Научная статья на тему 'Методические аспекты разработки управленческих решений в организации транспортной логистики предприятия'

Методические аспекты разработки управленческих решений в организации транспортной логистики предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
712
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ / УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ / СБЫТОВАЯ ЛОГИСТИКА / ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА / КРИТЕРИЙ ОПТИМИЗАЦИИ / COMPETITIVE STRATEGY / LEVELS OF MANAGEMENT / SALES LOGISTICS / TRANSPORTATION PROBLEM / THE CRITERION OF OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуржий Н. Г.

В статье определена зависимость между конкурентной стратегией и оперативным уровнем управления логистической системой предприятия. Представлено решение транспортной задачи при критерии оптимизации, соответствующем выбранной стратегии формирования конкурентных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological aspects of the administrative decisions development in the compani’s transport logistics organization

The article defines the relationship between the competitive strategy and operational level of logistics management enterprise system. The solution of the transportation problem when the optimization criteria, corresponding to the chosen strategy of forming the competitive advantages is considered.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты разработки управленческих решений в организации транспортной логистики предприятия»

Висновки даного до^дження i перспективи подальших робт у цьому напрямку. Питання оргашзацп поточного планування дiяльностi будiвельного пiдприeмства потребують подальших дослщжень i узгодження iз стратепчним плануванням для формування системи планування, яка сприятиме пiдвищенню ефективностi дiяльностi будiвельних пiдприeмств зал1зничного транспорту i рiвня

конкурентноздатностi продукцп.

СПИСОК Л1ТЕРАТУРИ

1. Петров Ю.Д. Планирование в структурных подразделениях железнодорожного транспорта [Текст]. Учебник для вузов ж.-д. транспорта / Ю.Д.Петров, А.И.Купоров, Л.В.Шкурина. - М: УМЦЖДТ, Транш. кн,2008. -308с

2. Юрченко Ю. М. Розробка мехатзму стратегiчного планування на затзничному транспортi: автореф. дис. канд. екон. наук: 08.00.03 [Текст] / Юрш Миколайович Юрченко; Укра1нська держ. академiя залiзничного транспорту. - Х., 2009. - 19 с.

3. Кобець О.В. Економжа, органiзацiя i планування виробництва на залiзничному транспорта [Текст]:Частина 1. Навчальний посiбник/ Кобець О.В., Пивовар Т.Г., Тимофеева Г.Т. та шш. - К.: «Дельта», 2008. - 206 с.

4. Моисеева Н.К. Конкурентоспособность, маркетинг, обновление [Текст]. Т.1,2./Н.К.Моисеева, Ю.П.Анискин.- М.: Внешторгиздат, 1993. - 584 с.

5. Ильин А.И. Планирование на предприятии [Текст]/ Учеб. пособие. В 2 ч. Ч.1. Стратегическое планирование. Ч.2. Тактическое планирование. / А.И. Ильин. - Мн.: ООО «Новое знание», 2000. - 719 с.

6. Москалик В.£. Планування дiяльностi тдприемства [Текст]: Навч. поаб./За заг. ред. В.£. Москалика. / В.е. Москалик. - К.: КНЕУ, 2005. - 384 с.

7. Литвин Б.М. Планування дiяльностi будiвельного тдприемства [Текст] / Навч. поабник. / Б.М. Литвин. - К.: Хай-Тек Прес, 2008. - 320 с.

8. Боровик Ю.Т. Стратепчне планування на будiвельних тдприемствах залiзничного транспорту в ринкових умовах [Текст] / Ю.Т. Боровик // Вюник економiки транспорту i промисловостi (збiрник науково-практичних статей). Випуск 33.- Харкв: УкрДАЗТ, 2011. - С. 167-171.

Аннотация. В статье рассмотрена организация системы текущего планирования на строительных предприятиях железнодорожного транспорта в современных условиях.

Ключевые слова: текущее планирование, ключевые результаты, плановые показатели, стратегическое планирование.

Summary.. In article the organization of system of routine planning at the building enterprises of railway transportation in modern conditions is considered.

Keywords: routine planning, key results, planned targets, strategic planning.

