УДК 802.0 (075.8), ББК 81.432.1я73 © И.Ю. Лавриненко, Н.В. Кушнарёва
И.Ю. Лавриненко, Н.В. Кушнарёва МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
В статье исследуется проблема низкой мотивации студентов к изучению иностранного языка, анализируется опыт применения балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов в Омском государственном университете путей сообщения. Предложенная балльно-рейтинговая система рассматривается как один из методов повышения мотивации в процессе изучения иностранного языка у студентов технического / неязыкового вуза. Разработанная авторами система используется на кафедре русского и иностранного языков более 7 лет. Предметом научной статьи является анализ причин низкой успеваемости студентов и условий для повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка. Авторами были рассмотрены цели, поставленные перед преподавателем иностранного языка согласно программе по предмету «Иностранный язык», основные причины слабой успеваемости студентов по предмету в техническом вузе. В статье изложены основные положения, правила и принципы разработанной авторами балльно-рейтинговой системы, базирующейся на кредитной оценке, непосредственно связанной с учебной трудоёмкостью дисциплины, на индивидуальном подходе и степени усвоения материала, и не зависит от успеваемости других студентов; подробно рассмотрены основные виды работ по дисциплине, которые оцениваются согласно балльно-рейтинговой системе. Результатами разработанной системы стали повышение мотивации студентов к изучению иностранного языка, а также качества усвоенных умений и навыков по дисциплине; непрерывный контроль успеваемости и корректировка работы студента в течение семестра как преподавателем, так и обучающимся. Полученные результаты применения предложенной балльно-рейтинговой системы могут быть применены в практике преподавания иностранного языка в вузе.
Ключевые слова: мотивация студентов, балльно-рейтинговая система, уровень владения иностранным языком, критерии оценивания.
Глубокие преобразования в политической, экономической и социальной жизни общества обусловили современные реформы в области образования. В последние десятилетия исследование человеческого фактора в языке занимает все большее место. Ученых интересуют проблемы связи языка и мышления, а шире - способы отражения объективной действительности в сознании представителей различных этносов, особенности восприятия окружающего мира различными народами, отражение ценностей и норм в языке и в языковой картине мира.
Изучение иностранного языка в семантическом и когнитивном аспекте позволяет понять природу языка, его связь с мышлением, способствует более глубокому овладению иностранным языком, дает возможность найти наиболее адекватные формы выражения мысли при переводе с одного языка на другой.
Однако ряд проблем современной средней школы (нехватка преподавательского состава, низкий уровень преподавания иностранных языков) влечет за собой недостаточную степень сформированности знаний, умений и навыков иностранного языка у школьников, а затем и у студентов вузов. Поэтому повышение уровня преподавания иностранного языка в средних школах, и, как следствие, в вузах России, было признано одним из приоритетных направлений в образовании.
Но в силу ряда причин быстрое изменение в этой области возможно и происходит в центральной части нашей страны, тогда как в Сибири, на Урале темп развития и улучшения процесса обучения иностранным языкам проходит крайне медленно.
Лишь в специализирующихся на преподавании иностранных языков, так называемых «языковых» школах, ситуация заметно меняется и улучшается. Однако основное количество выпускников подобных школ по понятным причинам ставят своей целью получить специальность / профессию, связанную так или иначе с филологией или выбирают те вузы, где где обязательными вступительными требованиями необходимы результаты ЕГЭ по иностранному языку. Тем самым процент абитуриентов из «языковых» школ, поступающих в технические, неязыковые вузы очень мал. Следовательно, уровень владения иностранным языком среднестатистического студента-первокурсника неязыкового вуза также весьма низкий.
В силу ряда причин, в том числе политических, экономических и т.д., сформировавшихся за период с начала 1990-х годов и по наши дни, ситуация, сложившаяся в средней школе, не в европейской части России, а в глубинке, и даже в нашем городе Омске (городе-миллионнике), не говоря уже о районных центрах, до сих пор далека от желаемой. В течение последних 20-25 лет преподавание таких дисциплин, как биология, география, химия, иностранный язык, история в средней школе приобрели характер второстепенных. В результате средний показатель уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся по этим дисциплинам резко снизился.
