35 (338) - 2013
Анализ конкурентоспособности
УДК 339.137(1)
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ МОНИТОРИНгА
конкурентного иммунитета территории
и. с. важенина,
доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник E-mail: [email protected]
с. г. важенин,
кандидат экономических наук, заведующий сектором E-mail: [email protected] Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук
Обострение территориальной конкуренции ставит задачу постоянного мониторинга возможностей снижения уязвимости и повышения жизнестойкости территории, которые позволяют оценить конкурентный иммунитет субъектов РФ и муниципалитетов. Авторами предложена разработка карты уязвимости территории, а также методика определения силы конкурентного иммунитета.
Ключевые слова: конкурентный иммунитет, уязвимость, жизнестойкость, территория, карта уязвимости.
Современное экономическое пространство характеризуется тем, что те или иные негативные явления в развитии одних территорий, вызванные какими-либо структурными изменениями, деструктивными ситуациями или чрезвычайными происшествиями, могут вызвать определенные осложнения или сбои в развитии других территорий. Уязвимость экономики отдельных регионов и городов в условиях усиливающейся глобализации и межтерриториальной интеграции заметно растет, а жизнестойкость территорий в результате тех или иных аварийных ситуаций снижается. В связи с этим и конкурентный иммунитет территорий подвергается дополнительным угрозам (см. подробнее [5, 6, 10]).
По мнению авторов, конкурентный иммунитет территории - это не только способность территории успешно вести конкурентную борьбу с другими территориями (регионами, городами) за инвестиции, бизнес, за людей и т. д., но также и способность противостоять потенциальным рискам от внешних и внутренних потрясений (в том числе кризис, стихийное бедствие, авария и другие чрезвычайные ситуации) и способность восстанавливаться после деструктивных событий благодаря наличию внутренних (порой еще не востребованных и не задействованных) ресурсов и активов.
Категория «конкурентный иммунитет территории» по сравнению с достаточно распространенным понятием «экономическая безопасность» характеризует несколько иной взгляд на современное экономическое пространство. Следуя определению, которое дано в Законе РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» [15], под экономической безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Один из ведущих отечественных исследователей проблем экономической безопасности академик Л. И. Абалкин указывает, что экономическая безо-
пасность - «это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию» [1, с. 8]. В данном определении можно выделить такую важнейшую характеристику понятия экономической безопасности, как независимость экономики страны и ее возможность проводить самостоятельную экономическую политику.
Конкурентный иммунитет территории отражает ряд новых характеристик современной территориальной конкуренции в условиях глобализации, что по существу отличает его от понятия экономической безопасности.
Конкурентный иммунитет территории:
- сфокусирован на анализе конкурентных позиций территории в глобализирующейся экономике в динамике и с экстраполяцией в будущее;
- свидетельствует о способности территории успешно вести конкурентную борьбу с другими регионами и муниципалитетами, активизировать возможности, с одной стороны, и нивелировать потенциальные угрозы, с другой, выходить из экстремальных ситуаций с минимальными потерями;
- не просто фиксирует текущее состояние, но преимущественно характеризует имеющиеся резервы и потенциальные возможности;
- укрепляется вследствие самореализации территории через капитализацию имеющихся и формирующихся конкурентных преимуществ, активное продвижение экономических интересов территории и ее адекватное позиционирование в экономическом пространстве. Повышение экономической привлекательности территории будет тем успешнее, чем полнее и оперативнее будет информация о состоянии конкурентного иммунитета территории. В этих целях перспективной видится оценка возможностей снижения уязвимости (вероятности сбоя вследствие воздействия деструктивных событий) и повышения жизнестойкости (способности быстрого восстановления после той или иной чрезвычайной ситуации) территории в современном экономическом пространстве.
