Научная статья на тему 'Методические аспекты аксиологического анализа эффективности реализации региональной культурной политики'

Методические аспекты аксиологического анализа эффективности реализации региональной культурной политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
356
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ / НОРМАТИВНАЯ БАЗА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / REGIONAL CULTURAL POLICY / VALUE BASES / NORMATIVE BASE / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Горлова Ирина Ивановна, Бычкова Ольга Ивановна, Костина Наталья Анатольевна

В статье рассматриваются актуальные направления изучения ценностных основ региональной культурной политики Особое внимание уделено методическим аспектам аксиологического анализа эффективности реализации культурной политики регионов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Горлова Ирина Ивановна, Бычкова Ольга Ивановна, Костина Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL ASPECTS OF AXIOLOGICAL ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF THE REALIZATION OF THE REGIONAL CULTURAL POLICY

The article examines the current trends in the study of the value bases of regional cultural policy. Special attention is paid to the methodological aspects of the axiological analysis of the effectiveness of the implementation of the cultural poUcy of the regions.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты аксиологического анализа эффективности реализации региональной культурной политики»

МЕТОДОЛОГИЯ и МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ

RAR УДК 008 ББК70/79

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

Горлова Ирина Ивановна,

доктор философских наук, профессор, директор Южного филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева,

350063, Краснодар, ул. Красная, 28, ii.gorlova@gmail.com Бычкова Ольга Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, начальник отдела комплексных проблем изучения культуры Южного филиала Российского научно-исследовательского института

культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева,

350063, Краснодар, ул. Красная, 28, bychkovaoi@mail.ru Наталья Анатольевна Костина, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий специалист отдела комплексных проблем изучения культуры Южного филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева,

350063, Краснодар, ул. Красная, 28, kostnat72@mail.ru

Аннотация:

в статье рассматриваются актуальные направления изучения ценностных основ региональной культурной политики Особое внимание уделено методическим аспектам аксиологического анализа эффективности реализации культурной политики регионов. Ключевые слова:

региональная культурная политика, ценностные основы, нормативная база, эффективность.

Культурная политика есть деятельность (в идеальных и материальных формах), направленная на максимально возможное обеспечение полноценной духовной жизни общества и личности, основополагающей роли культуры в развитии и самореализации человека, сохранение национальной самобытности народов, утверждение их достоинства. Оптимальная культурная политика ставит в центр человека, его потребности и интересы, содействие осуществлению в полном объеме его родовой сущности. Решение такой задачи обеспечивается опорой политики на науку, реальную оценку происходящего, профессионализм, компетентность тех, кто ее разрабатывает и осуществляет1 .

Опыт развития стран и народов, в том числе и России, убеждает, что культурная политика -явление историческое. Она не может быть одной и той же для разных периодов. Строго говоря, она не может быть единой и для страны в целом; она может и должна быть вариативной на один и тот же этап, учитывать исторические традиции регионов и современную социокультурную ситуацию в них.

Оптимальная культурная политика исходит из совокупности универсальных общечеловеческих норм и ценностей, принципов организации человеческого общежития, отечественных традиций. Такой подход к ее определению учитывает всю палитру этнической и региональной культур, соединяет их в единое культурное пространство.

Приоритеты государственной культурной политики в настоящее время лежат в области сохранения и развития уникальной российской цивилизации, консолидации общества на основе отечественных духовных традиций и российского менталитета, совершенствования духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи.

Культурная политика обеспечивает преемственность культурного развития, учитывает полисубъектность и полиобъектность культурного процесса при регулирующей роли государства, стремится к согласованию интересов, культурной самобытности народов страны в рамках единого культурного пространства.

1 Горлова И. И. Культурология: учеб. пособ./ И.И.

Горлова - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.-С.155.

Концептуальные подходы к решению данных вопросов содержатся в Основах государственной культурной политики, Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, Концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009 - 2015 годы, Федеральных законах «О библиотечном деле», «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Федеральной целевой программе «Культура России» (2012-2018 гг.) и других официальных документах.

В документах определены основные направления деятельности государства в тех или иных областях культуры и искусства, а также система базовых ценностей и ценностные ориентиры, актуализирующие качества личности: патриотизм, гражданственность, духовные и культурные традиции народов Российской Федерации.

Перечисленные документы являются основой реализации государственной культурной политики на федеральном уровне, между тем развитие социально-культурного пространства регионов России, не менее важно для формирования гармонично развитой личности и укрепления единства российского общества.

Аксиологическая составляющая законотворческого процесса имеет огромное значение при разработке нормативных правовых актов, связанных с регулированием сферы культуры. Система духовно-нравственных ценностей, отражаясь в нормативных актах, становится не просто моральным ориентиром - она приобретает характер и силу закона, следование которому обязательно для всех граждан страны.

