Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ, НАЦЕЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЕМЫХ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ'

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ, НАЦЕЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЕМЫХ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ (ИОМ) УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глинкина Г.В.

Статья посвящена описанию системы методической работы в организациях общего образования, направленной на формирование у педагогов профессиональных компетенций в области развития у школьников читательской грамотности. Описаны особенности применения ИОМ (индивидуальных образовательных маршрутов) для профессионального развития педагогов в целом и умений использовать учебные тексты и задания к ним, позволяющие одновременно развивать предметные знания и умения и читательскую грамотность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL WORK AT SCHOOL AIMED AT THE FORMATION OF TEACHERS ' PROFESSIONAL COMPETENCIES IN THE FIELD OF DEVELOPMENT OF STUDENTS READING LITERACY

The article is devoted to the description of the system of methodological work in general education organizations aimed at the formation of teachers ' professional competencies in the development of reading literacy among schoolchildren. The author describes the features of the use of IOR (individual educational routes) for the professional development of teachers in general and the ability to use educational texts and tasks for them, which allow simultaneously developing subject knowledge and skills and reading literacy.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ, НАЦЕЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЕМЫХ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ»

DOI 10.46566/2412-9682_2021_73_142 УДК 371.123

Глинкина Г.В., кандидат педагогических наук

профессор РАЕ доцент

кафедра общей и специальной педагогики и психологии КГАУДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки

работников образования» Россия, г.Красноярск

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ, НАЦЕЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЕМЫХ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Статья посвящена описанию системы методической работы в организациях общего образования, направленной на формирование у педагогов профессиональных компетенций в области развития у школьников читательской грамотности. Описаны особенности применения ИОМ (индивидуальных образовательных маршрутов) для профессионального развития педагогов в целом и умений использовать учебные тексты и задания к ним, позволяющие одновременно развивать предметные знания и умения и читательскую грамотность.

Ключевые слова: методическая работа, читательская грамотность, профессиональные компетенции учителя, индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) учителя.

Glinkina G. V., сandidate of pedagogical science

professor

Russian Academy of Natural science

professor

associate general and special education science and psychology Krasnoyarsk Regional Institute of Professional Development and Retraining of Educators

Russia, Krasnoyarsk

METHODICAL WORK AT SCHOOL AIMED AT THE FORMATION OF TEACHERS ' PROFESSIONAL COMPETENCIES IN THE FIELD

OF DEVELOPMENT OF STUDENTS READING LITERACY

The article is devoted to the description of the system of methodological work in general education organizations aimed at the formation of teachers '

professional competencies in the development of reading literacy among schoolchildren. The author describes the features of the use of IOR (individual educational routes) for the professional development of teachers in general and the ability to use educational texts and tasks for them, which allow simultaneously developing subject knowledge and skills and reading literacy.

Keywords: methodical work, reader's literacy, professional competencies of the teacher, individual educational route (IOR) of the teacher.

Современному человеку читательская грамотность необходима не только в процессе обучения, но ив других областях коммуникации и деятельности: при знакомстве с юридическими документами, оформлении трудовых соглашений, заключении финансовых сделок с банками или организациями торговли и т. д. Надо не только уметь познакомиться с содержанием этих документов, но и извлечь необходимую информацию, подвергнуть ее анализу с разных точек зрения, критически оценить, интерпретировать и воспользоваться ею для различных целей. Значит при окончании школы выпускник должен стать компетентным читателем, обладающим основными универсальными способностями, представляющими собой результат взаимодействия мыслительных способностей и читательских умений:

- осознавать цель чтения любого текста, ставить перед собой задачу;

- оптимально выбирать темп чтения, обеспечивающий понимание текста, и вид чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее), а на их основе наиболее подходящие приемы работы с текстом в процессе его чтения;

- опираясь на цель чтения (задачу, поставленную перед собой до знакомства с содержанием текста), распознавать в тексте фоновую и предметную информацию, а также разграничивать главную и второстепенную информацию;

- устанавливать и анализировать логическую структуру текста, определяя его субъект, предикат и виды связей между ними;

- выделять ключевые понятия текста и обосновывать свой выбор, используя достаточное количество аргументов, обнаруженных в тексте;

- критически оценивать объективность информации, помещенной в тексте, подвергать ее анализу;

- интерпретировать информацию, передавая смысл, заложенный автором текста (научного, художественного и др.), в многообразии языковых форм и выразительных средств языка;

- применять приемы структурирования, сжатия текста или наращивания его объема, используя различные приемы и средства;

- самостоятельно находить другие источники для восполнения недостающей информации;

- оценивать степень достижения цели чтения, поставленной самим читателем или кем-то другим.

