Научная статья на тему 'Методические и теоретические основы исследования'

Методические и теоретические основы исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Представлены результаты мониторингового исследования доступности высшего образования в пяти регионах России. На основе единой системы индикаторов анализируются общие черты и особенности экономических, институциональных, социальных, индивидуально-личностных и информационных факторов доступности высшего образования. Приводится разработанная авторским коллективом методика конструирования индекса доступности высшего образования, описывается её применение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические и теоретические основы исследования»

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Доступность высшего образования рассматривается нами как возможность выбора различными социальными группами высшего учебного заведения, а также зачисления в вуз и обучения в нем.

При формировании политики государства в области высшего образования необходимо знать, какие факторы влияют на доступность высшего образования и какова сила их влияния. Факторы доступности высшего образования понимаются нами как условия, характеризующие возможности получения высшего образования. Данные возможности относятся не только к зачислению в высшее учебное заведение, но и к успешному завершению процесса обучения.

Исследование осуществлялось на основе анализа следующих факторов доступности:

• институциональный,

• информационный,

• экономический,

• социальный,

• индивидуально-личностный.

Каждый фактор доступности включал показатели, по совокупности которых можно судить о состоянии доступности высшего образования в обследуемых регионах. Исследовательским коллективом был разработан индекс доступности высшего образования, с помощью которого регионы1 быьли проранжиро-ваны1 по степени его доступности.

Институциональный фактор доступности высшего образования рассматривается как возможность поступления абитуриента в вуз и завершения процесса обучения в зависимости от качества образовательных услуг в учреждениях среднего образования и в системе довузовской подготовки, возможностей получения высшего образования в регионе и условий высшего учебного заведения.

Качество тех перемен, которые происходят в российской системе высшего образова-

ния, определяется спецификой развития основных институциональные компонентов в разных регионах страны. Преломление общероссийских элементов института образования через региональные особенности позволит в практической плоскости изучить влияние институционального фактора на получение высшего образования.

В качестве показателей институционального фактора выступают следующие:

• число студентов на 10 тыс. населения;

• число специальностей в вузах;

• конкурс при поступлении;

• распределение студентов 1-го курса в соответствии с формами довузовской подготовки;

• распределение студентов 1-го курса в соответствии с формами вступительных испытаний;

• удовлетворенность качеством довузовской подготовки;

• оценка студентами 1-го курса процесса адаптации;

• наличие программ адаптации в вузах (учебной, психологической);

• число учащихся в школах при вузах;

• число учащихся в профильных классах (в том числе обучающихся вне областного центра);

• соотношение числа учащихся общеооб-разовательных школ, лицеев, гимназий (в том числе расположенных вне областного центра);

• число государственных вузов (в том числе расположенных вне областного центра);

• число негосударственных вузов (в том числе расположенных вне областного центра);

• общее число филиалов всех вузов;

• общее число представительств всех вузов;

• число студентов, поступивших на 1-й курс (в том числе на дневное, вечернее и заочное отделение).

Социальный фактор доступности высшего образования выражает влияние социальной

6

Мониторинг региональных проблем доступности высшего образования

принадлежности на возможность выбора высшего учебного заведения, а также зачисления в вуз и обучения в нем.

Социальный фактор выступает в двух основных разновидностях:

— социально-территориальный фактор,

— социально-образовательный фактор.

Необходимо выяснить, насколько различаются участвующие в проекте регионы по степени развитости межпоколенной образовательной мобильности — переходу детей из групп с низким образовательным уровнем в группу лиц с высшим образованием.

Высшее образование выступает важным условием статусного продвижения — повышения должности и увеличения дохода. Социально-экономическое неравенство между группами населения, различающимися по роду занятий, типу поселения, составу семьи и т. д., сочетается с неравенством уровня образования и неравными возможностями дать своим детям высшее образование. Необходимо осуществить мониторинг степени «открытости» группы получающих высшее образование для проникновения выходцев из низкостатусных категорий населения, прежде всего:

— жителей сельской местности (малых городов),

— семей лиц без высшего образования.

Показатели социального фактора доступности:

• тип населенного пункта места проживания родительской семьи студентов;

• уровень образования родителей студентов;

• распределение занятого населения по уровню образования;

• распределение населения по типу населенного пункта: областной центр — город (крупный, средний, малый) — поселок — сельская местность;

• распределение жителей различных типов населенных пунктов по уровню образования;

• соотношение удельных весов лиц с высшим образованием среди родителей обследованных студентов и среди занятого населения региона;

• соотношение удельных весов жителей различных типов населенных пунктов среди обследованных студентов и населения региона.

Индивидуально-личностный фактор доступности высшего образования включает мо-тивационные, физиологические и интеллекту-

альные ресурсы абитуриентов и студентов, которые могут выступать в качестве барьеров получения высшего образования.

