Научная статья на тему 'Методические аспекты организации практико-ориентированной подготовки и повышения квалификации кадров для проведения крупномасштабных международных мероприятий'

Методические аспекты организации практико-ориентированной подготовки и повышения квалификации кадров для проведения крупномасштабных международных мероприятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / КРУПНОМАСШТАБНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / PRACTICE ORIENTED EDUCATIONAL PROGRAMS / LARGE-SCALE INTERNATIONAL EVENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Н. А.

Исследована современная ситуация на рынке труда, выявлена потребность в изменении подходов в подготовке и переподготовке кадров за счет реализации практико-ориентированных образовательных программ подготовки и профессиональной переподготовки кадров, в том числе для крупномасштабных международных мероприятий, сформулированы особенности подготовки кадров для крупномасштабных международных мероприятий, обоснована необходимость использования активных форм обучения при реализации практико-ориентированных образовательных программ подготовки и профессиональной переподготовки кадров для крупномасштабных международных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article establishes the characteristics of the current situation in the labor market. The author identifies the need to change the approaches to training and retraining of personnel and recruits for big international events through the implementation of practice oriented methods. The study formulates the training methodology for large-scale international events, including the use of active learning

Текст научной работы на тему «Методические аспекты организации практико-ориентированной подготовки и повышения квалификации кадров для проведения крупномасштабных международных мероприятий»

УДК 378.1

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КРУПНОМАСШТАБНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Н. А. Зайцева,

доктор экономических наук, профессор, zaitseva-itig@mail.ru,

Институт туризма и гостеприимства (г. Москва), (филиал ФГОУВПО РГУТиС)

The article establishes the characteristics of the current situation in the labor market. The author identifies the need to change the approaches to training and retraining of personnel and recruits for big international events through the implementation of practice oriented methods. The study formulates the training methodology for large-scale international events, including the use of active learning.

Исследована современная ситуация на рынке труда, выявлена потребность в изменении подходов в подготовке и переподготовке кадров за счет реализации практико-ориентированных образовательных программ подготовки и профессиональной переподготовки кадров, в том числе для крупномасштабных международных мероприятий, сформулированы особенности подготовки кадров для крупномасштабных международных мероприятий, обоснована необходимость использования активных форм обучения при реализации практико-ориентированных образовательных программ подготовки и профессиональной переподготовки кадров для крупномасштабных международных мероприятий.

Key Words:practice oriented educational programs, large-scale international events.

Ключевые слова: практико-ориентированные образовательные программы, крупномасштабные международные мероприятия.

Анализ конъюнктуры рынка труда. Исследование современного рынка труда показывает, что в 2009 году продолжается рост откликов со стороны кандидатов — соотношение вакансий к резюме стало достигать 1:200 против 1:10 до кризиса1.

В целом по рынку труда можно выделить тенденцию сокращения спроса на студентов и специалистов без опыта работы. Значительное падение спроса на выпускников произошло практически по всем отраслям. Такие изменения произошли вследствие значительных сокращений в компаниях, замораживания проектов, сокращения или полной остановки подбора, закрытия множества graduate-программ. Согласно статистике портала www.hh.ru, объем резюме от студентов вырос на начало сентября 2009 года на 70%, при этом рост количества вакансий составляет лишь 49% от уровня ана-

1http://hh.ru, 28 октября 2009 года

логичного периода прошлого года. В условиях обострившейся конкуренции за рабочие места работодатели получили возможность выбирать сотрудников из числа специалистов с большим уровнем квалификации, но согласных работать за меньшую зарплату2. Таким образом, одним из важнейших требований работодателей становится наличие практического опыта в той или иной сфере деятельности.