Перечисленные способности являются универсальными -метапредметными [5, с. 19-26], т. к. обеспечивают читательскую грамотность личности независимо от возраста, пола, уровня профессионального образования, сферы деятельности и т. д. Однако современный учитель не в полной мере готов развивать у обучаемых перечисленный ряд читательских умений. В свое время на ступени профессионального педагогического образования вопросы развития навыков чтения и способность понимать тексты рассматривались только на факультетах начального общего образования и филологии. Остальные учителя-предметники испытывают затруднения в развитии у обучаемых читательской грамотности посредством использования учебных текстов, отражающих содержание преподаваемых дисциплин, хотя и раньше теоретический материал учебных дисциплин был представлен в виде текстов, реже графиков, таблиц, схем и др. Теперь совокупность таких материалов называется несплошным текстом [9, с. 6].

В настоящий период перед учителем стоит задача достижения предметных результатов (формирование у обучаемых предметных (специальных) знаний и умений), а также метапредметных в виде функциональной грамотности, в состав которой, наряду с математической, естественнонаучной, здоровьесберегающей и другими видами, входит и читательская грамотность. Однако говорить о сложившейся методике формирования и развития у школьников читательской грамотности преждевременно [3, с. 13; 10, с. 9]. Исследования в этой области пока в большей степени констатируют факты низкого уровня развития данного вида грамотности, как у школьников, так и у студентов, предлагают различные приемы развития читательских умений на уроках конкретных учебных дисциплин. Однако системный подход к решению данной проблемы пока не сложился. Этим обусловлена необходимость организации методической работы в школе, направленной на формирование профессиональных компетенций в области развития у обучаемых читательской грамотности.

В профессиональном педагогическом образовании методическая работа понимается как часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей в образовательных организациях РФ, осуществляемого в коллективных и индивидуальных формах и направленного на решение актуальных задач образовательного учреждения или системы образования в целом [2, с. 165]. С точки зрения международных исследований, читательская грамотность есть способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни [11; 5, с. 25].

Опираясь на данное определение и тот факт, что чтение является одним из основных видов учебной деятельности, можно с уверенностью сделать вывод о профессиональных знаниях и умениях, которыми должен обладать современный учитель независимо от преподаваемой дисциплины [3, с. 14].

Применительно к проблеме развития у обучающихся читательской грамотности целесообразно определить цели методической работы в школе:

- осознание учителями сущности читательской грамотности, видов учебных текстов, их структуры, содержательных и стилевых особенностей;

- знакомство педколлектива с видами логических умений, применение которых при работе с учебными текстами способствует пониманию учениками содержания текста целиком и его компонентов, развитию способности анализировать логическую структуру текста, интерпретировать, извлекать и обобщать информацию, сравнивать факты и мнения, задавать проблемные вопросы, выявлять противоречия, проблемы, формулировать доказательство и др.;

- освоение педагогами, преподающими все учебные дисциплины, наиболее рациональных методов и приёмов развития у обучаемых в единстве читательской грамотности и логических умений посредством организации целенаправленной и системной работы с учебными текстами;

- проведение методических мероприятий, на которых учителя могут демонстрировать результаты систематического применения освоенных средств и приемов работы с текстами на уроках (педагогическое мастерство);

- обмен опытом между членами педагогического коллектива, выявление и пропаганда актуального педагогического опыта в области развития у обучаемых читательской грамотности;

- организация диагностики уровня развития у школьников читательской грамотности с помощью текстов, содержащих материал по различным учебным дисциплинам;

- достижение и поддержание высокого качества уровня развития у школьников читательской грамотности;

- содействие развитию у учителей навыков педагогического анализа, диагностических исследований уровня развития у обучаемых читательской грамотности (педагогический мониторинг).

