Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. ДЕЛОВАЯ ИГРА-СУД «ЭТО БЫЛО В НЮРНБЕРГЕ...»'

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. ДЕЛОВАЯ ИГРА-СУД «ЭТО БЫЛО В НЮРНБЕРГЕ...» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
589
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. ДЕЛОВАЯ ИГРА-СУД «ЭТО БЫЛО В НЮРНБЕРГЕ...»»

Методическая разработка. Деловая игра-суд «Это было в Нюрнберге...»

практические мптериялы

30

Методическая разработка. Деловая игра-суд «Это было в Нюрнберге...»

Алиева Людмила Владимировна — директор института гуманитарных наук и языковых коммуникаций Псковского государственного университета, г. Псков.

Филиппова Татьяна Владимировна — заместитель директора института гуманитарных наук и языковых коммуникаций Псковского государственного университета, г. Псков

Война против фашизма в Европе закончилась не только взятием Берлина и подписанием акта о безоговорочной капитуляции Германии. Её закономерным финалом стал и Нюрнбергский процесс. Спустя 75 лет этот процесс не утратил своей актуальности.

20 ноября 1945 года в городе Нюрнберге (Германия) начался судебный процесс над главными немецкими военными преступниками и закончился 1 ноября 1946 года.

Форма проведения: деловая игра «судебное заседание»

Темы: «Вторая Мировая война», «Великая Отечественная война», «Псков в годы Великой Отечественной войны», «Международное право».

Продолжительность разработки, подготовки и проведения занятия:

1 месяц

Материалы и оборудование: аудитория, ноутбук, колонки, мультимедиапроектор, экран.

Литература и электронные ресурсы:

1. Документы об оккупации территории современной Псковской области, её освобождении и восстановлении. Режим доступа: https://informpskov.ru/assets/ longread/bezsrokadavnosti/documents.html (дата обращения: 04.05.2022).

2. Сайт «Без срока давности». Режим доступа: http://безсрокадавности.рф/ (дата обращения: 04.05.2022).

3. Сайт «Без срока давности. Псковская область». Режим доступа: http://bsd.pskov. ги/ (дата обращения: 04.05.2022).

4. Ковалев Б. Н. Повседневная жизнь населения России в период нацистской оккупации. — М.: Молодая гвардия, 2011.

5. Преступные цели - преступные средства. Документы об оккупационной политике фашистской Германии

на территории СССР. (1941-1944 гг.). — М.: Политиздат, 1968.

6. Нюрнбергский процесс. Сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Режим доступа: https://genproc.gov.ru/veterans/nuremberg/ (дата обращения: 04.05.2022).

7. Документальный фильм «Нюрнберг. 70 лет спустя». Режим доступа: https://genproc.gov.ru/about/films/film-565818/ (дата обращения: 04.05.2022).

8. Документальный фильм «Нюрнберг. Чтобы помнили... Процесс глазами журналистов». Режим доступа: https://

genproc.gov.ru/about/films/film-1195896/ (дата обращения: 04.05.2022).

9. Документальный фильм «Нюрнберг. Свидетели». Режим доступа: https:// genproc.gov.ru/about/films/film-1195900/ (дата обращения: 04.05.2022).

10. Документальный фильм «Нюрнберг. Казнь». Режим доступа: https://genproc. gov.ru/about/films/film-1195903/

(дата обращения: 04.05.2022).

11. Нота народного комиссара иностранных дел тов. В. М. Молотова о чудовищных злодеяниях, зверствах и насилиях немецко-фашистских захватчиков в оккупированных советских районах и об ответственности германского правительства

и командования за эти преступления. Режим доступа: https://litresp.ru/chitat/ ш/Б/borisov-aleksej/nyurnbergskij-process-sbornik-dokumentov-prilozheniya/159 (дата обращения: 04.05.2022).

12. Коннова Н. Б. Урок-суд по истории «Нюрнбергский процесс».

Режим доступа: https://multiurok.ru/files/ urok-sud-po-istorii-niurnbierghskii-protsiess. html (дата обращения: 04.05.2022).

13. Полторак А. И. Нюрнбергский эпилог. — М.: Воениздат, 1965. — 552 с.

14. Лебедева, Н. С. Подготовка Нюрнбергского процесса. — М.: Наука, 1975. — 238 с.

15. Официальный сайт Организации Объединенных Наций. Режим доступа: http://www.un.org/ru/index.html (дата обращения: 04.05.2022).