Отправной точкой авторского исследования является концепция жизнестойкости бизнеса, которая экономической теорией длительное время игнорировалась и к изучению которой в практических целях ученые обратились сравнительно
недавно. Основоположником исследования принято считать профессора Миннесотского университета в Миннеаполисе Нормана Гармези. Весомый вклад в разработку этой проблемы внес профессор Массачусетского технологического университета Йосси Шеффи [21]. Секретам жизнестойкости и выявлению качеств и элементов живучести организации посвящены работы Дайана Л. Кутю [13]. Представляется удачным толкование жизнестойкости, предложенное профессором И. Чернявским: «Жизнестойкость - это способность организационной структуры противостоять угрозам, быстро восстанавливаться» [20, с. 72].
Понятие жизнестойкости может образно трактоваться как resilience - упругая деформация -термин, позаимствованный из материаловедения, означающий свойство тел восстанавливать свою форму после прекращения внешнего воздействия. Применительно к территории в экономическом пространстве оно характеризует ее способность вести успешную конкурентную борьбу с другими регионами и городами благодаря быстрому восстановлению после той или иной чрезвычайной ситуации.
Проводя мониторинг конкурентного иммунитета территории, вырабатывая рекомендации по снижению ее уязвимости и повышению жизнестойкости, территории крайне важно отслеживать экономическое самочувствие своих конкурентов [3, с. 9] и на основе этой информации вносить коррективы в свои маркетинговые стратегии, ориентированные на сохранение и укрепление конкурентного иммунитета.
Уязвимость территории, снижающая ее конкурентный иммунитет, характеризуется многими изменчивыми факторами, которые вряд ли возможно свести в какой-либо единый показатель ожидаемой уязвимости. Так, для классификации возможных сбоев и других деструктивных ситуаций авторам представляется перспективной разработка карты уязвимости территории, состоящей из восьми квадрантов:
1) финансовая уязвимост ь - широкий спектр макроэкономических и внутренних финансовых проблем от колебания обменного курса валют, изменения цен на топливо и сырье, ошибок в финансовой отчетности до сбоев в финансово-кредитной инфраструктуре, возникновения дефицита бюджета и т. п.;
2) стратегическая уязвимость - негативные события, которые можно предотвратить или мини-
мизировать, избрав правильную стратегию - от сезонных колебаний потребительского спроса, появления новых конкурентов за рубежом до протестных выступлений населения, снижения рейтинга конкурентоспособности и т. п.;
3) уязвимость в отношении стихийных бедствий и опасных случайностей - возникает в результате суровых климатических условий, пожаров, наводнений, землетрясений и других природных катаклизмов, а также вследствие неосторожных действий людей (аварии, катастрофы) и т. п.;
4) операционная уязвимость - все, что связано с вероятностью возникновения экономического ущерба, начиная со сбоев в системе поставок и сбыта, административных барьеров, дефицита кадров, заканчивая присвоением или растратой имущества;
5) информационная уязвимост ь - связана со сбоями в бизнесе вследствие запоздалой, неполной или искаженной информации о ситуации на рынке, поведении конкурентов, об изменениях в законодательстве; также информационная уязвимость вероятна вследствие вирусных или хакерских атак, сбоев ИТ-систем и т. д.;
6) коррупционно-криминальная уязвимость - порождается прежде всего заигрыванием с органами государственной власти и управления, сращиванием власти и бизнеса с криминальными структурами, масштабностью теневой экономики, высоким уровнем правонарушений, включая экономические преступления, а также умышленным вредительством, внутренним и международным терроризмом;
7) репутационная уязвимость - связана как с позиционированием территории в экономическом пространстве, так и с взаимоотношениями с целевыми аудиториями (жителями, инвесторами, представителями бизнеса, туристами и т. д.), властными структурами, СМИ, включая нарушения деловых и этических норм, утрату доверия к власти и бизнесу и т. п.;
8) демографическая уязвимость - определяется неблагоприятной демографической ситуацией в регионе, вызванной миграционными процессами, ростом смертности населения и снижением рождаемости, сложившейся половозрастной структурой населения территории и т. п. Следует подчеркнуть, что карты уязвимости
должны постоянно обновляться, так как любое
значимое социально-экономическое событие, как правило, либо создает, либо устраняет определенные виды/подвиды уязвимости и может повлиять на вероятность сбоя и потенциальную серьезность снижения конкурентного иммунитета территории.
