6. Карпов В. Б., Касавцев М. Ю. Диагностика личности курсанта как инструмент повышения качества подготовки военных специалистов. Письма в Эмиссия.Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научный журнал, 2015. № 7 (июль). ART 2390. [Электронный ресурс]. URL: mhttp://www.emissia.org/offline/2015/2390.htm, ISSN 1997-8588. (дата обращения: 04.04.2016).
The methodological aspects of the planning and organization of independent work of Primary School pupils at lessons of mathematics Verkhovtcev K.1, Chemlyakova S.2 Методические аспекты планирования и организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики Верховцев К. Н.1, Чемлякова С. В.2
'Верховцев Константин Николаевич / Verkhovtcev Konstantin — доцент, кафедра психологии и педагогики детства, Институт психологии и педагогики, Тюменский государственный университет, г. Тюмень;
2 Чемлякова Светлана Викторовна / Chemlyakova Svetlana—учитель начальных классов, Нижнесортымская средняя общеобразовательная школа, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Сургутский район, Тюменская область, с. п. Нижнесортымский
Аннотация: в статье показано значение самостоятельной работы младшего школьника на уроках математики в структуре начального образования, раскрыты методические аспекты тематического планирования и организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики на примере содержания учебного материала третьей четверти для 2 класса средней общеобразовательной школы.
Abstract: the article shows the importance of independent work ofjunior student in math class in the structure of primary education revealed methodological aspects of thematic planning and organization of independent work of Primary School pupils at lessons of mathematics on the example of the content of the training material for the third quarter of the second class of Primary School.
Ключевые слова: тематическое планирование, урок математики, самостоятельная работа, организация самостоятельной работы, младший школьник.
Keywords: thematic planning, mathematics lessons, independent work, the organization of independent work, pupil of Primary School.
Компоненты математического образования в структуре начального образования играют исключительную роль во всем образовательном процессе младшего школьника. Математическое развитие младшего школьника выступает движущей силой развития психических функций, психического развития школьника в целом.
Одним из значимых средств математического развития ученика в структуре учебной деятельности выступает правильно спланированная и организованная самостоятельная работа младшего школьника на уроке математики.
Зимняя И. А., освещая вопросы самостоятельной работы, определяет ее как высшую форму учебной деятельности [3]. «Самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время. Соответственно организуемая и управляемая учителем учебная работа учащегося должна выступать в качестве определенной присвоенной им программы его самостоятельной деятельности по овладению учебным предметом. Это означает для учителя не только четкое осознание своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у учащихся как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач»1.
Под самостоятельной работой в контексте данного исследования мы подразумеваем, прежде всего, такие элементы учебной деятельности, которые ученик «разворачивает во внешнем плане» в учебном классе во время урока, на своем рабочем месте за партой, окруженный группой сверстников, в присутствии учителя, но выполняющий их самостоятельно (под педагогическим конролем со стороны учителя).
1 Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: «ЛОГОС», 2000. С. 249-250.
114
Методические аспекты раскрывают особенности планирования, организации, применения различных видов самостоятельной работы младших школьников на уроках математики.
Виды самостоятельной работы, предлагаемые к выполнению ученику имеют большое значение. Уровень выполнения самостоятельной работы младшим школьником определяет конечный результат - успешность обучения. В процессе планирования и организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики следует учитывать виды (и этапы) обучающих самостоятельных работ [1]:
I. Самостоятельная работа с предварительным разбором. Даётся подробный разбор задачи или упражнения со всеми теоретическими обоснованиями. Затем для самостоятельной работы предлагается подобная задача.
II. Решение задач с последующей проверкой. Ученики выполняют задание самостоятельно, затем проверяют свою работу по показываемому им образцу, при этом поэтапно выясняется осмысленность решения путём постановки соответствующих вопросов.
III. Многовариантное задание с готовыми ответами. Эти работы помогают быстрому установлению обратной связи, выявлению пробелов и разбору неясных ситуаций.
