Научная статья на тему 'Методическая система обучения студентов педвузов интернет-технологиям'

Методическая система обучения студентов педвузов интернет-технологиям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЯМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Л. М.

В статье представлена разработанная автором методическая система обучения интернет-технологиям студентов педвузов. Выделены классы интернет-технологий и разработана поэтапная модель активного обучения. Статья содержит описание основных компонентов методической системы обучения: целей, содержания, методов, организационных форм, средств и ожидаемых результатов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the methodic system of students' Internet technologies training in pedagogic universities. The author distinguishes classes of Internet technologies and works out a stagewise model of active teaching. The article describes the main components of the methodic training system: objectives, methods, organisational forms, means and expected results of training.

Текст научной работы на тему «Методическая система обучения студентов педвузов интернет-технологиям»

Л. М. Кузнецова

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЯМ

Работа представлена кафедрой информатики. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Е. В. Баранова

В статье представлена разработанная автором методическая система обучения интернет-технологиям студентов педвузов. Выделены классы интернет-технологий и разработана поэтапная модель активного обучения. Статья содержит описание основных компонентов методичес-

234

кой системы обучения: целей, содержания, методов, организационных форм, средств и ожидаемых результатов обучения.

The article presents the methodic system of students' Internet technologies training in pedagogic universities. The author distinguishes classes of Internet technologies and works out a stagewise model of active teaching. The article describes the main components of the methodic training system: objectives, methods, organisational forms, means and expected results of training.

Необходимость использования ресурсов и технологий сети Интернет для целей образования сегодня уже не вызывает сомнения. «Интернет в образовании» - одна из самых динамично развивающихся областей современного образования, о чем свидетельствуют федеральные и региональные программы, многочисленные статьи, конференции, семинары и круглые столы. Использование новых информационных технологий, и в частности интернет-технологий, позволяет повысить эффективность процесса обучения, способствует осуществлению перехода к непрерывному образованию, решает проблему доступа к новым источникам разнообразной по содержанию и формам представления информации.

Эффективное внедрение интернет-технологий в систему образования возможно при наличии: образовательных интернет-ресурсов; технического и программного оснащения образовательных учреждений; подготовленных и мотивированных учителей, использующих в своей профессиональной деятельности интернет-технологии. Следует сказать, что сегодня хоть медленно и трудно, но проблема технического и программного оснащения образовательных учреждений решается эволюционным путем, однако учителя, получив компьютеры, не всегда знают, как эффективно их использовать в учебном процессе1.

Анализ образовательного стандарта, учебных планов и дисциплин профильной подготовки учителя информатики в педагогических вузах показал, что вопросам подготовки будущих учителей информатики в области сетевых информационных технологий, в частности технологий глобальной сети Интернет, не уделяется должного

внимания. В целом интернет-технологии как предмет обучения представлены в существующем образовательном стандарте фрагментарно: отсутствует системный подход к изучению интернет-технологий, слабо выражены межпредметные связи при подготовке в этой области, не прослеживается необходимая ориентация на решение профессиональных педагогических задач.

Педагогические исследования, посвященные подготовке будущих учителей ин-форматики в области информационно-коммуникационных технологий, позволяют обозначить ряд перспективных направлений в этой области. Одним из таких направлений является создание методических систем обучения, ориентированных на формирование у студентов умений самостоятельно приобретать знания, на развитие их интеллектуального потенциала и готовности осуществлять исследовательскую деятельность в условиях применения современных информационных технологий.

Под методической системой обучения будем понимать совокупность шести иерархически взаимосвязанных составляющих: целей, содержания, методов, организационных форм, средств и ожидаемых результатов обучения2.

Придерживаясь определения, охарактеризуем разработанную нами методическую систему обучения студентов педвузов ин-тернет-технологиям.

