INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
M.A. Guseva, 5th year Undergraduate Student, School of Pedagogy and Psychology, field of training: 44.03.05 Pedagogical Education (with two training profiles) "Primary Education", "Foreign Language", Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: stud098519@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0002-5078-4523.
K.G. Gabdulinova, Ph. D. in Biological Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Methodology of Preschool and Primary Education, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: usr11786@vyatsu.ru, ORCID: 0000-00022268-3872.
УДК 378.1 DOI: 10.52772/25420291_2022_2_57
Артём Викторович Дубаков г. Шадринск
Методическая конкурентоспособность как результат профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка
Статья посвящена терминологическому анализу методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка. В условиях существующих вызовов возрастают требования к результатам профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка. Сегодня учитель данной предметной области должен обладать различными видами конкурентоспособности, важное место среди которых занимает методическая. Целенаправленное формирование методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка начинается в вузе. Методическую конкурентоспособность учителя целесообразно рассматривать в качестве одного из факторов успешности профессиональной деятельности и её итогового результата. В статье автор раскрывает характеристики понятий «конкурентоспособность учителя» и «методическая конкурентоспособность будущего учителя иностранного языка», уточняет ориентиры и возможности лингвометодической подготовки, детализирует структурные компоненты методической конкурентоспособности, обозначает возможные варианты формирования методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка в вузе.
Ключевые слова: профессиональная подготовка будущих учителей иностранного языка, конкурентоспособность учителя, методическая конкурентоспособность будущего учителя иностранного языка.
Artem Victorovich Dubakov
Shadrinsk
Methodological competitiveness as a result of professional training of future foreign language teachers
The article is devoted to the definition analysis of the methodological competitiveness of a future foreign language teacher. In the conditions of existing challenges, the requirements for the results of professional training of future foreign language teachers are increasing. Today, a teacher of this subject area should have various types of competitiveness, a significant place among which the methodological competitiveness plays. The formation of methodological competitiveness of future foreign language teachers begins at the university. It is rational to consider the methodological competitiveness of teachers as one of the factors of the success of professional activity and its final result. In the article, the author reveals the characteristics of the concepts "competitiveness of a teacher" and "methodological competitiveness of a future foreign language teacher", clarifies the guidelines and functions of linguodidactic and methodological teacher training, details the structural components of methodological competitiveness, identifies possible options for the formation of methodological competitiveness of future foreign language teachers at the university.
Keywords: professional training of future foreign language teachers, teacher competitiveness, methodological competitiveness of a future foreign language teacher.
Профессиональная подготовка будущих учителей иностранного языка представляет собой комплексный феномен и обозначается в качестве поэтапного процесса, в ходе которого по мере «прохождения» каждого этапа и решения конкретных познавательных задач, будущий учитель приобретает необходимые знания и умения, необходимые для педагогической деятельности [3]. В структурном отношении профессиональная подготовка будущих учителей иностранного языка включает четыре взаимосвязанных аспекта, к которым относятся:
1) языковой аспект (дисциплины по практике изучаемого иностранного языка (изучаемых иностранных языков), профессиональные лингвистические дисциплины);
2) лингвометодический аспект (дисциплины, ориентированные на обучение проектированию процесса обучения иностранному языку);
3) психолого-педагогический аспект (дисциплины, направленные на познание личностных и поведенческих характеристик обучающихся школы);
4) общепрофессиональный аспект (дисциплины, цель которых состоит в формировании мировоззрения будущих учителей иностранного языка и расширении их общепредметной эрудиции).
Лингвометодический аспект (лингвометодиче-ская (методическая) подготовка) занимает одну из приоритетных позиций, так как от умения осуществлять проектирование и проведение урока зависит уровень предметных результатов обучающихся. В
контексте общей профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка лингвометоди-ческой подготовке отводится особое место.