Накопленный за десятилетия опыт большинства развитых стран мира свидетельствует, что кризисы, сбои и т. д. неизбежно сопутствуют преобразованиям мирового экономического пространства и отдельных территорий [17]. Тяжелые последствия экстремальных ситуаций объективно заставляют регионы и города концентрировать средства и усилия на разработке комплекса превентивных мероприятий, позволяющих прогнозировать, предупреждать возникновение или минимизировать ущерб от негативных событий, ослабляющих конкурентный иммунитет территорий.
Решить проблему снижения конкурентного иммунитета по причине того или иного сбоя только методами антикризисного управления вряд ли возможно, поскольку лечение в этом случае происходит в пожарном режиме, а восстановленный сегодня конкурентный иммунитет территории не гарантирует, что завтра он снова не ослабеет.
Подходы к оценке конкурентного иммунитета территории могут быть разнообразными, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Одним из возможных вариантов является оценка конкурентного иммунитета в баллах путем определения уровня реакции территории на возникающие новые возможности развития и угрозы внешнего окружения. Для этого целесообразно использовать результаты SWOT-анализа стратегических факторов внешней среды с учетом их значимости для будущего данного региона или города.
Среди недостатков этого метода: высокая степень субъективизма, поскольку вес каждого фактора (вероятная сила воздействия) и оценка (уровень реакции территории на конкретный фактор) определяются весьма субъективно и зависят от мнения экспертов, осуществляющих их ранжирование; частный характер критериев оценки территории, отсутствие универсальных, обобщающих критериев, которые позволили бы соизмерять конкурентный иммунитет разных территорий.
Для оценки конкурентного иммунитета территории крайне важно знать ее способность реагировать на постоянно происходящие изменения внешней конкурентной среды. Анализ же внешней среды целесообразно проводить с использовани-
ем ситуационного подхода, согласно которому внешние факторы, влияющие на территорию, как правило, подразделяются на две группы:
1) факторы прямого воздействия, оказывающие непосредственное влияние на конкурентный иммунитет территории (институциональная среда, административные барьеры, тарифы и цены, налоги и сборы, финансовые результаты деятельности компаний и их динамика, уровень доходов и расходов населения, демографическая ситуация, криминальная обстановка и т. д.);
2) факторы косвенного воздействия, влияние которых является опосредованным.
Для оценки конкурентного иммунитета территории наибольший интерес представляют те факторы, которые непосредственно влияют на ее иммунитет и имеют количественное выражение (показатели бюджетной обеспеченности, валового регионального продукта, доходов населения и т. п.). Косвенные факторы влияют на конкурентный иммунитет территории опосредованно через факторы прямого воздействия, формируя условия для их изменения, поэтому их влияние косвенно учитывается при оценке факторов первой группы.
Авторы исходят из того, что конкурентный иммунитет территории невозможно оценить односложно, каким-либо одним показателем. Отбор показателей происходит прежде всего для определения позиции территории среди ее конкурентов, для чего производится оценка экономического самочувствия соперничающих территорий с использованием карты уязвимости. Система используемых показателей в свою очередь должна учитывать особенности экономического пространства, специфику позиционирования территории в нем, состояние и тенденции конкурентной борьбы и т. д. Отбор показателей мониторинга конкурентного иммунитета территории предполагает также учет ряда особых требований: информативность, количественное выражение, простота в исчислении, полезность для руководства территории, обозримость, интерпретируемость, постоянство в течение длительного времени и др.
