Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА"КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ"'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА"КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРОГРАММЫ / MULTIMEDIA SOFTWARE / МУЛЬТИМЕДИА / MULTIMEDIA / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMPUTER TECHNOLOGY / КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ(КСЕ) / THE CONCEPT OF MODERN NATURAL SCIENCES (CNS)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмаилова Гульзат Дерденбаевна

В статьепоказаны место и роль учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» в формировании научной культуры обучающихся; методологические особенности ее преподавания для гуманитарных специальностей;рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании дисциплины «Концепции современного естествознания»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исмаилова Гульзат Дерденбаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF TEACHING THE COURSE "CONCEPTS OF MODERN NATURAL SCIENCE"

The article shows the role and place of the discipline "concepts of modern natural science" in the formation of the scientific culture of students; methodological features of the teaching of the Humanities; discusses the use of information and communication technologies in the teaching discipline "concepts of modern natural science"

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА"КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ"»

Г.Д. Исмаилова (Кыргызстан)

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

Ключевые слова: мультимедийные программы, мультимедиа, информационные компьютерные технологии, концепция современного естествознания (КСЕ).

Аннотация: В статье показаны место и роль учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» в формировании научной культуры обучающихся; методологические особенности ее преподавания для гуманитарных специальностей; рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании дисциплины «Концепции современного естествознания»

В нынешних условиях технического прогресса, в период утверждения нового мышления, способного целостно охватить глобальные, общечеловеческие проблемы и обеспечить их гуманистическое решение; неизмеримо усиливается роль естественнонаучного познания как способа всестороннего охвата действительности, постижения ее глубинного смысла и сути. Соответственно, повышается интерес к естествознанию со стороны различных слоев общества. Естествознание охватывает широкий спектр тематики о многочисленных явлениях природы, которую можно рассматривать как единое целое.

Как известно, основной целью изучения дисциплины «Концепции современного естествознания» является ознакомление студентов гуманитарных направлений и специальностей с основными концепциями естественных наук - механики, физики, химии, биологии, географии, астрономии, экологии, генетики и других. Ознакомление в общекультурном, историческом аспекте (с дополнительным компонентом единой культуры - естествознанием), со спецификой рационального научного мышления, а также формирование основ целостного взгляда на окружающий мир как единство природы, человека и общества [2; 3].

Непростой задачей преподавания дисциплины КСЕ является выбор вузовской кафедры, которой поручается читать данную дисциплину. Так, в Кыргызском национальном университете имени Ж. Баласагына преподавание дисциплины «Концепции современного естествознания» закреплено за кафедрой технология обучения физике, а Кыргызском государственном университете имени И. Арабаева - за кафедрой философии. При выборе исходили из следующего: в мировоззрении любого человека можно выделить две составляющие культуры - гуманитарную и естественнонаучную, между которыми должно быть единство (а не конфронтация). Следовательно, целесообразно формирование указанных компонентов культуры у студентов сосредоточить на одной кафедре. На кафедре философии преобладает подход, согласно которому преподаватели дисциплины «Концепции современного естествознания» должны иметь двойное образование - физическое и философское, причем базовое образование должно быть физическим. Опыт показывает, что такое базовое образование позволяет использовать нужный материал из области физики, химии, биологии, астрономии. Мы считаем нецелесообразным, когда разные разделы дисциплины читаются преподавателями разных естественнонаучных кафедр, так как при этом утрачивается единый подход, отсутствует согласование между отдельными частями дисциплины. Нецелесообразно также отдавать чтение курса специальным философским кафедрам либо техническим кафедрам. Преподаватели этих кафедр стремятся упрощать естественнонаучный материал, что препятствует глубокому раскрытию сущности концепций современного естествознания [1; 3; 6]. [Вопрос о том, какая кафедра будет читать данную дисциплину, является принципиальным: на какую бы из существующих в вузе кафедр не отдали дисциплину «Концепции современного естествознания», она всегда будет находиться за пределами ее профиля и испытывать давление профиля кафедры - и это не те факторы, которые способствуют повышению уровня преподавания данной дисциплины.]

педагогический журнал спшкортостпнп м з(5В), 2015 аежааз

Необходимо начинать с создания в вузах кафедр концепций современного естествознания, и это будет наилучший вариант: чем быстрее будут созданы такие кафедры, тем легче пройдет встраивание этой дисциплины в вузовскую систему. Кафедра концепций современного естествознания должна быть отнесена к одному из естественнонаучных факультетов. За такой кафедрой целесообразно также закрепить преподавание курсов по истории науки, которые органично продолжают дисциплину «Концепции современного естествознания».

Дисциплина «Концепции современного естествознания» преподается студентам первого и второго курса; усвоение ее содержания предполагает знание основ физики, химии, биологии, математики, астрономии, географии в объеме школьной программы. От уровня этих знаний во многом зависят и методология, и методика преподавания курса «Концепции современного естествознания», поэтому на первом занятии проводится проверка уровня естественнонаучных знаний студентов в объеме программы средней школы. Им предлагается комплекс вопросов по основным разделам механики, физики химии, биологии, географии и астрономии. Знание ответов на них является исходной естественнонаучной базой студента, на которую можно опереться в процессе изучения «Концепции современного естествознания». Выяснение степени довузовской подготовки позволяет ориентировать обучающегося на самостоятельное изучение разделов базового школьного курса, особое внимание уделять неусвоенным положениям, необходимым для изучения курса «Концепции современного естествознания». Самостоятельная работа контролируется с помощью тестов, в которых достаточно вопросов, охватывающих проверяемый раздел курса, и альтернативных ответов к ним. Число правильных ответов заранее не оговаривается; может быть и так, что все ответы верные или, наоборот, все ответы неверные [2; 4].

