- © O.A. Фомина, 2014
УДК 336.228.32
О.А. Фомина
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОИРОЛЛИИГА УГОЛЬНЫХ КОМПАНИЙ
Раскрыто понятие налогового контроллинга, даны методические рекомендации по внедрению системы налогового контроллинга в практику угольных компаний. Ключевые слова: налоговые платежи, системы управления предприятием, налоговый контроллинг, инструменты управления.
Одним из конкурентных преимуществ успешной деятельности предприятий в условиях развернувшегося финансового кризиса является грамотный менеджмент, направленный на оптимизацию финансовых ресурсов предприятий. В связи с этим особую актуальность приобретает система контроллинга, как наиболее прогрессивная система управления предприятием.
Главной отличительной чертой контроллинга является комплексный характер, т.е. управление не только на уровне предприятия в целом, но и на уровне каждой хозяйственной единицы, хозяйственной операции, на уровне всех видов работ и продукции, на всех стадиях производства и воспроизводственного процесса.
С организационных позиций контроллинг представляет собой совокупность обособленных подсистем управления, каждая из которых также включает в себя самостоятельные подсистемы.
Одной из наиболее важных подсистем контроллинга, особенно для предприятий угольной отрасли, является подсистема налогового контроллинга - комплексная система управления налоговыми платежами предприятия: налоговые платежи отвлекают из оборота угольных предприятий до 90% их собственных средств, существенно снижая возможности развития.
В России не только налоговый контроллинг, но и вся система контроллинга не нашла широкого распространения из-за недостаточности методологических разработок по ее внедрению в отечественную практику хозяйствования, хотя отдельные инструменты налогового контроллинга (договорная политика, учетная политика, налоговое прогнозирование и др.) широко используются многими предприятиями.
Успешное функционирование предприятий определяется не только эффективным использованием менеджерами современного управленческого инструментария, но и правильной организацией системы служб предприятия, рациональным распределением прав, обязанностей и ответственности между работниками различных структурных подразделений, организацией документооборота между ними.
В налоговом контроллинге используется информация из различных областей функционирования предприятия (информационные ресурсы налогового контроллинга представлены на рис. 1), что требует привлечения специалистов, обладающих широкими знаниями в области налогообложения, юриспруденции, экономики, менеджмента, финансов и др. В связи с этим в качестве организационной основы налогового контроллинга предприятия целесообразно использовать проектную организационную
Рис. 1 Информационная основа системы налогового контроллинга предприятия
Генеральный директор
Главный контроллер Заместитель директора по экономике и финансам Руководитель юридического отдела Главный бухгалтер Коммерчекий директор Заместитель директора по производству
Отдел контроллинга Финансовый отдел Планово-экономический отдел Юридический отдел Бухгалтерия Коммерчекий отдел Производственный отдел
Группа реализации мероприятий налогового контроллинга
Сторонняя консультационняяи/или аудиторская компания
Рис. 2. Гипотетическая проектная организационная структура налогового контроллинга предприятия
структуру. Гипотетическая проектная организационная структура налогового контроллинга приведена на рис. 2.
Проектная организационная структура предполагает создание проектной группы - команды квалифицированных специалистов различных подразделений предприятия - для решения поставленных задач в установленные сроки с заданным уровнем качества. Одновременно с участием в проекте члены проектной группы выполняют свои основные обязанности и подчиняются и руководителю проекта, и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно. Состав и размер группы зависит от размера предприятия, количества самостоятельных подразделений, видов осуществляемой деятельности, объема учетной информации, технологии ее обработки и др.
Руководство группой осуществляет сотрудник отдела контроллинга предприятия, занимающийся вопросами управления налоговыми платежами, при отсутствии такового - заместитель директора по экономике и финансам.
Привлечение специалистов из различных отделов позволит устранить разрывы информационного поля, установить обратную связь между структурными подразделениями предприятия.
