Научная статья на тему 'Методические аспекты преподавания катехизиса в православных школах России: опыт прошлого и современность'

Методические аспекты преподавания катехизиса в православных школах России: опыт прошлого и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕХИЗИС / ЗАКОН БОЖИЙ / СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ПРАВОСЛАВНОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ / ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ / ЗАКОНОУЧИТЕЛЬ / ОБЪЯСНЕНИЕ МАТЕРИАЛА / МЕТОД ЗАУЧИВАНИЯ / НРАВСТВЕННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ / ПРАВОСЛАВНАЯ ШКОЛА / CATECHISM / RELIGIOUS EDUCATION / SACRED HISTORY / METHODS OF TEACHING / ORTHODOX DOCTRINE / FUNDAMENTALS OF ORTHODOX FAITH / TEACHER OF RELIGIOUS EDUCATION / EXPLANATION OF MATERIAL / METHOD OF MEMORISATION / MORAL APPLICATION / ORTHODOX SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Становская Татьяна Алексеевна

С конца 80-х гг. ХХ в. при православных храмах начали возобновляться конфессиональные школы (церковно-приходские и воскресные школы, православные гимназии), в которых постепенно стали возвращать преподавание религии, однако до сих пор соответствующая методика не развита. Для решения этой проблемы автор статьи считает важным обратиться к истории вопроса. На протяжении нескольких лет сферой его научных интересов является изучение методического наследия законоучителей русской школы. В представленной статье он обращается к вопросу о методических аспектах преподавания катехизиса как важнейшей части курса «Основы православной веры» («Закон Божий»), фокусируя свое внимание главным образом на опыте дореволюционных законоучителей и соотнося его с проблемами современной школы. Решая задачу ознакомления читателей с этапами формирования содержания катехизиса, его включенности в общий курс «Закона Божия», акцентирования внимания на наиболее важных и актуальных методических проблемах изучения катехизиса, автор использует конструктивно-генетический метод (рассмотрение проблем во времени и пространстве, определение этапов в их генезисе); источниковедческий анализ трудов педагогов, нормативно-правовых актов; историко-сравнительный синтез и интерпретацию полученной информации. На основе рассмотрения документальных нормативных источников и трудов законоучителей автор представляет краткую историческую справку о появлении и развитии катехизиса как особого вида религиозной литературы, содержащего в себе руководство и основные положения христианского вероучения. Методические аспекты преподавания катехизиса, представленные в трудах законоучителей второй половины XIX начала XX в., времени, когда методика преподавания «Закона Божия» формировалась и развивалась, раскрывают основное содержание статьи. Среди них: объяснение учебного материала (знаниевая составляющая), метод преподавания (катехизическая беседа), нравственное приложение (связь с жизнью учащихся), закрепление изученного материала (метод заучивания) и др. Завершают статью размышления автора относительно состояния методики преподавания катехизиса в составе предмета «Основы православной веры» в современных православных школах России и перспективы развития методики преподавания данного тематического раздела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF TEACHING CATECHISM IN ORTHODOX SCHOOLS OF RUSSIA: THE EXPERIENCE OF THE PAST AND THE PRESENT DAY

Since the end of the 1980s, confessional schools (parish and Sunday schools, Orthodox gymnasiums) begin to resume at Orthodox churches in which the teaching of religion was gradually returned, but the relevant method has not been properly developed. To solve this problem, the author considers it important to address the history of the issue. For several years, the sphere of her scientifi c interests has been the study of the methodical heritage of the teachers of the Russian school. The present article addresses the issue of methodological aspects of teaching catechism as an important part of the course “Fundamentals of the Orthodox Faith” (Religious Education), focusing mainly on the experience of pre-revolutionary teachers of religious education and correlating it with the problems of modern school. In order to make the reader familiar with the stages in developing the content of Catechism, the article uses a constructive genetic method (studying the issue in time and space, identifying the stages in their genesis); source-critical analysis of educationalists’ works, legislation statutes, historical and comparative method; synthesis and interpretation of the information obtained. On the basis of study of documentary normative sources and works of teachers of religious education, the article presents a brief historical background as to the emergence and development of the Catechism as a special kind of religious literature containing the guidance and basic provisions of the Christian faith. The article also deals with methodological aspects of teaching Catechism, available in the works of teachers of religious education in the second half of the 19th early 20th centuries, i.e. the time when the method of teaching religious subjects was in the period of its formation and development. The following topics are also dealt with: explanation of educational material (knowledge component), teaching method (catechetical conversation), moral application (connection with the life of the student), consolidation of the studied material (method of memorisation by heart), etc. The article is concluded with the author’s reflections on the state of the method of teaching catechism as part of the subject “Fundamentals of the Orthodox Faith” in modern Orthodox schools in Russia and the prospects for the development of teaching methods in this sphere.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты преподавания катехизиса в православных школах России: опыт прошлого и современность»

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Становская Татьяна Алексеевна, канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования Педагогического факультета ПСТГУ,

2019. Вып. 55. С. 57-71

Б01: 10.15382Миг^201955.57-71

учитель основ православной веры ОЧУ «Ховринская гимназия "Лампада"»,

учитель церковнославянского языка воскресной школы

Храма Двенадцати Апостолов в Ховрино Российская Федерация, 125414, г. Москва,

Петрозаводская ул., д. 16, кв. 194

taaldu@gmail.com

ОИСГО: 0000-0001-9667-6125

Методические аспекты преподавания катехизиса в православных школах России:

