Труды Карельского научного центра РАН № 5.2013. С. 156-165
УДК332.01: 351.85(470+571)
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Т. А. Кодолова, А. И. Шишкин
Институт экономики Карельского научного центра РАН
В статье представлены основные методические положения разработки и реализации планов управления объектами Всемирного культурного наследия в Российской Федерации на примере Проекта «План управления объектом Всемирного наследия -Архитектурным ансамблем «Кижский погост» (Россия С 544), 2012-2022 гг.». Объекты Всемирного культурного наследия в большинстве регионов России не имеют планов управления в контексте ЮНЕСКО, и их охрана, сохранение и использование являются экономическим обременением местных властей. Научно обоснованный план управления объектом Всемирного культурного наследия является инструментом снятия этого обременения и позволяет сделать объект культурного наследия эффективным актором в развитии территории и региона.
К л ю ч е в ы е с л о в а: план управления объектом Всемирного наследия, выдающаяся всемирная ценность, региональное планирование и развитие.
T. A. Kodolova, A. I. Shishkin. METHODOLOGICAL ASPECTS OF ENHANCING THE EFFICIENCY OF DEVELOPMENT OF MANAGEMENT PLANS FOR WORLD HERITAGE SITES IN RUSSIA
The paper presents the main guidelines for the development and implementation of management plans for World Cultural Heritage sites in the Russian Federation through the example of the "Management Plan for the World Heritage Site "Kizhi Pogost" ensemble (Russia C 544), 2012-2022". World Heritage Sites in most regions of Russia do not have management plans in the UNESCO context; their protection, conservation, and management are an economic burden for local administrations. The scientifically grounded World Heritage Site management plan is a tool that helps relieve this burden and turn the heritage site into an actor in local and regional development.
K e y w o r d s: World Heritage Site management plan, outstanding universal value, regional planning and development.
Введение
Этнос обречен на вымирание, если в своем поступательном развитии он не опирается на лучшее из своего наследия.
Л. Гумилев
В эпоху глобализации для развивающихся государств ценностные ориентиры, связанные
с их самоидентификацией, с национальной и культурной самобытностью, становятся в ряд рациональных. Выявлено, что объекты Всемирного культурного наследия (ОВН) в большинстве регионов России не имеют планов управления, разработанных в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО, которые предпола-
гают существенные затраты на их охрану, сохранение и развитие форм использования их в развитии территории. Эти задачи значительно обременяют местные региональные органы власти. План управления, учитывая данное обстоятельство, позволяет подключать к решению экономических задач органы республиканской власти (в нашем примере - Республики Карелия), бизнес территории (здесь -Заонежья) и домохозяйства.
Между тем мировой практикой доказано, что научно обоснованный план управления ОВН может и должен быть инструментом экономического развития территории. Более того, он позволяет сделать ОВН эффективным актором процессов социально-экономического развития территорий и региона в целом [Савельев, Шишкин, 2002].
Научный подход к разработке плана управления ОВН предполагает изучение и получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития памятника культурного наследия, природной и социальной среды, окружающей этот памятник.
План управления ОВН представляет собой результаты комплексного исследования социальной и экономической ситуации1, заложенные в основу разработки концепции планирования и управления деятельностью музея «Кижи» с определением мер по сохранению и эффективному использованию и развитию объекта.
Руководство по выполнению Конвенции об охране Всемирного наследия ЮНЕСКО2 [иМЕЭСО..., 2005; Конвенция..., 1972] возводит план управления ОВН в ранг обязательных документов для объектов культурного наследия, включенных в Список Всемирного наследия. В Список ЮНЕСКО по культурным критериям3 включены 15 объектов наследия
1 Музей «Кижи», по сути, является единственным градообразующим объектом с эффективными результатами деятельности в Заонежье.
2 На XVII сессии Генеральной Ассамблеи ЮНЕСКО (1972 г.) принята Конвенция об охране Всемирного наследия, которая заложила основу всеобщей международной системы сохранения природного и культурного наследия. Неотъемлемой частью документа стало оперативное Руководство по выполнению Конвенции.
3 Исторический центр Санкт-Петербурга, пригороды и фортификационные сооружения; Московский Кремль и Красная площадь; Архитектурный ансамбль Кижского погоста; Исторический центр Великого Новгорода и памятники окрестностей; Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова»; Белокаменные памятники Владимира и Суздаля и церковь Бориса и Глеба в Кидекше; Церковь Вознесения в Коломенском; Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры; Ансамбль Ферапонтова монастыря; Историко-архитектурный комплекс «Казанский кремль»; Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента; Ансамбль Новодевичьего монастыря; Исторический центр города Ярославль; Геодезическая дуга Струве; Куршская коса.
