Интеллектуальная игра помогает учащимся закрепить полученные на уроках знания, формирует их УУД. Формирование ключевых компетенций становится основным результатом образовательной деятельности. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках учебной задачи, но и в различных жизненных ситуациях. Данная форма проведения уроков и внеклассных мероприятий направлена на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, а также прогнозирование - предвосхищение результата. Во время командной игры у детей развивается умение слушать и слышать собеседника, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество с одноклассниками. Учителями созданы комфортные условия для активной самореализации младших школьников и развития их познавательной активности. Сформирована развивающая среда, интегрирующая учебную и внеурочную деятельность и обеспечивающая рост учебных достижений и личностное развитие обучающихся. Использование различных методов познания дает возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач.
УДК 784
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ЭСТРАДНОМУ ВОКАЛУ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПЕВЧЕСКУЮ СТРАНУ»
Андреев И. А.,2017
артист хора Государственного Академического ансамбля песни и танца Тамбовской области
«Ивушка», г. Тамбов
Аннотация: в настоящее время в вокальной педагогике, особый интерес представляет область, связанная с обучением эстрадному вокалу, это свидетельствует о том, что появляются методические пособия отечественных и зарубежных авторов, пропагандирующих данную область исполнения. В методической разработке представлен ход открытого занятия по эстрадному вокалу «Путешествие в певческую страну». Методическая разработка предназначена, для приобщения младших и старших школьников к вокальному искусству средствами эстрадного вокала, способствуя развитию вокально-хоровых навыков, а также формирование сценической культуры.
Ключевые слова: эстрадный вокал, дыхательная гимнастика, распевка, скороговорки, артикуляционный аппарат.
Ход занятия
Здравствуйте дорогие ребята! Я рад приветствовать Вас у себя в гостях. Меня зовут Скрипкин, и я живу в певческой стране, где всё пропитано звуками музыкальной палитры. В этой стране люди всегда очень весёлые и открытые, так как каждый день их сопровождают замечательные звуки музыки. Уверен, что многие из вас любят данный вид искусства, и сегодня я приглашаю вместе со мной отправиться в замечательный мир музыкальных и вокальных звуков. Мы посетим с вами такие станции как, полевая, скороговорково, певческая, концертная.
И так мы отправляемся с вами в путешествие по Певческой стране.
Звучит отрывок песни «Учиться надо весело» Слова: К. Ибряев Музыка: С. Соснин
И песенка, и песенка В дороге пригодится. Учиться надо весело, Учиться надо весело! Учиться будем весело, Чтоб хорошо учиться!
Станция «Полевая»
Мы приехали на первую станцию, которая называется «Полевая» (отображается слайд на экране) на этой станции мы с вами научимся правильному дыханию, которое является основой вокального искусства.
Давайте с вами подышим, какие тут замечательные цветы, клевер, ромашки, колокольчики (дети делают вдох и выдох).
Ребята при вдохе, не нужно брать много дыхания, вдох должен быть коротким и плавным. Плечи при вдохе не должны подниматься вверх, так как воздух не проходит до диафрагмы и при извлечении звуковая волна становится вялой и не красивой. Вдыхать нужно всегда носом, так как при вдохе через нос струя воздуха попадает вниз на диафрагму.
Исполним с вами волшебные дыхательные упражнения, и так попробуем с вами положить руки на пояс, наклонить корпус и сделать вдох через нос, при этом попытайтесь отправить воздух на то место, где у вас находятся ладони, а теперь попробуем сделать это упражнения, не наклоняя корпус вперед.
Дальше дети выполняют перед зеркалом дыхательную гимнастику по системе А.Н. Стрельниковой, в каждом упражнении дыхательной гимнастики, активный шумный вдох через нос и пассивный беззвучный выдох через рот. Упражнения повторяются несколько раз. Данная гимнастика А.Н. Стрельниковой на занятиях вокалом помогает в постановки и выработке правильного певческого дыхания.
1. Упражнение «Кулочки» Встаньте перед зеркалом выпрямите корпус, ноги на ширине плеч, поставьте ладони перед собой и активно три раза вдохните, при вдохе ладони сжимаются в кулачки, выдыхая ладони, распрямляются и вытягиваются вперед перед собой.
2. Упражнение «Насосы» Ноги находятся чуть уже ширины плеч, руки находятся по бокам в опущенном положении. Делаем небольшой наклон вниз, как будто пытаемся достать руками пол. При наклоне делаем вдох, приподнимаясь, выдох, в данном упражнении происходит имитация накачивания автомобильного колеса.
3. Упражнение «Повороты головы» справа налево. Голова находится в исходном положении, при повороте головы вправо, или лево делаем активный вдох, выдох происходит в исходном положении головы,
Ребята мы с вами научились правильно дышать и отправляемся на следующую станцию «Скороговорково» (слайд станции меняется на экране). Станция «Скороговрково» Станция «Скороговрково» славится знатными говорунами, также как и дыхание в пении, дикция является основой исполнения песен. Давайте с вами разделимся на две команды и проверим, какая из команд четче проговорит скороговорку (командам вручаются карточки со скороговорками).
Первая команда Вторая команда
Ткёт ткач ткани на платки Тани Тщетно тщиться щука ущемить леща
Рододендроны из дендрария Осип охрип, Архип осип.
