Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ИЗДАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ В БИБЛИОТЕКАХ ВУЗОВ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ИЗДАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ В БИБЛИОТЕКАХ ВУЗОВ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC
192
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗДАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ / ЭЛЕКТРОННАЯ-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ / ПРОДВИЖЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ / ОНЛАЙН-РЕСУРСЫ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ВЕБИНАРЫ ИЗДАТЕЛЬСТВ / ПРОДВИЖЕНИЕ РЕСУРСОВ БИБЛИОТЕКИ / ОНЛАЙН-КУРСЫ ДЛЯ БИБЛИОТЕКАРЕЙ / КОНТЕНТ ВЕБ-РЕСУРСОВ БИБЛИОТЕК / САЙТЫ БИБЛИОТЕК ВУЗОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова Наталья Михайловна

На сегодняшний день в эпоху цифровизации в библиотеках учебных заведений представлены большие массивы данных учебной и научной литературы. Доступность источников, в том числе, благодаря ресурсам открытого доступа, с одной стороны, облегчает работу пользователям, с другой стороны, представляет сложности в подборе и структуризации ресурсов. В ходе исследования нами были проанализированы сайты библиотек педагогических вузов и рассмотрены основные виды мероприятий по продвижению образовательных ресурсов, определены дальнейшие векторы развития в условиях цифровой трансформации. Объект исследования - выявление особенностей продвижения издательских проектов. Предмет исследования - методические мероприятия, проводимые в стенах библиотек. В статье подробно рассмотрены виды методических мероприятий, предлагаемых издательствами в офлайн- и онлайн-форматах. Совместная работа библиотек и издательств по популяризации электронных ресурсов - важная составляющая, от которой зависит качество учебного процесса. Основные выводы: для продвижения образовательных ресурсов очень важна методическая поддержка издателей, которая не может ограничиваться инструкциями или иными методическими материалами. Выездные мастер-классы и онлайн-мероприятия призваны повысить интерес к электронным ресурсам и структурировать работу с большими массивами данных. Повышение квалификации библиотечных специалистов в современных условиях также зависит от поддержки издателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL MEASURES TO PROMOTE PUBLISHING PROJECTS IN UNIVERSITY LIBRARIES: FROM THEORY TO PRACTICE

Today, in the era of digitalization, large arrays of educational and scientific literature data are presented in the libraries of educational institutions. The availability of sources, including through open access resources, on the one hand, facilitates the work of users, on the other hand, presents difficulties in the selection and structuring of resources. In the course of the study, we analyzed the websites of libraries of pedagogical universities and considered the main types of measures to promote educational resources, identified further vectors of development in the context of digital transformation. The object of the study is to identify the features of the promotion of publishing projects. The subject of the study is methodological activities carried out within the walls of libraries. The article describes in detail the types of methodological measures offered by publishers in offline and online formats. The joint work of libraries and publishing houses to popularize electronic resources is an important component on which the quality of the educational process depends.Main conclusions: methodological support of publishers is very important for the promotion of educational resources, which cannot be limited to instructions or other methodological materials. Field workshops and online events are designed to increase interest in electronic resources and structure work with large amounts of data. Professional development of library specialists in modern conditions also depends on the support of publishers.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ИЗДАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ В БИБЛИОТЕКАХ ВУЗОВ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ»

Филология: научные исследования

Правильная ссылка на статью:

Федотова Н.М. — Методические мероприятия по продвижению издательских проектов в библиотеках вузов: от теории к практике // Филология: научные исследования. - 2022. - № 9. DOI: 10.7256/2454-0749.2022.9.37493 EDN: BLEFQB URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=37493

Методические мероприятия по продвижению издательских проектов в библиотеках вузов: от теории к практике

Федотова Наталья Михайловна

аспирант, кафедра "Издательское дело и книговедение", Московский политехнический университет