*

опыт прошлого и современность

Аннотация: С конца 80-х гг. ХХ в. при православных храмах начали возобновляться конфессиональные школы (церковно-приходские и воскресные школы, православные гимназии), в которых постепенно стали возвращать преподавание религии, однако до сих пор соответствующая методика не развита. Для решения этой проблемы автор статьи считает важным обратиться к истории вопроса. На протяжении нескольких лет сферой его научных интересов является изучение методического наследия законоучителей русской школы. В представленной статье он обращается к вопросу о методических аспектах преподавания катехизиса как важнейшей части курса «Основы православной веры» («Закон Божий»), фокусируя свое внимание главным образом на опыте дореволюционных законоучителей и соотнося его с проблемами современной школы. Решая задачу ознакомления читателей с этапами формирования содержания катехизиса, его включенности в общий курс «Закона Божия», акцентирования внимания на наиболее важных и актуальных методических проблемах изучения катехизиса, автор использует конструктивно-генетический метод (рассмотрение проблем во времени и пространстве, определение этапов в их генезисе); источниковедческий анализ трудов педагогов, нормативно-правовых актов; историко-сравнительный синтез и интерпретацию полученной информации. На основе рассмотрения документальных нормативных источников и трудов законоучителей автор представляет краткую историческую справку о появлении и развитии катехизиса как особого вида религиозной литературы, содержащего в себе руководство и основные положения христианского вероучения. Методические аспекты преподавания катехизиса, представленные в трудах законоучителей второй половины XIX — начала XX в., времени, когда методика преподавания «Закона Божия» формировалась и развивалась, раскрывают основное содержание статьи. Среди них: объяснение учебного материала (знаниевая

* Статья поддержана грантом Фонда развития ПСТГУ «Школьное религиозное (христианское) образование в России и за рубежом: исторический опыт, проблемы и перспективы».

Т. А. Становская

составляющая), метод преподавания (катехизическая беседа), нравственное приложение (связь с жизнью учащихся), закрепление изученного материала (метод заучивания) и др. Завершают статью размышления автора относительно состояния методики преподавания катехизиса в составе предмета «Основы православной веры» в современных православных школах России и перспективы развития методики преподавания данного тематического раздела.

Ключевые слова: катехизис, Закон Божий, Священная история, методика преподавания, православное вероучение, основы православной веры, законоучитель, объяснение материала, метод заучивания, нравственное приложение, православная школа.

Конец ХХ в. в России стал временем демократических преобразований, с чем связан процесс возвращения интереса к религии значительной части россиян. Появляется потребность верующих православных христиан в изучении основ своей веры, которая удовлетворяется в созданных и продолжающих создаваться православно-ориентированных образовательных учреждениях (общеобразовательные и воскресные школы, вузы). За прошедшие 30 лет было разработано немало программ курсов по изучению основ православной веры, учебников, методического материала. Однако исследований, затрагивающих проблему развития эффективной методики преподавания православного вероучения до сих пор относительно немного.

Также немного исследований, в которых анализируется опыт преподавания православного вероучения в прошлом, например труды В. М. Бычковой «Некоторые моменты из истории преподавания Закона Божия в России»1, С. П. Синельникова «Преподавание Закона Божия в учебных заведениях России до 1917 г.»2 и др. Недостаточное внимание к данной области является упущением современной историко-педагогической мысли, поскольку, как верно отмечает С. Ю. Дивногорцева, «методика преподавания "Закона Божия"... начала свое становление и первые шаги в формировании со второй половины XIX в. и закончила в 1917 г.. в целом... прошла достаточно длительный путь своего развития — от чтения с детьми Священного Писания до серьезных исследований, учитывавших достижения психолого-педагогической науки и опыт учителей»3, не учитывать который в современной педагогической деятельности будет ошибкой. На протяжении последних нескольких лет, обращаясь к этой проблеме, мы рассмотрели опыт преподавания Закона Божия в России во второй половине XIX — начале ХХ в. в диссертационном исследовании4. Данная статья посвящена

1 Бычкова В. М. Некоторые моменты из истории преподавания Закона Божия в России // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 1 (12). С. 7-20.

2 Синельников С. П. Преподавание Закона Божия в учебных заведениях России до 1917 г. URL: http://archive.bogoslov.ru/text/print/453126.html

3 Дивногорцева С. Ю. Методика преподавания православной культуры как новая область дидактической науки // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 89.

4 Становская Т. А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале XX в.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2017.

более детальной характеристике формирования содержания и методике преподавания такого важнейшего раздела православного вероучения, как катехизис.

Этимология слова «катехйзис» восходит к греческому языку и в переводе означает поучение, наставление. В специальном смысле катехизисы стали использоваться как руководства, содержащие основные положения христианского вероучения; для обозначения процесса обучения того, кто готовится принять крещение; для обучения началам веры, наиболее важным обычаям и установлениям Церкви; для обозначения содержания этих поучений; как название книги таких поучений и соответствующего вида религиозной литературы, как правило в вопросно-ответной форме.

Прототипы катехизиса в церковной литературе появляются в VII—XIII вв. Впервые в названии сочинений слово «катехизис» было использовано епископом города Сеута португальцем Диего Ортисом де Вильегасом. Его «Малый катехизис», написанный для короля Мануэлу I, был издан в 1504 г. в Лиссабоне. Первое протестантское сочинение с названием «Катехизис» было издано в 1528 г. Это «Катехизис» Андреаса Альтхамера, который был принят официальным катехизисом Бранденбург-Ансбахской общины. Начало формированию катехизиса как жанра вероучительной литературы было положено трудами деятелей Реформации в XVI в., прежде всего Мартином Лютером. Но сочинения, имеющие отдельные стилистические и структурные черты катехизиса, появились значительно раньше.