Следовательно, для того чтобы выпускники вызов, другие неработающие граждане смогли гарантировано трудоустроиться, необходимо изменить основные подходы и принципы организации их обучения, переподготовки и повышения квалификации. Поэтому современной тенденцией рынка образовательных услуг становится организация практико -ориентированной подготовки и повышения квалификации кадров. Особую актуальность практи-

2Газета «Коммерсантъ-СПБ» № 185 (4240) от 6 октября 2009 года.

ко -ориентированная подготовка и повышение квалификации кадров приобретает в рамках организации и проведения крупномасштабных мероприятий в Российской Федерации (Олимпийские игры, Универсиада, Саммит АТЭС). Только для проведения Олимпийских и Паралимпийских игр необходимо подготовить для работы во время и после Игр более 113 тысяч специалистов3.

Основные задачи практико - ориентированного подхода в подготовке и переподготовке кадров. Изучение научно-методических материалов по вопросам практико -ориентированного подхода в обучении показало, что основными задачами, которые следует решить в процессе данной деятельности, являются следующие:

• разработка практико -ориентированных образовательных программ подготовки и повышения квалификации кадров, направленных на целевые образовательные установки и инновационные технологии, и их апробация;

• организация разработки и апробации новых образовательных технологий;

• разработка нормативных документов, обеспечивающих внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий, соответствующих системе практико -ориентированной подготовки и повышения квалификации кадров;

• организация внутренней и внешней экспертизы разработанных практико -ориентированных образовательных программ подготовки и повышения квалификации кадров;

• внедрение новых образовательных технологий, практико -ориентированных образовательных программ подготовки и повышения квалификации кадров и анализ его результатов, вынесение выявленных узких мест на обсуждение и принятие корректирующих действий при их реализации;

• мониторинг деятельности преподавателей (тьюторов) при реализации новых практико-ориентированных образовательных программ подготовки и повышения квалификации кадров.

Реализация указанных задач позволит сформировать новую инновационную модель подготовки и переподготовки кадров.

Структура существующих практико - ориентированных образовательных программ подготовки и профессиональной переподготовки ка-

3 http://sochi2014.com, 24 сентября 2009 года

дров в основном предполагает увеличение доли различных форм аудиторных практических занятий (семинары, тренинги, компьютерные практикумы и т. д.) и внеаудиторных занятий (стажировки, практики) в общем количестве часов образовательной программы.

Специфика подготовки и профессиональной переподготовки кадров для крупномасштабных международных мероприятий состоит в том, что необходимо в относительно короткие сроки решить несколько задач:

• разработать новые или усовершенствовать с учетом специфики конкретного крупномасштабного международного мероприятия практико-ориентированные образовательные программы подготовки и профессиональной переподготовки кадров;

• организовать повышение квалификации преподавателей (тьюторов) участвующих в реализации практико -ориентированных образовательных программ подготовки и повышения квалификации кадров для крупномасштабных международных мероприятий;

• осуществить набор слушателей соответствующего уровня, обладающих определенной мотивацией для участия в практико -ориентированных образовательных программах подготовки и профессиональной переподготовки кадров для крупномасштабных международных мероприятий;

• провести обучение слушателей практикоориентированных образовательных программ подготовки и профессиональной переподготовки кадров для крупномасштабных международных мероприятий и оценить их знания посредством использования различных фондов оценочных средств;

• оценить эффективность (социальную, экономическую и т. д.) мер по реализации практико -ориентированных образовательных программ подготовки и профессиональной переподготовки кадров применительно к крупномасштабным международным мероприятиям.

Организация практико - ориентированной подготовки и повышения квалификации кадров для проведения крупномасштабных международных мероприятий рассматривается в контексте данной статьи как одно из направлений деятельности в системе дополнительного профессионального образования Российской Федерации для категорий специалистов сферы туризма и сервиса, занятых в процессе подготовки и проведения крупномасштабных

международных мероприятий в Российской Федерации, включая Олимпийские и Паралимпийские зимние игры 2014 года, Универсиаду 2013 года, саммит АТЭС 2012 года.

