УДК 343.98
Сафонов Денис Андреевич
кандидат юридических наук старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики
КФ КрУ МВД России, г. Симферополь
Торопов Сергей Александрович
Кандидат юридических наук старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики
КФ КрУ МВД России, г. Симферополь
sergei5714 @mail .т
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСМОТРА, ИЗЪЯТИЯ И УПАКОВКИ ПРЕДМЕТОВ, КОНСТРУКТИВНО СХОЖИХ С ХОЛОДНЫМ ОРУЖИЕМ (СКЛАДНЫХ НОЖЕЙ) НА МЕСТЕ
ПРОИСШЕСТВИЯ
В статье рассматриваются совершенствования тактики осмотра места происшествия в части работы с доказательственной информацией, в частности, раскрываются проблемные вопросы осмотра, изъятия и упаковки предметов, конструктивно схожих с холодным оружием.
Ключевые слова: осмотр места происшествия, холодное оружие, следы преступления, изъятие и упаковка следов преступления, вещественные доказательства.
Denis Safonov
Ph.D. in Law
Lecturer in Crimean subsidiary of the Krasnodar University of Internal Affairs of
the Russian Federation [email protected]
Sergey Toropov
Ph.D. in Law
Lecturer in Crimean subsidiary of the Krasnodar University of Internal Affairs of
the Russian Federation [email protected]
METODICAL ASPECT OF INSPECTION, REMOVAL AND PACKAGING OF PRODUCTS, STRUCTURALLY SIMILAR TO MELEE WEAPONS (KNIVES) AT THE SCENE
The article discusses the improvement of tactics of survey of a scene in the area of evidentiary information, in particular, reveals the problematic issues of inspection, removal and packaging of products, structurally similar to melee weapons.
Keywords: scene survey, edged weapons, traces of crime, the removal and packaging of the traces of the crime, physical evidence.
Расследование преступлений — это сложный и дифференцированный процесс установления значимых обстоятельств события и лиц, причастных к его совершению, который в большинстве случаев начинается с непосредственного познания и изучения материальной обстановки и следов происшествия.
Вопросы, связанные с тактикой и организацией проведения осмотра места происшествия, перманентно определили научную и практическую актуальность их исследования в криминалистике. Основной причиной этого ученые -криминалисты называют познавательный характер деятельности, направленный на извлечение информации определенного вида и содержания из исследуемых объектов — следов события [1, с.17]. При этом, проблематика оптимального извлечения информации из следов тесно связана с наличием знаний об изучаемом объекте, а также алгоритме работы с ним, начиная от выявления на месте происшествия, и заканчивая его упаковкой и направлением на экспертное исследование. Особую обеспокоенность в данном контексте, как свидетельствует следственная и экспертная практика, вызывает отсутствие методических рекомендаций при работе на месте происшествия с предметами конструктивно схожими с холодным оружием, а именно — клинковыми складными ножами.
В ходе осмотра места происшествия, могут возникать трудности, связанные с исследованием клинковых складных ножей, которые обусловлены рядом следующих причин:
1. Отсутствием знаний и принципов механизма приведения складного ножа из «походного» (сложенного) состояния в «боевое» (рабочее). Результатом этого может послужить утрата следовой информации, например, вследствие предпринятой попытки осуществить динамический осмотр предмета. Кроме этого, специалист, не имея опыта работы со складным механизмом ножа, при детальном осмотре клинка воздействует на отдельные детали ножа, которые могут нести следы потожирового, эпителиального наслоения или иные микрообъекты, существенного изменяя или повреждая их природу.
Следует также указать и о возможности получения травмы при неосторожном обращении со складными ножами, в которых клинок переходит в боевое положение под действием пружинного механизма. В данном случае необходимо сказать, что на современном этапе производители клинковых складных ножей предлагают большой ассортимент продукции со специфическими механизмами высвобождения клинка. Исходя из указанных обстоятельств, считаем практически полезным отслеживание и выявление складных ножей с нестандартной системой высвобождения (выброса) клинка, а также их дальнейшей классификации по данной конструктивной особенности.
