Научная статья на тему 'Методическая система обучения математике студентов медицинских вузов'

Методическая система обучения математике студентов медицинских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ / КОНТЕКСТ / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОНТЕКСТНЫЕ ЗАДАЧИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАНИЯ / КОНТЕКСТНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / МЕДИЦИНСКИЕ ВУЗЫ / MATHEMATICS / METHOD OF TEACHING MATHEMATICS / CONTEXT / CONTEXTUAL LEARNING / CONTEXTUAL TASKS / RESEARCH TASKS / CONTEXTUAL MATHEMATICAL TASKS / RESEARCH COMPETENCE / RESEARCH COMPETENCY / RESEARCH ACTIVITY / MEDICAL STUDENTS / MEDICAL HIGH SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмонова Марина Александровна

Главной целью современного медицинского образования является не приобретение студентами совокупности знаний, а обучение их способам самостоятельного добывания и переработки информации. Что требует от преподавателей медицинских вузов организации процесса целенаправленного формирования и развития исследовательской компетентности студентов-медиков, который возможен путем приобщения обучающихся к исследовательской деятельности при изучении любой учебной дисциплины, в том числе и математики. Для реализации этой педагогической цели необходимо построение соответствующей методики обучения математике, способствующей формированию и развитию исследовательской компетентности студентов-медиков. В данной работе представлена методическая система обучения математике студентов медицинских вузов, ориентированная на развитие их исследовательской деятельности. Она основана на использовании иерархических комплексов математических контекстных исследовательских задач. Выделены и описаны структурные компоненты методики преподавания математики в медицинском вузе, такие как образовательная среда, дидактические принципы, педагогические условия, цели обучения математике студентов-медиков, содержание, средства и методы обучения, организация деятельности обучающихся, диагностика качества и результат процесса обучения математике. В статье представлен комплекс иерархических контекстных математических задач, которые способствуют развитию исследовательской деятельности студентов медицинских вузов, по теме «Применение теории экстремумов для решения прикладных задач». Указанные задачи сгруппированы по уровням сложности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шмонова Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL SYSTEM OF TRAINING MATHEMATICS OF STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITIES

The main goal of modern medical education is not the acquisition by students of a body of knowledge, but the teaching of their methods of independent extraction and processing of information. What requires from the teachers of medical universities organization of the process of purposeful formation and development of research competence of medical students, which is possible by involving learners in research activities in the study of any academic discipline, including mathematics. To implement this pedagogical goal, it is necessary to build an appropriate methodology for teaching mathematics that fosters the development of the research competence of medical students. In this article, we present a methodical system for teaching mathematics to students of medical universities, focused on the development of their research activities. It is based on the use of mathematical contextual research tasks. The structural components of the methodology of teaching mathematics in a medical universities are identified and described, such as the educational environment, didactic principles, pedagogical conditions, the goals of teaching the mathematics of medical students, the content, means and methods of instruction, the organization of the activities of trainees, the diagnosis of quality and the result of the learning process of mathematics. In this article, we present a complex of hierarchical contextual mathematical problems that contribute to the development of research activity of students of medical universities on the topic "Application of the theory of extremes for solving applied problems". These tasks are grouped by complexity levels.

Текст научной работы на тему «Методическая система обучения математике студентов медицинских вузов»

подходит к концепции работы на уроке-штудии: «...наше исследование движется в пограничных сферах, то есть на границах всех указанных дисциплин, на их стыках и пересечениях» [3, с. 2811. Эта мысль находит подтверждение в эпилоге романа, где исторические законы сравниваются с коперниковской системой в астрономии: «Как для астрономии трудность признания движения земли состояла в том, чтобы отказаться от непосредственного чувства неподвижности земли и такого же чувства движения планет, так и для истории трудность признания подчиненности личности законам пространства, времени и причин состоит в том, чтобы отказаться от непосредственного чувства независимости своей личности. Но как в астрономии новое воззрение говорило: «правда, мы не чувствуем движения земли, но, допустив ее неподвижность, мы приходим к бессмыслице; допустив же движение, которого мы не чувствуем, мы приходим к законам», так и в истории новое воззрение говорит: «правда, мы не чувствуем нашей зависимости, но, допустив нашу свободу, мы приходим к бессмыслице; допустив же свою зависимость от внешнего мира, времени и причин, приходим к законам» (часть 2, эпилог) [7]. Принцип дополнительности дает возможность проявиться синергетическому характеру творческой деятельности детей, которая предстает как нелинейный, эмерджентный, открытый внешней среде процесс.

