Филология: научные исследования
Правильная ссылка на статью:
Федотова Н.М. — Методические мероприятия по продвижению издательских проектов в библиотеках вузов: от теории к практике // Филология: научные исследования. - 2022. - № 9. DOI: 10.7256/2454-0749.2022.9.37493 EDN: BLEFQB URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=37493
Методические мероприятия по продвижению издательских проектов в библиотеках вузов: от теории к практике
Федотова Наталья Михайловна
аспирант, кафедра "Издательское дело и книговедение", Московский политехнический университет
107023, Россия, г. Москва, ул. Большая Семеновская, 38
nmfedotova@yandex.ru
Статья из рубрики "Интерпретация"
DOI:
10.7256/2454-0749.2022.9.37493
EDN:
BLEFQB
Дата направления статьи в редакцию:
07-02-2022
Аннотация: На сегодняшний день в эпоху цифровизации в библиотеках учебных заведений представлены большие массивы данных учебной и научной литературы. Доступность источников, в том числе, благодаря ресурсам открытого доступа, с одной стороны, облегчает работу пользователям, с другой стороны, представляет сложности в подборе и структуризации ресурсов. В ходе исследования нами были проанализированы сайты библиотек педагогических вузов и рассмотрены основные виды мероприятий по продвижению образовательных ресурсов, определены дальнейшие векторы развития в условиях цифровой трансформации. Объект исследования - выявление особенностей продвижения издательских проектов. Предмет исследования - методические мероприятия, проводимые в стенах библиотек. В статье подробно рассмотрены виды методических мероприятий, предлагаемых издательствами в офлайн- и онлайн-форматах. Совместная работа библиотек и издательств по популяризации электронных ресурсов - важная составляющая, от которой зависит качество учебного процесса. Основные выводы: для продвижения образовательных ресурсов очень важна методическая поддержка издателей, которая не может ограничиваться инструкциями или иными методическими материалами. Выездные мастер-классы и онлайн-мероприятия призваны повысить интерес к электронным ресурсам и структурировать работу с
большими массивами данных. Повышение квалификации библиотечных специалистов в современных условиях также зависит от поддержки издателей.
Ключевые слова:
издательские проекты, электронная-образовательная среда вуза, электронно-библиотечные системы, продвижение образовательных ресурсов, онлайн-ресурсы для читателей, методические вебинары издательств, продвижение ресурсов библиотеки, онлайн-курсы для библиотекарей, контент веб-ресурсов библиотек, сайты библиотек вузов
Цифровая трансформация представляет широкие возможности для организации деятельности современной библиотеки вуза. На сотрудниках библиотек и библиотечных центров возложена большая ответственность по разработке планов комплектования фондов, обслуживанию пользователей, организации выставок, проведению и сопровождению мастер-классов и обучающих тренингов для профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов.
В текущей ситуации возрастает роль онлайн-продвижения ресурсов и изданий, но, на наш взгляд, не стоит совсем отказываться от традиционных каналов продвижения, так как при продвижении цифровых данных и информации важно опираться на опыт и экспертизу, накопленные десятилетиями.
В статье Н. Н. Квелидзе-Кузнецовой, Ю. В. Лапиной, С. А. Морозовой-1-«Информационные потоки: как и чем обеспечить образовательный процесс? (Мастер-класс в библиотеке Герценовского университета)» подчеркивается, что для продвижения образовательных ресурсов необходимо соединять «проверенные временем библиотечные формы работы и новые информационные и коммуникационные технологии»
Авторы выделяют эффективные мероприятия по продвижению электронных ресурсов:
книжные экспозиции, экскурсии, проведение конференций, презентации авторов, печать инфо рма ционных ма те риа ло в .
Исследователи сходятся во мнении, что взаимосвязь традиционных форм продвижения библиотечных ресурсов с новыми, виртуальными (представление изданий на сайте, в
социальных сетях) расширяет «читательский кругозор» -Ш позволяет выделить уникальные свойства издания.
