Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Электронные образовательные ресурсы и технологии / обучение иностранным языкам / компьютерные технологии / грамматические умения / уровень основного общего образования. / Electronic educational resources and technologies / teaching foreign languages / computer technologies / grammatical skills / level of basic general education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорохов Р. С.

Статья посвящена исследованию методических аспектов развития грамматических умений с применением электронных образовательных технологий на уроках иностранного языка. Приводятся обзор современных подходов и методов, а также результаты проведенных исследований в этой области. В статье представлены результаты анализа актуального уровня компьютеризации в сфере обучения иностранным языкам и разработанные примеры упражнений, направленные на развитие грамматических умений обучающихся с применением компьютерных технологий на уровне основного общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF GRAMMATICAL SKILLS USING ELECTRONIC EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AND RESOURCES IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES AT THE LEVEL OF BASIC GENERAL EDUCATION

This article is devoted to the study of methodological aspects of the development of grammatical skills using electronic educational technologies in foreign language lessons. The article provides an overview of modern approaches and methods, as well as the results of research conducted in this area. The article contains the results of the analysis of the computerization current level in the field of teaching foreign languages and developed examples of exercises aimed at improving grammatical skills of school students using computer technology at the level of basic general education.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 372

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2024 Р. С. Дорохов

1 кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории языка и методики преподавания иностранных языков

e-mail: ruslan_kursk@mail.ru

Курский государственный университет

Статья посвящена исследованию методических аспектов развития грамматических умений с применением электронных образовательных технологий на уроках иностранного языка. Приводятся обзор современных подходов и методов, а также результаты проведенных исследований в этой области. В статье представлены результаты анализа актуального уровня компьютеризации в сфере обучения иностранным языкам и разработанные примеры упражнений, направленные на развитие грамматических умений обучающихся с применением компьютерных технологий на уровне основного общего образования.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы и технологии, обучение иностранным языкам, компьютерные технологии, грамматические умения, уровень основного общего образования.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF GRAMMATICAL SKILLS USING ELECTRONIC EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AND RESOURCES IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES AT THE LEVEL OF BASIC GENERAL EDUCATION

© 2024 R. S. Dorokhov

1Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of the Department

of Language Theory and Methods of Teaching Foreign Languages e-mail: ruslan_kursk@mail.ru

Kursk State University

This article is devoted to the study of methodological aspects of the development of grammatical skills using electronic educational technologies in foreign language lessons. The article provides an overview of modern approaches and methods, as well as the results of research conducted in this area. The article contains the results of the analysis of the computerization current level in the field of teaching foreign languages and developed examples of exercises aimed at improving grammatical skills of school students using computer technology at the level of basic general education.

Keywords: electronic educational resources and technologies, teaching foreign languages, computer technologies, grammatical skills, level of basic general education.

В современном мире общество рассматривает оптимальные пути для организации учебно-воспитательного процесса, содержания обучения и его

структуры. Применение компьютерных технологий в процессе обучения дает возможность преподавателю повысить интерес и мотивацию к изучению предмета у учащихся, учитывая способность каждого из них, а также сформировать умения и возможности работы с персональным компьютером.

При помощи современных технологий меняется характер урока иностранного языка, у учеников развивается самостоятельность при изучении грамматики и открывается много возможностей для стимулирования личных способностей.

Компьютерные технологии кардинально меняют отношение к преподаванию иностранных языков в школе. Благодаря разнообразию тематик, видов деятельности, красивой картинке и увлекательности электронных ресурсов интерес учащихся повышается в разы.

Одним из основных преимуществ применения компьютерных технологий на занятиях по грамматике является возможность создания интерактивных упражнений и игр, которые позволяют обучающимся активно взаимодействовать с языком и непосредственно применять изученные грамматические правила. Такой подход стимулирует более глубокое усвоение материала и повышает мотивацию к обучению.

Другим полезным инструментом являются специализированные компьютерные программы и онлайн-ресурсы, которые предлагают разнообразные упражнения, тесты и грамматические материалы, доступные для самостоятельного изучения. Такие программы обладают большой гибкостью, позволяют индивидуализировать обучение и адаптировать материал под уровень каждого студента.

Актуальность данной темы обусловлена не только высокой популярностью изучения иностранных языков, но и быстрым развитием информационных технологий. Современные ученики уже с самого раннего возраста активно используют компьютеры и мобильные устройства, поэтому применение компьютерных технологий на уроках иностранного языка может существенно повысить мотивацию к обучению и интерес к предмету.

