Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ АУТСОРИНГА'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ АУТСОРИНГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТ-АУТСОРСИНГ / АУТСОРСИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хэ Мяомяо

Под аутсорсингом понимается компания, динамично настраивающая свои собственные и другие функции и услуги, и использующая внешние ресурсы для обслуживания внутреннего производства и операций компании. В статье анализируется классификация аутсорсинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASIS OF OUTSORING CLASSIFICATION

Outsourcing refers to a company that dynamically configures its own and other functions and services, and uses external resources to service the company's internal production and operations. The article analyzes the classification of outsourcing.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ АУТСОРИНГА»

Хэ Мяомяо студент 2 курс магистратуры Институт социально-гуманитарного образования Московский педагогический государственный университет ' Россия, г.Москва

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ АУТСОРИНГА

Аннотация:Под аутсорсингом понимается компания, динамично настраивающая свои собственные и другие функции и услуги, и использующая внешние ресурсы для обслуживания внутреннего производства и операций компании. В статье анализируется классификация аутсорсинга.

Ключевые слова:ИТ-аутсорсинг,Аутсорсинг бизнес-процессов.

He Miaomiao student

2 courses of a magistrac Institute of social arts education Moscow pedagogical state university

Russia, Moscow

METHODOLOGICAL BASIS OF OUTSORING CLASSIFICATION

Abstract: Outsourcing refers to a company that dynamically configures its own and other functions and services, and uses external resources to service the company's internal production and operations. The article analyzes the classification of outsourcing.

Keywords: IT outsourcing, Business process outsourcing.

Аутсорсинг - бизнес-термин, который стал популярным в 1980-х годах, - это один из способов принятия бизнес-решений.71 Он относится к децентрализации непрофильного бизнеса внешней третьей стороне, которая специализируется на управлении операциями. Причина состоит в том, чтобы сэкономить средства и концентрироваться на основной деятельности компании, рационально использовать ресурсы и получать независимые и профессиональные услуги и т. д. Аутсорсинг и оффшорный аутсорсинг часто смешиваются, но аутсорсинг в основном связан с реорганизацией организации, в то время как оффшорный аутсорсинг делает упор на страну. Конечно, в условиях сегодняшней глобализации эти

71 По аналогии были созданы термины "ауттаскинг" (outtasking) — передача вовне отдельных задач организации и "аутплейсмент" (outplacement) —"вывод персонала за пределы фирмы.

две концепции не исключают друг друга. По сути и исторически, аутсорсинг - это термин, связанный с организацией труда внутри групп и между ними.

Под аутсорсингом понимается компания, динамично настраивающая свои собственные и другие функции и услуги и использующая внешние ресурсы для обслуживания внутреннего производства и работы компании. В конце двадцатого века, когда упор делается на специализацию, компании могут доверить свой непрофильный бизнес внешним специалистам, чтобы сохранить основную компетенцию организации и из-за нехватки людских ресурсов. Компания стремится сократить операционные расходы, улучшить качество, сконцентрировать человеческие ресурсы и повысить удовлетворенность клиентов. Индустрия аутсорсинга - это новая отрасль, которая приносит предприятиям новую жизнь.

Методы аутсорсинга в основном включают в себя контрактное управление бизнесом (BMC) и доверительные методы.

Контрактный метод управления бизнесом - это способ приобретения сторонними услугами сторонней стороной. Третья сторона (подрядчик) несет ответственность за все или большую часть инвестиций и управления бизнесом и несет инвестиционные риски; сторона, выполняющая аутсорсинг, выполняет только бизнес-деятельность и контракты на основе третьей стороны. Ограничение - покупка услуг без ответственности за инвестиционные риски третьей стороны; сотрудничество прекращается при расторжении контракта.

Метод доверительного управления - это метод, при котором сторона, выполняющая аутсорсинг, поручает услуги, необходимые бизнесу для завершения бизнеса, третьей стороне для работы. Существует четыре режима сотрудничества: заключение договоров, лизинг, управление франшизой и управление франшизой BOT (Build-Operate-Transfer). Независимо от того, какая модель принята, доверяющая сторона несет инвестиционный риск. Даже если это модель управления франшизой BOT, третья сторона делает инвестиции. Фактически, эти инвестиции будут включены в операционные расходы в виде амортизационных отчислений, а сторона-аутсорсинг будет все возмещать в течение срока действия концессионного договора.