Одним из главных видов ресурсов, определяющих доступность высшего образования, наравне с финансовыми возможностями, остается интеллектуальный капитал, накопленные знания, в том числе выражающиеся и в успеваемости в школе. Отсутствие способностей, нежелание учиться, низкая успеваемость называются многими исследователями в качестве основных причин, ограничивающих доступность высшего образования.

К индивидуальным образовательным характеристикам следует также отнести и успеваемость в вузе. Доступность высшего образования определяется возможностями не только поступить в вуз, но и успешно закончить весь курс обучения. Одной из главных причин прерывания обучения многие исследователи считают неспособность учиться, адаптироваться к нагрузкам, новой среде (в первую очередь речь идет об иногородних студентах). Поэтому, на наш взгляд, показатель «Успеваемость в вузе» (например, по итогам первой сессии для студентов-первокурсников) может продемонстрировать, насколько успешно студенты адаптировались к вузовским нагрузкам, выполняют все учебные требования, учатся на выбранных ими специальностях.

Установка на получение высшего образования получает в настоящее время все более широкое распространение. Рассматривая особенности потребностей в высшем образовании, нельзя обойти проблемы, связанные с самим существованием мотивации к его получению. В одних социальных группах преобладает стремление к получению определенного социального статуса и соответствующих ему социальных благ посредством получения образования высокого уровня. В других группах это стремление может быть выражено в гораздо меньшей степени, а преобладающими являются намерения реализовать жизненные цели посредством моделей, для которых получение образования высокого уровня вовсе не является необходимым. Дифференциация социальных групп в получении высшего образования начинается, следовательно, с различий в наличии мотивации, а точнее — в представлениях о предпочитаемой жизненной карьере. В связи с этим важно получить представления об ожиданиях молодежи, принадлежащей

1. Методические и теоретические основы исследования

7

к различным социальным группам, и о факторах, формирующих мотивацию к получению ими высшего образования.

Показатели индивидуально-личностного фактора доступности:

• итоговая успеваемость в среднем образовательном учреждении студентов-первокурсников;

• успеваемость в вузе студентов-первокурсников;

• мотивы получения высшего образования;

• осознанность выбора специальности.

Информационный фактор — это наличие или отсутствие информации, определяющее возможность принятия решения о поступлении в высшее учебное заведение.

Показатели информационного фактора доступности:

• перечень используемых источников информации в процессе подготовки к поступлению в вуз;

• оценка недостатка информации для принятия решения о поступлении в вуз;

• информированность о перечне высших учебных заведений города (региона);

• информированность о перечне специальностей по выбранному профилю;

• информированность о возможных и практикуемых в вузах формах вступительных экзаменов;

• информированность о требованиях на вступительных экзаменах по предметам;

• информированность о перспективах трудоустройства по выбранной специальности;

• информированность об условиях кредитования потребителей образовательных услуг.

Экономический фактор представляет собой совокупность показателей финансово-экономического состояния исследуемого региона и семей студентов, которые определяют доступность образования как в регионе в целом, так и для отдельных групп населения.

Показатели экономического фактора доступности:

• величина среднемесячного дохода на одного жителя региона;

• отношение величины среднемесячного дохода по региону к среднемесячной стоимости обучения в негосударственных вузах;

• отношение величины среднемесячного дохода по региону к среднемесячной стоимости обучения в государственных вузах;

• отношение среднемесячной стоимости обучения в государственных вузах к среднемесячной стоимости обучения в негосударственных вузах;

• фактические расходы семьи на оплату услуг по поступлению в вуз;

• средняя стоимость образовательных услуг высшего профессионального образования в регионе;

• оценка социально-бытовых условий в общежитии;

• условия кредитования населения на получение высшего образования в регионе;

• число студентов, поступивших на 1-й курс на контрактной основе (в том числе на дневное, вечернее и заочное отделение);

• удельный вес студентов 1-го курса, обучающихся на контрактной основе.

В процессе исследования использовались следующие методы сбора информации:

1) анкетирование студентов первых курсов очных отделений вузов;

2) сбор и анализ данных официальной статистики и документов, содержащих информацию, имеющую отношение к доступности высшего образования в регионе.

Исследуемой совокупностью в опросе выступали студенты 1-го курса дневного отделения государственных вузов пяти областных (краевых, республиканских) центров. Это Владивосток, Екатеринбург, Казань, Кемерово, Ульяновск. В число обследуемых вошли все высшие учебные заведения данных городов за исключением творческих вузов и вузов силовых ведомств.

Выборка была квотной, в качестве квотных признаков выступали:

— принадлежность к вузу,

— форма обучения (платная — бюджетная).

Всего опрошено 2500 студентов из 150 академических групп тридцати шести вузов. Репрезентативность по квотным признакам обеспечивалась в каждом регионе в отдельности на основе привлечения данных региональной образовательной статистики. Анкетный опрос проводился в марте — апреле 2006 г. и марте — апреле 2007 г.

Анализ результатов опроса и данных образовательной статистики, характеризующих состояние доступности высшего образования, осуществлялся по каждому региональному массиву в отдельности, при этом сравнивались показатели первого и второго этапа мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.