СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александров М. Р. Религия в истории и культуре. М., 2005. 33 с.
2. Полубиченко Л. В. Филологическая топология в английской классической поэзии. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1988. 148 с.
3. Емельянов Ю. С. Где истина... Сравнение основных доктрин христианства с другими религиями. СПб., 2005. 62 с.
4. Кунин А. В. Англо-русский фразеологический словарь / лит. ред. М. Д. Литвинова. 4-е изд., перераб. и доп. М. Рус. яз., 1984. 944 с.
5. Загот М. А. Ищите и найдете, или Англорусский словарь библеизмов для всех и каждого. М.: Р. Валент, 2004. 280 с.
6. Cowie A.P., Mackin R, McCaig I.R. Oxford Dictionary of English Idioms. Oxford: Oxford University Press and Filmtype Services Ltd., 2000. 685 p.
7. Longman Idioms Dictionary. Addison Wesley Longman Limited, 2000. 398 p.
8. Jensen David H. Responsive Labor: A Theology of Work. Louisville: Westminster John Knox Press, 2006.
9. Тарасова Ф. Г. Сопоставительный анализ фразеологических единиц английского и татарского языков с компонентами, относящимися к фразеологическому полю «пища»: автореф. дис... д-ра филол. наук. Казань, 1999. 21с.
10. Мендельсон В. А. Фразеологические единицы библейского происхождения в английском и русском языках: дис. ... канд. филол. наук. Казань, 2002. 351 с.
11. New Internationalist magazine [Electronic resource]. - URL: http://www.newint.org/fea-tures/1990/03/05/re views/ (accessed 30.04. 2012).
12. Golden calf // American Heritage Dictionary [Electronic resource]. URL: http://www.answers. com/topic/golden-calf (accessed 30.04.2012).
13. British National Corpus [Electronic resource]. URL: http://bnc.bl.uk (accessed 03.07.2012).
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ФУНКЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
FOREIGN LANGUAGE EDUCATION SYSTEM AND ITS FUNCTIONS IN THE PRIMARY SCHOOL
З. Н. Никитенко
В статье описываются функции методической системы развивающего иноязычного образования в начальной школе, рассматривается их влияние на развитие младшего школьника.
Ключевые слова: иноязычное образование в начальной школе, методическая система развивающего иноязычного образования, функции системы, потребности младшего школьника.
Z. N. Nikitenko
The article describes the functions of the Foreign Language Education developing system in the Primary School and focuses on their importance for the young learner's development.
Keywords: Primary Foreign Language Education, Foreign Language Education Developing System, functions of the system, the needs of the young learner.
Развитие отечественного образования и достижение нового качества его результатов, удовлетворяющих потребности граждан и общества, является национальным приоритетом России XXI в. В обновлении общего школьного образования особое внимание уделяется начальной школе, задачи которой не могут быть успешно осуществлены без иноязычного образования. Более того, именно предмет «Иностранный язык» (ИЯ) в силу своей специфики призван помочь реализации современных функций общего начального школьного образования.
В современной отечественной методической науке уже устоялся и широко используется термин «языковое образование». Поскольку данный термин обозначает языковое образование в целом и включает образование не только по иностранному, но и по русскому языку (и по родному языку - в условиях национальных республик), то представляется методически правильным использовать применительно к образованию в области ИЯ термин «иноязычное образование».
Этот термин, впервые введенный в методический терминологический аппарат Е. И. Пассовым и обоснован-
ный им в ряде фундаментальных работ [1-2], широко используется учеными (М. Н. Ветчинова, Л. К. Мазунова, В. Н. Карташова и др.).
«Образование» шире и продуктивней «обучения», поскольку:
• в образование интегрировано воспитание, развитие, учение (А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов, Д. И. Фельдштейн, И. С. Якиманская, С. И. Шишов и др.);
• оно центрировано на ученике как субъекте образовательного процесса (А. Б. Воронцов, И. А. Зимняя, С. Я. Ромашина и др.).