Систему методической работы в школе, направленной на достижение перечисленных целей, должен разработать методический совет, в состав которого могут входить творческие группы педагогов, организованные для решения конкретных методических задач на каждой ступени обучения, а также школа молодого педагога, методические объединения учителей-предметников.

Главным направлением деятельности методсовета должна стать диагностика, выявление профессиональных затруднений педагогов в

области развития у обучаемых читательской грамотности, а также анализ детских образовательных результатов, позволяющих выявить причинно-следственные связи между читательскими умениями обучаемых и профессиональными дефицитами педагогов. Важным элементом на данном уровне методической работы является осознание педагогами своих профессиональных затруднений (дефицитов), которое должно привести их к обобщениям и выводам - объективной самооценке, определению целей дальнейшего профессионального развития, поиску оптимальных ресурсов.

Целесообразно ввести в школе должность методиста, у которого появляются новые функции; теперь методист - это аналитик, модератор, менеджер, маркетолог, «виртуальный методист», методист-тьютор, методист-эксперт, методист-консультант, методист-исследователь [8, с. 6]. Методист в школе посредством прямого взаимодействия с педагогами направляет их на ликвидацию конкретных затруднений (дефицитов), как с помощью средств, предлагаемых муниципальными методическими службами и краевым методическим советом, так и подобранных или разработанных самостоятельно. Содержание и формы методической работы в школе определяются методсоветом по направлениям:

- выявление профессиональных затруднений (проблем, дефицитов) у педагогов (эффективными средствами являются: анкетирование, тестирование, анализ уроков, анализ результатов обучающихся (по итогам проведенных мониторинговых процедур), самооценка педагогов и др.);

- повышение квалификации и профессионального мастерства педагогических и руководящих работников (посредством курсов повышения квалификации, обучающих семинаров, самообразования, наставничества, участия в работе сетевых сообществ, конференций, проведения единых методических дней и др. форм методической работы);

- описание, обобщение, представление и распространение опыта успешной или инновационной деятельности педагогов (разработка авторских программ, методических рекомендаций; работа педагогов в творческих группах; организация конференций, фестивалей, презентаций авторских разработок; проведение открытых уроков, мастер-классов и др.).

Предполагается цикличный способ методической работы с педагогами, предусматривающий создание и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ). На начальном этапе проводится стартовая (начальная) диагностика (внешняя или самодиагностика) уровня развития у педагогических работников профессиональных компетентностей в области читательской грамотности. На основе результатов данной диагностики определяется перечень профессиональных затруднений (дефицитов), которые не позволяют педагогам успешно достигать планируемых результатов и реализовать свой потенциал. Профессиональные затруднения играют негативную роль, неблагоприятно сказываются на эффективности деятельности, что

приводит к профессиональной стагнации педагога, является источником психологических срывов и заниженной самооценки [1].

В процессе профессиональной диагностики могут быть выявлены и достижения педагогов (высокий уровень развития каких-то профессиональных навыков, способность самостоятельно разрабатывать дидактические и диагностические материалы, создавать условия для успешного обучения и воспитания обучаемых и др.). Диагностика может проводиться как индивидуально, так и в составе групп педагогов определенной предметной области.

Далее результаты, полученные на предыдущем этапе, должны стать основой для проектирования педагогами индивидуальных образовательных маршрутов (далее - ИОМ), реализация которых позволит избавиться от профессиональных затруднений (дефицитов), решить проблемы, возникающие как в процессе обучения (проведения уроков и внеурочной деятельности), так и воспитания (работе классного руководителя, воспитателя, педагога-психолога), а также создаст условия для раскрытия творческих способностей и реализации потенциала педагога при демонстрации опыта работы, проведении мастер-классов, открытых уроков, выступлении на методических мероприятиях и конференциях. Проектирование ИОМ может осуществляться в процессе методического сопровождения координатора, которым может быть методист муниципальной службы, руководитель МО, заместитель директора ОО по учебно-воспитательной работе и др.

