Научная статья на тему 'Методические аспекты и технологии поддержки интерактивности в электронных системах обучения'

Методические аспекты и технологии поддержки интерактивности в электронных системах обучения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
84
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДУЛЕЙ / КОГНИТИВНЫЕ СХЕМЫ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Нечаев Валентин Викторович, Панченко Виктор Михайлович, Комаров Алексей Игоревич

В статье рассмотрены методологические аспекты архитектурного проектирования модулей предметных областей для организации познавательного процесса обучения на основе технологий разделяемых единиц контента (ТРЕК). В качестве базиса для архитектурного проектирования модулей применяются когнитивные схемы лингвистического, рационального, эмпирического и топологического уровней описания и их комплексы (в архитектуре общей теории систем). Поддержка интерактивности рассматривается как организация процессов формирования знаний на основе индивидуализации и методологии управления учебной деятельностью обучаемого в условиях применения технологий программ единичных экспериментов (ТПЕЭ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Нечаев Валентин Викторович, Панченко Виктор Михайлович, Комаров Алексей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты и технологии поддержки интерактивности в электронных системах обучения»

Нечаев В.В.1, Панченко В.М.2, Комаров А.И.3

1 Московский государственный технический университет радиотехники электроники и автоматики (МГТУ МИРЭА), д.ф.-м..н, проф., зав. каф. "Интеллектуальные технологии и

системы", песИаеу@тлтеа . ги 2 МГТУ МИРЭА, к.т.н., проф. Кафедры ИТС, рут 36@yandex. ги 3 МГТУ МИРЭА, асп. кафедры ИТС, котагоу- aig@yandex . ги

Методические аспекты и технологии поддержки интерактивности в электронных системах обучения

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Методика, электронные системы обучения, интерактивность, проектирование модулей, когнитивные схемы.

АННОТАЦИЯ:

В статье рассмотрены методологические аспекты архитектурного проектирования модулей предметных областей для организации познавательного процесса обучения на основе технологий разделяемых единиц контента (ТРЕК). В качестве базиса для архитектурного проектирования модулей применяются когнитивные схемы лингвистического,

рационального, эмпирического и топологического уровней описания и их комплексы (в архитектуре общей теории систем). Поддержка интерактивности рассматривается как организация процессов формирования знаний на основе индивидуализации и методологии управления учебной деятельностью обучаемого в условиях применения технологий программ единичных экспериментов (ТПЕЭ).

Введение

В Массачусетсский технологический институт (МТИ) совместно с Гарвардским университетом в 2012 году запустили проект дистанционного обучения edX. По словам президента МТИ Рафаэля Райфа Л., данный инструмент обучения приведет к революции и вызовет самые глубокие технологические изменения в сфере образования более чем за 500 лет. Он призывает творчески использовать силу новых технологий, чтобы сделать образование более доступным и эффективным. Естественно согласиться с такой миссией проекта.[1, http://web.mit.edu/facts/focus.html]

Инициатива ведущих институтов была поддержана и со стороны общества. По данным сайта МТИ на первые курсы онлайн-обучения зафиксировано 155 тысяч регистраций, более чем 7 тысяч прошли жесткие требования онлайн-экзамена. [1]

На сегодняшний день задачу обеспечения доступности учебных материалов можно считать, во многом, решенной и широко используемой.

Для примера, только на сайт онлайн-курсов МТИ заходит более миллиона человек в месяц, а в целом за все время существования имеет место порядка 125 миллионов обращений. С целью повышения эффективности учебного процесса, требуется постоянное совершенствование учебных материалов и средств организации и контроля за ходом учебного процесса.

В настоящее время персонализированные данные о ходе образовательного процесса не используются в качестве косвенного фактора для прогнозирования эффективности и качества обучения. Следует отметить, однако, что общий вектор развития мирового образовательного сообщества направлен в сторону интеграции, накопления и обработки огромных массивов данных и знаний, направленных на персонализацию и оценку хода процесса обучения конкретного обучаемого.