В период появления книжности на Руси конца XVI — начала XVII в. самые ранние печатные катехизисы принадлежат Стефану и Лаврентию Зизаниям. Сочинения братьев были опубликованы в составе букварей и грамматик. В 1596 г. был напечатан катехизис Стефана Зизания в составе букваря «Наука к читанию, и разумению письма словенского, ту тыж о святой Троици, и о вочеловечении Господни». Данный катехизис ограничивался догматическим учением Православной Церкви и состоял из 38 вопросов и ответов, которые распределялись на три части: вводную (учение о таинствах и сущности веры), тринитарную (вопросы, относящиеся к Троице и христианскому воззрению на Бога как единого в трех ипостасях) и христологическую (вопросы, относящиеся ко второму Лицу Святой Троицы — Иисусу Христу).

Первый официальный катехизис Православной Церкви, именуемый «Православное исповедание веры», был составлен святителем Петром (Могилой), который явился ответом на униатские катехизисы и обозначал отличия православия от протестантизма и католичества. Этот катехизис давал достаточно полное изложение православного вероучения и был озаглавлен как «Православное исповедание веры кафолической и апостольской Восточной Церкви» святителя Петра (Могилы), митрополита Киевского.

Позднее, в XVIII в., митрополит Платон (Левшин), назначенный Екатериной II преподавателем богословия у наследника великого князя Павла Петровича, на основании бесед с ним, в 1765 г., составил труд «Сокращенная христианская Богословия» («Православное учение веры»), который впоследствии был переведен на немецкий, латинский, греческий, французский и английский языки. Митрополиту Платону принадлежали еще несколько катехизисов, которые

были ориентированы на разную аудиторию и имели одинаковую с «Сокращенной христианской Богословией» структуру. Эти сочинения были единственными пособиями по православному богословию на русском языке до появления катехизиса святителя Филарета (Дроздова).

В XIX в. святителем Филаретом (Дроздовым) был составлен «Пространный христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви» (1823), который стал «символической книгой» Русской Православной Церкви и до недавнего времени в течение почти 200 лет считался официальным и наиболее авторитетным изложением веры в Церкви.

В XX-XXI вв. появилось большое количество авторских катехизисов: митр. Антония (Храповицкого), еп. Александра (Семёнова-Тян-Шанского), прот. Владимира Глиндского, семейный Катехизис «Жив Бог», составленный группой православных христиан из Франции, «Катехизис Восточной Православной Церкви» свт. Николая Сербского, «Сокращенный Православный катехизис» прот. Николая Вознесенского, «Катехизис» прот. Олега Давыденкова, «Катехизис» свящ. Бориса Левшенко, «Детский Катехизис» свящ. Максима Козлова и др. Некоторые их них критиковались ввиду субъективности авторского подхода. В 2009 г. на заседании Священного Синода постановили начать подготовку современного катехизиса Русской Православной Церкви, а в 2017 г. для широкого обсуждения был принят его проект5.

В той или иной формации катехизисы содержали разделы (1) об истинах веры (молитва «Символ веры») с краткими разъясняющими комментариями к ней; (2) по разъяснению Божественных заповедей, содержащихся в Священном Писании (декалог — десять заповедей и заповеди блаженства); (3) по разъяснению молитв и церковных таинств.

Рассматривая историю появления катехизиса, важно остановиться на некоторых небезынтересных аспектах. Забегая вперед, отметим, что во второй половине XIX в. катехизис войдет в содержание предмета «Закон Божий» и наряду со Священной историей будет иметь первостепенное значение, как наиболее важный раздел курса. В XVIII в. изучение основ православного вероучения еще не сформируется в упомянутый нами курс «Закона Божия», но будет обозначаться именно формулировками «Катехизис» и «Священная история». Рассмотрим подробнее особенности преподавания катехизиса в школах России в разные исторические периоды.

Первые документальные подтверждения изучения катехизиса в школах России появляются в конце XVIII в. В 1786 г. выходит «Устав народных училищ в Российской империи»6, который предписывает изучать катехизис в Главных училищах, где обучение делилось на четыре класса (разряда). В первом классе наряду с другими предметами изучались первоначальные основания христианского закона и добронравие, «Сокращенный катехизис» и «Священная история»; во втором классе — «наблюдая те же предметы христианского закона и добронравия,

5 Проект Катехизиса Русской Православной Церкви от 2017 г. URL: http://theolcom.ru/ images/2017/КатехизисСББК_Пр о ект.рйГ

6 Устав народным училищам 1786 года // Полное собрание законов Российской империи за 1784-1788. Т. XXII. СПб., 1830. С. 646.

начинать читать "Пространный катехизис" без доказательств из Священного Писания», а также повторение Священной истории; в третьем классе — чтение изъяснений (толкование) Евангелия, повторение «Пространного Катехизиса» с изъяснениями из Священного Писания. Вероучительные дисциплины на четвертом году обучения уже не преподавались7.

Важно отметить, что изучение вероучительных истин, входящих позднее в содержание катехизиса, в России начинается значительно раньше, а обозначение этой части содержания православного образования словом «Катехизис» происходит лишь в XVП—XVШ вв. До XVII в. катехизиса как самостоятельного вида богословской литературы не существовало.

Преподавание катехизиса в школах продолжается и в начале XIX в. В 1804 г. был подписан «Устав учебных заведений, подведомых университетам»8, а позднее «Устав гимназий и училищ уездных и приходских 1828 г.»9. Данные документы предписывали изучение определенного перечня предметов, среди которых обязательно присутствовало изучение православного вероучения в четырехступенчатой системе школ народного образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты. В приходских школах, уездных училищах и гимназиях в определенные годы обучения предписывалось изучать Священную историю, Сокращенный катехизис, Пространный катехизис и изъяснения Евангелий.

Именно в уставе 1828 г. сведения по православному вероучению уже обозначаются краткой формулировкой — Закон Божий — с указанием на книги, по которым его следует изучать, среди которых катехизис, Священная история и Евангелие. В этот период катехизис изучался в старших классах училищ и гимназий.