Поскольку разработка и реализация практико -ориентированных программ является относительно новым направлением в системе подготовки и профессиональной переподготовки кадров для крупномасштабных международных массовых мероприятий, то она, безусловно, нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании.

Важным условием повышения эффективности реализации практико -ориентированных программ подготовки и профессиональной переподготовки кадров для крупномасштабных международных массовых мероприятий является сбор, систематизация, научный анализ результатов реализации практико -ориентированных образовательных программ подготовки и повышения квалификации кадров в различных регионах страны.

Результатом исследования результатов реализации практико -ориентированных образовательных программ подготовки и повышения квалификации кадров для крупномасштабных международных массовых мероприятий должна стать разработка концепции использования практико-ориентированного подхода в подготовке и переподготовки кадров для крупномасштабных международных массовых мероприятий.

Важное место в реализации практико -ориентированных образовательных программ подготовки и повышения квалификации кадров для крупномасштабных международных массовых мероприятий должна стать организация стажировок слушателей. В этом смысле показателен опыт подписания Президентом Оргкомитета «Сочи 2014» и мэром Москвы соглашения, согласно которому сотрудники Оргкомитета и волонтеры «Сочи 2014» будут проходить регулярные стажировки на крупных международных и национальных соревнованиях по зимним видам спорта в Москве. Первым таким мероприятием станет этап Гран-при по фигурному катанию, который состоялся в октябре 2009 года. В рамках подписанного соглашения Правительство Москвы также будет способствовать подготовке кадров для работы на спортивных объектах в Сочи4.

Использование активных форм обучения в процессе реализации практико -ориентиро-

4 http://sochi2014.com, 24 сентября 2009 года

ванных программ подготовки и профессиональной переподготовки кадров для крупномасштабных международных массовых мероприятий.

Обычно в любой образовательной программе используется несколько форм обучения. Самая простая и распространенная форма обучения, о которой большинство слушателей имеет представление с институтских времен, — это лекции. Исследования показали, что эффективность усвоения информации после прослушивания лекций составляет лишь 10—20%. В современном мире, когда время — один из самых ценных ресурсов, такие цифры вряд ли кого-то обрадуют. Все стремятся к эффективности расходования времени и финансовых средств. И поэтому в практико -ориентированных программах подготовки и профессиональной переподготовки кадров рекомендуется применять различные активные формы обучения, например, тренинги. В количественном выражении эффективность тренингов как метода получения новых знаний составляет, по разным данным, от 80 до 90%.

Такое соотношение эффективности лекций и тренингов объясняется тем, что лекция — это пассивное получение теоретических знаний, а тренинг — активная форма, которая предполагает полную вовлеченность слушателя. Активность слушателя позволяет отработать, скорректировать и закрепить функциональные навыки, что качественно изменяет профессиональный уровень.

В последнее время появилось множество статей об актуальности использования различных активных форм обучения. Помимо тренингов используются различные формы обучения:

• кейсы (разбор конкретных ситуаций, иллюстрирующих те или иные идеи);

• ролевые игры на отработку навыков (после того, как участники получили новую информацию).

• работа в мини-группах (когда слушатели в группах по 3—5 человек решают какие-либо задачи);

• упражнения, которые дают конкретный опыт для анализа, иллюстрируют те или иные идеи (например, что необходимо для того, чтобы эффективно договариваться друг с другом или чего хотят клиенты);

• фасилитация и модерация (по-простому, это форматы двустороннего общения с группой, помогающие «вытащить инфор-

мацию» из самих людей);

• показ фрагментов фильмов, которые иллюстрируют те или иные тезисы и темы тренинга;

• упражнения, помогающие применить и потренировать полученные навыки (например, спланировать рабочий день гипотетического героя упражнения с использованием методов планирования, полученных на занятиях).