В основу методической системы обучения легла концепция развития профессиональной компетентности учителя3. Логика построения профессиональной подготовки учителя на основе компетентностного подхода описывает системные изменения, которые должны быть внесены в процесс про-

фессиональной подготовки, отвечающей «вызовам» времени. Под профессиональной компетентностью учителя понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

В рамках концепции развития профессиональной компетентности учителя изменяется подход к обучению информационным технологиям. Основным становится не детальное изучение того или иного программного продукта, а процесс решения профессиональной задачи, используя информационные технологии. Программный продукт выступает не в качестве главного предмета изучения, а как инструментальное средство, необходимое для решения проблемы.

Цель обучения интернет-технологиям. Согласно приведенному выше определению методической системы обучения, основополагающим компонентом системы являются цели обучения.

Целью методической системы обучения студентов педвузов интернет-технологиям является содействие становлению компетентности будущего учителя, позволяющей ему решать профессиональные задачи путем создания и использования образовательных интернет-ресурсов.

Для достижения представленной цели в программу подготовки студентов педвузов предлагается включить дисциплины (модули, спецкурсы), содержание которых должно:

• быть ориентированными на изучение интернет-технологий различных классов;

• носить профессиональную направленность, интернет-технологии должны рассматриваться с позиции их использования в профессиональной деятельности;

• быть направленными на разработку интернет-ресурсов образовательного на -значения, носить практикоориентирован-ный характер.

Отбор содержания обучения интернет-технологиям. Опишем основные дидактические принципы, которые необходимо соблюдались при отборе содержания обучения интернет-технологиям.

Согласно концепции развития профессиональной компетентности учителя, ведущими принципами отбора содержания профессиональной подготовки становятся принципы социокультуросообразности и практикоориентированности. Эти принципы позволяют более полно учесть ту ситуацию развития профессионального педагогического образования, что складывается в современном российском обществе4.

Учитывая специфику предметной обла-сти, выделим следующие принципы отбора содержания обучения.

Принцип активности обучаемого в процессе обучения предполагает организацию деятельности студентов, приводящую к высокому уровню мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений. Для учета этого принципа необходимо основывать обучение интернет-технологиям на самостоятельной учебной деятельности студентов и использовать активные методы обучения.

Интернет-технологии стремительно развиваются, что определяет важность задачи отбора минимального объема информации по классам технологий, но достаточного для продолжения студентами самостоятельного изучения (принцип разумной достаточности).

Принцип наглядности в обучении интернет-технологиям предусматривает ориентацию на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления учебной информации: Web-сайтов, электронных учебников и других образовательных интернет-ресурсов, разработанных с учетом рассматриваемой в учебном курсе интернет-технологии.

Использование принципа индивидуального подхода позволяет повысить эффективность обучения интернет-технологиям за счет учета индивидуальных способностей

студентов, их жизненного опыта, наклонностей, потребностей и интересов. Учесть данный принцип можно, организовав учебную деятельность студентов по разработке интернет-ресурсов образовательного назначения при выполнении индивидуальных проектов.

Итак, выделены основные принципы отбора содержания обучения студентов педвузов интернет-технологиям: социо-культуросообразность, практикоориенти-рованность, активность обучаемого в процессе обучения, разумная достаточность, наглядность и индивидуальный подход в обучении.

Государственные образовательные стандарты предполагают первоначальное ознакомление бакалавров образования с интернет-технологиями в рамках дисциплин федерального компонента при изучении таких разделов, как «Введение в сетевые технологии», «Основы работы в сети Интернет», «Образовательные возможности интернет-технологий», «Использование гипертекста для создания Web-стра-ниц»5. На этом этапе обучения у студентов формируются базовые представления об интернет-технологиях как средстве решения задач профессиональной деятельности.

Систематизация существующих интернет-технологий позволяет выделить следующие классы, поддерживающие различные аспекты создания интернет-ресурсов: языки разметки гипертекста, HTML-редакторы, языки программирования сценариев просмотра Web-страниц, языки и технологии Web-программирования, графика и мультимедиа для Web, публикация баз данных в Интернет.

Выделенные классы средств интернет -технологий определяют примерный состав модулей, которые могут быть включены в учебную подготовку студентов педвузов в качестве отдельных дисциплин, спецкурсов или разделов дисциплин.

1. «Использование языков разметки гипертекста для создания интернет-ресурсов: DHTML, XML».