В связи с указанными выше причинами уровень владения иностранным языком студента технического вуза, приступающего к изучению иностранного языка уже на новом этапе, крайне низкий. Такая ситуация очень усложняет работу преподавателя иностранного языка, которому необходимо достичь целей, поставленных программой по предмету, а именно:
формирование у студентов знаний и навыков в области грамматики в объёме, позволяющем вести на иностранном языке беседу, участвовать в дискуссии, выступать публично по темам в рамках общественно-политической, профессиональной и социально-культурной сфер общения; правильно пользоваться речевым этикетом;
формирование у студентов способности эффективно работать индивидуально и как члену команды;
умение использовать различные методы эффективной коммуникации в профессиональной среде и в социуме (написание отчетов, презентация материалов, выдача и прием ясных и понятных инструкций);
владение иностранными языками, достаточное для общения при работе в международных командах;
освоение студентами основ переводческой работы в устной и письменной форме;
умение аннотировать и реферировать печатные и аудитивные материалы в рамках профессиональной сферы общения;
умение воспринимать и обрабатывать в соответствии с поставленной целью различную информацию на иностранном языке, полученную из печатных, аудиовизуальных, аудитивных источников в рамках общественно-политической,
профессиональной и социокультурной сфер общения;
изучение наиболее употребительной лексики, относящейся к профессиональному языку;
творческий поиск в рамках профессии, осознание необходимости и способности самостоятельного обучения в течение всей жизни.
Опыт многолетней работы в техническом вузе позволил нам выделить следующие основные причины слабой успеваемости студентов по дисциплине «Иностранный язык»:
1. Низкий уровень овладения иностранным языком в средней школе.
2. Слабая мотивация. В условиях, когда студент не получил нужных знаний в средней школе по предмету, а в настоящей время, к сожалению, процент таких студентов близок к 90, преподаватель вынужден корректировать свою работу и работу студента, увеличивать темп, объём нужного для изучения материала и т.д. В результате повышения нагрузки студент теряет мотивацию к подобной работе, что отрицательно сказывается на результатах его учебы.
3. Недостаточное разнообразие и невысокое качество содержания учебников для студентов неязыковых / технических специальностей по иностранному языку.
4. Сокращение аудиторных часов для изучения иностранного языка и переход на самостоятельное изучение студентами дисциплины, что в случае иностранного языка крайне отрицательно сказывается на знаниях студентов.
Однако нехватку или недостаточный уровень учебных изданий вполне можно восполнить издаваемыми преподавателями учебно-методическими пособиями. Малое количество часов также возможно компенсировать направленной и управляемой
самостоятельной работой студентов, благодаря высоким технологиям (Интернет- источники, многочисленные сайты, предлагающие разнообразные варианты изучения языка, смартфоны и т.д.), которые приобрели общедоступность.
Но особенно беспокоит нас низкая мотивация студентов технического вуза к изучению иностранного языка. В европейских странах иностранным языком (английским по большей части) владеют на очень высоком уровне, что объясняется потребностью получить хорошую работу, так как рынок труда Европы общий, и наблюдается серьезная конкуренция. А также есть необходимость работать с разными странами, так как коллективы и бизнесы мультинациональные. В России же только лучшие выпускники языковых школ могут позволить себе устроиться на работу в компанию/фирму, работающую с иностранными коллегами. Складывается мнение, что иностранный язык нужен только для получения бизнес информации и крайне востребован для карьеры на Западе. Выходит, что обычному россиянину, работающему на просторах нашей Родины, иностранный язык не нужен. Поэтому далеко не каждый студент-первокурсник осознаёт сегодня, насколько быстро меняется ситуация в области образования, на рынке труда, насколько велика потребность в знании иностранного языка в современном мире практически в любой профессии и при любой квалификации.
«Для того, чтобы управлять образовательным процессом, учителю необходимы реальные данные о всех сторонах образовательного процесса. Без достоверной и своевременной информации о промежуточных результатах, без непрерывной обратной связи процесс управления качеством невозможен. Управление качеством образования - это управление механизмами оценки и контроля качества. При этом расставляются новые акценты в системе оценивания. Происходит переход от оценки как инструмента контроля - к оценке как инструменту управления качеством образования» [1, с. 3].