РФ, и 19 объектов входят в список кандидатов. Первый пакет документов плана управления ОВН разработан в 2013 г. для объекта Всемирного культурного наследия Архитектурного ансамбля «Кижский погост».
Всеобщего стандарта для разработки и реализации плана управления ОВН не существует. Его содержание определяется уникальными качествами объекта культурного наследия, а также институционально-правовыми особенностями государства, на территории которого он находится [иМЕЭСО..., 2005].
Это придает особое значение разработке плана управления ОВН в контексте требований ЮНЕСКО к обязательному отражению взаимосвязи процессов развития территории и ОВН. В связи с этим применительно к музею-заповеднику «Кижи» был разработан комплекс требований к плану управления.
В частности, план управления:
- объясняет обеспечение сохранности ценности и целостности ОВН в контексте его сохранения, управления им и разумного его использования;
- обосновывает мероприятия по ОВН на 5-10 лет в контексте 20-30 лет;
- определяет цели и задачи ОВН по поддержке глобального значения и статуса;
- обеспечивает последовательность и преемственность для управляющей организации, устанавливает цель и направление управлен-ческихусилий;
- повышает авторитет на местном, национальном и международном уровне и повышает роль ОВН в регионе;
- обеспечивает координацию взаимодействия заинтересованных сторон в управлении ОВН;
- фокусирует внимание на оценке результатов управления ОВН;
- повышает ответственность и эффективность управления ОВН.
Как научно обоснованный документ план управления отвечает требованиям концептуальной универсальности и пространственно-временной общности, установленным ЮНЕСКО при определении значимости объекта для региона и страны, а также для международного сообщества. Пространственно-временная общность вытекает из самой сущности объекта исследования, который символизирует непреходящую ценность культурного наследия, и из принадлежности ее не только непосредственному владельцу и распорядителю, но и к ценностям всего цивилизованного человечества.
Авторами в результате исследования (опросов, семинаров, встреч с органами местного
самоуправления и конференций) социальноэкономических процессов в Заонежье выявлена потребность не только в сохранении ОВН, но и в развитии деятельности музея-заповедника «Кижи». Развитие отождествляется с сохранением населения Заонежья, развитием малого бизнеса для возрождения традиционных ремесел, используя принадлежащее этому сообществу историко-культурное наследие Русского Севера.
Результаты
Исследование международной и национальной правовой базы, зарубежной практики управления ОВН позволило определить содержание и уточнить понятие «план управления ОВН» [Ringbeck, 2008; Методика..., 2010, 2011; Hockings et al., 2009; Management., 1992].
В итоге план управления ОВН рассматривается как инструмент управления ОВН, основанный:
- на стратегическом планировании;
- на минимизации рисков потери выдающейся всемирной ценности ОВН;
- на координации деятельности различных субъектов, вовлеченных в процесс управления ОВН;
- на оптимизации процессов защиты, сохранения, использования и развития ОВН.
Таким образом, разработка плана управления подразумевает создание инструмента планирования, который можно охарактеризовать как комплексный, обеспечивающий решение задач устойчивого развития ОВН и его территориального окружения (ареала влияния ОВН). План управления включает:
- привлечение инвестиций в развитие ОВН [Кодолова, Мантере, 2010];
- развитие инфраструктуры жизнеобеспечения ОВН;
- развитие местного сообщества;
- развитие культурно-исторической дести-нации, т. е. развитие туристского кластера (диверсификация туристского продукта на основе использования ОВН и его охранной зоны).
Комплексность и взаимообусловленность смысловых контекстов задач плана определили специфические методологические подходы для его разработки; таковыми являются: стратегическое планирование, Модель Деминга (Deming Cycle), проектный подход и управление проектами, когнитивный подход и коммуникативное планирование [Кодолова, 2010].
Работу по созданию плана управления ОВН целесообразно вести поэтапно:
Информационно-оценочный. Подготовка информационной, нормативно-правовой базы для целей аналитики сложившейся ситуации.
Аналитико-исследовательский. Проведение аналитических работ и выработка методической основы плана управления: обработка собранного материала, проведение двух-трех семинаров (с привлечением представителей регионального и муниципального управления, местного самоуправления, бизнеса и общественных организаций).
Проектно-исследовательский. Систематизация результатов предыдущих этапов. Разработка сбалансированных плановых показателей и мероприятий, обеспечивающих оптимальное сочетание условий защиты, сохранения, использования и устойчивого развития ОВН.
