УДК 378.147.53 ББК 74.5
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К РЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ УЧИТЕЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ВУЗЕ
I И.А. Крутова, Г П. Стефанова
Аннотация. Овладение профессиональными компетенциями у будущего учителя осуществляется, по мнению авторов, через формирование у студентов обобщенных методов решения типовых профессиональных задач. На основе анализа конечных продуктов решения конкретных профессиональных проблем, возникающих в повседневной работе учителя физики, выделены типовые профессиональные задачи. Описана методика обучения студентов обобщенным методам их решения, основанная на закономерностях психолого-педагогической теории деятельности. При изучении методических дисциплин студенты овладевают деятельностью по проектированию и реализации учебного процесса по физике. Для организации этапа реализации деятельности, адекватной педагогической, используется интерактивная технология. Каждый студент реализует спроектированные им сценарии уроков и дидактические средства, организуя познавательную деятельность студентов-однокурсников, которые одновременно исполняют роли ученика и учителя-методиста, которому необходимо проанализировать урок и дать оценку. Разработаны практико-ориентированные оценочные средства, позволяющие управлять процессом формирования методических знаний, умений и профессиональных компетенций будущего учителя физики.
99
Ключевые слова: качество высшего образования, профессиональные компетенции, типовые профессиональные задачи, учитель физики, оценочные средства.
METHODICAL TRAINING OF STUDENTS TO SOLVING PROFESSIONAL TASKS OF THE TEACHER WHEN TEACHING AT UNIVERSITIES
| I.A. Krutova, G.P. Stefanova
Abstract. Acquisition of professional competencies with future teachers is carried out, according to the authors, through the formation of students' general methods of the solution of typical professional tasks. On the basis of the
analysis of the final products of the solution of the specific professional problems arising in daily work of the teacher of physics standard professional tasks are allocated. The technique of training of students the generalized methods of their decision based on regularities of the psychology and pedagogical theory of activity is described. When studying methodical disciplines students develop activities for the design and implementation of educational process in physics. To organization a stage of realization of the adequate pedagogical activity, the interactive technology is used. Each student realizes the scenarios of lessons and didactic means designed by himself, organizing cognitive activity of students classmates who at the same time play roles of the pupil and teacher-methodologist who needs to analyse a lesson and to give an assessment. Practice-oriented evaluation tools allowing to operate process of formation of methodical knowledge, abilities and professional competences of future teacher of physics are developed.
Keywords: quality of higher education, professional competence, typical professional tasks, physics teacher, evaluation tools.
Учитель XXI века работает в условиях смены парадигмы образования, в которой центральное место занимает развитие личности обучаемого. Учащийся должен выступать субъектом учебного процесса, организуемого учителем таким образом, чтобы ученик «создавал» новые знания и применял их для решения 100 конкретных проблем в процессе собственной деятельности, приобретая личностные качества и научное мировоззрение. Основными чертами учебного процесса в современной школе являются целевая направленность на овладение компетенциями, создание условий для «присвоения» учеником знаний и адекватных им видов деятельности, применение педагогических технологий, интегрирующих знания психолого-педагогических закономерностей учебной деятельности, передовой педагогической практики и технические возможности компьютерных средств обучения. Для достижения целей со-
временного школьного образования требуется модернизация подготовки учителя в вузе.
Сегодня высшее образование находится в состоянии перехода на компетентностную модель подготовки бакалавров и магистров. Осуществляемые преобразования определяют новые цели и результаты высшего образования. Качество образования определяется, прежде всего, сформированностью у выпускников профессиональных компетенций.
Основное отличие Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования состоит в том, что в них определены требования к результатам освоения основных образовательных программ, к которым относятся не только соответствующие знания, умения и навыки, но и в первую очередь компетенции выпускника вуза. В новых стандартах под компетенцией понимается способность применять знания, умения и личностные каче-
ства для успешной деятельности в определенной области. Также стандартами определяется необходимость разработки компетентностно-ориентированных образовательных и учебных программ, результатом освоения которых должна стать сфор-мированность у обучающихся требуемых компетенций.
