Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПИЛОТИРОВАНИЮ БПЛА С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИМУЛЯТОРОВ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПИЛОТИРОВАНИЮ БПЛА С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИМУЛЯТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
179
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ (БПЛА) / ДРОН / АВИАСИМУЛЯТОР

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Исаев Р.Р., Исмагилов А.А.

В данной статье представлены методические аспекты обучения пилотированию беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) с применением компьютерных симуляторов. В качестве объектов исследования используются авиасимуляторы; для выявления интереса учащихся к данной теме было проведено анкетирование с помощью Google-форм; составлен алгоритм последовательности обучения; собраны данные для разработки собственного авиасимулятора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Исаев Р.Р., Исмагилов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПИЛОТИРОВАНИЮ БПЛА С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИМУЛЯТОРОВ»

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Естественно-математические науки

УДК: 372.862

Р. Р. Исаев, к. ф.-м. н., ст. преподаватель А. А. Исмагилов, студент ФГБОУВПО «БГПУ им. М. Акмуллы» (Уфа, Россия)

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПИЛОТИРОВАНИЮ БПЛА С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИМУЛЯТОРОВ

Аннотация: в данной статье представлены методические аспекты обучения пилотированию беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) с применением компьютерных симуляторов. В качестве объектов исследования используются авиасимуляторы; для выявления интереса учащихся к данной теме было проведено анкетирование с помощью Ооо§1е-форм; составлен алгоритм последовательности обучения; собраны данные для разработки собственного авиасимулятора.

Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат (БПЛА), дрон, авиасимулятор.

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) характеризуют как техническое решение, по большей части охватывающее область работы с объектами, их погрузкой и транспортировкой посредством пилотирования дистанционно оператором или полностью автоматически [1].

БПЛА дают возможность решать обширные задачи в условиях, в которых использование пилотируемой авиации нецелесообразно, затратно или опасно. Непилотируемые летательные аппараты [2] в сравнении с пилотируемыми различаются сравнительно невысокой ценой, несложностью и доступностью технологий.

С ростом популярности БПЛА также растет и потребность в кадровой подготовке специалистов, управляющих данными системами. Специалист, который управляет современными летательными аппаратами, дистанционно именуется оператором БПЛА и, как взаимосвязь, большое значение при его обучении должно уделяться авиасимуляторам - средству, позволяющему максимально приблизить оператора к реальным условиям [3]. Связано это с двумя факторами: во-первых уровень технологий делает тренировочный полёт на симуляторе практически неотличимым от реального полёта; во-вторых, тренировки на симуляторах безопасны и позволяют имитировать гораздо более сложные сценарии [4].

Рассмотрим важные методические аспекты, затрагивающие обучение пилотированию БПЛА. Первым из них в обучении пилотированию является выбор инструмента -авиасимулятора. На данный момент существует ряд программных средств, которые можно использовать в образовательном процессе. Но чтобы выбрать оптимальное ПО необходимо провести сравнительный анализ авиасимуляторов. Вторым аспектом можно назвать вовлеченность учащихся. Чтобы оценить уровень их интереса к данной области, было проведено анкетирование. И завершающим аспектом мы выбрали последовательность обучения.

Были выделены следующие задачи:

• сравнить имеющиеся на рынке авиасимуляторы, выявить положительные и отрицательные стороны;

• провести анкетирование среди учащихся средних общеобразовательных учреждений для выявления заинтересованности в области БПЛА и проанализировать полученные результаты;

• разработать алгоритм обучения пилотированию

БПЛА.

Рассмотрим авиасимуляторы и сравним некоторые их показатели .

DroneSim Pro Drone Flight Simulator:

• Доступность на различных платформах;

• Ориентированность на профессиональное обучение;

• Отличительная графика;

• Ограниченность управления;

• Небольшой выбор летательных аппаратов.

RealFlight Drone Flight Simulator

• Широкий спектр летательных аппаратов;

• Мультиплеерная платформа для более эффективного обучения;

• Возможность использования очков дополнительной реальности;

• Для работы с симулятором не нужна клавиатура -всё управление осуществляется с помощью идущего в комплекте пульта.