Региональная культурная специфика оказывает непосредственное влияние на законодательство субъектов РФ, а также на функционирующие в них системы управления развитием социо- 7 культурной сферы. Кроме того, значительнейшая доля событий культурной жизни в России происходит именно на региональном уровне, финансируется из региональных бюджетов при непосредственном участии органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих региональную политику в области культуры.

Важнейшими субъектами региональной культурной политики остаются региональные структуры, формирующие законодательную базу культурной политики. Однако их роль не ограничивается только нормотворчеством. Публичные слушания по наиболее важным вопросам культурного развития региона, обсуждение спорных культурных проблем становятся неотъемлемой частью регионального культурного процесса.

В свете положений вышеуказанных документов полноценное развитие региональной культуры является одним из факторов воспитания патриотизма и гражданственности, залогом повышения качества жизни людей и становится возможным в условиях культурного многообразия, взаимоуважения, диалога, формирующих единство регионального и общероссийского культурного пространства.

Региональные особенности культурной политики отражаются через определенный набор ценностных ориентиров, элементы которого могут обладать определенной самобытностью, а также совпадать по своему содержанию с аналогичными ценностными ориентирами, составляющими основы культурной политики других регионов. Уникальностью при этом обладает сама совокупность элементов, обладающих ценностной значимостью.

Современный период развития общества, в том числе и в духовной сфере, нуждается в исследованиях, которые помогут определить обновленное содержание, типологию, механизмы и методики эффективной реализации культурной политики.

Еще в конце 90-х Г. М. Бирженюк и А. П. Марков в своей работе «Основы социокультурного проектирования» обратили внимание на данную проблему: « Сегодня на передний план выходит проблема разработки новых механизмов региональной культурной политики на всех ее уровнях, что требует глубокого и всестороннего анализа ее теоретико-методологических оснований, уточнения ее целевой установки, четкого 8 определения объекта и субъекта, механизмов их взаимосвязи и взаимодействия и т. д2 .»

В современных условиях становления гражданской идентичности, поликультурности и мно-гонациональности российских регионов возни-

2 Марков А. П. Основы социокультурного проектирования / А. П. Марков, Г. М. Бирженюк. СПб.: СП ГУП, 1997.- С/78

кает необходимость в новых подходах к объединению различных конфигураций локальных культурных пространств территорий через механизмы культурной политики.

Основные параметры региональной культурной политики установлены в законодательстве России на федеральном уровне. В связи с этим ориентация на принципы, которые определяют место региона в культурной политике государства, позволяет не только следовать полномочиям, определяемым государственным законодательством выбирать приоритеты, которые содействуют развитию, трансляции и закреплению аксиологических оснований места, его образу3 .

Стратегические задачи культурной политики в Российской Федерации, направленные на духовно-нравственную консолидацию нации и формирование гармонично-развитой личности, во многом базируются на художественно-эстетическом воздействии и воспитании патриотических ориентаций в региональном пространстве.

Комплексная система оценки качества культурной среды и эффективности реализуемых мер в сфере культуры региона предполагает систематический мониторинг общественного мнения по проблемам эффективности функционирования учреждений культуры и искусства региона, воздействия культуры на ценностные и поведенческие установки жителей.

В оценке функционирования региональных организаций культуры преобладают формальные количественные показатели. При таком подходе отсутствуют устойчивые стимулы освоения культурных ценностей различными группами населения. Отсутствует ценностная составляющая региональной культурной политики как инструмента создания социально ориентированного государства и гражданского общества.

Проблема оценки культурной политики, измерения её эффективности отражена в Указе Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной культурной политики». В разделе VIII «Ожидаемые результаты реализации государственной культурной политики» обозначено: «Достижение целей государственной культурной политики требует проведения регулярного мониторинга состояния об-

3 Бакулина, С. Д. Региональная культурная политика в контексте государственной культурной политики РФ (на примере южных районов Западной Сибири) / С. Д. Бакули-

на Вестник Омского государственного университета. - 2013. -№ 3. - С. 165-170.

щества и его культурного развития на основе специально разработанной системы целевых показателей, в которой должны превалировать качественные показатели». Кроме того, в разделе «Организационное, аналитическое и информационное обеспечение разработки и реализации государственной культурной политики» подчёркивается необходимость «обеспечения постоянной обратной связи» и внедрения «мониторинга достижения целей государственной культурной политики4 ».

Разработка системы показателей эффективности использования ценностного потенциала сферы культуры региона определяется прикладными задачами социокультурного регулирования, к числу которых можно отнести:

- формирование современной региональной нормативной базы в сфере культуры;

- выявление механизмов распределения культурных потоков;

- изучение интенсивности влияния сферы культуры и искусства на жителей региона;

- оценку результативности работы учреждений культуры;

- оценку зон «дефицита» культурных продуктов и услуг определённой ценностной направленности;

- поиск причин участия или сознательного неучастия различных социально-демографических групп населения в культурных практиках.