Проектирование образовательных программ подготовки бакалавров и магистров по направлению «Педагогическое образование» обусловлено целями, сформулированными в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования. Один из его разделов посвящен характеристике профессиональной деятельности выпускника, которая состоит из области, объектов, видов и задач этой деятельности. Все эти разделы должны быть конкретизированы для соответствующих направлений подготовки. Рассмотрим характеристики профессиональной деятельности бакалавров и магистров, обучающихся по образовательной программе «Педагогическое образование (Физическое образование)».
Прежде всего, необходимо сформулировать цели основной образовательной программы, учитывающей специфику, направление и профиль подготовки, особенности научной школы, сложившейся в университете, специфику рынка труда. Целью подготовки бакалавров и магистров в области физического образования является овладение типовыми профессиональными компетенциями. Под профессиональными компетенциями будем понимать «присвоение» студентом обобщенных методов решения наиболее часто встречающих-
ся практически значимых задач профессиональной деятельности учителя физики — типовых профессиональных задач. В результате формирования у студентов профессиональных компетенций эти обобщенные методы должны стать стилем мышления выпускника.
Областью профессиональной деятельности выпускников данного направления подготовки является образовательный процесс по физике, реализуемый в образовательных учреждениях разного типа: основной, средней (полной) общеобразовательной школе, гимназиях, лицеях, колледжах, вузах.
Объектами профессиональной деятельности являются учащиеся и студенты, изучающие физику.
Профессиональные компетенции сформулированы в Федеральных государственных образовательных стандартах таким образом, что не дают четкого представления о видах деятельности, которыми должен овладеть будущий преподаватель, что является конечным продуктом той или иной деятельности, какими свойствами этот продукт должен обладать. Например, ПК-4 предполагает, что выпускник должен быть «способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса». Как видно, в этой формулировке не определены действия специалиста и способы их реализации для решения поставленной задачи. Таким образом, на наш взгляд, профессиональные компетенции сформулированы во ФГОС в самом общем плане, могут служить лишь ориентирами для разработки основ-
101
102
ной образовательной программы и нуждаются в дальнейшей детализации при определении целей обучения в вузе, разработке методики обучения и оценочных средств, позволяющих контролировать сформиро-ванность компетенций.
В качестве ведущей теоретической идеи при реализации принципа практико-ориентированной профессиональной подготовки нами выбрана идея Н.Ф. Талызиной: «... при разработке целей обучения конкретному предмету, прежде всего, необходимо выделить систему типовых задач, для решения которых готовится обучаемый», разработать методы их решения в обобщенном виде и систему оценочных средств, позволяющих управлять этим процессом.
Для выявления задач профессиональной деятельности выпускника по направлению «Педагогическое образование» нами применен следующий «механизм»: проведен анализ конечных продуктов решения конкретных профессиональных задач, которые возникают в повседневной практической деятельности учителя физики в школе, преподавателя физики в вузе и колледже. Применение этого «механизма» позволило выделить следующие типовые профессиональные задачи:
• планирование учебного материала;
• разработка уроков (занятий) различных типов (урока изучения нового материала с организацией деятельности учащихся по «созданию» физических знаний, урока систематизации знаний и обучения методам решения физических задач, урока обучения практическим действиям, урока обобщения и систематизации
знаний, урока изучения прикладного материала, контрольного урока);
• разработка и создание учебной экспериментальной установки;
• разработка системы физического эксперимента по теме;
• определение дидактических возможностей упражнений, представленных в школьных задачниках, разработка системы упражнений для применения знаний, изучаемых по теме;
• определение типовых физических задач по теме и методов их решения;
• выделение прикладных задач по теме и методов их решения;
• подготовка к преподаванию темы курса физики;
• диагностика учебных результатов.
Решение любой задачи состоит из трех этапов: проектировочного, исполнительного и контрольного. В аудиторных условиях студенты обучаются проектированию учебного процесса. В основе методики обучения студентов обобщенным методам решения типовым профессиональных задач лежит психолого-педагогическая теория деятельности. Различным аспектам подготовки будущего учителя физики к решению типовых профессиональных задач посвящен ряд работ [1-5].
