимущество Сущность
Увеличение производительности В результате реверс-инжиниринга разрабатываемый технический (технологический) объект может быть оптимизирован (усовершенствован), что непосредственно отразится на уровне производительности оборудования (труда)
Снижение затрат В результате реверс-инжиниринга может быть обоснована возможность использования более дешевых материалов (не в ущерб качеству конечного продукта и технико-технологическим свойствам разрабатываемого объекта). Также могут быть найдены конструктивные решения по оптимизации производственного процесса, непосредственно ведущие к снижению операционных затрат
Улучшение качества конечной производимой продукции Технология реверс-инжиниринга позволяет найти способы улучшения разрабатываемых технико-технологических объектов за счет выявленных в конструкции (технологии) недостатков и возможности использования для их устранения передовых решений, что непосредственно отразится на качестве и функциональности конечной производимой продукции
Разработка инновационных решений Применение реверс-инжиниринга и конструирования позволяет исследовать новые технологии, материалы и методы производства, что способствует разработке инновационных решений и созданию новых продуктов, отвечающих современным требованиям рынка
Устойчивая конкурентная позиция на рынке Производство инновационных продуктов за счет использования технико-технологических объектов, полученных в результате реверс-инжиниринга позволит компаниям не только сохранить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке
Необходимо отметить, что вопросы практического применения реверс-инжиниринга в нефтегазовом сервисе с точки зрения теоретико-методических основ не получил широкого освещения в научной литературе и на сегодняшний день не сформировалось единого мнения как со стороны академической науки, так и со стороны компаний относительно технологии организации процесса его реализации, а также методики оценки эффективности, что обусловливает актуальность научных исследований в данном направлении.
Организационные аспекты процесса разработки и принятия управленческих решений по распространению практики реверсивного инжиниринга в компаниях, относящихся к нефтегазовому сервису целесообразно раскрывать с позиции системного подхода к данному процессу с отражением особенностей информационного обеспечения, процедур анализа и целевого сопровождения различных этапов. В формализованном виде укрупненно организация процесса принятия решений в рамках реверсивного инжиниринга представлена на рисунках 1-2.
Рисунок 1 - Схема организации процесса принятия решения в рамках реверсивного инжиниринга (1 этап)
На первом этапе компании необходимо осознать производственные проблемы, которые невозможно решить собственными силами ввиду невозможности покупки комплектующих, агрегатов, узлов на российском рынке в силу их отсутствия и/или не возможности покупки у иностранных производителей из-за действующих санк-
ционных ограничений. В качестве примера можно привести аварийную остановку в начале 2024 года НПЗ ПАО «ЛУКОЙЛ» в Нижнем Новгороде. Причина - выход из строя импортной установки каталитического крекинга и невозможность оперативно заменить из-за санкционных ограничений на нужные запчасти [7].
Информационный блок включает всестороннюю информацию, собранную во внутренней производственной среде компании совместно со смежными подсистемами, отвечающими за материально-техническое и финансовое обеспечение производственного процесса. Информация должна быть достаточная для фиксации четкого сигнала об отсутствии необходимых деталей и узлов на российском, а также доступном международном рынке для обеспечения непрерывной и бесперебойной работы отраслевых предприятий. Собираемая информация также должна фиксировать простои оборудования в связи с поломкой или полным выходом из строя (потеря работоспособности и производительности) из-за отсутствия необходимых деталей или узлов на отечественном рынке. Это предопределяет необходимость в блоке «целевые установки» зафиксировать такие цели, как поиск приемлемых аналогов и изыскание возможности изготовления необходимых деталей и узлов посредством реверс-инжиниринга.
Таким образом, на уровне подготовки решения обозначенной проблемы может быть рассмотрен вариант реализации реверс-инжиниринга, но не только в формате решения уже возникших проблем, но и в формате опережающего реверс-инжиниринга для покрытия потенциальной потребности производства в среднесрочном и долгосрочном периоде в комплектующих, отдельных узлах или в целом оборудования отечественного производства.
Второй этап общей схемы организации процесса принятия решения в рамках реверсивного инжиниринга включает все те же блоки: информационное обеспечение, анализ и целевые ориентиры, но именно на этом этапе должно быть найдено технологическое решение относительно возникшей проблемы.
