Научная статья на тему 'Методическая работа в дошкольном учреждении'

Методическая работа в дошкольном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
478
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагиева А. Т.

Одной из значимых особенностей системы образования последнего десятилетия является вариативность работы дошкольного учреждения. Вопрос выбора программы был и остается весьма актуальным. Основная задача методиста – организация и проведение методической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическая работа в дошкольном учреждении»

тия управленческих решений в условиях изменяющихся параметров внешней среды и жесткой конкуренции. Она позволяет рассматривать изменение положения предприятия в отрасли при использовании разных стратегий развития. В ней одновременно могут принимать участие до 8 команд Игра «Корпорация» позволяет принимать решения по отдельным вопросам управления предприятием в условиях конкуренции.

Деловые игры, если они отражают суть профессиональной деятельности, формируют профессиональные качества специалистов, являются своеобразным тренингом, на котором менеджеры могут отрабатывать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным. Глубокий анализ ошибок менеджеров, проводимый при подведении итогов, снижает вероятность их повторения в реальной деятельности.

Список литературы:

1. Информационные технологии управлеия / Под ред. Г. А. Титоренко. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

2. Зайцев М.Г. Варюхин С.Е. Методы оптимизации управления и принятия решений. - М.: Издательство «Дело»АНХ, 2008.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

© Нагиева А.Т.*

Филиал Дагестанского государственного педагогического университета,

г. Дербент

Одной из значимых особенностей системы образования последнего десятилетия является вариативность работы дошкольного учреждения. Вопрос выбора программы был и остается весьма актуальным. Основная задача методиста - организация и проведение методической работы.

Методист дошкольного учреждения имеет дело не с механизмами, а с живыми людьми, которые сами управляют процессом становления и развития личности. Вот почему управление дошкольным учреждением должно рассматриваться, как целенаправленное активное взаимодействие методиста и всех участников педагогического процесса по его упорядочению и переводу в новое качественное состояние.

Эффективность работы всего коллектива дошкольного учреждения зависит от правильного выбора и использования методистом разнообразных форм методической работы в дошкольном учреждении. Все направления

* Старший преподаватель кафедры Педагогики, кандидат педагогических наук.

методической работы способствуют выработке единой линии действий педагогического коллектива.

Основными направлениями работы методиста являются организация методической работы коллектива, повышение квалификации воспитателей, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, повышение уровня работы воспитателей. В соответствии с этими направлениями определяются основные формы работы методиста.

Одной из значительных особенностей системы образования последнего десятилетия является вариативность работы дошкольных учреждений. Полипрограммность и вариативность - это условия, в которых работают настоящее время дошкольные учреждения.

Бесспорным достоинством является то, что вариативность современного дошкольного образования позволяет реагировать на потребности общества. Разнообразие педагогических услуг, предлагаемое дошкольным учреждением, отвечает возросшим запросам родителей. Главное при этом, чтобы сохранялись приоритеты образования: укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития всех детей, уважение права ребенка на сохранение своей индивидуальности.

Гуманизация современного образования связана, прежде всего, с изменением отношения к воспитанию, в центре которого находится ребенок.

Вопрос выбора программы был и остается весьма актуальным. В связи с этим перед методистом детского сада, учебного комплекса возникает достаточно ответственная задача - выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей. Поэтому педагогические работники ДОУ должны быть ориентированы в основных тенденциях программно-методического потока [8].

Работа ДОУ в условиях полипрограммности и вариативности технологий обеспечивает самоопределение и самоорганизацию участников образовательного процесса: ДОУ моделируют программы, проекты, участвуют в экспериментальной апробации и внедрении новых программно - методических материалов, а родителям предоставляется возможность выбрать для своего ребенка тот или иной тип и вид ДОУ. Процесс создания общеразви-вающих и специализированных образовательных программ и инновационных педагогических технологий продолжается. Внедрение разнообразных подходов в организацию педпроцесса весьма перспективного для системы дошкольного образования в целом. В связи с этим становится вопрос о роли и значении методической работы для эффективности воспитательного процесса [2].

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется в дошкольном учреждении через разнообразные формы методической работы. Все направления методической работы способствуют выработке единой линии действий педагогического коллектива.

Основными направлениями работы методиста являются организация методической работы коллектива, повышение квалификации воспитателей, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, повышение уровня работы воспитателей. В соответствии с этими направлениями определяются основные формы работы методиста.

Настоящим центром организации методической работы в дошкольном учреждении является методический кабинет. Предназначенная для этого комната оборудована необходимыми материалами и пособиями по всем разделам воспитательно-образовательной работы с детьми [4].

Методический кабинет в соответствии с возложенными на него задачами:

- Ведет персональный учет педагогических кадров, повышающих свою квалификацию на курсах и семинарах, в институтах усовершенствования педагогов, на факультетах по подготовке и повышению квалификации организаторов образования и обучающихся на заочных и вечерних отделениях высших и средних специальных учебных заведений.