Овладение студентами методами решения профессиональных задач происходит в результате их многократного решения в различных конкретных ситуациях. Это связано с тем, что, с одной стороны, современная средняя и высшая школа предполагает стандартизацию образования и вариативность программ и учебников, а с другой стороны, овладение любым обобщенным приемом
возможно лишь при многократном его применении в различных конкретных условиях. Такие условия создаются путем специального подбора тем отдельных уроков и разделов курса физики, работы с разными программами и учебниками.
Опишем некоторые практико-ориентированные оценочные средства, позволяющие управлять процессом формирования у студентов профессиональной компетенции, предполагающей что выпускник «способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных общеобразовательных учреждениях». Оценка знаний студентов, в процессе формирования методов решения типовых профессиональных задач в курсе «Теория и методика обучения физике», осуществляется по результатам выполнения заданий типа:
1. Выделите структуру Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
2. Назовите виды планирования изучения материала по физике. Выделите структурные элементы каждого вида планирования и способ разработки каждого вида плана.
3. Каково содержание деятельности учителя по проведению научно-методического анализа темы школьного курса физики?
4. Каковы требования к формулировке целей урока изучения нового физического материала?
5. Какова структура урока изучения нового материала? Какова цель каждого этапа урока?
6. Опишите содержание этапа создания понятия о физическом явлении на эмпирическом уровне познания.
7. Упорядочите этапы, через которые необходимо провести формируемое действие, чтобы оно было усвоено школьником в соответствии с закономерностями теории поэтапного формирования умственных действий:
а) этап выполнения действий в материализованной (материальной) форме;
б) мотивационный этап;
в) этап внутренней речи;
г) этап разработки способа деятельности;
д) этап внешней речи.
Для оценки сформированности профессиональных умений, студентам предлагается выполнить задания типа:
1. Выделите умения, которыми должны овладеть учащиеся в результате изучения физики в средней (полной) школе.
2. Осуществите научно-методический анализ темы «Основы электродинамики».
3. Сформулируйте прикладные задачи по созданию технических объектов, которые могут быть решены с опорой на знания проанализированной Вами темы школьно курса физики.
4. Разработайте фрагмент сценария урока, на котором организуется деятельность школьников по теоретическому предсказанию явления «Поляризация диэлектриков».
5. Разработайте фрагмент сценария урока, на котором организуется деятельность школьников по применению знаний при изучении темы «Сила трения».
Для оценки уровня овладения методами решения типовых профессиональных задач студентам предлагается выполнить деятельность,
103
104
адекватную деятельности учителя в реальном учебном процессе. Для организации этапа реализации деятельности, адекватной педагогической, используется интерактивная технология, в основе которой лежит имитационное моделирование, то есть воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе. На данном этапе студенты проводят урок, реализуют разработанные ими сценарии уроков и подобранные дидактические средства, имитируя деятельность учителя физики со студентами-однокурсниками так, что умения практической деятельности у начинающего учителя формируются не в результате полученной информации об этой деятельности, а в процессе непосредственного участия в ней студента. Студенты-однокурсники на данном уроке исполняют одновременно роли ученика и учителя-методиста, которому необходимо проанализировать урок и дать оценку.
Проведение этапа реализации деятельности, адекватной педагогической, имеет ряд преимуществ:
1) студенты не сразу включаются в «настоящий» учебный процесс, а вырабатывают умения организовывать деятельность обучаемых в адаптированных условиях; преподают в студенческой группе, концентрируясь на 1—2 методических трудностях, поэлементно отрабатывая систему профессиональной деятельности;
2) появляется возможность корректировки разработанного сценария урока и поведения учителя совместно с преподавателем и студентами группы. Корректировка поведения и общения может быть организо-
вана более эффективно, если «проигранный» урок записать на видео.
Для оценки сформированности профессиональных компетенций, необходимых для организации учебного процесса по физике, студентам предлагается выполнить деятельность, описанную в заданиях типа:
Вы учитель физики. У Вас сегодня урок по теме (указывается тема урока). Подготовьте дидактические материалы и экспериментальные установки и поведите данный урок в студенческой группе.
Вы учитель физики. Сегодня Вам предстоит организовать деятельность учащихся по выделению обобщенного метода решения задач по теме (указывается тема урока).
