ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Краснощекова Т. Я. Методические основы и инструментарий работы с синонимией на уроках русского языка в старших классах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V11. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186114.htm.
ART 186114 УДК 372.881.161.1
Краснощекова Татьяна Яковлевна,
магистрант ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск tanyl [email protected]
Методические основы и инструментарий работы с синонимией на уроках русского языка в старших классах
Аннотация. Статья посвящена поиску эффективных путей совершенствования методики изучения синонимии на уроках русского языка в старших классах в условиях современной школы. Автор обозначает основные направления углубления и расширения сведений о синонимии в рамках систематического повторения курса русского языка, указывая на необходимость существенных изменений не только содержательной, но и методической части работы с данным явлением, которое рассматривается в качестве структурообразующего принципа языковой системы, присутствующего на всех ее уровнях. Особое внимание уделяется технологии интерактивного обучения, обладающей большими возможностями в переориентации и интенсификации изучения синонимии, способной успешно вбирать в себя элементы других инновационных технологий, создавая предпосылки для качественно нового уровня освоения данного феномена. Статья содержит научно-теоретический и собственно методический подразделы, ставит своей целью подробно рассмотреть методические основы и инструментарий работы с синонимией на уроках русского языка в старших классах на интерактивной основе. Ключевые слова: методика преподавания русского языка, синонимия, технология интерактивного обучения, технология развивающего обучения, антонимия, многозначность, язык, речь.
Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
Возвращение на уроках русского языка в старших классах к материалу о разных семантических феноменах (синонимии, антонимии, омонимии, полисемии) становится необходимым не только по причине завершения учебного курса и систематизации полученных в процессе его постижения знаний, но и в преддверии итоговой аттестации с ее постоянным вниманием к явлениям подобного характера. Повторение и обобщение изученного ранее о синонимии не исключает развития имеющихся у учащихся представлений о ней, углубления и расширения ранее приобретенных сведений. Наиболее интересными направлениями здесь считаем:
- акцентирование понимания синонимии не только как лексико-семантической закономерности, проявляющейся в полном сходстве (тождестве) или близости значений слов и фразеологизмов, но как основы строения языковой системы, общеязыкового принципа, присутствующего на разных ее уровнях (фонетическом, словообразовательном, морфологическом и синтаксическом); лексико-семантическая синонимия лишь одна из разновидностей синонимии, фиксируемой в языке, аргументы в пользу чего могут привести и сами учащиеся, замечавшие ранее смысловое сходство синтаксических конструкций, приставок, суффиксов, отдельных форм существительных и глаголов;
- актуализацию взаимосвязи синонимии как явления общеязыкового характера с другими подобными ей явлениями (антонимией, полисемией), также репрезентированными на разных языковых уровнях; здесь в центре исследовательского внимания учащихся окажутся особенности синонимии у многозначных слов, смысловое соотношение
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Краснощекова Т. Я. Методические основы и инструментарий работы с синонимией на уроках русского языка в старших классах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V11. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186114.htm.
антонимов у ряда синонимов и т. д., что поможет за отдельными семантическими закономерностями увидеть подлинную жизнь языка, функционирование целой сложноорга-низованной системы, базис которой составляет антиномия сходства/подобия и взаимного смыслового отталкивания, свойственная всем фрагментам реальной действительности, запечатленной и отраженной в языке, обусловившей его структуру;
- усиление функционального аспекта в рассмотрении синонимии (с учетом специфики функционирования языка в зависимости от типовых коммуникативных ситуаций и задач общения), что предполагает сопоставление реализаций синонимии в художественной, научной, публицистической речи; на наш взгляд, данный момент, подчеркнутый в большинстве современных школьных учебников по русскому языку для старших классов (таких авторов, как А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова [1], А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова, Т. А. Ладыженская [2], И. В. Шамшин, Н. Г. Гольцова, М. А. Мещерина [3] и др.), является необычайно важным для учащихся, поскольку позволяет изучать синонимию в качестве не только языковой закономерности, особенности семантики языковых единиц, объединяющей их в систему, но и неспециализированного изобразительно-выразительного средства, способного успешно воплощать идеи автора, реализовывать его прагматические установки и интенции в тексте.
