Главным результатом расчетов является ряд значений в формуле (1), который показывает динамику клиентской базы компа-
нии. Чтобы рассчитать ожидаемый денежный поток нужно умножить ряд на цену одного контракта для пользователя.
Литература:
1. Ming Fan, Subodha Kumar, Andrew B. Whinston Short-term and long-term competition between providers of shrink-wrap software and software as a service. European Journal of Operational Research 196, 2009, p. 661-671.
2. Магнус Я.Р., Катышев П.К., Пересецкий А.А. Эконометрика. Начальный курс. Изд. 6. М., Дело, 2004
3. Software As A Service: Strategic Backgrounder. Washington, D.C.: Software & Information Industry Association, 2001.
МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Каменский А.Н., аспирант кафедры «Менеджмента инвестиций и инноваций» ФГБОУ ВПО «Российский Экономический Университет имени Г.В. Плеханова
В работе автор рассматривает алгоритм формирования модели для различного типа социально-экономических систем по созданию инновационной инфраструктуры, способной обеспечить социально-экономическое развитие региона. Описаны рекомендации по размещению элементов инновационной инфраструктуры (на примере Московской области) в составе муниципальной инновационной системы. Представлены мероприятия и основные задачи Программы развития инновационной деятельности муниципальных образований с целью формирования в Московской области инновационной инфраструктуры, способной обеспечить условия для создания эффективных инновационных производств и улучшить инновационный климат региона, в данном случае Московской области.
Ключевые слова: модель модернизации инновационной инфраструктуры, социально-экономическая система, субъект инновационной инфраструктуры, малый инновационный бизнес.
METHODOLOGICAL AND PRACTICAL ADVICE ON BUILDING AN INNOVATION INFRASTRUCTURE OF THE MOSCOW REGION
Kamensky A.N., The post-graduate student Management of investment and innovation chair, FGBOU VPO Plekhanov Russian Economic University
The article considers model generation of algorithm for different types of socio-economic systems to develop an innovative infrastructure to ensure socio-economic development. Recommendations for placement of the elements of innovative infrastructure are described Moscow region as example), as a part of municipal innovation system. Submitted events and main challenges of the Programme of development of innovative activities of municipalities to form in the Moscow region innovative infrastructure capable of ensuring the conditions for the establishment of effective and innovative industries to improve the innovation climate in the region, in this case, the Moscow region.
Keywords: model of innovation infrastructure modernization, social-economic system, subject of innovative infrastructure, small innovative business.
Формирование модели для различного типа социально-экономических систем по созданию инновационной инфраструктуры основано на методике определения перечня субъектов инновационной инфраструктуры, необходимых для размещения на территории различных социально-экономических систем принимая во внимание их специфику.
С учетом типологии социально-экономических систем по инновационным ресурсам, рекомендуется принять следующую модель модернизации инновационной инфраструктуры:
1. В социально-экономических системах, относимых к типу СМО (стандартные муниципальные образования), характеризующихся практически полным отсутствием потенциала для развития инновационной инфраструктуры (финансового, кадрового, научного, высокотехнологичного производства и прочего), создание инновационной инфраструктуры не рекомендуется. В целом, в этих системах необходимо развивать традиционную экономику с постепенным привлечением и накоплением необходимых ресурсов для возможного дальнейшего развития инновационной экономики.
2. В ПМО (промышленных муниципальных образованиях) и НМО (научных муниципальных образованиях) возможно создавать субъекты инновационной инфраструктуры по блокам в зависимости от особенностей исследуемой социально-экономической системы и с учетом существующей инновационной инфраструктуры.
Для данных типов социально-экономических систем, прежде всего, необходимо исследование состояния ее инновационных ресурсов. Оно включается в себя уточнение типа социально-экономической системы: НМО, ПМО, или перевод в НПМО или СМО.
В случае подтверждения типа социально-экономической системы как ПМО или НМО, определяется целесообразность модернизации имеющего и создания нового вида специализированной иннова-
ционной инфраструктуры.