На втором этапе необходимо собрать более детальную информацию об объекте реверсивного проектирования, позволяющую воссоздать 3Б модель необходимой детали, узла или в целом оборудования, разработать техническую документацию и, самое важное, проанализировать полученную модель на предмет возможного улучшения технических характеристик и эксплуатационных свойств, а также возможности создания промышленного образца из более прогрессивных материалов или (если это не требуется) с меньшими затратами (рисунок 2).
Рисунок 2 - Схема организации процесса принятия решения в рамках реверсивного инжиниринга (2 этап)
Ревизия производственной системы в рамках второго этапа предполагает работу с объектом - эталоном, то есть в наличии должна быть деталь, узел или оборудование, в отношении которого будет применен реверс -инжиниринг. В случае отсутствия требуемого объекта - эталона возможен:
- поиск путей приобретения с учетом приемлемых сроков поставки;
- поиск возможности восстановления объекта по имеющемуся объекту (в случае невозможности получения нового объекта-эталона).
В качестве целевых параметров на данном этапе может быть установлено:
- создание точной копии объекта-аналога со всеми техническими и эксплуатационными характеристиками;
- усовершенствование объекта-аналога и получение более высоких технических и эксплуатационных характеристик.
Глубокий и всесторонний анализ объекта-аналога предполагает его измерение с использованием специализированного измерительного оборудования, построение математических моделей, 3Б моделей, проведение
исследования материалов из которых был изготовлен объект-эталон, разработка конструкторской документации. В результате второго этапа может быть организовано производство прототипа объекта-эталона с последующим промышленным производством. Здесь же необходимо отметить, что внедрение реверс-инжиниринга внутри предприятия, на котором возникли производственные проблемы ввиду отсутствия отечественного оборудования или запасных частей, может быть реализовано через проектное управление с использованием прогрессивных методов гибкого управления, что позволит за счет итерационной организации работ, например, по созданию 3D модели получить необходимый результат.
У отечественных отраслевых компаний есть опыт создания структурных подразделений, ориентированных на реверс-инжиниринг. Так, по информации, представленной на конференции «Колтюбинговые технологии, ГРП, внутрискважинные работы» заместителем руководителя Центра компетенций импортозамещения в ТЭК Агенства по технологическому развитию П. Садковым «ведущие добывающие и сервисные компании, такие как «Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ», «Татнефть», Baker Hughes, Schlumberger, Таграс-Холдинг уже создали инжиниринговые центры с целью отработки собственных потребностей в импортных комплектующих» [4].
На третьем этапе необходимо показать ресурсоёмкость и экономическую целесообразность промышленного производства полученного отечественного прототипа объекта - эталона и масштабирования полученного результата в целом на закрытие потребности в рамках отрасли или какого-либо рыночного сегмента. Здесь также наблюдается ряд теоретико-методических вопросов, которые на сегодняшний день не получили должного решения и соответствующего освещения. Речь идет о разработке методики технико-экономического обоснования применения реверсивного инжиниринга для закрытия потребностей нефтегазового сервиса.
По мнению авторов в силу сложности процессов реверс-инжиниринга речь целесообразно вести о комплексной оценке на основе многокритериального подхода, которая должна включать такие оценочные блоки, как технико-технологический, ресурсный, инновационный, финансово-экономический и производственный. Результатом комплексной многокритериальной оценки будет сводный показатель, позволяющий говорить об уровне эффективности реверс-инжиниринга при решении задач нефтегазового сервиса.
Данный показатель представляется возможным получить посредством агрегирования или «свертки» частных показателей эффективности. Отбор, группировка и обобщение локальных показателей также представляют собой сложную задачу. Целесообразным является формирование системы оценочных показателей в рамках выделенных выше блоков, включающих ряд частных субкритериев. По субкритериям в дальнейшем будет осуществляться оценка функционирования производственной системы в целом, а также отдельных ее подсистем. В зависимости от числа субкритериев, входящих в каждый оценочный блок представляется возможным говорить либо о проведении экспресс-оценки (например, по 2 критерия в каждом блоке), либо о проведении детального и полного анализа полученных результатов в ходе реверс-инжиниринга (включение более 2-х субкритериев).
