Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГНОЗНОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГНОЗНОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / БАЛАНС / СТАТЬИ / ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / АНАЛИЗ / ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ФАКТОРЫ / СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИЯ / ОЦЕНКА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / FINANCIAL STATEMENTS / BALANCE SHEET / ITEMS / FINANCIAL RESULTS / ANALYSIS / FINANCIAL CONDITION / FINANCIAL STABILITY / FACTORS / SYSTEM / INFORMATION / EVALUATION / MANAGEMENT DECISIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галицкая Ю.Н., Мещерякова А.В.

В данной статье охарактеризованы методические основы формирования прогнозных показателей финансовой отчетности. Актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена тем, что финансовая отчетность, как совокупность информации, предназначена, в первую очередь, для оценки финансового состояния компании. Прогнозный анализ финансовой отчетности не избавляет пользователя от необходимости иметь общее представление о хозяйствующем субъекте, но обеспечивает прочную и систематическую основу для рационального применения прогнозного анализа. Описанные в статье методы и инструменты проведения прогнозного анализа служат аналитику основой проведения оценки экономических и финансовых перспектив компании на прогнозный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF FORECAST FINANCIAL STATEMENTS

This article describes the methodological basis for the formation of forecast indicators of financial statements. The relevance of the issue under consideration is determined by the fact that financial statements, as a set of information, are designed primarily to assess the financial condition of the company. The forward-looking analysis of financial statements does not relieve the user of the need to have a general idea about an economic entity, but it provides a solid and systematic basis for the rational application of forward-looking analysis. The methods and tools of predictive analysis described in the article serve as a basis for the analyst to assess the economic and financial prospects of the company for the forecasting period.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГНОЗНОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГНОЗНОЙ ФИНАНСОВОЙ

ОТЧЕТНОСТИ

Ю.Н. Галицкая, канд. экон. наук, доцент А.В. Мещерякова, магистрант

Кубанский государственный технологический университет (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-11039

Аннотация. В данной статье охарактеризованы методические основы формирования прогнозных показателей финансовой отчетности. Актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена тем, что финансовая отчетность, как совокупность информации, предназначена, в первую очередь, для оценки финансового состояния компании. Прогнозный анализ финансовой отчетности не избавляет пользователя от необходимости иметь общее представление о хозяйствующем субъекте, но обеспечивает прочную и систематическую основу для рационального применения прогнозного анализа. Описанные в статье методы и инструменты проведения прогнозного анализа служат аналитику основой проведения оценки экономических и финансовых перспектив компании на прогнозный период.

Ключевые слова: финансовая отчетность, баланс, статьи, финансовые результаты, анализ, финансовое состояние, финансовая устойчивость, факторы, система, информа-

ция, оценка, анализ, управленческие решения.

Анализ финансовой отчетности заключается в применении инструментов и методик анализа к финансовым показателям компании с целью выявления взаимоотношений и существенных характеристик, необходимых для принятия любого решения [1].

Анализ финансовой отчетности не избавляет от необходимости иметь общее представление о бизнесе, а обеспечивает прочную и систематическую основу для его рационального применения.

Иногда бывает трудно выносить суждения только на основе данных текущего периода, потому что обстоятельства могут меняться в лучшую или худшую сторону. Прогноз - суждение о будущем состоянии компании или окружающей среды, основанное на преобладающих тенденциях.

Финансовая отчетность подготовлена с целью оценки экономических и финансовых перспектив ожидаемого финансового состояния компании и формулирования обоснованных выводов и рекомендаций по выбору рациональной и тактической стратегии управления компанией.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современной экономике способность использовать и анализировать

данные баланса и делать на их основе прогнозы имеет фундаментальное значение.

Целью прогнозирования результатов деятельности и финансового состояния компании является поведение [2]:

- оценка экономических и финансовых перспектив и оценочного финансового положения в течение планируемого периода, исходя из видов деятельности компании с высокой добавленной стоимостью и основных возможных вариантов их финансирования;

- обучение на этой основе твердым выводам и рекомендациям по выбору рациональной стратегии и тактики топ-менеджмента компании.

Процесс прогнозирования, основанный на ряде динамик, предполагает, что реализованная в прошлом (в рамках ряда динамик) модель развития будет продолжена в ожидаемом будущем.

Прогнозирование с использованием расчетов средних темпов роста применяется при условии, что общий тренд ряда характеризуется индикативной (экспоненциальной) кривой.

Для нахождения прогнозного значения на i шагов вперед необходимо использовать формулу:

Уп+1 = УП + Кр

где уп - фактическое значение в последней п-й точке ряда (конечный уровень ряда);

Уп+1 - прогнозная оценка значения (п+1) уровня ряда;

Кр - средний коэффициент роста.

Прогнозирование по среднему абсолютному приросту целесообразно применить в том случае, когда можно уверенно

УП+1 = УП + i х А

где уп - фактическое значение в последней п-й точке ряда (конечный уровень ряда);

уп+1 - прогнозная оценка значения (п+1) уровня ряда;

А - значение среднего абсолютного прироста, рассчитанное для ряда динамики У1,У2 ... УП.

Методы прогнозирования отчетности делятся на те, которые прогнозируют элемент индивидуально, исходя из динамики, и те, которые учитывают взаимосвязь между элементами, как в рамках одного и того же плана отчетности, так и по-разному [3].