Суммирование вышеобозначенных нами направлений углубления и расширения сведений по синонимии в рамках систематического повторения изученного ранее по русскому языку в старших классах предусматривает более тщательный выбор языкового материала для ученических наблюдений, исследований, комплексного анализа. Общая концепция знакомства с отечественной литературой, принятая в школе, а также необходимость усиления актуальности школьных предметов в современных условиях, приближения их к реальным ученическим интересам и запросам времени обусловливают включение в круг разбираемых с языковой точки зрения произведений в старших классах книг современных прозаиков, оказавшихся на пике популярности, на слуху у массового читателя, включая школьников, модных, а потому вызывающих неподдельный интерес со стороны последних, способных значительно повысить их внимательность в работе с языковыми единицами и явлениями, в том числе с синонимией.
Усложнение содержательной стороны работы с синонимией в 10-11-х классах, рассмотрение ее в круге сопряженных и схожих с ней явлений, не ограниченных исключительно лексическим уровнем языка, а выступающих в качестве структурообразующих языковых принципов, лежащих в основе языковой системы, усиление функционального аспекта в ее изучении, в том числе на примере языковой личности современных авторов, интересных и актуальных для учащихся, пользующихся признанием среди самых разных поколений читателей, подчеркивает важность выбора наиболее продуктивных технологий работы на уроках и специальных элективах. Определяющую роль среди них должны играть, безусловно, инновационные технологии, без которых не мыслится современный образовательный процесс.
Данная статья находится в русле исследований подобной направленности и предусматривает подробное изучение методических основ и инструментария работы с синонимией на уроках русского языка в старших классах.
Цель статьи мы видим в методическом осмыслении технологии интерактивного обучения как одной из популярных сегодня и достаточно востребованных инновационных технологий на уроках филологического цикла в современной школе.
В соответствии с целью исследования мы определили его задачи, заключающиеся:
- в научно-теоретическом обосновании своего подхода к пониманию технологии интерактивного обучения как одной из самых продуктивных инновационных технологий, обладающей огромным потенциалом в изучении синонимии в старших классах с учетом всех тех содержательных и методических параметров, которые мы обозначили выше и которые считаем весьма важными и необходимыми;
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Краснощекова Т. Я. Методические основы и инструментарий работы с синонимией на уроках русского языка в старших классах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V11. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186114.htm.
- методическом моделировании применения данного подхода в процессе включения технологии интерактивного обучения в рассмотрение синонимии на завершающем этапе школьного курса русского языка.
Несмотря на то что технология интерактивного обучения относится в современной школе к инновационным, она далеко не инновационна по своей сути и всегда - в той или иной привычной форме - применялась в работе с языковым материалом, примером чего являются беседы, парная и групповая работа учащихся, предусматривающие их тесное и активное коммуникативное взаимодействие. Статус особой технологии меняет восприятие ученического общения на уроке, превращая его в способ познания и приобретения новых знаний посредством объединения различных точек зрения по предложенным учителем вопросам и заданиям. Статус особой технологии предусматривает выявление и описание самых разных форм, методов и приемов работы, построенных на основе коммуникативного взаимодействия, дифференцируемых в зависимости от его конкретных целей и задач в каждой отдельной учебной ситуации, а также их обобщение на общей исходной основе (учебной коммуникации).