Успешность овладения младшими школьниками знаниями и навыками определяется правильностью организации учебной деятельности. Поэтому значимо методически грамотное поурочное планирование объема и содержания самостоятельной работы младшего школьника. А также место самостоятельной работы младшего школьника в структуре урока математики. Тематическое планирование нами рассматривалось на примере содержания учебного материала третьей четверти для 2 Ж класса Нижнесортымской средней общеобразовательной школы, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, (Тюменская область) Сургутский район, с. п. Нижнесортымский (Таблица 1). Планирование и организация содержания самостоятельной работы младшего школьника на уроках математики построены с учетом содержания учебно-методического комплекса «Школа России» и рекомендованных к нему учебников [3; 4].
Таблица 1. Тематическое планирование содержания уроков математики в течение третьей четверти
2015-2016уч. года для 2 Ж класса
№ п/п Тема урока Задачи урока Тип урока Место самостоятельной работы (СР) в уроке
1 Сложение вида 45+23 Ознакомить с письменным приёмом сложения вида 45+23; развивать логическое мышление; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи Урок введения новых знаний СР на этапе закрепления(для проверки полученных новых знаний) 10 мин
2 Вычитание вида 5726 Научить моделировать прием вычитания вида 57 -26 с помощью предметов Урок введения новых знаний СР на этапе закрепления(для проверки полученных новых знаний) 10 мин
3 Проверка сложения и вычитания Научить выполнять проверку сложения вычитанием, использовать различные приёмы проверки правильности выполненных вычислений Урок введения новых знаний СР на этапе закрепления(для проверки полученных новых знаний) 10 мин
4 Закрепление изученного Учить рассуждать и делать выводы, выполнять задания творческого и поискового характера Урок закрепления СР на этапе повторения(для проверки изученного материала) 15 мин
5 Прямой угол Научить различать виды углов и пользоваться для этого угольником Урок введения новых знаний СР на этапе закрепления(для проверки полученных новых знаний) 10 мин
6 Закрепление. Решение задач Научить соотносить знания и задания, применять знания при решении примеров и задач, выполнять вычисления сложения и вычитания столбиком Урок закрепления СР на этапе повторения(для проверки изученного материала) 15 мин.
7 Сложение вида 37+48 Научить применять правила сложения при вычислениях, выбирать способы действия, выполнять задания творческого и поискового характера Урок введения новых знаний СР на этапе закрепления(для проверки полученных новых знаний) 10 мин
8 Сложение вида 37+53 Научить применять правила сложения при вычислениях, выбирать способы действия, выполнять задания творческого и поискового характера Урок введения новых знаний СР на этапе закрепления(для проверки полученных новых знаний) 10 мин
9 Прямоугольник Научить выделять и распознавать прямоугольник из множества четырёхугольников, различать виды углов, чертить фигуры с прямыми углами при помощи прямоугольника Урок введения новых знаний СР на этапе закрепления(для проверки полученных новых знаний) 10 мин
10 Сложение вида 87 + 13 Научить применять правила сложения и вычитания при вычислениях выбирать способы действия Урок введения новых знаний СР на этапе закрепления(для проверки полученных новых знаний) 10 мин
11 Вычитание вида 40-8 Научить применять правила сложения и вычитания при вычислениях выбирать способы действия Урок введения новых знаний СР на этапе закрепления(для проверки полученных новых знаний) 10 мин
12 Вычитание вида 5024 Научить применять правила сложения и вычитания при вычислениях выбирать способы действия Урок введения новых знаний СР на этапе закрепления(для проверки полученных новых знаний) 10 мин
13 Математический диктант. Закрепление Учить рассуждать и делать выводы, выполнять задания творческого и поискового характера Урок закрепления СР на этапе повторения(для проверки изученного материала) 15 мин.
14 Странички для любознательных Учить рассуждать и делать выводы, выпонять задания творческого и поискового характера «Урок-путешествие» СР на этапе повторения(для проверки изученного материала) до 5 мин.
15 Что узнали. Чему научились Учить соотносить задания со своими знаниями, применять знания на практике «Урок-викторина» Самостоятельные действия по обращению к ранее изученному (на этапе повторения материала) до 5 мин.