Во второй половине XIX в. вышедшее «Положение о начальных народных училищах» (1864 г., а позднее его редакция — «Положение о начальных народных училищах» 1874 г.) объединило все начальные училища разных ведомств общим для них курсом обучения и единой целью — «утверждение в народе религиозных и нравственных понятий и распространение первоначальных полезных знаний» — и установило изучение «Закона Божия» как обязательного учебного предмета в программе начальных школ. Курс обучения во всех начальных училищах предполагал изучение следующих предметов: Закон Божий; чтение и письмо (по гражданской и церковной печати); арифметика (четыре основных действия); церковное пение10. Приблизительно с этого времени катехизис начинает входить в содержание общего предмета «Закон Божий» и начинает преподаваться во всех типах школ начального народного образования: церковно-приходские школы,

7 Устав народным училищам 1786 года // Полное собрание законов Российской империи за 1784-1788. Т. XXII. СПб., 1830. С. 646-647.

8 Устав учебных заведений, подведомых университетам, 5 ноября 1804 года // Полное собрание законов Российской империи за 1804-1805 гг. Т. XXVIII. СПб., 1830.

9 Устав гимназий и училищ уездных и приходских 1828 года // Полное собрание законов Российской империи за 1828. Т. III. СПб., 1830.

10 Положение о начальных народных училищах 1864 года // Полное собрание законов Российской империи за 1864. Т. XXXIX. СПб., 1867. С. 614.

земские и городские, сельские, воскресные (светские и православные), школы грамоты.

Если в XVIII — начале XIX в. в рамках изучения православного вероучения преподавался «Краткий катехизис» с отрывками из Священного Писания, то с середины XIX в. сначала в некоторых учебных заведениях, а потом повсеместно в курсе «Закона Божия» было установлено изучать Священную историю Ветхого и Нового заветов, катехизис, молитвы, учение о богослужении, историю Церкви (в двуклассных и более высокого ранга начальных учебных заведениях). С этого времени «Закон Божий» начинает развиваться как учебный предмет с прописанным планом, программой, методическими рекомендациями для преподавания и т. д.

Документально изучение «Закона Божия» и входящие в его состав разделы начинают регламентироваться в 1884 г., после того как были приняты «Правила о церковно-приходских школах»11. В этот период начинает формироваться и методика преподавания предмета, в том числе и отдела катехизиса. Содержание и методика преподавания катехизиса составляют предмет нашего дальнейшего рассмотрения.

К концу XIX в. в отделе катехизиса изучались следующие основы православного вероучения: учение о вере, надежде и любви христианской, которые были изъяснены в Символе веры, учении о молитве, в молитве Господней («Отче наш»), учении о блаженстве (заповедях блаженства) и десяти заповедях.

изучение катехизиса происходило в тесной связи с другими отделами курса, в особенности со Священной историей. Они являлись основными разделами на протяжении долгой истории становления курса «Закон Божий». именно катехизис (включающий основы православного вероучения) и Священная история (и/или основные события из нее) никогда не исключались из программы курса.

Целью изучения данного отдела, согласно объяснительной записке к преподаванию «Закона Божия» в церковно-приходских школах, было изъяснение основ православного вероучения в тесной связи со Священной историей, так, чтобы в результате осталось «доброе впечатление на сердце детей»12. Также изучение катехизиса учащимися должно было «приучить их к рассуждению о том, что уже они слышали и знают из истории»13. Но более точно она была выражена именно в трудах дореволюционных законоучителей, а именно основательное и твердое знание заключающихся в катехизисе Истин; воспитание в учениках живой веры «в спасительныя истины и ревность о христианской жизни»14, реализующиеся в следующем:

1) чтобы дети по возможности понимали рассудком катехизические истины;

2) твердо усвоили их памятью;

3) делали их руководством для своего сердца, воли и жизни.

11 Сборник распоряжений, касающихся церковно-приходских школ и школ грамоты Петербургской епархии. СПб., 1893.

12 Сборник правил и программ для церковно-приходских школ, с относящимися к ним определениями Св. Синода / сост. Д. И. Тихомиров. Могилев на Днепре, 1887. С. 57.

13 Там же.

14 Нозер Ф. Методика Закона Божия, или Пособие к преподаванию Закона Божия в начальной школе. М., 1898. С. 65.

Современный автор и педагог А. А. Богданова пишет, что изучение катехизиса «дает просвещение всем сторонам человеческой души — разуму, воле, чувствам: научает истинам Православной веры, образовывает внутреннее расположение души, поучает волю, которая выражается в действиях и внешнем поведении человека. Научение вере больше примыкает к Символу веры, сердца — к молитве Господней, воли — к Десятословию и Заповедям блаженств. Следовательно, все, что дается в катехизисе, есть полное и углубленное представление этих правых образцов веры»15.

Перейдем к методическим аспектам преподавания катехизиса. Отметим, что, несмотря на небольшой объем изучаемого в данном отделе материала, именно он считался самым сложным для изучения. Дать учебный материал и объяснить — важная задача, но не самая сложная, наиболее значимым, по мнению дореволюционных законоучителей, было посредством этого материала «образовывать душевные настроения учащихся».

Объяснение учебного материала. Знаниевая составляющая. Самым важным аспектом в преподавании и объяснении катехизиса является его основание — Священное Писание и Священное Предание. Об этом было указано в «Правилах о церковно-приходских школах» от 1884 г., а именно в «Программе учебных предметов для церковно-приходских школ». Также об этом писали многие дореволюционные законоучители. Так, например, В. Давыденко рекомендовал в ходе объяснения молитвы «Символ веры» сопоставлять ее в связи «с историческими событиями страданий, крестной смерти, воскресения и вознесения на небо Христа Спасителя»16, тем самым учителю было бы «легче объяснить символ веры, а главное он основательнее и глубже будет усвоен учениками, т. к. события, уясненные и пережитые как исторические факты, лучше и определеннее уясняются и глубже уложатся в душе дитяти и как догматические положения или истины, но при этом они не останутся в ней, в качестве теоретических положений принятых на душу, а превратятся в живые созерцания верующей души»17.

