УДК 338.24.01 Рохчин Владимир Ефимович
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента Санкт-Петербургского государственного экономического университета [email protected]
Дешкевич Юлия Антоновна
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ ПРОМЫШЛЕННЫМ РАЗВИТИЕМ
Rokhchin Vladimir Efimovich
D.Phil. in Economics, Professor of the Enterprise’s Economy and Industrial Management Department, Saint-Petersburg State University of Economics
Deshkevich Yulia Antonovna [email protected]
METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE STRATEGIC MANAGEMENT FUNCTIONS AT THE REGIONAL INDUSTRIAL DEVELOPMENT
Аннотация:
В статье рассматриваются методические аспекты реализации основных функций системы стратегического управления развитием промышленного сектора экономики региона: стратегического анализа, целеполагания, реализации целей, мотивации и контроля. Новизна исследования заключается в становлении научно-методических подходов к стратегическому управлению региональным промышленным развитием.
Ключевые слова:
промышленный сектор, стратегическое управление, стратегический анализ, целеполагание, реализация целей, мотивация, контроль.
Summary:
The article considers the methodological aspects of the basic strategic management functions when developing the industrial sector of the regional economy. These aspects are: strategic analysis, goal setting, realization of goals, motivation, and control. The scientific relevance of the research is that it develops the methodological approaches to the strategic management of the regional industrial development.
Keywords:
industrial sector, strategic management, strategic analysis, goal setting, realization of the goals, motivation, control.
Результаты развития промышленного сектора экономики региона во многом зависят от того, насколько полно и качественно сформирована система стратегического управления этим процессом. В свою очередь, содержание системы стратегического управления региональным промышленным развитием раскрывается через функции, реализуемые данной системой. Сложившаяся практика испытывает необходимость в разработке методических аспектов реализации основных функций системы стратегического управления: стратегического анализа, целеполагания, реализации целей, мотивации и контроля.
Стратегический анализ рассматривается как функция стратегического управления, в рамках которой осуществляется изучение проблем функционирования промышленного сектора экономики региона, оценка экономического потенциала объекта управления. Цель стратегического анализа регионального промышленного развития - определение роли промышленного прошлого региона в его будущем.
Представляется целесообразным проводить стратегический анализ субъекта и объекта стратегического управления региональным промышленным развитием по двум ключевым направлениям: анализ достигнутых результатов и анализ прогнозируемых результатов его функционирования с использованием метода SWOT-анализа. Субъект управления анализируется в разрезе организационно-управленческой, функциональной и обеспечивающей подсистем [1, с. 25].
Таким образом, основное предназначение стратегического анализа развития заключается в:
- идентификации существующих и прогнозируемых проблем его развития;
- качественном и количественном сопоставлении альтернативных вариантов решения этих проблем;
- определении возможных результатов альтернативных решений проблем, либо описании последствий уже принятых и реализуемых решений (стратегий);
- представлении аналитической информации, доступной для понимания и использования региональным менеджментом в процессе разработки стратегических целей развития промышленного сектора.
Целеполагание также является важным и достаточно сложным этапом стратегического управления развитием регионального промышленного сектора. Под стратегическим целепола-ганием понимается процесс научного обоснования стратегических приоритетов и целей развития региональной промышленности на основе предварительно проведенного анализа состояния промышленного сектора и с учетом требований, предъявляемых к его стратегическому развитию: эффективности, социальной направленности, сбалансированности, безопасности, согласованности интересов субъекта управления и субъектов влияния.
Цель развития промышленного сектора экономики региона должна отвечать определенным требованиям или критериям качества. В работах, посвященных проблеме целеполагания, содержится различный набор требований, предъявляемых к целям на этапе их формирования. Наиболее существенные из них представлены в таблице 1 [2, с. 9; 3, с. 13].
