Л. М. Кузнецова
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЯМ
Работа представлена кафедрой информатики. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Е. В. Баранова
В статье представлена разработанная автором методическая система обучения интернет-технологиям студентов педвузов. Выделены классы интернет-технологий и разработана поэтапная модель активного обучения. Статья содержит описание основных компонентов методичес-
234
кой системы обучения: целей, содержания, методов, организационных форм, средств и ожидаемых результатов обучения.
The article presents the methodic system of students' Internet technologies training in pedagogic universities. The author distinguishes classes of Internet technologies and works out a stagewise model of active teaching. The article describes the main components of the methodic training system: objectives, methods, organisational forms, means and expected results of training.
Необходимость использования ресурсов и технологий сети Интернет для целей образования сегодня уже не вызывает сомнения. «Интернет в образовании» - одна из самых динамично развивающихся областей современного образования, о чем свидетельствуют федеральные и региональные программы, многочисленные статьи, конференции, семинары и круглые столы. Использование новых информационных технологий, и в частности интернет-технологий, позволяет повысить эффективность процесса обучения, способствует осуществлению перехода к непрерывному образованию, решает проблему доступа к новым источникам разнообразной по содержанию и формам представления информации.
Эффективное внедрение интернет-технологий в систему образования возможно при наличии: образовательных интернет-ресурсов; технического и программного оснащения образовательных учреждений; подготовленных и мотивированных учителей, использующих в своей профессиональной деятельности интернет-технологии. Следует сказать, что сегодня хоть медленно и трудно, но проблема технического и программного оснащения образовательных учреждений решается эволюционным путем, однако учителя, получив компьютеры, не всегда знают, как эффективно их использовать в учебном процессе1.
Анализ образовательного стандарта, учебных планов и дисциплин профильной подготовки учителя информатики в педагогических вузах показал, что вопросам подготовки будущих учителей информатики в области сетевых информационных технологий, в частности технологий глобальной сети Интернет, не уделяется должного
внимания. В целом интернет-технологии как предмет обучения представлены в существующем образовательном стандарте фрагментарно: отсутствует системный подход к изучению интернет-технологий, слабо выражены межпредметные связи при подготовке в этой области, не прослеживается необходимая ориентация на решение профессиональных педагогических задач.
Педагогические исследования, посвященные подготовке будущих учителей ин-форматики в области информационно-коммуникационных технологий, позволяют обозначить ряд перспективных направлений в этой области. Одним из таких направлений является создание методических систем обучения, ориентированных на формирование у студентов умений самостоятельно приобретать знания, на развитие их интеллектуального потенциала и готовности осуществлять исследовательскую деятельность в условиях применения современных информационных технологий.
Под методической системой обучения будем понимать совокупность шести иерархически взаимосвязанных составляющих: целей, содержания, методов, организационных форм, средств и ожидаемых результатов обучения2.
Придерживаясь определения, охарактеризуем разработанную нами методическую систему обучения студентов педвузов ин-тернет-технологиям.
В основу методической системы обучения легла концепция развития профессиональной компетентности учителя3. Логика построения профессиональной подготовки учителя на основе компетентностного подхода описывает системные изменения, которые должны быть внесены в процесс про-
фессиональной подготовки, отвечающей «вызовам» времени. Под профессиональной компетентностью учителя понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
В рамках концепции развития профессиональной компетентности учителя изменяется подход к обучению информационным технологиям. Основным становится не детальное изучение того или иного программного продукта, а процесс решения профессиональной задачи, используя информационные технологии. Программный продукт выступает не в качестве главного предмета изучения, а как инструментальное средство, необходимое для решения проблемы.
Цель обучения интернет-технологиям. Согласно приведенному выше определению методической системы обучения, основополагающим компонентом системы являются цели обучения.
Целью методической системы обучения студентов педвузов интернет-технологиям является содействие становлению компетентности будущего учителя, позволяющей ему решать профессиональные задачи путем создания и использования образовательных интернет-ресурсов.
