Научная статья на тему 'Методическая концепция организации самостоятельной работы студентов-искусствоведов'

Методическая концепция организации самостоятельной работы студентов-искусствоведов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН / ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ИСКУССТВА / АНАЛИЗ В ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ / METHODS OF TEACHING / METHODS OF TEACHING AT HIGHER SCHOOL / TEACHING OF HUMANITARIAN DISCIPLINES / TEACHING OF ART HISTORY / ANALYSIS IN HUMANITARIAN STUDIES / ORGANIZATION OF INDIVIDUAL PRACTICE OF STUDENTS AT HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омельяненко Мария Валерьевна

Статья исследует проблему преподавания гуманитарных дисциплин при условии большого объема самостоятельной работы учащихся. Предлагаются общие принципы и методика использования учебных заданий, нацеленных на приобретение аналитических навыков. В качестве примеров реализации данной методики представлен ряд конкретных семинаров по искусствоведческим дисциплинам у студентов разных уровней обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological concept of organization of individual practice of art-students

The article examines the problem of teaching of humanitarian disciplines when students are required a large volume of individual practice. The author offers general principles and methods of application of tasks, aimed at the acquisition of analytical skills by students. The research contains several special tasks as examples of implementation of these methods in learning of art history at different levels at higher school.

Текст научной работы на тему «Методическая концепция организации самостоятельной работы студентов-искусствоведов»

УДК 378.147:7/9

М. В. Омельяненко

Методическая концепция организации самостоятельной работы студентов-искусствоведов

Статья исследует проблему преподавания гуманитарных дисциплин при условии большого объема самостоятельной работы учащихся. Предлагаются общие принципы и методика использования учебных заданий, нацеленных на приобретение аналитических навыков. В качестве примеров реализации данной методики представлен ряд конкретных семинаров по искусствоведческим дисциплинам у студентов разных уровней обучения.

Ключевые слова: методика преподавания, методика преподавания в высшей школе, преподавание гуманитарных дисциплин, преподавание истории искусства, анализ в гуманитарных исследованиях, организация практической работы учащихся

Mariya V. Omelyanenko Methodological concept of organization of individual practice of art-students

The article examines the problem of teaching of humanitarian disciplines when students are required a large volume of individual practice. The author offers general principles and methods of application of tasks, aimed at the acquisition of analytical skills by students. The research contains several special tasks as examples of implementation of these methods in learning of art history at different levels at higher school.

Keywords: methods of teaching, methods of teaching at higher school, teaching of humanitarian disciplines, teaching of art history, analysis in humanitarian studies, organization of individual practice of students at higher school

Значительные изменения современного высшего образования затрагивают многие аспекты собственно преподавания - того, что непосредственно происходит в учебных аудиториях на занятиях разного типа и в процессе проверки полученных знаний и умений. Те новшества, которые касаются в целом организации занятий, методики преподавания, работы преподавателей над созданием пособий, способны иметь непредсказуемые последствия для самого качества обучения и вести к потере контроля за освоением дисциплин.

Появление методической концепции, представленной в данной статье, мотивировано одним из таких обстоятельств. Это тенденция увеличения объема самостоятельной работы студента относительно лекционных занятий по ряду предметов искусствоведческой сферы, требующих, как представляется, обстоятельного теоретического введения в материал и сложных его интерпретаций лектором. Ситуация недостатка лекционного времени перекладывает часть интеллектуальной работы по выстраиванию системного и уверенного знания предмета на учащегося, что часто оказывается непосильной задачей либо реализуется на довольно скромном для высшего образования уровне.

Тенденция внимания к практическим занятиям имеет обоснования и высокую востребованность административного и культурного плана. Она дает позитивные эффекты (лежащие, например, в сфере мотивации учащихся и выработки практических навыков какого-то рода). Однако если, следуя идеям

Д. Белла, начать рассуждать о глобальных параметрах знания, то обнаружится, что при данных условиях его передача от поколения к поколению фрагментарна и тенденции к росту оно иметь не может1. Эта проблема требует методических решений, соответствующих заданным рамкам и вместе с тем дающих результативность обучения. Необходимо смещение интеллектуальной активности студента на этап выполнения самостоятельных заданий к семинарам при одновременном усилении ее планирования и контроля со стороны преподавателя.