Каждая из указанных выше форм обучения применительно к организации практико -ориентированной подготовки и повышения квалификации кадров для проведения крупномасштабных международных мероприятий может иметь свои особенности. Например, фасили-тация (от англ. facilitate — помогать) как форма групповой работы может использоваться для выработки решений повышенной сложности либо повышенной важности. Задача преподавателя при использовании фасилитации состоит в том, чтобы помогать группе решать конкретные задачи повышенной сложности, сопровождая поиск решения, направлять работу участников, моделировать результаты и следить за выполнением участниками заданных технологией правил. Эта активная форма обучения в процессе реализации практико -ориентированной подготовки и повышения квалификации кадров для проведения крупномасштабных международных мероприятий может использоваться, например, в блоке управленческих дисциплин, таких как «Управление крупномасштабными международными мероприятиями», «Маркетинг крупномасштабных международных мероприятий», «Логистика крупномасштабных международных мероприятий».

Основная задача использования таких форм обучения состоит в активном вовлечении слушателей в процесс обучения, систематизации, упорядочении и восполнении недостающих знаний, развитии практических навыков поведения в стандартных ситуациях, формировании способности принимать рациональные решения в нестандартных ситуациях.

Учитывая специфику крупномасштабных международных массовых мероприятий, можно сказать, что основные навыки и умения слушателей должны быть связаны с формированием их рационального поведения при разрешении многопараметрических, комплексных проблем.

Кроме указанных выше активных форм обучения в последнее время активно использу-

ются различные аудио- и видеоматериалы. Использование, например, видео в процессе обучения значительно повышает его эффективность, так как позволяет задействовать несколько каналов восприятия и повысить эмоциональную вовлечённость обучающихся.

В качестве примера можно привести новинку рынка образовательных технологий видео-кейсы компании «Решение» (Санкт-Петербург)5 на CD-дисках. Указанная компания предлагает широкий ассортимент видеокейсов (менеджмент, управление персоналом, управленческие решения, стратегия, маркетинг, коммуникации, персональный менеджмент и т.д.).

Видео-кейс представляет собой описание конкретной ситуации из практики работы организации в формате игрового (ситуация разыгрывается профессиональными актёрами) или документального (ретроспективного) видеоролика. Видео-кейс является готовым инструментом обучения, многократно повышающим эффективность усвоения знаний и навыков. Особенностью данных видео-кейсов является их небольшая длительность (от 15 до 25 мин.).

В рамках организации практико -ориентированной подготовки и повышения квалификации кадров для проведения крупномасштабных международных мероприятий могут быть использованы различные видео-кейсы. Например, при реализации программы «Логистика крупномасштабных международных мероприятий» (72 часа) в рамках трех дисциплин могут быть использованы следующие видео-кейсы:

• управление крупномасштабными международными мероприятиями: «Организационная структура и стратегия» (19 мин.), «Формальные и неформальные коммуникации» (19 мин.)

• стратегический и инновационный менеджмент: «Разработка функциональных стратегий» (25 мин.), «Механизмы реализации стратегии» (19 мин.);

• международный маркетинг и управление потоковыми процессами: «Анализ рыночной ситуации» (22 мин.), «Выбор целевого рынка» (12 мин.).

Как показывает практика использования видео-кейсов в программе переподготовки кадров «Менеджмент в туризме и гостиничном бизнесе», уже несколько лет реализуемой в Институте туризма и гостеприимства (г. Москва), филиале ФГОУВАПО РГУТиС, исполь-

5 http://eduvideo.ru/texts/about

зование видео во время обучения помогает концентрировать внимание слушателей. Доступная форма изложения, разговорный язык и здоровый юмор в каждом из видео-кейсов компании «Решение» позволяют сделать обучение интересным.

Важной особенностью видео-кейсов является то, что обучающийся может работать с видеоматериалами и в индивидуальном порядке, без присутствия преподавателя (самостоятель-

ная работа слушателя программ подготовки и профессиональной переподготовки кадров для крупномасштабных международных массовых мероприятий).

