1. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Доступность высшего образования рассматривается нами как возможность выбора различными социальными группами высшего учебного заведения, а также зачисления в вуз и обучения в нем.
При формировании политики государства в области высшего образования необходимо знать, какие факторы влияют на доступность высшего образования и какова сила их влияния. Факторы доступности высшего образования понимаются нами как условия, характеризующие возможности получения высшего образования. Данные возможности относятся не только к зачислению в высшее учебное заведение, но и к успешному завершению процесса обучения.
Исследование осуществлялось на основе анализа следующих факторов доступности:
• институциональный,
• информационный,
• экономический,
• социальный,
• индивидуально-личностный.
Каждый фактор доступности включал показатели, по совокупности которых можно судить о состоянии доступности высшего образования в обследуемых регионах. Исследовательским коллективом был разработан индекс доступности высшего образования, с помощью которого регионы1 быьли проранжиро-ваны1 по степени его доступности.
Институциональный фактор доступности высшего образования рассматривается как возможность поступления абитуриента в вуз и завершения процесса обучения в зависимости от качества образовательных услуг в учреждениях среднего образования и в системе довузовской подготовки, возможностей получения высшего образования в регионе и условий высшего учебного заведения.
Качество тех перемен, которые происходят в российской системе высшего образова-
ния, определяется спецификой развития основных институциональные компонентов в разных регионах страны. Преломление общероссийских элементов института образования через региональные особенности позволит в практической плоскости изучить влияние институционального фактора на получение высшего образования.
В качестве показателей институционального фактора выступают следующие:
• число студентов на 10 тыс. населения;
• число специальностей в вузах;
• конкурс при поступлении;
• распределение студентов 1-го курса в соответствии с формами довузовской подготовки;
• распределение студентов 1-го курса в соответствии с формами вступительных испытаний;
• удовлетворенность качеством довузовской подготовки;
• оценка студентами 1-го курса процесса адаптации;
• наличие программ адаптации в вузах (учебной, психологической);
• число учащихся в школах при вузах;
• число учащихся в профильных классах (в том числе обучающихся вне областного центра);
• соотношение числа учащихся общеооб-разовательных школ, лицеев, гимназий (в том числе расположенных вне областного центра);
• число государственных вузов (в том числе расположенных вне областного центра);
• число негосударственных вузов (в том числе расположенных вне областного центра);
• общее число филиалов всех вузов;
• общее число представительств всех вузов;
• число студентов, поступивших на 1-й курс (в том числе на дневное, вечернее и заочное отделение).
Социальный фактор доступности высшего образования выражает влияние социальной
6
Мониторинг региональных проблем доступности высшего образования
принадлежности на возможность выбора высшего учебного заведения, а также зачисления в вуз и обучения в нем.
Социальный фактор выступает в двух основных разновидностях:
— социально-территориальный фактор,
— социально-образовательный фактор.
Необходимо выяснить, насколько различаются участвующие в проекте регионы по степени развитости межпоколенной образовательной мобильности — переходу детей из групп с низким образовательным уровнем в группу лиц с высшим образованием.
Высшее образование выступает важным условием статусного продвижения — повышения должности и увеличения дохода. Социально-экономическое неравенство между группами населения, различающимися по роду занятий, типу поселения, составу семьи и т. д., сочетается с неравенством уровня образования и неравными возможностями дать своим детям высшее образование. Необходимо осуществить мониторинг степени «открытости» группы получающих высшее образование для проникновения выходцев из низкостатусных категорий населения, прежде всего:
— жителей сельской местности (малых городов),
— семей лиц без высшего образования.
Показатели социального фактора доступности:
• тип населенного пункта места проживания родительской семьи студентов;
• уровень образования родителей студентов;
• распределение занятого населения по уровню образования;
• распределение населения по типу населенного пункта: областной центр — город (крупный, средний, малый) — поселок — сельская местность;
• распределение жителей различных типов населенных пунктов по уровню образования;
• соотношение удельных весов лиц с высшим образованием среди родителей обследованных студентов и среди занятого населения региона;
• соотношение удельных весов жителей различных типов населенных пунктов среди обследованных студентов и населения региона.
Индивидуально-личностный фактор доступности высшего образования включает мо-тивационные, физиологические и интеллекту-
альные ресурсы абитуриентов и студентов, которые могут выступать в качестве барьеров получения высшего образования.
Одним из главных видов ресурсов, определяющих доступность высшего образования, наравне с финансовыми возможностями, остается интеллектуальный капитал, накопленные знания, в том числе выражающиеся и в успеваемости в школе. Отсутствие способностей, нежелание учиться, низкая успеваемость называются многими исследователями в качестве основных причин, ограничивающих доступность высшего образования.