При этом для НМО возможно создание (модернизация) технопарков с минимальными производственными площадями, центров трансфера технологий и центров коллективного пользования уникальным оборудованием.
Для ПМО возможно создание (модернизация) технопарков при условии наличия высокотехнологичных производств, имеющих исследовательские отделы и с необходимостью вывода части производства как самостоятельных предприятий расширения производства и центров коллективного пользование уникальным оборудованием. [1, 2]
В случае перевода социально-экономической системы в НПМО или в СМО начитают действовать рекомендации соответственно определенному типу.
3. В социально-экономических системах, относимых к типу НПМО (научно-промышленных муниципальных образований), с учетом наличия всех необходимых ресурсов развития инновационной инфраструктуры, необходимо создавать или развивать инновационную систему, включая субъекты специализированного и иных вспомогательных инфраструктурных блоков.
Субъекты специализированного блока инфраструктуры рекомендуется создавать во всех НПМО.
Создание субъектов вспомогательных блоков (информационноконсалтингового, финансового, организационного) блоков рекомендуется:
• в случае наличия специализированных субъектов инновационной инфраструктуры - ориентировать (создавать систему преференций) на развитие услуг, недостающих для функционирования полной инновационной системы и обслуживания действующей специализированной инновационной инфраструктуры.
• в случае отсутствия специализированных субъектов инноваци-
онной инфраструктуры - рекомендуется создание этих блоков при условии создания специализированной инновационной инфраструктуры как элементов единой инновационной системы.
Для всех социально-экономических систем, определенных как НПМО, также необходимо исследование состояния ее инновационных ресурсов, которое включает в себя подтверждение типа системы (НПМО) или необходимости его перевода в НМО, ПМО или СМО.
В случае перевода из типа НПМО вступают в действие рекомендации для соответствующего типа социально-экономической системы.
Проверка модели на экономическую устойчивость1
Проверка модели, опирающейся на типологию социально-экономических систем, основанную на характеристике инновационных ресурсов, ориентирована в первую очередь на их экономическую устойчивость в условиях кризиса и посткризисного развития.
Исследования по экономической оценке технопарков и устойчивости социально-экономических систем к кризисным явлениям на примере Московской области показали следующее:
• все социально-экономические системы типа НПМО сумели преодолеть кризис и сохранили, либо улучшили свои показатели в производственной сфере;
• социально-экономические системы типа ПМО: 4 района значительно ухудшили свои позиции в области, 1 улучшил, остальные (7 районов) практически не изменили, что говорит о том, что производственные мощности этих систем нуждаются в существенной модернизации;
• социально-экономические системы типа СМО демонстрируют сильно неоднородную динамику: 4 района улучшили ранговые показатели, 2 значимо ухудшили, остальные (11 районов) сохранили свои позиции.
Среди городских округов:
• социально-экономические системы типов НПМО и ПМО в большинстве случаев сохранили свои, в основном, лидерские позиции;
• социально-экономические системы типа СМО, хотя, в среднем и улучшили свои позиции, но в лидерскую группу не попали, за исключением Коломны.
Таким образом, в целом рассмотрение экономических аспектов подтверждает сделанные рекомендации.
Рекомендации по размещению элементов инновационной инфраструктуры (на примере Московской области).
1. Рекомендации по размещению элементов инновационной инфраструктуры в муниципальных образованиях типа СМО.
Не рекомендовано размещение элементов инновационной инфраструктуры в стандартных муниципальных образованиях (тип СМО).
В настоящее время в Московской области насчитывается 33 муниципальных образования типа СМО.
2. Рекомендации по размещению элементов инновационной инфраструктуры в муниципальных образованиях типа НМО и ПМО.
В настоящее время насчитывается 17 муниципальных образования типа НМО и ПМО.