ИОМ может создаваться педагогом на различные сроки в зависимости от особенностей профессиональных дефицитов (затруднений) и поставленных целей. При этом при его разработке может использоваться многообразие ресурсов [4, с. 65-79]:

- темы самообразования педагога в области развития у обучаемых читательской грамотности;

- планы методической работы школы, районного (городского) методического объединения в этом же направлении;

- перечень курсов повышения квалификации (очных и дистанционных), направленных на восполнение профессиональных дефицитов (курсы, предлагаемые институтами повышения квалификации и профильными центрами);

- региональный атлас образовательных практик, представляющих разнообразный опыт развития у обучаемых читательской грамотности;

- региональная дорожная карта по развитию системы методической работы в крае (области, районе), направленной на формирование профессиональных компетенций по читательской грамотности;

- профессиональные конкурсы разработок уроков, построенных на выведении обучающимися новых знаний или повторении, обобщении

ранее изученного материала посредством организации работы с учебными текстами;

- график проведения краевых (районных, городских) мероприятий: научных конференций, методических марафонов, педагогических фестивалей, слетов, - на которых педагог может демонстрировать свой успешный опыт или познакомиться с современными разработками ученых, практиками других педагогов, муниципалитетов, регионов и др.

При составлении ИОМ возможна кооперация педагогов по принципу общности выявленных профессиональных затруднений (дефицитов), а также актуальности задач, обозначенных в документах министерства образования, Рособрнадзора, ЦОКО и др. Педагоги могут обсуждать варианты решения проблем, некоторые средства, указанные в ИОМ разных педагогов, могут совпадать, однако маршруты должны быть направлены на конкретную личность, учитывать не только результаты диагностики, но и индивидуальные особенности, поэтому ИОМ разных педагогов не могут быть абсолютно одинаковыми. Значительным составляющим являются сроки реализации каждого пункта маршрута, они должны быть указаны в виде конкретной даты или месяца.

Важным качеством современного педагога является его профессиональная мобильность - способность и готовность педагога быстро осваивать и применять на практике новые средства, методы, технологии, формы обучения, учебно-методические комплексы и т. п.; потребность педагога постоянно повышать своё образование и квалификацию [2, с. 262]. Профессиональная мобильность педагога может быть определена по содержанию его ИОМ. Еще одно не менее важное качество - компетентность взаимодействия с собой, обеспечивающая саморегуляцию, самоконтроль, самоорганизацию, как на стадии разработки ИОМ, так и в процессе его реализации.

Чтобы избежать формализма при составлении педагогами своих маршрутов, необходимо каждый ИОМ подвергнуть внешней экспертизе, которая определит:

- объективность отношения педагога к результатам диагностики;

- наличие методических ошибок;

- степень расхождения/соответствия результатов диагностики и самооценки педагога в области профессиональных затруднений (дефицитов);

- способность выбранных педагогом средств реально помочь ему справиться с профессиональными затруднениями;

- оптимальность выбора средств решения профессиональных проблем;

- возможность обеспечить демонстрацию профессионального мастерства педагога посредством участия в указанных мероприятиях и др.

Методические ошибки в действиях педагога и его планах развития возникают при недостаточном осознании проблем, искажении методики преподавания и полученных результатов. При составлении ИОМ педагогом могут быть допущены разные типы методических ошибок [2, с. 165]:

- стратегические (в качестве цели выдвигаются заведомо ложные ориентиры профессионального развития вследствие необъективной самооценки результатов деятельности, отрицания (непризнания) педагогом наличия профессиональных проблем, степени их влияния на результаты обучаемых, причин их возникновения и последствий при отсутствии изменений);

- тактические (неправильная (пассивная, с заниженной или завышенной самооценкой) педагогическая позиция во взаимодействии с профессиональными сообществами; нерациональный выбор средств профессионального развития; слишком большой или недостаточный объем выбранных средств; игнорирование средств и возможностей своей ОО, муниципалитета);

- технические (недостаточная конкретность в описании целей, задач и выбранных средств; отсутствие сроков; наличие некорректных или двусмысленных высказываний; использование аббревиатур без их расшифровки и др.).

ИОМ должен быть согласован с руководителем МО, утвержден руководителем ОО, т. к. его реализация может быть связана с финансовыми расходами (командировка для прохождения курсов ПК или участия в конференции; издание в типографии сборника разработанных материалов и т. д.) и не должна нарушать учебный процесс (учитывается возможность замещения педагога на период его обучения или участия в каких-то методических мероприятиях).