Для достижения представленной цели в программу подготовки студентов педвузов предлагается включить дисциплины (модули, спецкурсы), содержание которых должно:
• быть ориентированными на изучение интернет-технологий различных классов;
• носить профессиональную направленность, интернет-технологии должны рассматриваться с позиции их использования в профессиональной деятельности;
• быть направленными на разработку интернет-ресурсов образовательного на -значения, носить практикоориентирован-ный характер.
Отбор содержания обучения интернет-технологиям. Опишем основные дидактические принципы, которые необходимо соблюдались при отборе содержания обучения интернет-технологиям.
Согласно концепции развития профессиональной компетентности учителя, ведущими принципами отбора содержания профессиональной подготовки становятся принципы социокультуросообразности и практикоориентированности. Эти принципы позволяют более полно учесть ту ситуацию развития профессионального педагогического образования, что складывается в современном российском обществе4.
Учитывая специфику предметной обла-сти, выделим следующие принципы отбора содержания обучения.
Принцип активности обучаемого в процессе обучения предполагает организацию деятельности студентов, приводящую к высокому уровню мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений. Для учета этого принципа необходимо основывать обучение интернет-технологиям на самостоятельной учебной деятельности студентов и использовать активные методы обучения.
Интернет-технологии стремительно развиваются, что определяет важность задачи отбора минимального объема информации по классам технологий, но достаточного для продолжения студентами самостоятельного изучения (принцип разумной достаточности).
Принцип наглядности в обучении интернет-технологиям предусматривает ориентацию на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления учебной информации: Web-сайтов, электронных учебников и других образовательных интернет-ресурсов, разработанных с учетом рассматриваемой в учебном курсе интернет-технологии.
Использование принципа индивидуального подхода позволяет повысить эффективность обучения интернет-технологиям за счет учета индивидуальных способностей
студентов, их жизненного опыта, наклонностей, потребностей и интересов. Учесть данный принцип можно, организовав учебную деятельность студентов по разработке интернет-ресурсов образовательного назначения при выполнении индивидуальных проектов.
Итак, выделены основные принципы отбора содержания обучения студентов педвузов интернет-технологиям: социо-культуросообразность, практикоориенти-рованность, активность обучаемого в процессе обучения, разумная достаточность, наглядность и индивидуальный подход в обучении.
Государственные образовательные стандарты предполагают первоначальное ознакомление бакалавров образования с интернет-технологиями в рамках дисциплин федерального компонента при изучении таких разделов, как «Введение в сетевые технологии», «Основы работы в сети Интернет», «Образовательные возможности интернет-технологий», «Использование гипертекста для создания Web-стра-ниц»5. На этом этапе обучения у студентов формируются базовые представления об интернет-технологиях как средстве решения задач профессиональной деятельности.
Систематизация существующих интернет-технологий позволяет выделить следующие классы, поддерживающие различные аспекты создания интернет-ресурсов: языки разметки гипертекста, HTML-редакторы, языки программирования сценариев просмотра Web-страниц, языки и технологии Web-программирования, графика и мультимедиа для Web, публикация баз данных в Интернет.
Выделенные классы средств интернет -технологий определяют примерный состав модулей, которые могут быть включены в учебную подготовку студентов педвузов в качестве отдельных дисциплин, спецкурсов или разделов дисциплин.
1. «Использование языков разметки гипертекста для создания интернет-ресурсов: DHTML, XML».
2. «Создание интернет-ресурсов образовательного назначения путем использования HTML-редакторов: Dreamweaver, Microsoft FrontPage, AceHTML Pro».
3. «Графика и мультимедиа для Web: Adobe PhotoShop, Image Reader, Macromedia FLASH».
4. «Использование языков программирования сценариев при создании образовательных интернет-ресурсов: VBScript, JavaScript».