Рецензент д.е.н., професор УкрДАЗТ Позднякова Л.О. Експерт редакцшног колегп к.е.н., доцент УкрДАЗТ Зубенко В.О.

УДК 005.53:658.788.5

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ

РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Гуржий Н.Г., соискатель (ХНЭУ)

У статтi визначено залежнкть мiж конкурентною стратегieю i оперативним рiвнем управлтня логiстичною системою тдприемства. Представлено рiшення транспортной задачi при критерИ оптимгзацИ] що вiдповiдаe обрант стратеги формування конкурентних переваг.

Ключовi слова: конкурентна стратегш, рiвнi управлшня, збутова лог^тика, транспортна задача, критерш оптим1заци\

Постановка проблемы и ее связи с современном этапе развития экономики вследствие научными и практическими заданиями. На снижения покупательной активности после

© Гуржий Н.Г.

Вк'ник економжи транспорту i промисловост № 34, 2011

финансового кризиса обостряется конкурентная борьба производителей. Конкурентные преимущества при сбыте обеспечиваются определением потребностей клиентов и приспособлением предприятий удовлетворять данные требования эффективнее, чем конкуренты. Одной из составляющих системы сбыта является транспортная логистика, поэтому для поддержания конкурентоспособности предприятия необходимы эффективные и своевременные управленческие решения относительно транспортировки продукции.

Анализ последних исследований и публикаций, на которые опирается автор со ссылкой на источники. Исследованию проблемы оптимизации перевозок грузов посвящено много трудов отечественных и зарубежных авторов. Решение транспортных задач с помощью линейного программирования рассмотрено Акуличем И.Л.[1], Шикиным Е.В.[8]. Вопросы

формирования общей логистической стратегии, в частности, транспортной логистики, исследованы Д. Уолтерсом [6], М. Кристофером [5]. Но недостаточно внимания уделяется интеграции всех уровней логистического планирования и определению соответствия оперативных решений общей стратегии организации.

Целью статьи является обоснование выбора критерия оптимизации планирования в транспортной логистике согласно общей стратегии развития предприятия.

Изложение основного материала исследования с обоснованием полученных научных результатов. Для определения взаимосвязи между логистическими решениями на разных уровнях менеджмента разработана методика оценки рациональности принятия оперативных решений согласно стратегии управления предприятием. Ее схема представлена на рис.1.

Определение наиболее рационального плана транспортировки

Рисунок 1 - Схема последовательности принятия решений при организации транспортной

логистики предприятия

Первый уровень управления -стратегический - определяет цель, форму и общие принципы функционирования организации. Также задачей стратегического планирования является установление способа позиционирования

предприятия на рынке с учетом специфики деятельности и анализа конкурентного окружения. Таким образом, формируется стратегия конкурентных преимуществ. Выделяют три общих

Вкник економпки транспорту 1 промисловост № 34, 2011

стратегии формирования конкурентных преимуществ [6]:

- стратегия дифференциации - стремление предприятия к уникальности в каком-либо аспекте, который характеризируется большим количеством потребителей;

- стратегия лидерства по затратам -стратегия лидерства на рынке за счет снижения общих логистических затрат;

- стратегия фокусирования -концентрация на нуждах одного сегмента или конкурентной группы покупателей, без стремления охватить весь рынок. Такая стратегия может опираться как на дифференциацию, так и на лидерство по затратам, либо и на то и на другое, но только в рамках целевого сегмента.

С точки зрения стратегического планирования логистической деятельности важным является определение одной из первых двух общих стратегий. Главные принципы функционирования предприятия согласно выбранной стратегии составляют основу планирования логистики.

При стратегии дифференциации систему логистики необходимо разрабатывать с учетом таких особенностей: при выборе поставщика для предприятия важна его высокая надежность, качество сырья, полуфабрикатов и возможность распоряжения большим ассортиментом продукции. Для увеличения скорости доставки товаров необходимо создавать локальные склады и запасы ассортиментного ряда, иметь высокую представительность на рынке, при транспортировке нужно оптимально сочетать перевозки частичных грузов для поставок клиентам и перевозки полностью укомплектованных грузов для поставок на склады, желательно также предложение срочных поставок.