Следующий этап - реализация ИОМ. В этот период сопровождение осуществляет тьютор, выполняющий роль наставника. Затем происходит проектирование изменений в деятельности педагога. На этом этапе педагогу может понадобиться методическая помощь или консультация фасилитатора, супервизора.

Далее педагог осуществляет свою деятельность, используя приобретенные в процессе реализации ИОМ профессиональные знания и умения, проводит самоанализ особенностей изменений в своей работе, результатов (своих достижений и обучающихся), демонстрирует их педагогическому сообществу.

И закрывается цикл диагностикой уровня развития у педагогических работников тех же профессиональных компетентностей, что исследовали на первом этапе. Результаты этой диагностики необходимо сравнить со стартовой и выявить динамику изменений (положительную или отрицательную) :

- насколько изменился уровень развития каждой профессиональной компетентности в целом и их составляющих компонентов в отдельности;

- какие качественные показатели подтверждают динамику изменений;

- какие конкретные профессиональные затруднения (дефициты) восполнены в полной мере, а какие частично или совсем не ликвидированы;

- в области каких компетентностей (или их компонентов) изменения не произошли;

- какие профессиональные компетентности достигли высокого уровня и могут демонстрироваться в качестве профессионального мастерства.

Анализ данных результатов в совокупности с результатами мониторинговых процедур, проведенных с обучающимися, позволит выявить, правильно ли был составлен ИОМ, насколько успешно он реализован, какие качественные изменения произошли в сознании педагога и результатах его профессиональной деятельности. Также целесообразно определить, какие разработки педагога (если они есть) можно считать инновационной практикой и тиражировать педагогической общественности. С учетом этих данных педагог определяет новые цели и задачи, планируемые результаты, создает следующий ИОМ - и цикл этапов повторяется.

Реализация учителем ИОМ, нацеленного на развитие у обучаемых читательской грамотности, позволяет ему не впасть в состояние стагнации (лат. stagnum - стоячая вода, «заплесневелость», «замшелость», загнивание, регресс), которое понимается как застой, остановка или снижение темпов развития личности или общества. Стагнация в профессиональной деятельности педагога - остановка его профессионального развития, понижение активности, проявление индифферентного (равнодушного, безразличного) отношения к работе, не использование потенциальных возможностей, что оказывает негативное влияние на организацию учебного процесса и результаты обучающихся

[7].

Так реализуется система методической работы в школе. Если она реально является системой, представляющей собой совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и взаимно обусловливающих друг друга; если работа характеризуется систематичностью и целенаправленностью; если в одном методическом направлении работает весь коллектив, то все перечисленные выше педагогические задачи будут решены в полной мере.

В Красноярском крае широкое распространение получил Способ диалектического обучения, теория и технология которого разработаны Гончаруком А.И. и Зориной В.Л. (в 1996 г. авторы получили патент

Международного центра педагогического изобретательства). Последователи научной школы Гончарука-Зориной разработали научно-методическое обеспечение, позволяющее формировать у педагогов профессиональные компетенции, обеспечивающие развитие у обучаемых читательской грамотности с помощью текстов по любой учебной дисциплине.

Дидактический инструментарий, разработанный в теории и технологии Способа диалектического обучения, многообразен и многофункционален. Рассмотрим возможности его применения для развития (и диагностики тоже) различных видов читательских умений, необходимых обучающимся как при изучении текстов по разным учебным предметам, так и за пределами познавательного процесса.

В теории и технологии Способа диалектического обучения используются различные ресурсы для развития у обучаемых читательской грамотности и логических умений в единстве [5, с. 75]:

- применение различных видов познавательных УУД при работе с учебными текстами, позволяющих извлекать необходимую информацию из текста, структурировать, интерпретировать, давать аналитическую оценку;

- использование структуры определения понятия в различных вариантах, конструирование определений понятий из свойств, обнаруженных в тексте, что способствует не только развитию читательской грамотности, но и предметных и метапредметных знаний и умений;

- применение постоянного требования к обучающимся выражать результат выполнения заданий в форме суждений (умозаключений), как в устной, так и письменной формах [6, с. 54];