В целях рационализации распределения задач, прав и ответственности между различными структурными звеньями предприятия может использоваться линейная карта распределения обязанностей. Линейная карта предполагает использование матричного метода распределения задач, прав и ответственности и представляет собой таблицу, в верхней части которой (наименование столбцов) -перечень структурных подразделений и должностей, выполняющих те или иные функции налогового контроллинга, а в левой части (наименование строк) - перечень задач и функций,
сгруппированных в соответствии с основными этапами налогового контроллинга. На пересечении вертикальных и горизонтальных линий с помощью символов указываются управленческие действия, посредством которых реализуются права и обязанности субъектов контроллинга (табл. 1).
Матрица показывает, кто и в какой степени принимает участие в подготовке решений и работе по их выполнению, отражает объем и характер полномочий каждого должностного лица при совместном участии в реализации функций налогового контроллинга, а также уточняет полномочия при распределении между ними общей работы.
Использование данного метода способствует более качественному решению вопросов распределения задач, прав и ответственности в системе налогового контроллинга.
Разграничение прав, обязанностей и ответственности сотрудников предприятия осуществляется посредством должностных инструкций, определяющих организационно-правовое положение работника, круг его должностных обязанностей, полномочий и ответственности. Должностные инструкции специалистов, занятых в процессе налогового контроллинга, должны содержать, помимо обязательных для административно-управленческого состава, специальные требования, связанные со спецификой налоговых отношений, их также необходимо ежегодно пересматривать и уточненять в момент утверждения учетной политики.
Эффективность деятельности предприятия зависит также и от организации документооборота. Рационально организованный документооборот не только обеспечивает стабильность хозяйственно-производственных связей предприятия, но и позволяет осуществлять объективный контроль за их течением; правильно оформленные
Фрагмент матрицы принятия решений в системе налогового контроллинга
Мероприятия налогового контроллинга Собствен-ники Генеральный директор Директор по экономике и финансам Планово-экономический отдел Бух-галте-рия Фи-нан-совый отдел Юридический отдел Налоговая группа
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Исследование факторов внешней налоговой среды и налоговой политики государства К К Р, С, К И И И И У, П, К
Формирования стратегических целей деятельности предприятия в области налогообложения Р, К П, С, К У, И У У, и, к
Разработка системы мероприятий по налоговой оптимизации Р К С С С С П, И
Разработка схем финансовых, документарных и товарно-материальных потоков Р, к И И И И И, П, К
Составление графика исполнения налоговых, финансовых и коммерческих обязательств Р И И И П, К
Оценка риска реализуемых мероприятий Р И И И И И
Прогноз эффективности запланированных мероприятий Р И П
Координация стратегических и оперативных мероприятий К Р У, С С С С П, И, К
Правильность расчетов и документации И К
Мониторинг нормативно-правовой базы, определение налогоблагаемой базы, ставок и размера налоговых платежей К И и И
Контроль за своевременностью, правильность расчетов, составления первичной документации, ведения бухгалтерских и налоговых регистров, исполнения налоговых обязательств Р И И
Условные обозначения: Р - принятие решения; П - подготовка информации для принятия решения; У -участие в подготовке решения; С - обязательное согласование на стадии подготовки и (или) принятия решения; И - исполнение решения; К - контроль исполнения решения.