Таблица 1 - Требования, предъявляемые к стратегическим целям развития промышленного сектора экономики региона___________________________________
Наименование требования/ критерия качества стратегической цели Сущность требования/критерия качества стратегической цели
Четкость формулировки Цель должна быть описана не абстрактно, а по существу решаемых задач, то есть должна пониматься однозначно
Временная ориентация Цель должна быть сформулирована на определенный временной период
Полнота системы целей В случае многоцелевого подхода к управлению, цели должны быть сформулированы в достаточном количестве для последующей комплексной оценки развития регионального промышленного сектора
Согласованность целей Цели должны быть логически непротиворечивы и взаимоподдерживаю-щими. Необходимо определить, не отразится ли выбор цели отрицательно на достижении других целей
Достижимость Цели должны быть сложными, но достижимыми. Необходимо оценить, преодолимы ли препятствия на пути достижения целей
Конкретность Цель должна содержать ответы на вопросы: что, где, когда, кто, при каких условиях
Измеримость Цель должна содержать количественные или другие характеристики, позволяющие оценить степень ее достижения
Г ибкость В связи с коренными изменениями внешней и внутренней среды цели должны быть скорректированы, то есть не должны являться жестко фиксированными
Стратегическая цель - совокупность качественных и количественных характеристик желаемого будущего состояния объекта управления [4, с. 62]. Качественная характеристика (целевая установка) представляет собой качественно выраженный ориентир развития объекта управления, вытекающий из объективных законов. Количественная характеристика развития промышленного сектора экономики региона выражается в виде целевого показателя (количественная характеристика объекта на определенный период времени) и целевого норматива (значение целевого показателя, соответствующее требуемому научно обоснованному уровню).
Разработка стратегических целей регионального промышленного развития базируется на результатах стратегического анализа, по которому формируется два блока проблем развития регионального промышленного сектора: текущие и прогнозируемые (перспективные) проблемы. На основании перечня таких проблем и с учетом внутренних возможностей развития исследователь дает обоснование выбранным стратегическим приоритетам регионального промышленного развития. Далее, исходя из стратегических приоритетов, разрабатываются стратегические цели развития регионального промышленного сектора, содержащие в себе качественные и количественные параметры развития (рисунок 1).
Рисунок 1 - Логическая схема разработки стратегических приоритетов и целей развития промышленного сектора экономики региона
Сущность функции реализации стратегических целей развития регионального промышленного сектора заключается в целенаправленном комплексном воздействии региональных структур управления совместно с заинтересованными субъектами влияния на все подсистемы стратегического управления развитием промышленного сектора экономики региона (организационно-управленческую, функциональную и обеспечивающую) для достижения намеченных стратегических целей [5, с. 10].
Немаловажно в процессе управления определить эффективную комбинацию известных методов управления (административных, экономических и социально-психологических) при соблюдении ряда принципов (интеграции финансовых ресурсов, использования эффективных методов управления, согласованности интересов субъекта управления и субъектов влияния на развитие регионального промышленного сектора, адаптивности, контролируемости, минимизации риска, ответственности).
Важнейшим условием реализации намеченных стратегических целей развития региональной промышленности выступает заинтересованность всех участников данного процесса в повышении эффективности работы промышленного сектора. Опыт показывает, что отсутствие или недостаточная мотивация субъектов управления является наиболее важной причиной неэффективности системы стратегического управления региональным промышленным развитием.
На наш взгляд, в рассматриваемом случае можно выделить две важнейшие проблемы:
1) определение субъектов, заинтересованных в стратегическом развитии регионального промышленного сектора;
2) изучение и формирование мотивации данных субъектов.
Результаты исследования показали, что заинтересованной стороной в стратегическом развитии регионального промышленного сектора и его модернизации выступают как субъекты стратегического управления развитием регионального промышленного сектора, так и субъекты влияния: инвесторы, поставщики и посредники, потребители, кредитно-финансовые институты, международные организации, общественные объединения, предприятия, обеспечивающие процесс производства. Субъект управления и субъекты влияния на региональное промышленное развитие преследуют различные интересы, однако этим процессом можно управлять, реализуя политику, направленную на согласование интересов субъектов стратегического управления региональным промышленным развитием.
Контроль результатов стратегического развития промышленного сектора экономики региона реализуется с помощью качественной и количественной оценки результатов развития его в регионе. На этапе постановки стратегической цели и задач исследователю необходимо определить шкалу баллов и конкретные веса для каждого количественного и качественного показателя развития регионального промышленного сектора. Результативность стратегического управления региональным промышленным развитием предлагается рассчитывать суммированием произведений веса и балла (оценки) каждого показателя.
Ссылки:
1. Рохчин В. Стратегический анализ социально-экономического развития муниципального образования: методологический аспект // Муниципальная власть. 2003. № 4.
2. Слуцкин М.Л. Целеполагание и контроллинг на промышленном предприятии. СПб., 2005. С. 175.
3. Наянзин Н.Г. Системный анализ. Ч. 2. Целеполагание и структуризация целей. Владимир, 1997. С. 47.
4. Рохчин В.Е. Стратегическое планирование развития регионов: первоочередные задачи научного обеспечения // Гуманитарные науки. 2000. № 3.
5. Карлик А.Е., Рохчин В.Е. Стратегическое планирование промышленного развития в федеральных округах России: методологический аспект // Вопросы экономики и права. 2012. № 44. С. 7-12.