Из сказанного можно сделать следующие выводы относительно методики применения технологии интерактивного обучения на уроках в современной школе:
1) наличие целого комплекса входящих в нее методов, приемов и форм работы, дифференцированных в зависимости от различных условий учебной коммуникации:
- так, например, дискуссионные формы (репродуктивная и эвристическая беседа, собственно дискуссия, в том числе в форме диспута, круглого стола, публичных слушаний и т. д., учебный диалог, мозговой штурм, «аквариум» и другие) применяются в основном на этапе первичного погружения в новую тему, а также при осмыслении и оценке результатов аналитической и исследовательской деятельности учащихся, выполненной в группах, с целью их более глубокого изучения и понимания, интериоризации;
- проектно-исследовательская деятельность выступает формой и средством закрепления полученных ранее теоретических знаний, а также развития сформированных на их основе умений и навыков в процессе выполнения различных заданий (поисково-исследовательских, аналитических и др.); проектная деятельность частично вбирает в себя некоторые из вышеуказанных дискуссионных форм учебного взаимодействия, поскольку обсуждение темы будущего проекта нередко осуществляется в виде мозгового штурма и т. д.; проектная деятельность - это удачный способ проекции первичных представлений о языковом явлении на конкретный языковой материал, а также их уточнения, пополнения, расширения, причем за счет не только собственных аналитико-исследовательских наблюдений, но и комментариев коллег-учащихся, работающих в одной и той же группе над одной и той же учебной проблемой;
- творческая проектная деятельность, а также различного рода театрализации, театральные импровизации, инсценировки и т. п., как правило, применяются на заключительном этапе работы с языковым явлением или закономерностью, поскольку предусматривают творческую интериоризацию полученных знаний, умений и навыков, с ними связанных;
2) возможность интеграции в технологию интерактивного обучения элементов других инновационных технологий, которые, будучи здесь ее важной составной частью, усиливают продуктивность и эффективность всего методического комплекса, помещают ученика в инновационное учебное поле, требующее от него постоянной активности, усиливающее заинтересованность в познании языкового материала, обеспечивающее его самостоятельность на фоне иллюзии отсутствия личной ответственности за результат учебной деятельности, который мыслится в полной мере коллективным, что снижает напряженность, смещает внимание на сам процесс познания и обучения:
- так, проблемные вопросы и задания широко применяются при мотивировке проектной деятельности и актуализации дискуссионных форм обучения, направляют его в нужное и заранее определенное учителем русло, подготавливая необходимую
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Краснощекова Т. Я. Методические основы и инструментарий работы с синонимией на уроках русского языка в старших классах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V11. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186114.htm.
почву для инсайт-выводов учащихся относительно языкового материала, которые они постигают на первых взгляд самостоятельно; кроме того, проблемность мы рассматриваем как залог постоянного интереса учащихся к поиску, обнаружению того неявного и нового для них знания, которое заложено в трудноразрешимой, казалось бы, задаче, но проистекающей при этом из ранее сформированного у них знаниевого и компетентностного базиса;
- если проблемность - это двигатель учебного поиска, то другие методы и формы развивающего обучения, удачно интегрирующиеся в технологию интерактивного обучения, применяются при оформлении и репрезентации результатов проектно-исследовательской работы или обычного обсуждения какой-либо учебной проблемы (итогов мозгового штурма, эвристической беседы, диспута, круглого стола и т. д.); речь здесь идет о кластерах (продукте кластерного анализа) и алгоритмах, которые целесообразно использовать для репрезентации полученных в ходе исследования или обычных наблюдений за языковым материалом результатов с целью их обобщения и наглядного структурирования, что выгодно отличает кластеры и алгоритмы от таблицы; кластер представляет собой визуализацию, геометризированное изображение некоторых данных и выявленных между ними закономерностей, отчего материал становится более понятным, структурированным, наглядным, поскольку, в отличие от таблицы, позволяет обозначить связи между различными явлениями и понятиями (например, зависимость смысловой близости антонимов от смысловой близости соотносящихся с ними синонимов; строение синонимических отношений многозначного слова, от каждого значения которого отходит целый пучок автономных и перекрещивающихся с пучками других значений синонимических связей, и т д.); моделирование учащимися алгоритмов составления тех же кластеров с синонимами многозначных и однозначных слов относится, безусловно, к работе уже более сложного порядка, однако свидетельствует о понимании школьниками самого процесса приобретения новых знаний, его осмыслении уже на новом уровне, выступая в данном случае еще и формой учебной рефлексии, учебной ретроспекции;
3) возможность увеличения учебного времени для изучения языковых явлений, например синонимии; благодаря проектной деятельности, предусматривающей выполнение основного и вспомогательных исследовательских/творческих заданий не только на уроках, но и во внеучебное время, оно преодолевает границы отдельных занятий и даже их комплексов; это обеспечивает учителю большую свободу в выборе тематических направлений для ученического изучения - интересных, актуальных для них, сложных и трудоемких, чем та работа, которая предусмотрена базовой школьной программой и учебниками;
4) возможность расширения языкового материала благодаря обращению к языковому опыту тех авторов, которые принадлежат современной эпохе, сегодня «на слуху», а потому интересны и авторитетны для учащихся, сторонящихся далекой от нашей действительности классики.