Фрагмент документооборота предприятия в системе налогового контроллинга
Подразделение исходящего документа Подразделение входящего документа Наименование документа Общая характеристика документа
Бухгалтерия Налоговая группа Календарь налогоплательщика График выплаты по каждому налогу в соответствии с требованиями законодательства
Налоговая группа Органы МНС Заявление-запрос Согласование вопросов налогообложения, возникающих в практической деятельности в связи с противоречиями законодательства
Сторонний консультант Налоговая группа Аналитическая записка Обзор практики применения мероприятий налоговой оптимизации на аналогичных производствах и рекомендации по их использованию
Налоговая группа Налоговая группа Докладные и аналитические записки, справки Текущие рабочие вопросы, требующие разрешения совместными усилиями нескольких подразделений, оформляемые письменно
Налоговая группа Директор по экономике и финансам Аналитические записки, справки План мероприятий по налоговой оптимизации, обоснование экономической эффективности их осуществления; согласование и утверждение способов налоговой оптимизации
Финансово-экономическая служба Директор по экономике и финансам Бюджет налоговых платежей Документ, отражающий расходование средств предприятия, для согласования и утверждения
Директор по экономике и финансам Финансово-экономическая служба Бюджет налоговых платежей Утвержденный руководством бюджет в части исчисления и уплаты налоговых платежей на исполнение
Коммерческий блок Налоговая группа, Юридический отдел Аналитические записки Перечень контрагентов и схем хозяйственных операций
Юридический отдел Налоговая группа Договора Договора, составленные с учетом требований гражданского законодательства и схем взаимодействия с контрагентами
Налоговая группа Коммерческий блок Договора Схемы оформления отношений с контрагентами согласно экономико-правовой экспертизе договора
Финансово-экономическая служба Директор по экономике и финансам Отчет об исполнении бюджета Анализ исполнения бюджетов, причин отклонений фактических и плановых показателей
Внешний аудитор, сторонний консультант Директор по экономике и финансам Заключение Оценка деятельности предприятия за анализируемый период и рекомендации по дальнейшей работе
отношения по поводу оптимизации налоговых платежей позволяют предприятию аргументировано отстаивать свою позицию перед контролирующими органами. Примерный перечень документации, применяемой в налоговом контроллинге, должностные лица, ответственные за принятие того или иного документа, представлены в табл. 2.
Важным управленческим инструментом регулирования финансовых ресурсов в системе контроллинга является график документооборота, который определяет центры ответственности при осуществлении различных хозяйственных операций и оформлении отдельных первичных документов. График документооборота составляется самостоятельно каждым предприятием с учетом специфики его деятельности и организационно-управленческой структуры. Его отсутствие не влечет административной или финансовой ответственности, но усложняет работу управленческих служб предприятия. Обязательным приложением к нему являются формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов внутренней отчетности предприятия.
Реализация системы контроллинга возможна только на основе использования автоматизированных информационных систем, обеспечивающих оперативный доступ к любым информационным ресурсам предприятия в пределах компетенции и прав досту-
1. Акчурина Е.В. Оптимизация налогообложения: учебно-практическое пособие. -М.: Ось-89, 2003. - 496 с.
2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. - М.: Финансы и статистика, 1994.
па специалистов. Наиболее широкими возможностями для решения задач контроллинга обладают следующие информационные системы: зарубежные - система R/3 фирмы SAP AG, отечественные - «Галактика» компании «Галактика» и «М-2» фирмы «Клиент-Сервисные Технологии».
Современные программные средства информационной поддержки систем управления, содержащие блоки «Контроллинг затрат», «Контроллинг финансов», «Контроллинг показателей эффективности», должны включать также блок «Налоговый контроллинг». В целях эффективного управления финансовыми ресурсам предприятия аналитический учет его налоговых платежей должен осуществляться в разрезе таких субконто как объект обложения, объект отнесения, ставка налога с использованием оптимизационной модели налоговой нагрузки предприятия.
Таким образом, правильная организация системы служб предприятия, рациональное распределением прав, обязанностей и ответственности между работниками различных структурных подразделений, грамотная организация документооборота между ними, использование современных программных продуктов позволит угольным компаниям в кратчайшие сроки внедрить в практику своей деятельности систему налогового контроллинга, повысив тем самым эффективность деятельности предприятия в целом, что особенно актуально в период перехода отрасли на инновационный путь развития.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3. Белолипецкий В.Г. Финансовый менеджмент: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2006. - 448 с.
4. Дайле А. Практика контроллинга: Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. М.Л. Лукашевича, Е.Н. Тихоненковой. - М.: Финансы и
статистика, 2003. - 336 с. -Пер. изд.: Deyhle A. Controller - Praxis. - Management Service.