Однако необходимо отметить, что компьютерные технологии не являются панацеей и не могут полностью заменить традиционные методы обучения. Важно правильно организовывать работу с компьютером на уроках, учитывая цели и задачи обучения, а также особенности каждой учебной группы.

В настоящее время использование электронных образовательных технологий, включая компьютеризацию обучения, становится все более важной составляющей образования. Она затрагивает все его сферы, включая обучение иностранным языкам. Компьютеризация обучения иностранным языкам означает использование компьютерных технологий и программного обеспечения для облегчения процесса изучения иностранных языков. Она предоставляет студентам новые возможности для эффективного и интерактивного обучения, а также позволяет преодолеть некоторые традиционные ограничения классического образования [6].

Распространение компьютеров и высокоскоростного интернета привели к существенным изменениям в способах обучения иностранным языкам. С использованием компьютерных технологий стало возможным создание интерактивных учебных материалов, доступных в любое время и из любого места. Это позволяет студентам изучать язык в своем собственном темпе и основывать процесс обучения на своих индивидуальных потребностях [4].

Кроме того, компьютеризация обучения иностранным языкам расширяет возможности коммуникации и общения с носителями языка. Благодаря интернет-сервисам, таким как видеочаты и социальные сети, студенты могут практиковать свои навыки языка в реальных ситуациях и общаться с носителями языка

из разных стран. Это помогает развивать навыки разговорной речи и повышает мотивацию к изучению языка [3].

Однако, несмотря на все преимущества компьютеризации обучения иностранным языкам, некоторые преподаватели выражают опасения относительно полной замены традиционного обучающего процесса компьютерами. Важно найти баланс между использованием компьютерных технологий и традиционными методиками обучения, чтобы обучающиеся получили все необходимые знания, умения и навыки для успешного овладения иностранным языком.

Компьютерные технологии предоставляют широкий спектр возможностей для обучения иностранным языкам. Одним из наиболее распространенных методов является использование онлайн-платформ и приложений для изучения языков. Эти ресурсы обычно предлагают уроки, упражнения, тесты и возможность общаться с носителями языка. Они также часто основаны на индивидуальном подходе и адаптируются к уровню знаний и потребностям каждого обучающегося.

Кроме того, использование компьютеров и интерактивных досок в аудитории позволяет преподавателям создавать интерактивные уроки, включающие в себя различные видео-, аудиоматериалы и интерактивные упражнения. Это делает процесс обучения более интересным и привлекательным для обучающихся, а также позволяет им взаимодействовать с материалом в реальном времени [1].

Для оценки эффективности компьютеризированного обучения иностранным языкам можно использовать различные методы. Один из них - анализ успеваемости обучающихся и сравнение результатов с традиционными методами обучения. Также можно проводить анкетирование и опросы среди обучающихся и преподавателей, чтобы выяснить их отзывы и мнения о компьютеризированном обучении. Важно учитывать, что оценка эффективности может быть индивидуальной и зависит от потребностей и целей каждого обучающегося.

Компьютеризация обучения иностранным языкам предлагает широкий спектр возможностей для создания интерактивных учебных материалов и программного обеспечения, которые могут быть использованы в процессе изучения языка.

1. Виртуальные учебники. Компьютерные программы и приложения могут предоставлять доступ к виртуальным учебникам, которые содержат разнообразные материалы для изучения языка, включая тексты, аудиозаписи, видеоуроки и задания. Обучающиеся могут изучать язык в своем собственном темпе, повторять материалы и выполнять упражнения для закрепления знаний, в том числе в рамках самостоятельной работы.

2. Онлайн-курсы. Широкий выбор онлайн-курсов позволяет изучать иностранный язык с помощью специально разработанных программ, которые включают в себя лекции, упражнения, тесты и возможность общения с преподавателем или другими обучающимися посредством встроенных онлайн-платформ.

3. Интерактивные игры и приложения. С использованием компьютерных технологий можно создавать разнообразные игры и приложения, которые помогают улучшить навыки чтения, письма, аудирования и говорения на иностранном языке. Эти игры и приложения могут быть интересными и мотивирующими, что способствует более эффективному усвоению материала.

4. Видеоуроки и видеоматериалы. Использование видеоматериалов в обучении иностранным языкам позволяет улучшить навыки аудирования и произношения, а также познакомиться с реальными ситуациями в использовании языка. С помощью видеоуроков обучающиеся могут изучать новые слова и фразы, а также развивать умения говорения.