2. Отсутствие актуальных, научно-практических рекомендаций и правил обращения с клинковыми складными ножами во время их следственного осмотра или в ходе обнаружения на месте происшествия. По своему содержанию сущность проблемы не нова в криминалистических научных кругах. Так, комплексными криминалистическими исследованиями предметов, конструктивно схожих с клинковым холодным оружием, занималось много талантливых ученых криминалистов таких как: В. М. Плескачевский, М.В.Салтевский, Е. Н. Тихонов, А. И. Устинов, В. В. Филиппов и другие. Под руководством указанных лиц разрабатывались понятие, классификация холодного оружия, обосновывались методологические проблемы следственного осмотра и экспертного исследования холодного оружия. Более того, результаты этих исследований положили начало самостоятельному криминалистическому
учению, которое вошло в раздел криминалистической техники. Но, несмотря на это научно-технические возможности современной промышленности вносят свои коррективы в сферу конструктивной модернизации холодного оружия, появляются новые виды клинкового оружия, а это требует принципиально новых подходов к его изучению и экспертной оценке.
3. Недостаточная изученность приемов изъятия, а также сохранения следов на внутренней части пазов складного механизма или внутреннего каркаса ножа в виде металлических полос-лайнеров.
4. Отсутствие рекомендации по осмотру и изъятию складного ножа в условиях открытого пространства под воздействием неблагоприятных погодных условий.
Указанная выше тенденция проблематики научного поиска ставит перед криминалистической наукой и правоохранительной практикой задание по разработке и реализации эффективных алгоритмов осмотра, изъятия и упаковки типичных и конструктивно-усложненных складных ножей.
При обнаружении складных ножей в сложенном состоянии, которыми были причинены телесные повреждения, либо если есть вероятность, что на клинковой части сложенного ножа присутствуют следы-наслоения, рекомендуется не производить осмотр непосредственно на месте происшествия, а тщательно упаковать и продолжить осмотр в лабораторных условиях. Обусловлено это следующими причинами: во-первых, во внутренних полостях сложенного складного ножа могут быть частицы веществ, имеющих значение для расследуемого события, которые при неаккуратном раскладывании могут быть утеряны во внешней обстановке (трава, сыпучий или влажный грунт). Во-вторых, попытка раскладывания ножа сложной конструкции непосредственно на месте происшествия может послужить причиной затирания (уничтожения) следов дактилоскопического происхождения, представляющих интерес, а также перемешивания следов биологического происхождения в случае травмы.
Учитывая вышеизложенное, рекомендуем складные ножи и холодное оружие после внешнего их осмотра передавать на исследование, проводимые в лабораторных условиях, не производя изъятие образцов биологического и дактилоскопического характера с клинковой части и внутренних поверхностей ножей непосредственно на месте происшествия. Также целесообразно при наличии в полостях складного ножа частиц, представляющих интерес и отсутствии на накладках рукоятки следов дактилоскопического происхождения оборачивать складной нож чистой марлей до помещения последнего в упаковку. Это позволит предупредить потерю микрочастиц (их выпадение) из внутренних полостей транспортируемого складного ножа.
Рассматривая проблематику упаковывания складных ножей, необходимо придерживаться следующих правил. Упаковка должна быть из твердого материала, желательно из пластика или жесткого картона, чтобы обеспечить сохранность содержимого. Если нож в сложенном состоянии, то его упаковка особых сложностей не вызывает, кроме случаев обеспечения сохранности следов во внутренних полостях, указанных ранее. Однако в случае упаковывания складного ножа в разложенном (боевом) состоянии необходимо обращать внимание на его фиксацию внутри упаковки и исключение контакта с ее внутренней поверхностью, так как нож при недостаточной фиксации и свободном перемещении внутри упаковки может ее прорезать и причинить повреждения участникам осмотра. Чтобы избежать указанных случаев повреждения упаковки, предлагаем следующие варианты упаковывания:
а) с помощью полимерной бутылки емкостью 1,5-2 литра. Выбирается центр бутылки и делается поперечный разрез по всей поверхности до разделения на две равные по длине части. Затем, от края разделительного разреза делаем продольный рез на расстояние 12-14см по длине двух получившихся фрагментов. Во фрагмент с донной частью располагаем разложенный складной нож, упирая задним срезом рукоятки в дно фрагмента. На получившуюся конструкцию «надеваем» фрагмент бутылки с горлом, ориентируя его так, чтобы нож острием
клинка уперся во внутреннюю плоскость крышки бутылки. Соединяем два фрагмента полимерной бутылки краями навстречу друг другу, фиксируя находящийся внутри нож. Полученную конструкцию плотно перематываем клейкой лентой скотч или помещаем в полимерный пакет с последующим прошиванием горловины упаковки.