Показатели оценки конкурентного иммунитета территории в предлагаемых авторами методических ориентирах содержат некоторый элемент субъективности, хотя к его минимизации следует стремиться. Так, Ч. Лэндри считает, что информацию о тех или иных явлениях (ситуациях) можно рассматривать четырьмя различными способами [14, с. 335-336]:
1) субъективная система измерений для субъективных явлений, например, насколько безопасно чувствуют себя люди в городе;
2) объективная система измерений для субъективных явлений, например, сколько люди тратят в неделю на такси, если боятся идти домой пешком поздно вечером;
3) субъективная система измерений для объективных явлений, например, насколько люди удовлетворены освещением в их районе или частотой движения общественного транспорта;
4) объективная система измерений для объективных явлений, например, как часто ходят автобусы или сколько событий организовал центр искусств.
Объективную информацию можно измерить, в то время как субъективную можно только оценить. Некоторые системы измерения являются общими и применимы в любом контексте, другие зависят от конкретной местной ситуации. Какая-то информация доступна на национальном уровне, какая-то -на региональном или местном уровнях. Для определения некоторых показателей конкурентного иммунитета территории необходимо проведение специальных исследований.
Для оценки конкурентного иммунитета территории можно использовать несколько индикаторов, включающих различные показатели [12]. Особая роль в соответствии с авторской концепцией должна быть отведена показателям, характеризующим положение данной территории в соответствующем экономическом пространстве. Это такие показатели, как валовой региональный продукт, финансовая надежность, инвестиционная активность, результативность внешнеэкономической деятельности, потенциал строительной индустрии, потенциал рыночной индустрии, прогрессивность институциональной среды, демографическая ситуация, динамика и структура денежных доходов и потребительских расходов населении, развитость финансово-кредитной инфраструктуры, уровень правонарушений, предпринимательский климат, стоимость регионального бренда и др.
Для оценки конкурентного иммунитета территории в целом перспективно использовать следующую процедуру. На первом этапе выбираются индикаторы, имеющие решающее значение для сохранения и укрепления конкурентного иммунитета территории в рассматриваемом экономическом пространстве на данный период времени.
Пример определения силы конкурентного иммунитета территории
Индикатор Вес, % Территория 1-й конкурент 2-й конкурент 3-й конкурент
А 20 7 5 8 6
Б 30 6 6 8 4
С 15 5 4 8 6
Д 35 7 7 9 4
Сила конкурентного - 6,4 5,85 8,35 4,7
иммунитета (7 х 0,2 + 6 X 0,3 + 5 х х 0,15 + 7 х 0,35)
Относительная сила - 0,77 0,70 1,00 0,56
конкурентного иммунитета
Далее каждому индикатору приписывается вес, соответствующий степени его важности среди всех выбранных индикаторов. Затем для данной территории и ее основных конкурентов рассчитываются или проставляются оценки по каждому индикатору, далее вычисляется взвешенная оценка.
В рамках мониторинга конкурентного иммунитета территории и ее конкурентов (других территорий) можно вычислить относительную силу конкурентного иммунитета как отношение силы иммунитета данной территории к силе иммунитета самого опасного (обычно самого сильного) конкурента.
Веса, назначенные используемым индикаторам экспертным путем, определяются так, чтобы в сумме они давали единицу. Оценки, проставляемые территории и ее конкурентам по используемым индикаторам, назначаются по произвольной шкале (например, по десятибалльной). В таблице представлен пример определения силы конкурентного иммунитета, который рассчитывается как сумма произведений полученных баллов на вес данного индикатора.
Показатели, входящие в тот или иной индикатор конкурентного иммунитета территории, следует подразделять на стратегические, которые определяют направления его укрепления, и тактические, дающие возможность оценивать текущие результаты. При этом оценка конкурентного иммунитета территории должна строиться с учетом статистических и особенно динамических показателей, позволяющих на основе изменения темпов роста приоритетных показателей определить тенденции развития и укрепления конкурентного иммунитета, выделить возможные точки его роста. Для проведения сравнительного анализа конкурентного иммунитета территорий следует использовать не агрегатные, а подушевые показатели. Важно подчеркнуть и то, что часть показателей мониторинга конкурентного иммунитета территории определяется экспертно, а часть - расчетно-аналитическим путем.