Точность изложения догматических истин. Еще одной важной особенностью преподавания катехизиса являлась точность изложения истин. Данный аспект предполагал, чтобы законоучитель бережно относился к слову Божьему, умел передать и преподнести его учащимся без искажений. Святые апостолы, по слову святителя Иоанна Златоуста, «ничего не говорили от себя, но что приняли от Бога, то и преподали вселенной; так и мы теперь предлагаем не свое, но что приняли от них, то и возвещаем всем»18. Этому должны были следовать и законоучители.

Поэтому для точности, без искажений, в дореволюционной школе преподавание происходило по книге «Катехизис», что предписывалось «Программой

15 Богданова А. А. Методика преподавания Закона Божия: в помощь учителю церковной школы. Екатеринбург, 2014. С. 155.

16 Давыденко В. Основные начала религиозно-нравственного воспитания с изложением способов обучения Закону Божию. Харьков, 1913. С. 152.

17 Там же.

18 Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Послание апостола Павла 1-е к Коринфянам. Т. 10. Кн. 1. М., 2017. С. 13.

учебных предметов для церковно-приходских школ»19. На необходимость точного изложения и преподнесения катехизических истин указывали и законоучители. Ф. Нозер писал, что «законоучитель должен остерегаться преподавать по собственным тетрадям, и даже в том случае, когда ему не нравятся форма и изложение катехизиса. Путь он держит катехизис в руках, если не знает его буквально точно. И ученики должны иметь катехизис перед собою, указывая именно на те слова и выражения, которые объясняются»20. При необходимости некоторые пункты можно было разложить на отдельные и объяснять последовательно.

Объяснение абстрактных понятий. Преподавание детям догматических истин, которые заложены в катехизисе, неразрывно связано с объяснением абстрактных понятий. Именно абстрактные понятия наиболее трудны для объяснения детям в силу их возрастных особенностей. Однако это не значит, что их невозможно донести до понимания учащимися. По мнению законоучителя Ф. Нозера, это не только возможно, но и необходимо. А средствами для доступного понимания детьми таких понятий служит объяснение «неудобопонятных и трудных для ребенка слов и выражений», подразумевающее под собой словесное объяснение через однокоренные слова или замену словами-синонимами, перифраз, а также предметное объяснение. При объяснении наиболее сложных абстрактных понятий законоучители рекомендовали обращаться непосредственно к внутреннему чувству детей с помощью примеров, сравнений и противоположностей, а также иллюстраций и наглядного материала.

Священник и законоучитель Е. Ф. Сосунцов отмечал, касаясь методических аспектов преподавания катехизиса, что «ни одно выражение не должно было остаться невыясненным, кроме тайн о существе Божием, о троичности и других непостижимых истинах откровения. Все же трудное для понимания необходимо упростить»21. «Что касается тайн веры, то законоучитель должен объяснить их, однако лишь настолько, насколько мы имеем о них знание из откровения. Научные объяснения надобно опускать»22, — отмечал Ф. Нозер. Несмотря на методические рекомендации о подробном объяснении всех догматических истин, важнее было бы объяснить детям, что некоторые вещи недоступны нашему пониманию, а потому остаются тайной.

Метод преподавания. Катехизическая беседа. Наряду с объяснением в ходе изучения катехизических истин применялась катехизическая беседа, которая предполагала сообщение учителем новых знаний учащимся в вопросно-ответной форме, когда вопросы для объяснения задавал учитель и сам же на них отвечал и объяснял ответ. Такая форма была присуща катехизисам как жанру религиозной литературы, а потому в ходе объяснения именно катехизическая беседа считалась наиболее приемлемой для преподавания. В качестве примера можно привести отрывок текста для изучения десятой заповеди в катехизической форме:

19 Сборник законоположений и распоряжений о церковных школах ведомства православного исповедания / сост. Д. И. Тихомиров. СПб., 1903. С. 57.

20 Нозер Ф. Указ. соч. С. 67.

21 Сосунцов Е. Ф., свящ. Спутник законоучителя: основные правила дидактики и методики закона Божия. Казань, 1911. С. 20.

22 Нозер Ф. Указ. соч. С. 73.

«В. (Вопрос): Что запрещается десятою заповедью?

О. (Ответ ): Желания, противные любви к ближнему, и, что неразлучно с желаниями, помышления, противные сей любви.

В. Почему запрещаются не только худые дела, но и худые желания и помышления?

О. Во-первых, потому, что когда в душе есть худые желания и помышления, то она уже не чиста пред Богом, и Его не достойна, как говорит Соломон: мерзость Господеви помысл неправедный (Притч 15: 26). И потому нужно очищать себя и от сих внутренних нечистот, как учит Апостол: очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии (2 Кор 7: 1). <...>

В. Когда запрещается желать чего бы то ни было, что есть у ближнего: то какая страсть чрез сие запрещается?

О. Зависть.»23 и т. д.

Несмотря на распространенность данного метода, еще в дореволюционной школе стали появляться пособия, в которых авторы пытались отойти от такой формы в пользу эвристической беседы или же повествования. Так, например, Е. Ф. Сосунцов предлагал повествовательную форму изложения, поскольку считал, что «вопросо-ответная форма дает ученикам две трудности за один раз: запоминание вопроса и ответа на него. Если бы вопросы следовали один за другим по смысловой связи в полной последовательности, то катехизическая форма была бы пригодной. Но такой последовательности в изложении катехизиса пока никем еще не достигнуто. При заучивании пройденного применима и эта форма. Но ответ учащихся желателен в виде связного изложения»24.