По семеро в сани уселись сами Либретто «Риголетто»
На дворе - травушка, в сундуке Савушка. На меду медовик, а мне не до медовика.
Поехала Валерия в Карелию Не все песни о степи спеты!
Около колодца кольцо не найдется. Полпогреба репы, полколпака гороху.
Жужжит жужелица, жужжит, да не кружиться. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Бобр добр до бобрят. В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
(подведение итогов)
Вот мы с вами разогрели наш артикуляционный аппарат и подготовили его к пению, отправляемся снова в путь станция «Певческая» (слайд станции меняется на экране). Станция «Певческая»
Каждый вокалист перед пением делает зарядку, которая называется распевкой, тем самым подготавливает свой голосовой аппарат к занятиям и концертным выступлениям.
1. Упражнение на согласную букву «Р» «Тигр» (игра вопрос ответ) Тигру скучно без игры, и рычит он громко? (ответ детей РРРРРРРР). Распевка исполняется вверх по полутонам.
2. Упражнение на согласную букву «М». Данное упражнение позволяя пробуждать маску. Исполнение пр выполня резонатор оисходит ется з ы, и о вверх акрытым ртом, щущать пение в по полутонам. -=—н
ф т в - 0 0 0 в-
3. Упражнение «Мы перебегали берега» Упражнение предназ голоса. Выполняется вниз. А > на п 1чено для разв о полутонам и ития беглости тонам вверх и >
« » • * * ' »
4. Упражнение «Роза» Данное упражнение выполняется по тоническому трезвучию сверху вниз по полутонам.
(упражнения могут меняться, использоваться на различную вокальную технику)
Станция «Концертная»
Вот мы и приехали к конечной станции нашего путешествия, мы готовы с вами к пению, давайте выучим песню (по выбору педагога).
Название песни. Критерии разбора песни.
I Этап (Информация) 1. О чём данная песня? 2. Какой у неё характер?
II Этап (Разучивание) «Игра вопрос-ответ» начальная фраза и конечная фраза песни. Дыхание в песне, способ взятия дыхания (начало каждой фразы). Способ исполнения различными штрихами (легато, стаккато, нон легато, маркато). Каждый из них можно применять при разучивании вокального произведения.
III Этап (Имидж) 6. Костюм исполнителя 7. Танцевальные движения (двигательная импровизация)
Ребята как вы думаете, зачем нужен костюм исполнителю? (предлагают варианты ответа). Правильно костюм является помощников в создании художественного образа исполнителя и его
культуры поведения на сцене. Давайте с вами подберем костюмы к данной песне (из подручных материалов изготавливаются костюмы). При исполнении песни могут также использоваться танцевальные движения, если этого требует характер произведения (двигательная импровизация). Итак, костюмы у нас готовы, движение подобраны, можем приступать к исполнению песни (исполняют песню).
Вот и закончилось наше путешествие, а где мы сегодня с вами побывали? На каких станциях, и чем они вам запомнились? (отвечают на вопросы)
Мне было приятно с вами общаться, я думаю, что многие из вас в скором времени станут настоящими исполнителями и приедут ко мне в гости.
Список литературы
1. А.Н. Стрельникова Дыхательная гимнастика: упражнения. Режим доступа: http://strelnikova.ru/
2. Гарина 3. Полный курс эстрадного мастерства / 3. Гарина. - М.: ACT, 2015. - 123 с.
3. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс- курс развития вокальных способностей / И.О. Исаева. - М.: ACT: Астрель, 2007. - 320 с.
4. Романова JI.B. Школа эстрадного вокала: Учебное пособие / JI.B. Романова. - СПб.: Лань, 2007. - 40 с.
5. Сафронова О. Распевки. Хрестоматия для вокалистов + (CD): Учебное пособие / О. Сафронова. - СПб.: Лань, 2009. - 72 с.
УДК 37
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ «ЗАГАДКА ОБРАЗА ГЕРАСИМА»
Клгтова Н.А., 2017
МБОУ «Гимназия №32», учитель русского языка и литературы, г.Нижнекамск
Аннотация: в статье рассматривается ход реализации локального учебного проекта по литературе, приводятся примеры заданий, даются рекомендации по проведению проекта.
Ключевые слова: учебный проект, универсальные учебные действия, И.С.Тургенев «Муму»
Одной из основных задач, поставленных перед школой, является подготовка выпускника, ответственного, креативного, способного критически мыслить, умеющего ставить цели и достигать их, обладающего навыками коммуникации. ФГОС ООО предъявляет к образованию такое требование как формирование универсальных учебных действий. Развитие регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий происходит на всех уроках и во внеурочной деятельности.
Эффективной формой формирования УУД является учебный проект. Учебный проект - это совместная учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы. Предметное содержание русского языка и литературы позволяет организовывать такие учебные проекты.
Так, в 5 классе при изучении произведения И.С.Тургенева «Муму» был проведен учебный проект «Загадка образа Герасима». Проект реализован в рамках ФГОС ООО в предметной области «Литература». Работа в проекте направлена на
- формирование осознанного уважительного и доброжелательного отншения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- формирование умений ставить цели, планировать пути достижения этих целей, проводить контроль и коррекцию своей деятельности;
- развитие основ читательской компетенции;
- формирование навыков работы с информацией.