Для данных типов муниципальных образований на данный момент можно определить следующие рекомендации:
• для 3-х муниципальных образований (Дмитровский район, Одинцовский район, Серпухов) - создание инновационной системы, которая вместе с модернизацией существующих субъектов инновационной инфраструктуры объединит их в единую систему;
• для 3-х муниципальных образований (Дзержинский, Пущино, Троицк) - создание инновационной системы, которая модернизирует существующие субъекты инновационной инфраструктуры, создаст недостающие и объединит их в единую систему;
• для 11-ти муниципальных образований (4 НМО: Солнечногорский район, Звёздный Городок, Климовск, Красноармейск и 6 ПМО: Воскресенский район, Клинский район, Наро-Фоминский район, Орехово-Зуевский район, Подольский район, Щёлковский район, Электросталь) - создание инновационной системы, которая сформирует субъекты инновационной инфраструктуры как элементы единой системы;
3. Рекомендации по размещению элементов инновационной инфраструктуры в муниципальных образованиях типа НПМО.
В настоящее время насчитывается 24 муниципальных образования типа НМО и ПМО.
Для этих 24-х муниципальных образований рекомендовано созда-
ние инновационной системы и всех блоков субъектов инновационной инфраструктуры, в частности:
• для 2-х муниципальных образований (Балашихинский район и Химки) рекомендуется создание инновационной системы, которая модернизирует существующие субъекты инновационной инфраструктуры и объединит их в единую систему;
• для 5-ти муниципальных образований (Пушкинский район, Долгопрудный, Дубна, Протвино, Черноголовка) рекомендуется создание инновационной системы, которая модернизирует существующие субъекты инновационной инфраструктуры, создаст недостающие и объединит их в единую систему;
• для 17-ти муниципальных образований (Истринский район; Красногорский район; Ленинский район; Люберецкий район; Мытищинский район; Ногинский район; Раменский район; Сергиево-Посадский район; Ступинский район; Жуковский; Коломна; Королёв; Лыткари-но; Подольск; Реутов; Фрязино; Юбилейный) рекомендуется создание инновационной системы, которая сформирует субъекты инновационной инфраструктуры как элементы единой системы.
При размещении субъектов инновационной инфраструктуры требуется обязательно уточнять тип социально-экономической системы. Для этого необходимо проводить обследование ее потенциала, выявление инновационных ресурсов и проводить детальную инвентаризацию имеющихся субъектов инновационной инфраструктуры с использованием механизма аккредитации инновационных субъектов, например, при Администрации муниципальных образованиях.[1, 4]
Наиболее готовыми к созданию инновационной инфраструктуры, как составной части инновационной системы, признаны муниципальные образования научно-производственного типа.
В стандартных муниципальных образованиях, в которых отсутствует достаточный инновационный потенциал, необходимо развивать традиционную экономику и, при их переводе в производственную или научно-производственную категории, рассматривать возможность размещения субъектов специализированной инфраструктуры. Это, безусловно, не исключает применения инновационных решений в различных секторах экономики стандартных муниципальных образований.
Формирование субъектов инновационной инфраструктуры должно быть составной частью создания муниципальной инновационной системы, для чего целесообразно использовать программно-целевой подход и разработать программу формирования инновационной инфраструктуры этих муниципальных образований (программу развития инновационной деятельности). Программа должна основываться на согласовании инновационной активности всех заинтересованных сторон: администрации муниципалитета, производственных и научных организаций, общественных объединений и имеющихся или создаваемых субъектов инновационной инфраструктуры.
Разработка и введение в действие Программы развития инновационной деятельности муниципальных образований должна включать следующие мероприятия:
1. Создание (определения ответственным) структурного подразделения (отдела) в администрации муниципального образования, ответственного за инновационное развитие в экономическом департаменте.
2. Разработка структурным подразделением, ответственным за инновационное развитие, порядка разработки Программы развития инновационной деятельности муниципального образования (программы формирования инновационной инфраструктуры) с выделением вопросов, требующих решения Совета депутатов в соответствии с Уставом муниципального образования.