«Методическая подготовка в педагогическом вузе непрерывна, значительна по продолжительности и объему учебных часов». Магистральной дисциплиной, которая выступает смысловым ядром лингвометодической подготовки, является «Теория и методика обучения иностранному языку». Компонентные составляющие методической подготовки включены в содержание дисциплин психолого-педагогического цикла, педагогической практики. До окончания вуза будущие учителя сталкиваются с теоретическими и практико-ориентиро-ванными лингвометодическими проблемами. Лингвометодическая подготовка является систематизирующим компонентом педагогической деятельности. Данный вид подготовки можно обозначить в качестве «индикатора общепрофессиональной готовности к осуществлению педагогической деятельности». К объектам диагностики методической подготовки учителей иностранного языка относятся следующие знания и умения:
1) теоретические знания в области методики обучения иностранному языку, полученные в рамках курса и смежных дисциплин;
2) владение терминологическим категориально-понятийным аппаратом, предназначенным для описания процесса обучения иностранному языку;
3) знание отдельных приемов и способов обучения иностранному языку;
4) анализ и обоснование использования приемов, способов обучения иностранному языку, «последовательности обучающей деятельности»;
5) автономное планирование и применение приемов и способов в обучающей деятельности;
6) осуществление организации и реализации учебной деятельности;
7) осуществление контроля и оценки учебной деятельности;
8) «отбор и методическая обработка основных и дополнительных учебных материалов, применение наглядности» и технических средств обучения [4].
Принимая во внимание особенности методической подготовки будущих учителей иностранного языка, отметим, что она выполняет дидактическую, образовательную, развивающую, адаптирующую, контрольно-оценочную, мотивационную функции.
Дидактическая функция лингвометодической подготовки учителей предполагает овладение студентами методическими предметными знаниями и умениями. В ходе изучения курса «Теория и методика обучения иностранному языку» и смежных курсов будущие учителя узнают о различных составляющих организации процесса обучения, приобретают методические умения в ходе семинарских и практических занятий. Полученные методические знания и умения студенты применяют в ходе педагогических практик.
58
Образовательная функция лингвометодиче-ской подготовки подразумевает, что в рамках ее организации у студентов происходит расширение общекультурного кругозора, общей и профессиональной эрудиции. Это достигается за счет того, что студенты изучают дополнительную информацию, участвуют в научно-исследовательских проектах.
Развивающая функция лингвометодической подготовки указывает на осуществление целенаправленного развития методического мышления студентов, их личностных качеств. Лингвометоди-ческая подготовка представляет собой развивающее образовательное пространство, предназначенное для методического становления будущих учителей иностранного языка.
Адаптирующая функция позволяет подготовиться к осуществлению процесса обучения иностранному языку в различных типах образовательных учреждений. Это достигается посредством сочетания теоретического и практического аспектов подготовки. Организационные формы лингвомето-дической подготовки включают в себя лекционные, семинарские и практические занятия. Отдельно следует обозначить педагогическую практику. Она тесно взаимосвязана с лингвометодиче-ской подготовкой.
Контрольно-оценочная функция позволяет оценить полученные методические знания и сформированные умения посредством специальных контролирующих мероприятий. Контроль знаний и умений может осуществляться как на семинарских и практических занятиях, так и в ходе педагогических практик.
Мотивационная функция позволяет заинтересовать будущих учителей иностранного языка в будущей профессиональной деятельности, мотивировать их на её более качественную реализацию. Средствами достижения профессиональной мотивации могут выступать как сами занятия, так и профессиональные конкурсы лингвометодической направленности, организуемые на различных уровнях.
Новые требования к учителю иностранного языка, содержанию его профессиональной лингво-методической подготовки неизбежно приводят к трансформации переосмысления существующих моделей подготовки такого специалиста, определения направлений совершенствования существующей практики профессионально-методического образования в вузах [8]. Необходимость совершенствования сложившейся модели лингвометодиче-ской подготовки обусловлена определенными противоречиями и некоторыми недостатками в ее организации. Так, неоднократно отмечался дисбаланс между теоретическим и практическим аспектами. В некоторых случаях наблюдается преобладание теории над практикой, в результате чего студенты не готовы к организации процесса обучения. В обратном случае наблюдается поверхностность подготовки, ограниченная лишь базовыми знаниями. Здесь будущие учителя не знакомы с инновацион-
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022_2542-0291
ными лингвометодическими тенденциями, не обладают методическим мышлением и методической рефлексией. Для устранения проблемы необходимо установление четкой взаимосвязи между теоретическим и практическим материалом, обеспечение вариативности средств подготовки. Совершенствование лингвометодической подготовки поможет скорректировать многие имеющиеся проблемы в обучении иностранному языку в школе, так как результаты предметной подготовки обучающихся, в том числе, зависят от уровня методических знаний и умений учителя.