Итоговый. Оформление отчета. Представление и защита Проекта плана управления ОВН. Пропаганда идей плана и результатов работы над проектом.
Задачами I этапа являются: сбор информации по существующей нормативно-правовой базе и данных по инвентаризации ОВН, определение факторов риска для ОВН; формирование концепции стратегии развития культурно-исторической дестинации.
Сбор и систематизация материалов о состоянии законодательства и системы управления охраной и сохранением ОВН позволяет выявить проблемы управления и сохранения ОВН в контексте законодательства РФ и международных конвенций. При этом формируется реестр нормативно-правовой документации (международное законодательство -документы ЮНЕСКО и Комитета Всемирного наследия; российское законодательство; региональное законодательство; правовая база местного самоуправления; документы Федерального государственного бюджетного учреждения культуры (далее - ФГБУК), в оперативном управлении которого находится ОВН.
Инвентаризация ОВН включает как общую характеристику объекта, так и его ключевых элементов в контексте выдающейся всемирной ценности. В связи с тем, что ОВН имеет дополнительную степень защиты - охранную зону1. При этом выявляются сопутствующие проблемы в контексте управления, касающиеся правового режима охраняемых территорий, границ зон охраны, природоохранных территорий и вопросов земельной собственности, наличия и использования картографических ма-
1 По международному законодательству - «буферная зона», предназначена для снижения негативных рисков в отношении ОВН.
териалов. Фиксируется структура собственности. Одновременно изучаются имеющиеся в наличии документы территориального планирования (схемы территориального планирования региона, муниципального района и генпланы сельских поселений, программы и планы социально-экономического развития) на предмет реализации проектов развития местных сообществ и освоения территорий, связанных с ОВН и его зонами охраны.
Ключевым моментом первого этапа является проведение эмпирических исследований для выполнения SWOT-анализа по выявлению и оценке проблем и угроз для ОВН. В ходе работы выделяются средовые субъекты по отношению к ОВН: институциональные субъекты (компетентные органы и госучреждения, отвечающие за сохранение ОВН, с их функциями и полномочиями) и заинтересованные субъекты (связанные соглашениями и договорами, регламентирующими деятельность относительно ОВН). Определяются механизмы и уровни контроля влияния рисков на ОВН по средовому отношению со стороны ФГБУК.
На данном этапе формируется научная и информационная база для определения стратегии развития культурно-исторической дес-тинации в ареале влияния ОВН, учитывающей интересы развития туризма институциональных и заинтересованных субъектов в первую очередь в зонах охраны ОВН.
Инструментарием для выполнения задач первого этапа проекта являются Руководство ЮНЕСКО по выполнению Конвенции об охране Всемирного наследия [UNESCO., 2005], Руководство по разработке Планов управления объектами Всемирного наследия в Германии [Ringbeck, 2008]. При этом целесообразно использовать общепринятые методики проведения SWOT-анализа, социологических опросов (анкетирования, интервьюирования с расчетом репрезентативной выборки), польскую методику «Определение/описание сторон, потенциально заинтересованных планом управления» (Польша) [Методика., 2010], международные и российские методики по ландшафтному планированию и развитию туризма на ОВН [Management Tourism., 2002].
Работа над I этапом разработки плана управления ОВН позволяет:
1. Подготовить информационно-методическую основу для выполнения II этапа;
2. Сформулировать рабочую гипотезу плана управления ОВН;
3. Сформировать рабочую группу исполнителей;
4. Определиться с формой и методами подачи промежуточных отчетов по этапам разработки плана управления ОВН.
Задачами И этапа являются: проведение аналитических работ на базе собранного и систематизированного информационного материала об ОВН и деятельности музея-заповедника в соответствии с полномочиями и функциями относительно ОВН, выработка методологической и методической основы разработки и реализации плана управления ОВН.
На втором этапе разрабатываются методические подходы взаимодействия бюджетного учреждения (в нашем случае музея-заповедника «Кижи») с органами власти и государственными учреждениями, отвечающими за сохранение объектов культурного наследия, и с заинтересованными относительно ОВН субъектами (местное самоуправление, местное население, церковь, бизнес и общественные организации). При этом определяются и снижаются риски, связанные с угрозой реализации плана.
Целесообразно проведение целого ряда семинаров «SWOT-анализ по выявлению и оценке проблем и угроз для ОВН» с ведущими специалистами, с молодыми специалистами и с руководящим составом музея-заповедника, выступающими в качестве экспертов. В семинарах должны принимать участие внешние эксперты.