Вы учитель-методист. Вам необходимо проанализировать урок, дать оценку и обосновать ее.
Такая организация учебного процесса в вузе позволяет будущему учителю успешно овладеть обобщенными способами деятельности по решению любой типовой профессиональной задачи уже при обучении в вузе и в дальнейшем успешно работать в образовательном учреждении любого типа.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дергунова, О.Ю. Модель подготовки будущего учителя физики к обучению школьников решению прикладных задач [Текст] / О.Ю. Дергунова, И.А. Крутова // Наука и школа. - 2012. - № 6. - С. 34-37.
2. Стефанова, Г.П. Применение компьютерных технологий для формирования познавательной активности школьников при обучении физике [Текст] / Г.П. Стефанова, И.А. Крутова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2011. - № 4-1. - С. 160-164.
3. Крутова, И.А. Формирование у будущего учителя физики обобщенного метода решения прикладных задач с применением электронного учебника [Текст] / И.А. Крутова, О.Ю. Дергунова // Фундаменталь-
ные исследования. С. 969-974.
- 2013. - № 4-4. -
4. Крутова, И.А. Формирование профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по направлению «Физическое образование» [Текст] / И.А. Крутова, О.Ю. Дергунова // Наука и школа. - 2010. - № 3. - С. 63-66.
5. Крутова, И.А. Методическая система подготовки будущих учителей физики к обучению школьников обобщенному методу решения прикладных задач, связанных с разработкой технических устройств [Электронный ресурс] / И.А. Крутова, О.Ю. Дергунова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4. -URL: www.science-education.ru/104-6893 (дата обращения: 3.06.2013).
REFERENCES
1. Dergunova O.Yu., Krutova I.A. Model' podgotovki budushchego uchitelya fiziki k obucheniyu shkol'nikov resheniyu priklad-nykh zadach [Model of training future physics teachers for teaching pupils to the solution of applied tasks], Nauka i shkola, 2012, No 6, pp. 34-37.
2. Stefanova G.P., Krutova I.A. Primenenie komp'yuternykh tekhnologii dlya formiro-
vaniya poznavatel'noi aktivnosti shkol'nikov pri obuchenii fizike [The use of computer technology for the formation of cognitive activity of pupils in teaching physics], Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta, 2011, No 4-1, pp. 160-16.
3. Krutova I.A., Dergunova O.Yu. Formiro-vanie u budushchego uchitelya fiziki obob-shchennogo metoda resheniya prikladnykh zadach s primeneniem elektronnogo ucheb-nika [Formation at future teacher of physics of the generalized method of the solution of applied tasks with the use of the electronic textbook], Fundamental'nye issledovaniya, 2013, No 4-4, pp. 969-974.
4. Krutova I.A., Dergunova O.Yu. Formirovanie professional'nykh kompetentsii u studentov, obuchayushchikhsya po napravleniyu «Fiz-icheskoe obrazovanie» [Development of professional competencies at the students trained in the direction of «Physical Education»], Nauka i shkola, 2010, No 3, pp. 63-66.
5. Krutova I.A., Dergunova O.Yu. Metodiches-kaya sistema podgotovki budushchikh uchitelei fiziki k obucheniyu shkol'nikov obobshchennomu metodu resheniya priklad-nykh zadach, svyazannykh s razrabotkoi tekh-nicheskikh ustroistv [Methodical system of training future teachers of physics for teaching pupils the generalized method of solving applied problems related to the development of technical devices], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2012, No 4, URL: www.science-education.ru/104-6893
105
Крутова Ирина Александровна, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теоретической физики и методики преподавания физики Астраханского государственного университета, irinkrutova@yandex.ru
Krutova I.A., Dr. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Chairperson, Theoretical Physics and Methods of Teaching Physics Department, Astrakhan State University, irinkrutova@yandex.ru
Стефанова Галина Павловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры теоретической физики и методики преподавания физики Астраханского государственного университета, firstpro@aspu.ru
Stefanova G.P., Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Theoretical Physics and Methods of Teaching Physics Department, Astrakhan state university, firstpro@aspu.ru