В данной статье рассматриваются функции методической системы начального развивающего иноязычного образования, отвечающие потребностям самого ученика, общества и государства и согласовано с новыми функциями школы XXI в., а именно: школы как источника развития когнитивных способностей и творческой активности учащихся, способных самостоятельно решать возникающие проблемы.
Начальная ступень рассматривается нами как первый, самоценный (по определению В. В. Рубцова [3, с. 155]), самый значимый этап школьного иноязычного образования, его фундамент, на котором формируются ценностные ориентации, все качества и способности развивающейся личности младшего школьника - будущего гражданина нашей страны.
Здесь закладываются основы учебной деятельности: формируются умения видеть цель и действовать в соответствии с ней, закладывается самооценка процесса и результатов своей деятельности по овладению ИЯ.
В качестве цели начального иноязычного образования мы выдвигаем развитие (нравственное и когнитивное) личности младшего школьника и комплекса его способностей к успешному взаимодействию с окружающим поликультурным и многоязычным миром на ИЯ.
Мы убеждены в том, что нравственное воспитание в начальной школе приоритетно, поскольку, по словам Патриарха Кирилла, «развитый интеллект без нравственности бесполезен», и позволим себе добавить - опасен для общества.
Сложность овладения ИЯ в начальной школе - и в этом его специфика - состоит в том, что необходимо взаимосвязанное и одновременное развитие иноязычной речи и учебной деятельности и способностей, их реализующих. Среди этих способностей мы выделяем две ведущие, интегративные (включающие в себя все другие когнитивные способности): речевая способность к иноязычной речевой деятельности и способность к учебной деятельности - умение и желание учиться.
Эти способности (наряду со способностью к духовно-нравственной ориентации) постулируются нами как основа (база) для развития младших школьников и формирования их способности к иноязычному общению в рамках диалога культур как цели иноязычного образования в начальной школе.
Понятие «начальное иноязычное образование» является ключевым в разработанной нами методической си-
стеме развивающего иноязычного образования. Как известно, понятие «образование» имеет различные трактовки, в зависимости от того, объектом исследования какой науки (философии, антропологии, педагогики, лингводи-дактики и др.) оно является и на каких концептуальных позициях стоит автор исследования.
При определении термина «начальное иноязычное образование» мы исходим из антропоцентрической парадигмы и основываемся на современной трактовке понятия «образование» в педагогической, психологической (А. Г. Асмолов, А. В. Баранников, В. В. Рубцов, И. А. Зимняя, В. С. Леднев, Д. И. Фельдштейн, С. Е. Шишов и др.) и методической науке (Е. И. Пассов).
И. А. Зимняя подчеркивает, что образование «в силу его культуросообразности объединяет собственно обучение и воспитание (самовоспитание) как интернализацию тех социокультурных ценностей общества, которые разделяются его членами (нормы, правила, традиции, заповеди, нравственно-этический кодекс). При этом взаимосвязь обучения и воспитания в этом процессе является нерасторжимой» [4, с. 47].
Мы разделяем теорию иноязычного образования Е. И. Пассова, согласно которой иноязычное образование - это становление человека духовного, обретение им себя, своего образа человеческого: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала [2].
Развивая продуктивные идеи этого ученого, можно утверждать, что начальное иноязычное образование -это становление младшего школьника как субъекта своей культуры, способного и готового к межкультурному общению на иностранном языке.
Нам также близок подход смысловой педагогики вариативного развивающего образования (А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов, В. Е. Клочко, Е. А. Ямбург, И. В. Абакумова и др.), в котором образовательный процесс понимается как процесс саморазвития личности и цель которого - системное развитие смыслового сознания ученика и обретение им личностных смыслов.
Поскольку категория «развитие» является ключевой в нашей концепции, выделим те его характеристики, которые значимы для определения термина «начальное иноязычное образование».
Развитие, как говорят психологи, это - объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения духовных и физических сил человека. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.
Согласно психологическому словарю, развитие личности - это и процесс, и результат вхождения человека в социум; развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов [5, с. 176].
Главную линию развития личности составляет ее становление как субъекта творческой деятельности. И образование личности играет в этом процессе определяющую роль.