По результатам семинаров вырабатываются приоритетные направления плана управления, связанные со снижением рисков и утраты его ценностей (включая проблемы реставрации ОВН и состояния фондов его движимого имущества), формируется концепция плана управления ОВН, уточняется содержание плана, определяется система управления ОВН с введением общественной составляющей, обосновывается программный продукт для реализации и мониторинга плана управления.
Результаты семинаров SWOT-анализа апробируются и уточняются на заключительном семинаре с представителями региональной власти, администраций местного самоуправления поселений, бизнеса, церкви, местного сообщества и общественных организаций (рис. 1). С целью развития местного сообщества на основе максимального использования конкурентных возможностей, связанных с ОВН, реализуется проект по разработке плана социально-экономического развития сельского поселения, на территории которого расположен ОВН.
Одновременно организуется работа с внешними экспертами, специализирующимися в области права о культурном наследии, управления культурным наследием, проведения историкокультурной экспертизы и восстановления и рес-
I этап. Сбор, обработка материала об ОВН по деятельности ФГБУК, встречи с властью, опрос специалистов, анкетирование населения и бизнеса, выявление угроз для ОВН, участие в семинарах и конференциях, и ... проверка возможности разработать и реализовать ПУ ОВН в сложившихся условиях
_______________________________=0:________________________________
II этап. Отработка собранного и систематизированного рабочего материала в ходе выполнения первого этапа, связанного с законодательными, регулятивными и договорными мерами защиты ОВН, совместно с ключевыми специалистами ФГБУК и заинтересованными субъектами. Подключение внешних специалистов (рекомендации Заказчика) для подготовки и редакции разделов ПУ (исполнитель - заключение договоров подряда)
Семинар Семинар
экспертов 1 уровня экспертов 2 уровня
Семинар экспертов 3 уровня, итоговый
Семинар по Стратегии взаимодействий институциональных и заинтересованных субъектов
Рис. 1. Операционная схема по формированию концепции и содержания ПУ ОВН
таврации исторических элементов и конструкций объектов культурного наследия, связанная с консультациями по разработке и оценке соответствующих разделов плана управления.
Обосновывается идеальное состояние ОВН (начало XX в.), относительно которого все риски становятся максимально контролируемыми и минимизируется их влияние на выдающуюся всемирную ценность ОВН, его подлинность и целостность в ходе реализации ПУ.
На этой стадии определяются методологические подходы и методические приемы управления развитием культурно-исторической дестинации [Кодолова, Васильева, 2012].
При выполнении второго этапа проекта используются методики: SWOT-анализа; программа ЭРвв 17.0 обработки социологических опросов, результатов экономико-социологического обследования домохозяйств, располо-
женных на территории сельского поселения, в границах которого находится ОВН (обработка данных анкет).
Использование кластерного анализа «Within-groups linkage» (Interval Squared Euclidean distance) и методики «Хи-квадрат анализа» позволяет выявить дифференцирующие признаки отношения опрошенных групп специалистов и местных жителей к проблемам и роли ОВН в развитии территории, сформировать группу экспертов по оценке плана управления и рабочие группы по его реализации.
Данная работа формирует общественный актив для дальнейших проектных работ на территории, входящей в зону влияния Объекта Всемирного наследия. Эта работа предусмотрена в практическом руководстве ЮНЕСКО по управлению туризмом на ОВН» [Management Tourism., 2002].