При формировании оценочных систем на уровне компаний, создающих узкоспециализированные структурные подразделения для проведения реверс-инжиниринга целесообразно учитывать специфику их деятельности. Однако, при проведении технико-экономического обоснования реверс-инжиниринга на более высоком уровне, например, на региональном или уровне государства целесообразно придерживаться унифицированного перечная оценочных критериев, что в последующем позволит говорить об эффективности программ государственной поддержки, реализуемых в данном направлении.
Принимая во внимание специфичность и глобальность реализации целевых установок в области обеспечения высоких темпов импортозамещения в нефтегазовом сервисе, выделение показателей для оценки эффективности процессов реверс-инжиниринга представлены фрагментарно для демонстрации предлагаемых теоретико-методических основ проведения оценки. На рисунке 3 представлен фрагмент системы критериев, включаемых в комплексную оценку.
Решение многокритериальных задач сводится к однокритериальной посредством:
- введения комплексного критерия, объединяющего все показатели технико-экономической эффективности в одну функцию;
- последовательным решением задачи поочередно с различными критериями и поиском некоторого компромисса между результатами.
Количественные методы решения многокритериальных задач, основанные на введении единственного комплексного критерия оптимальности (функции ценности), позволяющего оценивать сравниваемые варианты предполагает использование линейной функция ценности (аддитивный критерий), которая вычисляется следующим образом [5]:
V= > w,
= > = w1^1+... wiki+... wnkn, ^ max (1)
¿=1
где / - индекс критерия оптимальности, ^
- вес (важность) /-го субкритерия. Обычно используются относительные веса, т.е. . 2 ^ =1 к - значение /-го субкритерия, если к - целые числа, то метод является балльным. 1=1
Обозначенный подход к получению комплексного критерия целесообразно использовать в случае наличия ряда технических задач, требующих решения в рамках реверс-инжиниринга, и невозможности их одновременного выполнения в силу ограниченности ресурсов.
- направление оценочного критерия
1 блок - финансово-экономический (представленный фрагмент ориентирован на затратный срез оценки)
2 блок - производственный
3 блок - инновационный
4 блок - ресурсный
Рисунок 3 - Фрагмент системы оценочных показателей, включаемых в технико-экономическое обоснование реверс-инжиниринга в нефтесервисе
В случае, если компания располагает нормативными или желаемыми технико-экономическими параметрами, в которые должен укладываться получаемый прототип в ходе реверс-инжиниринга целесообразно использовать метод расстояний [Метод расстояний в научной литературе также обозначается как Эвклидово расстояние или метод целочисленного программирования].
\2
тт
(2)
где к - векторная функция отдельных критериев к1 ^=1 ..М);
Ь - N - мерный вектор, характеризующий идеальную точку, т.е. включающий желаемые значения отдельных критериев;
ё - расстояние между к и Ь, т.е. между критериями, характеризующими полученное и идеальное решение.
В целях решения обозначенной авторами проблемы с использованием приведенного на рисунке 1 фрагмента оценочной системы, на основании которой предлагается выстраивать комплексное технико -экономическое обоснование реверс-инжиниринга целесообразно применить аддитивную свертку частных показателей (3-7).