16. Устав Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран

оси [рус., англ.] (Принят в г. Лондоне 08.08.1945). Доступ из Справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

17. Нюрнбергский процесс: сб. материалов. В 2-х т. / под ред. К. П. Горшенина, Р. А. Руденко, И. Т. Никитченко. — М.: Юридическая литература. 1954.

Цели:

- образовательные:

1) показать историческое значение Нюрнбергского процесса, впервые

в мире осудившего преступления против человечности;

2) актуализировать знания по темам: «Вторая Мировая война», «Великая Отечественная война», «Псков в годы Великой Отечественной войны», «Международное право»;

3) показать бессмертный подвиг советского народа, духовное величие человека, перенесшего суровые испытания, самоотверженность

и мужество тех, кто отстоял свободу и независимость в борьбе с фашизмом;

4) раскрыть историческое значение сущности Нюрнбергского процесса, впервые в мире осудившего преступления, фашистские злодеяния против человечности.

- развивающие: создать условия для дальнейшего развития:

1) логического и творческого мышления обучающихся;

2) навыков самостоятельной работы по отбору и систематизации материала;

3) умения применять различные формы устной и письменной коммуникации

на русском языке;

4) владения технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и правовых знаний.

- воспитательные:

1) способствовать становлению целостного миропонимания обучающихся;

Этапы работы

1. Подготовительный этап

Деятельность Деятельность Задействованные

преподавателя обучающихся компетенции

1. Определение темы, 1. Знакомятся с темой 1. Социальная

целей интегрированного интегрированного занятия. компетентность:

занятия, количества

участников. 2. Распределяют роли - уметь соотносить свои

и функции участников устремления с интересами

2. Распределение ролей судебного заседания других людей;

(судья, прокурор, адвокат, (см. Приложение 1).

секретарь, подсудимые, - уметь продуктивно

потерпевшие, свидетели, 3. Прогнозируют взаимодействовать

журналисты). результаты деятельности. с членами группы;

3. Мотивация 4. Разрабатывают план - уметь анализировать

на активную практическую будущей деятельности. и разрешать противоречия.

деятельность.

2. Коммуникативная

4. Консультация компетентность:

и координация в вопросах

поиска информации - уметь ставить цели;

при подготовке

к судебному заседанию. - уметь грамотно

оформлять «протокол»

судебного заседания.

2) создать условия для дальнейшего воспитания терпимости к иным точкам зрения;

3) способствовать воспитанию

у обучающихся чувства гуманизма, справедливости, неприятия преступлений против человечности и понимания неизбежности наказания, расплаты за совершенные преступления.

Деятельность Деятельность Задействованные

преподавателя обучающихся компетенции

3. Информационная

компетентность:

- уметь

интерпретировать,

систематизировать,

критически оценивать,

анализировать,

использовать полученную

информацию.

Приложение 1

Функционально-технологическое обеспечение занятия

Роли участников судебного заседания Функции участников судебного заседания

Международный военный трибунал: - от СССР: заместитель председателя Верховного Суда Советского Союза генерал-майор юстиции И. Т. Никитченко; полковник юстиции А. Ф. Волчков; - от США: бывший генеральный прокурор Ф. Биддл; судья 4-го апелляционного округа Джон Паркер; - от Великобритании:судья Апелляционного суда Англии и Уэльса Джеффри Лоуренс; судья Высокого суда Англии Норман Биркет; - от Франции: профессор уголовного права Анри Доннедье де Вабр; бывший судья Парижского апелляционного суда Робер Фалько. а)открывает судебное заседание по делу, объявляет состав суда, разъясняет участникам процесса их права, устанавливает личность подсудимого и свидетелей, разъясняет подсудимому сущность обвинения, обеспечивает правильное ведение протокола судебного заседания. б) принимает все предусмотренные законом меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела и установлению истины; в) устраняет из судебного разбирательства все, не имеющее отношения к делу; г) следит за поддержанием порядка в зале судебного заседания; д) оглашает приговор и разъясняет порядок его обжалования.

Роли участников судебного заседания Функции участников судебного заседания

Главные обвинители, их заместители и помощники: - от СССР: прокурор УССР Р. А. Руденко (заместитель: Ю. В. Покровский, помощники: Н. Д. Зоря, Д. С. Карев, Л. Н. Смирнов, Л. Р. Шейнин); - от Великобритании: Хартли Шоукросс (заместитель Дэвид Максуэлл-Файф); - от США: судья Верховного суда США Роберт Джексон (заместители: Томас Додд, Телфорд Тейлор); - от Франции: Франсуа де Ментон, который в первые дни процесса отсутствовал, и его заменял Шарль Дюбост, а затем вместо де Ментона был назначен Шампетье де Риб (заместитель - Эдгар Фор). а) в ходе судебного разбирательства первыми дает объяснения по делу по существу заявленных требований; б) участвует в исследовании всех материалов дела, в осмотре вещественных доказательств, задает вопросы всем участникам процесса, в том числе свидетелям, экспертам и т. д. в) готовит обвинительную речь и речь для прений сторон.