Задача
Продол)
Начальна
дата
Конечная Расчет! дата стоимос
2007
V
2OOB
2OO9
2O1O
2011
2O12
2013
i|ii|iii|iv
2014
i|ii|iii|iv
2O15
3.1раз работка п-с док-ии на строительство е 3.2строительство в.зоны
256.00 д
257.00 д
02.Янв.08
02.Янв.09
З1.Дек.08
З1.Дек.09
З.2строительство в.зоны 3.2строительство в.зоны
256.00 д
256.00 д
0З.Янв.11
02.Янв.12
З.Зпроектирование дороги дер.Вел.Губа-дер З.Зпроектирование автодороги дер.Вел.Губг 3.4 строительство дороги дер.Вел.Губа-Ояте 3.4строительство дороги дер.Вел.Губа-дер.С 3.4строительство дороги дер.Вел.Губа-дер.С
257.00 д 25B,00 д
256.00 д
256.00 д
254.00 д
02.Янв.09 04.Янв.10
03.Янв.11 02.Янв.12 02.Янв.1З
3.4строительство дороги дер.Вел.Губа-дер.С 3.5разработка п-с док-ии на рекострукцию зд
255.00 д
256.00 д
02.Янв.14
02.Янв.08
3.6реконструкция здания рем.мастерских под 3.6 реконструкция здания рем.мастерских по
257,00 д 25B,00 д
02.Янв.09
04.Янв.10
3.6 реконструкция здания рем.мастерских по
3.6 реконструкция здания рем.мастерских по
256.00 д
256.00 д
0З.Янв.11
02.Янв.12
0,50
29,20
30. Дек. 11
31.Дек.12
7,10
15,00
З1.Дек.09
З1.Дек.10
30. Дек. 11
31.Дек.12 З1.Дек.1З
17,20
65,00
1B6,90
314.00
494.00
З1.Дек.14
З1.Дек.08
З61,10
З,70
З1.Дек.09
З1.Дек.10
50,20
17,10
30. Дек. 11
31.Дек.12
0,40
2,90
V
Рис. 2. Фрагмент диаграммы Ганта - ИтеЫпе. Календарный план освоения бюджетных средств РФ ФГБУК, направленных на сохранение ОВН и повышение его влияния на социально-экономическое развитие региона (Блок 3. Строительство объектов инфраструктуры)
Работа над II этапом разработки ПУ ОВН позволит:
1. Подготовить аналитическую и методическую основу для выполнения III этапа;
2. Сформировать группу внешних экспертов;
3. Конкретизировать задачи по разработке ПУ на III этапе.
Задачами Ш этапа становятся разработка сбалансированных плановых показателей и мероприятий в контексте изменений относительно ОВН, подготовка макета ПУ.
В ходе их выполнения проектируется система управления ОВН с введением общественного института - Общественного совета ОВН, определяются подходы к разработке и мониторингу системы ресурсного обеспечения выполнения плана управления ОВН (рис. 2).
Разрабатываются: алгоритм процессного управления ОВН, системы мониторинга выполнения плана и мониторинга управления планом управления, схема периодической отчетности на основе электронной системы и алгоритм реактивного мониторинга и превентивного контроля за ОВН [Кодолова, Шишкин, 2012]. Определяются процедуры соответствия процессов охраны и управления ОВН.
Формируется концепция стратегии развития туризма в музее-заповеднике «Кижи» исходя из миссии туристской деятельности учреждений этого типа в РФ. В сфере научно-образовательной деятельности музея-заповедника в административно-организационном аспекте проектируется новая модель, сочетающая взаимодействие учреждения и партнеров в форме научно-образовательного консорциума на базе ОВН.
В контексте задач третьего этапа применяются методики разработки ПУ OВН, рекомендованные Комитетом Всемирного наследия ЮНЕСШ [Paper Series.]. В соответствии с международной методикой ЮНЕСШ [Carolina Castellanos, 2008] и финским вариантом данной методики по определению оценки эффективности управления объектами культурного наследия [Методика., 2011] определяются критерии оценки эффективности управления OВН. На этой базе разрабатывается мониторинг управления OВН, который обусловливает цикличность реализации плана управления.
В ходе этапа разработана методика управления институциональной модернизацией на региональном уровне относительно объектов культурного наследия с использованием механизмов электронной делиберативной демократии, когнитивной науки и социальных систем поддержки принятия решений, применения информационно-коммуникативных технологий с опорой на систему групп интересов (рис. 3).
Работа над III этапом разработки плана управления OВН позволяет:
1. Скомпоновать макет проекта плана управления OВН;
2. Сформировать проект приложения к плану управления «Мероприятия по направлениям плана управления OВН, 20122022 гг.»;
3. Сформировать проект приложения плана управления <Юценка качества управления планом по достижению «идеального» состояния OВН «Кижский погост», 20122022 гг.»;
4. Спроектировать систему управления OВН;
Рис. 3. Блок-схема портала ПУ ОВН «Кижскии погост»
5. Разработать алгоритм реализации плана управления;
6. Использовать методики и опыт разработки плана управления ОВН европейских государств и Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО;
7. Заключить соглашения с музеем-заповедником о сотрудничестве при разработке плана и участии в работе Общественного совета (в данном проекте -с администрациями Великогубского сельского поселения и Медвежьегорского муниципального района, с настоятелем прихода Спасо-Преображенского храма о. Кижи Петрозаводской и Карельской епархии Русской православной церкви, администрацией Национального парка «Водлозерский»);
8. Начать РЯ-компанию плана управления ОВН на основе коммуникационного плана, позиционирующего ПУ в публичном поле как инновационный проект для экономики региона (в нашем примере - Республики Карелия), использующий историко-культурное наследие.
