Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ'

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / КУЛЬТУРА / ИНЖЕНЕР / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булдык Г.М.

В статье рассматривается методическая система формирования профессиональной культуры инженера, представляющая собой комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов (содержательного, мотивационно-целевого, процессуального и контрольно-оценочного), объединенных общей стержневой идеей - подготовка высокопрофессионального, творческого и конкурентоспособного специалиста. Именно через профессиональную культуру, представленную ключевыми компетенциями и квалификациями, проявляются цели, мотивы, профессиональные знания, умения, навыки и опыт деятельности, мировоззренческие установки будущего инженера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булдык Г.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SYSTEM FOR FORMING PROFESSIONAL CULTURE OF FUTURE ENGINEERS

The article discusses a methodological system for the formation of an engineer's professional culture, which is a complex of interrelated and interdependent components (substantive, motivational-targeted, procedural and control-evaluative), united by a common core idea - the preparation of a highly professional, creative and competitive specialist. It is through the professional culture, represented by key competencies and qualifications, that the goals, motives, professional knowledge, abilities, skills and experience, worldview attitudes of the future engineer are manifested.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ»

ПЕДАГОГИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

Г.М. Булдык, д.п.н., профессор, Белорусская государственная академия связи, bugemi@mail. ru.

УДК 378.02:378.8_

Аннотация. В статье рассматривается методическая система формирования профессиональной культуры инженера, представляющая собой комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов (содержательного, мотивационно-целевого, процессуального и контрольно-оценочного), объединенных общей стержневой идеей - подготовка высокопрофессионального, творческого и конкурентоспособного специалиста. Именно через профессиональную культуру, представленную ключевыми компетенциями и квалификациями, проявляются цели, мотивы, профессиональные знания, умения, навыки и опыт деятельности, мировоззренческие установки будущего инженера.

Ключевые слова: методическая система; культура; инженер; содержательный компонент; мотивационно-целевой компонент; процессуальный компонент; контрольно-оценочный компонент.

METHODOLOGICAL SYSTEM FOR FORMING PROFESSIONAL CULTURE

OF FUTURE ENGINEERS

G.M. Buldyk, doctor of pedagogical sciences, professor, Belarusian State Academy of Communications.

Annotation. The article discusses a methodological system for the formation of an engineer's professional culture, which is a complex of interrelated and interdependent components (substantive, motivational-targeted, procedural and control-evaluative), united by a common core idea - the preparation of a highly professional, creative and competitive specialist. It is through the professional culture, represented by key competencies and qualifications, that the goals, motives, professional knowledge, abilities, skills and experience, worldview attitudes of the future engineer are manifested.

Keywords: methodological system; culture; engineer; content component; motivational-target component; procedural component; control and evaluation component.

Введение

Под методической системой понимается общая направленность обучения. В методической системе методы выступают способами реализации целей и содержания, воплощением психологических механизмов обучения и учения, что упрощает процедуру их выбора. Сегодня в сложившейся социокультурной и экономической ситуации в республике все более значимым становится подготовка высокопрофессионального, творческого и конкурентоспособного инженера. Квалификационные требования к инженеру вышли за пределы профессиональных стандартов и предполагают более широкий спектр знаний, умений, навыков и опыта деятельности, формируемых благодаря образовательному, развивающему и

воспитательному потенциалу учебных дисциплин. Инженер должен уметь анализировать, предвидеть и прогнозировать различные производственные ситуации, уметь принимать правильные решения, быть способным предвидеть конечный результат действий.

Полипарадигмальный подход в процессе подготовки инженеров, при его правильном построении и применении в состоянии реально повысить уровень профессиональной компетентности с помощью различных парадигм, активизируя самообразовательную познавательную деятельность студентов, интегрируя личностно ориентировано-развивающий, компетентностный и деятельностный подходы.

В рамках нашего исследования мы определяем профессиональную культуру инженера как некоторую категорию, имеющую универсальный характер, поскольку она включает в себя профессионализм, мастерство, креативные способности, высокий интеллект и культурно-нравственные ценности личности.