Адвокаты: - доктор Экснер; - профессор Герман Яррай; - доктор Рудольф Дикс; - доктор Кранцбюллер; - доктор Отто Штаме. а) честно, разумно и добросовестно отстаивает права и законные интересы доверителей всеми не запрещенными средствами; б) готовит защитную речь и речь для прений сторон; в) свободно владеет знанием законодательства; г) готовит вопросы всем участникам процесса.

Секретарь а) на основе представленных материалов дела составляет сценарий судебного заседания; б) ведёт протокол судебного заседания.

Роли участников судебного заседания Функции участников судебного заседания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подсудимые - Эрнст Фридрих Кристоф «Фриц» Заукель; - Артур Зейсс-Инкварт; а) готовит «показания» по делу в рамках выбранной роли; б) в начале судебного заседания подсудимый сообщает все необходимые обстоятельства по данному делу;

- Ульрих Фридрих Вильхельм Иоахим фон Риббентроп; в) задает вопросы свидетелям с разрешения судьи.

- Альфред Розенберг; г) готовит «последнее» слово.

- Ганс Михаэль Франк;

- Вильгельм Фрик;

- Юлиус Штрейхер;

- Вильгельм Бодевин Йоханн Густав Кейтель;

- Эрнст Кальтенбруннер;

- Герман Вильгельм Геринг;

- Рудольф Гесс;

Свидетели обвинения: - свидетели из Освенцима; а) готовит показания, основанные на документах, кинохронике, связанные с общей логикой дела;

- профессор анатомии Клермон-Ферранского университета (Франция) Анри Лимузен; - жители блокадного Ленинграда; - жители оккупированной территории; б) при вызове в зал судебного заседания представляет себя; в) дает правдивые показания, отвечает на вопросы судьи, лиц, участвующих в судебном процессе.

- Фридрих Вильгельм Эрнст Паулюс:

- еврей из Вильно.

Роли участников судебного заседания Функции участников судебного заседания

Свидетели защиты: - бывший статс-секретарь германского министерства иностранных дел Густав Адольф Штеенграхт фон Мойланд; - начальник имперской канцелярии Ганс Генрих Ламмерс; - представители: американских журналов «Нэйшн», «Форчун». а) готовит показания, основанные на документах, кинохронике, связную с общей логикой дела; б) при вызове в зал судебного заседания представляет себя; в) дает правдивые показания, отвечает на вопросы судьи, лиц, участвующих в судебном процессе.

Журналисты а) готовят статью по итогам судебного заседания.

Фоторепортёры а) готовят фоторепортаж или презентацию по итогам судебного заседания.

2. Деятельностный этап

Деятельность Деятельность Задействованные

преподавателя обучающихся компетенции

1. Проведение 1. Разрабатывают сценарий 1. Социальная

консультаций. судебного заседания. компетентность:

2. Координация работы 2. По мере необходимости - уметь продуктивно

учащихся. получают консультации взаимодействовать

учителя. с членами группы.

3. Оказание помощи

в подготовке и проведении 2. Коммуникативная

судебного заседания. компетентность:

Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся Задействованные компетенции

4. Определение даты, 3. Готовятся - уметь представлять

времени и места к представлению и отстаивать свою точку

проведения занятия. результатов учебно- зрения;

исследовательской

деятельности. - уметь выслушать и

принять во внимание

взгляды других людей.

3. Компетенции

личностного

самосовершенствования:

- способность

самообразования;

- эмоциональная

саморегуляция.

3. Организационный этап

Деятельность Деятельность Задействованные

преподавателя обучающихся компетенции

1. Оказание помощи 1. Проверяют состав 1. Учебно-познавательная

в организации судебного участников и готовность компетентность:

заседания. к проведению судебного

заседания. - уметь организовать

2. Проверка готовности свою работу;

к проведению судебного 2. Готовят аудиторию

заседания. к занятию (Приложение 2). - креативность и творческий подход

3. Проверяют готовность к деятельности.

технических средств.