В этом контексте представляется важным определить образование не как внешний по отношению к ученику фе-
номен (например, как процесс обучения и воспитания), а как внутренний - с позиции самого ученика, подчеркнуть активность его собственной учебной деятельности, его творчество в иноязычном общении. И здесь наши устремления совпадают с точкой зрения Е. И. Пассова: целью иноязычного образования является не передача знаний, навыков и умений, и не формирование коммуникативной компетенции, а развития личности школьника.
Начальное иноязычное образование трактуется нами как способ и целенаправленный процесс развития и саморазвития личности младшего школьника и его способностей к межкультурному общению путем управления учителем его учебной деятельностью по овладению иностранным языком. Результатом начального иноязычного образования становится изменение самого ученика: приобретение им личностных качеств, ценностных ориента-ций и способностей, которых не было ранее.
Исходя из данного определения, целью и продуктом начального иноязычного образования является личность младшего школьника как совокупность качеств, готовно-стей и способностей к межкультурному общению на чужом языке, сформировавшихся в процессе образовательной деятельности ученика.
Воспитание трактуется нами также как процесс духовно-нравственного развития, которое включается в качестве важнейшей составляющей в понятие «начальное иноязычное образование».
Учение - третья важная составляющая иноязычного образования, центрированного на ученике. Под учением мы понимаем и овладение младшими школьниками иностранным языком в процессе учебной деятельности, и деятельность познания, личностно значимую для каждого из них.
Учение в психологическом смысле этого слова предполагает активность самого ученика, и признание его активности изменяет представления о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками [6]. Учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников в ходе овладения последними иноязычной речью как новым способом общения.
Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве уступает место активному участию детей в постановке задач, поиске способов их решения, оценке результатов. Активная обучающая деятельность учителя замещается активной учебной деятельностью школьников, и это придает особую актуальность задаче ее формирования в начальном иноязычном образовании.
Специфика возраста младшего школьника такова, что успешность его овладения новым языком определяется успешностью становления учебной деятельности и сфор-мированностью ее компонентов.
Итак, начальное иноязычное образование включает в себя:
• развитие - развитие и саморазвитие личности младшего школьника и комплекса его способностей и го-
товностей к использованию ИЯ как средства межкультурного общения;
• воспитание - духовно-нравственное развитие и саморазвитие младшего школьника, то есть его воспитание и самовоспитание в процессе изучения неродных языков и культур;
• учение, в его основе - учебная деятельность младшего школьника, в процессе которой он познает как языковые средства, так и культуру страны изучаемого языка, и овладевает иноязычной речевой деятельностью как новым способом межкультурного общения.
Для того чтобы выявить функции методической системы начального иноязычного образования, обратимся далее к рассмотрению целей начальной школы, как они формулируются в новых государственных документах (стандарте общего начального образования) и учеными, занимающимися этой проблемой [3; 6].
Начальное образование как подсистема общего образования имеет свои особенности, которые, по справедливому утверждению В. В. Рубцова, «резко отличают его последующих этапов систематического школьного образования» [3, с. 155] и которые должны найти отражение в начальном иноязычном образовании:
1) первоначальное формирование учебно-познавательной деятельности младших школьников и их познавательной мотивации;
2) становление самосознания и самооценки ученика как субъекта новой для него деятельности, то есть формирование Я-образа: «Я - ученик, школьник»;
3) особое значение начального образования как базы всего последующего обучения применительно ко всем образовательным областям;
4) здесь закладываются основы целостного представления о мире, человеке, его творческой деятельности, которые развиваются в основной школе.
В 2001 г. был начат широкомасштабный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания образования в начальной школе, результатом которого явилось выделение ценностных ориентиров начального образования [6], рассматриваемого как институт социализации личности. Ценностные ориентиры отражают ценностные характеристики идеального типа личности, необходимые для развития нашего общества и государства на долгую перспективу. Эти ценностные ориентиры и качества личности младшего школьника нашли свое отражение в новом стандарте общего образования для начальной школы и сводятся к следующим:
• формирование основ гражданской идентичности личности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
• восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа;
• уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собствен-
ное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
• принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;
• ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
Анализ целей и задач начальной ступени общего школьного образования позволяет выделить центральную функцию начальной школы XXI в. - развитие личности младшего школьника, нравственное и интеллектуальное, и его способностей к познанию, учению и учебной деятельности, к общению.