Профессиональная культура представляет собой некий желаемый образ инженера, характеризует типологические особенности, присущие ему как профессионалу и личности, проявляющиеся в личностно-гуманном отношении к действительности в смысловых границах существования специалиста в пространстве профессионального бытия. При проектировании системы формирования профессиональной культуры будущего инженера в техническом университете мы прибегаем к полипарадигмальному подходу, который получает все большее распространение в связи с тем, что образование может быть представлено как в социальном аспекте, так и удовлетворения потребности личности в саморазвитии, самопознании, познании окружающего мира. Благодаря данному подходу мы получаем возможность изучить систему ценностей современного инженера и его заинтересованность в процессе формирования профессиональной культуры [1].

Методическая система формирования профессиональной культуры

студентов инженерных специальностей

В современной культуре личности выделяются три составляющие: духовные ценности, общение и творческая деятельность. Личность как творец и носитель культуры может характеризоваться с точки зрения ее нравственной культуры и эстетической, меры ее психологической зрелости и интеллектуального развития со стороны ее мировоззренческих позиций. Стержень духовной культуры составляет нравственная культура личности, которая включает в себя культуру человеческого сознания и культуру повседневного поведения. Процесс нравственного формирования личности включает формирование знаний, умений личности в сфере моральной деятельности. Культуру личности можно характеризовать и с точки зрения профессиональной культуры, поскольку ценности являются ядром как общей, так и профессиональной культуры человека. Следовательно, ценностные ориентации будущего инженера на профессиональную культуру, по нашему мнению, это достаточно сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие целевую направленность различным мотивам и интересам субъекта деятельности в ходе решения различных профессиональных проблем с целью формирования профессиональной культуры.

Культура влияет на поведение, общение, отношение не прямо, а опосредованно - через профессиональные ценности, нормы, роли. Система профессиональных ценностных ориентиров образует пространство развития личности инженера, в поле которого идет присвоение ценностей культуры

профессиональной деятельности. Это означает, что инженер должен не только обладать широким кругозором общих и специальных знаний, но и одновременно быть готовым приобрести новые, чтобы приспособиться к динамично изменяющимся условиям рынка труда. Сформированность этих качеств у современного специалиста служит фундаментом профессиональной культуры. Они открывают возможности для вхождения в поле профессиональной деятельности. Таким образом, в структуре «профессиональная культура инженера» выделяются профессиональные знания, которыми должен владеть специалист (ключевые компетенции), и качественная гуманитарная характеристика профессиональной культуры как часть общей духовной культуры личности (ключевые квалификации) [2].

Разработка методической системы формирования профессиональной культуры базируется на фундаментальных идеях системного подхода в современном научном познании. Под системным подходом понимают методологическое направление в науке, основная задача которого заключается в разработке методов исследования и проектирования сложно организованных объектов - систем разных типов, а под системой - совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой. Фундаментальные понятия системного подхода были разработаны в исследованиях

A.Н. Аверьянова, В.Г. Афанасьева, Л. Берталанфи, И.В. Блауберга, М.К. Мамардашвили, Б.Н. Кедрова, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина и др.

Если система понимается как совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность или единство, то структура - это способ взаимодействия элементов системы посредством определенных связей (картина связей и их стабильностей). Изучение структуры той или иной системы имеет принципиальное значение, так как именно способ взаимодействия элементов системы, характер связей и отношений между ее элементами часто определяет отличие этой системы от других систем [3].

Системный подход к педагогическим явлениям рассматривался в работах С.И. Архангельского, В.П. Беспалько, Т.А. Ильиной, Ф.Ф. Королева, Н.В. Кузьминой, И.П. Подласого, Н.Ф. Талызиной и др. Под педагогической системой, согласно Н.В. Кузьминой, понимают «множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающих поколений и взрослых людей». В сходном ключе дают определение педагогической и дидактической систем И.П. Подласый,

B.П. Беспалько, В.М. Монахов и др.

Методическая система может быть интерпретирована как проекция дидактической системы обучения на определенную предметную область. Следовательно, методическая система формирования профессиональной культуры инженера может быть рассмотрена как подсистема, компонент общей дидактической системы инженерного образования.