Общим моментом заключения договоров и лизинга является то, что третья сторона не делает капитальных вложений, а только выполняет операции и услуги; разница в том, что управляющая компания, заключающая контракт, выполняет только операции по эксплуатации и техническому обслуживанию и сопутствующие услуги, в то время как управляющая компания по аренде берет на себя задачи, например, по ремонту помещений.

Общим моментом между управлением франшизой и управлением франшизой BOT является то, что третья сторона несет ответственность за инвестиции. Самая большая разница между управлением франшизой и управлением франшизой BOT заключается в том, что компания по управлению франшизой не участвует в выполнении функций по оказанию услуг, например, в строительстве объектов. Предприятие, находящееся под управлением концессии BOT, несет ответственность за строительство объекта; в течение периода действия контракта третья сторона в модели BOT владеет правом собственности на актив (право собственности переходит к доверяющей стороне при расторжении контракта), но не обязательно в управлении концессией.

Существует также государственно-частное партнерство (ГЧП) для государственного аутсорсинга, которое представляет собой модель, которая широко используется в стране и за рубежом. Эта модель должна учитывать форму, процедуры, каналы, объем и степень участия правительства. Это трудный вопрос, который стоит изучить.

Аутсорсинг изначально рассматривался как инструмент оптимизации издержек предприятия, используемый менеджерами компании для повышения ее эффективности. По этой причине выделение видов

72

аутсорсинга традиционно происходило по критерию типов процессов.

Следует отметить три подхода к такой классификации.

В первом случае передаваемые процессы классифицируются по критерию их отношения к профильной деятельности предприятия и делятся на основные и вспомогательные (соответственно, выделяется аутсорсинг основных процессов и аутсорсинг вспомогательных процессов). Во втором случае классификация осуществляется по видам деятельности, к которым относятся передаваемые процессы. Наиболее часто при таком подходе выделяют следующие виды аутсорсинга:

- аутсорсинг в сфере информационных технологий (ИТ-аутсорсинг);

- производственный аутсорсинг;

- непроизводственный аутсорсинг.

Наконец, при третьем подходе выделяют аутсорсинг задач (когда на исполнение передаются разовые проекты, а срок их реализации четко оговаривается) и аутсорсинг бизнес-процессов (в этом случае речь идет о долгосрочном сотрудничестве между предприятиями, когда подрядчик на регулярной основе берет на себя выполнении той или иной функции, порученной ему заказчиком). При рассмотрении аутсорсинга не как передачи процессов сторонним исполнителям, а как использование внешних ресурсов для выполнения функций предприятия, то есть привлечения компанией для ведения своей хозяйственной деятельности факторов производства, контролируемых другими организациями. Из

72 Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2009. — 320 с.

этого подхода следует классификация аутсорсинга с экономической точки зрения, т.е. по виду ресурсов, необходимых для выполнения соответствующих функций. В этом случае можно выделить следующие виды аутсорсинга 73: 1. Аутсорсинг капитала, к которому можно отнести производственный аутсорсинг и лизинг. В данном случае под производственным понимается такой вид аутсорсинга, когда предприятие размещает заказы на изготовление продукции под своей торговой маркой у сторонней фирмы. А лизинг (для производства продукции используется оборудование, принадлежащее другому предприятию) рассматривается не как вид сделки, а как форма арендных отношений; 2. Аутсорсинг труда (аутсорсинг персонала, предпринимательских способностей); 3. Аутсорсинг информации (бухгалтерский аутсорсинг, системная интеграция, 1Т- аутсорсинг); 4. Смешанный аутсорсинг - когда предприятие-заказчик передает на исполнение сторонней фирме функцию, требующую использования нескольких видов ресурсов. Аутсорсинг капитала (предприятие фактически обеспечивает поставщика финансовыми ресурсами); аутсорсинг информации (сбор и обработка информации о текущих и потенциальных заказчиках поставщика для определения их платежеспособности).

При этом аутсорсинг также можно разделить на два типа по географическому распределению поставщиков: внутренний аутсорсинг и оффшорный аутсорсинг.

1. Внутренний аутсорсинг74

Внутренний аутсорсинг означает, что аутсорсинг и его поставщик аутсорсинга находятся в одной стране, поэтому работа по аутсорсингу выполняется внутри страны.