Литература:

1. Алексашина, И.Ю. Моделирование методики преподавания интегрированного курса «Естествознание» [Текст]: монография / И.Ю. Алексашина. - СПб: СПб АППО, 2015. - 178 с.

2 Аристотель, Соч.: В 4 т., Т. 1, с. 198 - М, 1975.

3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979

4. Левин К. Уровень притязаний / К. Левин, Т. Дембо, Л. Фестингер, Р. Сирс // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М.: Издательство Московского университета, 1982. — С. 85—92.

5. Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития: монография /науч. ред. Н.Л. Мишатина. - СПб: ООО «Книжный дом», 2017. - 450 с.

6. Олизько, Н.С. Синергетические механизмы реализации интердискурсивных отношений // Вопросы когнитивной лингвистики. 2010. № 1 (22). С. 66-73.

7. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в восьми томах. - Т.3,4. [Электронный ресурс] - М. «Лексика», 1996. - //ilibrary.ru/text/11/indexhttps.html.

8. Форстер К. Экологическая биотехнология. - Л., 1990. / Пер. с англ. / Под ред. К.Ф. Форстера, Д.А. Дж. Вейза. - Л.: Химия, 1990.

9. Хуторской, А.В. Метапредметное содержание образования с позиций человекообразности [Электронный ресурс| // Вестник Института образования человека; 02.03.2012г. - http//eidos-institutm/joumal/2012/0302.him.

10. Шерстобитова, И.А. Естествознание: 10 - 11. Концептуальный анализ учебного текста [Текст]: учебно-методическое пособие. Ч 1., Ч 2 / И.А.Шерстобитова - СПб.: СПбАППО, 2010.

Педагогика

УДК: 372.851

старший преподаватель Шмонова Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет

имени академика И. П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Рязань)

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Аннотация. Главной целью современного медицинского образования является не приобретение студентами совокупности знаний, а обучение их способам самостоятельного добывания и переработки информации. Что требует от преподавателей медицинских вузов организации процесса целенаправленного формирования и развития исследовательской компетентности студентов-медиков, который возможен путем приобщения обучающихся к исследовательской деятельности при изучении любой учебной дисциплины, в том числе и математики. Для реализации этой педагогической цели необходимо построение соответствующей методики обучения математике, способствующей формированию и развитию исследовательской компетентности студентов-медиков.

В данной работе представлена методическая система обучения математике студентов медицинских вузов, ориентированная на развитие их исследовательской деятельности. Она основана на использовании иерархических комплексов математических контекстных исследовательских задач. Выделены и описаны структурные компоненты методики преподавания математики в медицинском вузе, такие как образовательная среда, дидактические принципы, педагогические условия, цели обучения математике студентов-медиков, содержание, средства и методы обучения, организация деятельности обучающихся, диагностика качества и результат процесса обучения математике.

В статье представлен комплекс иерархических контекстных математических задач, которые способствуют развитию исследовательской деятельности студентов медицинских вузов, по теме «Применение теории экстремумов для решения прикладных задач». Указанные задачи сгруппированы по уровням сложности.

Ключевые слова: математика, методика обучения математике, контекст, контекстное обучение, контекстные задачи, исследовательские задания, контекстные математические задачи, исследовательская компетентность, исследовательские компетенции, исследовательская деятельность, студенты-медики, медицинские вузы.

Annotation. The main goal of modern medical education is not the acquisition by students of a body of knowledge, but the teaching of their methods of independent extraction and processing of information. What requires from the teachers of medical universities organization of the process of purposeful formation and development of research competence of medical students, which is possible by involving learners in research activities in the study of any academic discipline, including mathematics. To implement this pedagogical goal, it is necessary to build an

appropriate methodology for teaching mathematics that fosters the development of the research competence of medical students.

In this article, we present a methodical system for teaching mathematics to students of medical universities, focused on the development of their research activities. It is based on the use of mathematical contextual research tasks. The structural components of the methodology of teaching mathematics in a medical universities are identified and described, such as the educational environment, didactic principles, pedagogical conditions, the goals of teaching the mathematics of medical students, the content, means and methods of instruction, the organization of the activities of trainees, the diagnosis of quality and the result of the learning process of mathematics.