Методические ориентиры мониторинга конкурентного иммунитета территории могут быть конкретизированы следующими комплексными индикаторами:
- финансово-экономическая устойчивость;
- инвестиционная активность;
- уровень инновационного развития;
- благоприятность предпринимательской среды;
- институциональная прогрессивность;
- состояние рынка труда;
- уровень денежных доходов и расходов населения;
- демографическая ситуация;
- имидж и репутация (см. подробнее [8]);
- общественно-политическая обстановка. Среди показателей, характеризующих финансово-экономическую устойчивость территории, следует выделить валовой региональный продукт, долю прибыльных организаций, уровень диверсификации экономики1, развитость и доступность банковской сферы, потенциал внешнеэкономической деятельности, структуру экспорта и импорта, динамику доходов и расходов консолидированного бюджета, развитость индустрии страхования, уровень конкуренции на рынках товаров и услуг, развитость рыночной инфраструктуры.
Индикатор инвестиционной активности территории составляют прежде всего такие по-
1Не вызывает сомнения, что диверсификация экономики регионов и городов оказывает положительное влияние на их положение в экономическом пространстве. При этом важно, что диверсификация экономики территории позволяет снизить социально-экономические риски при наступлении тех или иных кризисных ситуаций. Например, в исследованиях, проведенных западными учеными-экономистами, получены эмпирические подтверждения того, что диверсифицированность региональной экономики снижает абсолютный уровень безработицы и ее волатильность во временном разрезе. Также более диверсифицированные регионы характеризуются более высоким уровнем благосостояния и большим размером экономики в целом [2, с. 19]. Разные авторы применяют различные подходы к измерению диверсификации: индекс Херфиндаля, индекс энтропии, дисперсия портфеля и др. [2, с. 8-20].
казатели, как инвестиции в основной капитал, иностранные инвестиции, потенциал строительной индустрии территории, ввод в действие объектов производственной и социальной инфраструктуры, промышленных предприятий, жилья и т. д.
Индикатор уровня инновационного развития территории характеризуют такие показатели, как размер финансирования научных и инновационных направлений, количество научных учреждений и их сотрудников, состояние инновационной инфраструктуры территории, число патентов и лицензий и др.
Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) ежегодно подводит итоги рейтинга инновационной активности регионов, целью которого является определение регионов, демонстрирующих лучшие показатели в области стимулирования развития науки и инновационной сферы, а также получение объективной картины текущего состояния сферы инноваций в России. Идея и методология рейтинга разработаны НАИРИТ на основе методики ведущих мировых аналогов (в первую очередь европейского рейтинга European Innovation Scoreboard, EIS). Следуя данной методике, для анализа инновационной активности регионов требуется введение системы количественных инновационных индикаторов. За основу этой системы были взяты критерии, разработанные в рамках EIS для оценки инновационного развития европейских стран и адаптированные с учетом национальной специфики и возможностей по поиску различных статистических данных.
В 2011 г. в исследовании приняли участие 83 субъекта РФ. Лидером рейтинга, как и в 2010 г., стала Москва (индекс инновационной активности 0,89239). На 2-м месте Республика Татарстан (0,29717), на территории которой действуют крупнейшая в России особая экономическая зона, 4 индустриальных парка, технополис, 14 технопарков и т. д. На 3-м месте Санкт-Петербург (0,26658). Уральский федеральный округ выглядел следующим образом: Тюменская область (11-е место; 0,06896), Челябинская область (16-е место; 0,05595), Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (20-е место; 0,04573), Свердловская область (28-е место; 0,04058), Курганская область (31-е место; 0,03956), Ямало-Ненецкий автономный округ (42-е место; 0,02398).
Индикатор благоприятности предпринимательской среды раскрывается следующими показателями мобильности компаний [6], потенциала
малого бизнеса и организаций с участием иностранного капитала, транспортной доступности, развитости и качества организаций связи, наличием и потенциалом таможни и т. п.
Индикатор институциональной прогрессивности находит отражение в следующих показателях: прогрессивность налоговой политики, открытость регионального рынка, уровень административных барьеров, уровень коррупции и масштабы теневой экономики, защищенность прав собственности и контрактных прав, качество нормативно-правового регулирования развития экономики и т. д.