Если предприятие имеет стратегию лидерства по затратам, то оно должно придерживаться принципа - минимальные логистические издержки при достойном уровне сервиса. Соответственно, при выборе поставщиков организация руководствуется

Определение условий пл,

главными критериями - уровнем цен, наличием скидок согласно закупаемому количеству продукции. Складское хозяйство является централизированным, с низким уровнем гарантийных запасов. Производится консолидация благоприятных по затратам перевозок -железнодорожные или комбинированные перевозки, при этом перемещают только полностью укомплектованные грузы, что снижает частоту транспортировок.

Таким образом, выбор стратегии создания конкурентных преимуществ определяет

особенности планирования и организации системы логистики на предприятии.

Одной из составляющих системы управления движением материальных потоков на предприятии является транспортная логистика.

Первоочередность исследования данного структурного элемента обусловлена наибольшей долей издержек на транспортировку в общих логистических затратах [4]. Принятие решений в транспортной логистике подразумевает разработку оптимального плана перевозок товаров согласно выбранному критерию.

В основу определения оптимального маршрута доставки грузов положены экономико-математические методы, но при использовании данных методов дается оценка только одного критерия - суммарных затрат на перевозку. Данная постановка задачи соответствует стратегии лидерства по затратам, однако величина затрат не является определяющим критерием при стратегии дифференциации, когда предприятие ориентируется на интенсивность и скорость доставки грузов.

Предлагается рассмотреть решение транспортной задачи: доставки овощей из складов производителя - предприятия «Агроинвест» - к розничным торговым точкам, учитывая критерии минимизации затрат и время прохождения маршрута. Исходное условие представлено в таблице 1.

Таблица 1

перемещения товаров

Пункт отправления Пункт назначения Запасы, кг

В1 В2 В3 В4

Время, Тариф, ч д. ед. Врем Тариф, я,ч д. ед. Время,ч Тариф, д. ед. Время, ч Тариф, д. ед.

А1 1,4 5 0,8 4 2,3 3 1,7 4 210

А2 1,1 3 1,5 2 1,9 5 2,1 5 340

А3 1,6 1 2,5 6 0,9 3 1,8 2 150

Потребности, кг 330 160 90 120 700

Вкник економжи транспорту 1 промисловост1 № 34, 2011

Решение задачи осуществляется в два этапа: потенциалов [1]. В таблице 2 представлено сначала определяется опорный план решение задачи при критерии оптимизации -транспортировки методом аппроксимации Фогеля, минимум издержек. далее план проверяется на оптимальность методом

Таблица 2

Решение задачи с целью минимизации транспортных затрат

Пункт отправления Пункт назначения Запасы, кг

В1 В2 В3 В4

А1 5 4 3 3 90 4 4 120 210

А2 3 180 2 160 5 5 340

А3 1 150 6 3 2 150

Потребности, кг 330 160 90 120 700

Исходя из плана поставок, который отображен в таблице 2, можно рассчитать стоимость (С) и время (Т) прохождения маршрута: С = 3*180 + 1*150 + 2*160 + 3*90 + 4*120 = 1760 ден. ед.

Согласно плану, определенному в таблице 3, рассчитаем стоимость и время маршрута:

С = 3*330 + 4*160 + 3*90 + 4*50 + 5*10 + 2*60 = 2270 ден. ед.

Т = 1,1*330 + 0,8*160 + 0,9*90 + 1,7*50 + 2,1*10 + 1,8*60 = 786 ч.

При втором варианте решения стоимость перевозок почти на 30 % больше, чем условии минимизации затрат. Однако при этом скорость доставки уменьшилась на 40 %.

Выводы данного исследования и перспективы дальнейших работ в этом направлении. Таким образом, произведенные расчеты показывают, что при установлении критериев оптимизации плана перемещения грузов можно получить различные решения исследуемой задачи. Необходимость получения определенного значения параметров маршрута транспортировки

Т = 1,4*180 + 1,6*150 + 1,5*160 + 2,3*90 + 1,7*120 = 1089 ч.

Рассмотрим решение задачи, выбирая критерий минимизации времени прохождения маршрута (табл.3).