Сформировалась система массовых открытых онлайновых (дистанционных) курсов бесплатного по доступу к учебному материалу обучения (Massive Open Online Courses, МООС).

Миллионы пользователей и десятки миллионов заданий, выполняемых в режиме реального времени при заочно-очном обучении в условиях МООС, требуют применения соответствующих новых массовых методических решений для обеспечения и поддержки эффективности и качества интерактивной сетевой организации учебного процесса

Цели и задачи. В этой связи рассмотрены задачи исследования и формирования необходимого математического и программного обеспечения, цели которых заключаются в закладке методологических основ проектирования систем электронного обучения (ЭО) с непрерывным мониторингом эффективности и качества организации текущей самостоятельной активной учебной деятельности обучаемого.

Оценки эффективности персонального процесса обучения формируются изначально путём организации программно-управляемой самостоятельной работы обучаемого при учёте текущих временных затрат, результатов наблюдений и данных прошлого опыта.

Заданными факторами-параметрами выступают объёмы составляющих контента. Затраты времени на работу с элементами контента определяют исследуемые функции и функционалы.

Такой подход позволяет, основываясь на методах анализа и обработки статистических данных, возможностных оценках и ретроспективных данных анализа оценок обучаемого, прогнозировать базовую оценку, достигаемую обучаемым в пространстве состояний и переходов изучаемой предметной области.

Оценить достигаемый уровень компетентности можно по известной четырёхуровневой шкале: от стадии узнавания, через воспроизведение, к типовой деятельности, до творческой деятельности.

Архитектура образовательной системы LTSA

Общепринятой архитектурой образовательной системы является

Learning Technology Systems Architecture (LTSA), которая описывается в зарубежном стандарте P1484.1-2003 IEEE Standard for Learning Technology. На рис. 1 приведены проблемы, решение которых зависит от принятых технологий обработки материалов контента и протоколов обработки программ единичных экспериментов (ПЕЭ).

Топологической системой моделей архитектуры является схема полного графа на шести вершинах (Кб), имеющего 15 рёбер (рис. 2).

Рис.1. Архитектура образовательной системы. Задачи для ТРЕК и ТПЕЭ

уи

¡ОБ

УМ

ДБ

\ П°

1 \с оц/

м

П

ио

Вершин ы графа 1 2 3 4 5 е Z

1 12 14 2

2 23 24 2

3 32 34 2

4- 41 43 45 46 4

5 54 56 2

е 61 62 65 3

Z 2 3 2 4 2 2

Рис.2. Схема орграфа, матрица смежности орграфа для архитектуры (см. рис.1)

Лингвистическая концепция представления граф схемы

Архитектура LTSA является в определённой степени парадигмальной (общепринятой) «меткой», характеризующей процессы, хранилища и прецеденты системы образования, построенной на информационных технологиях. Она встречается практически в явном виде и в виде ссылок на

неё во многих последующих изданиях [2, с.425], [3, с.173], [4, с.153], [5,с.28], [6,с.80].

Представим архитектуру С^А на рис.3 в виде псевдоорграфа с шестью вершинами для формирования «алфавита» описания составляющих подграфов архитектуры.

В табл.1 приведена матрица составляющих языка для матричного описания орграфа (см. рис.3) по вершинам и дугам. Имеем шесть образов-столбцов для вершин и 15 образов-столбцов для дуг. Комбинированием указанных элементарных образов просто и легко идентифицировать новые конструкты схем обучающих систем и их подсистем..