Индикатор состояния рынка труда предполагает учет таких показателей, как численность занятых и не занятых трудовой деятельностью, численность безработных граждан, обеспеченность квалифицированными кадрами, их подготовка, уровень образования и квалификации занятых кадров и т. п.
Показателями индикатора уровня денежных доходов и потребительских расходов населения выступают среднемесячные денежные доходы населения, реальные доходы, оборот розничной торговли, оборот платных услуг, динамика вкладов физических лиц в банках, коэффициент доступности жилья2 и др.
Индикатор демографической ситуации включает в себя показатели рождаемости и смертности населения, ожидаемой продолжительности жизни, характеристики миграции населения и др.
Индикатор имиджа и репутации территории может быть представлен следующими показателями: нематериальные активы территории [9], стоимость бренда территории [7, 11], привлекательность территории3, состояние информационного поля,
2 Отношение средней рыночной стоимости квартиры в 54 м2 к средним доходам семьи из 3 чел. за год. Величина показателя соответствует числу лет, в течение которых семья может накопить на квартиру при предположении, что все получаемые денежные доходы будут откладываться на приобретение квартиры. По данным Института экономики города, в 2011 г коэффициент доступности жилья в среднем по Российской Федерации составил 3,25 года, по Центральному федеральному округу -3,58, Северо-Западному федеральному округу - 3,43, Южному федеральному округу - 3,76, Северо-Кавказскому федеральному округу - 2,74, Приволжскому федеральному округу -3,19, Уральскому федеральному округу - 2,75 (Курганская область - 3,40, Свердловская область - 2,67, Тюменская область -2,41, Ханты-Мансийский автономный округ - 2,27, Ямало-Ненецкий автономный округ - 2,06, Челябинская область - 2,51), Сибирскому федеральному округу - 3,66, Дальневосточному федеральному округу - 3,22 [16].
3 Имиджевая привлекательность территорий становится все более значимым показателем в глобализируемой экономике
интегрированность территории в мировую экономику, ее креативность (индекс креативности) 4, доверие населения к власти и бизнесу, безопасность территории и др.
Показатели, объединяемые в индикатор общественно-политической обстановки, - это эффективность и качество государственного, регионального и муниципального управления, стратегическая определенность территории, политическая стабильность, степень (уровень) экономического национализма и протекционизма, уровень социальной напряженности и т. д.
При выборе индикаторов и показателей, используемых при мониторинге конкурентного иммунитета территории, следует использовать методики и результаты следующих исследований: - «Измерение бизнес-климата в российских регионах», проведенного осенью 2010 г. Российской экономической школой совместно с американской транснациональной аудиторско-кон-салтинговой компанией Ernst & Young. Задача исследования состояла в выявлении факторов, определяющих бизнес-климат в регионе, которые могут способствовать и препятствовать
[19, с. 19-21]. Наряду с таким инструментом, как рейтинговый метод, имиджевая привлекательность территорий может быть оценена следующими показателями: годовое число туристов, количество проводимых крупных культурных и спортивных мероприятий, выставок и конгрессов, количество музеев и театров, разнообразие индустрии развлечений, историческое наследие и культурные традиции, количество гостиниц не ниже трех звезд, потенциал сети общественного питания (ресторанов, кафе и др.).
4 Американский социолог, один из мировых лидеров в
области идей для инновационной экономики, демографии, культурной и технической модернизации Ричард Флорида разработал показатель «индекс креативности», объединяющий в себе четыре равно значимых фактора: 1) доля креативного класса в занятом населении; 2) инновационность, выраженная в количестве патентов на душу населения; 3) высокотехнологичные индустрии согласно общепринятому индексу высоких технологий - индексу Tech Pole, разработанному в Институте Милкена; 4) разнообразие, измеряемое посредством гей-индекса, с помощью которого можно оценить открытость региона к новым людям и идеям [18, с. 270-271]. Такой комплексный индикатор дает, по мнению Р. Флориды, более четкие представления о креативных возможностях региона, чем простой показатель наличия креативного класса, поскольку он отражает совокупные последствия концентрации креативного класса и инновационных экономических результатов (новых идей, нового технологического бизнеса, регионального роста) его деятельности. Индекс креативности является базовым показателем положения региона в креативной экономике, его предлагается использовать в качестве барометра долгосрочного экономического потенциала региона.