2. Офшоринг75

Оффшорный аутсорсинг означает, что аутсорсер и его поставщики происходят из разных стран, а работа по аутсорсингу выполняется за границей. Из-за различий в затратах на рабочую силу аутсорсеры обычно прибывают из стран с более высокими затратами на рабочую силу, таких как США, Западная Европа и Япония, а аутсорсинговые поставщики прибывают из стран с более низкими затратами на рабочую силу, таких как Индия, Филиппины и Китай.

Хотя оншорный и офшорный аутсорсинг имеют много схожих атрибутов, они совершенно разные. Внутренний аутсорсинг делает больший акцент на основной бизнес-стратегии, технологиях и опыте,

73 ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ[Электронный ресурс]. - URL: http: // www.m-economy.ru / art.php3?artid=22081

74 [Электронный pecypc]-URL: https://baike.baidu.com/item/%E5%A2%83%E5%86%85%E5%A4%96%E5%8C%85/12030250?fr=aladdin

75 Ж^^^ [Электронный ресурс-URL: https://baike.baidu.com/item/%E7%A6%BB%E5%B2%B8%E5%A4%96%E5%8C%85/11056530?fr=aladdin

переходя от постоянных затрат к переменным, экономии за счет масштаба, добавленной стоимости, а не снижению затрат; при офшорном аутсорсинге в основном делается упор на экономию затрат и наличие квалифицированной рабочей силы. Используются более низкие производственные затраты, чтобы компенсировать более высокие транзакционные издержки. При рассмотрении вопроса о проведении оффшорного аутсорсинга решающим фактором является стоимость, за которой следуют такие факторы, как технические возможности, качество услуг и поставщики услуг.

Объем аутсорсинга можно разделить на «аутсорсинг синих воротничков» и «аутсорсинг белых воротничков» в зависимости от характера работы.

1. «Аутсорсинг синих воротничков» относится к аутсорсингу процессов производства продукции.

2. «Бело-воротничковый аутсорсинг», также известный как «сервисный аутсорсинг», относится к аутсорсингу разработки технологий и поддержки других видов деятельности по оказанию услуг.

Среди них при аутсорсинге разработки и поддержки технологий обычно используются разовые проектные контракты для получения услуг от сторонних профессиональных компаний, что называется «контрактным аутсорсингом»; аутсорсинг других услуг в основном осуществляется профессиональными поставщиками услуг по заключению долгосрочных контрактов.76

Аутсорсинг также можно разделить на ИТ-аутсорсинг; аутсорсинг бизнес-процессов-BPO (аутсорсинг бизнес-процессов).

Аутсорсинг в сфере ИТ — передача стороннему подрядчику ряда внутренних услуг и (или) внутренних сервисов компании-заказчика, в том числе на основе использования (например, аренды) его программных продуктов, приложений, технических средств и фрагментов инфраструктуры. Простейшим вариантом подобной практики является хостинг сайта фирмы. Многие современные организации пользуются услугами аутсорсинга, что говорит о его популярности и выгодности для конечного потребителя. Аутсорсинг может рассматриваться как сервис, организованный определенной компанией, где несколько услуг предоставляются комплексно для полного охвата потребностей клиента. На практике, обычно акцент ставится на одну из конкретных услуг.

Аутсорсинг размещения ИТ-систем (модель «программное обеспечение как услуга», англ. Software as a Service, SaaS) является разновидностью аутсорсинга информационных процессов. В отличие от обычного хостинга, SaaS аутсорсер не только предоставляет физическое оборудование для размещения информационных систем, но и

76 [Электронный ресур^-URL: http://wenku.baidu.com/view/585b0661ddccda38376baf7c.html

обеспечивает их установку, поддержку и обновления. По данным исследования CIO Research, более 2/3 опрошенных компаний активно используют аутсорсинг ИТ-услуг77.

Схема SaaS наглядно демонстрирует взаимосвязь между различными видами BPO. Фирма, разрабатывающая SaaS-системы по управлению персоналом или бухгалтерскому учёту, может одновременно являться провайдером BPO-сервисов в этих направлениях.78

Аутсорсинг бизнес-процессов - АБП (BPO - business process outsourcing) - подразумевает передачу другой организации каких-либо определенных процессов, которые не являются для компании ведущими в основной деятельности. На сегодняшний день в мире существует множество разновидностей аутсорсинга бизнес-процессов79. Для производственных предприятий на аутсорсинг могут быть переведены: управление персоналом; бухгалтерский учет; маркетинг; реклама; логистика.80

Выделяют также и производственный аутсорсинг, который предполагает, что компания отдает часть существующей цепочки производственных процессов или целиком весь цикл производства сторонней компании. Возможен также и вариант продажи ряда собственных отделений иным компаниям, и последующее взаимодействие происходит с ними уже непосредственно в рамках аутсорсинга.