основывается на принципах стратегического планирования логистической деятельности. При выборе стратегии дифференциации акцент делается на высокой надежности и скорости поставок, поэтому определяющим критерием транспортной задачи является минимизация времени прохождения маршрута. При стратегии лидерства в издержках важна общая сумма логистических затрат, поэтому оптимизация доставок грузов производится согласно критерию наименьших расходов. Согласование уровней планирования при управлении

конкурентоспособностью предприятия

способствует долгосрочному выделению

предложения товаров предприятия на рынке благодаря повышению конкурентных

преимуществ.

Таблица 3

Решение задачи с целью минимизации времени поставок

Пункт отправления Пункт назначения Запасы, л

В1 В2 В3 В4

А1 1,4 °,8 160 2,3 1,7 50 210

А2 1,1 330 1,5 1,9 2,1 10 340

А3 1,6 2,5 0,9 90 1,8 60 150

Потребности, л 330 160 90 120 700

Вкник економпки транспорту 1 промисловост № 34, 2011

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Акулич И.Л. Математическое программирование в примерах и задачах. Учеб.пособие для студ. экон. спец. вузов. - М.: Высш. шк., 1986. - 319 с.

2. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.

3.Курганов В.М. Логистические транспортные потоки: Учебно-практическое пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. - 252 с.

4. Логистика автомобильного транспорта: Учеб пособие/ В.С. Лукинский, В.И. Бережной и др. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 395 с.

5.Мартин Кристофер, Хелен Пэк. Маркетинговая логистика. — М.: Издательский Дом «Технологии », 2005 г. — 200 с.

6.Портер М. Конкуренция. Пер. с англ. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2005. - 608 с.

7. Уолтерс Д. Логистика. Управление цепью поставок. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 504с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8.Шикин Е.В. Математические методы и модели в управлении. - М.: Дело, 203. -431с.

9.Щербаков В.В. Основы логистики. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 468 с.

Аннотация. В статье определена зависимость между конкурентной стратегией и оперативным уровнем управления логистической системой предприятия. Представлено решение транспортной задачи при критерии оптимизации, соответствующем выбранной стратегии формирования конкурентных преимуществ.

Ключевые слова: конкурентная стратегия, уровни управления, сбытовая логистика, транспортная задача, критерий оптимизации.

Summary.. The article defines the relationship between the competitive strategy and operational level of logistics management enterprise system. The solution of the transportation problem when the optimization criteria, corresponding to the chosen strategy of forming the competitive advantages is considered.

Keywords: competitive strategy, levels of management, sales logistics, transportation problem, the criterion of optimization.

Рецензент д.э.н., профессор ХНЭУ Поддубна Л.И. Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрДАЗТ Полякова Е.Н.

УДК 338.24 : 65.012.2

СИСТЕМНИЙ П1ДХ1Д ДО СТРАТЕГ1ЧНОГО УПРАВЛ1ННЯ

шдприемством

Гурьянов А.Б., к.е.н., доцент (ХДТУБА) Гришко О.А., студентка (НТУ «ХП1»)

Стаття присвячена проблемi розробки стратеги тдприемства в умовах ринку обмежених ресурав. Запропоновано .здШснювати формування генеральной стратеги на основi системного тдходу до yправлiння тдприемством.

Ключовi слова: менеджмент, стратегiчне управлшня, системний nidxid.

Постановка проблеми. Яюсна

трансформащя ринкових умов господарювання сучасних шдприемств викликае необхщтсть виршення принципово нових проблем, в основi яких пошук адекватних методiв i способiв досягнення та утримання конкурентних позицш, розробка стратеги i тактики забезпечення довгострокового устху тдприемства. У цих умовах перед керiвниками шдприемств постае

завдання формування тако1' системи управлшня, яка б забезпечила стратепчну гнучшсть оргашзацп. При цьому важливого значення набувають процеси управлшня набором дшових стратегш, яю забезпечують досягнення стратепчних цшей тдприемства в рiзних сферах його дшово1° активности

Aналiз останнгх до^джень i публшацш. Питанням розробки i реалiзацiï стратеги

© Гур'янов A.Б., Гришко O.A.

Вкник екoнoмiки трaнcпoрту i прoмиcлoвocтi № 34, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.