Всё сказанное выше, позволило нам прийти к выводу, что одной из ключевых целей лингвомето-дической подготовки является целенаправленное формирование конкурентоспособности будущего учителя в обозначенном контексте. От методической конкурентоспособности учителя иностранного языка зависит качество организации процесса обучения, его успешность, результаты педагогической деятельности.
В.Н. Мезинов полагает, что важность целенаправленного формирования конкурентоспособности учителя обусловлена тем, что интенсивно развивающийся рынок труда и «рынок личностей» предъявляют к специалистам всё более высокие требования. В различных сферах деятельности большое значение приобретают такие качества, как «социальная ответственность, адекватное восприятие и мобильное реагирование на новые факторы», оперативность и самостоятельность в принятии профессиональных решений, готовность к демо-
Интерпретации конкуре!
кратическому стилю общению, социально активному действию, что также предполагает защиту своих прав, способность своевременно адаптироваться к новым условиям, и другие качества, определяющие конкурентоспособность личности» [7]. Обучение иностранному языку является той сферой деятельности, где в последнее время всё больше преобладают инновационные методические тенденции, учитываются принципы аутентичности и новизны, умение реализовать появляющиеся подходы. Всё это в полной мере способен реализовать методически конкурентоспособный учитель иностранного языка.
Понятие «конкурентоспособность» изначально использовалось в экономической теории. В период дальнейшего становления оно постепенно приобретает междисциплинарный статус и также становится предметом педагогических исследований.
Сегодня в педагогике рассматривается как конкурентоспособность специалиста в общем, так и конкурентоспособность учителей различных предметных областей, достаточно мало исследованы различные виды конкурентоспособности. Феномен конкурентоспособности в педагогическом контексте раскрывается в работах Н.Н. Александрова, Н.И. Амельченко, М.Л. Ионовой, В.Д. Козлова, В.Д. Крючкова, В.Н. Мезинова и др [1],[2],[5],[6],[7]. Несмотря на определённую терминологическую неоднозначность, в трактовках понятия наблюдаются общие характеристики. Различные интерпретации конкурентоспособности специалиста, в том числе учителя, представлены нами в таблице 1.
Таблица 1
способности специалиста
Автор Определение конкурентоспособности
Н.И. Амельченко «совокупность характеристик, определяющих позицию конкретного специалиста или группы специалистов на рынке труда, позволяющих им претендовать на получение определенных вакансий в сфере их деятельности» [2].
Н.Н. Александров, В.Д. Козлов, В.Д. Крючков относительная способность специалиста конкурировать, при равных условиях, обусловленных современным рынком труда в отношении молодых профессионалов, способность открыто показать их компетентность и получить преимущества при выборе кандидатов [1].
М.Л. Ионова возможность субъекта выдержать конкуренцию со стороны потенциальных и реальных претендентов на рабочее место или претендовать самому на другое, более престижное [5].
М.С. Лебедев интегративное профессионально-значимое качество личности, обеспечивающее востребованность на рынке педагогического труда за счет конкурентных преимуществ, отражающих высокий уровень сформированности компетенций (общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных), личностных характеристик [6].
В.Н. Мезинов динамическое, системное, многоуровневое личностное образование, обеспечивающее внутреннюю уверенность в себе, гармонию с окружающим пространством и собой [7].
Опираясь на представленные определения, можно сделать вывод, что конкурентоспособность учителя можно позиционировать в качестве системного образования личности, обеспечивающее успешность педагогической деятельности за счет ряда конкурентных преимуществ. На наш
взгляд, к данным преимуществам относятся предметные знания, профессиональные умения и личностные качества, которые в общей совокупности являются структурой компетенций специалиста. Высокий уровень сформированности компетен-
ций позволяется учителю более успешно осуществлять педагогическую деятельность по сравнению с другими представителями профессионального сообщества. Именно высокий уровень сформированности знаний, умений и качеств выделяет учителя среди коллег, помогает добиться высоких профессиональных результатов. Несмотря на определённое отрицание конкурентоспособности по отношению к профессии учителя, сегодня понятие начинает занимать всё более прочное место в педагогической теории.