- разработка системы заданий к предметному тексту для урока открытия новых знаний таким образом, чтобы выполнение заданий обучающимися превратилось в процесс научного открытия (системно-деятельностный подход); при этом может использоваться текст, демонстрирующий индуктивный или дедуктивный способы познания, или смешанный тип;

- извлечение обучающимися информации из различных источников для разработки сборников предметных, межпредметных и опорных понятий, что способствует развитию умений преобразовывать, интерпретировать, структурировать информацию, изъятую из текста, и применять ее для различных целей;

- составление по содержанию учебного текста сборников словесных образов, вскрывающих взаимосвязь предметных понятий и образных высказываний, сопровождающих понятия и дающих возможность с помощью выразительно-изобразительных средств более конкретно понять их строение, свойства и др. признаки;

- построение логических схем, в знаково-символической форме отражающих содержание текста, различные виды связей между компонентами;

- использование комплекта карточек №№ 1-6:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 1 и № 2- проблемные вопросы (вопросы-понятия, вопросы-суждения);

№ 3 - суждения, отражающие результат сравнения понятий; № 4 - суждения, содержащие противоречия, обнаруженные в изучаемом материале;

№ 5 - категории философии (обобщение понятий); № 6 - умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии). Применение педагогами многофункциональных дидактических средств Способа диалектического обучения при организации работы с учебными текстами создает успешные условия для развития у обучаемых читательской грамотности, предметных и метапредметных знаний и умений. Школы, в которых методическая работа организуется в системе Способа диалектического обучения, используют перечисленный инструментарий и для профессионального развития педагогов. Особые успехи в такой работе имеют школы Бирилюсского, Ермаковского, Курагинского, Манского районов Красноярского края. Главным показателем их успешности являются не только сформированные у педагогов компетенции, но и данные положительной динамики уровня развития у школьников читательской грамотности.

Использованные источники:

1. Академический словарь. URL: http://akadem.irooo.ru/metodicheskie-resursy/akademicheskij-slovar (дата обращ.: 10.05.21).

2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.

3. Глинкина Г.В. Методическая подготовка будущих учителей в области развития у обучаемых читательской грамотности // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании: сборник научн. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф. [Ярославль-Минск 12.03.2020] / под науч. ред. Е.В. Карповой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. 251 с. C. 13-15.

4. Глинкина Г.В. Повышение квалификации учителей-предметников в области развития у обучаемых читательской грамотности на основе применения логических умений // Педагогическое обозрение: научно -методический журнал. Чита. № 1 (37). 2019. С. 65- 79.

5. Глинкина Г.В. Развитие у обучаемых читательской грамотности средствами Способа диалектического обучения при изучении различных дисциплин: учебно-методич. пособие. Красноярск: ККИПК, 2018. 188 с.

6. Глинкина Г.В. Овладение обучаемыми формами мышления при изучении текстов как основа развития их читательской грамотности // Педагогика и психология: проблемы развития мышления. Развитие

личности в изменяющихся условиях: матер. IV Всеросс. науч.-практ. конф. с междун. участием (17.05.2019, г. Красноярск, СибГАУ им. М.Ф. Решетнева) / под общ. ред. Т.Н. Ищенко. Красноярск, 2019. 264 с. С. 49-57. Режим доступа: https://www.sibsau.ru/scientific-publication/ (дата обращ.: 15.11.2019).

7. Национальная педагогическая энциклопедия. URL: https://didacts.ru/termin/html (дата обращ.: 10.05.21).

8. Об утверждении модели муниципальной методической службы. Приказ Департамента образования Мэрии г. Новосибирска. № 1072-оу от 22.11.2017.

9. Основные подходы к оценке читательской грамотности в основной школе. URL: http:// skiv. instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya.pdf (дата обращения: 23.01.2021).

10. Читательская грамотность школьника (5-9 классы): книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, Васильевых И.П. и др.; под ред. И.Н. Добротиной. - М.: Российский учебник; Вентана-Граф, 2018. 144 с.

11. Programme for International Student Assessment: сайт ОЭСР, 2018. URL: https://www.oecd.org/pisa/ (дата обращения: 9.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.