Методическая система формирования профессиональной культуры инженера представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов (мотивационно-целевого, содержательного, процессуального и контрольного), объединенных общей стержневой идеей формирования профессиональной культуры в качестве методической основы процесса обучения.

Качественными характеристиками технологического обеспечения процесса формирования профессиональной культуры будущих инженеров является его направленность на накопление опыта поисковой, эвристической деятельности,

развитие способности видеть и разрешать проблемы, вести диалог, на воспитание профессионально важных личностных качеств.

Структурно-содержательная модель [1], являясь аналогом процесса формирования профессиональной культуры у студентов в системе высшего технического образования, включая такие компоненты, как методологический, содержательный, технологический и оценочно-результативный, а также блок педагогических условий, отражает ведущие характеристики педагогического процесса, способствует отчетливому видению его внутренней структуры, системы влияющих на него факторов, ресурсного обеспечения обучения, позволяет управлять его качеством.

Развитие профессиональной культуры будущих инженеров в вузе определяется рядом условий: это общие, или объективные условия, детерминированные социальным заказом общества, его требованиями к качеству инженерной деятельности; частные условия, связанные с особенностями организации образовательного процесса в вузе, качеством управления учебной деятельностью студентов по овладению инженерной культурой; специфические, или субъективные условия, связанные с субъективными предпосылками успешности будущей профессиональной деятельности, обеспечивающие развитие мотивации, инженерного мышления, рефлексии.

Педагогическое сопровождение формирования профессиональной культуры студентов в образовательном процессе высшей школы строится на основе методологических подходов: системно-деятельностного,

компетентностного, личностно-ориентированного. Соответственно, принципами реализации педагогического сопровождения формирования профессиональной культуры будущих инженеров, по нашему мнению, являются: принцип системности, принцип приоритета индивидуальности и самоценности обучаемого, принцип субъект-субъектных отношений педагога и студента, которые реализуются в образовательном процессе посредством использования современных информационно-коммуникационных технологий, направленных на решение образовательных задач. В процессе педагогического сопровождения преподаватель реализует мотивационную, информационную и технологическую функции.

По мнению А.А. Вербицкого, суть мотивационной функции заключается в ориентации мотивационной сферы студентов на задачи личностного самопознания, самоопределения, саморазвития. Реализуя названную функцию, преподаватель помогает студенту осознать потребность в развитии своего творческого потенциала, ориентирует его на творческое саморазвитие. З.А. Исаева определяет, что информационная функция педагогического обеспечения состоит в трансляции студентами знаний о феномене творчества, знаний о собственной индивидуальности, в ознакомлении их со способами осуществления творческой деятельности и приемами творческого саморазвития, а также в адаптации информации для адекватного восприятия ее студентами. Как отмечает М.П. Лапчик, технологическая функция педагогического обеспечения формирования у студентов готовности к творческой самореализации в условиях информатизации образовательного пространства и образовательной среды обучения заключается в предоставлении им необходимых условий и средств для реализации этого процесса. Это обучение студентов умениям и навыкам проектной деятельности, информационных и коммуникационных технологий и программных средств (в том числе мультимедиа) в процессе учебно-познавательной деятельности и в своей жизнедеятельности [4, 5].

Функции

Принципы

Компетен щи

Программа развития

Содержательный компонент

Информационная, организационная

Целенаправленности и самообразования, развивающего и воспитывающего обучения, фундаментальности образования и его профессиональной направленности,

доступности и строгости изложения теоретического материала, связи теории с практикой, системности и прочности знаний, спиралевидности

Коммуникативность, ответственность, рефлексия, способность к саморазвитию, повышенная профессиональная активность

Информационно-теоретическое (усвоение необходимой информации). Практико-ориентированное (ознакомление с методами деятельности, формирование частных умений). Комплексно-репродуктивное (решение комплексных задач). Проектно-творческое (формирование навыков, опыта практической деятельности)

Мотивационно-целевой компонент

Мотивационная, целеполагающая

Факторы внешней среды: специфика социально-профессиональных отношений, требования работодателей, профессионально-образовательная культура вуза, статус и престиж профессии в обществе

Факторы внутренней среды: социокультурное пространство профессии, ее специфика, индивидуальный профессиональный опыт, специфика отношений со смежными узконаправленными направлениями

Формирование первичного, конкр етного мотивов Выбор конкретной цели и побуждение к действию

Стремление к освоению профессиональной культуры инженера

Методическая система формирования профессиональной культуры студентов инженерных специальностей

Процессуальный компонент

Функции Трансляционная, презентационная

Методы Монологичные, диалогичные, проблемные, проектные, игровые, тренинговые, рефлексные, интерактивные, поисковые и т. п.