Блок 1 (финансово-экономический (фрагментарное представление затратного среза)):
У* *к] = Р2 *кзп+р2*кзри+р2*кп-
7=1
Блок 2 (производственный):
У! =^р} *кь = р1*кк + р1*кг + р1* ксс + р1* Ир тах
блок 3 (инновационный):
ё
У/ =!л3 * к, = рЗ * кип + рЗ * кит + рЗ * К + р43 * кэ
-»шах
(3)
(4)
(5)
блок 4 (ресурсный):
Г® =Тр4*кк =р *копм + р\ *кш +рЗ *ку->
к=1
шах
к°р = * У = « * У" + « * гр + «3 * У® + «4 * у/
(6) (7)
т а х
=1
,=1
г
>шах
12 3 4
где р^, рг , ph, pt - вес оценочных субкритериев, входящих в блок №1, 2, 3 и 4 соответственно;
kj , к , k,, k - оценочные субкритерии, входящие в блок №1, 2, 3 и 4 соответственно;
m, к, r, g - количество оценочных субкритериев, образующих блок №1, 2, 3, 4 соответственно;
j=1,2 ...m; l=1,2 ... к; h = 1,2 ... r; t = 1,2 ...g;
кзп - затраты на промышленное прототипирование (min). Здесь и далее в скобках указывается направление критериев, то есть, какой результат признается лучшим по анализируемому субкритерию; кзри - затраты на весь цикл реверс - инжиниринга (создание опытного образца) (min); кп - потери (в денежном выражении) от простоя оборудования в результате отсутствия деталей (агрегатов, оборудования) отечественного производства (min);
кк - качество продукции (с использованием деталей (узлов, оборудования), полученных в результате реверс-инжиниринга) (max);
kt - длительность производственного цикла с использованием прототипа, полученного в результате реверс-инжиниринга (min);
ксс - срок службы полученных в результате реверс-инжиниринга прототипов деталей (агрегатов, оборудования) (max);
ktp - время разработки нового технологического решения (прототипа) (mix);
кт - уровень инновационности создаваемого прототипа (max);
кит - уровень инновационности создаваемой технологии(max);
квп - возможность получения патента на объект реверс-инжиниринга (max);
кэ - потенциальная экономия эксплуатационных затрат от внедрения в производство объекта реверс -инжиниринга (max);
копм - наличие оборудования для промышленного прототипирования и масштабирования объектов реверс-инжиниринга (max);
кКп - уровень компетентности персонала для выполнения работ в рамках реверс-инжиниринга (или последующей эксплуатации полученного объекта в производстве) (max);
к - универсальность получаемого объекта реверс-инжиниринга (технологии, оборудования, узлов, агрегатов), отражающая потенциал для адаптации на других предприятиях или отраслях (max).
В предлагаемом подходе в модели учитываются как количественные, так и качественные показатели. Так, например, представленное в статье фрагментарное наполнение критериями блока 3 (инновационного) и 4 (ресурсного) содержит качественные критерии, которые требую балльной экспертной оценки. В данном случае каждое предприятие самостоятельно обосновывает балльную шкалу, а сотрудники предприятия и внешние привлеченные специалисты могут выступать в качестве экспертов при оценивании данных блоков. Получаем интегральный критерий по каждому блоку оценивания, а также комплексный критерий, обеспечивающий выбор наилучшего варианта в рамках решаемой задачи реверс-инжиниринга.
Представленная методическая основа по технико-экономической оценки реверс-инжиниринга на основе многокритериального подхода применима не только для предприятий нефтегазового сервиса. Она является универсальной и может быть адаптирована под специфику деятельности компаний любой отраслевой принадлежности.
Ее практическое использование возможно, с одной стороны, на этапе отбора существующих производственных проблем, которые могут быть решены за счет реверс-инжиниринга и обеспечивающие максимальный эффект в настоящее время, так и на этапе разработки превентивных мер по недопущению простоев в производственном процессе, снижению операционных затрат и обеспечению финансовой стабильности предприятия. Источники:
1. Импортозамещение: ключевые показатели // Нефть и жизнь. - №5.- 2021.- с. 11.
2. Инновационный прорыв возможен. - URL: https://stanki-expo.ru/novosti/tpost/pfjlvai6t1-innovatsionnii-proriv-vozmozhen?ysclid=m 200gl 1 lz8272719234 (дата обращения: 05.08.24).
3. Кравченко Д. Приветственное слово Депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VIII созыва, Первого заместителя Председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике, Ответственного секретаря Бюро Высшего совета Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». - URL: https://ptfair.ru/ (дата обращения: 10.09.24).
4. Обратный инжиниринг поможет развитию нефтегазового сервиса в России. - URL: https://atr.gov.ru/tpost/9nj4vohlk1-obratnii-inzhiniring-pomozhet-razvitiyu (дата обращения: 10.09.24).
5. Пленкина В.В. Управленческие решения : учебное пособие по специальности «Менеджмент организации» / В. В. Пленкина, И. В. Андронова, И. В. Осиновская ; ТюмГНГУ. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2009. - 164 с.
6. Реверсивная альтернатива параллельному импорту. - URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2022/12/01/6386025c9a79472b2a658961 (дата обращения: 12.09.24).
7. Реверс-инжиниринг: возможности и риски // Нефтегазовая промышленность. - URL: https://nprom.online/technology/revers-inzhiniringvozmozhnosti-i-riski/ (дата обращения: 12.09.24).