Пересмотр традиционных форм реализации самостоятельной работы студента-искусствоведа имеет отношение к общей динамике интерпретации гуманитарных наук и исследований (в частности, искусствоведения). Преподавание гуманитарных дисциплин, общие представления о гуманитарном знании, о профессиональной деятельности в этой сфере постоянно претерпевают изменения. На настоящий момент в отношении искусствоведческой науки, а также разнообразной практической работы искусствоведа доминируют толкования, предполагающие не самый высокий уровень теоретических претензий, проблемы использования понятийного аппарата дисциплины и даже необязательность системного знания фактического материала истории искусства (возможность узкой специализации без знакомства с всеобщей историей искусства). Это общая - мировая, по существу - тенденция, заметная многие десятилетия и обусловленная более глобальными

обстоятельствами, чем нежелание каких-то недавних поколений искусствоведов продвигать зедльмайровскую «строгую» науку об искусстве2. Согласно этим представлениям эпохи, искусствоведческая деятельность может приравниваться к любому выступлению об изобразительном искусстве. Нет четкого понимания границ искусствоведения - его предмета, типичных задач и системы методов. Поэтому преподавание дисциплин в этой сфере нуждается в постоянном усилении внимания к теоретическим и методологическим аспектам, чтобы сформировать у студентов отчетливый и более близкий к научной работе образ искусствоведческой деятельности.

Теоретический и методологический компоненты читаемого курса, в силу распределения времени, могут сместиться на семинарские занятия и осложниться необходимостью обучать аудиторию основам осознанного анализа информации. В таких случаях план работы студента в связи с приближающимся семинарским занятием необходимо, как представляется, перестроить и усложнить - для того, чтобы добиться максимально адекватной учебным задачам и продуктивной деятельности. После изучения причин неэффективности стандартного пути подготовки к семинару была разработана альтернативная концепция, речь идет о выдаче аналитического задания со сложной схемой разбора материала.

Принципы создания таких заданий и организации самостоятельной работы студентов над ними следующие.

1. Задание должно быть связано с типовой искусствоведческой задачей, иметь потенциал многократного практического применения и, в какой-то мере, отражать суть отдельного изучаемого предмета. Польза такого рода задания -одновременно теоретическая и практическая. Структурно, в силу сложности своего плана, оно будет обращать внимание на те аспекты анализа, которые учащиеся могут и не обнаружить, работая совершенно самостоятельно. Вместе с этой интеллектуальной помощью при подготовке одного доклада студенты получают и план действий, который можно будет использовать (целиком или фрагментарно) вне конкретного семинара при решении подобных задач на других предметах или в самостоятельных исследованиях.

2. Объектом анализа должно быть конкретное явление. Одна из самых больших сложностей в преподавании искусствоведческих дисциплин -прививание учащимся исторического подхода к изучению истории и теории искусства. Любые задания, нацеленные на сбор и анализ фактической информации о конкретном произведении, художнике, художественном направлении и т. п., имеют ценность как для приобретения максимума

знаний по всеобщей истории искусства, так и для появления понимания уникальности конкретного события в художественном процессе. Это помогает формированию правильных представлений об углубленных исследованиях конкретики в научном искусствоведении, которые строятся по индуктивному плану.

3. Реализация типового задания должна представлять собой сложный план интеллектуальных действий, предусматривающий, насколько возможно, то, с чем можно столкнуться при изучении разнообразных конкретных явлений. Разработка такого плана потребует больших усилий от руководителя семинара, однако сам по себе он станет, во-первых, пособием по последовательности анализа при типовой задаче, и во-вторых, картиной общих закономерностей, с которой будет удобно сопоставлять конкретное явление, с которым работает студент.

План формального анализа отдельного произведения в предлагаемых рамках должен выглядеть, главным образом, как подробный список признаков формы: что происходит с пространством, освещением, цветом, каковы принципы изображения человеческого тела. Руководитель семинара при помощи такого детального плана выстраивает порядок самостоятельной работы студента и дает ему свое понимание иерархии признаков (формальный анализ начинается вопросом о виде изобразительного искусства и заканчивается описанием признаков цвета и фактуры). Кроме того, план предусматривает отслеживание всех аспектов формы - средств выразительности, возможных, но не обязательно задействованных в конкретном случае. К общему представлению описанного подхода необходимо добавить рекомендации по непосредственной практике семинаров с подобными аналитическими заданиями. Самая ответственная часть работы для руководителя - выбор типового задания, разработка его схемы и методических материалов. На предварительном этапе семинара особую важность имеет вопрос назначения или выбора конкретных объектов исследования для дальнейшей индивидуальной работы. В зависимости от особенностей предмета и уровня подготовки студентов можно и назначать материал для анализа, и предлагать выбрать его самостоятельно. На самых ранних этапах обучения в бакалавриате, при тренировке формального анализа отдельного произведения (курс «Описание и анализ памятников») имеет смысл распределять задание в группе таким образом, чтобы анализируемая студентами конкретика представляла все сферы ответственности исследователя-искусствоведа - изобразительное искусство, ДПИ и архитектуру. Наоборот, в магистратуре и аспирантуре более эффективно оставить решение о выборе конкретного материала для анализа за самими студентами,

М. В. Омельяненко

обучающиеся останавливаются, как правило, на явлениях, связанных с содержанием специальных диссертационных исследований.