5. Обратная связь и оценка. Компьютерные программы и приложения могут предоставлять обучающимся мгновенную обратную связь сразу после выполнения заданий и упражнений. Это помогает им исправлять ошибки и улучшать свои навыки языка. Также компьютерные технологии могут использоваться для проведения онлайн-тестов и анализа результатов, что позволяет оценивать прогресс более точно.

Изучение иностранного языка направлено на развитие иноязычной коммуникации. Она невозможна без усвоения основных грамматических умений. Поэтому грамматика является важной составляющей обучения иностранному языку. Грамматические умения на уровне основного общего образования включают в себя более продвинутые знания и навыки, связанные с правильным использованием грамматических конструкций и структур языка. На этом уровне ученики должны уметь строить сложные предложения, правильно использовать времена глаголов, грамматические конструкции и функциональные элементы языка.

По мнению В.М. Филатова, грамматические умения можно разделить на морфологические и синтаксические. Морфологические умения обеспечивают правильное образование и использование форм слов (например, личных окончаний глаголов), а синтаксические умения отвечают за грамматически верную и автоматизированную расстановку слов в предложениях [5].

Формирование и дальнейшее развитие грамматических умений является важной частью изучения английского языка. Для этого используются различные методы и приемы, которые помогают обучающимся освоить грамматические правила и научиться применять их на практике.

Один из основных методов формирования и развития грамматических умений -системный подход к изучению грамматических правил. Обучающиеся получают информацию о категориях грамматики, правилах, исключениях, а также изучают примеры и делают упражнения для закрепления материала. Таким образом, им удаётся понять основные принципы и закономерности грамматики и научиться использовать их в практической деятельности.

Для развития грамматических умений необходимо активно использовать грамматические конструкции в различных видах коммуникации. Обучающимся даются разнообразные задания и игры, нацеленные на использование конкретных грамматических правил: например, составление предложений с данными им грамматическими формами, перевод различных конструкций с одного языка на другой, создание диалогов или небольших текстов с применением различных грамматических правил. Это помогает им закреплять и применять изученный грамматический материал на практике.

Проведение подробного анализа и исправление ошибок являются важными приемами развития грамматических умений. При выполнении упражнений и заданий обучающиеся могут допускать ошибки в использовании грамматических форм. Необходимо акцентировать их внимание на этих ошибках, объяснить правильные варианты и помочь исправить ошибки. Это помогает обучающимся понять свои ошибки и избежать их в будущем.

Применение электронных образовательных технологий и ресурсов в изучении грамматики иностранного языка может быть эффективным инструментом, который позволяет обучающимся получать доступ к актуальной информации, различным упражнениям и учебным материалам.

Существует множество информационных ресурсов, предназначенных для обучения иностранной грамматике, и они различаются по формату, качеству и доступности. Одним из наиболее популярных типов ресурсов являются онлайн-платформы и приложения, которые предлагают интерактивные уроки, тесты,

грамматические правила и примеры, а также возможность общения с другими пользователями. Такие ресурсы обычно предоставляют наглядные материалы, звуковые примеры и различные уровни сложности, что позволяет пользователям индивидуализировать свой процесс обучения [2].

Ниже приведен анализ таких популярных платформ, как «Wordwall», «eniscollective.com», «liveworksheets.com», «Quiz your English», «Lingualeo» и «InsertLearning». Для каждой платформы проведен обзор и оценка с учетом критериев качества и содержания ресурсов, интерактивности и мультимедийности, отзывов пользователей и доступности/стоимости.

1. «Wordwall»

Качество и содержание. Платформа «Wordwall» предлагает различные грамматические упражнения, интерактивные игры и кроссворды для обучения грамматике. Содержание является информативным и точным, и упражнения могут быть настроены в соответствии с потребностями учителя.

Интерактивность и мультимедийность. «Wordwall» предлагает возможности для создания интерактивных упражнений с изображениями и звуками. Сама платформа достаточно проста и удобна в использовании.

Оценка пользователей. Большинство пользователей положительно отзываются о «Wordwall», отмечая её эффективность и простоту использования в классной комнате.

Доступность и стоимость. «Wordwall» предлагает как бесплатный, так и платный доступ с дополнительными возможностями и функциями для подписчиков.

2. «eniscollective.com»

Качество и содержание. «eniscollective.com» предлагает широкий выбор грамматических материалов, таких как рабочие листы, тесты и игры. Содержание структурировано и информативно.