Y= a0 + a1 Ъ,

где t - 1 период анализируемого периода;

а0, a1 - параметры уравнения.

Подставляя в данное уравнение последовательно значения ^ находим прогноз-

ао п+ Я1 ^=Уу ао^+ alSt

где у - значение результатирующего показателя;

п - количество лет в анализируемом периоде;

ао = (1уВ 2 - !у©) : ( пВ 2 а1= (п£у : ( п^ 2-ZtZt)

(1)

считать общую тенденцию линейной, т.е. метод основан на предположении о равномерном изменении уровня (под равномерностью понимается стабильность абсолютных приростов).

При этой методике, чтобы получить прогноз на i шагов вперед (ьпериод упреждения), достаточно воспользоваться следующей формулой:

(2)

Простые методы динамического анализа также используются для определения ожидаемых продаж в ближайшем будущем.

Используя метод регрессии, значения данных, предоставляемых для анализа финансовой деятельности предприятия, определяются путем выявления и количественной оценки общей тенденции (тренда) показателей.

Динамическая регрессионная модель (форма линейного тренда) создается путем прогнозирования результатов представленного проекта.

Для выражения ряда динамики используем уравнение прямой:

(3)

ные значения показателя. Данный способ предполагает использование системы двух нормальных уравнений для нахождения параметров а0 и а1:

4)

t - период.

Для решения системы используется способ определителей:

(5)

(6)

Первым этапом аналитики должны предоставить прогнозируемые объекты. После построения прогнозного баланса определяют, какие статьи активов изменятся по мере изменения объема продаж, и рассчитывают их прогнозную стоимость в процентах от объема продаж. В основном это оборотный капитал (запасы, дебиторская задолженность, денежные средства и их эквиваленты).

Метод процента от продажи предполагает, что текущий уровень всех оборотных активов является оптимальным (или, по крайней мере, приемлемым) для текущего объема продаж [4].

Кроме того, требуется прогноз остатков по статьям обязательств. На данном этапе рассчитывают следующие показатели:

- переход от баланса предыдущего года к прогнозируемому балансу должен осуществляться без изменения статей обязательств (статьи, которые остаются неизменными). Обычно это статьи капитала, исключая нераспределенную прибыль (в этом случае соответствующая нераспределенная прибыль может считаться неизменной, так как любое восстановление в течение прогнозируемого периода вклю-

- сумма нераспределенной прибыли на конец расчетного периода определяется путем добавления нераспределенной прибыли к ожидаемой (нераспределенной) чистой прибыли в финансовой отчетности на конец последнего финансового года.

- определяется сумма совокупного капитала и нераспределенной прибыли;

- балансовая стоимость долгосрочной задолженности рассчитывается на основе изменения соответствующих статей баланса. Если сумма долгосрочной задолженности относительно стабильна в течение отчетного периода и аналитик не располагает иной внутренней информацией, сумма долгосрочной задолженности в прогнозе может остаться прежней - на уровне предыдущего отчетного периода;

- ожидаемая стоимость долга по аналогии с дебиторской задолженностью (оборотный капитал в целом), т.е. в процентах от выручки.

Описанный метод определения данных прогнозного баланса очень прост в применении. После составления прогноза баланса можно определить ожидаемые значения коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость компании.

чается в нераспределенную прибыль);

Библиографический список

1. Пласкова Н.С. Анализ финансовой отчетности: Учебник / Под ред. М.А. Вахрушиной, Н.С. Пласковой. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 367 с.

2. Гукасян З.О. Формирование информационно-методического обеспечения оценки эффективности и качества корпоративного управления и практика его применения // Гукасян З.О., Толмачева О.И., Вайкок М.А., Мартынова Т.А., Бжассо А.А., Черминская Л.Г., Рыбянцева М.С., Тхагапсо М.Б., Халяпина О.Г., Галицкая Ю.Н., Пивень И.Г., Тишков-ская С.В. - Краснодар, ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2020. - 175 с.

3. Галицкая Ю.Н., Гукасян З.О. Прогнозный анализ финансовой отчетности в оценке и управлении финансовой устойчивостью организации // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 4-1 (81-1). - С. 826-830.

4. Куракова С.В., Галицкая Ю.Н. Совершенствование методики финансового анализа в строительной отрасли // В сборнике: Сборник лучших научных работ молодых ученых Кубанского государственного технологического университета, отмеченных наградами на конкурсах в 3-х частях. - Краснодар, 2016. - С. 55-57.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF FORECAST FINANCIAL

STATEMENTS

Y.N. Galitskaya, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor A.V. Meshcheryakova, Graduate Student Kuban State Technological University (Russia, Krasnodar)

Abstract. This article describes the methodological basis for the formation of forecast indicators of financial statements. The relevance of the issue under consideration is determined by the fact that financial statements, as a set of information, are designed primarily to assess the financial condition of the company. The forward-looking analysis of financial statements does not relieve the user of the need to have a general idea about an economic entity, but it provides a solid and systematic basis for the rational application of forward-looking analysis. The methods and tools of predictive analysis described in the article serve as a basis for the analyst to assess the economic and financial prospects of the company for the forecasting period.

Keywords: financial statements, balance sheet, items, financial results, analysis, financial condition, financial stability, factors, system, information, evaluation, analysis, management decisions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.