В ходе анализа научной литературы и педагогической практики было выявлено, что современный подход к контролю и оценке результатов в общем образовании в рамках реализации новых стандартов является более объективным и личностно-направленным, чем традиционный подход системы контроля и оценки результатов образовательного процесса. Анализ традиционных методов контроля показал, что система оценки качества образования не опирается на объективные методы педагогических измерений (субъективность оценки знаний). «Качество» трактуется сегодня достаточно произвольно и не соответствует тем требованиям, которые предъявляются государственными стандартами общего образования [Там же, с. 11].
В связи с вышеуказанными обстоятельствами преподавателю иностранного языка в техническом вузе приходится прикладывать огромные усилия, чтобы повысить мотивацию студента к изучению иностранного языка на должном уровне. Многолетний опыт работы в вузе показал, что одним из таких
способов для повышения мотивации студентов является разработанная нами балльно-рейтинговая система, используемая уже более 7 лет на кафедре русского и иностранного языка Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС).
В последнее время в вузовской практике активно используется рейтинговая система, представляющая собой объективную шкалу сопоставления качества и объема и знаний студентов, по которой определяется индивидуальный рейтинг каждого из них. «Рейтинг — некая числовая величина, выраженная по многобалльной системе и интегрально характеризующая успеваемость и знания студентов, а также их участие в учебно-исследовательской работе» [3, с. 579].
Целями балльно-рейтинговой системы является повышение качества обучения за счет интенсификации учебного процесса и комплексная оценка качества учебной работы студентов в процессе обучения по программам высшего профессионального образования. Основными задачами балльно-рейтинговой системы в вузе являются: повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы;
Шкала оценивания до
активизация работы профессорско-
преподавательского состава и студентов по обновлению и совершенствованию содержания и методов обучения; усиление регулярного контроля за работой студентов при освоении ими основной профессиональной образовательной программы по специальности (направлению подготовки);
формирование навыков самоорганизации учебного труда и самооценки у студентов [2, с. 457].
В ОмГУПСе принята 100-балльная рейтинговая система оценивания сформированности знаний, умений и навыков студентов по отдельным дисциплинам, шкала которой базируется на кредитной оценке той или иной дисциплины, непосредственно связанной с ее учебной трудоёмкостью, на индивидуальном подходе и степени усвоения материала, и не зависит от успеваемости других студентов (табл. 1). В течение семестра выделяются 3 контрольные недели, в конце которых происходит процесс подведения итогов и оценка успеваемости студентов в виде итоговых баллов по каждой дисциплине, изучаемой в текущем семестре. Результаты третьей контрольной недели - средний балл всех трёх за семестр.
Таблица 1.
тижения компетенций
Уровень освоения компетенции Отметка по 100-балльной шкале (текущий контроль успеваемости) Отметка по пятибалльной системе (промежуточная аттестация)* Описание
высокий 93 - 100 «отлично» «зачтено» «зачтено (отлично)» Обучающийся обнаружил всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, умеет свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоил основную литературу и знаком с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, обучающийся проявляет творческие способности в понимании, изложении и использовании материала
базовый 76 - 92 «хорошо» «зачтено» «зачтено (хорошо)» Обучающийся обнаружил полное знание учебного материала, успешно выполняет предусмотренные в программе задания, усвоил основную литературу, рекомендованную в программе
пороговый 60 - 75 «удовлетвор ительно» «зачтено» «зачтено (удовлетвори тельно)» Обучающийся обнаружил знания основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляется с выполнением практических заданий, предусмотренных программой, знаком с основной литературой, рекомендованной программой, допустил погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладает необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя
0 - 59 «неудовле творитель но» «не зачтено» «не зачтено (неудовлетвори тельно)» Обучающийся обнаружил пробелы в знаниях основного учебного материала, допустил принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой практических заданий, не может продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании образовательной организации без дополнительных занятий
Нами была разработана балльно-рейтинговой система, которая способна устранить сложившиеся недостатки и недочеты, устранить пробелы в оценивании учебной деятельности студентов. Все правила разработанной системы доводятся и объясняются студентам на первом занятии. По прошествии 2 недель обучения студентам высылаются на почту (либо в созданную группу соц. сетей) полученные учащимися результаты в виде электронной таблицы excel для того, чтобы у них была возможность исправить или сдать какой-либо материал до подведения итогов на контрольной неделе, повысить балл и т.д.