3. Принятие Советом депутатов решения по вопросам, отнесенным к их компетенции (например, о целесообразности перехода к инновационного развитию и поручении Главе муниципального образования разработать и представить на утверждение Советом депутатов Программу развития инновационной деятельности (программу формирования инновационной инфраструктуры)).
4. Постановление (распоряжение) Главы об утверждении Порядка разработки Программы развития инновационной деятельности муниципального и поручении структурному подразделению, ответственному за инновационное развитие, организовать работу по подготовке данной Программы.
5. Исследование инновационного потенциала муниципального образования (инновационных ресурсов) и определение типа муниципального образования.
]Под экономической устойчивостью будем понимать способность динамически развиваться, адаптируясь к изменениям внешних и внутренних факторов
6. Инвентаризация субъектов инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки бизнеса с последующей аккредитацией данных субъектов.
7. Повышение квалификации муниципальных служащих и иных лиц - участников процессов развития инновационной деятельности муниципальных образования на основе прохождения соответствующей образовательной программы.
8. Разработка проекта Программы развития инновационной деятельности муниципального образования, публикация этого проекта и организация публичных слушаний.
9. Анализ возможностей вхождения в региональные и федеральные программы поддержки инновационной деятельности, а также межмуниципальной кооперации.
10. Внесение проекта на рассмотрение Совета депутатов с проведением необходимых согласований.
11. Утверждение Программы развития инновационной деятельности Советом депутатов (Главой муниципального образования, если это предусмотрено Уставом муниципального образования.
12. Разработка и принятие нормативных актов муниципального образования, связанных с введением в действие Программы развития инновационной деятельности, ресурсным и организационным обеспечением ее реализации.
13. Утверждение бюджетных ассигнований на реализацию Программы в установленном порядке.
14. Утверждение порядка мониторинга и оценки результативности Программы развития инновационной деятельности, включая отчетные формы и периодичность сбора информации.
15. Разработка и утверждение Перспективного плана формирования специализированной инновационной инфраструктуры, обеспеченной всеми вспомогательными инфраструктурными блоками, нормативно-правового и ресурсного обеспечения его реализации.
Формирование инновационной инфраструктуры в условиях и на основе результатов выполнения работ первых двух этапов (аналитический и подготовительный) предполагает проведение следующих работ:
Формулирование Цели и основных задач развития инновационной деятельности.
Цель - формирование в Московской области инновационной инфраструктуры, способной обеспечить условия для создания эффективных инноваций и улучшить инновационный климат региона, в данном случае Московской области.
Основные задачи Проекта.
1. Формирование с нормативно-правовым закреплением 9 территорий развития инновационной деятельности, таким образом, чтобы инновационная инфраструктура, созданная в одной из таких территорий, могла обслуживать другие муниципальных образования, входящие в эту зону с точки зрения транспортной доступности, в том числе:
- «Восток ближний» - 13 муниципальных образований;
- «Восток дальний» - 6 муниципальных образований;
- «Север ближний» - 4 муниципальных образования;
- «Север дальний» - 4 муниципальных образования;
- «Северо-запад дальний» - 3 муниципальных образования;
- «Юго-восток ближний» - 13 муниципальных образований;
- «Юго-восток дальний» - 5 муниципальных образования;
- «Юг дальний» - 5 муниципальных образований;
- «Юго-запад ближний» - 7 муниципальных образований;
2. Создание системы технопарков регионального значения (ориентированных на решение региональных проблем), располагая их в одном из муниципальных образований каждой территории развития инновационной деятельности на конкурсной основе между муниципальными образованиями, располагающимися на данной территории.
1. Формирование системы муниципальных программ развития инновационной деятельности.
2. Создание областной и муниципальной нормативно-правовой базы развития инновационной деятельности и формирования инновационной инфраструктуры.