Особенностью начальной школы является то, что дети приходят учиться с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка. Отсюда выводится еще две важных функции начальной школы - социализация личности младшего школьника и формирование готовности детей к дальнейшему образованию и самообразованию. Поэтому, по справедливому утверждению В. В. Рубцова, содержание начального образования «может рассматриваться как пропедевтическое по отношению к содержанию образования в основной школе» [3, с. 156].
Мы полностью разделяем точку зрения В. В. Рубцова о том, что «применительно к начальной школе целесообразно говорить не об образовательной области, а о введении в образовательную область» (выделено В. В. Рубцовым и нами. - З. Н.). Такое уточнение, указывающее на непрерывность и преемственность начального образования как с дошкольным, так и с основным школьным образованием и подчеркивающее самоценность и специфику начальной школы и обязательный учет этой специфики при отборе содержания образования, является очень важным, поскольку позволит нам четко обозначить цели и содержание иноязычного начального образования.
Базируясь на этой точке зрения, утверждающей особую значимость начального этапа, представляется методически продуктивным использовать термин не «образовательная область», а «введение в образовательную область», а иноязычное образование рассматривать как способ введения в образовательную область «Филология».
При овладении младшим школьником ИЯ происходит обогащение его социального развития, поскольку он вместе с новым языком приобретает и новый опыт общения с инокультурным окружающим миром.
Иноязычное образование дает детям возможность
• адаптироваться к поликультурным условиям проживания в современном мире через приобщение их к ИЯ и через этот новый язык - к миру иных культур;
• лучше ориентироваться в динамично изменяющемся мире с ярко выраженными интеграционными процессами во всех областях человеческой жизнедеятельности.
Социализация младшего школьника происходит во взаимодействии с окружающей образовательной средой. Вопрос о том, какой должна быть такая среда, чтобы процесс развития личности младшего школьника при овладении ИЯ и его социализации происходил правильно, потребует специального рассмотрения [7].
Базируясь на изложенном выше понимании начального иноязычного образования и его специфики (включая сформулированное рабочее определение), предпримем попытку выделить функции методической системы, обеспечивающей такое образования. При этом представляется целесообразным учитывать потребности и интересы главных действующих сил этого образования, а именно:
1) индивидуальные потребности личности младшего школьника (его семьи) в области иноязычного образования;
2) потребности общества или социальные потребности;
3) государственные потребности - запросы в области иноязычного образования в начальной школе.
Рассмотрим, какое содержание мы вкладываем в эти виды потребностей.
1) Индивидуальные потребности личности младшего школьника представляют собой интеграцию его личностной и социальной успешности. Маленькому ученику нужен успех, который вдохновляет его и способствует радостному учению. Овладение ИЯ, не приносящее успеха, подавляет ребенка и наносит вред его эмоциональному, а значит, и психическому здоровью.
Под личностной успешностью в начальном иноязычном образовании мы понимаем:
• становление и развитие личности ученика в процессе овладения ИЯ с учетом его индивидуальных склонностей, интересов, мотивов, с учетом психофизиологических возможностей его возраста, особенно, как показывают исследования нейрофизиологов, с учетом возможностей физиологии мозга и познавательной деятельности младшего школьника [7];
• развитие универсальных умений ученика при овладении ИЯ как ведущее условие личностной успешности в учебной деятельности, как основа будущего общего образования.
Под социальной успешностью младшего школьника в процессе овладения ИЯ мы понимаем его органичное вхождение не только в сообщество класса, начальной школы и школы в целом и плодотворное участие в социальной жизни этого сообщества, но и в любое иноязычное и инокультурное сообщество.
Иноязычное образование направлено прежде всего на удовлетворение потребностей личности младшего
школьника, отсюда ясно, что начало всех начал - обеспечить ученику чувство успеха: наши дети хотят быть успешными и переживать успех при овладении иноязычной речью, при использовании нового языка как средства общения, при взаимодействии с окружающим миром на иностранном языке.