В период до контрольной недели (как правило, это занимает 4 недели), студенты выполняют определенные задания, за которые назначены конкретные баллы, сумма которых на выходе, то есть в конце контрольной недели, составляет 100%.
Основными видами работ по дисциплине «Иностранный язык», которые оцениваются балльной системой, являются:
- выполнение домашней работы: закрепление пройденного во время аудиторного занятия материала в часы самостоятельной работы (оценивается в баллах, которые в дальнейшем станут частью итоговых баллов за контрольную неделю). Выполнившим работу студентам выставляется «+» (работа зачтена), и «-» (работа не зачтена), если домашнее задание не было выполнено. В среднем за этот вид работы назначается от 1 до 5 баллов. Исправить положение возможно путем выполнения домашней работы позже, но предусмотрено определенное «наказание», а именно, студенту необходимо переписывать как тексты и предложения из упражнений, которые были заданы, так и их перевод на русский язык. Работа эта
необязательна, но если у обучающегося есть желание повысить свой балл за контрольную неделю, то он/она могут этим воспользоваться. Нередко так и происходит, если итоговый балл получается 75 («удовлетворительно»), то для повышения рейтинга достаточно выполнение одной подобной работы (диапазон оценки «хорошо» (76-92 балла)). Но чаще всего студенты стараются выполнять домашнюю работу, чтобы избежать затратных по времени действий в будущем, что тоже положительно влияет на учебный процесс и повышает качество знаний студентов в процессе овладения необходимым материалом - обучающимся значительно легче готовиться к контрольным работам и диктантам;
- устный ответ, в зависимости от пройденного материала раздела может быть в форме монологического, либо диалогического высказывания. Количество баллов варьируется в зависимости от уровня сложности диалога или монолога;
- словарный диктант: набор лексических единиц (слова, фразы), изученный в рамках того или иного раздела (список слов известен заранее, сверяется и уточняется перевод каждой лексической единицы непосредственно перед проведением диктанта). Количество баллов варьируется в зависимости от уровня сложности словарного состава диктанта;
- контрольная работа по материалу одного раздела, включающая задания на проверку уровня овладения лексическо-грамматическим материалом (задание состоит из 30 вопросов);
- итоговая контрольная работа по двум пройденным разделам, охватывающая основные аспекты языка: чтение, аудирование, лексико-грамматический материал (задание состоит из 60 вопросов);
- аннотирование и реферирование печатных и аудитивных материалов в рамках профессиональной сферы общения;
- проект и его защита. В течение каждого контрольного месяца студент проводит проектное
Критерии оценивания презент
исследование индивидуально или в группе с последующей его презентацией. Оценка проектного исследования производится в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
проектного исследования
Область оценивания Параметры для оценивания Макс. балл
Содержание 1. Подбор фактического материала в соответствии с выбранной темой. 5
2. Глубина проникновения в тему (материал разбит на подтемы).
3. Наличие иллюстративного материала, соответствующего текстовому содержанию.
4. Грамотное изложение текстового материала (правильно подобранные лексические единицы; наличие ключевых слов и фраз вместо предложений).
5. Научный подход к проектному исследованию
Структура Информация на слайдах структурирована и представлена последовательно и логично. 2
Оформление презентации 1. Использование спецэффектов: • Цвет, анимация, звуковое сопровождение 4
2. Использование для вставки статических и динамических объектов • Видеоролики, иллюстрации
Проведение презентации 1. правильно выстроенная речь выступающего (1. нет грамматических 2. лексических и 3. фонематических ошибок, затрудняющих понимание текста) 4
2. Соблюдение правил подачи презентации (1. приветствие, представление себя, темы 2. плана презентации 3. использование специальной лексики 4. завершение выступления)
3. Четкость, ясность в изложении основного содержания презентации.