Интерактивность и мультимедийность. Платформа предоставляет возможность скачивания и печати материалов с интерактивными упражнениями. Также есть возможность создавать задания, используя видеоматериалы.

Оценка пользователей. Подавляющее большинство пользователей довольны материалами, доступными на «eniscollective.com», и отмечают их полезность и разнообразие.

Доступность и стоимость. «eniscollective.com» предлагает бесплатный доступ к материалам, однако существует возможность подписки на премиум-версию для получения дополнительных возможностей.

3. «liveworksheets.com»:

Качество и содержание. «liveworksheets.com» предлагает широкий выбор интерактивных рабочих листов для обучения грамматике. Возможность создавать собственные материалы делает контент на платформе интересным и разнообразным.

Интерактивность и мультимедийность. Платформа предоставляет возможность создания интерактивных упражнений с использованием различных элементов, таких как изображения, аудио и видео.

Оценка пользователей. Большинство пользователей высоко оценивают «liveworksheets.com» за её интерактивность и возможность создания настраиваемых материалов.

Доступность и стоимость. Пользователи могут бесплатно создавать и использовать материалы на «liveworksheets.com», однако существует премиум-подписка для получения дополнительных функций.

4. «Quiz your English»

Качество и содержание. «Quiz your English» предлагает набор тестов и упражнений, нацеленных на проверку грамматических навыков. Содержание является актуальным и хорошо структурированным.

Интерактивность и мультимедийность. Платформа предоставляет возможность прохождения интерактивных тестов и упражнений с использованием различных мультимедийных элементов.

Оценка пользователей. Большинство пользователей положительно оценивают «Quiz your English» за её полезность и удобство в использовании.

Доступность и стоимость. «Quiz your English» является бесплатной платформой и не требует подписки, что делает её доступной для всех пользователей.

1. «Lingualeo»

Качество и содержание. «Lingualeo» предлагает полный комплекс грамматических материалов, включающий интерактивные упражнения, грамматические правила и уровневые тесты.

Интерактивность и мультимедийность. Помимо интерактивных упражнений, «Lingualeo» предлагает аудио- и видеоматериалы для закрепления грамматики.

Оценка пользователей. Большинство пользователей положительно отзываются о «Lingualeo», отмечая её эффективность и разнообразие материалов.

Доступность и стоимость. «Lingualeo» предлагает как бесплатные, так и платные подписки с возможностью получения дополнительных функций и материалов.

2. «InsertLearning»

Качество и содержание. «InsertLearning» предлагает грамматические материалы в виде интерактивных онлайн-уроков, включающих теорию, упражнения и тесты.

Интерактивность и мультимедийность. Платформа предоставляет возможность добавлять видео, аудио и интерактивные упражнения к урокам.

Оценка пользователей. Пользователи положительно отзываются о возможностях вставки контента и интерактивных элементах на платформе «InsertLearning».

Доступность и стоимость: «InsertLearning» предлагает бесплатный доступ к основным функциям, но существует премиум-версия для получения дополнительных возможностей.

Далее представлены примеры разработанных нами упражнений, которые могут использоваться на рассмотренных ранее интерактивных платформах «Wordwall» и «eniscollective.com» для развития грамматических умений по теме «Passive voice». Эти упражнения помогут обучающимся закрепить грамматические правила и отработать их практическое применение. Один из способов достижения этой цели -использование интерактивных упражнений на платформе «Wordwall».

Первое упражнение, которое можно создать на платформе «Wordwall», - «Quiz». В этом упражнении обучающимся предлагается выбрать правильную форму пассивного залога. Для поддержания интереса и лучшего запоминания материала можно использовать картинки и визуальные элементы (рис. 1).

36:43

Somebody is using the computer at the moment.

✓ o

The computer is being used at the moment.

The computer

is used at the moment.

Рис. 1

Следующее упражнение называется «Random wheel». В этом упражнении обучающимся выпадает предложение, которое они должны перефразировать, используя форму пассивного залога (рис. 2).

\

They have built a new hospital near the airport.

Рис. 2

Далее рассмотрим упражнение, которое называется «Flashcards». Обучающимся предоставляются карточки, на которых написаны предложения в активном залоге. При нажатии на карточку она переворачивается и на обратной стороне появляется вариант этого предложения в пассивном залоге (рис. 3). Задача обучающегося заключается в проверке переделанного предложения.

