Научная статья на тему 'Методическая служба: новый вектор развития'

Методическая служба: новый вектор развития Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
163
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическая служба: новый вектор развития»

Задачи программы:

• знакомство с изобразительным искусством, его основными видами: живописью, графикой, скульптурой;

• знакомство с жанрами: иконопись, портрет, натюрморт, анималистика, пейзаж на примере лучших представителей отечественного и зарубежного искусства;

• знакомство с различными техниками и материалами, используемыми живописцами, графиками, скульпторами;

• включение в круг чтения детей книг по изобразительному искусству.

Чтобы помочь детям разобраться в художественных особенностях каждого из жанров, предлагаем им нарисовать дома свою картину. Это задание необязательное, но желательное. Это своего рода оценка и нашей работы тоже. В какой форме был подан материал, заинтересовались ли дети. Из читательских работ (каждая из которых обязательно подписана) формируется выставка. Рассказывать об искусстве детям лучше в присутствии родителей. Мы всегда рады видеть их. Тогда и детям, и родителям проще общаться друг с другом, находить общий язык, а нам - нести искусство в каждый дом.

Г. Н. Краснова

МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА: НОВЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ

Современная детская библиотека. Какая она? По представлению наших детей она должна быть удобной, уютной, с богатым фондом документов, самой современной техникой и добрыми, отзывчивыми, знающими библиотекарями.

Сегодня детские библиотеки Кубани являются востребованным социальным институтом по приобщению детей к чтению, их нравственному становлению, подготовке к самостоятельной жизни, обеспечению свободного и равного доступа к информации.

По количеству детских библиотек, разветвленности сети, качеству обслуживания книгой детского населения Краснодарский край занимает первое место в Южном федеральном округе и второе в России, после Москвы (для справки: сеть детских библиотек Москвы - 168 единиц, Краснодарский край - 137 единиц, Московская область - 129 единиц).

В Краснодарском крае 1 046 публичных библиотек (в том числе 4 краевых). Обслуживанием детского населения Кубани занимаются 137 специализированных детских библиотек и 902 публичные библиотеки. Читательская аудитория детей и подростков в детских библиотеках составляет 402,1 тыс. пользователей и почти 700 тыс. детей подростков в муниципальных библиотеках.

Из года в год в крае растет количество читателей-детей. За последние три года число читателей в детских библиотеках края прибавилось почти на 10 тыс.

Совокупный фонд библиотек Кубани - 22 млн. 562,09 тыс. экз. Фонд детских библиотек составляет около 4 млн. экз. и ежегодно обновляется на 3-5 %.

Из 137 детских библиотек края 91 % (125 библиотек) имеют компьютеры и оргтехнику, 77 % (106 библиотек) имеют выход в Интернет.

В современном мире детской библиотеке отводится особая роль в формировании личности ребенка. Библиотека может влиять на общественное сознание, культуру, представление юных граждан о жизни, самих себе; оказывать существенное влияние на формирование и развитие культурно-информационной среды.

В числе направлений, обеспечивающих эффективность современного библиотечного менеджмента, ключевое значение имеет методическая служба.

В последнее десятилетие детские библиотеки края зарекомендовали себя как открытая система, способная быстро реагировать на происходящие в обществе изменения. В числе важных задач - приобщение детей к чтению, информационной культуре, помощь в культурном становлении личности. Одновременно детские библиотеки выполняют функции центров гармоничного развития личности, организуют интеллектуальный досуг детей и подростков.

Особое внимание уделяется работе по патриотическому, духовному, эстетическому воспитанию детей и подростков, ведется информационное обеспечение профилактики правонарушений, наркомании, популяризации здорового образа жизни.

Детские библиотеки являются одним из главных ресурсов формирования гражданского общества, преемственности поколений и исторической славы России, важным звеном в сохранении историко-культурного наследия края. В работе библиотек все больше мероприятий, не только информирующих читателей об исторических событиях, но и проводящих параллели между историей России и историей «малой родины», семьи.

Краснодарская краевая детская библиотека имени братьев Игнатовых является методическим центром для библиотек, обслуживающих детское население Кубани. И, конечно же, специалистов волнуют актуальные вопросы методической деятельности. Как сделать библиотечную работу с детьми более яркой, разнообразной, привлекательной? Как развивать инициативу и творчество библиотечных работников? и др.

Одна из важнейших задач научно-методического отдела библиотеки заключается в том, чтобы нацелить библиотеки края на осуществление проектно-программной деятельности (участие в локальных, краевых и всероссийских конкурсах). Также не менее важным направлением деятельности Краевой детской библиотеки, как центра методического обеспечения, остается повышение профессионального мастерства и методико-информационного обеспечения работников детских библиотек края. Для того чтобы оставаться востребованными и держать руку на «пульсе времени», специалисты Краевой детской библиотеки проходят обучение на федеральном уровне в Москве (АПРИКТ), Санкт-Петербурге, Белгороде, а также в Краснодарском краевом учебно-методическом центре культуры и повышения квалификации.

Для профессионального совершенствования библиотекарей края при поддержке Министерства культуры РФ и Министерства культуры Краснодарского края в течение 20 лет реализуется проект - международная конференция - творческая лаборатория работников детских библиотек России «Книга. Библиотека. Общество». В атмосфере Творческой лаборатории возникают новые идеи и замыслы развития детских библиотек, открываются новые возможности профессионального роста.