Главные обвинители, их заместители и помощники

Приложение 2

Схема расположения в зале судебного заседания

Стол секретаря судебного заседания

Международный военный трибунал

Стол для адвокатов и подсудимых

Трибуна для выступающих

Скамьи для сторон, свидетелей, экспертов, прессы, публики

4. Презентативно-оценочный этап

Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся Задействованные компетенции

1. Наблюдение за ходом судебного заседания. 2. Оценивание уровня теоретической подготовки участников судебного заседания. 3. Определение глубины проработки фактического материала. 1. Начинают и проводят судебное заседание в соответствии с заранее подготовленным сценарием. 2. Оглашают состав суда, называют суть рассматриваемого дела. 1. Учебно-познавательная компетентность: - креативность и творческий подход к деятельности; - уметь формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по теме;

Деятельность Деятельность Задействованные

преподавателя обучающихся компетенции

3. Государственный - уметь оценивать

обвинитель излагает различные суждения;

предъявленные

подсудимым обвинения. - знать важнейшие

достижения культуры

4. Адвокат выступает и системы ценностей;

в защиту обвиняемых.

- уметь объяснять свое

5. Исследуют отношение к явлениям

доказательства, ведут современной культуры;

допрос свидетелей,

подсудимых. - понимать особенности

современной жизни,

6. Прения сторон сравнивая события

(выступают обвинитель и явления прошлого

и защитник). и настоящего.

7. Последнее слово 2. Коммуникативная

подсудимого. компетентность:

8. Вынесение приговора - уметь представлять

судом. и отстаивать свою точку

зрения;

- уметь выслушать

и принять во внимание

взгляды других людей;

- уметь дискутировать

и защищать свою точку

зрения;

- уметь выступать

публично.

3. Информационная

компетентность:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся Задействованные компетенции

- интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать, использовать полученную информацию.

- уметь представлять результаты работы в виде медиапрезентаций, фоторепортажа, картины.

4. Социальная компетентность:

- уметь продуктивно взаимодействовать с членами группы;

- уметь исполнять типичные социальные роли.

5. Компетенции личностного самосовершенствования:

- способность к самообразованию;

- эмоциональная саморегуляция.

5. Рефлексия

Деятельность Деятельность Задействованные

преподавателя обучающихся компетенции

1. Участие в коллективном 1. Представляют результаты 1. Учебно-познавательная

анализе и оценке судебного заседания компетентность:

результатов судебного (фотоотчёт, разножанровые

заседания. журнальные статьи, - оценивание текущих

карикатуры). и итоговых результатов

2. Обобщение полученных деятельности;

результатов. 2. Осуществляют анализ

и оценку результатов - уметь использовать

проделанной работы результаты деятельности

с помощью оценочной в практической

шкалы (Приложение 3). деятельности.

2. Компетенции

личностного

самосовершенствования:

- способность

к самообразованию;

- эмоциональная

саморегуляция;

- способность

к самооценке своей

деятельности.

Приложение 3

Оценочная шкала компетенций, задействованных в процессе работы

Перечень компетенций Шкала оценивания

Социальные компетенции

- способность соотносить свои устремления с интересами других людей; 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Перечень компетенций Шкала оценивания

- способность продуктивно взаимодействовать с членами группы; 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- способность выполнять типичные социальные роли; 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Коммуникативные компетенции

- владеть культурой мышления и речи, основами профессионального и академического этикета; 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- свободно осуществлять устную и письменную коммуникацию; 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- уметь представлять результаты учебной деятельности, используя различные формы устной и письменной коммуникации; 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- уметь выслушать и принять во внимание взгляды других людей; 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- уметь дискутировать и защищать свою точку зрения; 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Информационные компетенции

- обладать базовыми навыками самостоятельного поиска профессиональной информации в печатных и электронных источниках; 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- уметь оценивать качество и содержание информации, выделять наиболее существенные факты, давать им собственную оценку и интерпретацию; 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- уметь представлять результаты работы в виде медиапрезентаций, фоторепортажа, картины и т. д.; 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учебно-познавательные компетенции

- уметь организовать свою работу; 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- уметь проявить креативность и творческий подход к деятельности; 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- уметь формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по теме; 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Перечень компетенций Шкала оценивания

- уметь объяснить своё отношение к явлениям современной культуры; 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- понимать особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и настоящего; 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- уметь оценивать текущие и итоговые результаты деятельности; 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Компетенции личностного самосовершенствования

- способность к самообразованию; 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- эмоциональная саморегуляция; 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- обладать навыками рефлексии, адекватно оценивать свои образовательные и профессиональные результаты. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Великая Отечественная война: без срока давности

Типовые учебно-методические материалы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.