К популярным каналам продвижения издательской продукции, а в нашей работе электронных образовательных ресурсов, повышения интереса к изданиям, увеличение книговыдачи относятся следующие:
1 ) проведение мастер-классов для профессорско-преподавательского состава и студентов в стенах библиотеки,
2) проведение совместных с издателями онлайн-конференций и вебинаров.
Важной формой продвижения электронных ресурсов, на наш взгляд, является мастер-класс. В научных работах мы видим следующие определение мастер-класса:
Г. Л. Гуртова ^ определяет мастер-класс как «интерактивную форму организации обучающего или демонстрационного занятия», приводящего к конкретному итоговому результату. По мнению исследователя очень важно вовлеченность и взаимодействие представителей «внешней среды»-2!.
Автор выделяет две основные задачи проведения мастер-класса: «обучение и демонстрация достижений» На наш взгляд, эта форма взаимодействия подходит для продвижения сложных издательских проектов и систем.
В статье Н. А. Зайцевой-3! отмечается, что в рамках мастер-класса участниками является эксперт (зачастую представитель компании-поставщика услуг) и обучающиеся, в процессе мастер-класса предоставляется возможность познакомиться «с новыми
методиками и авторскими или корпоративными разработками» [3]. Автор выделяет следующую структуру мастер-класса: «теоретическую, демонстрационную, практическую» [3]. По мнению автора, проведение мастер-классов в образовательном процессе вузов позволяет «быть вовлеченным в обсуждаемую проблему» --3- и дает «максимальный обучающий эффект» --3!.
В статье Т. И. Санниковой-4- дается определение мастер-классу как «особой формы учебного занятия», имеющей целью на практике показать применение новых технологий
Таким образом, можно сделать вывод, что практическая часть при проведении мастер-класса играет большую роль для освоения материала и представляет особый интерес для обучающегося контингента.
На наш взгляд, предложенная исследователями структура отлично подходит для проведения обучающего мероприятия по издательским проектам в библиотеках.
В начале (в теоретической части) мастер-класса это может быть доклад об истории издательства, издательском портфеле, информация о сотрудничестве с профильными вузами и кафедрами, особенность редакционно-издательских процессов, маркетинговые мероприятия и мн. др.). Далее обычно следует презентация на большом экране электронных ресурсов: регистрация, авторизация, работа с книжными полками, интерфейс для читателя, работа преподавателя по созданию групп и контролю и мн. др.). Практическая часть в компьютерном зале позволяет участникам мастер-класса практиковаться в применении полученных знаний, поработать в электронной библиотеке, задать вопросы методисту издательства или библиотеки.
В нашей работе мы рассматриваем обучающие мероприятия издателей учебной и научной литературы для вузов. Мы провели анализ сайтов библиотек 38 педагогических вузов и делаем выводы, что лекции и мастер-классы по работе с электронными образовательными ресурсами проводятся библиотеками регулярно при поддержке из да те ле й.
Организаторами методических мероприятий выступают библиотеки: заключаются договоренности, рассылаются приглашения на факультеты и кафедры по электронной почте, готовятся информационные материалы совместно с издателями. Библиотеки собирают заявки на проведение обучающих мероприятий и готовят вопросы для спикеров.
В рамках выступлений представители издательств презентуют сервисы баз данных и электронных библиотек: «представляют навигацию ресурса, демонстрируют различные виды поиска, возможности работы с текстом и т. п.»
Эпидемиологическая ситуация в 2019 году наложила ограничения на форматы работы с аудиторией. Многие образовательные организации перешли на дистанционный формат работы, что определило популярность обучения новым технологиям и ресурсам в онлайн-форматах.
На наш взгляд, организация обучающих мероприятий в формате онлайн имеет ряд плюсов:
1) охват аудитории (нет территориальных ограничений),
2) доступность,
3) возможность привлечения большего числа экспертов,
4 ) работа с данными и списками участников (при получении согласия): настройка дополнительных оповещений, отправка писем и материалов встречи.