В общем случае архитектура описания лингвистических систем определяется последовательностью:

С ^ Е ^ и ^ А ^ О, где С - доступное для выбора множество языковых средств;

Е - выбранный автором естественный язык описания объекта;

и - ограниченный естественный язык описания объекта;

А - строго формализованный язык описания модели объекта;

О - язык интерпретации объекта наблюдений. [7] Таблица 1. Матрица составляющих орграфа, как размеченного дугами подграфа полного

графа на шести вершинах

об. 1 1 2 2 3 3 4 4 4 4 5 5 6 6 6

графа 1 2 3 4 5 6 2 4 3 4 2 4 1 3 5 6 4 6 1 2 5

1 1 2 2 2 2

2 1 2 2 2 2 2

3 1 2 2 2 2

4 1 2 2 2 2 2 2 2 2

5 1 2 2 2 2

6 1 2 2 2 2 2

12 2 2 1

14 2 2 1

23 2 2 1

об. 1 1 2 2 3 3 4 4 4 4 5 5 6 6 6

графа 1 2 3 4 5 6 2 4 3 4 2 4 1 3 5 6 4 6 1 2 5

24 2 2 1

32 2 2 1

34 2 2 1

41 2 2 1

43 2 2 1

45 2 2 1

46 2 2 1

54 2 2 1

56 2 2 1

61 2 2 1

62 2 2 1

65 2 2 1

Для первых двух столбцов табл. №1, описывающих отношения вершин 1 и 2 орграфа, на рис. 4 приведены соответствующие разметке графические образы.

Функциональные подсистемы систем электронного обучения

Приведём в табл. 2 матрицу порождаемых покрытий (где 1- основной объект, 2 - вторичный объект) для конструктов следующих 12-ти типовых функциональных подсистем, выделяемых в стандарте Р1484.1 (табл. 3).

Таблица 2. Образы покрытий для 12-ти типов функциональных подсистем

Объекты Образы (функциональные

графа подсистемы Р1484.1"

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

1 1 1 1 2 1 1 1

2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2

3 2 2 2 2 2 1 2 2 2

4 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1

5 2 1 2 2 1 2 2 1 1

6 2 2 1 1 1 1 1 2 1 2 2

12 1 1 1 2 2 2 2

14 1 2 1 2 2 2 2 1 1

23 2 2 2 2 2 2 2

Объекты Образы (функциональные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

графа подсистемы P1484.1"

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

24 1 1 2 1 1 1 2 1 2 2

32 2 2 2 2 2 2 2

34 2 2 2 1 2 2 1 2

41 1 2 1 2 2 2 2 1 1

43 2 2 1 2 1 2

45 1 1 1 1 2 1 1 1

46 2 2 2 1 1 1 2 1 1 2 2

54 1 1 1 1 2 1 1 1

56 1 1 2

61 2 2 1 1 2 2 1 2 2

62 1 1 1 1 2 1 2 1

65 2 2 2 2 2 2 1

Таблица 3. Типы функциональных подсистем стандарта Р1484.1

I.Наставничество, Инструктирование_

2.Электронные системы поддержки процесса обучения

3.Интерактивная среда_

4.Моделировани е_

5.Взаимодействие средств обучения_

6.Упорядочивание, Потребности до и после_

7.Фокусирование на учебную программу_

8.Системы управления контентом_

9.Системы управления обучением_

10.Экспериментирование. Открытие_

II.Интеллектуальные средства обучения_

12.Дистанционное и распределенное обучение_

Технология программ единичных экспериментов (ТПЕЭ)

Под единичным экспериментом в обучении представляется учебно-познавательный процесс самостоятельной деятельности, организованный на основе технологии разделяемых единиц контента (ТРЕК) по заданной учебной программе испытаний.

Схема общей постановки учебного процесса на основе ТПЕЭ приведена на рис.5. В определённой степени она предопределяет круг вытекающих из данных наблюдений вопросов и доступных для исследования классов задач идентификации параметров обучаемого, задач двойственной кластеризации и распознавания образов групп обучаемых и соответствующих им баз учебных материалов, заложенных в ТРЕК.

Эксперимент в данном случае всегда связан с измерением времени и анализом получаемых данных в зависимости от среды и форм представления информации.