Производственный аутсорсинг позволяет компании:

- сосредоточиться на разработке совершенно новых продуктов и услуг для обеспечения конкурентного преимущества;

- увеличить гибкость производства; осуществлять перестройки.

Формы аутсорсинга включают:

Полный аутсорсинг

Появившееся где-то в середине 90-х годов понятие «BPO», его объяснение заключается не в передаче функций какого-либо отдела, а в полной передаче конкретного производственного или сервисного процесса.

Компания представляет компаниям-партнерам документы, необходимые для проведения конкретных учебных курсов. Компания -партнер будет качественно выполнять всю административную работу, оказывать услуги каждому клиенту, копировать и распространять документацию, необходимую для обучения, выставлять счета за

77 Вайнштейн В. Российский аутсорсинг в зеркале мирового опыта.// /project/outsorc/32823/

78 Энциклопедия инвестора. Аутсорсинг это. [Электронный ресурс]-URL: http://investments.academic.ru/705/Аyтсорсинг, свободный.

79 Котляров И. Д. Аутсорсинг: опыт теоретического описания. — Статья. — Экономика и экономический менеджмент, журнал. — Сентябрь 2010.

80 Цыгичко В.Н. Руководителю - о принятии решений. // Директор ИС. - 2011. - №8. - С.32-38.

обязательное обучение и точно управлять всем процессом платного обучения.

Наряду с учебным процессом аутсорсинг бизнес-процессов используется и для традиционных видов деловой активности, а именно финансового управления, недвижимости, набора персонала, административных функций и документооборота. Частичный аутсорсинг81

Эта форма аутсорсинга может отражаться только на производстве различных дорогих товаров (например, бытовой техники).

Кроме того, часть аутсорсинга может включать перенаправление определенного пакета функций другой компании или дочерней компании, созданной для этой цели, поскольку они могут извлечь выгоду из своего накопленного опыта в определенных производственных областях.

Используя возможности аутсорсинга, компании могут устранить традиционную рыночную конкуренцию, особенно ценовую конкуренцию, а также потенциальные угрозы со стороны сторонних инноваций и других форм конкуренции.

Использованные источники:

1. По аналогии были созданы термины "ауттаскинг" (outtasking) — передача вовне отдельных задач организации и "аутплейсмент" (outplacement) —"вывод персонала за пределы фирмы.

2. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2009. — 320 с. 3 .ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ[Электронный ресурс]. - URL: http: // www.m-economy.ru / art.php3?artid=22081

4. [Электронный ресурс]-URL: https://baike.baidu.com/item/%E5%A2%83%E5%86%85%E5%A4%96%E5%08 C%85/12030250?fr=aladdin

5. [Электронный ресурс]-URL: https://baike.baidu.com/item/%E7%A6%BB%E5%B2%B8%E5%A4%96%E5 %8C%85/11056530?fr=aladdin

6. [Электронный ресурс]-URL: http://wenku.baidu.com/view/585b0661ddccda38376baf7c.html

7. Вайнштейн В. Российский аутсорсинг в зеркале мирового опыта.// /project/outsorc/32823/

8. Энциклопедия инвестора. Аутсорсинг это. [Электронный ресурс]-URL: http://investments.academic.ru/705/Аутсорсинг, свободный.

81 Outsourcing: Eine strategische Allianz besonderen Typs [Text] / von W. Koelner-Frost (hrsg). — Berlin: Erich Schmidt, 2000

9. Котляров И. Д. Аутсорсинг: опыт теоретического описания. — Статья. — Экономика и экономический менеджмент, журнал. — Сентябрь 2010.

10. Цыгичко В.Н. Руководителю - о принятии решений. // Директор ИС. -2011. - №8. - С.32-38.

11. Outsourcing: Eine strategische Allianz besonderen Typs [Text] / von W. Koelner-Frost (hrsg). — Berlin: Erich Schmidt, 2000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.