Для участников выделим следующие преимущества:
1) возможность посещения большего числа мероприятий,
2) доступность,
3) работа с дополнительной информацией в записи,
4) вовлеченность.
Однако, в процессе обучения и повышения квалификации перед пользователями стоят вопросы нехватки времени, избытка информации, сложности в обработке и применении полученных материалов.
Современной технологией проведения онлайн-мероприятий является вебинар.
Н. В. Соломина определяет вебинар как «современную коммуникативную технологию, представляющую онлайн-мероприятие (семинар, лекцию, видеотренинг, курс, онлайн-конференцию, виртуальную презентацию и др.), организованное при помощи web-технологий в режиме прямой трансляции» [6].
Для организации вебинаров требуется иметь подписку к платформе, предоставляющей такие возможности и качественное техническое оснащение, интернет-соединение. Участнику важно иметь устойчивое интернет-соединение, гарнитуру и камеру, при желании.
Рассмотрим категории онлайн-мероприятий, которые проводят издатели для библиотек и читателей.
На сайте издательства «Юрайт» ^ выделяются следующие категории онлайн-мероприятий: методический вебинар, мастер-класс, онлайн-дискуссия, онлайн-конференция, интервью, онлайн-курс.
Предлагается запись на мероприятия, структурированные по следующим сериям: «Современный преподаватель», «Современная библиотека», «Современный автор»,
«Инструменты дистанционного обучения», «Контроль и аттестация в дистанционном образовании», «Методика дистанционного обучения», «Перспективы цифрового
образования», «Организация и документы в дистанционном образовании»
Уникальные курсы, доступные авторизованным пользователям, в качестве поддержки представляют собой большие массивы структурированных данных - неоценимая помощь издателей в вопросах продвижения издательских ресурсов и обучения аспектам работы в дистанционном формате.
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART (база данных «Цифровая библиотека IPR SMART)-9- на единой платформе открывает регистрацию на обучающие мероприятия с экспертами I10-. Представляет большой исследовательский интерес онлайн-мероприятие «Большой библиотечный апгрейд-2022», соорганизатором которого выступает компания. Данная программа повышения квалификации «Развитие команды цифровой
трансформации университетской библиотеки» -111-, на наш взгляд, интересна для библиотечного сообщества, так как в рамках интенсива участники изучат «методики управления проектами на основе данных и цифровые библиотечные продукты» -111-.
Совместные коллаборации издателей и вузов делают подобные методические проекты поистине уникальными, отвечающими потребностям библиотечного сообщества.
Издательство учебной и научной литературы Лань организует бесплатные обучающие курсы для библиотекарей и пользователей в формате онлайн I12-. Для пользователей предоставляется возможность пройти обучение на следующих курсах: «Курс повышения квалификации для преподавателей», «Курс повышения квалификации для
библиотекарей», «Мастер по созданию тестов в MOODLE»112-. Преподавателям курсы позволят освоить навыки педагогического проектирования и изучить процессы трансформации в цифровой среде. Для библиотекарей рекомендуются к изучению модули создания цифровых продуктов, продвижения издательских проектов и
организации социально-ориентированных инициатив -t12-. В качестве спикеров приглашены представители библиотечного сообщества, разработчики IT-решений, дизайнеры, редакторы, что делает курсы уникальными и востребованными.
Группа компаний «ИНФРА-М» (Электронно-библиотечная система Znanium)113- проводит обучающие вебинары по работе с сервисами электронно-библиотечной системы, освещает информацию о дополнительных возможностях для преподавателей, рассматривает вопросы публикационной активности в научных изданиях и вопросы авторского права.