2. «Создание интернет-ресурсов образовательного назначения путем использования HTML-редакторов: Dreamweaver, Microsoft FrontPage, AceHTML Pro».

3. «Графика и мультимедиа для Web: Adobe PhotoShop, Image Reader, Macromedia FLASH».

4. «Использование языков программирования сценариев при создании образовательных интернет-ресурсов: VBScript, JavaScript».

5. «Использование языков и технологий Web-программирования при создании образовательных интернет-ресурсов: Perl, PHP, ASP».

6. «Публикация баз данных в Интернете: среда ООП Delphi, СУБД Access»

Рассмотрим модель, которая легла в основу разработанной методической системы обучения студентов интернет-технологиям. Обучение каждой отдельной технологии включает 5 этапов:

1 этап. Введение в интернет-технологию. Цель этапа - познакомить студентов с изучаемыми технологиями, определить их назначение, показать примеры разработок с использованием этих технологий, сориентировать в выборе дополнительной литературы.

2 этап. Изучение инструментов и операторов среды с использованием методического пособия. Цель этапа - формирование у учащихся навыков использования технологий для решения простых задач в процессе выполнения заданий методического пособия.

3 этап. Работа студентов с демонстрационным примером. Цель этапа - развитие навыков разработки и модификации интернет-ресурса в процессе работы с инструкцией к демонстрационному примеру.

4 этап. Самостоятельная разработка интернет-ресурса». Цель этапа - формирование у студентов навыков самостоятельной разработки интернет-ресурсов для решения профессиональных задач.

5 этап. Защита проекта. Цель этапа -подведение итогов, формулировка выво-

дов, осуществление студентами рефлексии, закрепление навыков использования изученной технологии для решения поставленных задач.

Представленная модель обучения интернет-технологиям предполагает увеличение активности и самостоятельности студентов на каждом очередном этапе, а также ориентацию на их будущую профессиональную деятельность через предлагаемые демонстрационные примеры, задания, проекты .

Методы обучения интернет-технологиям. Компетентностный подход предполагает выбор методов обучения, которые способствуют развитию инициативы, активности и ответственности. Обучение интернет-технологиям, по мнению автора, должно осуществляться с использованием актив -ных методов обучения, поскольку стратегия активного обучения направлена на решение таких задач, как развитие потенциальных возможностей, профессиональной мотивации и компетентности студентов.

Основным методом обучения на первом этапе является метод информационного ресурса, позволяющий сориентировать обучаемого в огромном количестве самой разнообразной информации, связанной с интернет-технологией.

На втором этапе ведущим методом обучения является работа с методическим пособием, способствующая формированию у студентов базовых навыков использования изучаемой технологии для решения профессиональных задач.

Метод демонстрационных примеров, используемый на третьем этапе, повышает наглядность обучения и способствует формированию навыков чтения и усовершенствования программ построения Web-pe-сурсов.

Основным методом обучения четвертого этапа изучения интернет-технологий является метод проектов, способствующий активизации познавательной деятельности учащихся, развитию творческих способностей, воспитанию инициативности и само-

стоятельности студентов. Отметим, что все проекты содержательно должны носить педагогическую направленность, т. е. должны быть ориентированы на возможное использование в будущей профессиональной деятельности студентов.

Формы обучения интернет-технологиям. Дидактический принцип практикоори-ентированности определяет необходимость использования в качестве основной формы обучения практические занятия, на которых студенты самостоятельно разрабатывают интернет-ресурсы образовательного назначения.

Учитывая практическую ориентацию обучения, достаточно проведения одной вводной лекции, на которой необходимо определить место изучаемой технологии в общей классификации интернет-технологий, сориентировать студентов в выборе книг для углубленного изучения дисциплины, представить учащимся план их дальнейшей работы и определить критерии получения зачета или допуска к экзамену.

На последующих этапах изучения интернет-технологий в качестве организационных форм обучения предлагаются лабораторные работы и самостоятельная деятельность студентов в домашних условиях. Эти формы обучения предполагают самостоятельную работу студентов сначала с методическим пособием, потом с демонстрационным примером и, наконец, с индивидуальным проектом.