5. «Использование языков и технологий Web-программирования при создании образовательных интернет-ресурсов: Perl, PHP, ASP».
6. «Публикация баз данных в Интернете: среда ООП Delphi, СУБД Access»
Рассмотрим модель, которая легла в основу разработанной методической системы обучения студентов интернет-технологиям. Обучение каждой отдельной технологии включает 5 этапов:
1 этап. Введение в интернет-технологию. Цель этапа - познакомить студентов с изучаемыми технологиями, определить их назначение, показать примеры разработок с использованием этих технологий, сориентировать в выборе дополнительной литературы.
2 этап. Изучение инструментов и операторов среды с использованием методического пособия. Цель этапа - формирование у учащихся навыков использования технологий для решения простых задач в процессе выполнения заданий методического пособия.
3 этап. Работа студентов с демонстрационным примером. Цель этапа - развитие навыков разработки и модификации интернет-ресурса в процессе работы с инструкцией к демонстрационному примеру.
4 этап. Самостоятельная разработка интернет-ресурса». Цель этапа - формирование у студентов навыков самостоятельной разработки интернет-ресурсов для решения профессиональных задач.
5 этап. Защита проекта. Цель этапа -подведение итогов, формулировка выво-
дов, осуществление студентами рефлексии, закрепление навыков использования изученной технологии для решения поставленных задач.
Представленная модель обучения интернет-технологиям предполагает увеличение активности и самостоятельности студентов на каждом очередном этапе, а также ориентацию на их будущую профессиональную деятельность через предлагаемые демонстрационные примеры, задания, проекты .
Методы обучения интернет-технологиям. Компетентностный подход предполагает выбор методов обучения, которые способствуют развитию инициативы, активности и ответственности. Обучение интернет-технологиям, по мнению автора, должно осуществляться с использованием актив -ных методов обучения, поскольку стратегия активного обучения направлена на решение таких задач, как развитие потенциальных возможностей, профессиональной мотивации и компетентности студентов.
Основным методом обучения на первом этапе является метод информационного ресурса, позволяющий сориентировать обучаемого в огромном количестве самой разнообразной информации, связанной с интернет-технологией.
На втором этапе ведущим методом обучения является работа с методическим пособием, способствующая формированию у студентов базовых навыков использования изучаемой технологии для решения профессиональных задач.
Метод демонстрационных примеров, используемый на третьем этапе, повышает наглядность обучения и способствует формированию навыков чтения и усовершенствования программ построения Web-pe-сурсов.
Основным методом обучения четвертого этапа изучения интернет-технологий является метод проектов, способствующий активизации познавательной деятельности учащихся, развитию творческих способностей, воспитанию инициативности и само-
стоятельности студентов. Отметим, что все проекты содержательно должны носить педагогическую направленность, т. е. должны быть ориентированы на возможное использование в будущей профессиональной деятельности студентов.
Формы обучения интернет-технологиям. Дидактический принцип практикоори-ентированности определяет необходимость использования в качестве основной формы обучения практические занятия, на которых студенты самостоятельно разрабатывают интернет-ресурсы образовательного назначения.
Учитывая практическую ориентацию обучения, достаточно проведения одной вводной лекции, на которой необходимо определить место изучаемой технологии в общей классификации интернет-технологий, сориентировать студентов в выборе книг для углубленного изучения дисциплины, представить учащимся план их дальнейшей работы и определить критерии получения зачета или допуска к экзамену.
На последующих этапах изучения интернет-технологий в качестве организационных форм обучения предлагаются лабораторные работы и самостоятельная деятельность студентов в домашних условиях. Эти формы обучения предполагают самостоятельную работу студентов сначала с методическим пособием, потом с демонстрационным примером и, наконец, с индивидуальным проектом.
Помимо перечисленных форм, при организации обучения интернет-технологиям на занятиях предполагаются консультации преподавателей. Оценить выполненную работу студентов, сориентировать их в дальнейшей деятельности по выполнению задания, оказать помощь при возникновении затруднений - основные функции преподавателя на консультационных занятиях.