In this article, we present a complex of hierarchical contextual mathematical problems that contribute to the development of research activity of students of medical universities on the topic "Application of the theory of extremes for solving applied problems". These tasks are grouped by complexity levels.

Keywords: mathematics, method of teaching mathematics, context, contextual learning, contextual tasks, research tasks, contextual mathematical tasks, research competence, research competency, research activity, medical students, medical high schools.

Введение. Современный уровень развития медицинских наук предъявляет серьёзные требования к специалисту сферы здравоохранения. Они сформулированы в виде совокупности компетенций, представленных в ФГОС ВО, среди них выделяются компетенции, связанные с исследовательской деятельностью медиков. Анализ указанных компетенций позволяет сказать, что качественное формирование и развитие исследовательских компетенций невозможно без освоения математического модуля, построенного на основе применения в процессе обучения исследовательских заданий. Несмотря на это, в последнее время отмечается возникновение противоречия между предъявляемыми требованиями к будущему врачу, заключающиеся в необходимости применения математических знаний и методов в профессиональной сфере [9, 11 и др.], их возможностями в организации исследовательской деятельности в процессе обучения, и недостатком получения опыта подобной деятельности в вузе. Разрешение этого противоречия возможно при выполнении организационно-педагогических условий, направленных на формирование исследовательской деятельности студентов при изучении математического модуля.

Цель настоящей статьи заключается в описании методической системы формирования исследовательской компетентности студентов-медиков в процессе обучения математике.

Изложение основного материала статьи. Методика обучения математике студентов медицинского вуза, направленная на развитие исследовательской деятельности обучающихся основана на системно-деятельностном, компетентностном и контекстном подходах к обучению. Описываемая методическая система реализуется на основе интеграции физико-математических дисциплин [1], информатики и профессиональных дисциплин, в ходе решения контекстных задач и задач исследовательского характера.

Основные цели реализации этой методики - способствовать формированию умений и навыков студентов исследовать медицинские и биологические процессы математическими методами, строить математические модели явлений природы, решать учебные контекстные задачи и интерпретировать их решения, осуществлять контроль и самоконтроль.

Методическая система обучения математике студентов медицинского вуза имеет следующие структурные компоненты [4]:

- Образовательная среда медицинского вуза дополняется контекстными исследовательскими математическими задачами, существенной характеристикой которых является реализация междисциплинарной интеграции знаний. К критериям отбора контекстных исследовательских математических задач следует отнести: значимость результата решения задачи, формулирование текста задачи в виде проблемы, представление информации в различной форме, указание на область использования полученного результата.

- Дидактические принципы, на которых базируется методическая система обучения математике студентов-медиков разделены на две группы:

• общедидактические принципы (сюда входят принципы научности, доступности, наглядности, преемственности и др.);

• концептуальные принципы (единство учебного материала в содержании учебных модулей, принцип фундирования базовых учебных элементов математического образования будущих медиков [5], внутрипредметной интеграции фундаментальных математических знаний и межпредметной интеграции математических и профессиональных знаний).

- Педагогические условия использования контекстных задач в процессе обучения математике студентов-медиков, способствующие формированию их исследовательской компетентности включают:

• методические условия, обеспечивающие применение активных методов обучения, использование индивидуальных и групповых форм обучения;

• условия личностного развития, которые стимулируют переход внешней мотивации обучения во внутреннюю, активизируют мыслительные процессы обучающихся, обеспечивают повышение качества знаний.

- Основные цели обучения математике студентов-медиков направлены на формирование базовых знаний и умений в области математики; приобретение навыков исследовательской работы; расширение представлений студентов о диапазоне применения и значении математических методов в решении задач медицины.

- Содержание включает организацию деятельности студентов, методы, средства и формы обучения.

- Используемые методы обучения представлены общедидактическими, а также применением методов математического моделирования, воссоздания элементов профессиональной деятельности, фундирования опыта личности и т.д.

- Средствами обучения являются банк исследовательских и контекстных иерархических задач, электронные образовательные ресурсы, электронные и бумажные тесты (текущий, рубежный и итоговый контроль) и т.д.

- Формы обучения представлены аудиторными занятиями: лекции, семинары, семинары-конференции, лабораторные работы, и внеаудиторной работой: индивидуальные домашние работы, исследовательские индивидуальные и групповые задания и творческие проекты и др.