1 of 8 >

They are building a new ring-road round the city.

Рис. 3

Если в предложении нет ошибок, обучающийся нажимает на зеленую галочку, если ответ неверный - на красный крестик (рис. 4).

Рис. 4

Следующее упражнение, которое, на наш взгляд, является самым интересным называется, «Викторина "Игровое шоу"» (рис. 5).

Рис. 5

По содержанию оно ничем не отличается от упражнения «Викторина», однако, благодаря дополнительным звуковым эффектам, возможности удваивать баллы и использовать преимущество 50/50 и дополнительное время, данное упражнение повышает мотивацию обучающихся на успешное прохождение игры, что заставляет активировать все мыслительные процессы для выбора правильного ответа (рис. 6).

Somebody has cleaned the room.

x2 Score

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The room The room has

was cleaned. been cleaned.

Рис. 6

Extra Time

Также в этом интерактивном упражнении есть бонусный раунд, который обучающимся нравится больше всего, ведь благодаря ему они могут заработать больше очков, для того чтобы быть первыми в рейтинге (рис. 7).

Для успешного изучения темы пассивного залога в английском языке необходимо предоставить обучающимся достаточное количество практического опыта и возможности активно применять свои знания. Один из эффективных способов достичь этой цели - использование интерактивных упражнений на платформе «eniscollective.com». Обучающиеся основного общего образования любят смотреть различные видеоролики в сети Интернет. Интерактивная платформа «eniscollective.com» дает возможность совместить приятное времяпрепровождение с закреплением грамматических правил по теме «Passive voice».

Для следующего задания мы выбрали короткий мультфильм «The Bread», который нашли на одной из онлайн-платформ в Интернете.

Во время первой паузы обучающимся необходимо переписать предложение в форме пассивного залога (рис. 8).

j 1. Rewrite the sentence in passive voice: "The baker is taking this egg" Answer in your own words.

Рис. 8

Во время следующей паузы обучающимся необходимо выбрать верный вариант для описания того, что они видят. Ответов в этом задании может быть несколько (рис. 9).

В следующем задании нужно выбрать, в какой форме написано предложение (Active or Passive) (рис. 10).

Рис. 10

Во время последней паузы обучающимся необходимо выбрать верный вариант для описания того, что они видят. Ответов в этом задании может быть несколько (рис. 11).

|6. Choose the logically correct sentence (s) to describe the situation. Select the right answer(s).

Рис. 11

После выполнения всех заданий обучающиеся видят свой результат в виде баллов (одно упражнение - 1 балл).

В заключение можно отметить, что использование различных современных электронных образовательных технологий в процессе развития грамматических умений в области иностранного языка на уровне основного общего образования, несомненно, является действенным средством и положительно сказывается на восприятии и усвоении материала обучающимися. Однако при выборе и использовании определенных образовательных технологий и ресурсов на занятиях педагогам необходимо принимать во внимание уровень знаний и индивидуальные потребности каждого обучающегося.

Библиографический список

1. Имамутдинова, Ф. Р. Особенности использования интерактивной доски в обучении иностранным языкам / Ф. Р. Имамутдинова // Вестник БелЮИ МВД России. - 2014. - №2-2. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-interaktivnoy-doski-v-obuchenii-inostrannym-yazykam (дата обращения: 16.12.2023).

2. Митчелл, Л. А. Использование интернет-ресурсов в обучении иноязычной грамматике / Л. А. Митчелл, С. К. Гураль // Язык и культура. - 2015. - №2 (30). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-internet-resursov-v-obuchenii-inoyazychnoy-grammatike (дата обращения: 16.12.2023).

3. Сахарова, Т. Е. Социальные сети как способ изучения иностранных языков / Т. Е. Сахарова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - №38. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-kak-sposob-izucheniya-inostrannyh-yazykov (дата обращения: 15.12.2023).

4. Тимофеева, Е. В. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку / Е. В. Тимофеева, Ю. А. Кайль // Известия АлтГУ. - 2014. - №2 (82). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 15.12.2023).

5. Филатов, В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и средней общеобразовательной школе: учебное пособие для студентов педагогических колледжей / под редакцией В. М. Филатова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 416 с. -(Серия «Среднее профессиональное образование»).

6. Хамицева, С. Ф. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам / С. Ф. Хамицева. Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 8 (88). -С. 1057-1059. - URL: https://moluch.ru/archive/88/17354/ (дата обращения: 12.12.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.