107023, Россия, г. Москва, ул. Большая Семеновская, 38

nmfedotova@yandex.ru

Статья из рубрики "Интерпретация"

DOI:

10.7256/2454-0749.2022.9.37493

EDN:

BLEFQB

Дата направления статьи в редакцию:

07-02-2022

Аннотация: На сегодняшний день в эпоху цифровизации в библиотеках учебных заведений представлены большие массивы данных учебной и научной литературы. Доступность источников, в том числе, благодаря ресурсам открытого доступа, с одной стороны, облегчает работу пользователям, с другой стороны, представляет сложности в подборе и структуризации ресурсов. В ходе исследования нами были проанализированы сайты библиотек педагогических вузов и рассмотрены основные виды мероприятий по продвижению образовательных ресурсов, определены дальнейшие векторы развития в условиях цифровой трансформации. Объект исследования - выявление особенностей продвижения издательских проектов. Предмет исследования - методические мероприятия, проводимые в стенах библиотек. В статье подробно рассмотрены виды методических мероприятий, предлагаемых издательствами в офлайн- и онлайн-форматах. Совместная работа библиотек и издательств по популяризации электронных ресурсов - важная составляющая, от которой зависит качество учебного процесса. Основные выводы: для продвижения образовательных ресурсов очень важна методическая поддержка издателей, которая не может ограничиваться инструкциями или иными методическими материалами. Выездные мастер-классы и онлайн-мероприятия призваны повысить интерес к электронным ресурсам и структурировать работу с

большими массивами данных. Повышение квалификации библиотечных специалистов в современных условиях также зависит от поддержки издателей.

Ключевые слова:

издательские проекты, электронная-образовательная среда вуза, электронно-библиотечные системы, продвижение образовательных ресурсов, онлайн-ресурсы для читателей, методические вебинары издательств, продвижение ресурсов библиотеки, онлайн-курсы для библиотекарей, контент веб-ресурсов библиотек, сайты библиотек вузов

Цифровая трансформация представляет широкие возможности для организации деятельности современной библиотеки вуза. На сотрудниках библиотек и библиотечных центров возложена большая ответственность по разработке планов комплектования фондов, обслуживанию пользователей, организации выставок, проведению и сопровождению мастер-классов и обучающих тренингов для профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов.

В текущей ситуации возрастает роль онлайн-продвижения ресурсов и изданий, но, на наш взгляд, не стоит совсем отказываться от традиционных каналов продвижения, так как при продвижении цифровых данных и информации важно опираться на опыт и экспертизу, накопленные десятилетиями.

В статье Н. Н. Квелидзе-Кузнецовой, Ю. В. Лапиной, С. А. Морозовой-1-«Информационные потоки: как и чем обеспечить образовательный процесс? (Мастер-класс в библиотеке Герценовского университета)» подчеркивается, что для продвижения образовательных ресурсов необходимо соединять «проверенные временем библиотечные формы работы и новые информационные и коммуникационные технологии»

Авторы выделяют эффективные мероприятия по продвижению электронных ресурсов:

книжные экспозиции, экскурсии, проведение конференций, презентации авторов, печать инфо рма ционных ма те риа ло в .

Исследователи сходятся во мнении, что взаимосвязь традиционных форм продвижения библиотечных ресурсов с новыми, виртуальными (представление изданий на сайте, в

социальных сетях) расширяет «читательский кругозор» -Ш позволяет выделить уникальные свойства издания.

К популярным каналам продвижения издательской продукции, а в нашей работе электронных образовательных ресурсов, повышения интереса к изданиям, увеличение книговыдачи относятся следующие:

1 ) проведение мастер-классов для профессорско-преподавательского состава и студентов в стенах библиотеки,

2) проведение совместных с издателями онлайн-конференций и вебинаров.