16 Контрольная работа на тему: «Письменные приёмы сложения и вычитания чисел от 1 до 100» Проверить применение правил сложения и вычитания чисел от 1 до 100 Урок контроля знаний СР на протяжении всего урока
17 Анализ контрольной работы Учить группировать и исправлять свои ошибки, оценивать свою работу и делать выводы Урок повторения и контроля знаний, консультирова ние СР до 20-30 мин урока
18 Странички для любознательных Учить рассуждать и делать выводы, выполнять задания творческого и поискового характера «Урок-путешествие» СР на этапе повторения(для проверки изученного материала) до 5 мин.
19 Вычитание вида 52 -24 Научить применять правила вычитания при вычислениях, выбирать способы действий. Урок введения новых знаний СР на этапе закрепления(для проверки полученных новых знаний) 10 мин
20 Закрепление. Решение задач Учить решать задания творческого и поискового вида Урок закрепления СР на этапе повторения(для проверки изученного материала) 15 мин.
21 Подготовка к умножению Научить раскрывать конкретный смысл действия умножения как одинаковых слагаемых Урок введения новых знаний СР на этапе закрепления(для проверки полученных новых знаний) 10 мин
22 Свойство противоположных сторон прямоугольника Научить применять свойство противоположных сторон прямоугольника Урок введения новых знаний СР на этапе закрепления(для проверки полученных новых знаний) 10 мин
23 Квадрат. Связь умножения со сложением Ознакомить с понятием квадрат, научить чертить квадрат на клетчатой бумаге, решать задачи на нахождение длин сторон квадрата, моделировать действие умножение с использованием предметов, рисунков Урок введения новых знаний СР на этапе закрепления(для проверки полученных новых знаний) 10 мин
24 Математический диктант. Закрепление Учиться рассуждать и делать выводы, выполнять задания творческого и поискового характера Урок закрепления СР на этапе повторения(для проверки изученного материала) 15 мин.
25 Закрепление изученного Учить группировать и исправлять свои ошибки, оценивать свою работу и делать выводы. Урок закрепления СР на этапе повторения(для проверки изученного материала) 15 мин.
26 Наши проекты.Оригами Учить использовать различные приёмы проверки правильности выполненных вычислений Урок-конкурс защиты проектов Не предполагает отдельной СР
27 Контрольная работа на тему : «Числа от 1 до 100. Умножение и деление» Проверить знания умножения и деления, применение правила умножения и деления при вычислениях Урок контроля знаний СР на протяжении всего урока
28 Анализ контрольной работы Учить группировать и исправлять свои ошибки, оценивать свою работу и делать выводы. Урок повторения и контроля знаний, консультитров ание СР до 20-30 мин в течение всего урока
29 Что узнали. Чему научились Учить соотносить задания со своими знаниями, применять знания на практике «Урок-викторина» Самостоятельные действия по обращению к ранее изученному (на этапе повторения материала) до 15 мин в течение всего урока
30 Тест: «Верно? Неверно?» Научить работать в парах и в группах при выполнении теста; развивать интерес к математике, оценивать правильность высказывания товарища, обосновывать свой ответ «Урок-викторина» Самостоятельные действия по обращению к ранее изученному (на этапе повторения материала) до 10 мин в течение всего урока.
31 Конкретный смысл действия умножения. Научить раскрывать конкретный смысл действия умножения как одинаковых слагаемых Урок введения новых знаний СР на этапе закрепления(для проверки полученных новых знаний) 10 мин
32 Конкретный смысл действия умножения Научиться раскрывать конкретный смысл действия умножения как одинаковых слагаемых СР на этапе закрепления(для проверки полученных новых знаний) 10 мин
33 Приёмы умножения с помощью сложения Научить заменять сложение умножением; совершенствовать вычислительные навыки и решать задачи, применяя новые знания Урок введения новых знаний СР на этапе закрепления(для проверки полученных новых знаний) 10 мин
34 Задачи на нахождение произведения Научить решать задачи, применяя новые знания, закреплять умение заменять сложение умножением; совершенствовать вычислительные навыки Урок введения новых знаний СР на этапе закрепления(для проверки полученных новых знаний) 10 мин
35 Математический диктант. Закрепление Учить рассуждать и делать выводы, выполнять задания творческого и поискового характера. Урок закрепления СР на этапе повторения(для проверки изученного материала) 15 мин.