В ходе IV этапа: формируется структура и согласуется содержание плана с ведущими специалистами и экспертами; организуется
РЯ-компания по его продвижению с акцентом на регулярное наполнение контента интернет-портала музея-заповедника (в т. ч. на англ. языке); исполнитель представляет план управления заказчику; подготавливается отчет по Проекту «Разработка Плана управления объектом Всемирного наследия».
Таким образом, в методическом отношении в ходе выполнения проекта был создан алгоритм разработки и реализации плана (рис. 4). При этом определена форма и содержание плана.
План управления состоит из двух частеИ (томов).
В томе 1 представлен основной текст плана управления со всеми схемами, таблицами и фотоматериалами.
В томе 2 излагается план мероприятий по приоритетным направлениям, связанным с сохранением и развитием ОВН, на период до 10 лет с разбивкой на два пятилетних этапа, и целый ряд приложений, состоящих из документов, пояснений и комментариев к первому тому.
Основные разделы ПУ должны включать :
□ характеристику ОВН, ценность и планируемое идеальное состояние объекта (1 глава);
1. Определение ценности ОВН и целей ПУ
да
2. Определение угроз по отношению к ОВН и задач ПУ
да
і
3. Выявление институциональных и заинтересованных субъектов и их
интересов по отношению к ОВН
да
4. Выстраивание коммуникаций с субъектами, разработка мероприятий ПУ
да
нет
5. Основные параметры ПУ. Оценка качества ПУ (внутренняя) 11 '
Оценка 1 результатов | (экспертная оценка) 1
да
да
6. Кластерный план «ГЬП
7. Мониторинг результатов ПУ. Контроль и оценка качества
управления ОВН
Т '
да
8. Планирование и внесение изменений для улучшения процессов управления
зг
да
9. Внедрение ПУ (новый цикл ПУ)
Рис. 4. Алгоритм разработки и реализации ПУ ОВН
□ характеристику существующей системы охраны ОВН в РФ на основе законодательных и других методов государственной защиты и сохранения объекта (2);
□ проектируемую систему управления ОВН с введением в нее общественной составляющей (3);
□ планируемую организацию совместной деятельности музея-заповедника с институциональными и заинтересованными субъектами (стейкхолдерами) по охране, сохранению и использованию ОВН (4-5);
□ мониторинг и ресурсное обеспечение реализации плана управления (6-7).
План управления выполняется в формате, позволяющем всем заинтересованным лицам получить ясное представление о состоянии и перспективах развития ОВН на ближайшее десятилетие. Используемая терминология должна быть максимально приближена к международной (Конвенция о Всемирном наследии) и соответствовать терминологии законодательства РФ.
План управления разрабатывается с учетом: результатов исследования и инвентаризации ресурсов объекта, планов реставрации памятников и развития инфраструктуры, концепции по реконструкции и сохранению исторического ландшафта в границах зон охраны, выявленных
рисков для объекта, интересов земельных собственников в зонах охраны объекта (буферной зоне) и др. стейкхолдеров, имеющихся планов развития административных территорий.
Подготовка ПУ является частью динамического процесса, включающего в себя анализ и определение целей и задач управления, применения разработанных решений и методов контроля за происходящими изменениями относительно ОВН и его охранных зон1.
В целях адекватности разрабатываемых мероприятий задачам плана необходимо:
- проведение рабочих встреч с представителями исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления, с представителями церкви, администрацией национального парка, сотрудниками ФГБУК, специалистами Росреестра, представителями местного сообщества, крупного и малого бизнеса и др. (При разработке плана управления ОВН «Кижский погост» было запланировано 32 рабочих встречи.);
- организация семинаров по вопросам методологии и методических приемов разработки
1 В случае с ОВН «Кижский погост» в охранных зонах начинался процесс несанкционированной застройки и использования земельных угодий. План управления позволяет решать эти вопросы совместно с администрацией района в рамках конструктивного диалога.
ПУ ОВН с учетом правового поля и индивидуальных особенностей ОВН (план управления ландшафтами ОВН), результатов SWOT-анализа по выявлению и оценке проблем и угроз для ОВН, о ходе реализации проекта разработки ПУ ОВН: результаты, проблемы и их решение (для ПУ ОВН «Кижский погост» - 10 семинаров);
- организация совещаний рабочей группы (в рассматриваемом примере - 9), с администрацией и коллективом музея-заповедника (5), с членами общественных организаций, с администрациями муниципального района и поселений (4);
- организация семинаров и экскурсий на ОВН зарубежных государств с целью изучения опыта разработки плана ОВН (в приведенном примере: Финляндия - крепость Суоменлинна, Старая Раума; Эстония - Старый Таллинн; Беларусь - Замок Радзивиллов; Украина - КиевоПечерская лавра; Болгария - Старый Несебр; Мексика - пять ОВН);
- апробация результатов (методических подходов и методики разработки плана) и презентация ПУ ОВН на международных, национальных и региональных форумах, научно-практических конференциях1;
- публикация научно-исследовательских результатов, полученных в ходе проекта, и информационно-популярных материалов о плане управления ОВН в СМИ, размещение их на сайте музея-заповедника «Кижи».