Для учителей иностранного языка с высоким уровнем методической конкурентоспособности присущи глубокие лингвометодические познания, широкий кругозор и эрудиция. Как правило, данные знания выходят за общепринятые границы. Кроме того, методически конкурентоспособные учителя иностранного языка готовы к постоянному профессиональному совершенствованию, самообразованию, саморазвитию. Они могут применить полученные знания в нестандартных учебно-воспитательных ситуациях. Особое внимание уделяется проектированию и проведению урока, нивелированию возникающих проблем, посредством использования инновационных методов и технологий. Лингвометодическую успешность невозможно представить без таких качеств, как профессиональная заинтересованность, рефлексия, эмпа-тия, работоспособность, организованность и др. Таким образом, методическая конкурентоспособность учителя иностранного языка достигается за счёт более высокого уровня методических знаний, умений и личностных качеств. Всё это позволяет осуществлять организацию процесса обучения иностранному языку на более продвинутом уровне, добиваться поставленных целей. Остановимся на структурных составляющих методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка более подробно.
Лингвометодические знания предполагают знания теоретических и практических аспектов методики обучения иностранному языку: исторические аспекты развития лингвометодических идей, понятийно-категориальный аппарат методики обучения иностранному языку, средства, методы обучения иностранному языку и алгоритмы их реализации на различных возрастных этапах, сущностные характеристики инновационных лингвометодических технологий, типы современного урока иностранного языка по ФГОС, принципы урока, формы внеклассных мероприятий по иностранному языку. Для методически конкурентоспособного учителя эти знания должны быть глубокими, учитель должен уметь оперировать ими, применять в нестандартных учебно-воспитательных ситуациях. Методические знания взаимосвязаны с методическими умениями учителя иностранного языка, которые опираются на них. Ме-
тодически конкурентоспособный учитель иностранного языка обладает широким кругозором, постоянно узнаёт что-то новое.
Лингвометодические умения, прежде всего, заключаются в умении осуществлять проектирование и проведение уроков и внеклассных мероприятий с использованием современных методов, средств и технологий в соответствие с требованиями нормативных образовательных документов, распределять учебное время в рамках урока, осуществлять контроль предметной деятельности обучающихся, учитывать возрастные особенности обучающихся в организации процесса обучения, работать с учебными пособиями и другими учебными информационными источниками. Учитель иностранного языка должен уметь организовать обратную связь, донести языковой контент доступно, наглядно и понятно, организовать учебную деятельность в различных направлениях.
К личностным качествам, входящим в состав методической конкурентоспособности, относятся работоспособность, эмпатия, стремление к профессиональному саморазвитию, креативность, организованность и дисциплина, вовлеченность в процесс, рефлексия. Указанные качества играют важную роль в формировании методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка.
Выше было указано, что формирование методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка осуществляется в контексте методической подготовки. Здесь используются различные организационные формы и средства обучения. Так, лекционные занятия должны быть наиболее информативными, семинарские и практические занятия нацелены на развитие полученных на лекциях методических знаний, формированию методических умений. Особо следует отметить внеаудиторную работу, а именно вовлечение будущих учителей иностранного языка в конкурсную деятельность. Участие в конкурсных мероприятиях лингвометодической направленности мотивирует студентов к профессиональному совершенствованию, помогает приобрести новые знания и умения, развивает личностные качества.
Таким образом, отправной точкой формирования методической конкурентоспособности является вуз. Здесь должен быть создан ряд условий, способствующих становлению методически конкурентоспособного специалиста. Помимо изучения необходимого цикла дисциплин, должна быть организована внеаудиторная работа, предполагающая организацию научно-методических кружков и сообществ, вовлечение в конкурсную деятельность. Формирование методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка взаимосвязано с организацией их методической подготовки в вузе. Методическая подготовка будущих учителей иностранного языка обладает определенными ориентирами и особенностями.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022_2542-0291
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Александров, Н.Н. Конкуренция и конкурентоспособность: содержание понятий и история их становления /
H.Н. Александров, В.Д. Козлов, В.Д. Крючков. - Нижний Новгород : Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 2004. -167 с. - Текст : непосредственный.
2. Амельченко, Н.И. О проблеме конкурентоспособности учителя физики / Н.И. Амельченко. - Текст : непосредственный // Ступень в педагогическую науку : материалы V Междунар. форума работников образования. - Таганрог, 2014. - С. 81-84.
3. Дубровина, Т.С. Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка на основе актуализации познавательных задач / Т.С. Дубровина. - Текст : непосредственный // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 1. - С. 31-37.
4. Игна, О.Н. Качество методической подготовки учителей иностранного языка: критерии и основы оптимизации / О.Н. Игна. - Текст : непосредственный // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 11. - С. 79-88.