36 Периметр прямоугольника Научить решать задачи нахождения периметра прямоугольника разными способами Урок введения новых знаний СР на этапе закрепления(для проверки полученных новых знаний) 10 мин
37 Контрольная работа за третью четверть Учиться соотносить знания и задания, научить применять правила умножения и деления при вычислениях, выбирать способы действий, работать самостоятельно Урок контроля знаний СР на протяжении всего урока
38 Анализ контрольной работы Учить группировать и исправлять свои ошибки, оценивать свою работу и делать выводы Урок повторения и контроля знаний, консультитров ание СР до 20-30 мин в течение всего урока
39 Умножение нуля и единицы Научить решать примеры с приёмами умножения нуля и единицы на любое число; развивать навыки устного счёта, внимание, логическое мышление Урок введения новых знаний СР на этапе закрепления(для проверки полученных новых знаний) 10 мин
40 Название компонентов и результата умножения Ознакомить с ознакомить с названиями компонентов и результата умножения, и соответствующего компонентам выражения, применять знания на практике Урок введения новых знаний СР на этапе закрепления(для проверки полученных новых знаний) 10 мин
Среди методических аспектов планирования и организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики, особо значимыми считаем - необходимость:
- предусмотреть ее место в структуре урока;
- продумать, как она будет сочетаться с другими методами и формами учебной деятельности;
- определить ее оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала;
- предусмотреть затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы, определить форму заданий;
- установить оптимальную длительность работы, подобрать соответствующий дидактический материал;
- предусмотреть рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.
Литература
1. БурякВ. К. Самостоятельная работа учащихся: книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. 64 с.
2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: «Логос», 2000. 384 с.
3. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика: Учебник для 2 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 1. Второе издание. М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2002. 112 с.
4. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика: Учебник для 2 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 2. Второе издание. М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2002. 96 с.
Adopting cognitive approach to expaining grammar in english classroom: simple and progressive verb forms Muravyova A.
Применение когнитивного подхода к объяснению грамматики на уроке английского языка (на примере форм simple - progressive) Муравьева А. Н.
Муравьева Анна Николаевна /Muravyova Anna - учитель английского языка, Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 10, г. Гусь-Хрустальный
Аннотация: в статье описывается педагогический опыт использования альтернативной методики обучения грамматике английского языка - когнитивного подхода. Автор доступным образом раскрывает принципы новой концепции, отличной от традиционных догм учебного структурализма, снабжая это яркими иллюстрациями (на примере форм группы simple и progressive), которые могут применяться в практике преподавания английского языка.
Abstract: the article describes the experience of adopting the alternative method of ESL grammar instruction, the cognitive approach. The author explores the principles of the new conception, distinct from the traditional dogmas of structuralism and provides colourful examples (based on simple and progressive verb forms), which could be applied to the English classroom practices.
Ключевые слова: когнитивный подход, грамматика английского языка, формы группы simple, формы группы progressive.
Keywords: cognitive approach, English grammar, simple forms, progressive forms.
Не секрет, что грамматика английского языка вызывает у учащихся куда больше трудностей, чем, например, его лексическая система или орфография. Причин, объясняющих сложившуюся тенденцию, достаточно много, и они известны практически всем учителям и преподавателям, поэтому перечислять их в данной статье нет смысла. Напротив, весьма перспективным занятием кажется попытка найти видимое решение давней проблемы, которое, на мой взгляд, кроется в смене или, менее кардинально, в вариации основополагающих методологических установок, определяющих сущность нашего подхода к изучаемому объекту.
Принципы новой, когнитивной концепции языка и его явлений были сформулированы еще во второй половине 20 века, когда когнитивная наука начала свое бурное развитие после знаковых работ Н. Хомского, Э. Рош, Р. Лэнэкера и др. Что касается практики преподавания английского языка, в частности, уже ставшая не новой парадигма знаний давно нуждалась в определенной корректировке и