Издательство «Директ-Медиа» (Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн») [14] проводит обучающие мастер-классы и тренинги по запросам от организаций. Компанией разработан проект «Директ-Академия»115-, позволяющий зарегистрироваться на методические вебинары, посвященные новинкам издательствам, вопросам работы с цифровыми ресурсами, педагогическому проектированию. Для
пользователей есть возможность записи на онлайн-курсы повышения квалификации (за дополнительную плату). Курсы охватывают большой спектр вопросов по публикационной активности, информационным технологиям в библиотеках, работе с цифровыми инструментами, проектированию веб-квестов, ораторскому мастерству и мн. др. Широкие диапазон представленных тем, приглашенные специалисты-эксперты, документы о повышении квалификации установленного образца - все это представляет
интерес образовательного сообщества к проектам издательства.
Подробная информация о мастер-классах и семинарах с издателями размещается на сайтах библиотек вузов в разделах «Новости» и «Мероприятия».
В проведенном анализе мы видим, что на современном этапе издатели учебной и научной литературы оказывают качественную методическую поддержку для библиотекарей, преподавателей и обучающихся - проводят как офлайн-, так и онлайн-мероприятия.
Совместная работа библиотек и издательств по популяризации электронных ресурсов -важная составляющая, от которой зависит качество учебного процесса.
Для продвижения образовательных ресурсов очень важна методическая поддержка, которая не может ограничиваться инструкциями или иными методическими материалами. Выездные мастер-классы, лекции, онлайн-мероприятия, конференции, на наш взгляд, призваны повысить интерес, научить работать и искать необходимую информацию. Формат встречи «вопрос-ответ» позволяет получить ответы на возникающие вопросы и повысить лояльность к издательствам и оптимизировать работу с ресурсами, что также немаловажно при тестировании электронных систем, выборе подписок, обучении профессорско-преподавательского состава.
Важно отметить, что продвижение издательских проектов осуществляется преимущественно силами сотрудников библиотек. И сейчас возрастает необходимость в их обучении ивент-менеджменту и современным технологиям продвижения. Онлайн-курсы издательств - ответ на подобные запросы специалистов. Взаимодействие с внешними издательствами, их методическая поддержка и помощь позволяют библиотекам выступать экспертами больших массивов данных.
Библиография
1. Квелидзе-Кузнецова Н. Н. Информационные потоки: как и чем обеспечить образовательный процесс? (Мастер-класс в библиотеке Герценовского университета) / Квелидзе-Кузнецова Н. Н., Лапина Ю. В., Морозова С. А. // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. №2. URL:
https ://cyberlenmka.ru/artide/n/informatsionnye-potoki-kak-i-chem-obespechit-obrazovatelnyy-protsess-master-klass-v-biblioteke-gertsenovskogo-universiteta (дата обращения: 07.02.2022).
2. Гуртова Г. Л . Мастер-классы — форма передачи профессиональных навыков // Вестник МГУП. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/master-klassy-forma-peredachi-professionalnyh-navykov (дата обращения: 07.02.2022).
3. Зайцева Н. А. Использование технологии мастер-классов в вузах сервиса и туризма // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. №4. URL:
https ://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tehnologii-master-klassov-v-vuzah-servisa-i-turizma (дата обращения: 07.02.2022).
4. Санникова Т. И. Технология проведения мастер-класса // Наука и современность. 2014. №29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-provedeniya-master-klassa (дата обращения: 07.02.2022).
5. Библиотека Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева. [Электронный ресурс] // URL:
https://lib.mordgpi.ru/news/326/74736/ (дата обращения: 07.02.2022).
6. Соломина Н. В. Вебинар как современная коммуникативная технология // ОмГТУ.
2014. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vebinar-kak-sovremennaya-kommunikativnaya-tehnologiya (дата обращения: 07.02.2022).
7. Электронное издательство Юрайт [Электронный ресурс] // URL: https://urait.ru/events/category/5 (дата обращения: 07.02.2022).
8. Электронное издательство Юрайт [Электронный ресурс] // URL: https://urait.ru/events/category/51 (дата обращения: 07.02.2022).
9. База данных «Цифровая библиотека IPRsmart» [Электронный ресурс] // URL: https://www.iprbookshop.ru/ (дата обращения: 07.02.2022).