Опрос студентов по заданию лучше всего реализовать как мини-конференцию с отдельными докладами, демонстрацией наглядных материалов и обсуждением содержания выступлений. Для руководителя семинара появится возможность сравнить аналитический потенциал разных студентов, разъяснить сложные моменты в содержании задания, разобрать одинаковые ошибки анализа, словоупотребления и тому подобное. Самим участникам семинара формат мини-конференции поможет познакомиться с конкретным материалом за рамками того явления, которое они при подготовке анализировали самостоятельно. Суть аналитического задания, а также связанная с ним научная проблематика и сферы практического применения полученного навыка - для отдельного студента будут представлены полноценно именно в ходе опроса-конференции. Стоит добавить, что такой формат семинара увеличит внимание студентов к этапу представления результатов их самостоятельных исследований, и, таким образом, аналитическое задание, изначально совсем не нацеленное на тренировку навыков публичного выступления, создаст для нее повод. В качестве показательных примеров практической реализации представленной в статье концепции выбраны задания различной степени сложности для всех ступеней обучения от бакалавриата до аспирантуры. В целом можно сделать вывод об успехе опыта при таких условиях, замысел типового анализа по сложной схеме оказался безусловно актуальным для преподавания гуманитарных дисциплин и легко исполнимым со стороны компетентного руководителя семинара. В отношении самостоятельной работы учащихся представленная концепция, как и предполагалось, обеспечивает достаточную интеллектуальную помощь студенту на самом сложном для него этапе анализа информации и в высокой степени мотивирует к углубленным самостоятельным исследованиям конкретных явлений истории искусства.

Семинар по дисциплине «Методология истории искусства» (бакалавриат): «Критическая рецензия искусствоведческого текста». Упражнения в рецензировании научной литературы должны готовить студентов к анализу чужих текстов в ходе учебного процесса и к соответствующему аспекту их будущей самостоятельной работы по специальности. Семинарское задание по рецензированию конкретной публикации восполняет объективный недостаток информации о сути научной рецензии, стратегиях и традициях реализации этой задачи. Руководитель семинара дает учащимся не примеры рецензий, а полезную инструкцию, которую можно

запомнить, использовать, по необходимости - модифицировать. Критический анализ чужого текста соответствует учебным задачам конкретной дисциплины «Методология истории искусства», позволяя повторить основное содержание лекционного материала: типы исследовательских задач, выбор методов, правила их согласования и аргументации. Рецензирование чужих текстов помогает развитию у учащихся аналитической и методологической рефлексии, которая является большой редкостью в учебных письменных работах и докладах.

Схема рецензии в данном задании включала в себя решение следующих основных вопросов: цель и задачи публикации (в том числе типовые задачи искусствоведческого исследования); определение публикации относительно специальных исследований и научно-популярной литературы; анализ контекста - характеристика издания в целом и определение возможного адресата; выявление использованных автором научных методов и адекватности их применения при заявленных задачах; оценка аргументации - в отношении последовательности, корректности, детальности; принадлежность автора к научным школам и его связь с известными студенту научными авторитетами; особенности терминологии и стиля изложения; оценка научной актуальности темы и значимости результатов исследования. К этому студент может добавить свои замечания и предложить альтернативные решения поставленных в публикации вопросов (как на абстрактном методологическом, так и на конкретном уровне).

Семинар по дисциплине «Теория искусства и принципы исследования творческого метода» (магистратура): «Реконструкция творческого метода отдельного художника/художественного объединения» отражает целый пласт реальных исследовательских проектов в искусствоведении, однако обращение к нему в педагогической практике является новацией. Задание отличается высокой степенью сложности и может быть реализовано в бакалавриате - при индивидуальной работе, в магистратуре и аспирантуре - в группе учащихся на семинаре. Реконструкция творческого метода художника предполагает со стороны студента хорошее знание корпуса работ мастера, а также письменных источников, которые представляют программу произведений, теоретические взгляды автора или близких к нему мастеров. При подготовке ответа по подобному заданию необходимо владеть широким историческим контекстом, связанным с выбранным конкретным материалом - понимать общественные и культурные особенности изучаемого периода, хорошо представлять себе характер профессионального образования художников и распространенные принципы ведения работы над произведением того или иного вида искусства. Зада-