- Координирует и направляет методическую работу с педагогическими кадрами; организует семинары, практикумы, лекции, консультации по наиболее сложным и актуальным вопросам обучения и воспитания. Использует в практике работы с педагогическими кадрами разнообразные активные формы: собеседования, диспуты, конференции, деловые игры, разбор педагогических ситуаций.

- Проводит групповые, индивидуальные консультации; оказывает помощь в самообразовании педагогических навыков [5].

Очень важно, чтобы все имеющиеся в методическом кабинете материалы были правильно подобраны и размещены. Их размещение можно проводить в различном порядке: либо по видам деятельности детей (организация жизни и воспитания детей, обучение на занятиях, праздники и развлечения, игра, труд), либо по задачам воспитания (физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).

Если размещение идет по видам деятельности, то внутри каждого раздела должен быть выделен материал для каждой возрастной группы, если по задачам воспитания, то материалы выделяются и по видам деятельности, и по возрастным группам. При систематизации материалов следует учитывать принцип построения «Программы воспитания и обучения в детском саду» [3].

Инструктивные и нормативные документы по дошкольному воспитанию находятся в отдельной папке. Материалы по организационным и другим вопросам (например, по руководству детским садом, оборудованию и оснащению учреждения, работе с кадрами и т.д.) также представляются в определенном месте.

Один из ключевых вопросов совершенствования системы общественного дошкольного воспитания - улучшение руководства учебно-воспитатель-

ной и административно-хозяйственной деятельностью детских учреждений. Поэтому в методическом кабинете необходимо оборудовать специальный раздел «Руководство дошкольными учреждениями», в котором были бы сосредоточены законодательные и инструктивные документы, методические рекомендации, материалы из опыта работы [7].

Также методистом организовываются различные формы методической помощи воспитателям, например: консультации, тематические беседы с воспитателями. Некоторые проблемы воспитания детей требуют более длительной беседы, обсуждения, и, если они волнуют нескольких воспитателей, то целесообразно организовать такую коллективную форму методической помощи, которой является семинар.

Значительных усилий требует от методиста изучение, обобщение и внедрение передового опыта, который представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, приобретаемых воспитателем в процессе практической учебно-воспитательной работы. Трибуной педагогического опыта является педсовет, который призван быть выразителем коллективной педагогической мысли, органом коллегиального руководства воспитательной работой [6].

Успешность педагогического процесса, работы всего педагогического коллектива дошкольного учреждения зависит не только от уровня подготовленности воспитателей, но и от правильной организации методической работы в дошкольном учреждении, поскольку все направления методической работы способствуют выработке единой линии действий педагогического коллектива.

В качестве выводов можно определить основные положения о работе методиста по дошкольному воспитанию. Методист организует работу ДОУ в целях совершенствования воспитания и образования дошкольников. Он оказывает методическую помощь воспитателям и руководителю дошкольного учреждения в совершенствовании педагогического процесса, в улучшении качества воспитания и обучения детей. Основная задача методиста -организация и проведение методической работы.

Список литературы:

1. Атаманчук Г.В. Общая теория управления. - М., 1994.

2. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Воспитатель-методист детского сада. - Мн., 1975.

3. Изергина К.П., Преснякова Л.С., Иншакова Т.В. Наш «взрослый» детский сад. - М.: Просвещение, 1991.

4. Калмыкова В.А. Руководство общественным дошкольным воспитанием в районе. - М.: Просвещение, 1988.

5. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - М., 1978.

6. Логинова В.И., Саморукова П.Г. и др. Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам. - М.: Просвещение, 1981.

7. Мальшакова В. Поиск новых подходов // Дошкольное воспитание. -1990. - № 11.

8. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. - М., 1984.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРАДИЦИЯХ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЮГРЫ В ХОДЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Некрасова Р.В.*

Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

В статье представлен авторский взгляд на возможность использования подвижных игр с опорой на представления детей о традициях коренных народов Югры в процессе решения задачи воспитания у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств.

Во все времена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое влияние на человека, преобразовывало его внутренний мир, что подтверждает важность и необходимость раннего формирования представлений о традициях и быте народов, воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста. В настоящее время активизируются движение в защиту национальных культур, процесс возрождения многих обычаев и обрядов, традиций, особенно, коренных народов, решаются вопросы ознакомления с ними разных категорий населения, среди которых центральное место занимают дети дошкольного возраста.

В условиях духовного возрождения общества и его национального самосознания, вполне закономерен интерес к освоению народных традиций как корневой системы, питающей современное общество, способствующей духовному оздоровлению всего народа. Не случайно так остро последнее десятилетие стоит вопрос о необходимости гуманизации образовательного процесса, его открытости культуре, дающей верные духовно-ценностные ориентации, способствующей максимальному раскрытию творческого потенциала человека.

Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, предоставляют возможность освоения культурного пространства ре-

* Кафедра Педагогического и специального образования. Научный руководитель: Ставрино-ва Н.Н., ведущий научный сотрудник лаборатории Инновационных образовательных технологий, доктор педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.