Закрепление изученного материала (метод заучивания). Мнения дореволюционных законоучителей разделялись в этом вопросе. Одни считали, что весь материал требует заучивания, другие говорили о необходимости заучивания смысла, третьи вообще отвергали всякое заучивание.

Объяснение первых двух позиций аргументировалось тем, что заучивание наизусть избранных мест Священного Писания заповедано Самим Богом и освящено примером Его святых апостолов; определения догматов веры не допускают изменений даже в одном каком-либо слове; ответы, излагаемые в катехизисе словами составителя книги, требуют буквального заучивания их наизусть, так как они представляют собой формулировки, основанные на святоотеческих учениях.

Такая позиция поддерживалась многими законоучителями. «Отвечая катехизис своими словами, дети обыкновенно путаются в мыслях, употребляют неточные выражения, опускают часто самые существенные понятия, дают ответ не на заданный вопрос», а «твердо и верно выученный текст вероопределений, возникая каждый раз в сознании детей, будет ограждать их от всяких уклонений в сторону неточностей и недоразумений», — писал В. Давыденко25.

23 Пространный христианский катехизис православной кафолической восточной церкви, рассмотренный и одобренный Святейшим Правительствующим Синодом и изданный для преподавания в Училищах и для употребления всех православных Христиан. М., 1907.

24 Сосунцов Е. Ф. Спутник законоучителя. С. 22.

25 Давыденко В. Указ. соч. С. 79.

Но были и те, кто считали, что заучивание «есть низшая ступень преподавания. Когда преподавание остается на этой низшей ступени и теряет из виду свою цель — образование ума и сердца, оно лишь попусту отнимает время у преподавателя и служит мучительной пыткой для детей»26.

С данным тезисом отчасти можно согласиться, однако в противовес данной позиции становятся актуальными слова другого законоучителя: «Ошибается, несомненно, тот, кто не придает никакого значения буквальному заучиванию катехизиса. Все основания противников касаются только неразумного метода»27. Тогда каким же должен быть метод заучивания, чтобы он был эффективным и не вызвал затруднений у учащихся?

Ф. Нозер предлагал следующие средства для эффективного заучивания: крепкое усвоение и частое повторение, проявляющееся в следующих правилах:

1. Законоучитель не должен давать слишком много на один раз, для малолетних и слабейших детей достаточно, по большей мере, трех вопросов, зато пусть он требует повторения предыдущего урока.

2. Законоучитель не заставляет детей учить ничего такого, чего они еще не поняли, потому что сначала прочитывается урок и присоединяется необходимое объяснение.

3. В конце урока нужно сказать в кратких словах то, что было объяснено.

4. В начале следующего урока надобно вкратце повторять содержание урока прежнего. Когда будет пройден каждый главный отдел, главные пункты следует пройти снова.

5. Целесообразно проводить в конце года торжественное повторение, прилежных и добросовестных детей отмечать объявлением их успехов и подарками. Заучивание нужно облегчать детям на каждом уроке.

Для современного педагога данные рекомендации могут показаться очевидными, однако для дореволюционной школы это были весьма важные аспекты, соблюдение которых помогало применять метод заучивания наиболее эффективно с педагогической точки зрения.

Нравственное приложение. Связь с жизнью учащихся. Общим вопросом, который в трудах дореволюционных законоучителей стоял весьма остро, можно обозначить следующий: как сделать так, чтобы истины, излагаемые в катехизисе, стали руководством к действию для учащихся? Пожалуй, и на сегодняшний день это одна из проблем, стоящих перед священниками и педагогами. «Дело изучения катехизических истин не должно ограничиваться только теоретическим усвоением их, нужно стремиться к тому, чтобы усвоение их имело жизненный характер, чтобы каждая воспринимаемая учащимися истина могла войти в живую органическую связь с их собственной жизнью, насколько она проявляется в их молитвах, поступках, движение их совести и религиозного чувства»28, — писал В. Давыденко.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению Е. Ф. Сосунцова, «каждая догматическая истина может служить основанием для истины нравственной. Поэтому каждый урок (катехизиса)

26 Цит. по: Богданова А. А. Указ. соч. С. 145.

27 Нозер Ф. Указ. соч. С. 78.

28 Давыденко В. Указ. соч. С. 154-155.

должен сопровождаться нравственным приложением. Это приложение должно быть непременно кратко, но, по возможности, сильно»29, а вывод сделан самостоятельно или при чутком направлении учителя.

Например, ознакомление со свойствами Божьими в первом члене Символа веры должно быть уяснено моральное значение знания о Боге для жизни и поведения человека. При изучении темы «Вера» и «что значит исповедовать веру?» нравственным приложением могут стать примеры из жизни святых угодников Божьих, а также упоминание различных ситуаций, с которыми могут столкнуться учащиеся и проявить исповедание веры в повседневной жизни.

Ф. Нозер считал, что при использовании нравственных приложений должны быть соблюдены некоторые правила30.

1. Нравственные приложения должны соответствовать особенностям детской природы. Они должны быть плодотворными для христианской жизни. Законоучитель должен показывать детям, каких грехов должны они избегать, от каких опасностей удаляться, с какими злыми наклонностями бороться, в какой добродетели упражняться, какие устранять недостатки, какие при этом применять средства.

2. Нравственные приложения должны быть конкретными и определенными и касаться частностей, они тогда только имеют силу, когда относятся к конкретным добрым делам.