- Организация деятельности обучающихся направлена на развитие не только учебной, но и самостоятельной, поисковой, творческой и исследовательской деятельности, это выражается в поиске решения неалгоритмических, нестандартных задач, выполнении поисковых математических проектов, составлении математических контекстных профессионально направленных задач, построении математических моделей медико-биологических явлений и процессов [3], выполнении реферативных работ, художественно-математическом творчестве, анализе с помощью математических средств медико-биологических данных исследований, подготовке выступлений на конференциях различного уровня, написании научных статей и др.

- Диагностика качества обучения математике студентов-медиков проводилась на основе оценки умений и навыков решения контекстных задач с профессиональной фабулой и анализа их успеваемости.

- Результат процесса обучения математике на основе применения контекстных задач, направленного на развитие исследовательской деятельности студентов состоит в формировании исследовательской компетентности в процессе обучения математике.

Описанная методическая система обучения математике студентов-медиков посредством контекстных задач способствует формированию и развитию исследовательской составляющей профессиональной компетентности будущих врачей.

Семинарские занятия реализуются на основе использования методов: метод обучения в малых группах, семинар-конференция и использования элементов методики «перевернутое обучение» [6]. Использование этих методов способствует формированию учебно-познавательной деятельности студентов, проявлению интереса к математическим методам исследования и повышению интереса к научно-исследовательской работе, развитию потребности студентов в рефлексии, развитию мышления.

Реализация интерактивных форм, средств и методов обучения математике происходит через использование проектной методики, технологии Web-квестов и др.

Главным средством обучения, способствующим формированию и развитию исследовательской деятельности студентов-медиков при изучении ими математического модуля во время практических занятий, являются контекстные иерархические задачи [7]. Процесс решения контекстных задач сложен и не существует общего алгоритма решения таких задач, так как, каждая практическая задача требует своих методов решения. Способность к построению математической модели медико-биологических явлений и процессов является характеристикой, которая будет показателем уровня сформированности исследовательской компетентности будущего врача. Далее представлен комплекс иерархических контекстных математических задач по теме «Применение теории экстремумов для решения прикладных задач». Они сгруппированы по уровням сложности.

I уровень сложности:

1. В результате химической реакции образуется некоторое вещество. Количество Q этого вещества

ф Q(t ) = 3 + 9t2 -13 t Н„

можно определить по формуле: ^ v ' , где 1 - время протекания реакции. Найдите

максимальную скорость реакции.

II уровень сложности:

2. В результате введения лекарства А уровень глюкозы в крови пациента с течением времени

Г (t )= r0 + 10te - r0

изменяется по закону: 1 w и , где v - начальный уровень глюкозы в крови пациента, а t

- время, выражается в минутах. Реакция организма (то есть изменение уровня глюкозы) пациента на введение

ф й ф й r2(t)= r0 + 10t2e_t

лекарства В также является функцией времени t и задается формулой: v ' v .

Определите, у какого из лекарств выше максимальная реакция? Какое из лекарств медленнее в своем воздействии? [2]

III уровень сложности:

3. Из всех шприцов с площадью полной поверхности S найдите, тот который имеет максимальный объем. [8, 10, 11 и др.].

Выводы. Таким образом, формирование исследовательской компетентности студентов-медиков в процессе изучения математики служит становлению высококвалифицированного, творчески мыслящего специалиста системы здравоохранения, способного самостоятельно решать стоящие перед ним задачи.

Литература:

1. Авачева, Т.Г. Интегративный подход в обучении математике, физике и медицинской информатике студентов медицинского вуза [Текст] / Т.Г. Авачева, М.Н. Дмитриева, А.А. Кривушин // Школа будущего. -2016. № 5. - С. 83-90.

2. Баврин, И.И. Высшая математика для химиков, биологов и медиков: учебник и практикум для прикладного бакалавриата [Текст] / И.И. Баврин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. -329 с. - Серия: Бакалавр. Прикладной курс.

3. Наглядное моделирование в обучении математике: теория и практика [Текст]: учеб. пособие / под ред. Е.И. Смирнова. - Ярославль: Индиго, 2007. - 454 с.