Исходя из данных научно-теоретических основ применения технологии интерактивного обучения в работе с синонимией на уроках русского языка в старших классах, мы разработали модель интерактивного занятия с использованием метода «аквариума». «Аквариум» - это учебная ролевая игра, подразумевающая наблюдение «зрителей»-учащихся за дискуссией по языковому материалу в «аквариуме». Ее эффективность будет выше, если в изучении дискутируемой проблемы примет участие весь класс, а рабочая группа, помещенная в «аквариум», будет выбираться случайным образом.
На первом этапе реализации технологии интерактивного обучения посредством применения метода «аквариум» классу дается общая проблемная задача по синонимии, предполагающая обращение всех учащихся к одному и тому же языковому ма-
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Краснощекова Т. Я. Методические основы и инструментарий работы с синонимией на уроках русского языка в старших классах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V11. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186114.htm.
териалу, например, к произведениям одного из наиболее талантливых на сегодняшний день и тиражируемых российских писателей - Захара Прилепина, знание которых уже давно стало трендом и показателем осведомленности в современной отечественной культуре: «Синонимы, будь то слова или другие единицы языка с тождественными или близкими значениями, традиционно в художественной речи используются в качестве изобразительно-выразительного средства, также уточняющего и поясняющего смысл содержащего их выражения. Ограничивается ли этой привычной ролью синонимии в своей прозе известнейший современный российский писатель Захар Приле-пин? Или, наоборот, синонимы в его произведениях - это своего рода опорные звенья общей смысловой сети, насыщенной символикой и тесно связанной с заглавием, идеей, проблемой повествования в целом? Можно ли Прилепина назвать новатором в художественном использовании синонимии и первооткрывателем ее дополнительных функциональных качеств? Каково взаимодействие синонимии и антонимии в языке его прозы? Ответить на данные вопросы сможет помочь текст его романа «Обитель» [4], который вам предстоит исследовать с этой точки зрения весьма подробно».
На втором этапе реализации технологии интерактивного обучения посредством применения метода «аквариум», когда у учащихся уже накоплены определенные наблюдения и имеются свои решения проблемной задачи с необходимым иллюстративным материалом, для дискуссии в «аквариум» избираются два ученика с противоположными точками зрения, которые отстаивают свое видение проблемы, поясняя его на конкретных языковых примерах.
На третьем этапе к дискуссии привлекаются остальные ученики, которые, возможно, смогут дополнить вышеозвученные наблюдения, «примирить» противоположные взгляды, расширить историко-литературный контекст урока, обнаружив в сокровищнице русской словесности произведения, где демонстрируется подобный подход к реализации изобразительно-выразительного и ассоциативно-смыслового потенциала синонимии в художественной речи.
Четвертый этап итоговый, и он позволяет не только выбрать наиболее аргументированную точку зрения, но и объединить все прозвучавшие мнения и наблюдения в целостную картину понимания всей сложности и масштабности синонимии как языкового явления, уточнить ее языковой статус как структурообразующего принципа языковой системы, снабдив данные положения необходимыми примерами, указать на взаимодействие синонимии с другими такими же принципами (многозначности, противоположности и т. д.), раскрыть важность подобных исследований в области языка, повышая тем самым к ним интерес и внимание учащихся.