Важной формой продвижения электронных ресурсов, на наш взгляд, является мастер-класс. В научных работах мы видим следующие определение мастер-класса:

Г. Л. Гуртова ^ определяет мастер-класс как «интерактивную форму организации обучающего или демонстрационного занятия», приводящего к конкретному итоговому результату. По мнению исследователя очень важно вовлеченность и взаимодействие представителей «внешней среды»-2!.

Автор выделяет две основные задачи проведения мастер-класса: «обучение и демонстрация достижений» На наш взгляд, эта форма взаимодействия подходит для продвижения сложных издательских проектов и систем.

В статье Н. А. Зайцевой-3! отмечается, что в рамках мастер-класса участниками является эксперт (зачастую представитель компании-поставщика услуг) и обучающиеся, в процессе мастер-класса предоставляется возможность познакомиться «с новыми

методиками и авторскими или корпоративными разработками» [3]. Автор выделяет следующую структуру мастер-класса: «теоретическую, демонстрационную, практическую» [3]. По мнению автора, проведение мастер-классов в образовательном процессе вузов позволяет «быть вовлеченным в обсуждаемую проблему» --3- и дает «максимальный обучающий эффект» --3!.

В статье Т. И. Санниковой-4- дается определение мастер-классу как «особой формы учебного занятия», имеющей целью на практике показать применение новых технологий

Таким образом, можно сделать вывод, что практическая часть при проведении мастер-класса играет большую роль для освоения материала и представляет особый интерес для обучающегося контингента.

На наш взгляд, предложенная исследователями структура отлично подходит для проведения обучающего мероприятия по издательским проектам в библиотеках.

В начале (в теоретической части) мастер-класса это может быть доклад об истории издательства, издательском портфеле, информация о сотрудничестве с профильными вузами и кафедрами, особенность редакционно-издательских процессов, маркетинговые мероприятия и мн. др.). Далее обычно следует презентация на большом экране электронных ресурсов: регистрация, авторизация, работа с книжными полками, интерфейс для читателя, работа преподавателя по созданию групп и контролю и мн. др.). Практическая часть в компьютерном зале позволяет участникам мастер-класса практиковаться в применении полученных знаний, поработать в электронной библиотеке, задать вопросы методисту издательства или библиотеки.

В нашей работе мы рассматриваем обучающие мероприятия издателей учебной и научной литературы для вузов. Мы провели анализ сайтов библиотек 38 педагогических вузов и делаем выводы, что лекции и мастер-классы по работе с электронными образовательными ресурсами проводятся библиотеками регулярно при поддержке из да те ле й.

Организаторами методических мероприятий выступают библиотеки: заключаются договоренности, рассылаются приглашения на факультеты и кафедры по электронной почте, готовятся информационные материалы совместно с издателями. Библиотеки собирают заявки на проведение обучающих мероприятий и готовят вопросы для спикеров.

В рамках выступлений представители издательств презентуют сервисы баз данных и электронных библиотек: «представляют навигацию ресурса, демонстрируют различные виды поиска, возможности работы с текстом и т. п.»

Эпидемиологическая ситуация в 2019 году наложила ограничения на форматы работы с аудиторией. Многие образовательные организации перешли на дистанционный формат работы, что определило популярность обучения новым технологиям и ресурсам в онлайн-форматах.

На наш взгляд, организация обучающих мероприятий в формате онлайн имеет ряд плюсов:

1) охват аудитории (нет территориальных ограничений),

2) доступность,

3) возможность привлечения большего числа экспертов,

4 ) работа с данными и списками участников (при получении согласия): настройка дополнительных оповещений, отправка писем и материалов встречи.

Для участников выделим следующие преимущества:

1) возможность посещения большего числа мероприятий,

2) доступность,

3) работа с дополнительной информацией в записи,

4) вовлеченность.

Однако, в процессе обучения и повышения квалификации перед пользователями стоят вопросы нехватки времени, избытка информации, сложности в обработке и применении полученных материалов.

Современной технологией проведения онлайн-мероприятий является вебинар.