Формы Бинарные лекции, лекции-конференции, PR-проекты, деловые и сюжетно-ролевые игры, тренинг, конкурсы, проектные семинары, практикумы, имидж-мастерская внеудиторные занятия и др.

Этапы развития Пропедевтический, организационно-прогностический, процессуально-стимулирующий, интеграционно-корректирующий

Контрольно-оценочный компонент г Г

^^функции^ Диагностическая, корректирующая

Критерии, показатели Мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, коммуникативный, рефлексивный, социокультурный, сформированность профессионально важных качеств личности

Уровни Адаптивный, репродуктивный, креативный

Инстру менты Кейс-проекты, устные ответы, тестовые задания, контрольные работы, расчетно-графические работы, индивидуальные задания исследовательского или проектного характера

«ЭКОНОМИКА И КАЧЕСТВО СИСТЕМ СВЯЗИ» 1/2022

Таким образом, мы выделяем следующие особенности педагогического сопровождения процесса формирования профессиональной культуры будущих инженеров:

• актуализация потенциальных возможностей образовательного процесса посредством внедрения интерактивных методов обучения, обусловленных требованиями профессиональной деятельности;

• активизация практико-ориентированного проектного обучения, в частности проектно-инженерной деятельности, связанной с функционированием объектов профессиональной деятельности.

Выделенные особенности процесса обучения будущих инженеров позволили нам разработать структуру методической системы формирования профессиональной культуры студентов на основе педагогического сопровождения, которая содержит целевой, содержательный, процессуальный и контрольный компоненты (рис. 1).

В качестве критериев оценки эффективности методической системы формирования профессиональной культуры студентов в системе высшего технического образования выступают мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, коммуникативный, рефлексивный, социокультурный критерии, а также критерий сформированности профессионально важных качеств личности.

Для инженера важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной профессиональной деятельности.

Заключение

Таким образом, ведущей целью технического вуза является формирование и развитие у студентов ключевых квалификаций, которые включают коммуникативность, ответственность, рефлексию, способность к саморазвитию, повышенную профессиональную активность, являются одним из этапов процесса формирования профессиональной культуры. Успешная профессиональная деятельность будущего инженера предполагает не только высокий уровень обучения и образования, но и духовно-нравственной, социально-психологической и информационной культуры человека. Выпускник технического вуза должен обладать не только знанием предметной среды профессиональной деятельности, но и высоким уровнем профессиональной культуры как основы его конкурентоспособности в условиях динамики социально-экономических условий в единстве трех ее структурных компонентов: аксиологического, технологического и личностно-творческого.

Опираясь на вышесказанное, нам представляется целесообразным организовывать учебно-воспитательный процесс в техническом вузе, направленный на формирование профессиональной культуры будущих инженеров, в соответствии с разработанной методической системой.

Литература

1. Булдык Г.М. Сущность, структура и функции профессиональной культуры инженера // Профессиональное образование, 2021. - № 3. - С. 34-38.

2. Булдык Г.М. Формирование профессиональной культуры инженера // Педагогическая наука и образование, 2021. - № 4. - С. 76-83.

3. Бетуганова М.Б. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в среде информационных технологий // автореф. дис. канд. пед. Наук, 2006. - 26 с.

4. Фокин Ю.Г. Пути совершенствования методов обучения в высшей школе: Методические рекомендации. - М.: 1991. - С. 4-10.

5. Шагеева Ф. Современные образовательные технологии (опыт инженерного вуза) // Высшее образование в России, 2006. - № 4. - С. 129-132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.