Чел. 4

--- Г 1

ь ~ 1св ~ --1 -

Рис.5. Схема протекания учебного процесса в модульно-кадровом пространстве

электронных форм обучения

Пусть D - комплексная форма представления семантической информации S/.В общем случае это может быть книга, отдельные главы, параграфы, фрагменты и порции учебного материала; CD - однородные формы представления S/. Были выделены следующие однородные формы S/ [15]:

N= ),

где Т - текстовая информация (£ - форма); ^еТ; S - звуковая форма (аудиальная) (5 - форма); gеG ; G - визуальная форма (д - форма) - жесты, мимика, пластика; ; С - изобразительная, графическая форма (с - форма);

с еС .

Комплексные формы представляют собой различные сочетания однородных форм, связанных общей целью обучения. Формально комплексные формы можно задать на прямом произведении ряда однородных форм.

Текстовая форма информации - это основа семантического определения составляющих знаковых систем. Знаковые системы являются свёрткой (соглашениями, абстракцией) семантики текстовых форм информации.

Чтение, переписывание, набор текста на клавиатуре, конспектирование являются основными операциями познавательной деятельности обучаемого.

В качестве средства организации программно-управляемого процесса самостоятельного и программированного освоения авторских информационных материалов репозитория (электронных библиотек) в настоящее время используются понятия «модуль» (М1, М2,...), и его составляющие, представленные в форме просмотровых последовательностей кадров (страниц), например: М1(К1...К13) и М2(К1... К11).

Каждому кадру модуля по методике ТПЕЭ определяются формы учебного задания, например, из следующего ряда:

• изучить (прочитать (действие Д1), выделить ключевые понятия, законспектировать (переписать) (Д2), набрать текст на с помощью клавиатуры Д3);

• составить конспект (указание У1): заголовки и нумерацию порций перепечатывать в качестве заголовков электронного конспекта и использовать данные при определении скорости набора текста;

• конспектировать рисунки и таблицы в тетрадь и-или копировать в личную папку студента (ЛПС) (У2)...

На рис.6 приведен пример применения совместно технологий ТРЕК и ТПЕЭ для решения задач определения удельных неизбежных затрат обучаемого по трём типовым видам деятельности: Д1, Д2, ДЗ.

Данные ПЕЭ по набору, чтению и письму при работе с текстами

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 4

ф

о;

о.

Ш

А# А А*- -А---

0

50

100

150

200

Количество символов, в знаках

Рис. 6. Результаты обработки данных ПЕЭ по одному из обучаемых

На рис 6 принята следующая система обозначений: треугольники-для операции «чтение» Д1; квадраты - для операции «письмо» Д2; ромбы-для «набор» текста) Д3.

В случае рис.6 неизбежные затраты времени можно представить в виде средних скоростей деятельности обучаемого. Обработка данных испытаний проводилась по методу наименьших квадратов. Модуль был составлен из 10 кадров. По каждому кадру проведено три испытания, связанные с чтением, переписыванием и набором текста. Содержательно текст представлял собой выборку из десяти компетенций. В итоге имеем кортежи (набор, чтение, письмо) и соответственно скорости (2,61; 19,25; 2,32) знаков в секунду. Данные эксперимента по одной из групп обучаемых приведены в табл.4. Наблюдается существенная разница удельных показателей обучаемых.

Таблица 4. Данные наблюдений по учебной группе

Вариант ФИО У(Д2)(б/с) У(Д1) (б/с)

1К-07/09 ФИО1 1,54 8,16

2К-07/09 ФИО2 2,23 17,44

3К-07/09 ФИО3 2,00 23,77

4К-07/09 1,35 8,12

5К-07/09 2,15 8,12

6К-07/09 1,93 11,60

7К-07/09 1,37 13,81

8К-07/09 1,41 9,96

9К-07/09 1,45 11,45

10К-07/09 1,32 8,13

11К-07/09 2,04 18,04

12К-07/09 2,04 18,04

13К-07/09 2,52 19,23

14К-07/09 ФИО14 2,15 16,80

Можно отметить, что применение технологий ТРЕК совместно с ТПЕЭ является основой создания эффективных средств для анализа и управления учебной деятельностью в системах электронного обучения.