5. Карминский A.M., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г. Контроллинг в бизнесе. Методические и практические основы построения контроллинга в организациях. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2002. -256 с.
6. Ананькина E.A., Данилочкин С.В., Да-нилочкина Н.Г. и др. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Под ред. Н.Г. Данилочкиной. - М.: ЮНИТИ, 2002. -279 с.
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ_
7. Петренко С.Н. Контроллинг: Учебное пособие. - К.: Ника-Центр, Эльга, 2004. -328 с.
8. Фольмут Х.Й. Инструменты контроллинга от А до Я: Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. М.Л. Лукашевича и Е.Н. Тихонен-ковой. - М.: Финансы и статистика, 2001. -228 с.
9. Фомина O.A., Окраинец Т.П. Экономический механизм налогового контроллинга предприятий угольной отрасли: Учеб. пособие. - М.: Горная книга, 2010. - 160 с.: ил. [^ш
Фомина Ольга Александровна - кандидат экономических наук, доцент, e-mail: [email protected],
Московский государственный горный университет.
UDC 336.228.32
METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE TAX CONTROLLING COAL COMPANIES
Fomina O.A., Candidate of Economical Sciences, Assistant Professor, e-mail: [email protected], Moscow State Mining University.
In the article the concept of tax controlling are given guidelines on implementation of the tax practice of controlling in coal companies.
Key words: tax payments, enterprise management system, controlling tax, management tools.
REFERENCES
1. Akchurina E.V. Optimizacija nalogooblozhenija: uchebno-prakticheskoe posobie (Tax assessment optimization: Education and practical guide), Moscow, Os'-89, 2003, 496 p.
2. Balabanov I.T. Osnovy finansovogo menedzhmenta (Basics of the financial management), Moscow, Finansy i statistika, 1994.
3. Belolipeckij V.G. Finansovyj menedzhment: uchebnoe posobie (Financial management: Educational aid.), Moscow, KNORUS, 2006, 448 p.
4. Dajle A. Praktika kontrollinga: Per. s nem., Pod red. i s predisl. M.L. Lukashevicha, E.N. Tihonenkovoj (Practical controlling. Russian translation, Lukashevich M.L., Tihonenkova E.N. (Eds.)), Moscow, Finansy i statistika, 2003, 336 p. Deyhle A. Controller Praxis. Management Service.
5. Karminskij A.M., Olenev N.I., Primak A.G., Fal'ko S.G. Kontrolling v biznese. Metodicheskie i prak-ticheskie osnovy postroenija kontrollinga v organizacijah. 2-e izd (Controlling in business. Procedural and practical guidelines on controlling organization in corporations, 2-nd edition), Moscow, Finansy i statistika, 2002, 256 p.
6. Anan'kina E.A., Danilochkin S.V., Danilochkina N.G. Kontrolling kak instrument upravlenija predpri-jatiem, Pod red. N.G. Danilochkinoj (Controlling as a business management tool, Danilochkina N.G. (Ed.)), Moscow, JuNITI, 2002, 279 p.
7. Petrenko S.N. Kontrolling: Uchebnoe posobie (Контроллинг: Educational aid.), Kiev, Nika-Centr, Jel'ga, 2004, 328 p.
8. Fol'mut H.J. Instrumenty kontrollinga ot A do Ja: Per. s nem., Pod red. i s predisl. M.L. Lukashevicha, E.N. Tihonenkovoj (Controlling tools, from to A to Z, Russian translation, Lukashevich M.L., Tihonenkova E.N. (Eds.)), Moscow, Finansy i statistika, 2001, 228 p.
9. Fomina O.A., Okrainec T.I. Jekonomicheskij mehanizm nalogovogo kontrollinga predprijatij ugolnoj otrasli: Ucheb. posobie (Commercial mechanism of taxation controlling in the coal industry: Educational aid.), Moscow, Gornaja kniga, 2010, 160 p.