Региональная культурная политика определяет социокультурное развитие территорий и призвана управлять духовной жизнью региона, координировать его взаимоотношения с центром, способствовать эффективному развитию региональных отношений. Региональная культурная политика является неотъемлемой составной частью культурной политики государства, направленной на совершенствование духовной жизни людей в соответствии с принятой государственной стратегией развития.

Этнокультурные особенности Южного региона Российской Федерации проявляются через установку на межпоколенные связи, народные традиции, праздничные и фольклорные события. С одной стороны это связано с автономией культурных центров по отношению к транспорт-

4 Указ Президента РФ от 24.12.2014 N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ ЬЛШ_172706(дата обращения 09.03.2017)

ной инфраструктуре, с другой стороны, открытость и мобильность социо - культурной среды южных территорий позволяет эффективно реализовать региональную культурную политику сочетающую глобальность федеральной стратегии и учёт регионального идентификационного потенциала культурного наследия.

Для анализа особенностей и направлений реализации культурной политики в пространстве Южного региона обратимся к нормативным правовым актам Юга России. Сравнив между собой исходные данные приоритетов в регионах, включающие формы освоения природного и культурного наследия, духовных традиций и обычаев, развитие профессионального искусства, сохранение народной культуры и народного творчества, модернизацию информационно-библиотечной деятельности, развитие образования и кадров, а также материально-техническую базу, мы сможем определить особенности реализации региональной культурной политики. Эти культурные приоритеты оказываются возможными благодаря процессу «интеграции всех форм, средств и методов духовно-насыщенной социальной среды5 ».

В каждом из регионов Юга России действует законодательные акты, регламентирующие региональную культурную политику. Так, в большинстве из субъектов РФ, входящих в состав Южного и Северо-Кавказского федеральных округов действуют законы о культуре, исключением здесь являются Астраханская область, Республика Крым, город Севастополь и Чеченская республика.

Стратегические документы (концепции и стратегии), определяющие развитие культуры на Юге России, приняты в Волгоградской и Ростовской области, Республике Дагестан, Ставропольском крае.

В каждом регионе существует свой уникальный набор ценностно-целевых ориентиров, зависящий в первую очередь от культурной специфики субъекта Федерации. Кроме того, данные ориентиры могут быть сгруппированы в зависимости от смысловой привязки к личности, обществу, региону, государству или же обладать важностью для человеческой цивилизации в целом.

5 Генова Н. М. Инфраструктура культурного пространства региона как основа адаптации культурной политики // Мир науки, культуры и образования. 2010. № 4. С. 239.

Кроме того, при разработке региональных стратегий и концепций в области культуры необходимо учитывать установки, определенные в Основах государственной культурной политики и Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, которые, будучи общефедеральными нормативными актами, служат основой для создания регионального законодательства не только в политико-правовом, но и в аксиологическом аспекте. Для этого требуется изучение особенностей региона (социально-экономических, культурно-исторических, этнокультурных, культурно-инфраструктурных и др.), которое позволит достичь эффективного сочетания общего и особенного в региональной культурной политике.

Немаловажным обстоятельством данного аспекта является определение специфических для региона вызовов, в частности, обладающих потенциальной опасностью для ценностной сферы. Помимо этого необходимо определить основные характеристики модели региональной культуры, которая станет результирующей суммой всех мер, предусмотренных той или иной концепцией, стратегией или программой. При этом учет количественных показателей, определяющих эффективность региональной культурной политики, представляется явно недостаточным, поскольку представляется, что при анализе ее результатов необходимо исходить, прежде всего, из того, насколько планомерные и последовательные инвестиции в человека привели к качественному обновлению его личности.

Эффективность региональной культурной политики теперь все в большей мере зависит от того, насколько её формы, характер и целенаправленность отвечают закономерностям динамики культуры. Но при этом методическая база подобного понимания региональной культурной политики пока отстает от реальных процессов в сфере региональной культуры, а аксиологический анализ, на постоянно действующей основе, не проводится.

Отсюда следует необходимость использования при оценке эффективности политики в сфере культуры методик, основанных на изучении изменений, происходящих с обществом и индивидуумом под влиянием культуры и определенной ценностной системы, задающей приоритеты региональной культурной политики.

Поиск критериев и измеряемых показателей эффективности реализации региональной культурной политики является достаточно сложной задачей, не имеющей единых методических подходов. Поэтому, оценку культурной политики в регионе предлагается проводить по следующим направлениям:

- анализ соответствия федеральной и региональной нормативно-правовой базы в сфере культурной политики;

- измерение ценностного потенциала путем анализа ценностно-идентификационной основы объединения населения региона, анализа воздействия культуры и искусства на формирование ценностных установок жителей региона;

- социокультурное исследование инфраструктуры отрасли культуры региона, которое включает оценку деятельности подведомственных учреждений, востребованность их различными социально-демографическими группами населения региона.