Сбор и обработка затрат времени на овладение модульно-кадровым потоком информации с учётом ретроспективных, текущих и экспертных данных содержит ценную информацию для организации процессов косвенной оценки и контроля для управления реальным учебным процессом.

Заключение

Становление и распространение системы MOOC - Массовых Открытых Онлайновых (дистанционных) курсов (Massive Open Online Courses) обучения с открытым бесплатным электронным доступом через Интернет ставит перед исследователями и организаторами учебных процессов ряд новых проблем методологического характера.

В основе всех проблем лежит массовость контингента обучаемых; необходимость обеспечения самостоятельности, своевременности и выполнимости планируемого учебно-познавательного процесса; требуется высокая степень самоконтроля и самооценки освоенных знаний.

Преподаватель, в принципе, не может проконсультировать и проверить число заданий, количество которых превышает несколько тысяч. Определяющая роль в этом случае отводится формированию умений использования открытых ресурсов сети Интернет.

Стохастический и возможностный характер проблемных ситуаций требует ретроспективного, текущего и экспертного оценивания деятельности обучаемого в пространстве состояний и переходов изучаемой предметной области. Требуется постоянный сбор и анализ данных хода учебного процесса, что, по мнению авторов, должно обеспечиваться взаимной дополняемостью и интеграцией технологий ТРЕК и ТПЕЭ (указанное требование реализуется через ведение протоколов испытаний).

Литература

1. Официальный сайт MIT Open Course Ware http://ocw.mit.edu/index.htm

2. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. -М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. - 616 с.

3. Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. - 352 с.

4. Креативная педагогика: методология, теория практика / Под. ред. Круглова Ю.Г. - М. :МГОПУ им. М.А. Шолохова, изд. центр «Альфа», 2002. - 240 с.

5. Софиев А.Э., Черткова Е.А. Компьютерные обучающие системы. Монография: - М.: Изд. ДеЛи, 2006. - 296 с.

6. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Учеб. пособие. -М.: Издательский центр «Академия», 2005.-336 с.

7. Кузин Л .Т. Основы кибернетики : В 2-х т.; т. 2 . Основы кибернетических моделей. Учебное пособие для вузов. - М. :Энергия, 1979,1991 .-584с.

8. Панченко В.М. Компьютерные технологии системы обучения. Технология разделяемых единиц контента в системе программ единичных экспериментов: Учебное пособие / Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский институт радиотехники и автоматики (технический университет)». - М. 2009. - 156 с.

9. Панченко В.М., Комаров А.И. Сбор и оценивание деятельности обучаемых по данным программ единичных экспериментов // 57 НТК МИРЭА. Сб. тр. Ч.5./ МИРЭА - М., 2008. - с. 63-67.

10. Нечаев В.В., Панченко В.М., Комаров А.И. «Межпредметный системообразующий базис организации процесса подготовки специалистов по научным направлениям» Научно-практический журнал «Открытое образование», 2012 г. №5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Нечаев В. В., Панченко В.М., Комаров А.И. Методическое обеспечение ИТ-образования в вузе: от технологии подготовки учебных материалов к организации индивидуальной учебной деятельности обучаемого. Современные информационные технологии и ИТ-образование [Текст] / Сборник избранных трудов VII Международной научно-практической конференции. Под ред. проф. В.А. Сухомлина. - М.: ИНТУИТ.РУ 2012. - 1050с. -ISBN 978-5-9556-0140-3. с. 215-223

12. Официальный сайт автоматизированной обучающей системы БиГОР http://bigor.bmstu.ru/

13. Кухтенко А.И. Систем общая теория / Энциклопедия кибернетики. Том 2. - Киев: Главная редакция УСЭ, 1974. - 335-339с.

14. Клир Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач. - М.: Радио и Связь, 1990. - 540с.

15. Перспективы развития вычислительной техники: В 11 кн.: Справ. Пособие/ Под ред. Ю.М. Смирнова.

16. Книга 1 Информационные семантические системы/ Н.М. Соломатин.-М.: Высш. Шк. 1989.127 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.