10. База данных «Цифровая библиотека IPRsmart» [Электронный ресурс] // URL: https://www.iprbookshop.ru/72364.html?id = 67365 (дата обращения: 07.02.2022).
11. База данных «Цифровая библиотека IPRsmart» [Электронный ресурс] // URL: https://www.iprbookshop.ru/72364.html?id = 67364 (дата обращения: 07.02.2022).
12. Электронно-библиотечная система Лань [Электронный ресурс] // URL: https://eJanbook.com/courses/65 (дата обращения: 07.02.2022).
13. Электронно-библиотечная система Znanium.com [Электронный ресурс] // URL: https://znanium.com/help/webinars (дата обращения: 07.02.2022).
14. Издательство «Директ-Медиа» [Электронный ресурс] // URL: https://biblioclub.ru/index.php?page = static&id = 30 (дата обращения: 07.02.2022).
15. Издательство «Директ-Медиа» [Электронный ресурс] // URL: https://directacademia.ru/ (дата обращения: 07.02.2022).
16. Издательство «Директ-Медиа» [Электронный ресурс] // URL: https://directacademia.ru/course (дата обращения: 07.02.2022).
17. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны [Электронный ресурс] // URL: https://lib.herzen.spb.ru/news/show/976 (дата обращения: 07.02.2022).
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Представленная на рассмотрение статья «Методические мероприятия по продвижению издательских проектов в библиотеках вузов: от теории к практике», предлагаемая к публикации в журнале «Филология: научные исследования».
Особый интерес представляет книга - как феномен, который в 21 веке трансформируется и переосмысляемая на фоне всеобщей доступности информации в сети интернет. Исследование способов продвижения издательских проектов в эпоху цифровой трансформации.
В настоящей работе рассматриваются обучающие мероприятия издателей учебной и научной литературы для вузов. Автором проведен анализ сайтов библиотек 38 педагогических вузов и делаем выводы, что лекции и мастер-классы по работе с электронными образовательными ресурсами проводятся библиотеками регулярно при по дде рж ке из да те ле й.
Несомненно, тема, заявленная автором, представляет определенный интерес, так как осмыслению подвергается современный феномен - книгоиздание и интернет. Новизна данной статьи заключается в попытке анализа эволюции рассматриваемого феномена контексте тенденций, характерных для российского информационного пространства в
библиотеках высших учебных заведений. В своем исследовании автор прибегает к научному обобщению литературы и статистических данных по избранной теме, а также на методу наблюдения. Отметим, что в исследовании автор рассматривает как теоретическую основу затрагиваемого проблемного поля, так и практическую проблематику. Исследование выполнено в русле современных научных подходов, работа состоит из введения, содержащего постановку проблемы, основной части, традиционно начинающуюся с обзора теоретических источников и научных направлений, исследовательскую и заключительную, в которой представлены выводы, полученные автором. Структурно статья состоит из нескольких смысловых частей, а именно: введение, обзор литературы, методология, ход исследования, выводы. В статье представлена методология исследования, выбор которой вполне адекватен целям и задачам работы. Данная работа выполнена профессионально, с соблюдением основных канонов научного исследования. Постулируемое автором иллюстрируется практическим ма те риа ло м.
Библиография статьи насчитывает 17 источников. Однако качество источников вызывает сомнение. Так из 17 источников всего лишь 5 являются собственно трудами, остальные это сайты библиотек, электронных баз данных, издательств. Считаем, что для подобной работы немаловажным явилось бы изучение зарубежного опыта по данной проблематике, а также обращение к большему числу фундаментальных источников на русском языке, таким как монографии, кандидатские и докторские диссертации. Статья, несомненно, будет полезна широкому кругу лиц, филологам, журналистам, магистрантам и аспирантам профильных вузов. В общем и целом, следует отметить, что статья написана простым, понятным для читателя языком, хорошо структурирована, опечатки, орфографические и синтаксические ошибки, неточности не обнаружены. Общее впечатление после прочтения рецензируемой статьи положительное, работа может быть рекомендована к публикации в научном журнале из перечня ВАК.