По каждому из обозначенных направлений должны осуществляться мониторинговые замеры, результаты которых предлагается использовать в деятельности органов власти региона.

Цель методики аксиологического анализа эффективности реализации региональной культурной политики - определить ценностные характеристики участия жителей в культурной жизни и запросы, которые они предъявляют к сфере культуры региона, а также выявить факторы, обуславливающие выбор населения в данной сфере. В методике предлагается провести анализ нормативной основы региональной культурной политики и культурных практик региона, изучить услуги каких учреждений культуры пользуются наибольшим спросом, анализ структуры культурного запроса жителей региона, факторов его определяющих и различий в запросах разных групп населения в контексте ценностно-нормативного подхода.

Задача подобных исследований заключается не только в «замере» различных составляющих культурного развития, исследовании её отдельных фактов и феноменов, но и в попытке взглянуть на культуру региона в её целостности, представив общую картину функционирования.

Методика исследования предполагает систематизацию информации по следующим направлениям:

1. Сравнительный анализ основных характеристик и показателей нормативно-правовой базы федерального и регионального уровня в сфере культурной политики.

2. Анализ основных форм и особенностей реализации региональной культурной политики.

3. Анализ степени соответствия отраженных в нормативно-правовых документах ценностных подходов региональной культурной политики аксиологической направленности реализуемых в сфере культуры мероприятий.

4. Анализ интенсивности потребления художественных образцов и ценностей через замеры периодичности и частоты контактов населения со сферой искусства, исследование типичных форм проведения свободного времени потребителя.

5. Исследование мотивационной активности в формировании художественного интереса потребителя через установление видов художественно-эстетических занятий в жизни человека, определения места, которое они занимают в сознании потребителя и какова степень их осознания и актуального выражения в виде художественного запроса.

6. Разработка рейтинга художественных предпочтений населения региона.

7. Анализ репертуарно-содержательной политики учреждений культуры и искусства региона через оценку действующего репертуара учреждений.

8. Тестирование степени удовлетворённости потребителей системой услуг региональных организаций культуры.

9. Исследование факторов влияния на моти-вационную стратегию потребления культурных продуктов рекламно-информационной деятельности организаций культуры.

10. Анализ интенсивности деятельности общественных институтов и художественно-культурных площадок в регионе через изучение гастрольной деятельности, фестивалей и художественных акций.

11. Исследование информационно-коммуникативного поля художественной культуры региона.

12. Изучение социальных эффектов воздействия искусства на потребителя с привлечением социально-психологических методик исследования, позволяющих фиксировать феномен долгосрочного влияния художественных ценностей на индивидуума.

Список литературы:

1. Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». URL: https://www.consultant.ru/

document/cons_doc_LAW_172706 (дата обращения 09.03.2017).

2.Бакулина С. Д. Региональная культурная политика в контексте государственной культурной политики РФ (на примере южных районов Западной Сибири) // Вестник Омского государственного университета. - 2013. -№ 3. - С. 165-170.

3. Генова Н. М. Инфраструктура культурного пространства региона как основа адаптации культурной политики // Мир науки, культуры и образования. 2010. № 4(23). С. 239-241.

4.Горлова И. И. Культурология: учеб. пособ./ И.И .Горлова - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.- 304с.

5.Марков А. П. Основы социокультурного проектирования / А. П. Марков, Г. М. Бирженюк. СПб.: СП ГУП, 1997.- 248 с.

METHODICAL ASPECTS OF AXIOLOGICAL ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF THE REALIZATION OF THE

REGIONAL CULTURAL POLICY

Gorlova Irina Ivanovna,

Dr. Sci. (Theory and History of Culture), Prof., Director, Southern Branch, Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage,

350063, Russia, Krasnodar, Krasnay st., 28, ii.gorlova@gmail.com. Bychkova Olga Ivanovna,

Assoc. Prof., Cand. Sci. (Economy and the Management of a National Economy), Head of the department of complex problems of cultural studies, Southern Branch, Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage,

350063, Russia, Krasnodar, Krasnay st., 28, bychkovaoi@mail.ru Kostina Natalia Anatolievna, Assoc. Prof., Cand. Sci. (Library Science, Bibliography and Bibliology), Leading Researcher, Department of complex problems of cultural studies, Southern Branch, Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage,

350063, Russia, Krasnodar, Krasnay st., 28, kostnat72@mail.ru

Abstract:

the article examines the current trends in the study of the value bases of regional cultural policy. Special attention is paid to the methodological aspects of the axiological analysis of the effectiveness of the implementation of the cultural policy of the regions. Key words:

regional cultural policy, value bases, normative base, efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.