К индивидуальным образовательным характеристикам следует также отнести и успеваемость в вузе. Доступность высшего образования определяется возможностями не только поступить в вуз, но и успешно закончить весь курс обучения. Одной из главных причин прерывания обучения многие исследователи считают неспособность учиться, адаптироваться к нагрузкам, новой среде (в первую очередь речь идет об иногородних студентах). Поэтому, на наш взгляд, показатель «Успеваемость в вузе» (например, по итогам первой сессии для студентов-первокурсников) может продемонстрировать, насколько успешно студенты адаптировались к вузовским нагрузкам, выполняют все учебные требования, учатся на выбранных ими специальностях.
Установка на получение высшего образования получает в настоящее время все более широкое распространение. Рассматривая особенности потребностей в высшем образовании, нельзя обойти проблемы, связанные с самим существованием мотивации к его получению. В одних социальных группах преобладает стремление к получению определенного социального статуса и соответствующих ему социальных благ посредством получения образования высокого уровня. В других группах это стремление может быть выражено в гораздо меньшей степени, а преобладающими являются намерения реализовать жизненные цели посредством моделей, для которых получение образования высокого уровня вовсе не является необходимым. Дифференциация социальных групп в получении высшего образования начинается, следовательно, с различий в наличии мотивации, а точнее — в представлениях о предпочитаемой жизненной карьере. В связи с этим важно получить представления об ожиданиях молодежи, принадлежащей
1. Методические и теоретические основы исследования
7
к различным социальным группам, и о факторах, формирующих мотивацию к получению ими высшего образования.
Показатели индивидуально-личностного фактора доступности:
• итоговая успеваемость в среднем образовательном учреждении студентов-первокурсников;
• успеваемость в вузе студентов-первокурсников;
• мотивы получения высшего образования;
• осознанность выбора специальности.
Информационный фактор — это наличие или отсутствие информации, определяющее возможность принятия решения о поступлении в высшее учебное заведение.
Показатели информационного фактора доступности:
• перечень используемых источников информации в процессе подготовки к поступлению в вуз;
• оценка недостатка информации для принятия решения о поступлении в вуз;
• информированность о перечне высших учебных заведений города (региона);
• информированность о перечне специальностей по выбранному профилю;
• информированность о возможных и практикуемых в вузах формах вступительных экзаменов;
• информированность о требованиях на вступительных экзаменах по предметам;
• информированность о перспективах трудоустройства по выбранной специальности;
• информированность об условиях кредитования потребителей образовательных услуг.
Экономический фактор представляет собой совокупность показателей финансово-экономического состояния исследуемого региона и семей студентов, которые определяют доступность образования как в регионе в целом, так и для отдельных групп населения.
Показатели экономического фактора доступности:
• величина среднемесячного дохода на одного жителя региона;
• отношение величины среднемесячного дохода по региону к среднемесячной стоимости обучения в негосударственных вузах;
• отношение величины среднемесячного дохода по региону к среднемесячной стоимости обучения в государственных вузах;
• отношение среднемесячной стоимости обучения в государственных вузах к среднемесячной стоимости обучения в негосударственных вузах;
• фактические расходы семьи на оплату услуг по поступлению в вуз;
• средняя стоимость образовательных услуг высшего профессионального образования в регионе;
• оценка социально-бытовых условий в общежитии;
• условия кредитования населения на получение высшего образования в регионе;
• число студентов, поступивших на 1-й курс на контрактной основе (в том числе на дневное, вечернее и заочное отделение);
• удельный вес студентов 1-го курса, обучающихся на контрактной основе.
В процессе исследования использовались следующие методы сбора информации:
1) анкетирование студентов первых курсов очных отделений вузов;
2) сбор и анализ данных официальной статистики и документов, содержащих информацию, имеющую отношение к доступности высшего образования в регионе.
Исследуемой совокупностью в опросе выступали студенты 1-го курса дневного отделения государственных вузов пяти областных (краевых, республиканских) центров. Это Владивосток, Екатеринбург, Казань, Кемерово, Ульяновск. В число обследуемых вошли все высшие учебные заведения данных городов за исключением творческих вузов и вузов силовых ведомств.
Выборка была квотной, в качестве квотных признаков выступали:
— принадлежность к вузу,
— форма обучения (платная — бюджетная).
Всего опрошено 2500 студентов из 150 академических групп тридцати шести вузов. Репрезентативность по квотным признакам обеспечивалась в каждом регионе в отдельности на основе привлечения данных региональной образовательной статистики. Анкетный опрос проводился в марте — апреле 2006 г. и марте — апреле 2007 г.
Анализ результатов опроса и данных образовательной статистики, характеризующих состояние доступности высшего образования, осуществлялся по каждому региональному массиву в отдельности, при этом сравнивались показатели первого и второго этапа мониторинга.