3. Нравственные приложения должны соответствовать ближайшим по времени душеспасительным потребностям детей, то, что относится к отдаленному будущему и к исполнению лишь по истечении нескольких лет, легко приводит к самообману и забывается. Самыми лучшими будут те благотворные намерения, которые могут быть исполнены уже в тот день или тот же час.

4. Нравственные приложения следует повторять чаще и снова и снова обращать на них внимание, особенно забывчивых и непостоянных детей.

5. Нравственные приложения надобно подкреплять наглядным представлением сильных побуждений. Законоучителю следует показывать, что выполнение доброго намерения разумно, честно, полезно, доставляет наслаждение, легко, необходимо. Необходимость есть наиболее сильное побуждение.

Таковыми были некоторые методические особенности и рекомендации дореволюционных законоучителей, относительно преподавания катехизиса в рамках предмета «Закон Божий». После известных событий 1917 г. преподавание православного вероучения в школах было запрещено, естественным следствием этого стало то, что методика преподавания «Закона Божия» с этого времени не развивалась.

Лишь в конце XX — начале XXI в., когда преподавание православной культуры и традиции сначала в православных, а затем и в общеобразовательных школах возобновилось, вопросы развития методики преподавания православных предметов вновь стали актуальными.

29 Сосунцов Е. Ф., свящ. Методические указания и конспекты уроков по Закону Божию: Курс младшего отделения начальной школы. Казань, 1909. С. 8.

30 Нозер Ф. Указ. соч. С. 94-96.

В современных государственных общеобразовательных школах основы православного вероучения (катехизис) в программе учебного модуля «Основы православной культуры» не изучаются. В православных школах (общеобразовательных и воскресных) катехизис изучается и частично входит в разделы Основы вероучения (основы Закона Божия), молитвы, Священную историю Ветхого и Нового Заветов, основы христианской нравственности. Однако по сравнению с опытом дореволюционной школы преподаванию катехизиса в современных школах отводится значительно меньше времени, всего лишь несколько уроков, посвященные десяти заповедям, заповедям блаженства, молитвам «Отче наш» и «Символ веры». Отдельные темы из катехизиса частично затрагиваются в рамках изучения других тематических разделов курса «Основ православной веры», но не несут весомой содержательной нагрузки.

Ввиду этого на уроках, как правило, не происходит заучивания вероучитель-ных истин. Безусловно, в этом есть как плюсы, так и минусы. Отказ от заучивания, как правило, связан с тем, что, ознакомив учащихся с материалом, учителя не хотят отягощать их заучиванием, опасаясь вызвать негативные эмоции и впечатления у современных детей, обучение которых сегодня рассчитано не на работу памяти, но на развитие способности самостоятельно добывать знания. В отношении необходимости заучивания катехизического материала наша позиция во многом совпадает с дореволюционными законоучителями. Ведь закон и заповеди, раскрывающие суть православного вероучения, должны быть усвоены первоначально с внешней стороны (умом), а затем учащиеся должны проникнуться к ним сердцем и сделать их руководством для своей жизни, но это можно сделать, если они будут их твердо знать, а также знать условия и обстоятельства, в которых они ими могут руководствоваться.

У современного педагога имеются большие возможности, чтобы заучивание наизусть сделать привлекательным для учащихся. Здесь могут использоваться различные педагогические технологии и методы (например, проектная технология или игровые методы, в ходе применения которых облегчается запоминание), применяться различные средства обучения (современные технические средства обучения — проектные доски, компьютеры, проекторы, позволяющие более полно раскрыть учебный материал, облегчая запоминание через реализацию принципа наглядности). Кроме того, современные педагоги учитывают достижения педагогической науки в целом, которая в настоящее время находится на достаточно высоком уровне. Все это может стать прекрасной основой для интересных уроков по изучению основ вероучения (катехизиса).

Еще одна проблема, с которой сталкиваются современные педагоги основ православной веры, — оснащение педагогического процесса учебными и методическими пособиями. В настоящее время существует относительно малое количество учебных пособий для учащихся, а тем более методических пособий для учителей, которые бы более подробно раскрывали темы катехизиса (основ православного вероучения). Среди основных — рабочая тетрадь «Катехизис» из учебно-методического комплекта «Вертоград» автора Л. А. Захаровой; учебное пособие «Основы христианской нравственности» (в 3-х частях) и методические рекомендации авторов свящ. Андрея Мекрюкова, Елены Момот; рабочая те-

традь «Катехизис», изданная Сектором церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии. Каждое пособие значительно отличается от других и имеет свои особенности в части преподнесения материала, системы заданий, наглядных примеров, контрольных материалов и т. д. Надеемся, в дальнейшем этот список будет пополняться.

В завершение хотелось бы отметить, что в настоящее время методика преподавания катехизиса как одного из тематических разделов предмета «Основы православной веры» только начинает развиваться. Здесь еще могут возникать множество учебных, методических, воспитательных и др. вопросов. В этом отношении весьма полезным считаем обращение к историко-педагогическому опыту прошлого, который раскрывает нам многие интересные аспекты методики преподавания православного вероучения. Их следует исследовать и осмыслить с учетом современных социокультурных условий и, может быть, найти им применение в адекватных и допустимых пределах.

Список литературы

Богданова А. А. Методика преподавания Закона Божия: в помощь учителю церковной

школы. Екатеринбург, 2014. Бычкова В. М. Некоторые моменты из истории преподавания Закона Божия в России //

Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 1 (12). С. 7-20. Давыденко В. Основные начала религиозно-нравственного воспитания с изложением

способов обучения Закону Божию. Харьков, 1913. Дивногорцева С. Ю. Методика преподавания православной культуры как новая область дидактической науки // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 89-97.

Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Послание апостола Павла 1-е к Коринфянам. Т. 10. Кн. 1. М., 2017.

