УДК 37.013.46
Е. В. Цупикова, Омская гуманитарная академия
МЕТОДИЧЕСКАЯ СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ТЕКСТА С ПОЗИЦИЙ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Статья содержит описание основных моделей построения текста и полученную в результате их анализа схему построения текста с позиций речемыслительного процесса, использование которой обеспечит осознанную и рационально построенную работу студентов, основанную на чётких механизмах самоконтроля деятельности и самооценки полученных результатов. Ключевые слова: текст, речемыслительный процесс, модели построения текста.
Цель статьи - рассмотреть вопросы порождения речи в научной литературе для создания методической схемы построения текста, определить этапы построения текста и необходимые для этой деятельности умения.
Модели порождения речи могут быть классифицированы на межуровневые (стадии процесса порождения речи выделяются в соответствии с выступающими на каждом из них языковыми подсистемами), циклические (циклы порождения речевого высказывания) и интегративные (указание на вовлекаемый в процессе порождения уровень сочетается с выделением последовательных фаз процесса).
В. Д. Климонов в описании опыта коммуникативно ориентированной модели речепорождения отмечает, что действие кодирующего компонента направлено на создание семантического представления будущего высказывания, которое состоит в переводе неязыковой информации в семантическую. Семантическое представление описывается им как многоярусное иерархически организованное образование, включающее перформативный, коммуникативный, грамматический и концептуально-семантический ярусы. Процесс порождения определяется интенцией говорящего и стратегией речевого поведения, которая зависит от условий речи и личности говорящего: кодируемый компонент - семантическое представление - трансформационный компонент - поверхностная структура -фонологический компонент - фонетическая структура (трансформационно-циклическая модель, без разграничения стадий превербальных и невербальных); деривационные связи характеризуются как постепенные замены символов и семантических признаков лексическим материалом.
Циклические модели включают понятие внутренней речи как промежуточного психического звена между замыслом и реализацией. Ср. у Л. С. Выготского [1]: семантический план - интериоризованный. У его последователей семантический план делится на интериоризованный и экстериоризованный (например, у А. А. Леонтьева [2]): внутренняя речь (замысел) - лексико-семантический план + грамматическое структурирование - внешняя речь. Однако автор не уточняет, где начинается внешняя речь и где именно совершается само грамматическое структурирование и выбор слов.
В 70-е годы была популярна точка зрения о том, что синтаксические структуры в виде абстрактных построений существуют в сознании, а потом заполняются лексическим материалом. Б. Ю. Норман предложил общую схему процесса преобразования внутренней речи во внешнюю, соотносительную с системой уровней [3]: порождение начинается с выбора структурной схемы, проходит этапы лексико-семантического планирования, грамматического структурирования, фонологического воплощения и орфоэпической или орфографической реализации.
Модель Т. А. Аполлонской и Р. Г. Пиотровского [4] совмещает черты психолингвистических моделей с семиотическим подходом. Выдвижение понятий прагматических и коммуникативных операторов как приводящих в движение механизмы речи: внутренняя речь (денотативный уровень -денотаты и десигнатный уровень - предикты и аргументы) - внешняя речь (вербально-синтаксический уровень - линеаризация понятийно-ролевой структуры и уровни языка).
Выводы других исследователей относительно этапов порождения речи звучат таким образом:
- Л. С. Выготский: мотив - мысль - внутреннее слово (замысел) - значение внешнего слова - слово;
- А. А. Леонтьев, Т. В. Рябова (1970): мотив - мысль - лексическая развёртка, грамматическое структурирование - внешняя речь;
- Т. В. Ахутина: мотив - мысль (речевая интенция) - внутреннее программирование - смысловая структура, грамматическая структура - кинетическая программа - внешняя речь;
- А. Р. Лурия [5]: мотив - основная мысль высказывания - семантическая запись - глубинные синтаксические структуры - поверхностные синтаксические структуры - развёртка морфологическая и фонологическая;
- С. Д. Кацнельсон [6]: квантование элементов сознания на пропозиции - глубинно-семантическое, синтаксическое структурирование - отбор лексических единиц, грамматических форм - произносительные схемы - фонационное исполнение;
- модель И. А. Зимней представляет собой описание замысла и программы с учётом принципа одновременного действия всех компонентов и уровней (психологическая модель): побуждающий уровень - коммуникативное намерение, замысел речи и её мотив; формирующий - пространственно-понятийная схема высказывания + словесно-грамматическое структурирование; реализующий -озвучивание высказывания.