4. Санина, Е.И., Артюхина, М.С. Теоретико-методологические основы обучения математике в интерактивной образовательной среде / М.С. Артюхина, Е.И. Санина // Теоретические и прикладные аспекты математики, информатики и образования: материалы Междунар. науч. конф. (Архангельск, 16-21 ноября 2014 г.) / редкол.: И.И. Васлишин и др.; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В.Ломоносова; Ин-т мат. и информ. Болгар. акад. наук; Ин-т информатизации образования РАО; Моск. пед. гос. ун-т. - Архангельск: САФУ, 2014. - С. 314-320.

5. Смирнов, Е.И. Фундирование опыта в профессиональной подготовке и инновационной деятельности педагога: монография [Текст] / Е.И. Смирнов. - Ярославль: Издательство «Канцлер», 2012. - 646 с.

6. Шмонова, М.А. Использование элементов методики «Перевернутое обучение» на занятиях по математике в медицинском ВУЗе [Текст] / М.А. Шмонова // Научный журнал «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ» №3 (87) 2016. С. 109-111.

7. Шмонова, М.А. Контекстные математические задачи как средство развития исследовательской компетентности студентов-медиков [Текст] / М.А. Шмонова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 56. - Ч. 9. - С. 229-238.

8. Шмонова, М.А. Метод проектов при профессионально-ориентированном обучении математике студентов медицинских вузов [Текст] / М.А. Шмонова // Труды XI международных Колмогоровских чтений: сборник статей. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. - С. 213-218.

9. Шмонова, М.А. Модель математической компетентности студентов медицинских вузов [Текст] / М.А. Шмонова // Научно-методический журнал «Школа Будущего». - 2016. №2. - С. 101-112.

10. Шмонова, М.А. Профессионально направленное преподавание элементов высшей математики студентам медицинских вузов [Текст] / М.А. Шмонова // Труды XIII международных Колмогоровских чтений : сборник статей. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. - С. 229-235.

11. Шмонова, М.А. Формирование профессиональной компетентности студентов медицинских вузов в обучении математике [Текст] / М.А. Шмонова // Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : научный журнал. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. - №2. - С. 54-59.

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, доцент Шмульская Лариса Степановна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат филологических наук, доцент Мамаева Светлана Викторовна Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема эффективной организации учебной пратики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности. Предлагаются задания, способствующие формированию операционных, организационных, практических и коммуникативных исследовательских умений.

Ключевые слова: учебная практика, исследовательские умения,научно-исследовательская деятельность.

Annоtation. The article deals with the problem of effective organization of the educational practice to obtain primary professional skills and skills, including primary skills and research activities. The tasks contributing to the formation of operational, organizational, practical and communicative research skills are proposed.

Keywords: educational practice, research skills, research activities.

Введение. Современное высшее образование в качестве одной из важнейших задач рассматривает достижение такого уровня подготовки студентов, который предполагает самостоятельное творческое решение задач теоретического и прикладного характера. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 педагогическое образование (уровень бакалавриата) указывает следующие виды профессиональной деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший программу бакалавриата: педагогическая; проектная; исследовательская; культурно-просветительская. Опыт преподавания в педагогическом вузе показывает, что в учебном процессе традиционно акцентируется внимание прежде всего на педагогической деятельности, что вполне обоснованно и понятно. В результате молодые учителя, которые должны строить свою профессиональную деятельность на высоком научно-педагогическом уровне, часто не обладают умениями организовать учебно-исследовательскую деятельность школьников. Считаем, что противоречие между уровнем знаний, умений и навыков выпускника педагогического вуза и потребностями современного общества способна минимизировать эффективно организованая учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.

Изложение основного материала статьи. Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков является обязательным разделом основной образовательной программы бакалавриата и направлена, прежде всего, на формирование компетенций, позволяющих студентам самстоятельно организовывать и вести исследовательскую деятельность. Основными задачами практики являются:

- формирование умения формулировать цель, задачи, объект и предмет исследования, умения самостоятельно выбирать методы исследования, соответствующие поставленной цели;

- формирование навыков самостоятельного проведения библиографической работы с привлечением современных электронных технологий;

- выработка способности сбора, систематизации и обобщения фактологического материала исследования;

- выработка умения представлять результаты исследования в виде законченных научно-исследовательских разработок (отчёт о практике, научная статья, тезисы докладов научных конференций).

Последовательное решение задач учебной практики дает возможность студентам овладеть операционными, организационными, практическими и коммуникативными исследовательскими умениями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.