Н. В. Соломина определяет вебинар как «современную коммуникативную технологию, представляющую онлайн-мероприятие (семинар, лекцию, видеотренинг, курс, онлайн-конференцию, виртуальную презентацию и др.), организованное при помощи web-технологий в режиме прямой трансляции» [6].

Для организации вебинаров требуется иметь подписку к платформе, предоставляющей такие возможности и качественное техническое оснащение, интернет-соединение. Участнику важно иметь устойчивое интернет-соединение, гарнитуру и камеру, при желании.

Рассмотрим категории онлайн-мероприятий, которые проводят издатели для библиотек и читателей.

На сайте издательства «Юрайт» ^ выделяются следующие категории онлайн-мероприятий: методический вебинар, мастер-класс, онлайн-дискуссия, онлайн-конференция, интервью, онлайн-курс.

Предлагается запись на мероприятия, структурированные по следующим сериям: «Современный преподаватель», «Современная библиотека», «Современный автор»,

«Инструменты дистанционного обучения», «Контроль и аттестация в дистанционном образовании», «Методика дистанционного обучения», «Перспективы цифрового

образования», «Организация и документы в дистанционном образовании»

Уникальные курсы, доступные авторизованным пользователям, в качестве поддержки представляют собой большие массивы структурированных данных - неоценимая помощь издателей в вопросах продвижения издательских ресурсов и обучения аспектам работы в дистанционном формате.

Цифровой образовательный ресурс IPR SMART (база данных «Цифровая библиотека IPR SMART)-9- на единой платформе открывает регистрацию на обучающие мероприятия с экспертами I10-. Представляет большой исследовательский интерес онлайн-мероприятие «Большой библиотечный апгрейд-2022», соорганизатором которого выступает компания. Данная программа повышения квалификации «Развитие команды цифровой

трансформации университетской библиотеки» -111-, на наш взгляд, интересна для библиотечного сообщества, так как в рамках интенсива участники изучат «методики управления проектами на основе данных и цифровые библиотечные продукты» -111-.

Совместные коллаборации издателей и вузов делают подобные методические проекты поистине уникальными, отвечающими потребностям библиотечного сообщества.

Издательство учебной и научной литературы Лань организует бесплатные обучающие курсы для библиотекарей и пользователей в формате онлайн I12-. Для пользователей предоставляется возможность пройти обучение на следующих курсах: «Курс повышения квалификации для преподавателей», «Курс повышения квалификации для

библиотекарей», «Мастер по созданию тестов в MOODLE»112-. Преподавателям курсы позволят освоить навыки педагогического проектирования и изучить процессы трансформации в цифровой среде. Для библиотекарей рекомендуются к изучению модули создания цифровых продуктов, продвижения издательских проектов и

организации социально-ориентированных инициатив -t12-. В качестве спикеров приглашены представители библиотечного сообщества, разработчики IT-решений, дизайнеры, редакторы, что делает курсы уникальными и востребованными.

Группа компаний «ИНФРА-М» (Электронно-библиотечная система Znanium)113- проводит обучающие вебинары по работе с сервисами электронно-библиотечной системы, освещает информацию о дополнительных возможностях для преподавателей, рассматривает вопросы публикационной активности в научных изданиях и вопросы авторского права.

Издательство «Директ-Медиа» (Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн») [14] проводит обучающие мастер-классы и тренинги по запросам от организаций. Компанией разработан проект «Директ-Академия»115-, позволяющий зарегистрироваться на методические вебинары, посвященные новинкам издательствам, вопросам работы с цифровыми ресурсами, педагогическому проектированию. Для

пользователей есть возможность записи на онлайн-курсы повышения квалификации (за дополнительную плату). Курсы охватывают большой спектр вопросов по публикационной активности, информационным технологиям в библиотеках, работе с цифровыми инструментами, проектированию веб-квестов, ораторскому мастерству и мн. др. Широкие диапазон представленных тем, приглашенные специалисты-эксперты, документы о повышении квалификации установленного образца - все это представляет

интерес образовательного сообщества к проектам издательства.