Нозер Ф. Методика Закона Божия, или Пособие к преподаванию Закона Божия в начальной школе. М., 1898. Положение о начальных народных училищах 1864 года // Полное собрание законов Российской империи за 1864. Т. XXXIX. СПб., 1867. С. 614-617. Проект Катехизиса Русской Православной Церкви от 2017 г. URL: http://theolcom.ru/

images/2017/КатехизисСББК_Проект.pdf (дата обращения: 24.09.2019). Пространный христианский катехизис православной кафолической восточной церкви, рассмотренный и одобренный Святейшим Правительстующим Синодом и изданный для преподавания в Училищах и для употребления всех православных Христиан. М., 1907.

Сборник законоположений и распоряжений о церковных школах ведомства православного исповедания / сост. Д. И. Тихомиров. СПб., 1903. Сборник правил и программ для церковно-приходских школ, с относящимися к ним

определениями Св. Синода / сост. Д. И. Тихомиров. Могилев на Днепре, 1887. Сборник распоряжений, касающихся церковно-приходских школ и школ грамоты Петербургской епархии. СПб., 1893. Синельников С. П. Преподавание Закона Божия в учебных заведениях России до 1917 г.

URL: http://archive.bogoslov.ru/text/print/453126.html (дата обращения: 24.09.2019). Сосунцов Е. Ф., свящ. Методические указания и конспекты уроков по Закону Божию: Курс младшего отделения начальной школы. Казань, 1909.

Сосунцов Е. Ф., свящ. Спутник законоучителя: основные правила дидактики и методики закона Божия. Казань, 1911.

Становская Т. А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале XX в.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2017.

Устав гимназий и училищ уездных и приходских 1828 года // Полное собрание законов Российской империи за 1828. Т. III. СПб., 1830. С. 1097-1127.

Устав народным училищам 1786 года // Полное собрание законов Российской империи за 1784-1788. Т. XXII. СПб., 1830. С. 646-669.

Устав учебных заведений, подведомых университетам, 5 ноября 1804 года // Полное собрание законов Российской империи за 1804-1805. Т. XXVIII. СПб., 1830. С. 626-644.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2019. Vol. 55. P. 57-71 DOI: 10.15382/sturIV201955.57-71

Tatiana Stanovskaya, Candidate of Sciences in Pedagogy, Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Faculty of Pedagogy, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities, 16-194 Petrozavodskaia Str., Moscow 125414, Moscow, Russian Federation taaldu@gmail.com ORCID: 0000-0001-9667-6125

Methodological Aspects of Teaching Catechism

in Orthodox Schools of Russia: the Experience of the Past and the Present Day

T. Stanovskaya

Abstract: Since the end of the 1980s, confessional schools (parish and Sunday schools, Orthodox gymnasiums) begin to resume at Orthodox churches in which the teaching of religion was gradually returned, but the relevant metho d has not been properly developed. To solve this problem, the author considers it important to address the history of the issue. For several years, the sphere of her scientific interests has been the study of the methodical heritage of the teachers of the Russian school. The present article addresses the issue of methodological aspects of teaching catechism as an important part of the course "Fundamentals of the Orthodox Faith" (Religious Education), focusing mainly on the experience of pre-revolutionary teachers of religious education and correlating it with the problems of modern school. In order to make the reader familiar with the stages in developing the content of Catechism, the article uses a constructive genetic method (studying the issue in time and space, identifying the stages in their genesis); source-critical analysis of educationalists' works, legislation statutes, historical and comparative method; synthesis and interpretation of the information obtained. On the basis of study of documentary normative sources and works of teachers of religious education, the article presents a brief historical background as to the emergence and development of the Catechism as a special kind of religious literature containing the guidance and basic

provisions of the Christian faith. The article also deals with methodological aspects of teaching Catechism, available in the works of teachers of religious education in the second half of the 19th — early 20th centuries, i.e. the time when the method of teaching religious subjects was in the period of its formation and development. The following topics are also dealt with: explanation of educational material (knowledge component), teaching method (catechetical conversation), moral application (connection with the life of the student), consolidation of the studied material (method of memorisation by heart), etc. The article is concluded with the author's reflections on the state of the method of teaching catechism as part of the subject "Fundamentals of the Orthodox Faith" in modern Orthodox schools in Russia and the prospects for the development of teaching methods in this sphere.

Keywords: catechism, religious education, Sacred History, methods of teaching, Orthodox doctrine, Fundamentals of Orthodox Faith, teacher of religious education, explanation of material, method of memorisation, moral application, Orthodox school.

References

Bogdanova A. (2014). Metodika prepodavaniia Zakona Bozhiia: vpomoshch' uchiteliu tserkovnoi shkoly [Methods of Religious Education: Helping the Teacher of the Church School]. Ekaterinburg (in Russian).

Bychkova V. (2009) "Nekotorye momenty iz istorii prepodavaniia Zakona Bozhiia v Rossii" [Some Moments from the History of Religious Education in Russia]. Vestnik PSTGU, 2009, 1 (12). pp. 7-20. (in Russian).

Divnogortseva S. (2015) "Metodika prepodavaniia pravoslavnoi kul'tury kak novaia oblast' didakticheskoi nauki" ["Methods of Teaching Orthodox Culture as a New Area of Didactic Science"]. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo Gumanitarnogo Universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia, 2 (37), pp. 89-97 (in Russian).

Proekt Katekhizisa Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi [Catechism Project of the Russian Orthodox Church], available at: http://theolcom.ru/images/2017/КатехизисСББК_Проект.pdf (24.09.2019)

Sinelnikov S. P. Prepodavanie Zakona Bozhiia v uchebnyh zavedeniiakh Rossii do 1917 g., available at: http://archive.bogoslov.ru/text/print/453126.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.