Порождение речи рассматривается не только в тесной связи с мышлением, но и с процессами переработки информации и хранения знаний: «порождающий процесс... является ключевым для понимания речевой деятельности в целом» [6, с. 140]. В этом процессе язык «.вливается в речь не как целостная структура, а фрагментарно, отдельными элементами, отбираемыми сообразно потребностям сообщения и получающими в речи своё особое, специфическое для данного текста построение [6, с. 97]. В процессе порождения речи когнитивная структура (фрейм = предшествующий опыт + речевая ситуация) коррелируется с речевой. При этом «любому речепроизводству должен быть приписан субъективный фактор, отражающий отношение субъекта к предмету своего высказывания» [7, с. 9].
Этапы процессов порождения и восприятия текста
Структура речевой деятельности как последовательность операций поиска отдельных языковых единиц, выбора одного средства из совокупности составляющих, создание единиц при их отсутствии во внутреннем лексиконе и контроль за происходящими процессами представлена в сборнике «Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи» [8, с. 28]. Авторы указывают: то, что называют мыслью до её вербализации, ещё не только не представляет собой какого-либо суждения или сообщения, но и содержит нередко такие элементы сознания, которые вообще не поддаются языковому кодированию. В процессе языковой объективации мысли её реальный смысл уточняется и обогащается за счёт ассоциаций, окружающих сеткой каждое слово и т. д. Отмечается возможность «вытянуть» нелинейный смысл в линейную цепочку множеством разных способов. Членение замысла на сюжеты производится с помощью пропозиций «глагол + именная группа».
С. Д. Кацнельсон (1972), У. Чейф (1975) признавали семантику определяющей в речеобразовании. Интегральная модель процессов порождения речи - пути от внутренней речи к внешнему речевому высказыванию - представлена как итог рассуждений авторов [8]: замысел - внутренняя речь - одиночное слово (перформатив, односоставное высказывание, рема, тема) или цепочка слов (отдельные члены пропозиции, тема, рема, высказывания несентеционного типа, пропозиция в целом).
В предметно-схемном коде отсутствуют материальные признаки слов естественного языка, этот код образен, он включает образы и концепты отражения действительности: «.это стык речи и интеллекта», здесь происходит перевод мысли на язык человека [9, с. 53-55]. Так что истоки речи лучше связывать не с готовой мыслью, а с её замыслом.
Рассмотренные исследования позволили нам построить методическую схему, отражающую состав и последовательность этапов построения и восприятия текста:
Планирование будущего текста осуществляется на стадии формирования замысла и зависит от его коммуникативной установки:
- повествование содержит изложение временной последовательности событий, происходящих с одними и теми же или с разными лицами, смену объектов, обстоятельств и признаков; основная смысловая нагрузка падает на глаголы (отглагольные существительные), наречия или существительные в косвенных падежах;
- описание предполагает обозначение пространственных явлений и их свойств — перечисление объектов, их признаков, действий, отношений (функций); важная роль принадлежит здесь прилагательным, а также существительным и глаголам в основной форме;
- рассуждение содержит отношения причины и следствия, вида и рода, связей между объектами и явлениями, синтаксически выраженные причинными конструкциями (сложные предложения), абстрактными существительными, связочными словами;
- убеждение включает мотивацию действий, стремление вызвать у слушающего определённые эмоции и установки на совершение действий и поступков и может содержать множество образных слов и выражений, переносных значений, столкновение различных пластов лексики и слов, связанных с эмоциями и оценкой.
Таким образом, для построения текста обучающиеся должны сформировать следующие умения:
- умение свертывания информации и определения соотношения избыточности/недостаточности в тексте в зависимости от объёма фоновых знаний собеседника;
- обеспечение вариативности изложения (в том числе перспектива, описание фактов с разных точек зрения);
- обогащение текста изложения данными пресуппозиции (обновление и соотнесение - перестройка структур имеющегося знания под влиянием новой информации);
- соотнесение текста со структурой тематически близких текстов, имеющихся в опыте воспринимающего текст;
- модификация модели ситуации (наложение мотивационной схемы с определённым коммуникативным намерением - убеждение, выражение оценки и отношения и др.)