2) Общественные потребности в области начального иноязычного образования связаны с потребностями личности младшего школьника и его семьи на социальном уровне, а именно:
• модель иноязычного образования должна быть здоровьесберегающей, формирующей ученика, готового к соответствующему поведению в семье и в поликультурном и многоязычном сообществе на основе полученных знаний и умений;
• активная жизненная позиция ученика и развитие такого личностного качества, как ответственность и умение делать осознанный выбор.
• осознание учеником равноценности всех культур и языков и ценности их разнообразия;
• готовность к учебной деятельности по иностранному языку.
3) Государственные требования - государственные запросы в области начального иноязычного общего образования - представляют собой наиболее общую характеристику индивидуальных и общественных потребностей. Государственный заказ направлен на обеспечение следующих приоритетов:
• формирование системы ценностей и идеалов гражданского общества, формирование гражданской идентичности в подрастающем поколении: осознание младшим школьником себя как маленького гражданина Великой России.
• подготовка младшего поколения как духовно нравственных, самостоятельных и активных маленьких граждан, которые живут и учатся в свободной демократической стране в условиях информационного общества и экономики, основанной на технологиях и знаниях.
• общекультурная подготовка и формирование учебно-познавательной компетенции как базы для последующего иноязычного образования в средней школе.
Учитывая тот печальный факт, что разрыв между иноязычным образованием и потребностями государства, общества и личности не сокращается, а увеличивается, согласование личностных, общественных и государственных потребностей должно найти отражение в системе начального иноязычного образования на уровне выделения его функций, точнее, иерархии функций.
Выделенные нами функции определяются современными приоритетами начальной школы как первой ступени общего образования и спецификой предмета «ИЯ» в рамках единой предметной области «Филология».
I. Функции методической системы, ориентированные на личность младшего школьника и его потребности, связанные с созданием условий для его успешности (личностной и социальной), активности и творчества при овладении ИЯ как средством межкультурного общения:
1. Воспитание нравственности и социально значимых качеств ученика как субъекта своей культуры, способного достойно представить ее на неродном языке в диалоге культур на ИЯ.
2. Развитие ученика как субъекта учебной деятельности и его способностей к учению, познанию, иноязычной речевой деятельности и общению на ИЯ.
II. Функции методической системы начального иноязычного образования, ориентированные на общество и общественные потребности.
1. Здоровьесберегающая - сохранение эмоционального здоровья младшего школьника, развитие его интеллектуальных и эмоционально-волевых способностей, обеспечение индивидуальной траектории развития маленького ученика.
2. Социальная (социализация) - создание условий
для:
• органичного вхождения в ученический коллектив (саморазвития и самореализации в ученическом коллективе) и поликультурное и многоязычное сообщество окружающего мира;
• осознания равноценности всех языков и культур и ценности их разнообразия;
• самовыражения и самореализации детей - представителей различных этнических и языковых групп, но живущих и/или обучающихся рядом друг с другом (это может помочь решению проблемы межэтнической интеграции народов, населяющих Россию);
• освоения социальных норм и культурных ценностей (включая семейные) стран (страны) изучаемого языка.
3. Адаптивная - адаптивность РИО к особенностям развития и возможностям учащихся.
III. Функции методической системы, ориентированные на государство и государственные потребности.
1. Ценностная - формирования системы нравственных ценностей младшего школьника - маленького гражданина Великой России (осознание младшим школьником своей гражданской идентичности) и развитие многоязычия личности, начиная с начальной школы.
2. Мотивационная - создание мотивационной-по-требностной базы для последующего изучения ИЯ в средней школе: формирование учебно-познавательной компетенции младшего школьника и основных сторон культуры его личности: нравственная культура, культура учебного труда (включающая познавательную культуру), речевая культура и культура коммуникативная.
3. Обеспечение вариативности начального иноязычного образования - учет региональных особенностей, школьных условий, интересов ученика (родителей) и учителя.