Изложение курса затрудняется в силу того, что форма его подачи должна быть доступной будущим специалистам, для которых естествознание не является профессиональной дисциплиной. Поэтому курс не должен быть пересыщен избыточными доказательствами, требующими специальных знаний в области теории множеств, уравнений математической физики, теории групп, вариационного исчисления и т. п. В этих условиях наиболее перспективным является системное использование информационных компьютерных технологий (ИКТ): обучающие и контролирующие программы, интернет-технологии, мультимедиа; необходима также модернизация методики обучения (и самообучения) студентов с использованием электронных учебно-методических материалов для организации аудиторных занятий и для самостоятельной работы студентов.

Курс КСЕ включает обширный материал из различных областей знаний, в то время как объем лекций и авторских учебников ограничен, а содержание - специфично. В связи с этим в ходе изучения дисциплины «Концепции современного естествознания» целесообразно применение компьютерных технологий - гипертекстовых, мультимедийных, а также №еЬ-технологий.

Для понимания изучаемых явлений используются образовательные сайты глобальной сети Интернет. В них представлены видеоролики лекций ведущих ученых, анимация, в наглядной форме иллюстрирующая физические, химические, космологические и биологические явления и процессы, что важно при отсутствии соответствующих лабораторий в большинстве гуманитарных вузов. Перечисленные ресурсы используются студентами при подготовке презентаций, отражающих содержательную сторону их выступлений на семинарах. Чтобы лучше понять завершенность и красоту построений современного естествознания, необходимо обратиться к опыту, представленному в Интернете.

Разрабатываемый и используемый в нашем вузе электронный учебник по КСЕ позволяет студентам обучаться более эффективно, чем с печатными изданиями. Компьютер-

педагогический журнал спшкортостпнп м з(5В), 2015 аежааз

ные модели систем живой и неживой природы, наглядно демонстрирующие появление новых свойств у систем в результате взаимодействия их частей, позволяют развивать системное мышление у студентов. Мультимедийные программы наглядно иллюстрируют изучаемые предметы, события, явления, например, схемы, рисунки, фотографии галактик, Солнца, планет, Луны и др.; содержат видеофрагменты некоторых физических явлений. Большие возможности для предъявления студентам дополнительной информации предоставляет №№№-сервис, так как на серверах содержится огромное количество информации любого рода, в том числе касающейся естествознания [1; 5; 6].

Использование ИКТ в обучении КСЕ способствует повышению эффективности труда преподавателя и качества подготовки студентов: повышается наглядность обучения, повышаются конкретность и убедительность изложения материала, экономится время. Все это позволяет разгрузить лекционные и семинарские аудиторные занятия; решить проблему недостатка литературы и методических материалов; реализовать гибкий режим работы студентов, а главное, - ИКТ способствуют более современному и интересному по форме и насыщенному по содержанию изучению КСЕ.

В настоящее время в нашей стране широко и беспрепятственно распространяются и пропагандируются псевдонаука и различные паранормальные верования - астрология, шаманство, оккультизм; а в средствах массовой информации - деятельность всевозможных колдунов, прорицателей, экстрасенсов и астрологов. Принципиально важным является разъяснение порочности лженаучных теорий, основанных якобы на неизвестных традиционной науке фундаментальных законах природы [1; 3]. Поэтому актуальной остается задача формирования целостной системы передачи знаний от поколения к поколению в условиях постоянного увеличения объемов информации. Экономист, менеджер, политолог, психолог, социолог - все они должны обладать, помимо фундаментальных знаний по изучаемой специальности, целостным представлением о современной картине мира. Поиски наилучших решений социально-экономических проблем будут эффективны, если опираются на знание универсальных природных закономерностей, а такие общесистемные знания об эволюции природы и человека можно получить в наиболее полном объеме при изучении курса «Концепции современного естествознания».

Таким образом, изучив процесс становления естественнонаучной картины мира, историю научных идей и методов, студент должен овладеть следующей совокупностью представлений:

- об истории развития естествознания;

- об особенностях современного естествознания; о концепциях пространства и времени;

- о принципах симметрии и законах сохранения;

- о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;

- о динамических и статистических закономерностях в естествознании;

- о соотношении порядка и беспорядка в природе; упорядоченности строения физических объектов; переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;

- о самоорганизации в живой и неживой природе;

- об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;

- о взаимодействиях физических, химических и биологических процессов; о специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе; об иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;

- о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы;

педагогический журнал спшкортостпнп м з(5в), 2015 аежааз

- о сообществах организмов, экосистемах; о месте человека в эволюции Земли; о ноосфере и парадигме единой культуры;

- о физиологических основах психики, экологии и здоровья человека.

1. Асанбаева, Д.А. Концепции современного естествознания [Текст] / Д.А. Асанбаева, Р.Д. Джапаров. -Бишкек, 1995. - 368 с.

2. Грядовой, Д.И. Концепции современного естествознания [Текст] : учеб. пособие. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 138 с.

3. Мамбетакунов, Э.М. Основы концепции современного естествознания [Текст]. - Бишкек : ИИМОП КНУ им. Ж. Баласагына, 2005. - 284 с.

4. Самыгина, С.А. Концепции современного естествознания [Текст] : учеб. пособие. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 317с.

5. Соломатин, В.А. История и концепция современного естествознания [Текст] : учебник. - М. : ПЕРСЭ, 2002. - 464с.

6. Спасский, Б.И. Физика для философов [Текст]. - М. : МГУ, 1989. - 180 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.