деятельности предприятий, от которых во многом зависит развитие экономики отдельного региона и страны в целом. Собранные в ходе опроса качественные и количественные данные позволяют соотнести характеристики бизнес-климата с производительностью и результативностью деятельности предприятий в регионах Российской Федерации;
- отчет «Предпринимательский климат в России: индекс ОПОРЫ 2010-2011», охвативший 40 регионов России, а также 11 городов-миллион-ников. Этот исследовательский проект выполнялся Евразийским институтом конкурентоспособности (Eurasia Competitiveness Institute), Strategy Partners Group и был посвящен оценке состояния предпринимательского климата в российских регионах;
- доклад «Ведение бизнеса - 2012: ведение бизнеса в условиях большей прозрачности» - девятое издание серии в рамках проекта «Ведение бизнеса» (Doing Business), выпускаемой Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией (IFC). В докладе представлены количественные показатели, характеризующие нормы регулирования предпринимательской деятельности и степень защищенности имущественных прав по 183 странам. Рейтинг стран мира по показателю создания ими благоприятных условий для ведения бизнеса составлен на основании 10 индикаторов регулирования предпринимательской деятельности, учитывающих время и стоимость выполнения предпринимателями требований государства по регистрации нового предприятия, деятельности предприятия, ведению торговых операций, обеспечению исполнения контрактов, налогообложению и закрытию предприятия;
- доклад «Ведение бизнеса в России - 2012» -второй субнациональный доклад серии «Ведение бизнеса в России». В докладе опубликованы количественные показатели, характеризующие регулирование предпринимательской деятельности в 30 городах по состоянию на ноябрь 2011 г.5. Города были отобраны Министерством
5 Ульяновск, Саранск, Владивосток, Ростов-на-Дону, Казань, Калуга, Ставрополь, Ярославль, Сургут, Иркутск, Петрозаводск, Киров, Омск, Выборг, Владивосток, Волгоград, Воронеж, Тверь, Калининград, Томск, Самара, Санкт-Петербург, Хабаровск, Екатеринбург, Пермь, Мурманск, Кемерово, Якутск, Новосибирск, Москва.
экономического развития РФ. Показатели, используемые в докладе, сопоставимы с показателями более чем 352 городов из 54 стран, рассматриваемых в других субнациональных исследованиях. В исследовании анализируются нормы регулирования, стимулирующие деловую активность и препятствующие ей. На субнациональном уровне в России рассматриваются нормы регулирования, касающиеся четырех стадий жизни бизнеса: регистрация предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения и регистрация собственности. Выбор этих показателей обусловлен тем, что описываемые ими составляющие предпринимательской деятельности регулируются местным законодательством и характеризуются различной практикой правоприменения;
- рейтинг городов по удобству для бизнеса «Где делать бизнес в России» (2012 г.), составленный журналом Forbes. Из 63 российских городов с численностью населения свыше 300 тыс. чел. было отобрано 30 лучших по следующим параметрам: численность населения, доходы населения, рост населения и его доходы;
- рейтинг регионов России, отобранных журналом Forbes как лучшие регионы для бизнеса (2011 г.). Были ранжированы 30 регионов России по 15 параметрам, разбитым на 6 групп, описывающих разные стороны экономической жизни: социально-демографические характеристики, деловой климат, обеспеченность населения, экономическое положение, инфраструктуру, комфортность ведения бизнеса.