- обеспечение логичности, цельности, связности, точности, понятности и доходчивости текста с учётом особенностей аудитории;
- развёртывание текста с переупорядочением информации (восстановление логики ущербного в плане последовательности событий текста по задуманной пресуппозиции).
Рассмотрение текста с позиций речемыслительного процесса позволяет осуществить осознанную и рационально построенную работу студентов, основанную на чётких механизмах самоконтроля деятельности и самооценки полученных результатов. Описанная в статье теория может быть с некоторыми модификациями применена в любой студенческой аудитории.
Библиографический список
1. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Психология развития человека. - М. : Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2003. - 1136 с., ил. (Серия «Библиотека всемирной психологии»). - С. 664-1020.
2. Леонтьев, А. А. Психолингвистические единицы речевого высказывания. - М. : «Наука», 1969. - 307 с.
3. Норман, Б. Ю. Введение в языкознание : хрестоматия. [для филол. фак. вузов] / сост. Б. Ю. Норман, Н. А. Павленко ; под ред. А. Е. Супруна. - Минск : Вышэйш. шк., 1984. - 365 с.
4. Аполлонская, Т. А. Порождающие и распознающие механизмы функциональной грамматики / Т. А. Аполлонская, Е. В. Глейбман, И. З. Маноли ; отв. ред. Р. Г. Пиотровский; Бельц. гос. пед. ин-т им. А. Руссо. - Кишинев : Штиинца, 1987. - 168 с.
5. Лурия, А. Р. Речь и мышление. - М., 1975.
6. Кацнельсон, С. Д. Типология языка и речевое мышление / С. Д. Кацнельсон. - Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1972. - 216 с.
7. Колшанский, Г. В. Соотношение субъекивных и объективных факторов в языке / Г. В. Колшанский. - М., 1975. - 160 с.
8. Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи // Е. С. Кубрякова, А. М. Шахнарович, Л. В. Сахарный. - М., 1991. - 246 с.
9. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. - М. : Изд-во Наука, 1982. - 159 с.
H. V. Tsoupikova Omsk humanitarian academy
METHODICAL SCHEME OF TEXT-BUILDING PROCEDURE FROM THE POINT OF SPEECH-AND-THINKING PROCESS
The article given to your attention contains some descriptions of the main text-building models and the scheme developed as a result of their analyses. Using the scheme enables to organize deliberate and rational students' work, based on mechanisms of self-control and self-evaluating of the results received. Keywords: text, rehabilitering process, the models of organization of the text.
References
1. Vygotsky L. S. Thought and speech // Vygotsky L. S. Psychology of human development. - M. : Izd-vo Sense; Publishing house Eksmo, 2003. - 1136 C. , Il. (Series "Library of the world of psychology"). - Р. 664 - 1020р.
2. Leont'ev A. A. Psycholinguistic units of speech patterns. - M. : Nauka,1969.
3. Norman, B. Y. Introduction to linguistics reader. [For the topic of degree work. the FAK. universities] / Comp. B. J. Norman, N. A. Pavlenko; Ed. by A. E. Suprun. - Minsk: Visas. HQ. , 1984.
4. Polonska, T. A. Generating and sensing mechanisms of functional grammar / T. A. Polonska, E. C. Glasman, I. H. Manoli; Resp. Ed. P. , Piotrowski; Balti. state PED. Inst. them. A. Rousseau. - Kishinev: Shtiintsa, 1987. - 168 р.
5. Luria A. R. Speech and thinking. - M. , 1975.
6. Katsnelson, S. D. Typology of language and speech thinking / S. D. Katznelson. - Leningrad: Nauka. Leningrad. separa-tion, 1972. - 216 р.
7. Kolchinsky, Century, the Ratio subjective and objective factors in language / Year / Century Kolchinsky. -M. , 1975. 160 р.
8. The human factor in language. Language and the generation of speech // E. C. Kubrakov, A. M. Shakhnarovich, L. C. Sugar. - M. , 1991. - 246 р.
9. Jinkin, N. And. Speech as a conduit of information / N. And. Jinkin. - M. : Izd-vo Nauka,1982.
© Е. В. Цупикова, 2015
Автор статьи - Елена Викторовна Цупикова, кандидат педагогических наук, доцент, Омская гуманитарная академия, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
О. В. Кобзеева, кандидат филологических наук, доцент, Сибирская автомобильно-дорожная академия. Т. А. Воробец, кандидат филологических наук, доцент, Сибирская автомобильно-дорожная академия.