б) с помощью фрагмента картона. В данном случае из картона вырезается фрагмент, примерно на 12-15 см превышающий общую длину представленного складного ножа в разложенном состоянии. Нож плотно оборачивается в картон в продольной плоскости в несколько слоев, края картона загибаются к центру. На свертке-упаковке подписывается расположение клинковой части для безопасности транспортирующего, делаются необходимые пометки, и сверток плотно перевязывается клейкой лентой скотч до полной фиксации стенками упаковки ножа внутри, с целью лишить его возможности перемещений.
Перечисленные способы упаковки не являются исчерпывающими, но являются достаточно простыми в работе и не требуют значительных финансовых затрат при приобретении. Так, например, полимерную пластиковую тару можно приобрести в любом продуктовом магазине, при отсутствии наличия у членов следственно-оперативной группы унифицированной упаковки.
В случае изъятия ножа в условиях открытой местности наибольшую угрозу для сохранности расположенных на объекте следов представляет неблагоприятные погодные условия в виде повышенной влажности, которая способна отрицательно повлиять на следы дактилоскопического и биологического происхождения на объекте, может вызвать коррозию внутренних частей складного ножа. При извлечении ножа из влажной среды его необходимо просушить на фрагменте чистой марли в сухом проветриваемом помещении вне зоны воздействия прямых солнечных лучей и активных источников тепла (на подоконниках, отопительных батареях и т.д.). Если в процессе высыхания часть вещества с поверхности ножа переместится на фрагмент чистой марли, ее также
возможно подвергнуть криминалистическому исследованию на предмет микробиологии.
Чтобы избежать причинения повреждений при попытках привести складной нож в походное состояние и его упаковки либо в случае разбора при проведении криминалистического исследования необходимо знать конструктивные особенности складного механизма.
Приведем примеры основных механизмов складывания ножей:
а) ножи с механическим открыванием клинка (открывание происходит вручную мускульной силой человека) — Wenger Ranger, Opinel 9;
б) ножи с полуавтоматическим открыванием (открывание происходит вручную мускульной силой человека до определенной точки, затем срабатывает пружина, которая полностью раскладывает нож) — Kershaw Tremor 1950;
в) автоматическое открыванием (раскладывание ножа происходит при нажатии на кнопку) — Viking Nordway A140.
Надо отметить, что большинство складных ножей с автоматическим и полуавтоматическим открыванием снабжены предохранителями, которые не позволяют им открыться во время перемещения («Smith & Wesson» SWMP1600х, SOG FSA-8 Flash II) [2, 3].
Подводя итог, следует сказать, что в статье была предпринята попытка указать на типичные проблемы, связанные с проведением осмотра предметов, конструктивно схожих с холодным оружием (клинковые складные ножи), а также предложить авторское видение оптимизации алгоритма работы с данными предметами на месте происшествия в различных условиях открытого пространства. Таким образом, данная проблематика представляет научный и практический интерес для дальнейшего криминалистического исследования, и без сомнения является актуальной на современном этапе.
Литература
1. Шейфер С.А. Следственные действия. Система и процессуальная форма. С.А. Шейфер /М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2001.— 208 с.
2. Военно-полицейская серия полуавтоматических ножей «Smith & Wesson» (Military & Police Knife) [Электронный ресурс], Режим доступа: http://knifeinfo.ru/voenno-policejskaya-seriya-poluavtomaticheskix-nozhej-smith-wesson-military-police-knife.html
3.http://knivesland.ru/24-avtomaticheskie/
References
1. Shejfer S.A. Sledstvennye dejstvija. Sistema i processual'naja forma. S.A. Shejfer / M.: OOO Izdatel'stvo «Jurlitinform», 2001. — 208 s. (in Russian)
2. Voenno-policejskaja serija poluavtomaticheskih nozhej «Smith & Wesson» (Military & Police Knife) [Jelektronnyj resurs], Rezhim dostupa: http://knifeinfo.ru/voenno-policeiskaya-seriya-poluavtomaticheskix-nozhei-smith-wesson-military-police-knife.html (in Russian)
3. http://knivesland.ru/24-avtomaticheskie/ (in Russian)