Новацией 2009 года от компании «Решение» являются бизнес-кроссворды, внешний вид которых представлен на рис. Особенностью такого кроссворда является наличие подсказки (нижняя левая кнопка).

Рис. Бизнес-кроссворд от компании «Решение» (Санкт-Петербург)

Достоинством таких кроссвордов является то, что они могут применяться в режиме on-line как во время занятий, так и самостоятельно слушателями практико -ориентированных образовательных программ подготовки и повышения квалификации кадров. К сожалению, в настоящее время компанией разработаны бизнес -кроссворды только по маркетинговым исследованиям и управлению персоналом, но в будущем компания планирует расширить перечень дисциплин, по которым можно будет использовать такие бизнес -кроссворды.

Другой инновационной формой обучения, которую рекомендуется использовать в практико -ориентированных образовательных про-

граммах подготовки и повышения квалификации кадров для проведения крупномасштабных международных мероприятий, являются электронные учебно -методические комплексы (УМК). Являясь учебным по своему целевому назначению, электронный УМК является при этом мультимедийным по природе основной информации. Электронные УМК можно использовать и при дистанционной форме обучения, что может быть особенно актуально при обучении слушателей в регионах РФ в условиях ограниченности времени на подготовку и повышение квалификации кадров для проведения различных крупномасштабных международных мероприятий.

Экономический кризис как стимул к развитию.

Таким образом, в целом можно сделать вывод о том, что организация практико -ориентированной подготовки и повышения квалификации кадров для проведения крупномасштабных международных мероприятий требует осо-

бых, специфических подходов как к организации самого процесса подготовки к обучению, так и к использованию инновационных технологий обучения, в том числе за счет повышения роли активных средств обучения.

УДК 378.046.4

ЭКОНОМИЧЕСКИМ КРИЗИС КАК СТИМУЛ К РАЗВИТИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

I Л. В. Булатова, аспирант, lbulatova67@mail.ru,

I ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г.Москва

The author analyzes the development of further education during the economic crisis. The study considers new trends in supplementary professional education in the current economic situation. The article examines the market of educational services.

Рассматривается актуальность развития и совершенствования дополнительного профессионального образования в условиях экономического кризиса. Показаны новые направления развития дополнительного профессионального образования в современных условиях экономики. Дан анализ современного рынка дополнительных образовательных услуг.

Key words: complementary education for the services industry, training, retraining, economic crisis, training methods. Ключевые слова: дополнительные образовательные услуги для сферы сервиса, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, экономический кризис, технологии обучения.

Существенные изменения государственной политики в области образования, обострение конкуренции между вузами в связи с ужесточением требований к качеству подготовки специалистов, усугубляющиеся демографическим и экономическим кризисами, а также новые тенденции на рынке труда делают вопросы эффективного развития дополнительного профессионального образования приоритетными стратегическими задачами российского образования.

В рамках реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и Федеральной программы развития образования создаются многопрофильные учебно-научные комплексы, реализующие образовательные программы начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Такие университеты реализуют программы высшего профессионального образования, осуществляющие общую подготовку в лучших традициях классического об-

разовательного процесса, полностью соответствующую требованиям государственных образовательных стандартов, формируют и воспитывают гражданскую позицию выпускников. Построенная таким образом система профессионального образования, при всей ее многогранности и фундаментальности, представляется несколько консервативной, оторванной от практики и излишне академичной.

Поэтому в быстро меняющихся рыночных условиях высшее профессиональное образование не в силах успеть за потребностями бизнеса. Здесь, как и в экономике в целом, происходят определенные изменения: переход на многоуровневую систему подготовки, продолжающееся старение профессорско -преподавательского состава, отсутствие притока молодых преподавателей и сложность привлечения ведущих специалистов из промышленности создают дополнительные проблемы для обеспечения качественного учебного процесса, адекватного уровню последних технических и технологических достижений. Остает-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.