ние на реконструкцию творческого метода требует от студента, во-первых, формулирования основных целей художника как представителя творческой профессии и определение предназначения произведений искусства. При этом авторская позиция в отношении этих вопросов исследуется студентом по теоретическим источникам или реконструируется из контекста, если художник не оставил нужных высказываний. Во-вторых, необходимо рассмотреть творческую практику художника со стороны концепции, выбора содержания произведений, их формальных особенностей, порядка ведения работы и обстоятельств восприятия творчества художника его современниками. В итоге учащийся получает возможность адекватно сопоставить теорию и практику - творческие задачи определенного мастера в контексте глобальных эстетических интенций времени и собственно метод реализации этих задач. Занятия по этому заданию в формате мини-конференции дают аудитории многогранный образ типовой исследовательской задачи и способствует наблюдению аналогий. Совместное обсуждение приготовленных по единому плану выступлений помогает обучаться сравнительному анализу по списку признаков и классифицировать различные исторические случаи.

Семинар по дисциплине «Теория искусства и принципы исследования творческого метода» (магистратура): «Анализ коммуникативных аспектов творчества отдельного художника» является модификацией предыдущего. План анализа посвящен аспекту коммуникации в рамках творческого метода отдельного художника. Эта проблематика была конвертирована в ряд вопросов, связанных с оценкой заинтересованности художника в коммуникации со зрителем, типологией содержания и изучением выразительных средств, использованных для передачи идей. Методологически и понятийно это задание было смещено к семиотическому исследованию, а также содержало в себе идеи информационной теории и различных психофизиологических подходов к изучению искусства. В силу этой методологической нестандартности магистры, выбиравшие материал для исследования, непосредственно связанный со своими диссертациями, получили возможность отвлечься от традиционных для искусствоведения путей толкования такой проблематики. Их представления о специально изучаемых явлениях расширились и были уточнены. Как и в случае с другими типовыми заданиями по сложному плану, они получили полезную схему действий для анализа любого похожего явления, сопоставили специфику своего объекта с тем, что изучают товарищи. На этапе изложения результатов работы, во время доклада, можно было видеть, что место для творческой активности и интеллектуальной самостоятельности молодого исследователя

остается и при высокой степени регламентации выступления. Это проявлялось, например, в подборе обоснований ответа на отдельные вопросы плана, в способности и желании разъяснять детали своей позиции, в умении найти у художника самые показательные для темы доклада произведения и уверенно их интерпретировать.

Семинар по дисциплине «Методология научных исследований по направлению (искусствоведение)» (аспирантура): «Анализ научной значимости исследования». Семинарские занятия в аспирантуре должны строиться с учетом основной деятельности аспиранта - подготовки его самостоятельного исследования. В связи с этим, тематика семинаров по дисциплине затрагивала вопросы, максимально актуальные для подготовки текста диссертации, однако в несколько ином ключе, чем это происходит в индивидуальном взаимодействии аспиранта и его научного руководителя, при непосредственном обсуждении хода работы над научно-квалификационной работой. План анализа значимости исследования предлагал ряд альтернативных подходов к определению ценности научного сочинения, востребованных в современной практике (отношение научного сочинения к модным научным и квазинаучным тенденциям, идеологическим и административным контекстам, вопрос теоретико-методологической ценности научных трудов, культурной и художественной ценности исследуемого материала).

Таким образом, преподавание гуманитарных дисциплин при условии большого объема самостоятельной работы учащихся требует разработанной методической концепции, затрагивающей как базовые вопросы образования, так и конкретные проблемы педагогических методик. Необходима последовательность в освоении основных навыков и продуманная система заданий и рекомендаций по их выполнению. Предложенные в работе общие принципы и методика использования учебных заданий, нацеленных на приобретение и развитие аналитических навыков, позволяют по-новому посмотреть на систему семинарских занятий в высшем учебном заведении. В качестве примеров реализации данной методики могут быть изучены результаты ряда конкретных семинаров по искусствоведческим дисциплинам у студентов разных уровней обучения. Анализ показывает перспективность представленных приемов при обучении основам научно-исследовательской работы студентов-искусствоведов.

Примечания

1 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социал. прогнозирования. М.: Academia, 2004. 788 с.

2 Зедльмайр Г. Искусство и истина. СПб.: Axioma, 2000. С.112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.