Основные мероприятия проекта программы развития инновационной деятельности (на примере Московской области):
1. Разработать и принять во всех муниципальных образованиях, обладающих инновационным потенциалом, Программ развития инновационной деятельности, предусматривающих реальное изменение объемов продукции за 10-ти летний период в 4 раза.
2. Провести обследование инновационного потенциала муниципальных образований, выявление инновационных ресурсов и детальную инвентаризацию имеющихся субъектов инновационной инфра-
структуры с использованием механизма аккредитации инновационных объектов при Администрациях муниципальных образований.
3. С учетом типов социально-экономических систем разработать «дорожную карту» формирования инновационной инфраструктуры на 5-ти летний период с применением, в случае необходимости, частногосударственного партнерства, но ориентируясь, в основном, на частный капитал.
4. В 5-ти летний срок сформировать во всех социально-экономических системах научно-производственного типа и, с учетом обследования, в социально-экономических системах производственного и научного типа, инновационные системы.
5. Разработать и принять Закон «Московской области «Об инновационной системе». В законе, в том числе, предусмотреть:
- Введение в Стратегию социально-экономического развития Московской области до 2020 года зон развития инновационной деятельности и механизма межбюджетных отношений между муниципальными образованиями, входящими в эти зоны;
- Субвенции на компенсацию дополнительных затрат муниципальных образований, на территориях которых находятся (создаются) меж-муниципальные субъекты инновационной инфраструктуры.
Результатами реализации проекта формирования инновационной инфраструктуры Московской области станет рост производительности и инновационной активности предприятий, входящих в территории развития инновационной деятельности, а также повышение интенсивности развития малого и среднего предпринимательства, активизация привлечения прямых инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития как отдельно взятой социальноэкономической системы области, так и Московской области в целом. Также создание территорий развития инновационной деятельности позволит сформировать рынок инновационных проектов.
Реализация программы формирования инновационной инфраструктуры в регионе, в частности в Московской области, позволит обеспечить оптимизацию размещения инновационных предприятий Московской области, города Москвы, а также других регионов в сфере инноваций на всех этапах инновационного процесса, обеспечит повышение конкурентоспособности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия элементов инновационной системы, и позволит создать условия для осуществления эффективных инноваций исходя из принципов взаимовыгодной цепи «Научный сектор - Производственный сектор - Товарный рынок».
Для практической реализации системного подхода к развитию инновационной инфраструктуры необходима координация усилий органов власти региона, научно-исследовательских организаций, информационно-консультативных организаций и промышленных организаций. [3] Скоординированная работа региональных органов управления, научных, инновационных и финансовых структур по созданию условий и механизмов коммерциализации результатов НИОКР позволят мобилизовать научно-технический потенциал региона для обеспечения построения эффективной и восприимчивой к нововведениям экономики.
Реализация такого подхода возможна путем формирования эффективной инновационной инфраструктуры, что в свою очередь позволит создать благоприятный инновационный и соответственно инвестиционный климат.
Литература:
1. Гончаренко Л.П., д.э.н., профессор. Основные факторы ускорения и торможения инновационных проектов. Научно-практический сборник статей в рамках проектно-ориентированной инновационной программы «Управление проектами» МИПК РЭА, 2010.
2. Гретченко А.А. Направления развития инновационной инфраструктуры в России. Статья. Саратов, ИЦ «Наука», 2010, с.12-17., 2010
3. Остапюк С.Ф. и др. Федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2011 годы» как один из инструментов развития российской наноиндустрии // Интеграл, № 3, с. 14-15., 2010
4. Сафаралиев Г.К., Шленов Ю.В., Фридлянов В.Н. и др. О государственном регулировании инновационной деятельности в Российской Федерации. - М.: Интерконтакт Наука, 2002. - 312 с.
5. Матяш И.В. Развитие инновационных институтов в условиях переходной экономики. - Томск: изд-во ТГУ, 2000. - 232 с.