Подробная информация о мастер-классах и семинарах с издателями размещается на сайтах библиотек вузов в разделах «Новости» и «Мероприятия».

В проведенном анализе мы видим, что на современном этапе издатели учебной и научной литературы оказывают качественную методическую поддержку для библиотекарей, преподавателей и обучающихся - проводят как офлайн-, так и онлайн-мероприятия.

Совместная работа библиотек и издательств по популяризации электронных ресурсов -важная составляющая, от которой зависит качество учебного процесса.

Для продвижения образовательных ресурсов очень важна методическая поддержка, которая не может ограничиваться инструкциями или иными методическими материалами. Выездные мастер-классы, лекции, онлайн-мероприятия, конференции, на наш взгляд, призваны повысить интерес, научить работать и искать необходимую информацию. Формат встречи «вопрос-ответ» позволяет получить ответы на возникающие вопросы и повысить лояльность к издательствам и оптимизировать работу с ресурсами, что также немаловажно при тестировании электронных систем, выборе подписок, обучении профессорско-преподавательского состава.

Важно отметить, что продвижение издательских проектов осуществляется преимущественно силами сотрудников библиотек. И сейчас возрастает необходимость в их обучении ивент-менеджменту и современным технологиям продвижения. Онлайн-курсы издательств - ответ на подобные запросы специалистов. Взаимодействие с внешними издательствами, их методическая поддержка и помощь позволяют библиотекам выступать экспертами больших массивов данных.

Библиография

1. Квелидзе-Кузнецова Н. Н. Информационные потоки: как и чем обеспечить образовательный процесс? (Мастер-класс в библиотеке Герценовского университета) / Квелидзе-Кузнецова Н. Н., Лапина Ю. В., Морозова С. А. // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. №2. URL:

https ://cyberlenmka.ru/artide/n/informatsionnye-potoki-kak-i-chem-obespechit-obrazovatelnyy-protsess-master-klass-v-biblioteke-gertsenovskogo-universiteta (дата обращения: 07.02.2022).

2. Гуртова Г. Л . Мастер-классы — форма передачи профессиональных навыков // Вестник МГУП. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/master-klassy-forma-peredachi-professionalnyh-navykov (дата обращения: 07.02.2022).

3. Зайцева Н. А. Использование технологии мастер-классов в вузах сервиса и туризма // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. №4. URL:

https ://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tehnologii-master-klassov-v-vuzah-servisa-i-turizma (дата обращения: 07.02.2022).

4. Санникова Т. И. Технология проведения мастер-класса // Наука и современность. 2014. №29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-provedeniya-master-klassa (дата обращения: 07.02.2022).

5. Библиотека Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева. [Электронный ресурс] // URL:

https://lib.mordgpi.ru/news/326/74736/ (дата обращения: 07.02.2022).

6. Соломина Н. В. Вебинар как современная коммуникативная технология // ОмГТУ.

2014. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vebinar-kak-sovremennaya-kommunikativnaya-tehnologiya (дата обращения: 07.02.2022).

7. Электронное издательство Юрайт [Электронный ресурс] // URL: https://urait.ru/events/category/5 (дата обращения: 07.02.2022).

8. Электронное издательство Юрайт [Электронный ресурс] // URL: https://urait.ru/events/category/51 (дата обращения: 07.02.2022).

9. База данных «Цифровая библиотека IPRsmart» [Электронный ресурс] // URL: https://www.iprbookshop.ru/ (дата обращения: 07.02.2022).

10. База данных «Цифровая библиотека IPRsmart» [Электронный ресурс] // URL: https://www.iprbookshop.ru/72364.html?id = 67365 (дата обращения: 07.02.2022).