ИТОГО: 15
Многие преподаватели назначают
определенные баллы за каждое посещение занятий, мы предлагаем несколько другой вариант. Отсутствие студента без уважительной причины на занятии приводит к потере в общей сумме баллов в конце контрольного периода. За период первой контрольной недели теряется от набранной суммы по 2 балла за 1 занятие, за второй период - по 5 баллов, за третий период по 10 баллов. Подобное ужесточение связано, исходя из 15-летнего опыта работы в вузе, с нежеланием студентов в конце семестра, как зимнего, так и весеннего, посещать занятия, а это, по нашему замыслу, должно сказаться на их дальнейшей успеваемости. При этом допускается определенное стимулирование студентов в планировании своей посещаемости: они могут пропустить занятие или занятия без серьезных для себя последствий в первую контрольную неделю и многие этим пользуются, когда, например, им хочется сделать выбор в пользу «поспать утром лишних полтора часа» и т.д., тогда как пропуск в конце семестра им очень «дорого» обойдется и сильно повлияет на итоговый балл.
Немаловажным фактором сокращения числа задолженностей и мотивирования студентов выполнять и сдавать работы вовремя явились следующие правила.
1. Оценку «отлично» возможно получить только в первый день, то есть только в тот день, в который назначена сдача того или иного задания. В последующие дни, отведенные преподавателем для приема задолженностей, сдать работу возможно, максимально получив при этом «хорошо». Если же студент ликвидирует свои задолженности в течение контрольной недели, то максимальная оценка будет только «удовлетворительно».
2. Если перед выставлением контрольных баллов за истекший месяц у студента есть даже одна задолженность с оценкой «неудовлетворительно», балл не может быть выше 59, то есть итогом
контрольной недели является то, что обучающийся не превысил пороговый уровень освоения компетенций. Наличие «-» за невыполнение домашней работы подобного влияния на результат контрольной недели не имеет.
3. Одним из условий получения оценки «хорошо» или «отлично» на экзамене является отсутствие даже одного итога в 59 баллов за любую контрольную неделю.
Результатами применения разработанной нами балльно-рейтинговой системы явились:
- повышение мотивации студентов к активной систематической учебной работе в течение всего семестра по усвоению знаний и умений по иностранному языку;
- повышение качества усвоенных навыков и умений по дисциплине;
- своевременная оценка состояния своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки до экзаменационной сессии;
- выработка единых требований к оценке знаний в рамках отдельной дисциплины;
- организация непрерывного контроля успеваемости и корректировки работы обучающегося в течение всего семестра как преподавателем, так и самим студентом;
- получение многосторонней информации о качестве и результативности обучения с целью поощрения студентов;
- понимание обучающимися системы оценивания различных видов работы по дисциплине с целью получения итоговых оценок;
- осознание необходимости своевременного освоения материала и систематической работы по предмету;
- практически 100% посещение студентами аудиторных занятий, что положительно влияет на процессе обучения в целом.
Библиографический список
1. Маряшина, И. В. Балльно-рейтинговая система контроля и оценки знаний и умения учащихся по физике как средство достижения новых образовательных результатов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук [Текст] / И. В. Маряшина. - Москва, 2014. - 25 с.
2. Опрятов, В. И. Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» [Текст] / В. И. Опрятов // Ученые записки Орловского государственного университета, серия «Гуманитарные и социальные науки». - 2012. - № 5. - С. 457-459.
3. Тарасенко, О.В., Димиденок, Ж. А. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов в условиях аграрного вуза. Дальневосточный государственный аграрный университет (г. Благовещенск) [Текст] / О. В. Тарасенко, Ж. А. Димиденок // Young Scientist. - 2014. - № 1. - С. 579.
Сведения об авторах:
Лавриненко Ирина Юрьевна - старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения» (644046, Российская Федерация, г. Омск, пр. Маркса, д. 35, корп. 3), e-mail: iulavrushka@mail.ru.
Кушнарёва Наталья Викторовна - старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения» (644046, Российская Федерация, г. Омск, пр. Маркса, д. 35, корп. 3), e-mail: polyakus@list.ru. Статья поступила в редакцию 13.02.2019 г.