Таким образом, технология интерактивного обучения, явленная в целом перечне разнообразных методов, приемов и форм работы, нуждающаяся в интеграции элементов других перспективных сегодня инновационных технологий, обладает огромными возможностями в качественно новом освоении различных явлений языка, которым традиционно уделяется слишком мало времени на уроках в школе, и потому избирается предельно узкий аспект их упрощенного изучения. Обращение в этом отношении к синонимии обусловлено ее первостепенной важностью в системе языка, необходимостью формирования максимально полных представлений о ней и ее функционировании в речи, что заложено в освоении предмета и лежит в основе умения воспринимать язык как единое целое, как взаимосвязь и взаимообусловленность его разных частей, уровней, единиц, взаимодействующих по определенным закономерностям. Технология интерактивного обучения помогает перестроить и переориентировать процесс обобщения и упорядочивания ранее накопленных знаний о языке, расширить языковой материал, использующийся для наблюдений, а в плане синонимии -обратиться к художественной практике современных мастеров слова, проследить ее
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Краснощекова Т. Я. Методические основы и инструментарий работы с синонимией на уроках русского языка в старших классах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V11. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186114.htm.
реализацию на разных уровнях языка и обозначить взаимосвязь с другими явлениями семантического порядка, что потенциально необычайно значимо для создания целостного восприятия предмета. Важно подчеркнуть, что акцентирование в образовательном процессе интерактивной формы обучения не исключает, а предполагает использование и других инновационных элементов, усиливающих учебный эффект друг друга, обеспечивающих восполнение в старших классах тех пробелов в материале по синонимии, которые были допущены ранее.
Ссылки на источники
1. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. пособие для 10-11 классов общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2010. - 326 с.
2. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М., Ладыженская Т. А. Русский язык. 10-11 классы. - М.: Вербум, 2016. - 415 с.
3. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мещерина М. А. Русский язык. 10-11 классы. - М.: Русское слово, 2011. - 448 с.
4. Прилепин З. Обитель. - М.: Редакция Елены Шубиной, 2014. - 752 с. Tatiana Krasnoschekova,
Graduate Student, Mordovia State Pedagogical Institute named after M. E. Evseev, Saransk [email protected]
Methodological foundations and tools for working with synonymy at the lessons of the Russian language in high school
Abstract. The article is devoted to the search for effective ways to improve the methods of studying synonymy at the Russian language lessons in modern high school. The author identifies the main directions of deepening and expanding information about synonymy in the framework of the systematic repetition of the Russian language course, pointing out the need for significant changes not only in the substantive but also in the methodological part of working with this phenomenon, which is considered to be the structure-forming principle of the language system present at all its levels. Special attention is paid to the technology of interactive learning, which has great potential in reorientation and intensification of synonymy study, which is able to incorporate successfully elements of the other innovative technologies, creating prerequisites for a qualitatively new level of this phenomenon development. The article contains the scientific-theoretical and methodological sub-sections, aims to study in detail the methodological foundations and tools for working with synonymy at the Russian language lessons in high school on an interactive basis.
Key words: methods of teaching Russian language, synonymy, interactive learning technology, technology of
developing learning, antonymy, polysemy, language, speech.
References
1. Vlasenkov, A. I. & Rybchenkova, L. M. (2010). Russkij yazyk: grammatika. Tekst. Stili rechi: ucheb. posobie dlya 10-11 klassov obshcheobrazovat. uchrezhdenij, Prosveshchenie, Moscow, 326 p. (in Russian).
2. Dejkina, A. D., Pahnova, T. M. & Ladyzhenskaya, T. A. (2016). Russkij yazyk. 10-11 klassy, Verbum, 415 p. (in Russian).
3. Gol'cova N. G., Shamshin, I. V. & Meshcherina, M. A. (2011). Russkij yazyk. 10-11 klassy, Russkoe slovo, Moscow, 448 p. (in Russian).
4. Prilepin, Z. (2014). Obitel', Redakciya Eleny Shubinoj, Moscow, 752 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 20.08.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.09.18
Принята к публикации Accepted for publication 20.09.18 Опубликована Published 21.11.18
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Краснощекова Т. Я., 2018
977230412018014