Конференция работников детских библиотек России «Книга. Библиотека. Общество» -это, прежде всего, библиотечный форум, который в 2015 году проходит в 21-й раз. За эти годы у нас побывали сотрудники детских библиотек из многих городов России и ближнего зарубежья. Стали любимыми и востребованными специалисты библиотечного дела - Наталья Константиновна Сафонова, Ирина Ивановна Тихомирова, Валентина Александровна Бородина, Андрей Викторович Лисицкий, Мария Евгеньевна Порядина, Галина Александровна Кисловская, Ксения Александровна Молдавская и многие другие.

Постоянные участники Творческой лаборатории обратили внимание на то, как поменялся формат мероприятия. Если раньше у нас было больше докладов и отчетов о проделанной работе, то сейчас мы используем активные формы - деловые игры, мастер-классы, проектные мастерские. Мы стремимся меняться вместе с нашими читателями и оставаться востребованными разными категориями пользователей.

Одной из новых и востребованных форм повышения квалификации является Школа библиотечного менеджмента «Детская библиотека: новая реальность». Ее цель - изучение новых идей, теорий и их внедрение с применением информационных технологий в практику работы библиотек.

Школа была создана в 2007 году, когда начались проблемы с финансированием библиотек и соответственно отсутствием средств на командировочные расходы. Мы предложили специалистам детских библиотек однодневные семинары, стажировки, консультации. Все это происходило зональными этапами. Нам удавалось за три выезда в разные библиотеки обучать до 500 человек.

Начиная с 2010 года, Школа библиотечного менеджмента финансируется Министерством культуры Краснодарского края. Финансовая поддержка позволила организовать лектории специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону.

Особой популярностью пользуются индивидуальные консультации и стажировки. В этом году главные библиографы Краевой детской библиотеки разработали специальный график, согласно которому приглашают библиографов детских и межпоселенческих библиотек на индивидуальные однодневные стажировки. Как уже показала практика, эта форма работы эффективна и востребована.

В последние годы Краевой детской библиотекой издано 4 книги, авторами которых стали сотрудники библиотеки. Это экологическая сказка для малышей «Приключения ежа Митро-фана», сборники «Деятели искусств Кубани», «Писатели Кубани - детям» и «Дети Кубани в годы Великой Отечественной».

С интересом специалисты разрабатывают электронные продукты для детских библиотек края. Уже увидели свет: «Виртуальное путешествие по Екатеринодару-Краснодару», «Тропа к Чехову», «Загадки Бабы Яги», «Русь изначальная», «Правители России», «Опаленная Кубань», «Олимпийские боги в искусстве», «Исповедь солдатского сердца», «Звезды спорта Кубани», «Любимый уголок России. Природа Краснодарского края», «Поэт нашего времени» и другие.

Ежегодно научно-исследовательский сектор научно-методического отдела проводит исследования по вопросам детского чтения, анализирует результаты работы и намечает пути повышения эффективности деятельности детских библиотек края.

В Краевой детской библиотеке организован Научно-методический совет, в состав которого вошли ведущие специалисты библиотеки. На заседаниях совета обсуждаются вопросы комплектования, информационно-библиографического обслуживания пользователей, участия детских библиотек в конкурсах всероссийского и краевого масштаба, а также реклама и пиар-деятельность детских библиотек края.

Ежегодно специалисты Краевой детской библиотеки разрабатывают и выпускают методические материалы (более 50) в помощь детским библиотекам для работы с детьми и подростками. В библиотеке создан редакционно-издательский отдел, который разрабатывает структуру материала, включая внешнее и внутреннее оформление. Регулярно создаются и распространяются методические рекомендации по разным направлениям деятельности, например, на тему: «Безопасный Интернет»; проведение социально-культурной акции «Биб-лионочь»; празднование Дня библиотек «Библиотечный прайм-тайм. Библиопрорыв»; летняя программа чтения, Неделя краеведения «Библиоэкспресс «Кубань»», рекомендации по привлечению детей, входящих в «группу риска». Совместно с Министерством культуры Краснодарского края Краевой детской библиотекой имени братьев Игнатовых была разработана долгосрочная краевая программа «Совершенствование деятельности библиотек Краснодарского края по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков (2012-2015 годы)». Рекомендации - методическое письмо с образцами документов, необходимых для реализации Федерального закона от 29.12.2010 года № 436 - ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Работники библиотеки находятся в постоянном творческом поиске. Для достижения целей используем все формы и методы работы - организуем клубы по интересам, разрабатываем проекты, инициируем краевые акции, авторские программы, работаем с классами, группами, индивидуально с каждым юным читателем. Изучаем, каким авторам, жанрам, темам ребята отдают предпочтение, как влияют на выбор книги возраст, пол, социальная среда, их личные интересы, мода среди сверстников. Анализируя свою деятельность, мы строим планы на будущее.

Н. П. Диденко

КЛУБ В БИБЛИОТЕКЕ КАК ФОРМА ВОСПИТАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ

Работа с читательским активом - важное направление в деятельности отдела обслуживания детей от 11 до 15 лет Краснодарской краевой детской библиотека имени братьев Игнатовых. В библиотеке дети ищут не только интересные книги. Они нуждаются также в общении со сверстниками, библиотекарями, родителями, желают поделиться впечатлениями о прочитанных книгах. От взрослых ждут диалога о смысле жизни, о том, как найти свое призвание, и в каких книгах об этом можно прочитать.

Наш клуб «Книгочей» открыт для всех, кто любит читать, кто хочет обсуждать новые книги, кто стремится к общению и тянется к знаниям, кто хочет принимать участие в жизни библиотеки и привлекать своих друзей к чтению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.