5. Ионова, М.Л. Человеческий капитал, компетенции и конкурентоспособность специалиста / М.Л. Ионова. - Текст : непосредственный // Гео-Сибирь. - 2007. - Т. 6. - С. 250-253.
6. Лебедев, М.С. Особенности проявления конкурентоспособности соискателей в информационном пространстве постиндустриального общества / М.С. Лебедев. - Текст : непосредственный // Информационное пространство: проблемы формирования : материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Образовательная среда информационного пространства», 22 - 23 апр. 2015 г. - Шадринск : ШГПИ, 2015. - С. 95 - 99.
7. Мезинов, В.Н. Формирование конкурентоспособности будущего учителя в процессе педагогического образования / В.Н. Мезинов. - Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2008. - № 3 (77). - С. 31-35.
8. Силкович, Л.А. Методические предпосылки обновления лингводидактической подготовки будущего учителя иностранного языка / Л.А. Силкович. - Текст : непосредственный // Вестник Минского государственного лингвистического университета. Серия 2: Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. - 2019. -№ 2 (36). - С. 112-122.
REFERENCES
I. Aleksandrov N.N., Kozlov V.D., Krjuchkov V.D. Konkurencija i konkurentosposobnost': soderzhanie ponjatij i istorija ih stanovlenija [Competition and competitiveness: the content of concepts and the history of their formation]. Nizhnij Novgorod: Izd-vo Volgo-Vjat. akad. gos. sluzhby, 2004. 167 p.
2. Amel'chenko, N.I. O probleme konkurentosposobnosti uchitelja fiziki [On the problem of competitiveness of a physics teacher]. Stupen' v pedagogicheskuju nauku: materialy V Mezhdunar. foruma rabotnikov obrazovanija [A step in pedagogical science]. Taganrog, 2014, pp. 81-84.
3. Dubrovina T.S. Sovershenstvovanie professional'noj podgotovki budushhih uchitelej inostrannogo jazyka na osnove ak-tualizacii poznavatel'nyh zadach [Improving the professional training of future teachers of a foreign language based on the actualization of cognitive tasks]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian pedagogical journal], 2011, no. 1, pp. 31-37.
4. Igna O.N. Kachestvo metodicheskoj podgotovki uchitelej inostrannogo jazyka: kriterii i osnovy optimizacii [The quality of methodological training of foreign language teachers: criteria and foundations for optimization]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian pedagogical journal], 2009, no. 11, pp. 79-88.
5. Ionova M.L. Chelovecheskij kapital, kompetencii i konkurentosposobnost' specialista [Human capital, competencies and competitiveness of a specialist]. Geo-Sibir' [Geo-Siberia], 2007, vol. 6, pp. 250-253.
6. Lebedev M.S. Osobennosti projavlenija konkurentosposobnosti soiskatelej v informacionnom prostranstve postindus-trial'nogo obshhestva [Features of the manifestation of the competitiveness of applicants in the information space of the postindustrial society]. Informacionnoe prostranstvo: problemy formirovanija: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Obra-zovatel'naja sreda informacionnogo prostranstva», 22 - 23 apr. 2015 g. [Information space: problems of formation]. Shadrinsk: ShGPI, 2015, pp. 95 - 99.
7. Mezinov V.N. Formirovanie konkurentosposobnosti budushhego uchitelja v processe pedagogicheskogo obrazovanija [Formation of the competitiveness of the future teacher in the process of teacher education]. Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogopedagogicheskogo universiteta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin], 2008, no. 3 (77), pp. 31-35.
8. Silkovich L.A. Metodicheskie predposylki obnovlenija lingvodidakticheskoj podgotovki budushhego uchitelja inostrannogo jazyka [Methodological prerequisites for updating the linguodidactic training of a future teacher of a foreign language]. VestnikMinskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Serija 2: Pedagogika, psihologija, metodika prepodavan-ija inostrannyh jazykov [Bulletin of Minsk State Linguistic University. Series 2: Pedagogy, psychology, methods of teaching foreign languages], 2019, № 2 (36), pp. 112-122.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
А.В. Дубаков, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: rain.22@rambler.ru, ORCID: 0000-0001-9509-3761.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
A.V. Dubakov, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor of the chair of Theory and Practice of Germanic Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: rain.22@rambler.ru, ORCID: 0000-0001-9509-3761.