В условиях обострения территориальной конкуренции обеспечение регионов и городов качественной бизнес-информацией становится все более необходимым [4, с. 175-176]. В настоящее время как никогда требуется умение предугадывать рыночные изменения и соответствующим образом к ним адаптироваться. Уже вряд ли можно говорить о жизнестойкости территории, ее высоком конкурентном иммунитете без аккумулирования средств и ресурсов на предвидение неожиданных ситуаций, на идентифицирование внутренних и внешних рисков и принятие соответствующих управленческих решений.
Регулярное проведение мониторинга конкурентного иммунитета территории - это своего рода система раннего предупреждения угроз, которые
потенциально могут причинить ущерб развитию региона или города, снизить экономическую привлекательность. Мониторинг конкурентного иммунитета территории может сыграть ключевую роль в опережении конкурентов (субъектов Федерации, муниципальных образований) в тех или иных тендерах на реализацию крупных проектов, оценках потенциальных рисков и благоприятных возможностей при инвестициях, раннем предупреждении о действиях конкурента и т. д. Мониторинг конкурентного иммунитета территории позволяет научиться не выживать, когда возникла в этом необходимость, а полноценно жить, своевременно идентифицируя и минимизируя риски; понимать, что наиболее жизнестойкими и конкурентоспособными становятся те территории, которые наряду с зарабатыванием денег ориентированы на умножение фундаментальных ценностей; обладать способностью не сломаться в нестандартных ситуациях и быстро меняющихся условиях; иметь программу готовности к чрезвычайным ситуациям и быть в состоянии ее осуществить, когда эта ситуация возникнет.
^исок литературы
1. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4-13.
2. Анкудинов А. Б., БеляеваМ. Н., Лебедев О. В. Влияние диверсификации на эффективность региональной экономики // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 31.
3. Важенин С. Г. Мобильность компаний: истоки, тенденции, последствия. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН. 2010.
4. Важенин С., ВаженинаИ. Конструирование конкурентной разведки в современной бизнес-среде // Общество и экономика. 2011. № 10. С. 175-187.
5. Важенин С. Г., Важенина И. С. Концептуальные основы конкурентного сосуществования территорий // Журнал экономической теории. 2012. № 3. С. 96-105.
6. Важенин С. Г., Важенина И. С. Территориальная конкуренция в современном экономическом пространстве // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 3. С. 2-12.
7. Важенина И. С. Имидж, репутация и бренд территории. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2013.
8. Важенина И. С. Методологические основы и алгоритм стратегического планирования формирования имиджа и репутации территории // Эконо-
мический анализ: теория и практика. 2013. № 20. С.21-30.
9. Важенина И. С., Важенин С. Г. Имидж и репутация как стратегические составляющие нематериальных активов территории // Экономика региона. 2010. № 3. С. 95-103.
10. Важенина И., Важенин С. Феномен конкурентного иммунитета территории // Общество и экономика. 2009. № 11-12. С. 139-156.
11. Динни К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики: пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
12. Дмитриева О. Г. Региональная экономическая диагностика. СПб: С. -Петербургский гос. ун-т экономики и финансов, 1992.
13. Кутю Д. Л. Секреты жизнестойкости // Управление бизнесом в бурные времена. М.: Альпина Бизнес Букс. 2006.
14. Лэндри Ч. Креативный город: пер. с англ. М.: Классика-ХХ1, 2011.
15. О безопасности: Закон Российской Федерации от 05.03.1992 № 2446-1.
16. Показатели доступности жилья в России // Институт экономики города. URL: www. urbaneconomics. ru/projects.
17. Татаркин А. Рыночная модель управления пространственным развитием Российской Федерации // Вестник Института экономики РАН. 2013. № 1.
18. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее: пер. с англ. М.: Классика-XXI. 2011.
19. Цветков В. Постсоветское пространство: проблемы экономической и политической целостности // Теория и практика управления. 2013. № 1.
20. Чернявский И. Концепция жизнестойкости // Экономист. 2008. № 5.
21. ШеффиЙ. Жизнестойкое предприятие: как повысить надежность цепочки поставок и сохранить конкурентное преимущество / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс. 2006.