Выводы
1. План управления ОВН является новым и универсальным инструментом решения задач охраны, сохранения и использования ОВН путем создания диалога местной территориальной власти с администрацией музеев-заповедников.
2. План управления опирается на принципы развития сети ОВН, разработанные ЮНЕСКО, сочетает охрану и сохранение ОВН для будущих поколений в средовом окружении с его эффективным использованием в целях развития территории.
1 Члены рабочей группы апробировали результаты работы над ПУ ОВН «Кижский погост» на международных научнопрактических конференциях «Роль туризма в модернизации экономики российских регионов», «Рябининские чтения-2011», «Эффективное управление развитием туристских дестинаций» и трех региональных и международных форумах: Карельский международный форум «Инвестиции в будущее», г. Петрозаводск (2011); I Международный форум «Сохранение культурного наследия», г. Москва (2011); Международный форум неправительственных организаций «Защита объектов Всемирного наследия» в преддверии Сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО в Санкт-Петербурге (2012) и др.
3. План управления ОВН разработан на основе адаптации современных международных методик и практик, основанных на философской парадигме управления объектами культурного наследия за счет наращивания ресурса когнитивного мышления, самоорганизации и человеческого капитала.
4. План управления организует переход от затратной философии сохранения к философии развития сети ОВН и возрастанию их роли в гуманитарном развитии территорий.
5. План управления в условиях РФ позволяет объекту Всемирного культурного наследия из разряда факторов обременения региональных и муниципальных властей перейти в разряд факторов развития.
6. План управления создает новую институциональную среду для развития человеческого капитала. Происходит управляемая капитализация объекта культурного наследия и территории, неотъемлемой частью которой он является.
7. Методические приемы разработки плана управления ОВН и его реализации позволяют задать положительный тренд в отношении влияния роли культурного наследия на социальноэкономическое развитие в регионе: планирование территориального развития, формирование инвестиционной привлекательности, создание эффективных стимулов инновационных типов поведения экономических агентов, включая сельские домохозяйства.
Литература
Кодолова Т. А., Биктимирова Е. Д. Управление культурным наследием в условиях конфликта интересов (на примере Плана управления объектом Всемирного наследия «Кижский погост») / Труды КарНЦ РАН. 2012. № 6. С. 123-129.
Кодолова Т. А., Васильева А. В. Управление развитием культурно-исторических дестинаций: теоретический аспект. Северные туристские дестинации как доминанта развития туризма Северо-Западного региона. Роль культурного наследия в развитии туристских дестинаций // Труды III Межд. науч.-практ. конференции. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2012. С. 208-213.
Кодолова Т. А. Методологические подходы разработки Плана управления объектом Всемирного наследия «Кижский погост» как историко-культурной дестинации «Кижи» // Роль туризма в модернизации российских регионов: сб. науч. ст. по материалам межд. науч.-практ. конференции. 8-10 июня 2010 г. Петрозаводск, Кондопога / Отв. ред. А. И. Шишкин, Т. А. Кодолова. Петрозаводск: КарНЦРАН, 2010. С. 208-212.
Кодолова Т. А., Шишкин А. И. Общественное участие в управлении объектом Всемирного наследия на примере разработки и реализации «Плана управления Кижским погостом» / Материалы Межд. форума «Неправительственные организации в защиту объектов Всемирного наследия», Санкт-Петербург 22-23.06.2012 г.
0
[Электронный ресурс]. ия_: http://spbforum.
wordpress.com/papers/tatyana-kodolova-anatolij-shishkin/ (дата обращения: 25. 06.2012).
Кодолова Т. А., Мантере Э. В. Управление инвестиционными процессами в сфере культурного туризма / Роль туризма в модернизации российских регионов: сб. науч. ст. по материалам межд. науч.-практ. конференции. 8-10 июня 2010 г. Петрозаводск, Кондопога / Отв. ред. А. И. Шишкин, Т. А. Кодолова. Петрозаводск: КарНЦРАН, 2010. С. 212-217.
Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, 16 ноября 1972 г. [Электронный ресурс]. ия_: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/heritage.shtml (дата обращения: 05.06.2011).
Методика определения оценки эффективности управления объектами культурного наследия. Финляндия, 2011 [Электронный ресурс]. Ш_: http://www. gazeta-licey. ru/culture/culturalpolicy/item/4605promatyva-em-kulturnoe-nasledie (дата обращения: 15.01.2012).
Методика. План управления объектом Мирового наследия. Определение/описание сторон, потенциально заинтересованных планом управления [Электронный ресурс]. ия_: http://www.kirmuseum.ru/info/ direction/restoration/detail.php?ID=27534 (дата обращения: 01.06.2011).
Савельев Ю. В., Шишкин А. И. Территориальное стратегическое планирование: основные принципы и современные требования // Проблемы региональной экономики. Изд. Института экономики и управления УДГУ. 2002. № 7-9. С. 211-222.
Руководство по реализации пилотного проекта ИИТО ЮНЕСКО «Обучение для будущего» (_РР), 2012 г. [Электронный ресурс]. ия_: http://iite.unesco.
org/capacity_development/lff/files/U_FGuidelines-final-rus-unoffic_transl.pdf (дата обращения: 05.12.2012).
Руководящие принципы устойчивого культурного туризма. Европейская ассоциация исторических городов и регионов, 2010 г. [Электронный ресурс]. ия_: http://www.historic-towns.org/documents/
downloads/SustainableTourismGuidelines.pdf (дата обращения: 10.09.2011).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Кодолова Татьяна Алексеевна
старший научный сотрудник, к. э. н.
Институт экономики Карельского научного центра РАН
пр. А. Невского, 50, Петрозаводск, Республика Карелия,
Россия, 185030
эл. почта: [email protected]
тел.: (8142) 572210
Шишкин Анатолий Иванович
главный научный сотрудник, д. т. н., проф.
Институт экономики Карельского научного центра РАН
пр. А. Невского, 50, Петрозаводск, Республика Карелия,
Россия, 185030
эл. почта: [email protected]
тел.: (8142) 572210
Устойчивый туризм. Программа развития устойчивого туризма на объектах Всемирного наследия ЮНЕСКО, 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nhpfund.ru/files/world-heritageinformation -kit-ru.pdf (дата обращения: 15.07.2013).
Carolina Castellanos. Applying the Enhancing our Heritage Toolkit to Cultural World Heritage Sites / Enhancing our Heritage Toolkit Assessing management effectiveness of natural World Heritage sites, UNESCO 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://whc.
unesco.org (дата обращения: 01.12.2011).
Hockings M., Stolton S., Leverington F., Dudley N., Courrau J. Evaluating Effectiveness: A framework for assessing management effectiveness of protected areas (2nd Edition) IUCN 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.unep-wcmc.org/evaluating-effectiveness-pas_ 409.html (дата обращения: 01.12.2011).
Management Guidelines for Cultural Heritage Sites (Jokilehto/Fielden, ICCROM 1992) [Электронный ресурс]. URL: whc.unesco.org (дата обраще-
ния: 01.12.2011).
Management Tourism at World Heritage Sites: a Practical Manual for World Heritage Site Managers. UNESCO World Heritage Centre, Paris, 2002. URL: http://muzee.org/ro/editor/UserFiles/File/unesco/activ ity-113-2.pdf (дата обращения: 08.09.2011).
Paper Series: серия тематических публикаций Центра Всемирного наследия. [Электронный ресурс]. URL: http://whc.unesco.org/en/series/1/ (дата обращения: 15.07.2013).
Ringbeck B. Management Plans for World Heritage Sites: A practical guide // German Commission for UNESCO, Bonn, 2008. URL: http://www.unesco.de/
fileadmin/medien/Dokumente/Bibliothek/Management _Plan_for_Wold_Heritage_Sites.pdf (дата обращения: 01.08.2011).
UNESCO 2005. Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention. [Электронный ресурс]. URL: http://whc.unesco.org/
archive/opguide05-en.pdf (дата обраще-
ния: 05.06.2011).
Kodolova, Tatiana
Institute of Economic Studies, Karelian Research Centre, Russian Academy of Sciences
50 A. Nevsky St., 185030 Petrozavodsk, Karelia, Russia e-mail: [email protected] tel. : (8142) 572210
Shishkin, Anatoly
Institute of Economic Studies, Karelian Research Centre, Russian Academy of Sciences
50 A. Nevsky St., 185030 Petrozavodsk, Karelia, Russia e-mail: [email protected] tel. : (8142) 572210