11. База данных «Цифровая библиотека IPRsmart» [Электронный ресурс] // URL: https://www.iprbookshop.ru/72364.html?id = 67364 (дата обращения: 07.02.2022).

12. Электронно-библиотечная система Лань [Электронный ресурс] // URL: https://eJanbook.com/courses/65 (дата обращения: 07.02.2022).

13. Электронно-библиотечная система Znanium.com [Электронный ресурс] // URL: https://znanium.com/help/webinars (дата обращения: 07.02.2022).

14. Издательство «Директ-Медиа» [Электронный ресурс] // URL: https://biblioclub.ru/index.php?page = static&id = 30 (дата обращения: 07.02.2022).

15. Издательство «Директ-Медиа» [Электронный ресурс] // URL: https://directacademia.ru/ (дата обращения: 07.02.2022).

16. Издательство «Директ-Медиа» [Электронный ресурс] // URL: https://directacademia.ru/course (дата обращения: 07.02.2022).

17. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны [Электронный ресурс] // URL: https://lib.herzen.spb.ru/news/show/976 (дата обращения: 07.02.2022).

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Представленная на рассмотрение статья «Методические мероприятия по продвижению издательских проектов в библиотеках вузов: от теории к практике», предлагаемая к публикации в журнале «Филология: научные исследования».

Особый интерес представляет книга - как феномен, который в 21 веке трансформируется и переосмысляемая на фоне всеобщей доступности информации в сети интернет. Исследование способов продвижения издательских проектов в эпоху цифровой трансформации.

В настоящей работе рассматриваются обучающие мероприятия издателей учебной и научной литературы для вузов. Автором проведен анализ сайтов библиотек 38 педагогических вузов и делаем выводы, что лекции и мастер-классы по работе с электронными образовательными ресурсами проводятся библиотеками регулярно при по дде рж ке из да те ле й.

Несомненно, тема, заявленная автором, представляет определенный интерес, так как осмыслению подвергается современный феномен - книгоиздание и интернет. Новизна данной статьи заключается в попытке анализа эволюции рассматриваемого феномена контексте тенденций, характерных для российского информационного пространства в

библиотеках высших учебных заведений. В своем исследовании автор прибегает к научному обобщению литературы и статистических данных по избранной теме, а также на методу наблюдения. Отметим, что в исследовании автор рассматривает как теоретическую основу затрагиваемого проблемного поля, так и практическую проблематику. Исследование выполнено в русле современных научных подходов, работа состоит из введения, содержащего постановку проблемы, основной части, традиционно начинающуюся с обзора теоретических источников и научных направлений, исследовательскую и заключительную, в которой представлены выводы, полученные автором. Структурно статья состоит из нескольких смысловых частей, а именно: введение, обзор литературы, методология, ход исследования, выводы. В статье представлена методология исследования, выбор которой вполне адекватен целям и задачам работы. Данная работа выполнена профессионально, с соблюдением основных канонов научного исследования. Постулируемое автором иллюстрируется практическим ма те риа ло м.

Библиография статьи насчитывает 17 источников. Однако качество источников вызывает сомнение. Так из 17 источников всего лишь 5 являются собственно трудами, остальные это сайты библиотек, электронных баз данных, издательств. Считаем, что для подобной работы немаловажным явилось бы изучение зарубежного опыта по данной проблематике, а также обращение к большему числу фундаментальных источников на русском языке, таким как монографии, кандидатские и докторские диссертации. Статья, несомненно, будет полезна широкому кругу лиц, филологам, журналистам, магистрантам и аспирантам профильных вузов. В общем и целом, следует отметить, что статья написана простым, понятным для читателя языком, хорошо структурирована, опечатки, орфографические и синтаксические ошибки, неточности не обнаружены. Общее впечатление после прочтения рецензируемой статьи положительное, работа может быть рекомендована к публикации в научном журнале из перечня ВАК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.