Реализация выделенных функций должна быть направлена на обеспечение нравственного, речевого и коммуникативного, познавательного и социального развития младшего школьника и призвана обеспечить ему широкие возможности для развития личностных качеств и способностей к межкультурному общению на ИЯ, готовности
О!
со
Рис. Влияние функций методической системы на развитие младшего школьника при овладении ИЯ
к познанию иной языковой картины мира, самостоятельной учебной деятельности, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
Стремление обобщить все выявленные функции в социально-педагогическом контексте привело нас к выделению двух глобальных функций, которые мы называем социально-педагогическими метафункциями методической системы иноязычного образования в начальной школе. Эти обобщенные функции ставят в центр образовательной системы ученика как главную его ценность и направлены на удовлетворение потребности личности младшего школьника на всех уровнях (личностном, общественном и государственном).
1. Развивающая, или человекообразующая, - развитие и саморазвитие личности младшего школьника и его творческого потенциала в процессе овладения ИЯ; развитие его речевой способности и становление учебной деятельности; социальное развитие ученика; формирование целостной картины окружающего материального и духовного мира, способствующей:
• осознанию принадлежности младшего школьника к единому человеческому сообществу, своей стране (своему краю, своей республики) и своей культуре;
• обретению учеником духовных, культурных и нравственных ценностей в национальном и общечеловеческом понимании.
2. Воспитательная, или культуросозидающая, - воспитание и самовоспитание как нравственное развитие и саморазвитие личности младшего школьника как субъекта своей культуры, способного (на самом элементарном уровне) к межкультурному и поликультурному общению на ИЯ, и как субъекта культуры учебного труда, способного к продуктивной учебно-познавательной деятельности по овладению ИЯ.
Во всех выделенных функциях ясно просматривается категория «развитие»/«саморазвитие» младшего школьника - нравственное (а это и есть воспитание) и интеллектуальное как системообразующая метафункция начального иноязычного образования.
Выделенные функции можно также назвать и образовательно-воспитательными, если мы хотим подчеркнуть значимость воспитания в начальной школе, что непосредственно отвечает социальному заказу, отраженному в национальной доктрине образования, общественно значимым целям общего начального образования, и согласуется с основными положениями теории развивающего начального образования (В. В. Давыдов, В. В. Рубцов, А. Г. Асмолов, Д. И. Фельдштейн и др.).
Выделенные функции, призванные удовлетворить личностные, общественные и государственные потребности в качественном образовании, составляют социально-педагогический уровень созданной нами методической системы развивающего иноязычного образования и рассматриваются в качестве ориентира для определения его целей и содержания [9]. В центре методической системы -
ученик как будущий гражданин России, как субъект учения и субъект своей культуры, способный достойно ее представить на ИЯ и проявляющий познавательную активность и творчество.
Как нам представляется, из содержания этих функций становится ясной:
• роль иноязычного образования в начальной школе XXI в. в деле становления личности младшего школьника, успешного и способного жить и взаимодействовать с поликультурным и многоязычным миром на неродном языке;
• место предмета «ИЯ» в рамках единой предметной области «Филология» в системе общего начального образования.
Функции развивающего иноязычного образования отражены в схеме, в которой показан характер выделенных функций, призванных удовлетворить рассмотренные выше личностные, общественные и государственные потребности в качественном начальном иноязычном образовании и которая отражает влияние функций методической системы на становление ученика как субъекта образовательной деятельности и его развитие: нравственное, речевое, коммуникативное и познавательное (см. рисунок).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пассов Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. М., 2000.
2. Пассов Е. И. Методика как теория и технология иноязычного образования. Кн.1. Елец: МУП «Типография» г. Ельца, 2010.
3. Рубцов В. В. Социально-генетическая психология развивающего образования. М.: МГППУ, 2008.
4. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос, 2001. 384 с.
5. Большой психологический словарь. 4-е изд., расшир. / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009.
6. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.
7. Никитенко З. Н. Создание культурной среды при обучении младших школьников // Иностранные языки в школе. 2008. № 4.
8. Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. М.: Эксмо, 2009.
9. Никитенко З. Н. Развивающее иноязычное образование в начальной школе: моногр. М.: Глосса-Пресс, 2010.