Средства, используемые при обучении интерн ет-технологиям. Обучение интернет-технологиям осуществляется с помощью
комплекса средств обучения, включающего идеальные средства обучения (схемы, условные обозначения и т. д.), технические средства обучения (персональные компьютеры и компьютерные системы и т. д.), программное обеспечение (весь комплекс рассматриваемых при обучении интернет-технологиям программных продуктов), сеть Интернет, включая огромный набор ее ресурсов и сервисов.
Среди печатных средств, используемых при обучении интернет-технологиям, нужно выделить методическое пособие, содержащее учебно-методические материалы, необходимые студенту в процессе обучения. Такое пособие, включающее описание инструментов среды разработки интернет-ресурсов и набор заданий для самостоятельного выполнения, должно быть разработано для каждой изучаемой интернет-технологии. Методическое пособие должно быть построено таким образом, чтобы студент мог организовать самостоятельную учебную деятельность, включая самоконтроль.
Самым наглядным средством обучения разработанной методической системы является демонстрационный пример - законченный интернет-ресурс, разработанный с использованием изучаемой интернет-технологии. Студенту необходимо разобраться, какие инструменты изучаемой технологии использовались для его разработки, и по аналогии дополнить или изменить предложенный ресурс. Демонстрационный пример сопровождается инструкцией, которая включает подробное описание демонстрационного примера, этапов его разработки и инструментов, используемых при его создании, а также и инструкции по изменению интернет-ресурса.
Ожидаемые результаты обучения интернет-технологиям. Согласно концепции развития профессиональной компетентности учителя, можно выделить 5 основных групп профессиональных задач6:
• видеть ребенка (ученика) в образовательном процессе;
• строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования;
• устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, партнерами школы;
• создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство школы);
• проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.
Опишем ожидаемые результаты обучения интернет-технологиям через умение студентов решать профессиональные задачи. Будущий учитель должен быть готов:
• использовать интернет-ресурсы в учебном процессе, в том числе для организации индивидуального подхода при обучении школьников;
• создавать учебные интернет-ресурсы;
• организовать и поддерживать виртуальную среду школы за счет создания сайтов и систем управления образовательным процессом школы, включая взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса;
• осуществлять самообразование, связанное с изучением новых интернет-технологий.
Итак, спроектированная нами методическая система обучения интернет-технологиям студентов педвузов, включающая методические пособия, демонстрационные примеры, задания по различным интернет-технологиям, была представлена на уровне описания основных составляющих: целей, содержания, методов, организационных форм, средств и ожидаемых результатов обучения. Далее приведем основные характеристики, присущие ей:
• ориентация на решение задач профессиональной деятельности;
• ориентация на активные методы обучения;
• ориентация на самостоятельную работу учащихся и на готовность к дальнейшему самообразованию;
• непрерывность обучения - изучение интернет-технологий происходит на протяжении всего обучения студента в вузе;
• целостность - все указанные компоненты системы взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат;
• открытость - система открыта для включения новых модулей, спецкурсов и
дисциплин, направленных на обучение интернет-технологиям.
В заключение отметим, что разработанная методическая система обучения студентов педвузов интернет-технологиям была апробирована в РГПУ им. А. И. Герцена.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Короповская В. П. Подготовка педагогических кадров к использованию новых информационных технологий // Информатизация образования. Региональная научно-практическая конференция 27-28 января 2003 г.: Сб. докладов и тезисов выступлений. Ч. II. Мурманск: НИЦ «Пазо-ри», 2003.
2 ГОС направления 540200 «Физико-математическое образование» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.edu.ru/
3 Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В. А. Козырева и проф. Н. Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.
4 Там же.
5 ГОС направления 540200 «Физико-математическое образование».
6 Компетентностный подход в педагогическом образовании.