Помимо перечисленных форм, при организации обучения интернет-технологиям на занятиях предполагаются консультации преподавателей. Оценить выполненную работу студентов, сориентировать их в дальнейшей деятельности по выполнению задания, оказать помощь при возникновении затруднений - основные функции преподавателя на консультационных занятиях.

Средства, используемые при обучении интерн ет-технологиям. Обучение интернет-технологиям осуществляется с помощью

комплекса средств обучения, включающего идеальные средства обучения (схемы, условные обозначения и т. д.), технические средства обучения (персональные компьютеры и компьютерные системы и т. д.), программное обеспечение (весь комплекс рассматриваемых при обучении интернет-технологиям программных продуктов), сеть Интернет, включая огромный набор ее ресурсов и сервисов.

Среди печатных средств, используемых при обучении интернет-технологиям, нужно выделить методическое пособие, содержащее учебно-методические материалы, необходимые студенту в процессе обучения. Такое пособие, включающее описание инструментов среды разработки интернет-ресурсов и набор заданий для самостоятельного выполнения, должно быть разработано для каждой изучаемой интернет-технологии. Методическое пособие должно быть построено таким образом, чтобы студент мог организовать самостоятельную учебную деятельность, включая самоконтроль.

Самым наглядным средством обучения разработанной методической системы является демонстрационный пример - законченный интернет-ресурс, разработанный с использованием изучаемой интернет-технологии. Студенту необходимо разобраться, какие инструменты изучаемой технологии использовались для его разработки, и по аналогии дополнить или изменить предложенный ресурс. Демонстрационный пример сопровождается инструкцией, которая включает подробное описание демонстрационного примера, этапов его разработки и инструментов, используемых при его создании, а также и инструкции по изменению интернет-ресурса.

Ожидаемые результаты обучения интернет-технологиям. Согласно концепции развития профессиональной компетентности учителя, можно выделить 5 основных групп профессиональных задач6:

• видеть ребенка (ученика) в образовательном процессе;

• строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования;

• устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, партнерами школы;

• создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство школы);

• проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Опишем ожидаемые результаты обучения интернет-технологиям через умение студентов решать профессиональные задачи. Будущий учитель должен быть готов:

• использовать интернет-ресурсы в учебном процессе, в том числе для организации индивидуального подхода при обучении школьников;

• создавать учебные интернет-ресурсы;

• организовать и поддерживать виртуальную среду школы за счет создания сайтов и систем управления образовательным процессом школы, включая взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса;

• осуществлять самообразование, связанное с изучением новых интернет-технологий.

Итак, спроектированная нами методическая система обучения интернет-технологиям студентов педвузов, включающая методические пособия, демонстрационные примеры, задания по различным интернет-технологиям, была представлена на уровне описания основных составляющих: целей, содержания, методов, организационных форм, средств и ожидаемых результатов обучения. Далее приведем основные характеристики, присущие ей:

• ориентация на решение задач профессиональной деятельности;

• ориентация на активные методы обучения;

• ориентация на самостоятельную работу учащихся и на готовность к дальнейшему самообразованию;

• непрерывность обучения - изучение интернет-технологий происходит на протяжении всего обучения студента в вузе;

• целостность - все указанные компоненты системы взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат;

• открытость - система открыта для включения новых модулей, спецкурсов и

дисциплин, направленных на обучение интернет-технологиям.

В заключение отметим, что разработанная методическая система обучения студентов педвузов интернет-технологиям была апробирована в РГПУ им. А. И. Герцена.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Короповская В. П. Подготовка педагогических кадров к использованию новых информационных технологий // Информатизация образования. Региональная научно-практическая конференция 27-28 января 2003 г.: Сб. докладов и тезисов выступлений. Ч. II. Мурманск: НИЦ «Пазо-ри», 2003.

2 ГОС направления 540200 «Физико-математическое образование» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.edu.ru/

3 Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В. А. Козырева и проф. Н. Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.

4 Там же.

5 ГОС направления 540200 «Физико-математическое образование».

6 Компетентностный подход в педагогическом образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.