Aerofly RC7 Quad Simulator

• Большой выбор летательных аппаратов;

• Возможность обновления до последней версии RC8;

• Множество настроек;

• Совместимость с различными платформами.

Liftoff by Immersion RC

• Удобный интерфейс;

• Простые настройки;

• Возможность использования FPV-очков.

• Узкая направленность: данный авиасимулятор предназначен для тренировки полетов FPV-гонок.

FPV Freerider App

• Простой в управлении;

• Восприимчив к USB-контроллерам;

• Подходит для начинающих пилотов дронов.

• Слабая физика;

• Ограниченные возможности.

Как можно заметить, большинство производителей ориентируются на высокотехнологичные показатели своих продуктов, некоторые из них подходят для профессионального обучения, а другие ориентированы только на конкретное направление.

Для применения полученных данных о возможностях и недостатках авиасимуляторов необходимо выявить интерес учащихся к области БПЛА. В этом нам помогло анкетирование,

# Это перспективное направление, но я не вникаю в его суть

# Не вижу в нем особой значимости

# Это развивающееся направление, которое облегчит многие аспекты жизни

Рисунок 1. Значимость БПЛА для учащихся.

32 ответа

ниже приведены его результаты.

Рисунок 2. Оценка влияния дронов на жизнь человека.

Слышал только о таких управляемых дронах, с которых можно снимать и делать фотографии

В РФ это только начало развиваться, в этом плане наша страна отстаёт.

Они нужны в первую очередь для социализации, созданию интереса к отрасли и духа соревнования.

Это тот самый случай, когда во всех смыслах участие важнее победы. Здесь робототехника ближе к

художественной школе с её выставками, где главное - на других посмотреть, да себя показать.

Думаю оно хоть и медленными темпами,но развиваться

Дроны также используют для снятия какого нибудь видео, например горы . Это очень красиво. Дроны

Рисунок 3. Мнение учащихся о перспективах развития БПЛА в РФ.

Результаты анкетирования показывают высокую заинтересованность учащихся в области БПЛА, также они заключают перспективность развития сферы летательных аппаратов в целом, но, в данный момент, несколько скептично относятся к развитию этой области в РФ.

Отсюда можно сделать вывод о том, что это направление востребовано и учащиеся заинтересованы в его развитии, однако меры, которые принимаются для внедрения данной технологии в образование, выражены слабо.

Чтобы повысить интерес к рассматриваемой теме и помочь учащимся в овладении знаниями, умениями и навыками в области пилотирования БПЛА был разработан алгоритм, при котором все обучение происходит поэтапно:

1. Учащиеся знакомятся с самим БПЛА, изучают историю и пробуют провести пробные полеты.

2. В ситуации, приближенной к реальной, учащиеся пробуют свои силы на авиасимуляторах, приходят к мнению, что так обучение проходит в более спокойной и уверенной обстановке.

3. После пройденного курса на авиасимуляторах, учащиеся делают повторные полеты на дронах и сравнивают свои результаты с первым полетом.

Подводя итоги, хочется сказать, что хороший симулятор БПЛА может помочь в обучении учащихся, технической грамотности и в ранней профориентации. При правильной подаче материала и его использовании, такие симуляторы будут являться отличным средством отработки компетенций. Они будут особенно полезны для начинающих операторов дронов, однако помогут и более опытным пилотам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Казамбаев М.К. Некоторые вопросы использования беспилотных летательных аппаратов / М. К. Казамбаев, Б. Ж. Куатов // Надежность и качество сложных систем. - 2017. - № 4 (20). - С. 97-100.

2. Полтавский А.В. Формирование обликовых характеристик беспилотных систем и комплексов / А. В. Полтавский, А. С. Жумабаева, К. А. Айжариков // Надежность и качество сложных систем. - 2015. - № 4 (12). - С. 24-30.

3. Трубников Г.В. Применение беспилотных летательных аппаратов в гражданских целях // UAV.RU (http://www.uav.ru/articles/civil_uav_th.pdf). [Электронный ресурс]. Просмотрено: 21.01.2019.

4. Исаев Р.Р. Методика обучения пилотированию квадрокоптерами в дополнительном образовании / Р.Р. Исаев, А.И. Фазылов, К.И. Нурышева, Р.В. Киряев // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. - 2016. № 4-2 (40). С. 53-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.